Аутизм

В чем причина расстройства?

Основные причины возникновения аутизма у детей – это врожденные аномалии головного мозга. Это неврологическое расстройство, специфически проявляющееся в когнитивном восприятии, и в результате его нарушения, – в поведении больного человека. Однако точная причина, почему возникает аутизм у детей, пока не выявлена. Считается, что важную роль играют генетические факторы, различные инфекционные заболевания (вирусы, прививки), химические процессы в мозге.

Влияние на организм женщины во время беременности, в период антенатального развития плода – это основной фактор, почему рождаются дети с аутизмом; причины кроются в необратимом повреждении мозга ребенка в процессе его формирования.

Современные теории, появляющиеся в результате проведенных исследований, направленных на изучение аутизма и причин возникновения расстройства, утверждают, что возникновение РАС возможно только при объединении указанных факторов.

Расстройство некоторых функций мозга приводит к нарушению способности правильной оценки информации (сенсорной, речевой). Люди с аутизмом имеют значительные трудности в развитии речи, в отношениях с другими, им трудно справляться с общими социальными навыками, у них преобладают стереотипные интересы, жесткость мышления.

Лечение аутизма у детей

Своевременное начало коррекции аутизма увеличивает вероятность удачной адаптации ребенка к нормальной жизни. Основными целями лечения аутизма у детей являются развитие навыков самообслуживания и социальная адаптация. С этой целью применяются:

  • поведенческая терапия;
  • игровая терапия;
  • трудотерапия;
  • занятия с логопедом;
  • арт-терапия;
  • анималотерапия.

Методики подбираются в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Немедикаментозная коррекционная работа при необходимости сопровождаться приемом противосудорожных и/или психотропных препаратов.

Главные цели лечения аутизма у детей – развитие навыков самообслуживания и социальная адаптация

В лечении аутизма у детей могут быть эффективными физиотерапевтические методики, в частности, микротоковая рефлексотерапия, которая дает возможность выборочно стимулировать определенные зоны головного мозга.

Детей с аутизмом, которые не разговаривают, следует вовлекать в развивающие игры и задания, для выполнения которых не нужно пользоваться речью (например, паззлы, головоломки, мозаика). Такие занятия способствуют налаживанию контакта с ребенком, а также приобщают его к индивидуальной или совместной деятельности.

При использовании игровой терапии рекомендуется выбирать игры с четкими правилами, а не сюжетно-ролевую игровую деятельность. Так как аутистам трудно дифференцировать эмоции других людей, для просмотра мультфильмов следует подбирать те, где герои обладают хорошо выраженной мимикой. При этом необходимо поощрять отгадывание детьми эмоционального состояния персонажа. Кроме того, детей с аутизмом полезно приобщать к участию в театральных представлениях.

Коррекция аутизма у детей включает методы аудио-обучения и аудио-вокальной тренировки. Метод аудио-вокальной тренировки заключается в звуковом воздействии на ребенка при посредстве специального прибора, через который поступает звук определенных частот. В результате пациент с аутизмом учится слушать и воспринимать звуки, которые ранее им не усваивались. Основной целью метода является улучшение способности воспринимать и перерабатывать информацию, которая поступает в мозг посредством слуха. Во время сеансов ребенок может играть, рисовать или заниматься другой спокойной деятельностью.

Для лечения детей с аутизмом используют холдинг-терапию, которая заключается в том, что в определенное время мать берет на руки ребенка и обнимает, несмотря на его возможное сопротивление, отец при этом принимает такое же участие в сеансе. Этот метод, спустя некоторое время практики (определяется индивидуально для каждого ребенка) позволяет родителям установить тесный эмоциональный контакт с ребенком. На начальных сеансах холдинг-терапии обычно присутствует психолог, который объясняет родителям происходящее и дает ситуативные рекомендации, однако сам в сеансе не участвует и не способен заменить родителей. Каждый сеанс холдинг-терапии имеет три стадии:

  1. Стадия конфронтации (ребенок, страдающий аутизмом, обычно сопротивляется началу сеанса, хотя и часто ждет его на протяжении всего дня, при этом пациенты могут искать любые поводы, чтобы избежать проведения холдинга).
  2. Стадия отвержения (ребенок пытается вырваться из объятий, родители при этом, проявляя терпение, пытаются успокоить ребенка).
  3. Стадия разрешения (ребенок прекращает сопротивление, устанавливает с родителями зрительный контакт, расслабляется).

Следует отметить, что некоторые специалисты считают холдинг-терапию чрезмерно стрессовым методом, как для больного ребенка, так и для его родителей, в связи с чем не рекомендуют прибегать к ней.

Одна из методик лечения аутизма у детей – холдинг-терапия

Для улучшения взаимодействия пациента с окружающим миром рекомендуется метод анималотерапии, в ходе которой дети контактируют с животными (лошадьми, кошками, собаками, дельфинами). Метод основан на наблюдении, что зачастую больным аутизмом детям значительно легче удается установить контакт с животным, чем с другим человеком. Однако следует иметь в виду, что у ряда пациентов наблюдаются вспышки агрессии по отношению к животным или панический страх перед ними. В этих случаях анималотерапия не показана.

Чтобы улучшить способность ребенка владеть своим телом, показана лечебная физкультура. Также больным с аутизмом назначается диета, из рациона исключают продукты с высоким содержанием казеина и глютена (молочные продукты, изделия из пшеницы, ржи, овса, ячменя).

Пациентов первой и второй групп (по классификации О. С. Никольской) обучают дома, больные третьей и четвертой групп могут посещать специальную или массовую общеобразовательную школу.

Виды заболевания

Аутизм у ребенка, признаки которого можно выявить в домашних условиях, может классифицироваться по возрастному периоду возникновения и причинам появления.

Официально аутизм разделен на 4 вида.

Ранний детский аутизм

Современность такова, что в среднем в группе детей численностью 30 человек, 1 из них будет страдать какой-либо формой раннего аутизма. Он проявляется в первые 3 года жизни ребенка и представляет собой нарушения психики во всех сферах, причем симптомы раннего аутизма можно легко спутать с другими заболеваниями.

Явными признаками раннего аутизма (иначе синдром Каннера) являются:

  • полное отсутствие у ребенка интереса к людям и общению с ними, замкнутость;
  • отрешенность от внешнего мира;
  • эмоциональное равнодушие в отношении близких, семьи;
  • не умение различать одушевленный и неодушевленный предметы;
  • слабая реакция на внешние раздражители (громкая музыка, яркий свет, шум);
  • стереотипное поведение, которое проявляется в агрессии на любые изменения в привычных событиях (перемена места жительства, перестановка мебели, смена маршрута, одежды);
  • однообразие в игре, при этом любое вмешательство в его деятельность вызывает агрессию и злость;
  • отсутствие фокусированного взгляда «глаза в глаза», избегание зрительного контакта;
  • стремление к одиночеству;
  • неопределенное отношение к матери, в одном случае ребенок всячески избегает ее общества, в другом предпочитает находиться рядом, но без проявления чувств;
  • задержка психомоторного развития, низкий интеллект и неспособность к самообслуживанию.

Атипичный аутизм

Атипичный аутизм был выявлен учеными в 1994 г. Отличительной особенностью этого заболевания является период его проявления, а именно после 3-х лет. Чаще всего этой патологии подвержены дети, уже имеющие нарушение речи или умственные отклонения.

На начальном этапе заболевания ребенок приобретает все необходимые навыки, после чего наступает резкое состояние регресса и утраты всех способностей. Этот вид аутизма предполагает тяжелую форму умственной отсталости.

Синдром Аспергера

Впервые это заболевание было выявлено в 1944 г. Гансом Аспергером. Это заболевание характеризуется как сильное нарушение социальной адаптации и приводит к сложностям во всех сферах жизнедеятельности. Для детей с синдромом Аспергера характерна неуклюжесть в движениях, однако речь развита достаточно хорошо.

Больные с этой патологией часто увлекаются какой-либо сферой или наукой до фанатизма, говоря об этом даже в неуместной обстановке. Происхождение и источники этого заболевания до сих пор доподлинно неизвестны, но на каждые 10000 человек приходится 15-20 больных синдромом Аспергера.

Синдром Ретта

Данный вид аутизма встречается только у девочек и, к сожалению, полностью не излечим из-за высокой степени умственной отсталости. Это заболевание трудно не заметить, оно характеризуется неосознанными движениями рук, однообразной речью, печальным выражением лица и наличием судорог.

Опасность этого синдрома в том, что после 8 лет ребенок может резко потерять в весе и не сможет двигаться без помощи посторонних.

Особенности детского аутизма

Несмотря на то, что число детей с диагностированным аутизмом увеличивается с каждым годом, причины развития расстройства аутистического спектра (РАС) не выявлены до сих пор. Единственный факт, на котором сходятся современные исследователи, состоит в том, что аутизм провоцирует не какая-либо отдельная причина, а целый комплекс различных факторов.

Возможные причины аутизма у детей, признанные на сегодняшний день, таковы:

  • поздний возраст родителей (или одного родителя – особенно отца);
  • расстройства аутистического спектра в семейном анамнезе;
  • рождение ребенка в многодетной семье (7–8 и более детей) одним из последних. При этом результаты некоторых исследований также подтверждают и высокий риск рождения первенца-аутиста;
  • некоторые заболевания матери в период вынашивания плода: краснуха, ветряная оспа, корь, цитомегаловирус, ожирение и др. Также одним из факторов риска считается агрессивное химическое воздействие на организм мамы во время беременности – особенно препаратами талидомидом и вальпроатом.

Кроме того, к предполагаемым факторам, способным спровоцировать РАС у малыша, относятся и такие, как:

  • наличие детского церебрального паралича (ДЦП);
  • генетические аномалии (особенно среди генов, отвечающих за синаптические связи), синдромы Ангельмана и ломкой Х-хромосомы;
  • нарушения обмена веществ, гормональные сбои;
  • инфекции вирусной или бактериальной природы;
  • отравление антибиотиками или ртутью (в том числе при детской вакцинации);
  • органическое поражение центральной нервной системы в результате энцефалита, неправильного развития некоторых отделов мозга и др.
  • травмы, полученные в процессе родов;
  • черепно-мозговые травмы (ЧМТ);
  • врожденная «хрупкость» эмоций.

Первые признаки аутизма у детей могут проявиться как до достижения ребенком возраста 2 лет (ранний детский аутизм – РДА), так и в период 2–11 лет (детский) либо 11–18 лет (подростковый). Симптоматика состояния различается в зависимости от возраста – это касается не только стабильных признаков, но и изменяющихся в процессе взросления. Признаки аутизма у подростков проявляются сильнее, чем в раннем возрасте, и лечение, как правило, занимает более длительное время.

Еще по теме «Что за болезнь аутизм»:

атипичный аутизм=дет. шизофрения?

Аутизм — не болезнь, это нарушение развития. Поведение детей с аутизмом характеризуется также жесткой стереотипностью (от Есть понятие аутизм — как набор определенных симптомов, который существеут при шизофрении.

Аутизм и аллергия.

у нас и аутисты, и не аутисты аллергики и перечисленные лекарства на мой личный полиноз никак не действуют попробуйте местно кромоны или Аутизм — не болезнь, это нарушение развития. У нас, например, мамы детей из аутичного класса проблем практически не замечают…

санаторно-курортное лечение

Ребенок с аутизмом и НЕ нарушенным интеллектом… Аутизм — не болезнь, это нарушение развития. Путь мамы особого ребенка – в Израиле.

Получение инвалидности

Получение инвалидности. Аутизм. Другие дети. Трудности в обучении детей: аутизм, СДВГ, нарушения речи. Что делать? Опять про аутизм. Аутизм — не болезнь, это нарушение развития.

как часто «рисуют» аутизм?

Аутизм это действительно не просто замкнутость, но спектр у него столь широк, что вот так сразу утверждать «вы сразу увидите аутиста » Я всегда отличаю аутистов, просто не знаю как можно спутать с чем то еще. А еще мне кажется что в россии аутизм диагностируют ошибочно…

СДВГ — новости науки

Поэтому он противопоказан людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Среди людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями в целом выше уровень внезапных смертей, чем в среднем по населению. Аутизм — не болезнь, это нарушение развития.

Чем грозит диагноз АУТИЗМ???

Чем грозит диагноз АУТИЗМ ??? Что-то задели меня за живое слова одной из мам в классе, где учится мой сын… НО, пока согласились на нашу просьбу по тестированию сына их, каунти, спецом по аутизму у которго есть сертификат АВА. посмотрит, что за план она нам разработает.

нейролептики

нейролептики. Аутизм. Другие дети. Интересно все таки, какой разный подход к проблеме аутизма в странах. У нас нейролептики и антидепрессанты выписывают только после психиатр. тренировки спец. комиссия.

Мозговые нарушения, аутизм — где обследовать и лечить ребенка?

Аутизм — не болезнь, это нарушение развития. Если в семье первый ребенок с аутизмом, то родителям рекомендуют пройти генетическое обследование и определить наличие фрагильной (ломкой) Х-хромосомы. Куда лучше обратиться для диагностики аутизма.

стереотипные движения

Аутизм — не болезнь, это нарушение развития. Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным: от глубокой умственной Моторика угловатая, движения неритмичные, с тенденцией к стереотипиям.

Аутизм и гипервозбудимость

Аутизм — не болезнь, это нарушение развития. Ездили к Никольской, она объяснила, что это не аутизм в чистом виде, а проявление ЗПР и эпи. рост – 71 см. Из диагнозов : пластический гидропорез, синдром гипервозбудимости и…

Аутизм — органическое поражение!

Аутизм – что это за болезнь ? Аутизм — психологическое нарушение? Лео Каннер считал причиной возникновения аутизма органическое поражение мозга, однако в 1950-х годах дальнейшее развитие И согласна с нижевыскажишемеся — худшее, что можно сделать для…

Признаки аутизма у детей от 3 месяцев

Аутизм — не болезнь, это нарушение развития. Аутизм у детей. Признаки аутизма проявляются в относительно малом возрасте. Несут за собой следующие выражения: отсутствует Обычно синдром раннего аутизма диагностируют в возрасте 2,5 – 3 лет.

Понимаю, что бред, но все-таки…

Аутизм — не болезнь, это нарушение развития. Поведение детей с аутизмом характеризуется также жесткой стереотипностью (от Есть понятие аутизм — как набор определенных симптомов, который существеут при Аутистические расстройства.

Инфантилизм

Аутизм — не болезнь, это нарушение развития. Дети с аутизмом любят слушать одно и то же: определенные песни или диалоги из видео. Причины аутизма разные и развитие тоже разное.

Аутизм. Пути решения.

А Вы делали анализы на обменные заболевания — ФКУ и прочие нарушения аминокислотного обмена? Просто с нами в палате лежал мальчик 5 лет Аутизм — не болезнь, это нарушение развития. Предлагаю родителям детей- аутистов, интересующихся методикой занятий с…

Аутизм

Аутизм. Родительский опыт. Другие дети. Аутизм. Предлагаю пообщаться родителям детей, больных аутизмом разных степеней. Посмотри здесь, это информация для врачей, меня заинтересовал roll, то есть список где истории болезней.

Успокаивающие травы

Успокаивающие народные рецепты на основе применения трав пригодятся для понижения агрессии, раздражительности, тревожного состояния ребенка-аутиста. Еще они нормализуют сон. Терапия продолжается ежегодно курсами по 2 месяца. Пить успокаивающие отвары детям разрешено с двухлетнего возраста.

Рецепты:

  1. Чай с листьями мелиссы и мяты. Растения смешиваются в равных пропорциях, заливаются кипятком: стакан на 1 ст. л. трав. Можно добавить меда. Дозировка: 2-4 года – 50 мл 2 раза в сутки; 5-8 лет – 100 мл трижды в день; от шести лет – стакан 3 раза в сутки.
  2. Чай из душицы. Делается концентрированным – 0.5 л воды на 50 г травы. Душица заливается кипятком в какой-нибудь посуде, накрывается крышкой, обматывается одеялом либо кофтой, настаивается 2-3 часа. Двухлетним малышам пить по 25 мл 3 раза в сутки. Дозировка увеличивается на 25 мл с каждым годом.
  3. Настой из мелиссы с валерьяной. Оказывает успокаивающий эффект и благоприятно влияет на ЦНС, избавляет от страха, повышает умственную производительность. Корни валерьяны измельчаются и смешиваются с листьями мелиссы, пропорции 2:1. Ст. л. смеси варится 5 м в 300 мл воды, затем процеживается. Дозировка, как в первом рецепте.
  4. Успокаивающий сбор, повышающий активность головного мозга, устраняющий страх. В равных пропорциях смешиваются плоды шиповника, красной рябины, боярышника, цветы календулы, корень солодки, листья дербенника иволистного. Сбор тщательно измельчается. На 20 г берется стакан кипятка, настаивать час. Малышу следует пить по четверти стакана до еды.

Признаки аутизма

К основным проявлениям заболевания можно отнести следующие симптомы:

  • Обеднение эмоций. Малыши, не имеющие отклонений в психическом развитии, при любой улыбке или поглаживании испытывают положительные эмоции и реагируют в ответ. Дети,страдающие аутизмом, практически никак не отвечают. Физический или телесный контакт не вызывает у них никакого ответа. Ребенок остается безучастным или старается отвернуться.

  • Сосредоточенный взгляд. Обычно малыши первого года жизни начинают фиксировать взгляд на каком-то одном предмете. Чаще всего у детей с аутизмом можно наблюдать «отсутствующий» взгляд. Они никогда не смотрят собеседнику в глаза, зато часами могут рассматривать какую-то часть от игрушки или рисунок на стене. Часто кажется, что малыш просто погружен в себя.

  • Медленное приучение к горшку. Обычно для малышей, страдающих аутизмом, это становится очень трудной задачей. Часто только в возрасте 3-4 лет ребенок полностью отучается от подгузников и привыкает ходить в горшок.

  • Нарушения речи. Как правило, малыши-аутисты начинают говорить достаточно поздно. Даже после произнесения первых слов они могут замолчать на долгое время. Спустя несколько месяцев они снова начинают говорить, однако произносят всего несколько отдельных слогов или однотипных слов.

  • Многократные повторения слов. Малыши, страдающие аутизмом, очень часто повторяют несколько слов. На вопрос «будешь кушать?» они могут несколько десятков раз повторить «кушать, кушать, кушать». Это прекратиться, только когда кто-то из родителей скажет «кушать» после монолога ребенка. После этого он обычно замолкает.

  • Однотипные движения. Малышам-аустистам очень нравится повторять какое-либо действие много раз. Обычно они включают и включают свет или открывают водопроводный кран. Любые попытки сделать замечание, что так делать нехорошо или неправильно, ребенок не воспринимает адекватно и начинает повторять снова и снова.

  • Изменение походки. Довольно часто маленький аутист начинает ходить на цыпочках или сильно размахивает при ходьбе руками, как бы изображая птицу или бабочку. Некоторые малыши могут подпрыгивать при ходьбе.

  • Психологические особенности. Обычно малыш, страдающий аутизмом, становится более замкнутым. Такие дети часто испытывают серьезнейшие трудности в попытках завести новых друзей. Малыши обычно не играют с другими детьми в песочнице или уходят с детской площадки, избегая новых знакомых.

  • Любимые продукты питания. Обычно ребенок, страдающий аутизмом, имеет выраженную наклонность и любовь только к определенной пищи. Ввести в его рацион новые продукты становится чрезмерно сложной задачей для любой мамы. Малыш категорически отказывается от всего нового, требуя привычных для него блюд. Дети в возрасте 2-3 лет кушают только из знакомой для них посуды. Новые столовые приборы могут вызвать у малыша настоящий приступ паники.

  • Строгая организация. Малыши-аутисты всегда стараются упорядочить свои игрушки или предметы. Они выстраивают своих кукол или животных по цвету, по размеру или по каким-то только им понятным критериям. Любое нарушение такого порядка может вызвать у малыша сильную апатию или же наоборот привести к агрессивному поведению.

  • Возможность самоагрессии. У малышей с аутизмом нарушаются границы восприятия внешнего и внутреннего мира. Довольно часто они чрезмерно болезненно воспринимают любые попытки вторгнуться в их личный мир. В этом случае они проявляют агрессию не по отношению к другому человеку, а к себе. Малыши могут себя нарочно кусать и даже стараются упасть из кроватки или манежа. Нужно отметить, что такие симптомы встречаются преимущественно при достаточно тяжелых формах болезни.

10 фото

Диагностика аутизма

Первые симптомы аутизма, замеченные родителями

Именно близкие раньше всех обращают внимание на странное поведение ребенка. Особенно рано это происходит, если в семье уже есть маленькие дети и есть, с кем сравнивать

Чем раньше родители начинают бить тревогу и прибегать к помощи специалистов, тем больше шансов у аутиста социализироваться и вести нормальный образ жизни.

Тестирование с помощью специальных опросников. При детском аутизме диагностика проводится путем опроса родителей и изучения поведения ребенка в привычной ему среде.

  • Опросник для диагностики аутизма (ADI-R)
  • Шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS)
  • Шкала рейтинга детского аутизма (CARS)
  • Поведенческий опросник для диагностики аутизма (ABC)
  • Контрольный список оценки показателей аутизма (ATEC)
  • Опросник по аутизму у маленьких детей (CHAT)

Инструментальные методы:

  • УЗИ головного мозга (для исключения повреждений мозга, вызывающих характерные симптомы)
  • ЭЭГ – для выявления эпилептических приступов (аутизм порой сопровождается эпилепсией)
  • Проверка слуха у сурдолога – для исключения речевой задержки по причине тугоухости

Родители и окружающие могут не правильно воспринимать поведение ребенка с аутизмом (см. таблица-памятка, объясняющая поведение ребенка).

ЧТО ВИДИТ ВЗРОСЛЫЙ ЭТО НЕ… ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ
  • Неорганизованность
  • Витание в облаках
  • Забывчивость
  • Лень
  • Манипуляция
  • Не желание что-либо делать
  • Непослушание
  • Отлынивание от обязанностей, работы
  • Непонимание чужих ожиданий
  • Попытка отрегулировать сенсорные системы
  • Реакция на новую ситуацию или стресс
  • Повышенная тревожность
  •  Сопротивление переменам
  • Предпочтение однообразию
  • Расстройство в ответ на перемены
  • Повторяющиеся действия
  • Ригидность
  • Упрямство
  • Отказ от сотрудничества
  • Неуверенность в том, как выполнить указания
  • Попытка сохранить порядок и предсказуемость
  • Неспособность посмотреть на ситуацию со стороны
  • Импульсивность
  • Не выполняются инструкции
  • Мешающее поведение
  • Провокации
  • Нежелание слушаться
  • Эгоизм
  • Желание быть в центре внимания
  • Трудности в понимании абстрактных и общих понятий
  • Задержка в обработке информации
  • Избегает определенных звуков или освещения
  • Не смотрит в глаза
  • Трогает посторонние предметы, вращает их
  • Нюхает различные предметы
  • Плохое поведение
  • Нежелание слушаться
  • Телесные, сенсорные сигналы не обрабатываются нормально
  • Сенсорные проблемы
  • Крайняя обонятельная, звуковая, зрительная чувствительность

Лечение

Основные способы существующей центральной терапии не основаны на знаниях этиологии заболевания. Аналогично умственной отсталости, аутизм считается неизлечимым расстройством, но при целевом лечении и специальных образовательных стратегиях в сочетании с поведенческой терапией, у людей с аутизмом может быть достигнуто значительное улучшение. Цели терапии можно разделить на 2 основные категории:

  • развитие или усиление задержанных или неразвитых коммуникационных способностей, социальных, адаптивных свойств;
  • нефармакологическое и фармакологическое воздействие на различные симптомы и синдромы.

Психотерапия

Ранняя диагностика и последующее психологическое вмешательство очень важны для дальнейшего развития аутичных детей; своевременное начало лечения значительно увеличивает шансы пациентов на включение в нормальную жизнь.

Работа с семьей: образование, обучение коммуникации, метод обратной связи

После постановки диагноза, в т.ч. определения степени аутизма и возможной умственной отсталости, родителям должна быть предоставлена ​​достаточная информация о соответствующем подходе, вариантах лечения, включая последующие рекомендации (обращение в региональные общественные ассоциации, организующие уход за больным с РАС, предоставление амбулаторного лечения).

У многих пациентов неадекватные симптомы (агрессия, самоповреждение, патологическая фиксация на родителях, чаще всего, на матерях) могут усилиться вследствие неправильного подхода родителей к больному ребенку. Поэтому наблюдение за социальным взаимодействием аутиста с родителями, братьями и сестрами – это важная часть терапии. На основе наблюдений создается индивидуальный терапевтический план.

Целесообразно использование зеркала Гезелла, обеспечивающего непрерывное наблюдение за связью аутиста с родителями, возможность видеозаписи их взаимодействия. Один терапевт обычно работает с семьей в контролируемом помещении, другой наблюдает за зеркалом, записывает структурированную ситуацию. Затем оба специалиста совместно с родителями рассматривают отдельные части видеозаписи. Врачи указывают на возможные несоответствующие проявления родителей, потенцирующие неадекватное поведение их ребенка. Реконструкцию и практику желаемого взаимодействия с семьей необходимо проводить повторно. Речь идет о временно требовательном терапевтическом методе.

Индивидуальная терапия: поведенческие методы, логопедия

Индивидуальные подходы успешно используются для усиления развития вербальных и невербальных, социальных навыков, способности к адаптации и самопомощи, снижения неадекватного поведения (гиперактивность, агрессивность, самоповреждение, стереотипы, ритуалы).

Чаще всего используется положительное предрасположение, когда желаемое поведение, например, освоение определенного навыка, поддерживается вознаграждением, соответствующим уровню степени поражения (при тяжелом аутизме с умственной отсталостью используется поощрение лакомством, при умеренном расстройстве подходит вознаграждение любимым занятием, таким как просмотр мультфильма, высокофункциональные пациенты могут в качестве награды получить похвалу).

Нарушение речи – это частый повод для проведения обследования на аутизм. Интенсивная логопедия имеет хороший эффект у аутичных пациентов, но требует более индивидуального подхода, чем при других проблемах. Логопедическая терапия наиболее часто используется в сочетании с поведенческими методами.

Фармакотерапия

Известные на сегодняшний день препараты не влияют конкретно на основные симптомы аутизма (нарушения речи, коммуникации, социальная изоляция, нестандартные интересы). Лекарства эффективны только в качестве средств для оказания симптоматического влияния на неблагоприятные поведенческие проявления (агрессия, самоповреждение, гиперкинетический синдром, навязчивые, стереотипные ритуалы) и аффективные расстройства (тревожность, эмоциональная лабильность, депрессия).

Применяемые лекарства:

  • Нейролептики. Влияют на агрессию, самоповреждение, гиперкинетический синдром, импульсивность;
  • Антидепрессанты. Из группы антидепрессантов наиболее широко используются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС), их эффективность соответствует идее о роли серотониновой дисрегуляции в этиопатогенезе аутизма.
  • Психостимуляторы. Эти препараты положительно влияют на гиперактивность при аутизме. Преимущественно используется Метилфенидат, значительно снижающий гиперактивность при дозировке 20-40 мг в день, при этом, не ухудшая стереотипность.

Формы заболевания

В зависимости от показателя IQ и уровня заботы, необходимого пациенту в повседневной жизни, аутизм у детей подразделяют следующим образом:

  • низкофункциональный;
  • среднефункциональный;
  • высокофункциональный.

Кроме того, заболевание может быть синдромальным и несиндромальным.

В зависимости от этиологического фактора ранний детский аутизм может быть:

  • эндогенно-наследственным;
  • связанным с хромосомными абберациями;
  • экзогенно-органическим;
  • психогенным;
  • неясной этиологии.

Одна из форм аутизма у детей – с отрешенностью от окружающего мира

По классификации К. С. Лебединской в зависимости от преобладающего характера нарушения социальной адаптации выделяют следующие формы аутизма у детей:

  • с отрешенностью от окружающего мира (ситуативное поведение, отсутствие навыков самообслуживания, полное отсутствие потребности в социальных контактах);
  • с отвержением окружающего мира (речевые, сенсорные, двигательные стереотипии, нарушение чувства самосохранения, гипервозбудимость, гиперсенситивность);
  • с замещением окружающего мира (наличие своеобразных интересов и фантазий, слабая эмоциональная привязанность к близким людям);
  • со сверхтормозимостью в отношении окружающего мира (быстрая психическая и физическая истощаемость, пугливость, ранимость, эмоциональная лабильность).

По классификации О. С. Никольской, в зависимости от тяжести проявлений аутизма у детей, основного психопатологического синдрома и отдаленного прогноза выделяют 4 группы:

  1. Характеризуется самыми глубокими нарушениями, характерно полевое поведение, отсутствие потребности во взаимодействии с окружающими людьми, мутизм, отсутствие активного негативизма, неспособность к самообслуживанию; ведущим патопсихологическим синдромом выступает отрешенность. Целью лечения является установление контакта с ребенком, вовлечение во взаимодействие с окружающими, формирование навыков самообслуживания.
  2. Характеризуется наличием жестких ограничений в выборе формы поведения, штампованной речи, выраженным стремлением к неизменности, при этом любые изменения могут обусловить срыв, который выражается в агрессии, аутоагрессии, негативизме; ребенок способен вырабатывать и воспроизводить бытовые навыки, в привычной среде достаточно открыт; ведущим психопатологическим синдромом выступает отвержение реальности. Целью лечения является развитие контактов с близкими людьми, выработка большего количества стереотипов поведения.
  3. Характеризуется более сложным поведением при поглощении собственными стереотипными интересами, слабой способностью к диалогу, неготовностью идти на компромиссы, пробовать и/или рисковать для достижения поставленной цели, при этом у пациента могут присутствовать энциклопедические знания в конкретной области на фоне фрагментарного представления об окружающем мире, отмечается интерес к опасным асоциальным развлечениям; ведущим психопатологическим синдромом выступает замещение. Целью лечения является обучение диалогу, формирование навыков поведения в обществе, расширение круга представлений.
  4. Характерно настоящее произвольное поведение, однако дети при этом быстро утомляются, у них наблюдаются сложности концентрации внимания, выполнения инструкций; они могут вести себя робко, пугливо, однако при адекватном лечении демонстрируют лучшие результаты в сравнении с остальными группами; ведущим психопатологическим синдромом выступает ранимость. Целью лечения является улучшение навыков социального взаимодействия, обучение спонтанности, развитие индивидуальных способностей.
Ссылка на основную публикацию