Развитие ребенка до года

Нервно-психическое развитие

Для здорового новорожденного в спокойном состоянии характерен физиологический гипертонус (повышенный тонус) мышц. И в следствии этого у малыша преобладает сгибательная поза — поза эмбриона. Руки согнуты во всех суставах, приведены и прижаты к грудной клетке. Кисти согнуты в кулачки. Ноги так же согнуты во всех суставах. Даже во время сна мышцы новорожденного не расслабляются. Физиологический гипертонус начинает постепенно угасать после первого месяца жизни. Новорожденный малыш может совершать не только хаотичные движения, но может активно ползти по животу матери в поисках соска, а найдя его, безошибочно понять, что с ним делать.

На 2-3 неделе жизни, движения мышц глаз становятся координированными, ребенок, начинает фиксировать взгляд на ярком предмете. Новорожденный обладает способностью отличать шумы, стуки от музыкальных тонов, также у них хорошо развито чувство вкуса.

У новорожденного малыша имеются врожденные рефлексы, которые помогают ему адаптироваться к новым условиям жизни

Различают несколько видов рефлексов:

К врожденным (безусловным) рефлексам относятся: глотательный, роговичный, надбровный, конъюнктивальный и сухожильные рефлексы — это стойки рефлексы.

К транзиторным относятся сосательный, поисковый, хоботковый, ладонно-ротовой — это оральные автоматизмы.

К спинальным рефлексам относятся защитный, рефлекс опоры, автоматической походки, хватательный, рефлекс Моро, Кернига и ползания Бауэра, также рефлекс Галанта, Бабинского (подошвенный), рефлекс Переса (болевой).

Главным рефлексом у новорожденного является пищевая доминанта. Ребенок проголодался — он плачет, пососал материнскую грудь — успокоился и уснул. К концу первого месяца жизни, через несколько минут после начала кормления наступает небольшая пауза. Ребенок начинает рассматривать лицо мамы, ощупывать грудь. О развитии ребенка можно также судить по его двигательной активности. Следует помнить, что активность ребенка должна осуществляться не по принуждению, а путем заинтересованности к его к движению.

В первые недели интерес к движениям и жизни стимулируют врожденные рефлексы, которые можно вызвать легкими прикосновениями и поглаживанием его ладошек, пальчиков и пяточек.

Далее: развитие ребенка в 1 и 2 месяца.

Опубликовано 20.10.2014 в категории Избранное,Развитие

Рефлексы новорожденного

С первых дней после рождения у здоровых детей выявляются врожденные рефлекторные реакции, так называемые рефлексы новорожденного. Проверяя рефлексы малыша, врач оценивает состояние его нервной системы. Комментарий врача «мышечный тонус и физиологические рефлексы ребенка в норме» означает, что малыш чувствует себя хорошо и все у него в порядке.

Мигательный рефлексВспышка света или дуновение воздуха на личико заставляют малыша моргать.

Поисковый рефлексПогладьте пальцем щечку около угла рта малыша, он повернет голову в сторону раздражителя и приоткроет ротик. Этот рефлекс проявляется, когда вы попытаетесь дать малышу грудь и дотрагиваетесь соском до его щечки.

Хоботковый рефлексПри постукивании по верхней губе происходит сокращение круговой мышцы рта, и губы складываются хоботком. Этот рефлекс сохраняется до 2-3 месяцев.

Сосательный рефлексПри прикосновении к губам или языку новорожденного появляются движения губ и языка, характерные для сосания. После кормления этот рефлекс несколько угасает, а через некоторое время возобновляется.

Глотательный рефлексЕсли что-то попадаетмалышу в в ротик, он глотает. Хотя этот рефлекс имеется уже при рождении, ему придется научиться координировать глотательное движение с дыханием и пока он этого не добьется, будет время от времени кашлять. Ребенок производит вдох только тогда, когда в крови снижается уровень кислорода. В утробе матери кислорода было мало, но этого хватало, чтобы он рос и развивался в течение девяти месяцев. Теперь же ему надо больше кислорода, и организм ребенка должен приспособиться к новым условиям. Поэтому некоторое время малыш учится дышать: ритмично быстро вдыхать и медленно выдыхать, а между ними глотать пищу.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)При надавливании на ладонь в области возвышения большого пальца ребенок открывает рот и слегка сгибает голову, словно собирается подтянуться к кулачкам. Этот рефлекс угасает к 3-му месяцу жизни. Вы можете его использовать, если необходимо, чтобы малыш открыл рот, например для того, чтобы дать лекарство.

Хватательный рефлекс (рефлекс Робинсона)Если взрослый вложит ребенку в ладошки указательные пальцы, то при крепком захватывании малыша можно даже приподнять. Этологические исследования (исследования поведения животных) дают возможность предположить, что хватательный и ладонно-ротовой рефлексы достались нам от наших предков — обезьян. Во время переходов детенышам обезьян надо было держаться за шерсть матери. Исследователи установили, что перед кормлением этот рефлекс выражен сильнее — вы можете сами в этом убедиться. Этот рефлекс пропадает у ребенка в возрасте около семи месяцев.

Рефлекс обхватывания (рефлекс Моро)Если слегка ударить рукой по пеленальному столику в 20-30 см. от головы ребенка, он разведет руки, разожмет пальчики, распрямит ножки, выгнет спинку. Затем он сворачивается, сжимая пальцы рук и ног, складывает ручки крест на крест на груди (как бы обнимает себя) и подтягивает к животику ножки (безопасная поза эмбриона).

Подошвенный рефлексНадавите пальцем на подушечку стопы в области второго и третьего пальцев — ребенок согнет пальцы.

Рефлекс БабинскогоПроведите пальцем по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам. Малыш разогнет сначала большой палец, а потом веерообразно раскроет и согнет остальные пальчики.

Защитный рефлекс При укладывании на живот ребенок поворачивает голову набок и пытается ее приподнять. Эта реакция совершенно необходима малышу, чтобы не задохнуться в положении на животе. После 1-1,5 месяца дети уже пытаются активно держать голову.

Рефлекс ползанья (рефлекс Бауэра)Когда малыш лежит на животе, подставьте ладонь под стопы, ребенок рефлекторно оттолкнется от нее. Рефлекс исчезает к 3-4 месяцу жизни.

Рефлекс ГалантаЕсли провести пальцем сбоку от позвоночника малыша, он изогнет туловище дугой.

Рефлекс ПересаПоложите малыша на живот и проведите пальцем по позвоночнику от копчика к шее, слегка надавливая на остистые отростки позвонков. Ребенок согнет руки и ноги, поднимет головку и попку и даже может начать кричать.

Рефлекс опорыЕсли взять малыша под мышки, он рефлекторно согнет ножки в тазобедренных и коленных суставах. А если поставить ребенка на опору, он выпрямится и будет стоять на полусогнутых ногах, опираясь на всю стопу.

Шаговый рефлексЕсли стопы ребенка коснутся опоры, он разогнет ногу и плотно всей стопой будет опираться о поверхность стола. При легком наклоне вперед ребенок делает шаговые движения.

Нырятельный рефлексЕсли на лицо младенца попадает вода, то число сердечных сокращений уменьшится, и он побледнеет. Если он вдруг окажется под водой, то на некоторое время малыш задержит дыхание.

Прогулки и закаливающие процедуры – залог здоровья

Важное значение в развитии здорового малыша имеет прогулка. Первый глоток воздуха новорожденный сделал по выходу из роддома

В дальнейшем прогулки будут зависеть от времени года и температуры за окном.

Система регуляции теплообмена у новорожденных несовершенна, поэтому родителям надо серьезно подойти к вопросу прогулок в холодное время года. В некоторых случаях, есть смысл выносить ребенка на балкон на несколько минут или устраивать ему сон при открытом окне.

До момента окончания сна, комната должна быть согрета до обычной температуры (См оптимальная температура в комнате). Естественно, ребенок для таких «прогулок» должен быть соответствующе одет. Одевайте и укрывайте ребенка так, как бы оделись вы и добавьте еще один слой (например, дополнительное одеяльце или кофточка).

Полезная статья: Как одеть новорожденного на прогулку (летом, осенью, зимой) 

Со второй недели жизни можно начинать воздушные ванны, закаливание и массаж, объединив это в одной процедуре. Для начала малыша можно оставить в распашонке буквально на 1 мин., делая легкие поглаживания по всему тельцу. Если ребенок не выказывает недовольства, это должно стать ежедневной процедурой. Массаж служит укрепляющим и развивающим средством для мышц.

Наблюдайте за ребенком, изучайте его поведение и в дальнейшем вы будете «чувствовать» и легко его понимать.

Видео: прогулки с новорожденным

Играем и развиваемся: игры и занятия для развития новорожденного 4 недель от рождения

Сейчас для малыша наиболее актуальны определенные занятия.

  • Учим фиксировать взгляд на предмете и следить за ним при передвижении в разных темпах и направлениях.
  • Учим реагировать на звук и понимать звуки, меняем игрушки, и сначала трясем погремушку с шариками, потом бубенчики, после них ключи, потом шелестим бумажкой и пр.
  • Учим кроху сосредотачиваться на лице взрослого. Нагибаемся к малышу (20-30 см от лица), разговариваем, четко произнося звуки. Лучше читать стихи, потому что ритмичную четкую речь малыш воспринимает лучше всего. Маме надо поймать его взгляд, улыбнуться, заинтересовать его.
  • Постоянно разговариваем с ребенком, то есть перед сном, при кормлении, во время воздушных ванн и пр. Только говорим с ласковой интонацией.

Новые развивающие игры для новорожденного ребенка

Благодаря контакту малыша с игрушками (зрительный, тактильный, слуховой), происходит его всестороннее развитие. Поэтому не упускайте лишнюю возможность поиграть с ним, а мы подскажем вам, какие именно игрушки пригодятся на 4 неделе.

Не отказываемся от больших черно-белых картинок (фигуры, изображение лиц, геометрия). Их ставят на расстоянии около 30 см от глаз крохи. Можно повесить на стене или поставить в кроватку. Время «просмотра» должно составлять не более нескольких минут

Картинки меняем каждый день, обращая внимание на реакцию малыша. Если картинка понравилась, можно оставить на более долгое время.

Пришиваем на мягкую манжетку (трикотаж, например) колокольчик или бубенчик, надеваем ребенку на ручку или ножку

У него появится стимул для развития двигательных функций и самостоятельного воспроизведения звуков. Само собой, оставлять младенца с такой игрушкой нельзя.
К карусели на мягкую ленточку привязываем колокольчик или легкую погремушку. При случайном касании малыш поймет, что движение рукой приводит к перемещению карусели и к воспроизведению звуков. Если вы отходите от кроватки, игрушку убирайте во избежание неприятностей.

Погремушки, игрушки с лицами и мордочками. Показываем погремушку на расстоянии около 50 см от глаз крохи, перемещаем на 20-30 см влево и останавливаемся. Ждем, когда малыш зафиксирует на ней взгляд, и снова перемещаем. Повторяем 3-4 раза. Каждый раз при новой игре меняем игрушку. На всю игру уделяем максимум 2 минуты и не более 2 раз в день.

Закаливание и гимнастика ребенка: что можно выполнять нового?

К предыдущим упражнениям (которые стоит продолжать) и методам закаливания добавляются новые.

  • Берем кроху подмышки, «ставим» стопами на поверхность (не в прямом смысле! Ставить на ножки еще рано), наклоняем вперед. Малыш должен машинально перебирать ножками, ходить.
  • Увеличиваем время, которое ребенок проводит на животике (во время бодрствования, конечно), тренируя так мышцы шеи и спинки.
  • Упражнение на фитболе. Укладываем кроху животиком мяч поверх пеленки, придерживаем за ножки, перекатываем кроху туда-обратно. Те же движения выполняем на спинке.
    Занятия на фитболе проводятся только с инструктором!
  • Многие начинают с 4 недели занятия в бассейне. Плавание — это общеукрепляющие процедуры для профилактики простуды и для развития костно-мышечной и нервной системы. Время занятий, которые проводят не более 2-3 раз в неделю, должно составлять не дольше 15 минут.

Календарь от 0 до 3-х месяцев

Развитие новорожденного с рождения до трех месяцев по неделям

  • 1 неделя
  • 2 недели
  • 3 недели
  • 4 недели
  • 5 недель
  • 6 недель
  • 7 недель
  • 8 недель
  • 9 недель
  • 10 недель
  • 11 недель
  • 12 недель

Рос и вес новорожденных детей данные ВОЗ

Новорожденный Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 2,5 4,4
Вес девочек, кг 2,4 4,2
Рост мальчиков, см 46,1 53,7
Рост девочек, см 45,4 52,9
Окружность головы мальчиков, см 31,5 36,2
Окружность головы девочек, см 31,9 37,0

При рождении средний ребенок имеет рост около 52 см и весит от 3 до 4 кг. У него сравнительно большая для его тела голова и довольно слабые и короткие ручки и ножки. Фактически его голова составляет почти четверть веса всего тела. Он все еще находится в позе эмбриона и останется в ней в течение первых недель.

Через минуту после рождения ребенок проходит свой первый в жизни тест — его оценят по шкале Апгар. Оценка, которую получит ребенок, показывает не только его состояние при рождении, но и необходимость реанимационных мероприятий, если малыш родился с низкой оценкой по шкале Апгар.

Шкала АПГАР

баллы 1 2
цвет кожи бледный синюшные конечности розовый, красный
дыхание отсутствует медленное, неравномерное хорошее, громкий плач
сердцебиение отсутствует менее 120 уд/мин более 120 уд/мин
рефлексы отсутствуют легкая гримаса кашляет, чихает, кричит
мышечный тонус отсутствует конечности согнуты активно двигает частями тела

Обычно малыши получают оценку 7-9 баллов. Если поставлена оценка 6 баллов и меньше, ему окажут необходимую помощь. Через 5 минут после рождения врач снова осмотрит малыша, акушерка обработает пупочный остаток, удалит защитную смазку, взвесит малыша и измерит его рост. Затем ребенка пеленают и ненадолго кладут под нагревательную лампу.

Сразу после рождения большинство младенцев выглядят серьезными и широко раскрывают глаза. Чаще всего кожа новорожденного имеет красный оттенок, глаза могут быть отекшими. Голова, которая у всех новорожденных довольно крупная, вполне может быть деформированной — сплющенной или остроконечной. Глаза у младенца могут быть налиты кровью, нос — плоский, а лицо может показаться лишенным подбородка. Тело — маленькое, с бледной кожей и резко выраженными кровеносными сосудами, могут быть заметны отдельные синяки (особенно если при родах использовались щипцы). Верхняя часть туловища может быть покрыта нежным пушком, а кое-где на коже будет восковой налет. Все эти мелкие «несовершенства» быстро исчезнут.

Движения новорожденного не скоординированные, он почти постоянно хаотично двигает ручками и ножками, потягивается. Пальчики сжаты в кулачки, ручки и ножки полностью не выпрямляются.

Нервная система новорожденного готова к функционированию, хотя различные ее отделы находятся в неодинаковой степени зрелости. Дистантные анализаторы — зрительный и слуховой — развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движения. Уже в первые дни после рождения ребенок может фиксировать взгляд на лице взрослолго или яркой игрушке. У него можно вызвать движения глаз в сторону движущегося в поле зрения предмета, однако такое прослеживание предмета очень неустойчиво. Более длительно он способен удерживать движущийся предмет в поле зрения только на 10-15 день жизни. Ребенок может прислушиваться к разговору и издавать единичные, тихие гласные звуки.

Развитие новорожденного по неделям

 1-я неделя. Ребенок только начинает осваиваться в новом мире. Большую часть его жизни занимает сон. В период бодрствования малыш еще скован в движениях и эмоциях. Он не может контролировать свои конечности (именно поэтому новорожденных рекомендуют пеленать) и плохо видит. На первой неделе начинают проявляться врожденные рефлексы.

2-я неделя. Физиологическая желтуха, гематомы и прочие постродовые дефекты проходят – ребеночек приобретает нормальный здоровый вид. Он начинает больше есть и набирает в весе (приблизительно + 150 г). Часы бодрствования удлиняются.

3-я неделя. Малыш стремительно прибавляет в весе (+ 200 г). Он окончательно оправляется от постродовых гематом и привыкает к установленному режиму дня.

4-я неделя. Ребеночек прибавляет еще 800 г в весе и 3–3,5 см в длину. В период бодрствования малыш становится более подвижным. Прогрессируют хватательный и другие врожденные рефлексы. У ребенка развивается мелкая моторика. Некоторые детки уже могут переворачиваться на живот и даже немного приподнимать голову.

5-я неделя. Ребенок начинает привыкать к родителям, он остро нуждается в прикосновениях, ласке. Поскольку малыш много бодрствует, ему на пользу пойдет специальная гимнастика и массажи.

6-я неделя. Ребенок набирает вес, кушает много и с аппетитом, а вот стул становится не таким частым, как в первые дни жизни. Кроме того, кроха начинает реагировать на происходящее. На шестой неделе малыш может подарить своим родителям первую осознанную улыбку.

7-я неделя. Это время стремительного развития зрения и слуха. Кроха прислушивается к голосам окружающих, идентифицирует среди прочих голос мамы (возможно, и папы), положительно реагирует на понравившуюся мелодию, интонацию, с которой читают сказку, стихотворение. Малыш, наконец, фокусируется на отдельных предметах. Теперь можно смело доставать заранее припасенные погремушки.

8-я неделя. Ребенок активно познает окружающий мир

Чтобы помочь ему в этом, обращайте внимание не только на кормление, вопросы гигиены и здоровья, но и на эмоциональное развитие малыша. Как можно больше читайте, рассказывайте, поясняйте

Восьминедельный карапуз уже начинает учиться.

9-я неделя. Зрение малыша сформировалось достаточно хорошо, и он начинает распознавать цвета. Особенно его привлекает все яркое и контрастное. Он становится более социальным и с радостью воспримет не только компанию родителей, но и посторонних людей.

10-я неделя. На 10-й неделе жизни ваш малыш изменится до неузнаваемости. Он абсолютно не похож на то существо, что принесли из роддома. Ребенок уже адаптировался к новой действительности, привык к окружающим и своему телу. Его больше не могут испугать собственные ручки во или ножки.

Значительно расширяется диапазон эмоций, которые кроха проявляет по-своему – плачем, смехом или улыбкой. Посторонним пока что не понятны оттенки детских эмоций, а вот мама всегда сможет отличить голодный плач своего 10-месячного крохи от рыдания в знак протеста или неудовольствия.

Развитие новорожденного должно проходить под контролем врача-педиатра. Любое физиологическое изменение, каждый новый навык и эмоция скрупулезно регламентируются. Поскольку врач не может наблюдать за малышом 24 часа в сутки, молодым мамам рекомендуют вести специальный дневник развития ребенка. Это не просто памятная вещица, как фотоальбом, а важнейший источник аналитических сведений о ребенке.

Первые месяцы в жизни малыша особенно важны, на их протяжении закладывается фундамент дальнейшего развития человека.

Сколько должен есть

В первые несколько дней новорожденный будет съедать мало грудного молока. Ребенку вполне будет хватать питательного и жирного маминого молозива. Размер желудочка малыша сразу после рождении составляет всего 10 мл. Но кушать младенец будет часто по 10 — 12 раз в сутки. Особенно важны для увеличения лактации при грудном вскармливании ночные кормления. Если кормящей грудью маме не хватает молока, то следует ночью чаще прикладывать карапуза к груди. Педиатры рекомендуют мамам кормить грудничка по требованию.

Сколько съедает новорожденный за одно кормления грудного молока

Возраст ребенка за одно кормление (мл)  в сутки (мл)
3-4 дня 20-60 200-300 мл
1 неделя 50-80 400 мл
2 недели 60-90 20% от массы ребенка
1 месяц 100-110 600 мл
2 месяца 120-150 800 мл
3 месяца 150-180 1/6 массы ребенка
4 месяца 180-210 1/6 массы ребенка
5-6 месяцев 210-240 1/7 массы ребенка (800-1000 мл)
7-12 месяцев 210-240 1/8-1/9 массы ребенка

Ребенок на ив должен есть не меньше 6-7 раз в сутки. Суточная норма смеси для новорожденного должна не превышать пятую часть массы их тела. Не заставляйте малыша насильно доедать разовую долю, на следующий прием пищи он доест упущенное. Так, как каждый организм индивидуален, так и количество смеси нельзя определить для всех одинаковую. Советуйтесь с хорошим педиатром, следите за весом ребенка в 1 месяц и конечно же за поведением крохи.

Норма кормления новорожденного на искусственном вскармливании

Возраст ребенка воды за одно кормление (мл) количество ложек смеси на одно кормлние
0-14 дней 90 3
3-8 недель 120 4
2 месяца 150 5
3-4 месяца 180 6
5 месяцев 210 7
6 месяцев 210 7

Питание мамы

Во время грудного вскармливания кормящая мама должна пить от 2 до 3-х литров жидкости. Полноценное питание залог крепкого здоровья не только кормилицы, но и ее ребенка. Не бойтесь просить о помощи своих друзей, соседей, родных. Возможно, им будет даже в удовольствие помочь вам с покупками, готовкой и уборкой. Ниже несколько полезных советов:

  • Бутылочка с водой должна быть под рукой в доме. Если же мама кормит в 1 месяц ребенка грудным молоком, то ей нужно выпивать около четырех литров воды.
  • Исключить из меню кофеин и сахар.

Кормящей маме месячного ребенка необходимо употреблять продукты богатые на углеводы:

  1. пшеничный хлеб из муки цельносмолотого зерна,
  2. плоды бобовых, к примеру,  чечевицу и фасоль,
  3. овощи такие как: кукуруза или картофель,

а также протеины:

  • нежирное мясо,
  • творог,
  • яйца (читаем статью о яйцах при гв),
  • орехи,
  • соя
  • нежирный йогурт без добавок.

Первая неделя

Хоть ваш малыш и кажется вам самым прекрасным созданием на свете, его внешний вид может немного отличаться от ожиданий. Привыкая к воздушной среде, кожные покровы новорождённого обретают красный цвет, который сменится на бледно-розовый уже к концу недели. На пятые сутки иногда начинается шелушение. Оно также скоро пройдёт, нужно лишь смазывать кожу детским маслом.

В стерильном кишечнике младенца поселяются полезные микроорганизмы. В течение нескольких суток меконий, первородный кал, сменится на обычный стул жёлтого цвета.

Похожий материал:

  • Развитие ребенка с рождения до года по месяцам
  • Можно ли новорожденному спать на животе

За первые 7 дней жизни малыши теряют в весе, по календарю развития этот показатель не должен превышать 10%. Снижение массы тела малютки происходит из-за первоначальных сбоев в лактации и значительных энергозатрат организма. Чтобы поскорее наладить грудное вскармливание, маме нужно чаще давать ему грудь.

Основную часть времени малютка спит. В редкие периоды бодрствования он скован в движениях и принимает позу, к которой привык во внутриутробной жизни.

Первое время у новорождённых может наблюдаться небольшое косоглазие, обусловленное слабостью мышц, которые осуществляют движение глазного яблока. Но и это явление соответствует нормам по календарю развития грудничков.

Терморегуляция малыша находится на этапе становления. Одевая ребенка, помните, что перегрев может оказаться не менее опасным, чем замерзание.

Что может недельный грудничок

Новорождённый отлично различает запахи. Уже после 5 дней жизни младенец повернёт голову к смоченному в грудном молоке тампону из ваты.

Шестой месяц

Шестой месяц развития ребенка – очередное время изменения привычного жизненного уклада:

  1. Именно в это время детки начинают ползать по-пластунски, и мамам приходится убирать множество предметов из зоны их досягаемости;
  2. В шесть месяцев ребенка уже можно ненадолго сажать в положение полулежа. Самостоятельно детки садиться еще не умеют. Узнайте из статьи, а когда же ребенок начинает сидеть?>>>
  3. Полугодовалые малыши, лежа на животике, пытаются встать на коленки – это важный этап подготовки и к сидению, и к ползанью. Если ребенку это удается, через некоторое время он начинает раскачиваться в этой позе. Такие движения совершенно нормальны и свидетельствуют о развитии малыша;
  4. Ребенок уверенно держит различные предметы, может брать их любой ручкой, перекладывать из руки в руку;
  5. 6 месяцев – возраст изучения окружающего пространства. Ребенок отправляет в рот все, до чего может дотянуться, может ломать игрушки;
  6. В полгода формируются первые бытовые навыки: с началом прикорма дети узнают, что такое ложка; учатся пить из чашки, которую придерживает взрослый. Подробная информация о введении прикорма и питания ребенка>>>
  7. Развитие получает интеллект ребенка. В 6 месяцев детки начинают понимать последствия своих действий: если бросить кубик, он упадет, если нажать на кнопку, раздастся писк;
  8. Продолжается формирование речи. В шестимесячном возрасте детки уверенно произносят слоги, осваивают первые согласные: «з», «с», «ф».

Читайте статью о том, что должен уметь ребенок в 6 месяцев>>>

Ссылка на основную публикацию