Дипломная работа: детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста

Ход сеанса:

1. Приветствие.

2. Упражнение «Полет»

Детям предлагается присесть на ковер – самолет. Закрыть глаза и мысленно отправиться в путешествие. Желательно использовать спокойную музыку.

Психолог: «Ковер-самолет поднимается медленно в небо. Мы дружно держим друг друга за руки. И вот мы в небе. Мимо нас пролетают облака. Их задеваем они такие мягкие, пушистые, как вата. Мы пролетаем над полями, лугами, лесами, городами. Они нам кажутся такими маленькими и забавными. Ковер-самолет медленно-медленно опускается. Психолог в это время убирает ткань, которая прикрывала стол, на котором располагаются краски, листы, кисточки, банки с водой.

3. Упражнение «Наши сказки»

Психолог спрашивает у детей, кто какие сказки знает. Затем показывает картины, которые расположены на стене и просит догадаться, что это за сказки. Затем спрашивает, есть ли в сказках пугающие, злые, страшные персонажи, которых боятся дети?

4. Упражнение «Волшебные краски»

Детям психолог предлагает нарисовать карандашами злых (страшных) сказочных персонажей. Но чтобы герои стали не страшными, а смешными и веселыми их необходимо разукрасить волшебными красками, которые изготавливаются вместе с детьми. Для этого необходимо небольшое количество зубной пасты с разным вкусом (земляники, персика, яблока, банана и т. д.) выдавить в разные емкости и добавить в них гуашь разного цвета. Дети разводят краски сами.

-Ну вот, волшебные краски готовы!

Зачитывается заклинание и можно приступать к работе. Ребята разукрашивают злодеев, подрисовывая им что-нибудь, чтобы те стали смешными и не страшными. После того, как работа закончена, психолог спрашивает и утверждает:

— Теперь герои нам не страшны! (Да)

— Они не страшные, а смешные и вкусно пахнут! (Да). Мы преодолели страх! (Да)

Психолог предлагает положить свои рисунки в коробку для страхов.

5. Упражнение «Полет».

Дети садятся на ковер и отправляются обратно в детский сад.

6. Упражнение «Клубочек»

Предавая друг другу клубочек, дети рассказывают, с какими способом преодоления страхов они сегодня познакомились, и какое настроение после выполнения работы.

7. Прощание.

Список использованной литературы.

1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста.

-С-П: Речь, 2006.

2. Арефьева Т. А, Галкина Н. И. Преодоление страхов у детей. -М: Издательство Института психотерапии, 2005.

3. Вологодина Н. Г. Детские страхи днем и ночью. -Р-на-Д: Феникс, 2006.

4. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. С-П: Речь, 2005.

5. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. -М: Ярославль, 1996.

6. Лабиринт души: терапевтические сказки, под ред. Хухлаевой О. В, Хухлаева О. Е. М, 2005.

7. Лютова, Монина. Шпаргалка для родителей. –М: Речь, 2004.

8. Тащева А. И, Гриднева С. В. Психологическая помощь при страхе медицинских процедур у дошкольников и младших школьников. Журнал Психолог в детском саду №2, 1999.

9. Тренинг по сказкотерапии. Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. -С-П: Речь, 2004.

10. Хухлаева О. В, Хухлаев О. Е. Тропинка у своему Я. –М: Генезис, 2005.

11. Чернецкая Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду. –Р-на-Д: Феникс, 2005.

12. Шишова Т. Страхи – это серьезно. –М: Искатель, 1997.

Как диагностировать и определить их причины

Реакция родителей на тревоги детей бывает разной. Одни ругают малыша, считая их манипуляцией, другие успокаивают, третьи думают, что само пройдёт. Игнорировать детские страхи нельзя, они могут нанести психологическую травму, спровоцировать невроз и остаться на долгую жизнь. Ведь все взрослые родом из детства. Правильно поступить — это пойти к психологу, который поможет решить проблему в самом начале, не запустить.

Чтобы диагностировать, какой природы страх у ребёнка, нужно установить причины его возникновения. Есть достаточно методик, тестов и анкет, разработанных детскими психологами для того, чтобы понять, откуда взялся страх и как его победить

Важно установить с ребёнком эмоциональный и доверительный контакт. Затем в процессе беседы или игры получить ответы на интересующие вопросы

Беседа с ребёнком должна быть спокойной и доверительной

Тест «Страхи в домиках»

Это тест, для детей старше трёх лет, предполагающий установление всех видов страхов, которые есть у ребёнка, для последующей их корректировки.

Нужно нарисовать два простых домика: красный и чёрный. Объяснить малышу, что в чёрный дом будем селить страшные страхи, а в красный — нестрашные. Далее, называя опасения, записывать, какие ребёнок поместил в чёрный домик.

Ты боишься:

  • когда остаёшься один;
  • нападения;
  • заболеть, заразиться;
  • умереть;
  • того, что умрут твои родители;
  • каких-то детей;
  • каких-то людей;
  • мамы или папы;
  • того, что они тебя накажут;
  • Бабы-яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Чёрной руки, Пиковой Дамы — вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);
  • перед тем как заснуть;
  • страшных снов (каких именно);
  • темноты;
  • волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
  • машин, поездов, самолётов (страхи транспорта);
  • бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
  • когда очень высоко (страх высоты);
  • когда очень глубоко (страх глубины);
  • в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
  • воды, огня;
  • пожара;
  • войны;
  • больших улиц, площадей;
  • врачей (кроме зубных);
  • крови (когда идёт кровь);
  • уколов;
  • боли (когда больно);
  • неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадёт, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);
  • сделать что-либо не так, неправильно (плохо — у дошкольников);
  • опоздать в сад (школу).

Перечисленные 30 страхов делятся на группы:

  • связанные с медициной (боль, уколы, врачи);
  • с причинением физического вреда (транспорт, война, стихии, резкие звуки);
  • смерти;
  • животных;
  • сказочных персонажей:
  • темноты и страшных снов;
  • социальные (людей, одиночества, наказания);
  • пространственные (высоты, замкнутого пространства, глубины).

Это неторопливая беседа с ребёнком, когда он отвечает: да — нет, боюсь — не боюсь. Взрослый человек, проводящий тест должен сидеть рядом с малышом, не повторять часто вопросы, чтобы невольно не внушить ребёнку страх. Спрашивать не читая по бумажке, лучше выучить список или заглядывать в него иногда. Время от времени хвалить и подбадривать тестируемого. По окончании предложить ребёнку нарисовать на чёрном доме замок, тем самым закрыв его, а ключ выбросить. Это успокоит выявленные беспокойства.

Затем подсчитывают, сколько их оказалось в чёрном домике и соотносят с возрастом малыша. Из 30 перечисленных страхов, у детей бывает от 6 до 15. Причём проживание в больших городах увеличивает количество тревог. Ответы объединяют в группы по видам страхов. Если получилось три «да» из пяти, значит, этот испуг имеется.

Таблица: количество страхов в зависимости от возраста ребёнка

Возраст Среднее число страхов
Мальчики Девочки
3 года 9 7
4 года 7 9
5 лет 8 11
6 лет 9 11
7 лет дошкольники 9 12
7 лет школьники 6 9
8 лет 6 9
9 лет 7 10
10 лет 7 10
11 лет 8 11
12 лет 7 8
13 лет 8 9
14 лет 6 9
15 лет 6 7

Возрастные особенности проявления

Самая эффективная профилактика — не допускать его проявления. Самые заботливые родители не могут обезопасить своего малыша от случайных звуков, сюжетов насилия по телевидению и т.д. Расставание с близкими может привести к серьезным проблемам.

1–3 года

Дети с 2-3 лет начинают различать людей на своих и чужих. Чужие люди могут вызывать боязнь, временная разлука с близкими также вызывает тревогу.

Самостоятельно преодолеть собственные страхи в таком возрасте ребенок еще не может. Он только начинает познавать мир, увеличивая свои знания и получая жизненный опыт. С 2-3 лет, у него также могут появиться:

  • страх боли;
  • боязнь врачей;
  • страх высоты;
  • страх темноты;
  • ночные страхи.

Большая часть зародившихся в этом возрасте боязней оставляет свой отпечаток в психике, и они могут проявиться во взрослой жизни.

3–5 лет

В этом возрасте ребенку сложно преодолеть ночные страхи, он может бояться сказочных персонажей. В возрасте 4-5 лет может появиться страх одиночества, вызванный сильной эмоциональной привязанностью к родителям. Причинами развития боязни могут служить случаи агрессии со стороны животных. Пережитая травмирующая ситуация или простой испуг создают страх перед животными, который может стать причиной серьезных нарушений психики.

5–7 лет

Происходит подготовка к школе. В возрасте 5-7 лет ребенок обретает определенную социальную роль. Его привычный круг общения сменяется новым, появляются новые друзья в школе. Страхи начинают носить социальный характер. Они связаны:

  • с боязнью учителей;
  • со страхом отдельных лиц в школе или классе;
  • с боязнью ответа у доски.

Попав в новую для себя обстановку, ребенок начинает испытывать стеснение. У него может появиться неуверенность в себе. Наиболее опасное время — это адаптационный период. Если не получится преодолеть собственные страхи в возрасте 7 лет, они будут прогрессировать.

7–11 лет

Зародившиеся в 7-8 лет страхи могут усиливаться с возрастом. У ребенка может наблюдаться боязнь ответа перед доской, боязнь отвечать на вопросы преподавателя, а также боязнь получить плохую оценку. Влияет на проявления страха и воспитание родителей.

11–16 лет

У старшеклассников другие проблемы. В подростковом возрасте большая часть страхов из детства проходит, их сменяют боязнь сдачи экзаменов, поиска будущей профессии и т.д. Этот возраст совпадает с периодом полового созревания. Старшеклассники могут испытывать боязнь отношений с противоположным полом.

В возрасте 12-16 лет дети могут с тревогой относиться к собственному социальному статусу. Они стремятся везде проявлять себя с лучшей стороны и любую неудачу воспринимают со страхом. Вызвать боязнь могут неудачи в спорте, творчестве и т.д. Некоторым детям из-за неуверенности в себе сложно найти общий язык со сверстниками.

Как бороться с детскими страхами?

Хочу сразу оговориться, не все детские страхи – это отклонение от нормы. Страх – это эволюционный механизм, позволяющий нам избежать опасности. Например, многие дети и взрослые испытывают страх при виде змей. Это вполне понятно. Змеи могут быть ядовитыми, поэтому стремление избежать с ними контакта может спасти нам жизнь.

Зубарев Андрей Сергеевич

Психолог, психоаналитический психотерапевт

Член Санкт-Петербургского Психоаналитического Общества

Сотрудник кафедры общей и клинической психологии ПСПбГМУ им. И.П.Павлова

Опыт работы – 15 лет

С отличием окончил факультет психологии СПбГУ

Запись на консультацию по телефону:

+7 (981) 737-72-73

Можно выделить несколько видов страхов, характерных для различных этапов развития детей.

Типичные страхи и ситуации, вызывающие тревожность, в первые года жизни ребенка:

  • громкие звуки или резкие движения;
  • перемены в жизни/домашней обстановке/ближайшем окружении;
  • большие предметы;
  • незнакомые люди;
  • разлука с близкими людьми.

Страхи и ситуации, вызывающие тревожность, характерные для дошкольников:

  • нахождение в темноте;
  • непонятные звуки ночью;
  • привидения и монстры;
  • животные, например, собаки.

Страхи и ситуации, вызывающие тревожность, характерные для младших и средних школьников:

  • змеи и пауки;
  • стихийные бедствия и другие природные явления;
  • самостоятельное нахождение дома;
  • гнев или неодобрение учителя;
  • непринятие сверстниками;
  • страшные новости, фильмы, или телевизионные передачи;
  • посещение доктора, болезнь, уколы, смерть.

Однако, эмоциональная реакция на ситуацию иногда становится непропорциональной той опасности, которую данная ситуация может представлять. Например, ребенок испытывает сильнейшую панику не только при виде живых змей, но и когда видит их изображение в книге или змею-игрушку в магазине. Если подобные иррациональные реакции начинают влиять на отношения со сверстниками и взрослыми, вызывают ухудшение сна, негативно влияют на успехи в школе, то это означает, что страхи начинают превращаться в фобии и навязчивые состояния. В таких случаях для преодоления страха у детей необходимо обращение к детскому психологу.

Тревожность и страхи – это естественная часть нашей жизни. Дети часто испытывают тревогу в ситуациях, которые для них непривычны или требуют испытания их сил или умений. В процессе взросления, дети учатся справляться со своими страхами, что в свою очередь помогает им развить чувство уверенности в себе и осознать свою способность управлять своей судьбой.

Однако, если Вы заметили, что Ваш ребенок начал бояться и избегать определенных ситуаций или людей, стал раздражителен или плаксив, начал испытывать трудности с засыпанием или его часто мучают ночные кошмары, ему сложно сконцентрироваться, он часто жалуется на то, что у него болит голова или живот (при этом врачи не могут найти каких-либо заболеваний, вызывающих эти симптомы), то скорее всего Ваш ребенок испытывает высокий уровень тревожности. В данном случае, ему необходима помощь родителей и психолога.

Для правильной коррекции страхов у детей необходимо помнить следующее:

Не пытайтесь «отговорить» ребенка от чувств, которые он испытывает

Страхи для него реальны и попытки преуменьшить их значимость может привести к тому, что ребенок просто закроется и перестанет делиться тем, что его тревожит.
Сохраняйте спокойствие и уверенность в себе, потому что то, как Вы говорите с ним о страхах так же важно, как и что Вы говорите.
Если Вы решили помочь ребенку справиться со страхами, то Вам необходимо найти «золотую середину» — не заставляйте его «встретиться со страхом», если он к этому не готов; при этом, не позволяйте ему полностью избегать разрешения тревожащей его ситуации.
Помогите ребенку найти и использовать различные способы снижения тревоги. Например, с маленькими детьми используйте игру, рисование, лепку, и т.п., чтобы научиться говорить и справляться со страхами

Со старшими детьми, говорите с ними о том, что их тревожит, используйте ролевые игры, и т.д.
Поощряйте даже маленькие шаги, которые ребенок предпринимает для того, чтобы преодолеть свои страхи и тревогу.

В различные возрастные периоды тревожность у детей выражается по-разному, поэтому и помощь родителей будет отличаться.

Читайте так же…

Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

Препарат Тенотен детский: информация об успокоительном действии и дополнительном вегетотропном эффекте от приёма детского лекарственного средства.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

Основной причиной нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте является СДВГ

Приступы мигрени у детей

Примерно 10% людей страдает от мигрени

Рекомендации родителям

Побороть страх намного легче, если родители помогают ребенку чувствовать себя увереннее и создают безопасную атмосферу в семье. Для того, чтобы малыш чувствовал себя в безопасности, родители могут:

Быть рядом. Это особенно касается родителей маленьких детей (примерно до 5 лет), которые волнуются из-за ухода мамы на работу, неохотно соглашаются оставаться с кем-то другим, не любят ходить в детский сад. Но контакт с родителями важен абсолютно всем детям, даже подросткам

Важно не столько количество общения, сколько его качество. Чувство безопасности сопровождает близкий эмоциональный контакт – совместные игры, физический контакт (объятия, щекотка, укачивание на руках и так далее).
Исключить воспитание запугиванием

Желательно не только избегать манипуляций страхом, но и защитить ребенка от запугивания со стороны окружающих людей: воспитателей, бабушек/дедушек, старших братьев и сестер и так далее. Побеждать страхи гораздо легче вместе.
Позволить бояться. Иногда для ребенка важно просто пережить испуг, справиться с ним и развиваться дальше. Это позитивный процесс, и не стоит мешать ему. Когда ребенку страшно – замечательно поддерживать его в духе «тебе страшно, но я верю, что ты справишься». Но не стоит пытаться запретить ребенку бояться («это совсем не страшно, не выдумывай»), так как в этом случае к страху прибавится чувство вины и неполноценности.

Важно помнить, что переживания детей заслуживают внимания, какими бы нелепыми и глупыми они ни казались взрослым. Психика ребенка – это удивительный и хрупкий мир, который человек, повзрослев, носит внутри себя всю свою жизнь

Поэтому детские переживания заслуживают внимания и заботы взрослых.

Автор статьи: психолог и арт-терапевт Василиса Русакова

Психология малышей и детей старшего возраста

Многие взрослые часто задаются вопросом: почему малыши ничего не боятся, ведь они могут сделать то, от чего у мужчины или женщины замирает сердце и возникает паника. Это происходит по одной простой причине — у младенцев не развит инстинкт самосохранения так, как у мамы, папы и детей старшего возраста. Однако по мере взросления происходит большой скачок психоэмоционального развития ребёнка, и именно на этом этапе у него начинают формироваться страхи.

Причины появления страхов могут быть разными

Многие психологи и педагоги занимаются изучением формирования тревоги, чувства опасности и боязни чего-либо у детей

Они обращают внимание родителей, что сами по себе эти эмоции не является патологией, поэтому не стоит считать их бредовыми. Это совершенно нормальное явление, которое свойственно многим малышам вследствие их богатой фантазии

Но взрослые должны следить, чтобы небольшой страх не перерос в фобию. Вот это состояние — уже не норма, оно требует консультации со специалистами и длительной коррекции.

Почему ребёнок начинает бояться: все причины появления страхов

Некоторые специалисты отрицают возможность логических суждений со стороны маленьких детей, объясняя это тем, что малыши всерьёз воспринимают любую информацию. Например, родители сказали: «Не трогай собаку, она тебя укусит!». Сын или дочь не понимают, что животное не обязательно будет вести себя агрессивно, это возможно, но не всегда так происходит. Однако в сознании крохи уже сформировался стереотип: все собаки кусаются, если их трогать, поэтому их надо бояться, они опасны. И таких примеров множество. Ребёнок ещё не может связать логические цепочки и усвоить, что не все слова взрослых нужно понимать буквально, это всего лишь предостережение.

Существуют и другие факторы появления детских страхов:

  • богатая фантазия. Один раз услышав, что в тёмной комнате есть что-то страшное, малыш сразу начинает бояться. Это касается многих фраз и разговоров, которые ребёнок воспринимает как правду. То же самое относится к увиденному: посмотрев страшный мультфильм, кроха может испугаться и думать, что это произойдёт с ним в реальности;
  • действие, которое произошло с ребёнком. Чаще всего причиной появления тревог становятся определённые события. Например, кроху поцарапала кошка, и после этого он стал бояться, ведь животное снова может причинить боль;
  • напряжённая обстановка в семье. Дети очень эмоциональны, они способны повторять настроение родителей и проектировать его на себя. Поэтому ссоры, крики, скандалы между взрослыми негативно влияют на психологическое состояние крохи. Он становится замкнутым, раздражительным, постоянно чувствует тревогу по любому поводу. Если ситуация не изменится, такие ощущения могут со временем перерасти в страх;
  • отсутствие друзей. По мере взросления ребёнок нуждается в социализации. Этот процесс начинается со взаимоотношений с другими детьми сначала на площадке, затем в садике и школе. Но если с крохой никто не хочет дружить, смеются над его попытками войти в коллектив, у него развивается социальная фобия. Из-за этого малыш боится идти играть с ребятами, а посещение учебного заведения превращается в нескончаемый поток истерик и нервных срывов;
  • проблемы в работе нервной системы. В некоторых случаях у ребёнка появляется боязнь, которая ничем не обоснована. Это ненормальное состояние, патология, поэтому обязательна консультация у психолога. Только специалист сможет диагностировать заболевание и поставить правильный диагноз. Такой страх развивается на фоне неврозов, и для психокоррекции понадобится работа с малышом нескольких специалистов.

Боязнь темноты — один из самых распространённых страхов у детей

Что представляет собой синдром детских патологических страхов

Медики также выделяют состояние под названием синдром детских патологических страхов. Оно характеризуется боязнью различных предметов, действий и явлений и возникает необоснованно, без какой бы то ни было причины. Приступ начинается с плача, недовольства и перерастает в сильнейшую истерику и панику. Длится он долго, в некоторых случаях дети могут сутками испытывать необъяснимую тревогу. Этот синдром считается патологией, и психологи связывают его с психическими отклонениями в развитии ребёнка, которые берут начало ещё в раннем возрасте, но заметно проявляются к шести-семи годам.

Как бороться родителям ↑

В преодолении детских страхов очень многое зависит от родителей. Психологи дают следующие рекомендации:

  1. К страхам ребенка нужно отнестись со всей серьезностью, какими бы нелепыми они не казались.
  2. Не следует ругать и наказывать ребенка за трусость. Этим вы только спровоцируете новые проблемы (недовольство собой, боязнь не соответствовать ожиданиям родителей).
  3. Говорите с ребенком о его страхах (кроме прочего, вы узнаете из таких бесед, чего он боится). Беседа должна проходить в спокойном доброжелательном тоне, без акцентирования на какой-то фобии.
  4. Попробуйте мягко переубедить ребенка, но не путем преуменьшения страха, а способом изменения к нему отношения. Используйте собственный пример, возможно, в виде рассказа о том, что вы тоже боялись этого в детстве и как вам удалось победить свой страх.
  5. Уверяйте ребенка в том, что рядом с вами он в безопасности.
  6. Отвлеките его каким-то интересным занятием, игрой.
  7. Не вырабатывайте у ребенка «привыкание» к страху (например, если он боится темноты, не оставляйте в темной комнате). Последствия таких действий могут быть печальными для развития и здоровья ребенка.

Главная задача родителей – помочь ребенку преодолеть страх. Избавиться от него ребенок может только самостоятельно, но без вашей поддержки ему не обойтись.

Коррекция психики

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста отличаются специальным подходом

Важно наладить контакт с ребенком и определить причины и признаки проблем в игровой или познавательной форме. Преодолеть тревожность могут помочь родители, предварительно проконсультировавшись у психотерапевта

Как бороться с детскими страхами:

Игровая терапия. Преимущество такой терапии в том, что юный пациент не понимает, что происходит. Он играет с родителями или специалистом. Задача психолога — создать во время игры условия, вызывающие у него страх

Важно показать, как справиться со сложной ситуацией.
Рисование. Наиболее эффективный способ диагностики и коррекции страхов как у детей дошкольного возраста, так и у тех, кто уже учится в школе

Занятия рисованием направлены на выражение эмоций и переживаний, путем переноса их на бумагу. Бороться с проблемой будет легче, если специалист поможет пациенту выставить визуализированный страх в юмористической форме.
Песочная терапия. Относится к эффективным методикам арт-терапии. Помогает не только снять напряжение, но и выявить страх и бороться с ним.
Сказкотерапия и куклотерапия. Основная задача — создать сказочную ситуацию, где персонаж (кукла) преодолевает страх, опираясь на реальные способы его подавления.

Такие же меры применяются и для преодоления тревожности у младших дошкольников. Ученикам старших классов справиться с проблемой будет проще. Кроме арт-терапии могут использоваться разнообразные тренинги, а также занятия с опросниками и тестами. К детям старшего школьного возраста может применяться метод беседы при условии того, что ребенок идет на контакт со специалистом.

По своему содержанию сеансы могут быть разными. Специалисты могут работать с такими приемами и методами:

  1. Интерпретация. Помогает ребенку перебороть собственные страхи путем внушения рационализации его отрицательных мыслей.
  2. Отреагирование. Основная цель — создание искусственной обстановки для выражения негативных эмоций.
  3. Десенсебилизация. Упражнения такого характера позволяют проработать механизм преодоления страха при периодической встрече с ним. Занятия используются для выявления и коррекции фобий.
  4. Контейнирование. Принятие чувств и эмоций ребенка.

Выяснить основные причины боязни и убрать некоторые признаки проявления страха будет легче, если в терапии будут принимать участие и родители. Специалист по детской психологии может дать им советы и порекомендовать упражнения, которые помогут детям побороть в себе страх.

Коррекция страхов у детей с помощью рисования

Коррекция детских страхов методом рисования

При помощи рисования дети выражают свои эмоции. Рисунок ребенка отражает его увлечения, интересы, особенности характера и является своеобразным «зеркалом» его переживаний. Именно поэтому метод коррекции страхов у детей с помощью рисунка является наиболее эффективным. При графическом изображении объекта, вызывающего боязнь, уменьшается тревожность, связанная с ожиданием чего-то страшного. Нарисованный страх – это что-то уже случившееся, а значит, неопасное, поэтому ребенок не будет бояться своего рисунка. Страхи, которые удалось преодолеть в детстве, не будут тревожить взрослого. Коррекция фобий должна производиться в присутствии близких взрослых. Ребенок должен чувствовать поддержку со стороны родителей и знать, что ему помогут, если что-то произойдет.

Общие принципы подхода

Продолжительность сеанса рисования должна составлять 20—30 минут. Ребенок может нарисовать несколько своих страхов или только один – тот, который внушает самую сильную боязнь. Очень важна атмосфера, в которой дети занимаются рисованием. Поддержка и одобрение со стороны мамы и папы помогут малышам чувствовать себя более уверенно и легче преодолеть различные фобии.

Этапы коррекции

Настройте ребенка на рисование.

Прежде чем приступить к изображению страхов, ребенок должен порисовать на нейтральные темы – «Любимые животные», «На улице», «Моя семья». Содержание последнего рисунка позволяет понять, какие отношения сложились у малыша с близкими. Если он нарисовал себя рядом с родителями ближе к центру листа, значит, ребенок не страдает от внутрисемейных конфликтов и причина боязни не в них. Если малыш изобразил себя в стороне от всей семьи или одного из родителей, значит, со взрослыми сложились напряженные отношения.

Перейдите к теме страхов.

Темой основного рисунка может быть «Что-то, чего я боюсь» или «Страшный сон». Сначала нужно поговорить с ребенком, составить список самых сильных страхов («Боюсь Бабы-Яги, смерти, медведей, пауков, воды, врачей»). После этого малышу предлагает нарисовать страшные предметы или явления. Если ребенок не знает, как изобразить тот или иной страх, взрослый может в общих чертах подсказать ему. При этом нужно исключить рисование на тему смерти, поскольку она вызывает затруднения как в изображении, так и в понимании. Если ребенок не хочет рисовать страхи, скорее всего, он отрицает их, а значит, их будет сложно преодолеть.

Проанализируйте рисунки.

Обратите внимание на цвета, которыми пользовался ребенок. Если на рисунке преобладают черные и серые тона, значит, малыш находится в подавленном состоянии

Сниженное настроение является реакцией психики на большое количество страхов, с которыми она не может справиться. Если на рисунке изображены конкретные пугающие явления и объекты, значит, малыш готов преодолеть свою боязнь.

Обсудите с ребенком нарисованное.

В процессе беседы с малышом важно выразить свое одобрение. Подчеркните, что гордитесь ребенком, который сумел справиться со своей боязнью

Особенно хорошо, когда дети участвуют в коллективном обсуждении рисунков. В таком случае эффект подражания поможет каждому ребенку легче преодолеть свои страхи.

Представьте страхи в положительном свете.

Покажите малышу его собственный рисунок и опишите его персонажей с юмором. Затем спросите, страшно ли ребенку. Если страха больше нет, обязательно похвалите малыша. Это поможет ему ощутить чувство собственного достоинства, поверить в свои силы. Вне зависимости от результата скажите ребенку, что он отлично справился с заданием. Даже если фобия сохраняется, она становится значительно слабее, так как малыш чувствует поддержку со стороны взрослых.

Закрепите результаты.

Темой заключительного рисунка в процессе коррекции детских страхов может быть «Кем я хочу стать». Это помогает завершить занятие на позитивной ноте, справиться с проблемами, почувствовать себя самостоятельным и уверенным. Ребенок изображает свое будущее, в котором нет места страхам. Для закрепления успехов в конце занятия можно провести игру, например, «Кто расскажет лучшую сказку».

Почему нельзя запускать проблему

Часто страхи, которые родом из детства, сопровождают человека по жизни. Причины этого — частые запугивания, большое количество запретов, пережитые психические потрясения в детстве. Затаившиеся детские страхи, это «скелеты в шкафу», которые могут вызывать разную реакцию у взрослых — от милых чудачеств до тяжёлых расстройств психики. Взрослым людям приходится обращаться за профессиональной помощью: специалисты вытащат на поверхность детские фобии и помогут принять и переосознать их, учитывая имеющийся опыт жизни. Психологи советуют воспитывать в себе Взрослого Человека, то есть самостоятельную ответственную личность, отвечающую за свою жизнь и принятые решения.

Пережитые в детстве страхи не проходят бесследно

Причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста

Конкретный случай. Страхи могут быть вызваны конкретной ситуацией, произошедшей с ребенком (потерялся в магазине, покусала собака и т. д.). Боязнь повторения неприятного случая обычно легко поддается коррекции. Развитие у детей дошкольного возраста фобии зависит и от характера ребенка – в зоне риска малыши с повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе.

Окружающая обстановка. В дошкольном возрасте различные страхи могут быть вызваны конфликтами в семье. Нередко дети чувствуют себя виноватыми в частых ссорах родителей. Еще одной причиной страха могут стать трудности общения со сверстниками. Если ребенку сложно в коллективе, его обижают, он может начать бояться посещения школы или садика. Распространение страхов и запугивание со стороны старших детей тоже способствует формированию боязливости.

Внушение со стороны. Страхи у детей дошкольного возраста могут быть вызваны предупреждениями об опасности со стороны взрослых. Родители, бабушки или воспитатели могут слишком эмоционально говорить ребенку о последствиях какого-либо действия или ситуации. Источником страхов становятся фразы «Не трогай – обожжешься!», «Не ходи – ты упадешь!» и т. п. Ребенок непроизвольно запоминает вторую часть предложения и чувствует тревогу. Реакция страха может закрепиться и распространиться на все похожие ситуации. Коррекция таких фобий необходима, так как внушенный в детстве страх может преследовать человека всю жизнь.

Собственная фантазия. Дети в дошкольном возрасте часто сами придумывают предмет страха. Почти каждый боялся в детстве темноты, в которой обычные предметы превращались в грозных монстров. Однако на собственные фантазии каждый ребенок реагирует по-разному. Кто-то легко забывает о них, а у кого-то могут развиться нервные расстройства.

Расстройства психики. Страхи у детей дошкольного возраста могут быть симптомом невроза – расстройства психики, которое требует обязательного лечения. Невроз может проявляться через страхи, не характерные для возраста ребенка, или очень сильные приступы боязни по различным поводам, в том числе входящим в понятие возрастной нормы.

Откуда появляются страхи у детей

У детей страхи обычно появляются как следствие психологического влияния родителей или других взрослых, самовнушения, бурной фантазии. У них мало жизненного опыта, знаний об окружающем мире, зато присутствует богатое воображение. Ребёнка может очень напугать произошедшая с ним ситуация (нападение собаки, увиденная драка или авария), просмотр неправильных фильмов или передач. Нехватка общения со взрослыми, детское одиночество, агрессивное или авторитарное поведение близких, недостаточность физических нагрузок, гиперопека — всё это может способствовать появлению страхов у ребёнка.

Причиной страхов у ребёнка может стать его богатое воображение

Бывает так называемый синдром детских патологических страхов — это несоответствие боязни чего-либо действию, этот страх вызвавшему. То есть беспричинные, необоснованные тревоги, которые могут проявляться интенсивно и длительно. Синдром этот связан с психопатологическим состоянием ребёнка, может быть следствием заболеваний нервной системы с раннего возраста. Условно их выделено пять видов:

  • навязчивые — достаточно простые и понятные (боязнь высоты, болезней, загрязнения);
  • сверхценные — преувеличенные, дети уверены в опасениях, не делают попыток их преодолеть (темнота, одиночество, животные, разные «пугалки», придуманные взрослыми);
  • бредовые — сопровождаются подозрительностью, настороженностью, ожидание в чьих-либо действиях угрозы (чужие люди, тени за окном, громкие звуки);
  • ночные — беспокойный сон, кошмары, пробуждение с криками и плачем, утром ребёнок ничего или почти ничего не помнит;
  • недифференцированные — бессодержательные, с переживанием неопределённой опасности, сопровождаются тахикардией, потливостью, болями в сердце, спазмами в животе.

У детей разного возраста и пола страхи и опасения отличаются. Взрослым нужно их правильно распознать и скорректировать.

Ссылка на основную публикацию