10 месяцев жизни. что должен уметь малыш?

Навыки ребенка в 10 месяцев

Перечень того, что должен уметь делать 10-месячный ребенок, достаточно разнообразен. Двигательные навыки малыша поднимаются на новый уровень, он готов учиться самостоятельно ходить.

  • Ребенок должен хорошо садиться из положения лежа или стоя и уверенно сидеть, при этом поворачиваться в стороны, не теряя равновесия. Ползая, без особых усилий преодолевать небольшие препятствия. Например, залезть на небольшое возвышение и правильно слезть с него.
  • Держась за перекладины кровати, манеж, мебель или другие устойчивые предметы вставать на ноги и довольно долго стоять. А, если опора позволяет, то и передвигаться на несколько шажков вдоль нее.
  • Со временем движения будут все уверенней и ребенок научится перемещаться, опираясь на предметы одной рукой, в другой он сможет нести игрушку. В этом случае родителям нужно поощрять ребенка. Это приближает момент, когда малыш будет делать свои первые самостоятельные шаги.

Скорость и этапы перехода от ползания к хождению индивидуальны.

  • Ребенок должен уметь откусывать и пережевывать твердую пищу, кушать ложкой и пить из чашки с помощью мамы.
  • Малыш осознано выбрасывает игрушки из кроватки и манежа. Открывать дверцы шкафов и выбрасывать оттуда все вещи – еще одно его любимое занятие. Ребенок в этом возрасте часто ломает игрушки, не сердитесь. Ему просто интересно узнать, из чего состоит игрушка, а рассчитывать силу он пока не умеет.
  • Продолжается развитие мелкой моторики рук. Ребенок учится брать небольшие предметы двумя пальчиками: большим и указательным. Складывая пирамидку или пытаясь вложить один предмет в другой, проявляет завидное упорство.

Ребенок по-прежнему все тянет в рот. Следите, чтобы он не делал этого с грязными, хрупкими, опасными для здоровья предметами.

Аспекты понимания:

  • Понимает, что вы от него требуете. Например, на вашу просьбу дает игрушку, катит мячик, повторяет движения и звуки.
  • Подражает простым действиям взрослых: засовывает зубную щетку в рот, к уху прикладывает телефон, пытается самостоятельно кушать с ложки.
  • При встрече со знакомыми людьми малыш машет «привет», а при расставании – «пока» или посылает «воздушный поцелуй», обнимается.
  • Прекрасно различает, когда его ругают и хвалят. Может выражать недовольство, если запрещают что-то делать или взять.
  • Проявляется мышление. Чтобы добраться до нужной игрушки, все попавшиеся на пути предметы разлетаются по сторонам. Детям до года вообще очень нравится кидать предметы, экспериментируя со всеми попавшими под руку вещами.
  • Начинает проявляться интерес к другим деткам и желание играть и ними.

Что умеет малыш к концу 10-го месяца

Что должен уметь малыш к началу 11-го месяца своей жизни? Десятимесячный ребенок свободно и легко должен выполнять ряд действий:

  • садиться самостоятельно;
  • стоять несколько минут без опоры;
  • захватывать и удерживать любимую игрушку;
  • легко переворачиваться со спинки на животик и обратно;
  • самостоятельно вставать, ходить, держась за руку родителя, стену или другую опору.

Так как в этом возрасте ваш малыш начинает делать свои первые шаги, следует задуматься о покупке обуви. Она обязательно должны быть качественной и подходить по размеру.

Физические навыки

На 10-м месяце жизни ребенок закрепляет все то, чем овладел ранее. Новых навыков приобретает меньше. Он хорошо ползает, самостоятельно садится и встает, свободно передвигается по опоре, а некоторые дети даже делают в этом возрасте первые шаги.

Социальное развитие

Социальные навыки, которыми владеет десятимесячный ребенок:

  • повторяет звуки и отдельные слова за взрослыми, а также жесты и мимику;
  • выполняет несложные инструкции;
  • знает свое имя;
  • дети стремятся получить похвалу и расстраиваются, если их ругают;
  • нуждается в игре, с желанием идет на контакт с ровесниками и детьми постарше.

Социальным навыкам ребенок учится от взрослых, поэтому как можно чаще нужно разговаривать и играть с ним.

Эмоциональное развитие

В этом возрасте ребенок проявляет эмоциональную реакцию на любые события: он с радостью воспринимает весть о прогулке или купании, обижается и злится, если что-то не получается, пугается при незнакомом звуке.

Речь

В 10 месяцев словарный запас расширяется. Совершенствуются речевые навыки. Малыш произносит осмысленные слова и слоги, соотносит слово с действием или предметом, узнает на картинках предметы.

Нейро-психомоторное развитие

Познавательные процессы к концу 10-го месяца получают свое стремительное развитие:

  • в речи появляется больше слов и слогов;
  • малыш распознает звуки и мелодии, узнает близких родственников по голосу;
  • наблюдает за действием взрослых, улыбается в ответ на улыбку;
  • понимает несложные инструкции;
  • стоит без опоры и делает первые шаги без опоры;
  • захватывает предметы двумя или тремя пальчиками.

В 10 месяцев ребенок способен играть на протяжении 20-30 минут один.

Двигательные навыки

Дети в этот период хорошо ползают и передвигаются на четвереньках, уверенно стоят, передвигаются и встают, держась за опору, могут слезть и залезть на возвышенность. Некоторые малыши начинают делать первые шаги.

Начинают реагировать на неприятные ситуации и вредные привычки

К вредным привычкам этого возраста относят сосание пальца или воротничка одежды, кручение волос. В этих случаях родителям следует быть внимательным и ласковым к своему малышу. Чаще нужно брать его на руки, играть, не оставлять подолгу одного в кроватке.

Игры малышей становятся продолжительней и разнообразней

Появляются «любимые» мягкие игрушки и куклы. Ребенок злится и показывает свое недовольство, если у него забирают предмет (игрушку), который нравится ему. По просьбе взрослого малыши могут дать игрушку, показать ее детали. Детям нравятся игры с предметами, которые можно доставать из небольших коробок, сумочек, прозрачных баночек.

Начинайте оставлять в разных местах квартиры небольшие картонные коробки с игрушками и предметами, которые малыш будет доставать и рассматривать. Крохе доставляют огромное удовольствие игры со взрослыми. Малыш понимает правила игры и громко смеется, если взрослый прячется под платком или за мебель. 

Вспоминайте традиционные русские игры-потешки: «Гули-гули», «Сорока-сорока», «Коза рогатая». Эмоциональная интонация и простой ритм стишка помогают малышу запоминать и выполнять простые движения, сопровождающие чтение потешки, — он начинает хлопать ладошками, загибать пальчики, класть ручки на головку. Такие игры помогают запомнить значение слов, обозначающих предметы и действия.

Ребенок в год не ходит

Первые шаги крохи — это большая радость для родителей. Как правило, детки начинают делать самостоятельные попытки пойти в годовалом возрасте. Но случается, что ребенок 1 год не ходит, и это очень волнует многих мам.

Во сколько дети ходят?

Давайте для начала определимся с тем, действительно ли это отклонения от нормы и когда ребенок начинает ходить. Довольно часто мамы сами надумывают проблему лишь потому, что некоторые детки из общей песочницы начинают делать самостоятельные шаги немного раньше. Очень впечатлительные родители сразу поднимают панику: почему их ребенок не ходит, а соседский уже практически бегает.

Конечно, в среднем детки пытаются передвигаться в 12 месяцев. Однако нормой является промежуток от 9 до 15 месяцев. Если вы попадаете в эти пределы, волноваться причин нет. Более активные и любознательные малыши быстрее стремятся отпустить мамину руку и начать исследовать окружающий мир. Для других малышей передвижение на четвереньках более приемлемо.

Более сложная ситуация, когда ребенок отказывается ходить через некоторое время после того, как уже научился это делать. Как правило, такое поведение связано со стрессовой ситуацией. Это могут быть испуг, болезнь или неблагоприятные условия дома

В этом случае ребенок боится ходить и помочь преодолеть этот страх нужно заботой, внимание со стороны родителей

Педиатры выделят несколько причин, почему ребенок не хочет ходить.

  1. Когда ребенок в год не ходит, это может быть предрасположенностью. Поинтересуйтесь у своих родителей: вполне возможно, что поздняя ходьба передалась малышу по наследству.
  2. Причиной того, что ребенок в год не ходит, может стать плохое не сбалансированное питание.
  3. Иногда ребенок не ходит в 1 год просто потому, что нет стимулирующих факторов. Заинтересуйте его любимым предметом и предложите самостоятельно добраться до него.
  4. Негативный опыт вроде сильного падения или ушиба может на некоторое время отбить стремление ходить.
  5. Объяснением, почему ребенок не ходит, в некоторых случаях становится слишком долгое использование манежа или ходунков.

Что делать, если ребенок не ходит?

Если кроха уже преодолел рубеж в полтора года и не начал самостоятельно передвигаться, обратитесь к педиатру. Как правило, причины в слабом мышечном тонусе или проблеме с головным мозгом. Если же крохе только годик и он общителен, любознателен, спокоен — повода для паники нет. В свое время ваш малыш обязательно сделает свой первый шаг.

novorozhdennyj-rebenok.ru

Возрастные нормы. Что должен уметь ребенок в тот или иной период для того, чтобы сесть самостоятельно?

Нормальное двигательное развитие ребенка характеризует наличие следующих показателей:

В шесть месяцев ребенок должен уметь самостоятельно перекатываться со спины на живот и даже пытается сесть самостоятельно, если в качестве опоры ему дать пальцы.
В семь месяцев ребенок должен уметь сидеть самостоятельно, при этом держа спину достаточно ровно. А также поворачивать корпус находясь в этом положении. Он также должен уметь садиться из положения сидя на четвереньках.
В восемь месяцев ребенок не только умеет сидеть, но при этом свободно манипулирует руками, стараясь дотянуться до предметов, интересных или необходимых ему.
Начиная с 9-10 месяцев, ребенок уже должен уметь садиться исходя из практически любого положения. Также именно в этот период формируются первые предпосылки к самостоятельной ходьбе: он встает на колени, если рядом имеется опора, может удерживать корпус, начинает ползать. Время, которое он может проводить сидя с прямой спиной, значительно возрастает. Наблюдаются первые попытки стоять прямо с опорой (начиная с 10 месяца).

Развитие малыша 6-9 месяцев

Однако стоит еще раз заострить внимание на том, что если к указанному возрастному периоду 9-10месяцев у ребенка все еще не наблюдаются перечисленные здесь навыки, это далеко не всегда говорит о присутствии той или иной патологии. Каждого ребенка отличают собственные возрастные особенности развития

И не исключено, что позднее развитие одного навыка сможет быть скомпенсировано более быстрым становлением другого. Торопить ребенка в таком случае не следует.

Отставание в развитии в 9 месяцев — косоглазие, не сидит

Тем не менее, существует немало тревожных признаков, которые зачастую являются веским основанием для похода к специалисту.

Развитие ребенка в 10 месяцев

В возрасте 10 месяцев дети развиваются очень активно. Они уже могут повторять звуки, ходить самостоятельно, осваивают новые движения, способны сами садиться. Это переломный в развитии период характеризуется самостоятельностью: кроха сам встает, пытается передвигаться, сам выбирает игрушку

Очень важно не торопить малыша, не вызывать негативные эмоции

Достигая годовалого возраста, малютка начинает активно развивать свои умственные способности. Дети понимают некоторые просьбы родителей, появляется осознание того, что окружение – это не только то, что они видят вокруг. Младенец знает: если мама вышла из комнаты, то она вернется. У него появляется связь между некоторыми событиями, формируются взаимоотношения с определенными людьми. Карапуз уже может анализировать происходящее и делать свои выводы.

Рост и вес ребенка

Достигая возраста 10 месяцев, у ребенка начинает пропорционально формироваться тело. Однако рост и вес малыша немного замедляется. Мальчишки становятся крупнее. Средний рост у мальчиков примерно 69-77 см, вес – 8-11 кг. Девочки чуть мельче, они отстают в этих показателях. Их рост варьируется в пределах 69-75 см, вес – 7,9-10 кг. Однако нужно учитывать, что на эти критерии влияют также наследственные факторы.

Психическое развитие

Отличительная черта психологического развития детей 10-месячного возраста – любопытство. Что же должен уметь ребенок в 10 месяцев? Он уже реагируют на звонок, ему становится интересно, что делают другие люди. Малыш начинает различать выражение лица мамы, реакцию на свое поведение, реагирует на ее настроение. Это самый лучший период для воспитания оптимиста. Дети повторяют движения папы, способны подражать взрослым. Кровинка реагирует на опасные предметы, неприятные ситуации, к примеру, знает, что такое упасть. Однако рассчитывать на его самостоятельность не стоит.

Эмоциональное развитие

Развитие малыша в 10 месяцев характеризуется появлением социально-бытовых навыков, желанием взаимодействовать. Карапуз зовет на помощь, подает сигналы с просьбой что-то сделать, например, поднимает вверх коробочку, чтобы ее открыли. Очень часто десятимесячные дети ломают игрушки, тем самым привлекая внимания, проверяя реакцию взрослых. Ребенок способен дольше играть с одной игрой, появляются любимые игрушки, с которыми он не расстается во время сна, еды.

Как помочь ребенку

Больше времени следует уделять движению и речи ребенка. Все действия нужно проговаривать. Занятия следует проводить в игровой форме, чтобы заинтересовать малыша.

Занятия и обучающие игрушки

Интересными и полезными в десять месяцев будут занятия с мячом, пальчиковые игры, простейшие ролевые игры, догонялки. Подходят музыкальные игрушки, пирамидка, юла, матрешка, кубики, карточки с изображением животных, овощей.

Интересные игры на развитие координации, движений и ритма

Как играть с грудничками? Интересным занятием является складывание башни из кубиков, прятки, марафон с препятствиями, складывание мелких деталей в ведерко, рыболов. Для развития чувства ритма можно попросить грудничка повторить такт, отбитый ложкой, или мелодию музыкального инструмента.

Как своевременно определить отклонения от нормы?

Не у всех детей развитие идет по плану. Вследствие определенных физических и психических отклонений, у некоторых малышей наблюдается задержка в развитии. Отчетливыми нарушения становятся ближе к третьему году.

Но заботливые и внимательные родители смогут обнаружить некоторые симптомы отклонений и на десятом месяце жизни ребенка. Немецкий педиатр Т. Хелльбрюгге выделил ряд признаков, по которым можно заподозрить физические и психические нарушения у малышей.

Сфера развития Признак отклонения
Двигательные умения Лежа на животе, малыш неспособен самостоятельно перевернуться набок, спину. Ребенок не может ползти вперед, плохо удерживает равновесие.
Мелкая моторика Малыш не пытается пить из чашки, сдергивает с головы шапку.
Слух, зрение Младенец не реагирует на громкие звуки, не выделяет из окружающей среды яркую игрушку, расположенную в его поле зрения. Малыш не стучит кубиками, не отзывается на собственное имя, не знает смысл слова «нет».
Речь Грудничок не выговаривает повторяющиеся одинаковые слоги («ма-ма», «да-да», «на-на»). Ребенок не способен воспроизводить за взрослым простые звукосочетания. Он не машет рукой на прощание, не качает головой в знак отрицания.
Социальная сфера Малыш не различает чужих и родных людей, не боится и не стесняется незнакомых. Когда у младенца отбирают игрушку, он не выражает недовольство. Грудничок не имитирует действия взрослых.

Родителям нужно внимательно следить за состоянием грудничка. Чтобы не пропустить развитие болезни, надо ежемесячно проходить профилактический осмотр у педиатра.

Познавательное развитие

Большинство малышей в 10 месяцев являются неутомимыми исследователями, которые проявляют интерес ко всему, что их окружает. Они стараются все потрогать и попробовать на вкус. В окружении ребенка должны находиться различные по форме, цвету и размеру предметы.

Стоит отметить, что не все дети имеют одинаковый интерес к познанию окружающего мира. Одни малыши постоянно куда-то стремятся и находятся в движении. Другие могут длительное время сидеть на одном месте и играть одной игрушкой. Оба варианта являются вариантом нормы. Однако если есть какие-либо сомнения в развитии ребенка, то лучше проконсультироваться с врачом.

Развитие ребенка в 10 месяцев — главные умения и навыки

Познавательные способности:

Категория Описание
Познание посредством ползания Ребенок в этом возрасте активно совершенствует свои навыки ползания. Одни малыши ползут на животе, другие – опираясь на руки и колени. Благодаря постоянному движению у малыша улучшается тонус мышц.

Движения ребенка становятся более уверенными и координированными. Посредством ползания он уже может самостоятельно передвигаться из одной комнаты в другую, а также преодолевать такие препятствия как пороги, ступени и невысокие предметы.

Кроме того, перемещаясь от одного предмета к другому, ребенок учится оценивать расстояния.

Познание посредством прямохождения В 10 месяцев возможностей для познания становится больше, так как ребенок в этом возрасте уже может стоять на полной стопе, придерживаясь какой-то опоры или руки взрослого.

Теперь он может осмотреть предметы и окружающее пространство с высоты своего роста. К тому же он уже уверенно сидит, учится слазить и залазить на диван, что добавляет возможностей для детального знакомства с окружающим его миром.

Сенсорное развитие Ребенок познает этот мир через прикосновения. Поэтому не стоит сильно ограничивать его, так как подобные действия будут сковывать инициативу малыша.

В 10 месяцев при взгляде на новый предмет ребенок сначала изучает его глазами, а потом тянет в рот. Поэтому желательно убрать подальше острые предметы, спрятать провода и электроприборы.

Развитие ребенка в 10 месяцев можно осуществлять даже во время прогулок. Родители могут приобрести специальные развивающие игрушки, которые крепятся к коляске. Они являются отличным предметом как для обучения, так и для развлечения малыша.

Психоэмоциональное развитие

В 10 месяцев ребенок уже является личностью. До этой поры родители вносили коррективы в распорядок по своему усмотрению. Теперь же малыш активно вмешивается и начинает «командовать». Именно в этом возрасте формируется характер: становится видно, насколько ребенок общительный, доброжелателен ли он.

Карапуз пробует на зуб не только игрушки, он пытается нарушать запреты родителей. Теперь то, что нельзя обязательно «надо». Возглас взрослых уже не служит уважительной причиной: ребенок продолжает делать то, что ему запрещают. Пробуя на прочность родительский запрет, малыш проверяет границы дозволенного. «Что будет, если я не послушаюсь?»

Со временем такое поведение прекратится. Родители должны перетерпеть период экспериментов и твердо стоять на своем, если малыш слишком требователен.

Пупс отказывается от действий, которые ему не нравятся и выражает протест. Именно по характеру сопротивления можно судить о будущем темпераменте маленького человечка: плачет ли он или пытается дотянуться до обидчика и потянуть за волосы?

К 10 месяцам малыш чувствует себя полноценным членом общества. Он не только знакомится с окружающими людьми, но и выискивает в компании того, с кем можно поиграть. Также ребенок в этом возрасте понимает настроение знакомых ему людей. Отношение родных к незнакомым людям малыш тоже улавливает и копирует. В этот период формируется модель поведения, поэтому взрослым нужно внимательно следить за своей реакцией на происходящее в присутствии маленького.

В 10 месяцев ребенок знает, где лежат его любимые предметы. Может их принести. Также отлично различает направление звука, даже если не видит его источника. В этом возрасте кроха уже осознает, что предметы существуют независимо от того, видит он их или нет. Связь между происходящим налаживается, и карапуз уже понимает последствия своих действий: если открыть обертку, появится конфета.

Уход за младенцем

Уход за ребенком 10 месяцев предполагает следующие действия:

  • массаж;
  • гимнастика;
  • ежедневное купание;
  • приучение к горшку;
  • гигиенические процедуры.

Важно установить режим дня, который во многом влияет на здоровье малыша

Что можно включить в рацион

В рацион питания к началу 11-го месяца введены многие продукты. Грудное молоко или детскую смесь давать рекомендовано только перед сном или после пробуждения. Питание должно быть правильным и сбалансированным. Нельзя давать жареные и копченые продукты. Не обязательно доводить пищу до пюреобразного состояния. Если уже есть зубки, можно предлагать продукты небольшими кусочками.

Режим — сон и бодрствование

Спит малыш в сутки 12-14 часов. Днем он нуждается в двухразовом сне по 90 минут

Важно приучить ребенка укладываться спать в одно и то же время ежедневно

Купание и гигиена малыша

Купать малыша следует каждый день. Желательно за час до отхода ко сну. В воде он может находиться до 25 минут. В воду можно добавлять отвары трав. Пользоваться мылом и шампунем разрешено не больше двух раз в неделю. Желательно приобрести резиновые и заводные игрушки, водные пистолеты, лейку и другие предметы, которые заинтересуют малыша.

Гимнастика с ребенком

Физические упражнения необходимы для развития опорно-двигательного аппарата и укрепления иммунитета. Рекомендовано включать следующие упражнения:

  • приседания и вставания с поддержкой;
  • ползание на четвереньках;
  • ходьба около опоры;
  • упражнения на сгибание и разгибание конечностей.

Каждое занятие следует повторять на протяжении 15 минут, обязательно уделяя время отдыху.

Моторные навыки

Что должен уметь малыш в 10 месяцев? Какие движения крупной и мелкой моторики у него закрепились, а какие только формируются?

Ползает на четвереньках. Уже в 9 (а иногда и в 8) месяцев малыш учится из положения лежа на животе подниматься на четвереньки, опираясь на ладони и колени. Чтобы совершить эти движения и поднять собственный вес, грудничку приходится много тренироваться. Можно наблюдать, что ребенок стоит неуверенно, раскачивается, теряет равновесие и опускается на живот. По международным нормам развития десятимесячный малыш не обязательно начинает ползать, но попытки вставать на четвереньки у него уже должны быть. С крохой следует проводить ежедневные игры-тренировки. Например, можно класть перед ним игрушку на полу и просить ее взять.

Сидячее положение. В сидячей позе грудничок этого возраста чувствует себя комфортно и уверенно. Он умеет садиться из положения на животе, спине, боку, четвереньках. Труднее всего грудничку удается сесть из положения лежа на спине. Сначала перемена позы получается спонтанно, с опорой на какой-то предмет. Затем движения крохи и желание сесть становятся целенаправленными. В сидячем положении грудничок может находиться довольно долго, сам себя развлекает, увлеченно что-то рассматривает

Важно, чтобы малыш сидел с ровной спиной, без дополнительной опоры, со слегка вытянутыми вперед ногами. Если спина в 10 месяцев округляется, нужно показать ребенка ортопеду

Часто в таких ситуациях назначаются дополнительные обследования, консультации невропатолога, лечебный массаж, гимнастика.

Вертикальное положение и первые шаги с опорой. В этом возрасте грудничок способен самостоятельно подняться из сидячего положения при помощи опоры. В вертикальном положении малыш может находиться несколько минут, также он предпринимает попытки сделать первые шаги вдоль опоры (лучше всего получается ходить вдоль дивана, кровати)
Нужно обратить внимание на то, чтобы ребенок становился всей стопой на поверхность. Если пальцы на ногах поджаты, это может говорить о гипертонусе мышц
В этом случае нужна консультация невропатолога и ортопеда. От бабушек часто можно услышать, что девочка начинает ходить раньше мальчика. Но в современной функциональной диагностике не указано, что на формирование моторных навыков влияет пол ребенка. Девочка может раньше начать сидеть, ползать, ходить, но это не обязательно.

Совершенствование мелкой моторики. Работа и гибкость пальчиков в этом возраста важна, поскольку влияет на психическое, интеллектуальное развитие ребенка. В этом возрасте грудничок умеет брать маленький предмет большим и указательным пальцами, как щипцами

Важно, чтобы работали только два пальчика, а остальные были не задействованы. Также необходимо строить игру так, чтобы малыш пробовал брать предмет или еду пальцами обеих рук

Почему важна симметричная нагрузка? Правая рука отвечает за развитие левого полушария (логика, рациональность), а левая — за развитие правого полушария (воображение, творчество, нестандартность мышления).

Развитие двусторонней координации. Любая асимметрия, односторонняя координация в движениях требует наблюдения, а при необходимости консультации специалиста и коррекции. В 10 месяцев малыш умеет одновременно брать два предмета в обе руки. Кроме того, грудничок может стучать предметами друг о друга. Если дать ему в руки два кубика и показать, как ими можно постучать, ребенок повторит эти движения. Если у малыша не получается стучать с первого раза, можно повторить упражнение несколько раз.

Бросание предметов. Бросковые движения в этом возрасте становятся все более ловкими. Часто можно наблюдать, с каким удовольствием дети бросают на пол игрушки, мячи, кубики. Эти движения взрослые часто сопровождают словом «бух». И малыш также пытается воспроизвести это слово в процессе бросания.

В 10 месяцев малыш уже свободно перемещается по всему дому на четвереньках

Важно давать детям эту свободу, но при этом не забывать о мерах безопасности. Нужно внимательно осмотреть пространство на уровне глаз ребенка и убрать из поля видимости и досягаемости горячие, тяжелые, острые вещи, лекарства, средства бытовой химии

Кроме того, обязательно следует поставить заглушки на розетки, убрать провода, поставить крючки на шкафы с ценными, опасными и хрупкими предметами.

Ссылка на основную публикацию