Консультация «что должен уметь ребенок в 4 года?»

Физическое развитие

В 2 года ребенку требуется ежедневные физические нагрузки, они помогают становиться организму выносливее и сильнее. Чаще всего в этом возрасте дети уже умеют:

  • подниматься и спускаться по лестнице держась за поручень или руку взрослого;
  • перешагивать через препятствия;
  • ловко лазать;
  • подпрыгивать и бегать;
  • бросать мяч и пытаться ловить его;
  • надувать щеки и втягивать их;
  • управлять своими губами, растягивать их в улыбке или вытягивать трубочкой;
  • поднимать лежащие на полу предметы;
  • отдаёт предпочтение доминирующей руке;
  • держать в руках карандаш, проводить им прямые линии или рисовать овал.

В этом возрасте для малыша будут полезны физические упражнения. Они повышают иммунитет, улучшают кровообращение, способствуют адаптации ребёнка к детскому саду.

С двух лет проще всего приучить ребёнка делать зарядку. Можно включить детский канал, где малыши показывают несложные физические упражнения или придумайте что-то сами.

Физкультура для ребёнка в 2 года должна быть в игровой форме, иначе малышу не будет интересно выполнять упражнения. Заниматься обязательно нужно всей семьёй. Не бросайте занятия, даже если малышу это кажется неинтересным сейчас, своим примером вы обязательно выработаете у ребёнка такую привычку. Дети так хотят быть похожими на взрослых.

Чтобы развивать физические способности у ребенка в 2 года можно использовать разнообразные игры с мячом. Самая простая игра – бросать мячик из рук в руки. Ей можно занять малыша, как на улице, так и дома. В процессе игры у ребенка развивается хватательный рефлекс, формируется умение точно и быстро рассчитывать каждое движение.

Используя мяч можно найти множество других игр. Например, «съедобное – несъедобное», катание мяча по определенной траектории, футбол, подбрасывание мяча вверх и так далее. Для полноценного физического развития ребенка в 2 года полезно преодолевать различные препятствия. Очень укрепляет детский организм занятие на шведской стенке, турнике и гимнастическом бревне.

Важнейшие условия для нормального физического развития

  • питание;
  • режим дня;
  • активные прогулки на свежем воздухе;
  • закаливание.

Ребёнок 2-3 лет кушает 4-5 раз в день. Малыш очень много двигается и мы должны обеспечить его организм углеводами, которые содержатся в большом количестве в крупах, например таких как: перловая, гречневая, овсяная, кукурузная, пшеничная. Манная и рисовая крупы также содержат углеводы, но немного меньше. Не забывайте про фрукты и овощи.

Важно обеспечивать растущий организм необходимым количеством белков, жиров и углеводов. Не нужно давать малышу обезжиренный творог или кефир, жиры необходимы для правильного развития головного мозга и нервной системы

В рационе ребёнка обязательно должны присутствовать такие продукты, как: крупы, мясо, рыба, овощи, фрукты, молоко, творог, кефир. Кондитерские изделия в рацион лучше не включать или сводить к минимуму.

Активные прогулки на свежем воздухе

Прогулки нужно организовывать так, чтобы малыш больше двигался. Не нужно все время возить его на велосипеде, санях или коляске. Пусть больше ходит, бегает, прыгает, лазает на площадке.

В 2 года ребёнок может освоить беговел (двухколёсный велосипед без педалей, есть в виде машинок и мотоциклов). Всю прогулку ребёнок не сможет кататься на беговеле, но для физического развития ему будет достаточно 10-15 минут в день.

Закаливание

Я не буду говорить сейчас о классическом закаливании, где требуется соблюдать последовательность, прилагать много времени и сил. Вполне достаточно будет выполнять элементарные вещи, которые не составит труда сделать любому родителю:

  • Чаще проветривайте помещение. В комнате ребёнка должен быть свежий и влажный воздух, особенно перед сном. Если есть возможность, обзаведитесь увлажнителем, если нет, расставьте в комнатах по всему дому небольшие ёмкости с водой, подливайте воду по мере испарения. Свежий воздух усиливает все процессы, протекающие в организме, укрепляет иммунитет.
  • Пусть ребёнок бегает по дому босиком.Если у него холодные ножки, это совсем не значит, что кроха замерз, это всего лишь реакция организма на пониженную температуру пола.
  • Летом разрешайте ходить босиком по траве, песку, камням, земле. Это не только закаляет, но и служит хорошей профилактикой плоскостопия.
  • Устраивайте ребёнку воздушные ванны. Пусть дома малыш чаще бегает в одних трусиках, дети не любят, когда на них много одежды, а здесь ещё и польза для здоровья.
  • Организуйте спортивный уголок в доме или во дворе. Обязательно ежедневно используйте его для активных игр.
  • Пусть ваша жизнь будет активной.Отправляйтесь в походы, устраивайте выезды на природу, не забывайте про активные прогулки с использованием беговелов, самокатов, велосипедов и.т.д.

Чем занять ребенка в 3 года дома пока мама занята: самостоятельные игры малышей

Безусловно, речь не идёт о том, чтобы избавиться от ребёнка, дабы взрослые могли отдыхать. Вопрос стоит несколько иначе. Если трёхлетний малыш так самостоятелен, почему иногда он не хочет играть сам, без руководства взрослых. Наверное, этому тоже придётся его сначала научить, и так, чтобы у него не возникало мысли о том, что он является обузой.

Учитывая то, что в этот жизненный период у него интенсивно формируется представление о реальном мире, к тому же, он испытывает непреодолимую тягу к любой творческой деятельности и его словарный запас достаточно расширен, ребёнку подойдут самые разные игры и занятия. В три года детей часто записывают во всевозможные развивающие группы, на уроки иностранных языков, в спортивные секции и на танцы. В домашних условиях с ними также можно успешно заниматься в игровой форме, и наиболее привлекательное для них занятие способно поглощать их целиком, заставляя быть усидчивыми и внимательными.

Конечно, в первую очередь, это различные настольные (напольные) игры:

Конструктор

Конструкторы являются одной из самых любимых игрушек малышей любого возраста и трёхлетки – не исключение. Привив любовь малыша к этому полезному развлечению, папы и мамы могут быть спокойны за умственное развитие своих деток и за их досуг даже без собственного присутствия. На первом месте стоит, конечно, Лего, эта игра не знает аналогов, и ей увлекаются даже некоторые взрослые.

Для трёхлетних девочек подходят такие серии, как Princess junior, Lego Friends, для мальчиков – Ninjago, магнитный конструктор Magformers, Сити. Отечественная аналогичная игра – Город мастеров, ничем не хуже знаменитого Лего, и также рассчитана на мальчиков и девочек. Есть и другие интересные игры данной категории – конструкторы Mega Bloks, Meccano или Знаток, знакомящий юных техников с основами электроники.

Пазлы

Не менее увлекательны для трёхгодовалых детей пазлы, например, «Моя ферма», «Кто где живёт» – 3D пазлы, «Лудаттика Город», «Ларсен драконы», «Ларсен динозавры Юрского периода».

Мозаика

Мозаики также незаменимы по своей пользе, поскольку способствуют развитию мелкой моторики, художественного вкуса и усидчивости. В эту же категорию можно включить всевозможные коллажи и аппликации. К тому же, мозаика выкладывается необязательно по образцу, и ребёнок может сам создавать новый узор, чувствуя себя настоящим творцом. Для трёх лет используют обычные игры с полем на ножках, магнитные доски или плоскость с дырочками для вставления фишек.

Учим буквы

Разумеется, можно занять малыша чем-то другим. Многие мальчики и девочки в три года уже живо интересуются буквами и числами (о том как играя учить с трехлетним ребенком буквы смотрите здесь), поэтому им можно выбирать развивающие игры с математическим уклоном, или купить специальную музыкальную азбуку, по которой малыш будет обучаться в процессе игры. Соответственно, увлекающимся музыкой детям приобретают музыкальные инструменты или даже диски с музыкальными произведениями для прослушивания, слух может развить регулярная игра с металлофоном.

Эмоциональное и социальное развитие ребенка

Психоэмоциональное развитие детей в четыре года не менее интенсивное, чем интеллектуальное. Ребенок научился справляться со своими чувствами, освоил основные правила поведения. Он еще бывает капризный, но не агрессивный. Хотя в этом возрасте появляются новые проблемы, малыш вдруг становится замкнутым, грустит, не проявляет интереса к своим сверстникам. У него очередной переходный период, новый этап осознания себя как личности. Он уже научился давать оценки своим действиям и прекрасно понимает, когда поступает хорошо, а когда плохо. Если малыша за неправильные поступки часто наказывать, а успехи и хорошее поведение игнорировать, у него развиваются комплексы. Ребенку кажется, что его никто не любит, что он плохой. Когда дошкольник гиперактивный, такие проблемы выливаются в неконтролируемое поведение. У спокойных детей они чаще проявляются депрессией.

Постарайтесь понять, почему он грустит. Возможно, у малыша проблемы в общении с другими детьми. Может проблема в вас, вы его слишком часто ругаете, загружаете обучением. Обратиться к специалисту стоит тогда, когда плохое настроение – не случайный эпизод, а постоянное состояние, на протяжении 2-3 недель или месяца. Насторожится родители должны, если дошкольник вдруг стал очень агрессивным, начал заикаться, перестал идти на контакт с вами или со сверстниками.

Социальные контакты для четырехлетнего ребёнка становятся необходимостью. Он уже освоил первые уроки общения с детьми. Теперь активно осваивает свою роль в играх, занимает определенное место в детском коллективе. У ребенка появляются друзья и неприятели, он начинает ссориться и мириться с ними. Четырехлетние дети менее эгоистичны, чем раньше., они умеют делиться игрушками, угощениями. Хотя бывает, что ребенок жадничает, прячет от других свои вещи. Постарайтесь мягко объяснить, что так делать не нужно. Ведь с жадинами никто не хочет дружить. А если сегодня он поделится с другими, завтра поделятся с ним.

Примерная программа упражнений на неделю

Занятия для развития ребенка 4 лет стоит планировать заранее, причем лучше всего – на неделю. Так вы не упустите важные для вашего малыша виды развития, не перегрузите кроху и сможете подготовить все материалы заранее. В составлении недельного плана развивающих занятий в возрасте 4-4,5 лет в первую очередь учитывают, посещает ли малыш детский сад. Если кроха весь день в саду, то нужно уяснить такие моменты:

  • У ребенка в саду уже есть ежедневные развивающие занятия и регулярная физическая активность.
  • Заниматься с малышом дома получится лишь вечером и в выходные.
  • В вечернее время не следует планировать активную деятельность.
  • После возвращения из сада остается не так много времени на занятия, поэтому, как правило, планируют лишь 1-2 занятия.
  • Стоит узнать, по какой программе занимаются с малышом в саду, чтобы не дублировать занятия, а дополнять их.

Для ребенка, который пока не посещает детское учреждение, план занятий будет более обширным. При его составлении учитывают интересы крохи, имеющиеся навыки, посещение школы развития или спортивной секции.

Мы предлагаем такую приблизительную недельную программу развивающих занятий для 4-летнего ребенка:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Физическое развитие

Зарядка под музыку

Подвижные игры

Игра с мячом

Прыжки

Велосипед

Игра с фитболом

Зарядка по видео-уроку

Познавательное развитие

Пазлы

Изучаем цвета

Лото

Находим лишний предмет

Изучаем домашних животных

Ищем отличия

Изучаем растения

Сенсорное и музыкальное развитие

Танцы

Изучаем запахи

Угадываем предметы на ощупь

Пение

Игра с сенсорным мешочком

Изучаем вкусы

Изучение музыкальных инструментов

Мелкая моторика

Игра с водой

Пальчиковая гимнастика

Игра с бусинами

Игра с крупой

Мозаика

Игра с прищепками

Игра с песком

Речевое развитие

Разучиваем стих

Слушаем аудио-сказку

Пересказывание сказки

Артикуляционная гимнастика

Изучаем буквы

Читаем с мамой

Отгадываем загадки

Творческое развитие

Раскрашивание

Аппликация

Кукольный театр

Рисование

Лепка

Поделки из природных материалов

Игры с конструктором

Как воспитывать ребенка от 3х до 6 лет, смотрите в видео канала Воспитание. ТВ.

Общение и поведение малыша в 4 года

Ребенок в 4 года все чаще показывает свою самостоятельность, не ощущает беспокойства, когда на какое-то время остается без родителей. Малыш становится менее эгоцентричным, приходит к пониманию, что не всегда в этом мире речь будет идти только о нем.

Он уже способен понимать чувства и улавливать настроение других людей, может проявлять к ним сочувствие

Вместе с тем, ребенку необходимо, чтобы близкие относились к нему, как к самому важному участнику в доме, и уделяли много внимания

Ему нравится находиться в центре общественной жизни, он с удовольствием готов принимать участие в конкурсах. Четырехлетний малыш с каждым днем задает все больше вопросов обо всем, что ему непонятно, любит изображать из себя артиста или представлять себя в роли одного из любимых героев.

Общительность, любознательность, стремление познать новое – ярко выраженные черты характера вашего ребенка в этом возрасте.

Память.

  • Повторить за взрослыми на слух несколько слогов по порядку: ма-та-са; ки-ле-ти-ди; па-са-ни-ки.
  • Точно выполнить задание, состоящее из трех-четырех команд: пойти на кухню, сесть на http://www.mam2mam.ru/search/?tags=%F1%F2%F3%EB, взять чашку, принести ее в комнату.
  • Определить с одной попытки, какой предмет исчез. Для этого можно поставить перед малышом пять предметов, называя каждый, затем попросить его отвернуться, а в этот момент спрятать один из них; малыш должен будет определить, какой предмет исчез.
  • Повторить за взрослым на слух четыре-пять слов: стол, дом, кот, пень, ваза.
  • Повторить на слух цифры в определенном порядке: три – семь – пять; один – четыре – два – шесть.
  • Запоминать и называть без помощи взрослого 4-5 предметов.
  • Рассказывать наизусть несколько потешек, стихов, загадок.
  • Пересказывать содержание услышанной сказки.
  • Запоминать содержание сюжетного рисунка.
  • Воспроизводить в памяти недавно происшедшие, а также яркие события своей жизни.

Мелкая моторика в 2 года

Мелкая моторика играет важнейшую роль в развитии ребенка. Ученые доказали, что развитие мелкой моторика тесно связано с развитием речи.

Также мелкая моторика оказывает свое воздействие на нервную систему, память, внимание и зрительное восприятие. Моторика у ребенка развивается постепенно, изначально движения неумелые и неловкие

Чтобы усовершенствовать навыки ребенка рекомендуется использовать развивающие игры и упражнения.

Упражнения для развития мелкой моторики

Всевозможные конструкторы.Самыми распространенными являются конструкторы Lego. Крупные разноцветные детали заинтересуют ребенка и благоприятно воздействуют на развитие мышления и усидчивости. Согласно исследованиям ученых, у тех людей, кто в детстве играл с такими игрушками, лучше развито пространственное мышление. Получается, что любители конструкторов легче осваивают физику и математику, прекрасно ориентируются на местности и не рискуют нигде заблудиться.

Пуговицы, молнии, шнурки. В 2 года ребенок конечно самостоятельно не оденется, но если в течение длительного времени повторять и показывать определенные манипуляции, со временем малыш сможет освоить процесс одевания.

Подручные средства в качестве игрушек. В любой квартире найдется множество вещей, которые подойдут для развития мелкой моторики у ребенка. Это могут быть пуговицы, ложки, крупы и другие мелкие и безопасные для малыша предметы. С их помощью развивается воображение и совершенствуется моторика рук. Разумеется, заниматься нужно под контролем родителей.

Рисование – еще один прекрасный способ для развития мелкой моторики у детей. Первые рисунки будут бесформенными и непонятными, но со временем ребенок освоит кисть и сможет выразить на бумаге свое настроение или переживания

Психологи рекомендуют обращать внимание родителей на рисунки детей, по ним можно понять психо-эмоциональное состояние малыша. Особенно хороши для развития моторики пальчиковые краски.

ЛепкаОказывает воздействие на мышцы рук, тем самым развивается ловкость и формируется воображение

Малыши очень любят использовать разноцветный пластилин.

Развитие мелкой моторики очень важно в возрасте 2 лет. От этого зависит не только дальнейшее развитие ребенка, но и будущее обучение в школе

Как воспитывать

Воспитание ребенка в 8-9 лет рекомендуется концентрировать на выработке важных ценностных ориентиров. Приучайте сына или дочку уважать семью, старших, сверстников. Объясните, что с чужим мнением нужно считаться, принимать его, пытаться понять. Эти навыки приобретаются через пример взрослых.

В 8-9 лет друзья становятся важной частью жизни ребенка. Постепенно он начинает перенимать у них определенные черты, привычки

В этом возрасте нужно следить за кругом общения сына или дочери, при необходимости вносить коррективы в неправильное понимание. Обсуждая друзей ребенка, не стоит сильно критиковать их поведение, запрещать общаться. В доверительной форме обсудите с сыном или дочкой событие или манеру общения в его компании, на основе сильных аргументов покажите, почему вас смущает тот или иной факт.

В 8-9 лет у ребенка активно развивается критическое мышление. Многие дети в этот период начинают сомневаться в правильности действий и слов взрослых. Появление собственного мнения, несоответствие в словах и действиях родителей могут сильно влиять на общее доверие сына или дочки к маме и папе. Рекомендуется стараться соответствовать собственным словам. Если вы учите ребенка быть последовательным, рассудительным, то старайтесь сами придерживаться своих слов, контролируйте свое поведение.

Важно в 8-9 лет научить сына или дочку оценивать собственные поступки. Если ребенок совершает нежелательное действие, то не спешите его ругать

Спросите, почему он так поступил, чем руководствовался. Попытайтесь научить чадо вести внутренний разговор, рассуждать над необходимостью, правильностью действий. Для этого однократно постарайтесь порассуждать над поступком ребенка, поставив себя на его место. Расскажите, как в ваших глазах выглядят его мотивы, рассуждения. Вначале сын или дочка будут внимательно слушать, как они выглядят в глазах взрослого, после чего начнут активно участвовать в обсуждении поступка. Постепенно развивая возможность рассуждать, ребенок начнет пользоваться этим умением чаще до совершения действия.

Воспитание ребенка

Характерные возрастные особенности

Изменения, которые претерпевает детский организм в возрасте трёх лет, весьма значительны и разнообразны. Прежде всего, начиная с 2,5, малыши вырастают на 4-5 сантиметров и набирают 1,2 килограмма веса. Мальчики всегда чуть крупнее девочек, рост их варьируется от 88 до 102 сантиметров, а масса тела – от 12 до 18 килограмм. У девочек те же показатели составляют 87-100 сантиметров и 10-17 килограммов.

Из-за анатомо-физиологических изменений совершенствуются другие важные функции и способности крохи:

Трёхлетние дети всё лучше могут управлять своим телом, координировать движения, постепенно выравнивается шаг ребёнка при ходьбе.
В связи с развитием нервной системы, дети дольше бодрствуют, лучше воспринимают и запоминают информацию, повышается их работоспособность. Из-за этого монотонные занятия уже не кажутся некоторым деткам столь обременительными – они более усидчивы и терпеливы.
Развитие моторной функции расширяет возможности карапуза, и он может выполнять множество различных действий, относящихся к бытовой области и играм. Вследствие этого, совершенствуется и речевой навык, а лексикон крохи пополняется до 1000 слов

Несмотря на то, что у деток не всегда получается правильное произношение, а некоторые буквы им, вообще трудно выговаривать, они разговаривают беспрерывно – в таком случае родителям нужно заняться с малышом артикуляционной гимнастикой или отвести к логопеду.
Три года – это время бесчисленного числа вопросов, обращённых к взрослым, и важно чтобы ребёнок получал исчерпывающие ответы на доступном языке.

Психическое развитие ребенка в 3 года тесно связано с формированием эмоционального фона и ролевыми играми, актуальными для этого возраста

Их важность трудно переоценить – играя, дети не только развивают пространственное мышление, но и учатся решать разные задачи, прокручивая в своих сценариях модели поведения старших. В дальнейшем это поможет малышу находить выход из непростых ситуаций, нередких в реальности

Знания об окружающем мире

Четырехлетний возраст — это пик познавательной активности ребенка, направленной на изучение культуры и природы. Родители должны всячески поощрять его интерес, предлагая совместные прогулки, походы в музеи, путешествия и т.д. Игры в шарады, загадки, изучение тематических энциклопедий, игры с картой мира и т.п. способны активизировать интерес ребенка к окружающему миру.

Если раньше гендерные отличия были не так заметны, то сейчас мальчики стараются проводить больше времени с папой за «мужскими» занятиями, девочки начинают интересоваться своей внешностью, одеждой, украшениями.

В этом возрасте игры становятся ролевыми, ребенок старается перевоплотиться в того или иного героя. Родители могут использовать их для изучения малышом различных социальных ролей. Кроме того, стремление ребенка к подражанию отлично помогает при изучении профессий (игры в доктора, повара, археолога, инженера и т.д.). Подобные занятия очень благотворны для его всестороннего развития.

Каким бы ни было развитие ребенка в четырехлетнем возрасте, родителям следует принимать малыша таким, какой он есть. Не нужно стараться подгонять его под высокие стандарты, а корректировку лучше проводить без напряжения, в игровой форме, радующей малыша

Никакой успех и достижения в жизни не заменят любовь и внимание родителей, которые более всего другого необходимы ребенку в этот период

Читайте далее:

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев — критерии развития мальчика, девочки

Что должен уметь ребенок в 3 месяца — критерии развития девочки, мальчика

Что должен уметь ребенок в 8 месяцев — критерии развития мальчика, девочки

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев — критерии развития мальчика, девочки

Что должен уметь ребенок в 6 лет — основные умения и навыки мальчиков и девочек

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев — критерии развития мальчика, девочки

Умственное и речевое развитие ребенка

Чтобы определить интеллектуальный уровень ребенка в года 4, надо выяснить, какими знаниями он обладает. С этого возраста дети проявляют любопытство и начинают задавать множество вопросов. Родителям нельзя терять терпение, нужно удовлетворять интерес дошкольника. Можно попросить их самих подумать над вопросом и проследить за цепочкой рассуждения.

На умственное развитие сильно влияют развивающие игры, которые проводятся в детском саду и дома. Благодаря им дети обретают некоторые знания во многих областях.

Математика

Давать математические знания необходимо в игровой форме, например, можно считать деревья, дома, машины во время прогулки. Дети в 4 года должны уметь:

  • видеть и объяснять разницу между понятиями “много лиц, предметов” и “1 лицо, предмет”;
  • уметь различать цифры до 5, а считать до 10;
  • определять разницу между основными геометрическими фигурами и давать им правильные названия;
  • сравнивать количество предметов и объяснять, где их больше или меньше и почему;
  • знать, где находится правая рука и левая;
  • видеть разницу между верхом и низом;
  • сравнивать 2 предмета по их величине, уметь словами объяснять между ними разницу.

Окружающий мир

На протяжении жизни ребенок беспрестанно обогащает свои знания об окружающем мире. В 4 года дети должны уметь:

  • правильно называть диких и домашних животных, показывать их на картинке;
  • различать представителей животного мира по звукам, которые они издают, и по способу их передвижения;
  • определять времена года и давать им характеристику;
  • называть явления природы, объяснять их особенности;
  • давать информацию о растительном мире, в т. ч. об овощах, фруктах и вкусах, которые им свойственны.

Изобразительное искусство

Большое внимание в развитии следует уделять творчеству, например, лепке, рисованию. В ходе подобной работы дети учатся:

  • определять 7 основных цветов, называть их и показывать;
  • пользуясь линейкой, чертить прямые линии;
  • рисовать простые предметы, которые находятся поблизости, правильно закрашивать их;
  • делать аппликации, используя клей.

Конструирование

Четырехлетнему ребенку следует знать, что такое конструктор и что с его помощью можно сделать. При регулярно работе с такого рода тренажерами развиваются следующие навыки:

  • умение называть все детали, объяснять разницу между ними;
  • располагать различные части в горизонтальном или вертикальном положении;
  • зная о разнице между составляющими, могут заменять их друг другом;
  • создают сооружения, разные по форме и высоте, способны дать им характеристику.

Чтобы развитие шло более интенсивно, следует усложнять задания, чтобы ребенок учился строить не только сооружения, но и машины, корабли, самолеты и т. д.

Познания в музыке

Чем больше музыкальных занятий будет проводиться с ребенком в 4 года, тем сильнее удастся развить его природные способности. В детстве процесс запоминания мелодий идет быстро, детям удается легко их воспроизводить, не представляет затруднений и запоминание теоретического материала.

Четырехлетние дети могут называть распространенные музыкальные инструменты, например, пианино, барабан, балалайку, гитару и др. Любят слушать знакомые им мелодии, подпевать песням. Могут объяснить разницу между понятиями “громко” и “тихо”.

Речь

Словарный запас ребенка указанного возраста должен включать не менее 4 тыс. слов. Ребенок должен знать несколько детских стихотворений наизусть, уметь рассказывать их и воспроизводить любую сказку на родном языке.

Кроме того, должны быть выработаны следующие умения и навыки:

  • иметь четкую, связную речь, в которой все звуки, кроме сонорных или шипящих, произносятся отчетливо;
  • не ошибаться в согласовании слов в роде, числе и падеже;
  • применять в своей речи большую часть предлогов;
  • разбивать слова на слоги, безошибочно выговаривать многосложные, подбирать примеры слов с заданными простыми слогами;
  • отвечать на несложные вопросы;
  • иметь представление об основных видах профессий, определять их особенности и значение;
  • улавливать разницу в интонации говорящего.

Важно, чтобы в 4 года ребенок знал, кто он такой, кем являются его родители и близкие родственники. Он должен называть свой возраст и адрес

Обучающие игры и развивающие игрушки

Для ребёнка трёх лет основным обучающим материалом остаётся игровой процесс, поэтому важно выбирать для него подходящие по возрасту игры и игрушки. Для совершенствования двигательной функции рекомендуется использовать:

Для совершенствования двигательной функции рекомендуется использовать:

  • мячи;
  • толокары, машинки-каталки;
  • детский гольф, кегельбан;
  • специальные коврики для танцев;
  • самокаты, трёхколёсные велосипеды;
  • детский спортивный комплекс;
  • батут;
  • сухой бассейн.

Для развития творческих способностей, мелкой моторики, тренировки внимания, памяти, логического мышления и воображения необходимы:

  • наборы кубиков, конструкторы;
  • мозаики, пазлы, детское лото и домино;
  • сортёры, игрушки-вкладыши, шнуровки;
  • резиновые фигурки животных;
  • интерактивные игрушки, книги, глобусы, карты;
  • детские музыкальные инструменты;
  • творческие комплекты, краски, мольберт, наборы для лепки.

Для сюжетных игр малышам в 3 года понадобятся пупсы и куклы, игрушечные наборы посуды, мебель, кухня, атрибуты людей разных профессий, а также машинки, солдатики, роботы.

В три года дети уже способны играть самостоятельно, но они, как и прежде, нуждаются в общении и участии взрослых в своих забавах и занятиях.

Психическое развитие ребёнка в 3 года

В 3 года дети проявляют свой нрав. Кроха становится более разговорчивым, любопытным, непоседливым. В этом возрасте малыши уже ощущают себя личностью, очень любят говорить: «Я сам».

Ребенок осознает юмор, может рассмеяться над чем-либо показавшимся ему смешным, гордится собой, если что-то делает хорошо или лучше других, эмоционально откликается на красивое и некрасивое.

Помимо этого:

Сопереживает героям сказок, выражает сопереживание мимикой.
Испытывает чувство стыда, обиды и огорчения, уже может постоять за себя и дать сдачи.
Соображает, как нельзя делать. Когда видит как другие дети совершают не очень хорошие поступки, оценивает и осуждает их говорит: «Нельзя обижать котенка», «Нельзя обзываться».
Ребенок в 3 года уже ревнует и обижается, умеет сердиться и изредка лукавить, может и заступиться, и очень любит немножко похулиганить.
В этот период возникает боязнь темноты

Ребенок настороженно относится к незнакомым людям и непривычным ситуациям.
Понимает где опасность, что полезно, а что нет, закладывается сознание осторожности.
Начинает отличать прошлое и будущее.

Ребёнок в 3 года умеет запоминать маленькие стишки, песенки, помнит их наизусть. По картинке может пересказать сюжет знакомой сказки.

Словарный запас в этом возрасте расширяется до 1500 слов, малыш составляет предложения. Может произносить фразы из трех слов с подлежащим и со сказуемом.

Играя с другими детьми обменивается игрушками. Все дети приходя на площадку играют в чужие игрушки, не обращая внимания на свои.

Кризис 3 лет

«Совсем от рук отбился!», «Ну и неслух растет!» — восклицают мамы и папы, бабушки и дедушки, не подозревая о том, что внешнее непослушание, упрямство и протест могут оказаться обратной и крайне необходимой стороной позитивных личностных изменений.

Все, что было интересно до сих пор, обесценивается. Ломаются не только любимые игрушки, но и весь установившийся порядок. «Я сам! Дай!» кричит недовольный отказом карапуз, и вот уже не за горами плач и истерика.

Истерика — основной признак кризиса трёхлетки. Разумеется, она была и в более раннем возрасте из-за усталости и переутомления. Родителям было гораздо проще успокоить своё чадо.

У ребёнка в 3 года истерики становятся способом манипуляции при желании заполучить новую игрушку. Поэтому они случаются в местах с большим скоплением зрителей – в магазинах и на улице.

Основой же поведения становится стремление все делать наоборот. «Назло», — говорим мы, и, конечно, ошибаемся. Потому что ребенок далек от мысли «делать зло», он просто защищает свое «я».

 Советы психолога, как пережить кризис 3 лет

Ребенок ведет себя конфликтно не потому, что он так хочет, а потому, что по-другому он пока не может. Такое осознание поможет побороть раздражительность и негодование в адрес ребенка.

Никогда не оставляйте ребенка наедине с истерикой (частые и длительные истерики могут отразиться на его психическом здоровье)
Привлекайте ребенка к посильной для него работе (но только по его согласию), не забыв похвалить за результат.
Помогайте тогда, когда он просит, а не тогда, когда вы этого хотите.
Предоставьте выбор в мелочах (к примеру, одеть желтую или синюю футболку, приготовить гречневую или рисовую кашу). Подчеркивайте право его выбора в отдельных вопросах и ваше доверие к нему.

Не пытайтесь побороть упрямство ребенка. Оно просто необходимо для формирования воли и целеустремленности

Пробуйте перевести его внимание на новую игрушку или занятие.
Не говорите категоричное «нет», иногда достаточно согласиться, чтобы ребенок через 2-3 минуты потерял интерес к предмету спора.
Проигрывайте сложные ситуации с куклами, мягкими игрушками: пусть они проявят непослушание, а малыш научит их правильно себя вести.
Не навешивайте ярлыки («Бандит», «Неслух»), оценивайте только поступок, но не личностные качества ребенка. В противном случае, малыш привыкнет к тому, что он бандит, и будет изводить вас и дальше.
Не меняйте требования (сегодня нельзя, а завтра можно), проявляйте твердость в вопросах режима дня и безопасности.

Не стоит исполнять все желания ребенка и позволять ему манипулировать собой, чтобы избежать конфликта.

Ссылка на основную публикацию