Консультация «что должен знать и уметь ребенок в возрасте 2–3 лет»

Советы экспертов: как дополнительно развивать способности ребенка в 2 года и 3 месяца

Опытные специалисты, которые специально занимаются вопросами развития детей в возрасте до трех лет (в том числе и в 2 года и 3 месяца), отмечают, что ребенок будет развиваться во всех направлениях более результативно, если родители будут ему не только помогать активно, но и не мешать. В чем заключается родительская помощь? Вот несколько несложных советов:

  1. Поддерживать у малыша интерес к любому виду творчества (рисование, лепка, строительство).
  2. Активно двигаться вместе с ним (утренняя зарядка, гимнастические упражнения, купание и плавание в бассейне, активные игры с мячом на свежем воздухе).
  3. Игра «Ну-ка, повтори!» (попросить, чтобы ребенок повторял за вами самые разнообразные действия – мимические движения перед зеркалом, слова и звуки, танцы под музыку и подобное).
  4. Воспитывать чувство порядка и чистоты (вырабатывать навыки уборки за собой игрушек, вещей, посуды после еды).
  5. Общаться, общаться и еще раз общаться (разговаривать с малышом, обсуждать с ним книжки и мультфильмы, рассматривать картинки и разные предметы, учить стишки и песенки).
  6. Хвалить за успехи, но и не бояться наказывать за проступки (излишняя похвала может развивать гордыню, излишняя строгость наказаний – комплексы и торможение в развитии).

Родителям всегда следует помнить, что в 2 года и 3 месяца (до трех лет) ребенок сопоставляет и анализирует поступки взрослых, их реакцию на его действия. Поэтому если вы хотя бы раз уступили его требованиям по причине истерического крика и рева, ждите – такая форма требований станет проявляться не единожды. Захочет игрушку – заорет, и будет орать, пока ему не дадут то, что он хочет

Что же делать в таком случае взрослому? Он должен уметь переключить внимание капризули на что-то другое. Как? Элементарно

Помните: малыши в этом возрасте ждут от взрослых общения! Поэтому не кричите сами, не повышайте голос и не шлепайте, а просто возьмите его за руку и… поговорите с ним. Можете петь песню или рассказывать стихи, сказки, задавайте нелепые вопросы либо описывайте то, что видите вокруг. Главное, это делать очень спокойно, размеренно. Именно ваше спокойствие умиротворяюще скажется на поведении ребенка. Он, не ожидая такой реакции взрослого, удивится, а потом сам незаметно начнет поддерживать общение

Так конфликт будет решен, а от требуемого предмета отвлечено внимание

Еще один важный совет родителям от экспертов: старайтесь соблюдать режим дня. Он особо не отличается от того, каким сформировался до 2-х лет. За сутки ребенок спит 12 часов, при этом включая дневной сон – 2-3 часа. Этот момент не следует отвергать, так как ребенок нуждается в отдыхе днем, чтобы восстанавливать свои силы, затраченные на энергичные игры. Режим также остается прежним: 4 основных приема пищи, и можно допускать промежуточные облегченные кормления. Главное, чтобы промежутки между едой были около четырех часов.

https://youtube.com/watch?v=bapwD10rkv0

Познавательное развитие ребенка в 2 года

Малыши в этом возрасте очень любознательны, стремятся открыть все ящики в доме, заглянуть в кухонные емкости, высыпать их содержимое, вылить воду из чашки или бутылки, трогать растения и играть с животными. Именно в этот период родители должны быть очень внимательными и не допускать заглатывания мелких предметов.

В 2-летнем возрасте дети умеют разливать цвета и геометрические фигуры

К 24-м месяцам ребенок может отлично справляться со следующими задачами:

  • листать книги и разглядывать картинки, узнавая предметы;
  • различать до 8 основных цветов;
  • определять геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал);
  • распознавать горячее и холодное;
  • знать несколько цифр и букв и даже показывать на пальцах свой возраст;
  • правильно применять предметы (ложкой кушать, мелком рисовать, тряпкой вытирать, совком копать).

Следует отметить, что двухлетки сосредотачивают свое внимание только на небольшом количестве предметов, быстро теряют интерес, устают за короткое время и переключаются на новые игры. Очень увлекательными и познавательными для малыша являются ролевые игры с взрослыми

Они с интересом выполняют поручения мамы или папы (принести, отнести телефон, чашку, достать мячик, встать, лечь, закрыть глазки, показать части тела)

Очень увлекательными и познавательными для малыша являются ролевые игры с взрослыми. Они с интересом выполняют поручения мамы или папы (принести, отнести телефон, чашку, достать мячик, встать, лечь, закрыть глазки, показать части тела).

Эти наставления формируют у ребенка верную последовательность действий, которую он быстро запоминает (например, если в процессе одевания на прогулку комментировать действия взрослого и просить малыша подать шапку, перчатки, ботинки, то спустя некоторое время он самостоятельно будет приносить нужную одежду.

Подражание взрослым – любимое действие всех двухлетних детей, так они учатся самостоятельности. Поэтому если малыш пытается помогать маме (доставать влажное белье из стиральной машины, подавать овощи, протирать пол влажной тряпкой), не стоит его лишать этой возможности.

Двухлетние малыши стремятся подражать взрослым, например, в готовке пищи или в работе по дому

Конечно, время на выполнения простой работы увеличиться, но для ребенка это является началом трудового воспитания.

Развитие речи в 2 года

Словарный запас детей от 1,5-2 лет может составлять от 40 до 100 слов, а к концу второго года может достичь 300 слов. Наряду с пополнением словарного запаса ребенок улавливает и смысл сказанного, у него интенсивно развивается понимание речи. Дети сочетают два-три слова, из таких комбинаций получаются фразы: мама пришла, большая машина уехала. Главное, чтобы малыш смог сочетать слова по смыслу.

Если у ребенка не получается образовать фразы (ошибается в сочетании слов), то нужно правильно произносить полностью фразу, но не отдельное слово. Подобным образом он поймет, как правильно строить фразы.

Любопытно то, что, знакомясь с новыми предметами, малыш пытается узнать о функции нового предмета, и спрашивает «Как называется это?». Взрослый не только должен назвать этот предмет, но еще и показать ребенку, как им пользоваться.

Попытайтесь построить общение со своим чадом таким образом, чтобы свои потребности он выражал словами, даже если вы прекрасно понимаете его с полуслова. В некоторых случаях ребенок может попросить какой-то предмет жестом или неправильно произнести слово.

Например, малыш говорит: «Мама, дай бибику», а мама в ответ: «Что дать, не понимаю?». Такой способ непонимания будет хорошо стимулировать ребенка в первом случае говорить, а во втором правильно произносить слова.

Чтобы развивать мелкую моторику, нужно устраивать занятия и игры, в процессе которых участвуют кисти и пальцы (рук и ног), в таком случае они будут выполнять мелкие и точные движения. Можно предложить порисовать, сложить кубики, собрать мозаику или пазлы. Мелкие движения пальцев рук и развитие речи тесно связаны друг с другом.

Нервно-психическое развитие ребенка в 2,5 года

Важнейшим навыком ребенка в 2 с половиной года можно назвать его умение с помощью слов выражать свои желания, мысли и объяснять свое поведение. Обычно малыши в 2 года и 6 месяцев обладают достаточно обширным словарным запасом и каждый день пополняет его с помощью новых слов и выражений. Дети в этом возрасте уже не просто произносят отдельные слова, а выстраивают короткие предложения, задают много вопросов и стремятся узнать обо всем на свете. Если ребенок в 2 с половиной года еще не говорит и не пытается повторять слова и звуки за взрослыми и не проявляет никакого интереса к окружающему миру, то это уже должно вызвать настороженность у родителей, которым обязательно нужно показать малыша невропатологу и педиатру.

Тут где-то Масленица бродит::

В 2 года и 6 месяцев сильно меняется поведение и характер ребенка – именно в этом возрасте большинство родителей сталкивается с необъяснимым упрямством и непослушанием своего малыша. Если до этого ребенок с радостью выполнял все просьбы и указания родителей, то теперь он может просто игнорировать их слова или даже делать «на зло», изучая реакцию родителей и границы «дозволенного»

Очень важно родителям в этот период сохранять спокойствие и не думать, что характер их чада испортился навсегда, не менее важно, чтобы все члены семьи придерживались одинаковых принципов в воспитании и не поддавались на капризы и провокации ребенка. Детские психологи советуют родителям 2 с половиной летних малышей проявлять разумную твердость и строгость и ни в коем случае не отказываться от своих требований

Ребенок должен знать свои обязанности и выполнять их, каких бы нервов это не стоило его родителям. А лучший способ наказать малыша в этом возрасте – это лишить его своего внимания и некоторое время игнорировать.

К 2 годам и 6 месяцам дети любят играть в ролевые игры: «в семью», «доктора», «парикмахера» и так далее. Такие игры еще очень упрощены, но действия персонажей вполне понятны и узнаваемы. В этом возрасте дети любят играть в кубики и конструкторы, они выстраивают «башни» и «поезда» по образцу, могут построить небольшой дом из конструктора или крупных кубиков. В 2 с половиной года дети должны уметь собирать картинки из 2-3-х частей, узнавать на картинках все предметы обихода, одежду, животных и так далее.

Считается, что к середине третьего года ребенок должен уверенно различать 3-4 цвета, отличать понятия «большой — маленький», «высокий — низкий», «широкий – узкий» и так далее.

В книжках с картинками ребенка интересуют уже не отдельные предметы, а сюжет сказки или рассказа, а также изображение главных героев.

Дети постепенно учатся держать карандаш или кисточку не всей кистью, а только тремя или двумя пальцами, а их рисунки становятся более конкретными. Малыши уже могут неаккуратно раскрашивать крупные картинки, выходя за контуры рисунка.

Социальное развитие ребенка в 2 года и 6 месяцев во многом зависит от особенностей его характера и воспитания. В этом возрасте дети уже испытывают большинство эмоциональных состояний, знакомых взрослых людям и это не только радость и огорчение или злость, как раньше, но и сочувствие, нежность, жалость, гнев, тоску, зависть и многое другое. А вот как эти чувства будут проявляться во многом зависит от отношения родителей и других значимых для ребенка взрослых к окружающему миру, так как дети в этом возрасте почти полностью копируют поведении эмоции взрослых. Поэтому разговаривая с малышом или в присутствии ребенка взрослым стоит гораздо внимательнее следить за своим поведением, словами и поступками.

Год и 2 месяца

После 13 месяцев детям все больше приедается компания мамы и папы, поэтому старайтесь чаще гулять с ребенком в таких местах, где много других ребят: песочницах, парках, игровых центрах.

Достижения малыша в год и 2 месяца: отличает голоса родных от чужих ему людей, хорошо ходит без родительской поддержки, имитирует звуки некоторых животных, просит помощи у родителей жестами и «своими» словами.

Обогащение словарного запаса заметно, после того как малыш начинает выполнять много новых просьб родных: подойди, покажи где…, принеси.

  • Развивающие занятия для детей от 1 года до 2 лет дома

Чадо проявляет чувства к близким и любимым игрушкам: может обнять, поцеловать, пожалеть.

У родителей все больше появляется вопросов по воспитанию, ведь растущее желание ребенка к самовыражению выливается в капризы и истерики. Если на все предложения взрослых, дитя постоянно отвечает твердое «неть», возможно вы сами переборщили с запретами.

На вопросительные «Ы?» крохи старайтесь подробно объяснять и рассказывать: что такое, зачем нужно, и почему опасно.

Как развивать ребенка в 2 года

Чтобы развивать умения ребенка в 2 года, помочь ему расширить кругозор и получить новые знания, родители должны играть и заниматься со своим чадом

Важно уделять как можно больше времени малышу, отвечать на вопросы, постоянно общаться, создавая благотворную почву для нормального развития. Ознакомьтесь с играми и упражнениями для малышей двух лет

Упражнения

Благодаря физическим упражнениям у детей 2-х лет укрепляются кости, развиваются мышцы спины, правильно формируется опорно-двигательный аппарат. Недостаточная активность может стать причиной плохой осанки, что чревато развитием сколиоза. Родители должны заниматься с малышом, однако при этом стоит учитывать, что он будет выполнять интересные задания, поэтому занятия необходимо проводить в игровой форме, с любимыми игрушками. Для физического развития подойдут, например, такие упражнения:

  1. «Сбор урожая». Разбросайте по полу игрушечные овощи, фрукты, небольшие мячики. Дайте малышу корзинку для сбора урожая – для этого ему придется наклоняться или приседать.
  2. Игры с мячом, фитболом. Мяч можно пинать, перекатывать руками или бегать за ним – это способствует развитию координации.
  3. Зарядка. Приседания, прыжки, потягивания, повороты под веселую музыку понравятся любому малышу.
  4. Превращения – крохе нужно изображать транспорт, птиц, животных. Например, можно попросить показать, как птичка машет крыльями, как прыгает лягушка.

Для развития мелкой моторики подойдут творческие занятия, пальчиковая гимнастика. Ребенок может похлопать в ладоши, меняя темп и громкость, сжимать и разжимать кулачки, похлопать пальцами по столу. Полезными будут еще такие упражнения:

  • «хождение» по мебели указательным и средним пальцами с постепенным наращиванием темпа и обязательной сменой рук;
  • поочередное перекатывание пальцами мелких предметов: камешков, шариков, бусин;
  • сбор пальцев рук в «щепотку», последующее их разведение;
  • махание в воздухе только пальцами.

Активные игры

В 2 года малыши начинают бегать, осваивают новое, поэтому от активных игр не откажутся. Однако стоит учитывать, что дети быстро устают, поэтому игры нужно чередовать с отдыхом. Можете развлечься со своим чадом на улице или в квартире так:

  1. Бросайте мяч с близкого расстояния в руки – так развиваются хватательные движения, у малыша улучшается управление собственным телом.
  2. Поиграйте в «съедобное-несъедобное» – это поможет улучшить реакцию на внешние воздействия, увеличит познания, что можно кушать, а что нет.
  3. Учите кроху бросать мяч в заданном направлении, подбрасывать вверх, ловить.
  4. Поиграйте в футбол, чтобы малыш попадал по мячу ногой в движении, чередуя то левую, то правую ногу.

Поведение: понимаем малыша

Теперь, когда дети могут выразить свои мысли и желания словами, у многих малышей появляется привычка командовать: «Мама, одень на меня куртку!», «Бабушка, принеси другой грузовик!». Ребенок чувствует себя центром Вселенной и уверен, что все должны подчиняться его желаниям. Это вполне естественный период в развитии ребенка. Скоро малыш поймет, что используя ласковый тон и слова «спасибо» и «пожалуйста», он быстрее добьется желаемого.

Стремление к независимости может проявляться у детей по-разному. Некоторые малыши постоянно говорят «нет». Другие отказываются ложиться спать без любимой красной пижамы. Даже если мама строго объяснила, что рисовать на обоях нельзя, — ребенок попытается проверить границы дозволенного и нарисует что-нибудь на стене. И ни за что не сознается, если мама спросит: «Кто это сделал?».

В этом возрасте дети часто говорят неправду, но, обычно, вовсе не для того, чтобы обмануть родителей. Для ребенка граница между реальностью и вымышленным миром очень расплывчата. Например, малыш постепенно и сам начинает верить, что именно придуманный им дракон разбросал все игрушки. Хотя ребенок в этом возрасте может помнить события, которые произошли несколько дней назад, это не относится к таким незначительным фактам, как, например, сломанный карандаш. Если вы спросите вечером у ребенка: «Кто сломал красный карандаш?», то малыш, который последний раз имел дело с этим карандашом рано утром, может просто не вспомнить об этом и честно ответить: «Не знаю!».

Агрессивное поведение у малышей часто возникает потому, что в арсенале ребенка не находится других средств, чтобы выразить свои эмоции. В его словаре не хватает слов, чтобы описать бурю, которая бушует внутри малыша. И, еще не научившись сдерживать свои порывы или анализировать эмоции, ребенок кусается, толкается, вопит, пинается и превращается в настоящее маленькое чудовище. По возможности, реакция родителей на вспышки детской агрессии должна быть спокойной и одинаковой во всех подобных ситуациях, от выражения лица до фраз, которые мама или папа используют, чтобы успокоить малыша, например: «Ну вот, ты опять укусил Ваню. Сегодня больше никаких прогулок». Когда малыш успокоиться, попробуйте вместе разобраться, что его так разозлило. Скажите, что иногда злятся все люди, но кусаться и драться — это плохо. Можно выразить это чувство и по другому: попинать мячик, побегать, сказать своему товарищу по играм, что он ведет себя неправильно, или обратиться за помощью к родителям.

Чувство юмора у детей проявляется не в тонкой иронии и способности произносить остроумные шутки, скорее, ребенок склонен к фарсу: он обожает издавать странные звуки и корчить нелепые рожицы. Юмор может помочь маме убедить малыша одеться самостоятельно. Мама может сделать вид, что разучилась правильно делать самые простые вещи: «Как же одеть этот носок, может быть, нацепить его на нос?». Ребенок, видя такое глупое мамино поведение, вынужден поправить ее: «Нет, на ножку!», и все сделать сам.

Кризис возраста

Кризис двухлетнего возраста достигает своего пика, когда крохе исполняется 2,5-3 года. Это связано с противоречиями сознания — «Я хочу!», «Я большой, и я смогу» с одной стороны, и невозможностью добиться желаемого — с другой.

Следствием этого становится непослушание, своеволие, строптивость, деспотизм, а порой и жестокость. Как преодолеть проблему, не травмируя детскую психику? Приведем ответы психологов на часто задаваемые вопросы воспитания карапузов от двух до трех лет.

Как приучить ребенка убирать за собой игрушки

Приучить ребенка складывать на место игрушки становится сложной задачей для многих родителей. Залогом успеха является терпение и умение настоять на своем.
Возьмите за правило

Располагать игрушки в доступном месте, чтобы крохе было удобно доставать и убирать их.

Превратите уборку детской в веселую игру.

Храните игрушки в красочных коробках, малышу понравится сортировать и класть игрушки в предназначенные для них емкости.

Установите постоянное время уборки. Малыш привыкнет и будет знать, что перед сном или прогулкой игрушки нужно отправить по домикам.
Не уставайте хвалить ребенка за проделанную работу!

Как бороться с детской истерикой

Истерика — способ выражения чувств и потребностей малыша. Он протестует против высоких требований, которые к нему предъявляют, или против невнимания к себе.
Что нужно сделать, чтобы успокоить крикуна

Сохранять самообладание и спокойствие

Ругаясь в ответ, вы обращаете на кроху внимание (пусть и негативное), а ему только это и нужно.

Оценить опасность происходящего. Когда малыш бьется об пол, извивается или брыкается, посмотрите, чтобы рядом не было предметов, способных нанести травму

Если карапуз закатил концерт посреди комнаты (что дети чаще всего и делают), пусть себе бунтует дальше.

Не обещать невыполнимого. Не идти на поводу у крохи. Чаще всего неврозами страдают дети, которым родители многое обещают, но свое слово не держат.

Изолируйте карапуза от «зрителей». Весь его спектакль рассчитан на публику. Оставьте его одного. Объясните, что крик мешает окружающим и, как только он успокоится, можно будет вернуться в коллектив.

Не унижая, озвучить, что вы испытываете во время «концерта». Нельзя говорить малышу, что вы его не любите, потому что он плохо себя ведет. Покажите, как вы огорчены тем, что он капризничает.

Обсудите с крохой его поведение тогда, когда он полностью успокоится.

Как воспитать доброту

Малыши проявляют жестокость к окружающим из-за того, что их сознание еще не полностью сформировалось и из-за обычного любопытства. (А что произойдет, если дернуть кошку за хвост?).
Объясняйте маленькому человечку, что именно в этот момент испытывает объект его эксперимента. Учите детей быть добрыми и милосердными, подкрепляя слова своими действиями. Модель поведения детей копируется с близких людей и действий окружающих.

Психологи утверждают, что ключ к решению большинства проблем лежит в умении родителей общаться со своим ребенком.

Рост и вес

По сравнению с показателями к двухлетию детки набирают около 1300 грамм и вырастают примерно на 5-6 см. Для девочек все показатели обычно будут немного меньше, чем для мальчиков. Чтобы ориентироваться, нормально ли физически развивается малыш, предлагаем вам таблицу со средними значениями основных показателей, а также границами нормы для деток разного пола:

Показатель

Среднее значение в 2 года

Границы нормы для мальчиков 2года

Границы нормы для девочек 2 года

Вес

11500-12200 г

9700-15300 г

9000-14800 г

Рост

86,4-87,8 см

81,7-93,9 см

80-92,9 см

Окружность головы

47,2-48,3 см

45,5-51 см

44,4-50 см

Окружность грудной клетки

51,2-51,4 см

48,4-54,7 см

48,5-54 см

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Калькулятор роста и веса

Стоит ли переживать по поводу отклонений от приведенных физических норм, смотрите в передаче доктора Комаровского.

Рассчитайте календарь прививок

Физическое развитие ребенка в 2 года и 6 месяцев

В 2 года и 6 месяцев по данным ВОЗ вес мальчика должен находиться в пределах 10,5 -16,9 кг, а рост — 85,1 – 98,7 см. Для девочек стандарты такие, вес – в пределах 10 – 16,5 кг и рост — 83,5 -97,7 см. Отечественные педиатры считают, что дети к этому возрасту должны весить побольше и вырасти повыше – 12 и 11,7 кг и 87-86 см соответственно.

В 2 с половиной года ребенок должен уметь уверенно ходить, бегать, подпрыгивать, перешагивать через препятствия, подниматься по вертикальной лестнице, держать равновесие во время ходьбы по узкой поверхности и так далее.

Среди других навыков детей в 2 года и 6 месяцев нужно отметить: умение кидать и ловить мяч, пинать его ногами, сидеть на трехколесном велосипеде (примерно половина детей в этом возрасте может самостоятельно крутить педали) и спускаться и подниматься на горку и кататься на качелях.

В 2 года и 6 месяцев ребенок уже должен самостоятельно есть ложкой и вилкой любую пищу, аккуратно пить из чашки. Многие дети в этом возрасте могут самостоятельно открывать холодильник, наливать себе воду из кувшина и брать продукты с полок.

В этом возрасте что-то спрятать от любознательного и любопытного малыша становится гораздо труднее – дети уже не только с легкостью открывают любые шкафчики, но и могут дотянуться до верхних полок, вставая на стул или залезая на стол.

В 2 с половиной года ребенок уже не только принимает участие во всех событиях, происходящих в семье, но и уже уверенно знает «свое» место и активно отстаивает свою позицию – требует, чтобы ему освободили место за общим обеденным столом и пытается на равных общаться с родителями и родственниками.

Среди других бытовых навыков в этом возрасте считаются обязательными умение малыша умываться и мыть руки, вытираться полотенцем, чистить зубы (с помощью и под контролем взрослого), просится на горшок и садится на него самостоятельно, а также понимать, когда он запачкался и нуждается в умывании или переодевании.

Занятия для физического и умственного развития в 2 года и 5 месяцев

Чтобы ребенок гармонично развивался, нужно продолжать начатые в более раннем возрасте занятия. Все они, как и прежде, должны проходить в увлекательной игровой форме. Маленький почемучка все активнее познает окружающий мир, задача родителей — помогать ему в этом.

Учим кроху осознанному выбору. Приближаясь к 2,5 летнему возрасту, ребенок должен иметь возможность сам выбирать, в какие игрушки поиграть, какую одежду надеть или какую книжку ему должны почитать.

Задавайте крохе вопросы, чтобы поставить его перед разным выбором

  • Скажем, что он будет сейчас делать — рисовать или складывать пазлы.
  • Какой напиток ему принести — сок или кисель.
  • Какие носочки он наденет — синие или зеленые.

Учите делать выбор не только из 2-х предметов, но и из нескольких. Попросите объяснить, почему он выбрал именно это, а не другое.

Учите малыша быть самостоятельным

В возрасте 2-х лет и 5 месяцев нужно приучать кроху убирать за собой разбросанные игрушки. Придя с прогулки, покажите, куда он должен поставить обувь и повесить курточку. Если малыш отвлечется и забудет, объясните ему, что наводить порядок в своих вещах он должен самостоятельно, так как уже подрос и умеет все делать сам.

Помогите человечку выбрать интересную для него игру, немного поучаствуйте в ней, а потом пусть кроха играет самостоятельно. В этом возрасте он спокойно должен играть один не менее получаса.

Обращайте внимание крохи на то, что в семье каждый занят своим делом. Предложите малышу самому выбрать то, чем он будет заниматься сам, без помощи взрослых.. Выполняем сложные поручения с игрушками и в играх

Выполняем сложные поручения с игрушками и в играх

Пора приучать кроху выполнять последовательно 2 или более действий. К примеру, уложить куклу спать и спеть ей песенку, скушать ложечку каши и запить ее чаем. Если ребенок забывает о второй части просьбы, напомните ему об этом. К этому возрасту он должен научиться справляться со сложными заданиями, ничего не забывая при этом.

Чтобы развитие ребенка соответствовало его возрасту, крохе нужно уделять каждую свободную минуту. Не отмахиваться от его бесконечных «Почему», а доступно и интересно объяснять ребенку все, что его интересует.

Нужно разговаривать с маленьким человечком как можно больше и учить его осваивать новые навыки и знания в непринужденной и доступной для него игровой форме, подталкивая к самостоятельным действиям.

Календарь развития ребенка от 2 до 3 лет по месяцам

  • 2 года 1 месяц
  • 2 года 2 месяца
  • 2 года 3 месяца
  • 2 года 4 месяца
  • 2 года 5 месяцев
  • 2 года 6 месяцев
  • 2 года 7 месяцев
  • 2 года 8 месяцев
  • 2 года 9 месяцев
  • 2 года 10 месяцев
  • 2 года 11 месяцев
  • 3 года

Примерная программа упражнений на неделю

Составление недельного плана для крохи помогает решить сразу несколько задач:

  1. Не перегружать ребенка занятиями в целом.
  2. Не повторять одинаковые занятия.
  3. Не упустить какой-либо вид развития.
  4. Не переживать, что ребенок мало развивается и вы что-то упускаете.

Мы предлагаем пример недельного распорядка занятий для развития двухлетнего ребенка:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Физическое развитие

Игры с мячом

Бег с препятствиями

Ходьба по нарисованной волнистой линии

Занятие с фитболом

Прыжки по «кочкам»

Игра в «улитку»

Ходьба на руках

Познавательное развитие

Собираем пазл

Находим целое по части

Подбираем предмету тень

Изучаем домашних животных

Сортируем предметы по цвету

Изучаем времена года

Ищем пропавшую игрушку

Сенсорное развитие

Щупаем холодные и теплые предметы

Изучаем материалы на ощупь

Изучаем вкус

Трогаем гладкие и шершавые предметы

Мелкая моторика

Играем с крупой

Пальчиковая гимнастика

Игра со шнуровкой

На прогулке создаем узоры из маленьких камешков

Игра с прищепками

Игры с песком

Игра с наклейками

Музыкальное развитие

Поем с мамой

Слушаем звуки музыкальных инструментов

Слушаем классическую музыку

Слушаем детские песенки

Речевое развитие

Читаем сказку

Читаем стихи

Кривляемся перед зеркалом

Обсуждаем картинки в книге

Разыгрываем сказку

Задуваем свечи

Совместное чтение с обсуждением прочитанного

Творческое развитие

Рисование красками

с соленым тестом

Аппликация из рваной бумаги

Социальное развитие

Общение с другими детками

Идем в гости

Прогулка в песочнице

Это лишь примерный план развития малыша в возрасте 2-2,5 лет

Для составления собственного плана важно учесть и умения карапуза, и его темперамент, и интересы ребенка, и ваши цели

Во время проведения занятий вы можете заметить агрессию ребенка. Часто она проявляется и в случаях, когда родители отказываются выполнять пожелания ребенка. Как себя вести в том случае, если при этом ребенок еще и ? Об этом смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Что должен уметь малыш в 1 год и 2 месяца

  • Самостоятельно ходить
  • Самостоятельно вставать без опоры
  • Прожёвывать еду, состоящую из кусочков
  • Пить из чашки-непроливайки без посторонней помощи
  • Стараться самостоятельно кушать ложкой
  • Пытаться воспроизводить произнесенные кем-то слова или жестикулировать
  • Самостоятельно использовать около пяти слов/жестов
  • Днём в этом возрасте ребенок переходит на один дневной сон
  • Чистить зубы с маминой помощью 
  • Пробовать вытирать руки полотенцем 
  • Снимать носки и шапочку
  • Активно участвовать в повседневных делах и играх (одеваться, купаться, убираться)
  • Подражать взрослой речи, действиям, жестам
  • Быть любопытным, исследовать предметы, помещения и обстановку за пределами дома
  • Узнавать свои игрушки, любимые игры и занятия
  • Повторять за взрослыми или детьми способы использования предметов или приспособлений (игрушка, половник)
  • Строить башенку из двух кубиков
  • Рисовать каля-маля пастельным мелком, применять пальцевые захваты
  • Переворачивать коробку, с целю вывалить из неё содержимое
  • Бросать кубики в коробку с большим отверстием
  • Наблюдать за тем, что происходит вокруг и показывает пальчиком, демонстрировать заинтересованность.

Очень подробно все навыки этого возраста описаны в этой статье:

Уход и режим

Для развития ребенка двухлетнего возраста немалое значение имеет здоровье крохи, которое поддерживается правильным режимом дня и уходом:

Важно следить, чтобы у ребенка было достаточно отдыха. Малыши этого возраста спят около 12-13 часов в сутки

У двухлеток есть один дневной сон, который длится 2-2,5 часа.
Утро крохи должно начинаться с умывания и чистки зубов, а также причесывания. Также важно приучить малыша к гигиене, напоминая, что после прогулки и перед едой обязательно следует вымыть руки.
После дневного сна часто проводят процедуры для закаливания, например, обтирание либо обливание ног.
Многие дети к 2-летию уже освоили горшок и используют его по назначению. Чтобы попроситься на горшочек, ребенок произносит слова или делает знак. Некоторые детки подходят к горшку и снимают штаны.
Гулять с ребенком двух лет советуют ежедневно 1-2 раза, так как крохе очень нужен свежий воздух. Одевать малыша следует по погоде, чтобы не допустить перегрева, но и не позволить ребенку замерзнуть.
Питание 2-летнего карапуза предусматривает 4 приема пищи с промежутками 3-4 часа между ними. Питательность рациона ребенка этого возраста должна соответствовать 1400-1500 ккал.

О том, как правильно вести себя с непослушным ребенком, смотрите в телепередаче доктора Комаровского.

Физическое развитие ребенка:

  • Хорошо бегает, подпрыгивает на двух ногах.
  • Умеет подниматься на цыпочки.
  • Точно бьет ногой по мячу.
  • Без посторонней помощи поднимается и спускается по лестнице, при этом придерживается за перила.
  • Легко переворачивает страницы в книге.
  • Некоторые дети уже могут правильно держать карандаш (тремя пальцами).
  • Активно помогает при одевании.

Показатели ребенка от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев

график роста
и

график веса

график роста
и

график веса

Рост
88.66-90.06 см

Вес
13.282-13.500 кг

Окружность головы
49-50 см

Обхват грудной клетки
51-52 см

Психическое развитие ребенка:

  • Ребенок отличает множественное число от единственного.
  • Способен испытывать не только радость, гнев, раздражение, удовлетворенность, но и более сложное чувство — гордость. Ребенок бывает горд своими достижениями.
  • Проявляет стремление все делать самостоятельно.

Какие игрушки рекомендуются для этого возраста?

Приобретите игрушки, которые развивают мышление и глазомер:

  • конструкторы;
  • мозаики;
  • крупные кегли;
  • разные игрушки со шнуровкой. Это может быть деревянный плоский башмачок или целая картинка-пазл, части которой можно соединить между собой шнурками. Например, к лапке зайчика можно прикрепить морковку или репку… Дети выполняют эту задачу с удовольствием, а заодно приобретают полезный житейский навык;
  • специальные рамочки с геометрическими фигурками разного цвета, ещё один вариант рамок Монтессори. Каждая из них, в свою очередь, разрезана на более мелкие геометрические фигуры. Играют с ними так: все части высыпаются, раскладываются на кучки по цветам, а потом помещаются на место так, чтобы каждая фигурка получилась целой. Это очень хорошее упражнение для развития гибкости мышления и пространственного воображения;
  • специальные рамки, где в наглядной форме представлено понятие математической дроби. Это деревянная пластина, в которую врезано три круга разных цветов. Каждый из цветных кружочков, в свою очередь, разделен на несколько сегментов. Самый простой вариант: три круга, один из которых целый, другой — составлен из двух половинок, третий — из трех частей. С помощью этой игрушки ребенок с легкостью овладеет понятиями целого, одной второй и трети.

Как решить проблему уборки игрушек?

Малышам трудно раскладывать свои вещи на место и нелегко понять, зачем это нужно делать. Но ведь вам хочется, чтобы в доме был порядок, не правда ли? 

Совсем не обязательно мучить малыша трудновыполнимым заданием или убирать игрушки в одиночку.

какую-нибудь

Вот только сам он не умеет этого делать, поэтому малышу придется ему помогать и складывать в него игрушки. Попробуйте, и ваши нервы и нервы вашего малыша будут сбережены. А в доме будет порядок!

Вас также может заинтересовать

Телевизор в жизни малыша: смотреть или не смотреть?

Как объяснить разницу между мальчиками и девочками?

Гиперактивный ребенок: как и чем занять непоседу?

Прогулки на третьем году жизни

Игрушки для ребёнка 2-3-х лет

Ссылка на основную публикацию