Консультация «что должен знать и уметь ребенок в 6–7 лет»

Памятка для родителей

10 принципов развития, на которые родители должны обратить внимание:

Начинать готовить к школе. С этого возраста необходимо начинать ежедневный учебный процесс в игровой форме. Это занятия по обучению грамоте, чтению, рисованию, лепке. Не следует обучать письму, главное, научить держать правильно карандаш, кисть. Регулярность обучения создаст привычку

Учить управлять своим вниманием. Сконцентрироваться полностью на чём-то одном для пятилетнего ребёнка ещё сложно, но если в этом возрасте не заложить привычку, то в школе ему будет трудно слушать учителя и не отвлекаться

Расширять границы кругозора. Ребёнку надо предоставлять максимальный объём информации, знакомить с окружающим миром, учить наблюдать и делать выводы. Для этого следует ходить с ним в театр, посещать музеи, знакомить с энциклопедиями.
Тренировать память. Поскольку дети в этом возрасте имеют память непроизвольную, они запоминают только то, что им интересно, следует развивать память, для которой требуются усилия. Учить много стихов, рассказывать по памяти сказки, придерживаясь фабулы, играть в игры на запоминание.
Развивать речь. Именно в этом возрасте следует обратить особое внимание на речь ребёнка и заблаговременно до школы исправить все речевые нарушения.
Учить читать. Умение читать поможет ребёнку в школе с лёгкостью усваивать материал, не отвлекаясь на трудности складывания букв.
Играть с детьми в сюжетно-ролевые игры. В этот период у детей происходит активное развитие фантазии, которая находит воплощение в играх. Но деятельность в игре должна быть осмысленная, с небольшими фантазийными элементами. В этот период ребёнок нуждается в свободных играх со сверстниками.
Развивать таланты и способности ребёнка. Этот возраст, наиболее плодотворный для занятий рисованием, пением, музыкой, танцами. Необходимо подобрать такие занятия, которые отвечают интересам самого ребёнка. Но и не забывать о домашнем обучении: совместном рисовании, лепке, поделках из бумаги.
Привлекать детей к труду. Необходимо в этом возрасте обучать и привлекать к осмысленной трудовой деятельности, домашнему труду.
Подавать пример. Родителям необходимо быть примером для подражания во всём.

Воспитание должно строиться по чёткой системе, которая ведёт ребёнка к определённой цели. Дети должны освоить огромный объём знаний и умений. Поэтому родителям необходимо знать, что должен уметь их ребёнок не только в 5 лет, но и в другие годы дошкольного возраста.

Оформление статьи: Владимир Великий

Трудный период

Воспитание юных принцесс — ювелирная работа. Тем более что девочки 5 лет весьма капризны, раздражительны и даже скрытны. Они переходят на новый этап развития, что связано с рядом проблем. Ребенок стремится стать взрослым, пытается активно подражать маме. Но это не всегда получается. Как результат — кухня, засыпанная мукой, весьма сомнительные эксперименты с косметикой, кривлянье, стремление отстоять свое мнение, отказ носить «некрасивую» одежду.

В этом возрасте развивается умение прогнозировать события. Отсюда — большое количество новых страхов. Дочь начинает бояться внезапной смерти близких, стесняется незнакомцев, переживает, что не понравится окружающим. Конфликты со сверстниками, «измена» лучшей подруги воспринимаются как величайшая трагедия.

Что должен уметь ребенок от 2 до 18 лет

Что именно делают родители за детей вместо того, чтобы требовать самостоятельности? В чем заключаются необходимые жизненные навыки?

Не исключено, что, прочитав список ниже, вы ужаснетесь. Я сама, вспоминая годы воспитания моих детей, Сойера и Эвери, вижу, что мы с мужем делали для них слишком много, вместо того чтобы дать им наслаждаться все большей самостоятельностью. Признаюсь, часто самой сделать что-то просто легче, а еще нам нравилось им помогать.

Детям было около десяти, когда мы осознали ошибочность нашего подхода, и некоторое время нам пришлось выслушивать их рассуждения. «Почему вы от нас это требуете? — спрашивали дети. — Если это такие важные дела, почему же мы раньше этого не делали?».

От двух до трех лет: маленькие обязанности и базовый уход за собой. Это возраст, когда ребенок начнет овладевать базовыми жизненными навыками. К трехлетнему возрасту ваш ребенок должен уметь:

  • помогать убирать игрушки;
  • самостоятельно одеваться (с некоторой помощью взрослого);
  • класть одежду в корзину, когда разденется;
  • очищать тарелку после еды;
  • помогать накрывать на стол;
  • чистить зубы и умываться с помощью взрослого.

От четырех до пяти лет: важны имена и числа. Когда ребенок достигает этого возраста, в первых строках списка приоритетов значатся навыки безопасности. Ребенок должен знать:

  • свое полное имя, адрес и номер телефона;
  • как вызвать экстренные службы.

Еще он должен уметь:

  • выполнять простые задания по уборке, например вытирать пыль с доступных мест и убирать со стола;
  • кормить домашних животных;
  • узнавать номиналы монет и бумажных денег и на простейшем уровне понимать, как пользоваться деньгами;
  • чистить зубы, причесываться и умываться без посторонней помощи;
  • помогать стирать одежду, например приносить ее в место стирки;
  • выбирать, какую одежду надеть.

От шести до семи лет: простейшие приемы приготовления пищи. Дети в этом возрасте могут начать помогать готовить и должны научиться:

  • перемешивать, взбалтывать и резать тупым ножом;
  • готовить простые блюда, например делать сэндвичи;
  • помогать убирать продукты;
  • мыть посуду;
  • безопасно пользоваться простыми чистящими средствами;
  • приводить в порядок туалет после использования;
  • заправлять постель без посторонней помощи;
  • мыться без надзора.

От восьми до девяти лет: гордость за свои вещи. К этому времени ребенок должен ценить свои вещи и должным образом за ними ухаживать. Это означает:

  • складывать одежду;
  • освоить простые приемы шитья;
  • заботиться об уличных , например велосипеде или роликовых коньках.

А кроме того:

  • без напоминания следить за личной гигиеной;
  • правильно пользоваться веником и совком;
  • уметь читать рецепты и готовить простые блюда;
  • помогать составлять список необходимых продуктов;
  • считать и выдавать сдачу;
  • помогать делать простые садоводческие работы, например поливать и полоть;
  • выносить мусор.

От 10 до 13 лет: обретение независимости. Примерно в десять лет ребенок может начинать многое делать самостоятельно. Он должен уметь:

  • оставаться дома один;
  • ходить в магазин и самостоятельно делать покупки;
  • менять простыни;
  • пользоваться посудомоечной машиной и сушилкой;
  • планировать и готовить блюда из нескольких ингредиентов;
  • жарить и печь в духовке;
  • читать этикетки;
  • гладить;
  • учиться пользоваться основными инструментами;
  • косить газон и убираться во дворе;
  • присматривать за младшими братьями, сестрами, соседскими детьми.

От 14 до 18 лет: освоение сложных навыков. К четырнадцатилетнему возрасту ребенок должен очень хорошо освоить все вышеперечисленное. Кроме того, он должен уметь:

  • выполнять более сложные работы по уборке и поддержанию порядка, например менять мешок в пылесосе, чистить духовку и прочищать слив;
  • заправлять машину бензином, накачивать шины, менять колесо;
  • читать и понимать этикетки лекарств и дозировки;
  • проходить собеседование и устраиваться на работу;
  • заготавливать продукты и готовить блюда.

Молодежь: подготовка к самостоятельной жизни. Молодежь должна уметь заботиться о себе после поступления в вуз или переезда. Для этого нужно освоить довольно много навыков, в том числе:

Физическое развитие

В 7-8 лет малыш должен обладать следующими физическими навыками:

  • Бег. Ребенок должен уметь бегать медленно, с ускорением, быстро, меняя скорость движения. Уметь бегать быстро на короткие дистанции, медленно на длинные (500м). Мальчики и девочки должны освоить навык бега с высоко поднятыми коленями, на носочках, с широким шагом, с подпрыгиванием. Во время движения уметь перепрыгивать небольшие препятствия, не сбавляя скорость, менять направление движения без снижения темпа;
  • Прыжки. Уметь прыгать на 1 и 2 ногах вперед, вверх, в стороны, через небольшие препятствия;
  • Лазать. Уметь лазать вверх и вниз по лестнице, радуге, канату, веревочной лестнице;
  • Висеть на руках. Повиснув на перекладине, уметь оторвать одну руку и провисеть на второй несколько минут, вернуть руку в прежнее положение. Повиснув на турнике, приподнимать свое тело минимум до половины длины руки, чтобы плечо и предплечье были в положении 90 градусов относительно друг друга;
  • Ползать. При необходимости проползти на четвереньках, по-пластунски под предметом или натянутой веревкой;
  • Наклоняться вперед, в стороны. Во время упражнения “наклон вперед” дотягиваться пальцами рук до пола;
  • Приседать. Выполнять приседание, не отрывая пятки от пола, сохраняя спину прямой, не терять равновесие во время упражнения;
  • Ездить на велосипеде, роликах, коньках;
  • Игры в бадминтон, настольный теннис, мяч.

Социальная адаптация

Социальные навыки вырабатываются, как правило, в ходе игры, правила которой он внимательно выслушивает и следует им, ожидая при необходимости своей очереди.

Полностью развиты навыки самообслуживания. Ребенок без напоминания выполняет все гигиенические процедуры, вплоть до вечернего купания. Без помощи родителей способен подогреть себе еду, накрыть на стол, вымыть посуду.

Дети этого возраста с удовольствием помогают родителям. Не стоит препятствовать их энтузиазму, и тогда привитые в игровой форме навыки надолго запомнятся, со временем войдут в привычку.

Уверенно чувствует себя среди незнакомых людей, если рядом находится кто-то из близких, не теряется в общении со взрослыми, отвечает на их вопросы. Легко заводит новые знакомства. В 6 лет у ребенка появляются настоящие друзья, с которыми он предпочитает общаться более остальных.

Очень важно научить ребенка быть уступчивым, находить компромисс в спорной ситуации, контролировать свои эмоции. Он должен осознавать свои ошибки, уметь оказывать помощь и проявлять сочувствие

Мышление и умственное развитие шестилетнего ребенка

Мыслительные способности человека непосредственно связаны с речью, благодаря ее развитию у дошкольника к 6 годам формируется сложная форма мышления — логическое.

Оно включает в себя следующие операции:

  • использование логических понятий и конструкций;
  • сопоставление фактов;
  • выдвижение и доказательство гипотезы;
  • оперирование образными, абстрактными и словесными рассуждениями;
  • формулирование вывода.

Особенности развития мышления у шестилетнего ребенка.

Благодаря развитой логике ребенок сможет осваивать учебную программу и ориентироваться в классно-урочной системе. У него формируются внутренняя речь и навыки счета в уме.

Для развития логических операций используют следующие приемы:

  • игра в ассоциации;
  • составление сказок на основе знакомых сюжетов;
  • игры с пазлами, составными картинками;
  • решение головоломок и ребусов;
  • настольные игры, в которых участвует вся семья;
  • игра в шахматы и шашки;
  • игры «Найди пару».

Психологи включают в программу работы со старшими дошкольниками курс рисования одновременно двумя руками. Эти занятия развивают логику, пространственные представления, координируют работу обоих полушарий головного мозга.

Как понять, готов ли ребенок к школе?

Психофизиологическая готовность выражается в способности:

удерживать внимание на учебной деятельности (даже не очень интересной);
произвольно запоминать и воспроизводить определенное количество информации;
владеть такими мыслительными операциями, как синтез, анализ, обобщение, классификация и т.д.

Ключевым здесь является слово «произвольно», т.е. целенаправленно, через волевое усилие

В возрасте пяти-шести лет память и внимание непроизвольны, это особенность возраста. Все учебные навыки, полученные ребенком до шести лет, усваиваются через игровую, а не учебную деятельность

Формирование произвольности редко происходит до шести с половиной лет. Именно поэтому существует законодательно закрепленное правило не брать ребенка в школу ранее этого возраста. Исключения допускаются в очень редких случаях, после заключения целой комиссии специалистов: психолога, логопеда, педагога.

И эту комиссию интересуют совсем не знания и умения малыша, а его общая готовность учиться. Люди, работающие в школе, знают: многие дети не могут произвольно усваивать программу не только в шесть с половиной лет, но и в более старшем возрасте.

Разве вам не встречались очень развитые и умные малыши, которые не могут и пяти минут усидеть на месте? Их знания и умения поражают, но в классе такому ребенку работать очень тяжело. Он постоянно отвлекается, играет, поет, сползает под парту и т.д. «Вроде умный, но постоянно отвлекается, поэтому учиться хорошо не может» — так чаще всего в устах учителей звучит заключение о психофизиологической незрелости ребенка.

Мотивационная готовность — это интерес к учебе, желание узнавать что-то новое, учиться и преодолевать трудности даже тогда, когда что-то не получается. Мотивационная готовность выражается в самостоятельном желании ребенка идти в школу, для того чтобы научиться читать, писать и получать новые знания. У детей пяти-шести лет часто наблюдается интерес к внешним школьным атрибутам (портфель, школьная форма, учебники и тетради) или к общению в школе (друзья из детского сада идут в первый класс). Учебная мотивация в этом возрасте — явление очень редкое.

Социально-коммуникативная зрелость обеспечивает малышу успешную адаптацию в коллективе. Она выражается в умении соблюдать нормы поведения в обществе, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и со сверстниками, отстаивать свою точку зрения и находить компромиссные решения в сложных конфликтных ситуациях.

Социально-эмоциональное развитие детей в 2 года

Дети очень чувствительны к проявлению другими людьми своих эмоций (как в отношении детей, так и взрослых). Если кто-то в их ближнем окружении плачет, то вероятно, что ребенок тоже расстроится, если смеется, то будет радостным.

Учитывая этот факт, стоит следить за психологической обстановкой вокруг крохи, уводить его из мест с повышенной агрессивной обстановкой, не кричать и не выяснять отношения в его присутствии. Чтобы у малыша формировалась уравновешенная психика, атмосфера вокруг него должна быть дружелюбной и спокойной (желательно с несколькими взрослыми в одной семье).

Что умеет ребенок в 2 года и месяцы – он проявляет выраженный интерес к взрослым людям (помимо родственников), без страха знакомится с детьми на игровой площадке, подходит, улыбается, прикасается. Так формируется самостоятельная коммуникабельность (даже если речь еще развивается).

Что умеет ребенок в 2 года — он активно знакомится с другими детьми и охотно играет с ними

Также он активно жестикулирует, использует различные интонации голоса (выражая свои желания и чувства), сочувствует другим людям (видя, что кто-то плачет или расстроен, подойдет, обнимет или предложит игрушку).

Интересный факт, что мальчики и девочки в 2 года уже осознают свою гендерную принадлежность, но тем не менее разительно отличаются по своему поведению, а именно:

1. Девочки:

  • прекрасно понимают, что должны носить платья и юбки;
  • являются более усидчивыми;
  • раньше начинают говорить и имеют больший словарный запас;
  • требуют разрешения и похвалу от родителей.

2. Мальчики:

  • осознают, что должны быть сильными и мужественными;
  • очень активны и шустры;
  • стараются во всем быть самостоятельными и не признают помощи;
  • не интересуются (обычно) творческими занятиями;
  • не усидчивы и не могут долго выполнять одно действие.

Многие родители, видя насколько самостоятелен и общителен стал их ребенок в 2 года, начинают задумываться о возможности посещения детского сада.

Если ребенок не освоил некоторые своевременные навыки, то в садике за 2-3 месяца он научится:

  • меняться игрушками и отстаивать свое право собственности;
  • держаться за руки;
  • питаться по четкому графику и без помощи взрослого;
  • взаимодействовать с горшком (видя как это делают другие);
  • засыпать днем самостоятельно, а проснувшись – не скандалить;
  • убирать игрушки на место;
  • лучше разговаривать;
  • одеваться и раздеваться.

Проблемы в воспитании ребёнка 4-5 лет

На данном возрастном этапе трудности в воспитании могут возникать вследствие затянувшегося кризиса 3 лет. А препятствуют его разрешению обычно неверно выбранные способы взаимодействия с ребёнком, многочисленные запреты и наказания, подавление воли малыша и неумение вовремя понять его потребности и истинные причины поведения.

Некоторые родители не учитывают изменившиеся с возрастом потребности детей и продолжают общаться с ними на прежнем уровне, пытаются занимать их теми же видами деятельности, что и раньше, хотя ребёнку они могут уже быть неинтересны. Такая позиция неблагоприятна для детского развития и обучения новым навыкам. Поэтому взрослые должны очень чутко относиться к предпочтениям своего чада, чтобы понимать, чем его можно заинтересовать.

Если же родители способствовали развитию самостоятельности ребёнка и мягко направляли его действия, то проблем в воспитании ребёнка в возрасте 4-5 лет и в дальнейшем будет значительно меньше.

Кризис возраста семи лет

В 7 лет ребёнок активно приобретает новые умения, расширяет запас знаний, благодаря учёбе, но не всем малышам это даётся легко. Порою ежедневный труд, отсутствие свободного времени для отдыха, сильное напряжение, вследствие приспособления к новому распорядку дня и правилам, делают ребёнка более замкнутым и конфликтным с близкими ему людьми. В его поведении появляются капризы, противостояние запретам, открытый протест.

Причинами таких перемен является:

  • осознание ребёнком своего нового статуса;
  • переоценка ценностей, связанная с новыми потребностями в мире взрослых;
  • неготовность к реализации этих потребностей из-за ограничений, установленных родителями.

Непослушание – это только один из признаков кризиса, малыш может проявлять откровенную озлобленность по отношению к своим домочадцам, вести себя грубо и вызывающе. Всё это делает детей неуправляемыми, тем более что ребёнок начинает воспринимать отца и мать не только, как своих родителей, но и как приятелей.

Однако этот негативный этап взросления и развития может быть ярко выраженным не у всех деток. Главное, поддержать малыша, ведь под влиянием отдельных неудач, в этот момент у него может сформироваться комплекс по отношению к своим способностям.

Чтобы пережить негативный период с меньшими потерями, психологи советуют соблюдать некоторые рекомендации при воспитании дочки или сына:

необходимо разговаривать с малышом, обсуждать с ним его успехи и промахи, прислушиваться к его мнению по разным вопросам;
следует и дальше поддерживать в ребёнке его желании всё делать самостоятельно, если невозможно отменить какой-то запрет, ему придётся объяснить причину отказа;
перед поступлением в школу или в её стенах у детей возникает множество важных для них вопросов, поэтому родителям важно давать им исчерпывающие ответы и объяснения;
чтобы у первоклассника сохранялась вера в свои силы, его необходимо поощрять, пусть даже это незначительное достижение;
важно, чтобы детки умели откровенно высказывать свои переживания, желания, всё, что их радует и беспокоит – этому придётся их научить;
отец и мать и сами должны показывать хороший пример, как можно управлять своими отрицательными эмоциями, а для этого они никогда не должны выражать при ребёнке своё недовольство, раздражение, тем более, гнев.

К сожалению, кризис неизбежен, и пережить его всё равно придётся, но в этом есть и положительный момент – такое взросление сделает малыша более подготовленным к непростой школьной деятельности.

Физические данные ребенка в 2 года

При рождении каждого грудничка измеряют (вес, рост), и отныне эти данные становятся исходными, от которых будут отталкиваться специалисты в определении индивидуальной нормы роста и развития ребенка в будущем. Тем не менее существуют среднестатистические показатели, определяющие рост и вес каждого возрастного периода.

Усредненные параметры 2-х летних мальчиков:

Показатель

Норма Допустимые колебания (+/-)
вес, см 12,6 2,3
рост, кг 88 5,4
окружность головы, см 48,8 2,3
обхват груди, см 51,6 3,2

Аналогичные показатели для девочек:

Показатель Норма Допустимые колебания (+/-)
вес, см 12,2 2,3
рост, кг 86,8 4,2
окружность головы, см 47,8 2,3
обхват груди, см 51,3 2,8

Как видно из таблиц, данные по мальчикам превосходят параметры для девочек, это является вполне закономерным в этом возрастном периоде. В будущем значения сравняются и девочки даже перехватят лидерство (это начинается на 5-ти летнем рубеже и далее усиливается, согласно данным анализа, проведенным в школах).

Особенности физиологического развития 2-х летнего ребенка:

  1. Сохранена грудничковая пухлость (складки, ямочки), которая постепенно проходит.
  2. Большой размер головы, относительно тела (в последующих годах этот диссонанс выровняется).
  3. Не прочные кости скелета (за исключением черепа), они мягкие и содержат много хрящей.
  4. Нормальное положение – выпячивание живота и прогибание спины (это происходит из-за того, что органам брюшной полости еще тесновато).
  5. Короткие конечности и длинное тело – верный показатель смещения центра тяжести вверх.

Ребенок в 2 года очень подвижен и активен

В 2 года дети являются очень активными и интересующимися всем вокруг. Хорошо и целенаправленно ходить, уметь бегать – навыки, освоенные за прошлые месяцы, тем не менее координация развита еще недостаточно, и при движении малыши могут растопыривать пальцы рук для баланса, что является нормой.

А вот дополнительными достижениями ребенка, свидетельствующие о положительной динамике развитии считаются:

  • преодоление препятствия путем перешагивания;
  • попытки залезать на высокие горки, карабкаться вверх;
  • хождение назад и совершение круговых движений (необходимый навык, который не должен настораживать родителей);
  • способность подняться и спуститься по лестнице самостоятельно;
  • взойти на наклонную горку и съехать с нее;
  • совершать прыжки (невысокие и частые);
  • ходить по узкой длинной возвышенности (бордюр, бревно);
  • толкать мяч ногой;
  • желать рисовать (красками, карандашами, мелками);
  • проявлять интерес к пластилину и пытаться что-то слепить.

Одно из достижений 2-летнего ребенка — умение шагать через препятствия

Если какое-то из перечисленных действий незнакомо ребенку, возможно, причина в том, что он еще не имел возможности попробовать его и с успехом преодолеет при первом знакомстве.

Иногда, чтобы научиться прыгать или перешагивать, достаточно несколько раз продемонстрировать это ребенку сверстникам (например, на групповых развивающих занятиях в игровой форме под музыку). Спустя 2-3 посещения группы прыжки и перешагивания будут освоены и принесут массу положительных эмоций.

Бытовые умения

Младший школьник уже сам справляется с повседневными бытовыми делами:

  • самостоятельно может собрать школьный рюкзак;
  • выполняет домашнее задание;
  • наводит порядок в своей комнате;
  • убирает за собой постель;
  • выполняет гигиенические процедуры;
  • может одеться по погоде;
  • определяет время с помощью часов;
  • может разогреть себе еду, приготовить бутерброд, простой салатик или пожарить яичницу.

Если ребенка правильно воспитывают, ему уже можно поручить кое-какую несложную работу дома: убрать игрушки, вымыть посуду или пропылесосить комнаты. Девочкам не составляет труда пришить пуговицы или накрыть на стол, а мальчики с радостью помогают отцу или брату мастерить что-нибудь.

Развитие речи у ребенка в 6 лет

6-летний ребенок:

  • составляет сложносочиненные распространенные предложения, содержащие до 10 слов;
  • понимает смысл обращенной к нему речи;
  • способен внимательно, не отвлекаясь, слушать речь другого;
  • способен вести диалог;
  • понимает смысл практических и учебных задач;
  • использует образные выражения, устойчивые словосочетания;
  • замечает ошибки в своей и чужой речи;
  • изменяет слова с помощью приставок и суффиксов;
  • ориентируется в причинно-следственных, временных, пространственных понятиях;
  • обобщает и классифицирует предметы по различным признакам.

Словарный запас у старшего дошкольника составляет 3500 слов и делится на активный (который используется постоянно в повседневной речи) и пассивный (понятия, которые ребенок знает, но не использует или применяет редко). Дошкольник не знает точного значения 30% слов в своем запасе. Задача развивающих занятий — развитие осознанности и управляемости речи. С ребенком играют в речевые игры («Города», «Составь рассказ»), читают книги и анализируют сюжет.

К 7 годам речь для дошкольников — средство полноценного общения, язык становится частью сознания. Ребенок уже не испытывает трудности с подбором слов и составлением предложений

Развиваются монологическая речь, языковое и речевое внимание, память. В младшем школьном возрасте дети овладевают письменной речью, которая строится на особенностях языка, сформированных в старшем дошкольном возрасте

Развитие грамотной речи — основная задача психолого-педагогических и логопедических занятий.

Ссылка на основную публикацию