4 месяц жизни. что должен уметь малыш?

Особенности развития девочек

Четыре месяца – важный возраст для малыша. Младенец изменяется внешне, его туловище становится более пропорциональным. Наблюдаются определенные перемены в психологическом состоянии развития в 4 месяца ребенка. Девочки имеют меньший рост и вес, но психологически более крепкие, чем мальчики.

У детей в этом возрасте легко вызывается «комплекс оживления». Когда девочка видит маму с папой или других хорошо знакомых ей людей, она улыбается, начинает активно двигать ногами и руками, гулит.

Прочие особенности развития малышек в четырехмесячном возрасте:

  • девочка узнает маму и выделяет ее среди остальных лиц;
  • лепечет (временами родители могут услышать слоги «ба», «па», «ма»);
  • улыбается своему отражению в зеркале.

Поведение девочки в 4 месяца становится более дифференцированным. Если малышке нравится игра, то она улыбается, ведет себя активно. Уже появляются любимые игрушки, с которыми она готова развлекаться целый день.

Если забрать у девочки интересующую ее вещь, то она начнет плакать. Эмоции становятся более выраженными: малышка способна демонстрировать страх, обиду, гнев. Совершенствуются зрение, слух, осязание.

Ребенок легко находит источник звука, прислушиваясь и поворачивая голову в сторону шума. Девочки начинают воспринимать музыку: реагируют на мелодичные и ритмичные песни. Когда они слышат свое имя, прислушиваются и сосредотачиваются. Малышки любят рассматривать свои ноги, руки.

Дети в 4 месяца способны различать несколько цветов: синий, красный, желтый. Большое количество оттенков повышают нагрузку на нервную систему. Поэтому многоцветные игрушки малышам лучше не предлагать.

Типичные ошибки родителей

Среди причин, тормозящих развитие, специалисты упоминают неправильно питание и плохой уход. Но не менее важным является и фактор воспитания. Ошибки, которые допускают родители, могут стать серьезнейшим препятствием для формирования полноценного человека.

  • Не нужно раньше времени присаживать ребенка или ставить на ножки. Кости в этом возрасте достаточно мягкие, могут развиться деформации, которые в дальнейшем осложнят развитие опорно двигательной системы вашего малыша. Всему свое время!
  • Нельзя резко поднимать за ручки и крутить ребенка. Могут быть вывихи, повреждения суставов.
  • В комнате, где находится младенец, нельзя включать громкую музыку, особенно бит или рок. Резкие, громкие звуки негативно сказываются на нервной системе, вплоть до развития эпилептических приступов. Если вдруг в абсолютной тишине раздается резкий звук, ребенок может сильно испугаться, вплоть до судорог.
  • Таким же эффектом обладают резкие, яркие краски. Нельзя, чтобы младенец смотрел телевизор.
  • Телевизор и компьютер являются источником электромагнитных излучений. Они негативно влияют на формирующийся организм ребенка, поэтому их следует убрать из детской комнаты.
  • При хорошем весе у мальчиков и девочек, а также при нормальной лактации у матери не нужно вводить дополнительный прикорм.

Любите своих детей, разговаривайте с ними, читайте сказки, пойте песенки, вовремя кормите, гуляйте с ними на свежем воздухе. Малыш должен чувствовать тепло и позитивные эмоции. От того, как ребенок развивается в младенчестве, зависит его дальнейшая судьба.

Скоро вашему малышу будет 5 месяцев. Советуем ознакомиться, что должен уметь делать 5-месячный ребенок

Читайте далее:

Эффективные игры для развития мелкой моторики рук ребенка

Ребёнок в 6 месяцев: навыки и достижения

Влияние моторики рук на развитие речи

Режим дня и кормления

У каждого карапуза режим дня индивидуален, но есть общий распорядок, который нужно соблюдать.

Режим дня ребенка в 4 месяца
Время Распорядок
6: 30 Пробуждение для первого кормления, гигиенические процедуры.
8: 00 Первый дневной сон.
10: 00 Пробуждение для второго кормления, период бодрствования.
11: 30 Прогулка и второй дневной сон на свежем воздухе.
13: 30 Возвращение домой, пробуждение для третьего кормления.
14: 00 Период бодрствования, развивающие игры.
15: 30 Прогулка и третий дневной сон на свежем воздухе.
17: 00 Возвращение домой, пробуждение для четвертого кормления.
17: 30 Период бодрствования.
19: 30 Купание, пятое кормление, укладывание на ночной сон.
00: 00 Пробуждение для шестого кормления и сразу после него засыпание.

Режим в 4 месяца для ребенка на искусственном и грудном вскармливании идентичный, разница лишь в том, чем вы будете кормить малыша — смесью или грудным молоком. Только в случае, если маминого молочка не хватает и кроха не наедается, он будет требовать питания чаще.

Прикорм ребенка в 4 месяца — рекомендации педиатров

Обычно, если мамочка кормит младенца только грудью и у неё хватает молока, то никакого прикорма в этом возрасте не вводится. Давать воду можно при жаре, лихорадке, рвоте и поносе.

По рекомендациям ВОЗ прикорм необходимо вводить в период с 4 до 6 месяцев. Точный срок определяется индивидуально по признакам готовности:

  1. Появление интереса малыша к взрослой еде;
  2. Грудничок хорошо держит голову, уже уверенно или с опорой сидит;
  3. При попадании в рот еды, отличной от молока или смеси, не выталкивает её;
  4. Уже наступило его удвоение веса с момента рождения;
  5. Малыш способен удерживать ложку и стремится засунуть ее в рот;
  6. Появление первых зубов.

Согласно рекомендациям Союза педиатров России, прикорм в 4-4,5 месяца вводится ребенку в следующих случаях:

  • Риск развития железодефицитной анемии,
  • Недостаточная прибавка в весе,
  • Функциональные расстройства пищеварения.

У младенца на искусственном вскармливании более строгий режим питания:

  1. 6 разовое кормление в сутки с промежутками в 3,5 часа.
  2. Количество смеси в сутки определяется, делением веса малыша на 7.
  3. Полученное значение распределяют поровну на 6 кормлений.

Прикорм начинают с добавления в рацион малыша овощных пюре или каш. Фруктовые пюре вводятся на месяц позже, иначе кроха может отказаться от несладких блюд.

Развитие речи у детей до года по месяцам, нормы и рекомендации

С чего начать прикорм?

  • Если малыш склонен к запорам или имеет лишний вес, то начинать надо с овощей,
  • При риске развития анемии, малом наборе веса и неустойчивом стуле начинают с каш, обогащенных микронутриентами.

Стоит ли в 4 месяца уже прикармливать соками? Следует помнить, что раннее введение в меню ребенка соков может привести к закислению внутренней среды желудка и спровоцировать срыгивания. После сладких соков малыш может отказаться от безвкусных, на его взгляд, овощных пюре или каши.

Сколько съедает ребенок в 4 месяца

В среднем малыши в 4 месяца съедают 900-1000 мл адаптированной смеси в сутки — это 150-170 мл за одно кормление. В этом возрасте для детей на искусственном вскармливании уже начинают вводить прикорм. Новый продукт, в основном овощи и каши, начинают давать во второе кормление, постепенно увеличивая его количество до 100 г.

Занятия с ребенком в 4 месяца

Чтобы развитие ребенка на 4 месяце шло правильно, с ним нужно заниматься. Чему можно его научить в этом возрасте? Когда малыш бодрствует, кладите чаще его на живот. Он будет укреплять мускулы шеи и спины, сможет более активно рассматривать мир вокруг. Попробуйте стимулировать ползанье. Положите игрушку в некотором отдалении от ребенка, пусть пробует дотянуться. Если кроха еще не научилась переворачиваться, помогите овладеть этим навыком. Когда малыш лежит на спине, заложите ему одну ножку на другую и медленно переверните на бок. В том же положении подложите руку ему под спину и покачиваете из стороны в сторону. Уложите ребенка на бок и легонечко подтолкните, чтобы он сам попробовал повернуться. Младенец не должен сразу же повторить то, чему вы пытаетесь его научить. Наберитесь терпения, через несколько дней он сам удивит вас новыми умениями.

Активные игры для ребенка будут очень полезны

Активные игры очень полезны для периода четырех месяцев. Попробуйте поднимать малыша вверх и опускать вниз, кружить. Некоторым детям такое упражнение очень нравится. Гимнастика и зарядка пока пассивная, разгибание и сгибание ручек, разведение ножек «велосипедик». Можно пробовать подтягивать малыша на руках, чтобы он понемногу садился. Но долго в таком положении держать его нельзя. Возьмите кроху под мышки, в вертикальном положении детки активные прыгунки, им нравится пружинить на полусогнутых ножках. Для развития моторики пальцев играйте с карапузом в «тоси-тоси», перебирайте его пальчики, давайте в руки игрушки разной формы, с подвижными деталями. Вечером обязательно делайте расслабляющий массаж, чтобы малыш хорошо засыпал.

У малыша в 4 месяца уже довольно хорошо развито зрение, они различают основные цвета. Потому показывайте им картинки, на которых нарисована фигура, цифра или буква. Играйте с исчезающими предметами, медленно удаляйте игрушку с поля зрения ребенка, потом возвращайте ее на место. Почаще включайте ребенку музыку, читайте книги, детские стихи, перед сном обязательно спойте колыбельную. Очень важны занятия для развития речи. По несколько раз в день «разговаривайте» с малышом». Говорите простые слова, слоги с разными интонациями, повторяйте речевые упражнения несколько раз в день. Необходимо всегда проявлять радость и хвалить крошку, когда у него получится повторять за вами звуки. Если вы чем-то занимаетесь с ребенком, комментируйте все свои действия словами. Тогда развитие речевых навыков пойдет у него намного быстрее.

Правильный режим кормления, развитие и уход за ребенком, очень важны, ведь в первый год малыш может многому научиться. Но единственно правильный рецепт, чему и как стоит учить младенца в раннем возрасте, пока не известен. Намного важнее установить с ним теплый эмоциональный контакт и психологическое взаимопонимание. Чему бы вы не учили кроху, радуйтесь даже его малейшим успехам. Хвалите малыша, он постоянно должен слышать положительные отзывы. Позитивные интонации в голосе поддержат и ободрят его, станут прекрасным стимулом для новых свершений. Постарайтесь, чтобы коляска с малышом всегда была рядом с вами, даже если вы занимаетесь собственными делами. Обязательно снимайте первые месяцы жизни карапуза на видео, чтобы потом он мог сам посмотреть на себя маленького.

Психоэмоциональные навыки

На 90-м дне жизни у девочек уже неплохо развит слух. Они с интересом реагируют на него, пытаются понять его источник. Развитие мышц и костей шейного отдела позвоночника уже позволяет им беспрепятственно поворачивать голову в его направлении. В 3 месяца ребенок чаще улыбается, когда с ним общаются и играют, поэтому старайтесь чаще проводить с ним время. Малютка будет стараться поднимать головку, лежа на спине, и должна уметь свободно делать это в данном положении.

Кроха проявляет активный интерес к игрушкам, подвешенным над ее кроватью, поэтому специалисты рекомендуют разместить там мобиль. У малышки активно развивается хватательный рефлекс, поэтому она уже должна уметь хватать любимую игрушку, расположенную в зоне досягаемости. Более того, мобиль над кроваткой поспособствует развитию мелкой моторики рук, поскольку на нем расположены довольно маленькие игрушки, и крохе придется постараться, чтобы их захватить

В 3 месяца ребенок с удовольствием следит за расположенными поблизости предметами (особенно яркими и привлекающими внимание)

Если девочку поднять и поддерживая поставить на стол, она должна уметь упираться в него ступнями, хотя ее ножки остаются согнутыми в области таза. Малютка уже вовсю крутится во сне и самостоятельно укладывается на бок, на спину, на животик. Кроха продолжает попытки повторить речь взрослых, «агукая» чаще и интенсивнее. У нее активнее развивается мимика и эмоциональная окраска голоса, она может «разговаривать», «жаловаться», хныкать, улыбаться, обижаться. В этом возрасте заботливой маме намного проще определить ее настроение и состояние. В 3 месяца ребенок должен уметь различать лица мамы и папы и хорошо узнавать их по запаху, голосу, лицу.

Просмотреть полный список физических и психологических навыков вы сможете в таблице ниже:

Ребенок в 3 месяца:
может самостоятельно

лежа на животе, поднимать голову на 45 градусов;
провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15-20 см от средней линии (прямо перед ним);

Возможно, научится

смеяться вслух;
лежа на животе, поднимать голову на 90 градусов;
визжать от восторга;
соединять руки;
рассеянно улыбаться;
провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см в диапазоне 180 градусов – с одной стороны на другую (13 недель);
твердо держать голову в вертикальном положении;
лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;
переворачиваться (в одну сторону);
держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;
обращать внимание на очень маленький предмет;
переносить часть веса на ноги вертикальном положении;
тянуться к предмету;
поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его пытаются посадить;
поворачиваться на голоса, особенно голос матери;
произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;
издавать фыркающий звук.

Однако для того чтобы малютка развивалась полноценно, родители должны помогать ей в стремлениях. Рекомендации для ребенка в 3 месяца следующие:

  1. Продолжаем заниматься гимнастикой с девочкой. При этом не играет особой роли техника, которую вы выберете для этих целей, но обязательно нужно развивать «рефлекс космонавта» – давать возможность крохе «шагать» самостоятельно, придерживая ее. Если вы приобрели гимнастический шар – замечательно, он поможет ускорить развитие и решить проблему запоров у грудничка.
  2. В 3 месяца детки становятся очень активными, они крутятся, копошатся и т. д. В этот момент они могут запутываться в одеяле или ткани, а также падать с дивана или пеленального столика. Не оставляйте кроху без присмотра в такие моменты и обязательно держите под рукой бинт и обеззараживающую жидкость (перекись водорода, зеленку, йод и т. д.), поскольку малыши частенько ударяются и царапаются.
  3. Повесьте над кроваткой игрушки, это позволит развивать хватку и мелкую моторику рук малышки. Особенно полезной в такие моменты становится подвесная мобиль.

Обратите внимание, в этом возрасте малыши особо активно социализируются, поэтому проводите больше времени с крохой, и тогда она будет радовать вас активным ростом и развитием!

https://youtube.com/watch?v=5Dyhy5i9CfU

Разговоры с малышом

Психологи полагают, что становление человеческой речи начинается еще в дородовой период. В 4 месяца родители наслаждаются первыми результатами своих усилий.

Малыш уже давно радует близких вокализациями – певучими звуками, издаваемые в период бодрствования. В 4 месяца кроха впервые пытается произносить слоги. У малышей получается что-то вроде «ма», «па», «ба», «гу».

Чтобы развитие речи шло активнее, часто разговаривайте с ребеночком, показывая различные предметы, говорите, как они называются, зачем они нужны.

Детки все время впитывают информацию. Известны удивительные истории, когда двухлетние дети полностью рассказывают рецепт приготовления борща или знают основные принципы работы двигателя.

Очень хорошо, если вы читаете малышу книжки, рассказываете стихи. Детки любят слушать песенки в исполнении взрослых.

Для развития навыка диалога можно поиграть с малышом в следующую игру: глядя крохе в лицо, произнесите какую-нибудь фразу. Говорить нужно эмоционально, четко артикулируя звуки. Малыш вам ответит своей «фразой». Обязательно дослушайте кроху до конца и продолжите диалог. Эта игра хорошо развивает речевые навыки и очень нравится деткам.

Еще одна игра – «Говорите по-детски». Она похожа на предыдущую. Предложите малышу фразу. Когда он вам ответит, повторите звуки, которые он произнесет. В ответ маленький человечек снова что-нибудь «скажет». Играть в эту игру можно до бесконечности.

Что он должен уметь

Существует ряд физических и психоэмоциональных навыков, которыми должен обладать младенец четырехмесячного возраста. Родителям нужно понимать, что в каждой семье развитие малыша в 4 месяца протекает по разному. Отсутствие того или иного умения не обязательно говорит о том, что у крохи проблемы со здоровьем, поэтому маме с папой не стоит паниковать раньше времени. Узнайте, что должен делать ребенок в 4 месяца.

Физические навыки

Тело грудничка с каждым днем становится сильнее, крепче. Что умеют дети в 4 месяца:

  1. Младенец начинает самостоятельно переворачиваться с живота и обратно. Мышцы спины уже окрепли для этого. Он способен лежать в кроватке на животе, уверенно удерживать головку, рассматривать окружающую обстановку. Ненадолго грудничок умеет приподниматься на ладошках, удерживая туловище. Однако, сидеть крохе еще рано, даже при поддержке подушечками, позвоночник еще слаб для этого.
  2. В положении лежа на спине грудничок приподнимает голову и плечики.
  3. Ребенок уже увереннее управляет руками. Он способен при кормлении держатся за маму, за бутылочку. Ладошки малыша почти все время открыты. Ребенок способен складывать их вместе, хлопать, держать предметы до 30 секунд, трясти погремушки.
  4. Если младенца взять за подмышки, он упирается в поверхность пальцами и отталкивается.
  5. При плаче у чада уже должны течь слезы, потому что слезные железы уже полноценно функционируют.
  6. Гипертонус в руках уходит, в ногах пока сохраняется.
  7. Налаживается работа пищеварительной системы. К 4 месяцам у большинства деток проходят колики.
  8. Из-за активного развития слуха малыш должен поворачивать головку на звуки. В 4 месяца дети начинают отличать по голосу близких от незнакомцев. Возможно покачивание головой в такт музыке.
  9. Косоглазие и слабость глазных мышц к 4 месяцам должны полностью пройти, потому что мышцы укрепляются.

Психоэмоциональное развитие

Очень важно оценить не только физические навыки ребенка в 4 месяца, но и психические. Кроха становится эмоционально развитие, для спокойствия ему необходимо общаться со взрослыми много времени

Малыш среди всех людей наибольшую привязанность ощущает к маме, выделяет ее среди остальных, перенимает настроение. Ребенок уже способен расстроиться, если ей грустно, или улыбается в ответ на ее хорошее настроение. Во время игр малыш может смеяться, испытывает радость.

Какие изменения в психологическом состоянии характерны для 4 месяцев:

  1. Начинается установление элементарных причинно-следственных связей. К примеру, увидев грудь мамы, малыш понимает, что сейчас будет кушать.
  2. Появление таких эмоций, как любопытство, обида, радость, страх.
  3. Развивается память. Малыш способен различать предметы, увиденные им ранее.
  4. Маму и себя малыш пока воспринимает, как одно целое.

Речевые навыки

Ребенок гулит большое количество времени. Он способен произносить звуки «о», «а», «м», «п», «б» очень четко. Некоторые детки в 4 месяца уже даже делают первые попытки составлять слоги, но это происходит очень редко. Если ваш малыш еще этого не умеет, не волнуйтесь, отклонением это не считается. В 4 месяца ребенок должен активно общаться с родителями: реагировать на интонацию, пытаться «отвечать». Развитие речи у мальчиков иногда протекает медленнее, чем у девочек.

Особенности ухода

  1. Массаж и гимнастика. Основой физического развития малыша в этот период является массаж и специальная гимнастика для младенцев. Упражнения лучше всего выполнять в первой половине дня, когда ребенок проявляется максимальную активность, а массаж дает максимальный лечебный эффект после вечернего купания перед подготовкой ко сну. Для массажа можно купить специальное детское масло с экстрактом лаванды – оно отлично смягчает кожу и обладает успокаивающим действием, помогая настроиться на сон.
  2. Купание. Купать кроху в этот период рекомендуется каждый день, так как потовые железы работают активно, и выделяющийся пот может вызывать раздражение чувствительной кожи. Для купания можно использовать отвары лекарственных трав, морскую соль или хвойные экстракты, но перед их применением необходимо проконсультироваться со специалистом. Например, хвойный экстракт (концентрат) не подходит для гиперактивных младенцев и детей с повышенной возбудимостью.
  3. Прогулки. Прогулки должны быть регулярными и продолжительными. Общая длительность прогулок в теплую погоду должна составлять 3-4 часа. В холодное время года пребывание на улице необходимо ограничить до 2 часов, но совсем отказывать от прогулок нельзя, так как они укрепляют иммунитет и способствуют лучшей адаптации к разным погодным условиям. Если позволяют погодные условия, лучше брать ребенка на руки, чтобы он мог изучать окружающий мир, цвета, формы.

Развитие младенца в 4 месяца редко по всем параметрам соответствует идеальным значениям, но это не должно быть поводом для беспокойства, если врач не видит нарушений в функционировании важнейших систем детского организма. Если будут выявлены серьезные отклонения в антропометрических и других показателях, ребенку будет назначено профильное обследование.

Развитие речи

Четырехмесячные младенцы начинают произносить первые слоги, такие как «ба», «па», «ма».

Многим взрослым кажется, что малыш вот-вот начнет говорить. Но до этого еще далеко. Гуление и лепет являются обязательными спутниками пребывающего в отличном настроении крохи. Произнося звуки, ребенок пытается воспроизводить губами артикуляцию взрослых. Он уже способен призывать родителей к общению, улыбаясь им и «разговаривая» на своем языке.

Людмила, мама четырехмесячной Софии: «Моя малышка упорно не хотела общаться со мной до трехмесячного возраста. У подруг новорожденные карапузы уже в 3-4 недели начали гулить, а моя молчала до последнего. Первое «агу» услышала от дочки в три месяца и десять дней. Тут же стала отвечать на ее звуки и у нас завязалась «беседа». Теперь малышка, если у нее хорошее настроение, не замолкает буквально ни на минутку. Такая болтушка стала! А я и рада. Стараюсь поддерживать в ней эту общительность».

Как развивать четырехмесячного ребенка

  1. Подвесные игрушки. Это могут быть мобили, игрушки, закрепленные на перекладине или просто предметы разного размера, формы, цвета, фактуры, издающие звуки, подвешенные на прищепках на веревочке или резинке поперек кроватки. Со временем старые, надоевшие игрушки заменяют новыми, а старые прячут и через некоторое время используют вновь.
  2. Погремушки. В возрасте четырех месяцев малышу будут интересны легкие погремушки. Желательно, чтобы они были разные. Также как и подвесные игрушки они за счет тактильных ощущений, звука, цвета способствуют развитию ребенка. Лучше всего, если это будут пластмассовые или деревянные погремушки, которые легко мыть. Кроха непременно попробует игрушку на вкус. Рот в этом возрасте — это важнейший орган познания окружающего мира, поэтому препятствовать тянуть все подряд в рот, значит сдерживать нормальное развитие ребенка. Основная забота мамы — это обеспечить чистоту всех предметов, которые находятся в доступной близости от малыша.
  3. Прятки. Бурю восторга наверняка вызовет игра с малышом в прятки. Играть можно, используя разные варианты: прятаться за пеленкой или закрывать глаза руками, а потом вновь «находиться» с возгласом «ку-ку». Крохе будет интересно понаблюдать и за мягкой игрушкой, которая то прячется, то опять возвращается. В конце игры дайте потрогать ее руками.
  4. Сорока-белобока. Вспомните эту игру из вашего детства и она также как и вам когда-то понравится вашему малышу. Также не забывайте о пальчиковых играх, приговаривая при этом забавные потешки.
  5. Подтягивание. Четырехмесячный малыш вполне может подтянуться, зацепившись за опору, а если это у него плохо получается, потренируйте его. Дайте зацепиться ручками за большие пальцы, а указательными зафиксируйте ладошки и слегка потяните. Кроха непременно попытается подтянуться. Такое упражнение помогает развить мышцы и постепенно малыш сможет уже почти сидеть. Вместе с тем, оставлять его в сидячем положении еще нежелательно, поэтому необходимо вернуть кроху в положение лежа.
  6. Прыжки. Поскольку мышцы шеи и спины малыша уже достаточно окрепли, то можно попробовать, поддерживая кроху под мышки, поучить ребенка прыгать. Сидя приподнимите малыша над коленями и опустите на ножки, но так, чтобы он не успел полностью перенести на них весь свой вес. В этот момент опять приподнимите малыша. Обязательно общайтесь при этом с крохой. приговаривая какой-нибудь ритмичный стишок, улыбайтесь, чтобы малыш не испугался.
  7. Разговорчики. Постарайтесь поговорить с малышомв форме диалога. Скажите ему что-нибудь, а потом выдержите паузу и вы наверняка услышите ответ. Больше разговаривайте, описывая и рассказывая окружающие предметы. Общаясь, не забывайте выражать свои эмоции, чтобы ваше лицо было хорошо видно малышу. Конечно же смысл слов он не поймет, но ваши эмоции все ему скажут.

Когда необходима помощь врача

Все дети развиваются по-разному, и многие показатели зачастую не вписываются в строго определенные рамки. Кто-то начинает говорить раньше своих сверстников, кто-то позже встает на ножки, у кого-то зубки появляются не по одному, а по несколько сразу. Такие случаи не считаются отклонениями, это особенности индивидуального развития.

Но, к сожалению, бывают случаи, когда развитие идет с явными нарушениями. Отклонения диагностирует опытный врач. Однако любая мама, если она внимательна и знает, что должен уметь ребенок в 4 месяца, может заметить, что с ее малышом что-то не так.

Тревожные симптомы, на которые надо реагировать незамедлительно:

  • Грудничок мало двигается и не стремится к активности и приобретению новых навыков: переворачиваться, хватать предметы и удерживать их в ручке, делать попытки сесть.
  • Четырехмесячный малыш еще не научился уверенно держать голову.
  • У грудничка не вызывают интереса игрушки и любые другие предметы, особенно ярких расцветок.
  • Кроха не лопочет и не стремится проявлять эмоции, не смеется и не улыбается, а если и делает это, то как будто бессознательно.
  • Малыш не реагирует на свое имя и различные звуки, а также на родных, которые всегда рядом.
  • Ребенок вяло сосет грудь, отказывается от пищи и питья.

Ребенок 4 месяца плохо спит ночью: анализ причин беспокойного поведения

Вялость и апатичность могут свидетельствовать о начинающейся простуде или каких-то проблемах с пищеварением. Но такие временные недомогания сопровождаются высокой температурой, кашлем и другими симптомами

Если же врач не диагностировал никаких заболеваний, нужно обязательно обратить его внимание на признаки, вызывающие у вас тревогу

Многие отклонения в развитии удается успешно корректировать, если вовремя их заметить и начать принимать меры. Полезно будет также учесть наследственную предрасположенность к тем или иным заболеваниям.

Самыми опасными отклонениями, которые могут повлечь отставание в развитии, считаются нарушения слуха и зрения. Поэтому даже при малейших подозрениях не бойтесь перестраховаться и обратиться к врачу для профессионального обследования.

Достижения в 4 месяца: что должен уметь делать ребёнок

В развитии ребёнка в это время происходят явные изменения. Движения становятся более стабильными, малыш уже может целенаправленно взять игрушку и рассматривать, держа в руках. Совершенствуются зрение и слух.

Ребёнок может фокусировать зрение, различать цвета. Ребёнок будет тянуться и схватит яркую погремушку, предпочтёт её игрушке более спокойного цвета. Чистые и яркие цвета игрушек воспринимаются ребёнком лучше, чем тёмные или сочетания нескольких цветов.

Ребёнок начинает реагировать на появление новых предметов или людей и может узнавать их, если видит не впервые. Он уже узнаёт маму, радуется, когда видит её. Если мама отойдёт от ребёнка, и вместо неё подойдёт незнакомый человек, кроха будет выражать недовольство, после чего заметит незнакомца, отвлечётся. При повторном появлении матери оживляется и тянется к ней.

Ребёнок в 4 месяцарадостно узнаёт маму и близких

Малыш в возрасте четырёх месяцев различает основные звуки, он поворачивает голову на звук, может отличать голоса родных от голосов чужих людей. Слыша знакомый голос, оживляется, поворачивает голову, на незнакомый же настораживается и может даже испугаться. Если погреметь погремушкой вне поля зрения малыша, он, прислушавшись, повернёт голову на звук. Кроме того, малыш различает звуки музыки и эмоциональную окраску звуков. Слушая колыбельную или другую спокойную музыку, дети успокаиваются, под быструю и весёлую оживляются, начинают двигать руками и ногами, радоваться.

Малыш начинает гулить, причём он может делать это, находясь один, например, в процессе разглядывания игрушек. Если подойти к нему и эмоционально пообщаться с ним, малыш в ответ будет радоваться и смеяться.

К четырём месяцам постепенно угасают рефлексы новорождённого:

  • Безусловный хватательный рефлекс заменяется направленным хватанием. Кроме того, взяв в руки предмет, кроха не просто держит его, а пытается производить с ним какие-либо действия — рассматривает его, трясёт, тянет в рот;
  • Угасает рефлекс ползания — если дать лежащему на животе малышу опору, он будет пытаться ползти, отталкиваясь от опоры;
  • Рефлекс Моро — если громко хлопнуть ладонью рядом с младенцем, он сначала широко раскидывает ручки, а потом собирает их на груди;
  • Угасают также рефлексы Переза и Талана, проверять их в домашних условиях не рекомендуется.

Рефлексы угасают плавно и могут быть выражены у разных детей в разной степени.

Проверкой рефлексов занимается педиатр, оценивая развитие крохи

Ползти и сидеть ещё рано

В возрасте 4 месяцев ребёнок обычно уже умеет переворачиваться со спины на живот и наоборот. Умение переворачиваться даёт ему возможность изучать окружающий его мир, для чего вместо пеленального столика малышу следует предоставить более обширное пространство. Это позволит расширить обзор, будет побуждать малыша двигаться, изучать все вокруг себя.

Лёжа на спине, малыш может приподнимать спину и плечи, как будто пытается сесть. Если потянуть его за ручки, он сядет, уверенно держа голову. Однако, сейчас ортопеды категорически против раннего присаживания ребёнка, пока он не будет сидеть самостоятельно.

Лёжа на животике, карапуз приподнимается на ручки и хорошо держит голову. Некоторые дети в этом возрасте начинают ползать по-пластунски, некоторые могут вставать на четвереньки. Можно учить малыша переворачиваться.

В четыре месяца кроха уже испытывает целую гамму эмоций — страх, радость, обиду, любопытство. Ярко проявляется комплекс оживления — увидев знакомого человека или игрушку, он активно двигает ручками и ножками, улыбается, издаёт звуки. Все чаще малыш смеётся, узнаёт своё имя.

Развитие речи

Словарный запас четырехлетнего ребенка растет стремительно. Он осваивает все новые слова, активно используя знакомые, узнавая значение незнакомых. Речь представляет не отдельные фразы, а связный текст с использованием сложных синтаксических конструкций: придаточных предложений и однородных членов. Минимальные речевые навыки ребенка в 4 года:

  • четко произносит гласные и согласные звуки;
  • умеет отвечать на вопросы, логично ведет диалог;
  • составляет связный текст до 6 предложений;
  • с легкостью описывает изображенное на картинке, может дать полное описание игрушки, увиденного, услышанного;
  • называет имя, отчество и фамилию, знает по именам своих близких и друзей, в детском саду называет воспитателя по имени и отчеству;
  • называет свой возраст, домашний адрес;
  • различает интонацию говорящего, сам может придать любую интонацию своей речи;
  • использует единственное и множественное число;
  • не путает мужской и женский род, согласовывает слова в роде, числе и падеже, правильно и к месту употребляет предлоги;
  • в разговоре использует все части речи, включая междометия, вводные и звукоподражательные слова.

Допускается, что ребенок может еще путать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи: «завтрак», «обед», «ужин». Нормой является западение шипящих звуков и . В целом же речь малыша этого возраста понятна не только близким, но и посторонним людям.

Ссылка на основную публикацию