Дизартрия 5 лет

Диагностика

Диагностика детской дизартрии происходит довольно быстро, но включает в себя несколько методов. При этом требуется участие невролога и логопеда. После осмотра они выпишут все необходимые направления на обследования.

Невролог

Врач определяет необходимость проведения всех исследований по результатам беседы с самим ребенком и родителями. Как правило, назначают следующие диагностические процедуры:

  • МРТ мозга;
  • Электроэнцефалография;
  • Электромиография;
  • Электронейрография;
  • Трансканальная магнитная стимуляция.

С результатами обследований нужно вновь прийти к врачу для постановки окончательно диагноза и определения последующих действий, направленных на лечение.

Логопед

Процедура обследования у логопеда проходит намного быстрее и проще. Врач самостоятельно оценивает состояние ребенка, после чего может дать ответ о нарушениях речевого аппарата. Диагностика включает:

  • Проверку речевых нарушений (история развития речевых функций, изучение звукопроизношения, включая ритм, темп и четкость слов, фонематическое восприятие, словарный запас);
  • Оценку иных нарушений, влияющих на речь (строение речевого аппарата, речевые движения, сила речевых и мимических мышц, особенности дыхания);
  • Изучение качества устной и письменной речи.

Врач делает заключение по проведенным исследованиям и назначает первоначальное лечение.

Формы дизартрии

Выделяют такие формы дизартрии речи у детей: бульбарную, подкорковую, мозжечковую, корковую, стертую или легкую, псевдобульбарную.

Бульбарная дизартрия речи проявляется атрофией или параличом мышц глотки и языка, снижением мышечного тонуса. При такой форме речь становится нечеткой, замедленной, невнятной. Люди с бульбарной формой дизартрии характеризуются слабой мимической деятельностью. Она появляется при опухолях или воспалительных процессах в продолговатом мозге. В результате таких процессов происходит разрушение, находящихся там ядер двигательных нервов: блуждающего, языкоглоточного, тройничного, лицевого и подъязычного.

Подкорковая форма дизартрии заключается в нарушении тонуса мышц и непроизвольных движениях (гиперкинез), которыми малыш не способен управлять. Возникает при очаговом поражении подкорковых узлов мозга. Иногда ребенок не может верно произносить отдельные слова, звуки или фразы. Это становится особенно актуальным, если ребенок находится в состоянии спокойствия в кругу родных, которым он доверяет. Однако ситуация может в корне изменится за считанные секунды и малыш становится неспособным воспроизвести ни слога. При данной форме заболевания страдает темп, ритм и интонация речи. Такой малыш может очень быстро или, наоборот, очень медленно  произносить целые фразы, при этом делая значительные паузы между словами. В результате расстройства артикуляции в соединении с неправильностью голосообразования и нарушения речевого дыхания появляются характерные дефекты звукообразующей стороны речи. Они могут проявляться в зависимости от состояния малыша и отражаться, в основном, на коммуникативных речевых функциях. Редко при такой форме заболевания могут наблюдаться и нарушения со стороны слухового аппарата человека, которые являются осложнением речевого дефекта.

Мозжечковая дизартрия речи в чистом виде встречается довольно редко. Дети, подверженные этой форме заболевания, произносят слова, скандируя их, а иногда просто выкрикивают отдельные звуки.

Ребенку с корковой дизартрией сложно воспроизводить звуки вместе, когда речь течет одним потоком. Однако, в то же самое время, произношение отдельных слов не составляет никакого труда. А интенсивный темп речи приводит к видоизменению звуков, создает паузы между слогами и словами. Быстрый темп речи похож на воспроизведение слов при заикании.

Стертая форма заболевания характеризуется легкими проявлениями. При ней расстройства речи выявляются не сразу, только после всестороннего специализированного обследования. Ее причинами часто бывают различные инфекционные заболевания в период беременности, гипоксия плода, токсикоз беременных, родовые травмы, инфекционные заболевания младенцев.

Псевдобульбарная форма дизартрии встречается наиболее часто у детей. Причиной ее развития может быть перенесенное в младенчестве мозговое поражение, вследствие родовых травм, энцефалита, интоксикации и т.д. При псевдобульбарной дизартрии легкой степени речь характеризуется замедленностью и затруднением произношения отдельных звуков из-за нарушений движений языка (движения недостаточно точные), губ. Псевдобульбарная дизартрия средней степени характеризуется отсутствием движений мышц лица, ограниченной подвижностью языка, назальным оттенком голоса, обильным слюнотечением. Тяжелая степень псевдобульбарной формы заболевания выражается в полной обездвиженности речевого аппарата, открытом рте, ограниченном движении губ, амимичности.

Лечение дизартрии

Для лечения такого заболевания, его необходимо классифицировать. Для каждого конкретного случая проводятся несколько видов обследования:

  • Осмотр ребенка невропатологом;
  • Консультация у логопеда;
  • Электрофизиологические процедуры (например, электроэнцефалография);
  • МРТ головного мозга.

Невропатолог назначает лечение по своему направлению. Его задача вылечить или купировать заболевание, на фоне которого развилось нарушение речи. Основное направление лечения дизартрии задает логопед. Для постановки точного диагноза, ему необходимо провести несколько процедур:

  • Определение типов нарушений речи;
  • Оценка речи в целом (темп, ритм, произношение, разборчивость);
  • Отделение расстройств, не связанных с артикуляцией;
  • Оценивание работы мимических мышц лица;
  • У детей старше пяти лет оценивается письменная речь.

После всех проведенных обследований разрабатывается индивидуальная программа лечения. Среди этапов терапии можно встретить следующие процедуры и мероприятия:

  • Стимуляция и нормализация дыхания;
  • Применение дыхательной гимнастики для развития речевого дыхания;
  • Стимуляция речевого аппарата;
  • Коррекция произношения;
  • Стимуляция и развитие речевой коммуникации;
  • Стимуляция мелкой моторики;
  • Развитие голосовой системы;
  • Работа над тональностью и выразительностью.

Занятия с логопедом могут проводиться совместно с родителями ребенка или же индивидуально с маленьким пациентом. Помимо занятий с логопедом, терапия при дизартрии включает в себя:

Медикаментозное лечение. Лекарственные препараты назначаются в случае выявления неврологических расстройств. В первую очередь лечится основное заболевание, на фоне которого развилась дизартрия. Лечение проводится с помощью ноотропных средств. Самолечение в таких случаях недопустимо
Большинство препаратов помогают также улучшить мозговое кровообращение, память, а также повышают внимание и способность к обучению. Из медикаментов можно выделить глицин, Фенибут, Энцефабол и церебролизин.

Физиотерапия
В качестве основного метода хорошо зарекомендовал себя точечный массаж головы. Также высока эффективность лечебных ванн и лечебной физкультуры. Прекрасно помогает иглоукалывание. Все процедуры должен проводить опытный специалист, который не допустит ухудшения ситуации посредством своих манипуляций

Врачу-физиотерапевту следует проявлять огромную осторожность при работе с детским организмом.

Большое внимание уделяется работе родителей и детей. Залог успеха при лечении дизартрии — совместная работа

Врач не сможет находиться рядом с ребенком постоянно и направлять терапию. Задача родителей – поддерживать достигнутый результат, по возможности развивать успех лечения и ни в коем случае не допускать потерю всех достигнутых успехов.

Прогноз и профилактические мероприятия

Прогноз зависит от степени тяжести заболевания − чем тяжелее патология, тем сложнее она поддается лечению. Очень большое значение в коррекции дефекта играет лекарственная терапия, которую назначает невролог. Правильно проведенное медикаментозное лечение значительно облегчает работу логопеда. Также прогноз заболевания зависит от стараний пациента и поддержки его близких.

Тяжелые формы дизартрии поддаются только частичной коррекции. Ребенок с такой формой болезни может посещать специальные учреждения с логопедическим уклоном: детские сады, школы. В таких детских коррекционных заведениях с пациентами совместно работают неврологи, психологи, психотерапевты, специалисты по лечебной физкультуре, массажу, логопеды.

Профилактика болезни направлена на улучшение здоровья беременных женщин. Пациентки, планирующие беременность, должны вовремя лечить хронические заболевания, инфекции половых органов. Во время вынашивания плода следует избегать стрессовых ситуаций, посещения мест с большим скоплением людей (кинотеатры, рестораны, кафе, театры).

При появлении угрозы прерывания беременности, эклампсии или других проблем следует обращаться к гинекологу. В такой ситуации лучше лечь в стационар для сохранения беременности. Во время вынашивания плода нужно отказаться от спиртного, курения, так как вредные привычки сильно повышают вероятность развития гипоксии.

После рождения малыша женщине нужно оградить его от инфекционных заболеваний (грипп, нейроинфекции), травматизма, интоксикаций. Токсины и инфекционные агенты в младшем возрасте могут сильно повредить мозг. Если у ребенка появились признаки дизартрических нарушений, следует немедленно обратиться к неврологу для своевременного начала лечения.

Симптомы патологии

Часто детским врачам или логопедам приходится сталкиваться с вопросом родителей, что это у ребенка с речью и как быстро это вылечить

Важно отметить, что при наличии подобных явлений требуется произвести не только обследование различных отделов нервной системы, но и выяснить все обстоятельства развития такого нарушения речи. Для дизартрии характерны следующие признаки:

  • Нарушения произношения гласных и согласных звуков, их извращение и смешение при разговоре.
  • Снижение или повышение тонуса мышц языка, губ и гортани. Наблюдается резкая смена тонуса мышечных групп в покое (чаще всего они атоничны) и в момент разговора (спастичны).
  • Непроизвольные движения губ и языка или их тремор.
  • Изменение голоса, его интонации и тембра при разговоре. За счет того, что сила мышц быстро истощается, разговор, продолжающийся длительное время, становится тихим.
  • Нарушение сосания, жевания и глотания пищи.
  • Часто отмечаются нарушения со стороны поведения малыша, способность и желание его к обучению крайне снижены.

Психолого-педагогическая характеристика таких детей характеризуется тем, что они понимают собственные речевые проблемы. Однако, к сожалению, желание их преодолеть снижено. Такие дети не хотят обучаться в школе и познавать новую информацию.

Схема обследования пациента с дизартрией всегда включает консультацию детского невропатолога, проведение МРТ и КТ головного мозга, осмотр отоларинголога и оценку остроты слуха.

Лечение заболевания

Дизартрия – не только логопедические проблемы, она наблюдается при разных формах проявления расстройств ЦНС. Лечение дизартрии назначает врач после диагностических мер, основываясь на возрасте и состоянии ребенка. В зависимости от стадии заболевания, применяют комплекс мероприятий:

  1. Работа с логопедом.
  2. Лечение при помощи медикаментов.
  3. Массаж и самомассаж.
  4. Дыхательная гимнастика.
  5. Лечебная физическая культура.
  6. Физиотерапия.

Медикаменты подбирает психоневропатолог. Стоит отметить, что специальных лекарственных средств для борьбы с дизартрией нет. Врач с помощью медикаментов только убирает некоторые симптомы и облегчает самочувствие. Детям 2-3 лет показаны занятия логоритмикой.

Для коррекции дизартрии у детей лечение в 5 лет и старше должно проводиться в комплексе со специалистом-дефектологом. Борьба с заболеванием, которое спровоцировало появление симптомов дизартрии, мероприятия, направленные на реабилитацию (коррекция звуков логопедом), медикаменты. Занятия с логопедом должны быть регулярными, могут проводиться как в группе, так и индивидуально. Исследования показывают, что благоприятно влияет на исход лечения иппотерапия и дельфинотерапия.

Лечебные мероприятия в домашних условиях

Можно проводить лечебные мероприятия дома, согласовывая действия с неврологом и логопедом. Есть ряд упражнений, которые можно делать самостоятельно дома для речевой моторики:

надувание щек (попеременно);
втягивание и надувание щек;
закрывание и открывание рта, щелканье зубами;
сосание небольшого куска сахара или леденца;
имитирование сосания;
облизывание губ;
длительное зажимание зубами куска бинта или марли, в это же время взрослый осторожно пытается убрать ткань.

Хорошо тренируют мимические мышцы скороговорки. Лучше подбирать такие, в которых есть плохо выговариваемые звуки.

Упражнения для детей дома

Нужно дополнительно заниматься с ребенком дома, иначе одни занятия с логопедом будут бессмысленными.

Прежде, чем начать работать над проблемным звуком, нужно сделать массаж лицевых мышц (пощипывание и поглаживание губ, щек и нижней челюсти), научить ребенка делать и самомассаж перед зеркалом и вообще все упражнения делать перед ним. Ребенок будет смотреть на себя, изучать свое лицо и видеть работу мимических мышц.

После проговорить звуки, которые ребенок хорошо и без труда произносит. Это могут быть и те звуки, которые в слове или фразе произносятся ошибочно, а отдельно, повторяя за взрослым, – верно.

Перед постановкой проблемных звуков нужно добиться от ребенка умения их отличать на слух, улавливая отличия в неправильном произношении.

Для того, чтобы довести звук до автоматизма, необходимо параллельно произносить звук и выполнять моторное действие. К примеру, устная и письменная речь, говорение и хлопок в ладоши, топотание ног или развитие мелкой моторики рук: перебирание бусин, пуговиц, горошин и других мелких предметов под контролем взрослого. Затем звук закрепляют в слоге, слове и предложении (от простого к сложному, увеличивая темп). Комплекс упражнений:

«Хоботок» – вытянуть вперед губы (сомкнутые зубы и губы). Держать 5 секунд.

«Лягушка» – улыбка напряжена с приоткрытым ртом, зубы сомкнуты, нижнюю челюсть выдвигать нельзя. Держать 5 секунд.

«Лягушка-хоботок» – чередование первых двух упражнений.

«Окно» – на каждый счет то открывают, то держат рот закрытым.

«Лопатка» – улыбнуться с открытым ртом, на нижнюю губу (не наряжена) положить язык в широком положении. Держать 5 секунд.

«Иголка» – улыбнуться с открытым ртом, выставить остро язык вперед, стараясь не загибать его вверх.

«Лопатка-иголка» – чередование пятого и шестого упражнения.

«Часы» – улыбнуться с открытым ртом, высунутый язык движет то вправо, то влево, касаясь уголка рта.

«Качели» – улыбнуться с открытым ртом, кончиком языка упираться то в верхние, то в нижние зубы на каждый счет.

«Лошадь» – щелкать кончиком языка, имитировав цоканье копыт лошади.

Воспитание детей с нарушением речи

Когда ребенок взрослеет, приходит понимание, что он отличается от сверстников. Нередко дети с дизартрией замыкаются в себе, предпочитают отмалчиваться. Родителям необходимо создать дома доброжелательную и доверительную атмосферу. Нужно дать понять ребенку, что он не хуже других. Близкие должны заниматься с ребенком, развивать его мелкую моторику, поддерживать его эмоционально.

Обследование интонации у детей с дизартрией

Нарушения звукопроизношения при дизартрии определяются на слух. Но это еще не является поводом для постановки окончательного диагноза, ведь подобные нарушения характерны и для других нарушений речи, в частности для дислалии. Больше информации дает обследование просодической стороны речи (интонации) у детей, особенно у малышей со стертой дизартрией.

Программа обследования включает в себя несколько важных пунктов:

  • Исследование чувства ритма – определение умения ребенка определять количество отдельных простых ударов, акцентированных (громких и тихих) ударов, серии различных ударов и соотносить их с изображениями на карточках.
  • Исследование воспроизведения ритма на слух – определения умения ребенка к подражательным действиям, в частности повторению ритма различных ударов без опоры на зрительную поддержку.
  • Исследование восприятия интонации на слух – выявление возможности различать различные интонационные структуры при восприятии речи на слух (повествовательная, вопросительная и восклицательная интонации в предложениях).
  • Исследование способности к воспроизведению интонации – определение умения ребенка использовать различные интонации в своей речи при повторении одного и того же или различных коротких предложений.
  • Изучение восприятия логического ударения – изучение восприятия выразительности речи ребенка и умения выделит главное на слух и при зрительном восприятии.
  • Изучение способности к воспроизведению логического ударения – определения способности к выделению главного в своей речи посредством более громкого и протяжного произнесения выделенного слова.
  • Исследование модуляций голоса (по высоте и по силе) – изучение способности малыша владеть своим голосом, изменять его по громкости и высоте во время произнесения одних и тех же звуков и звукосочетаний. Это необходимо для определения ширины диапазона голоса ребенка с дизартрией.
  • Определение носового тембра голоса – оценка нарушения тембра произношения по 5-бальной шкале при обычном общении и произнесении слов с зажатым носом:
  • 4 балла – нормальный тембр,
  • 3балла – крикливый или писклявый голос (легкие нарушения),
  • 2 балла – грубый или квакающий голос (умеренные нарушения),
  • 1 балл – глухой, гортанный или резкий голос (выраженная патология),
  • 0 баллов – еле слышная речь в виде шепота (афония).

Изучение восприятия тембра – изучение определения ребенком звучания голоса на слух и соотнесения их с картинками, выражающими различные эмоции. Оценка по 5-бальной шкале:

  • 4 балла – задания выполнены качественно и в полном объеме
  • 3 балла – задания выполнены качественно, но в медленном темпе
  • 2 балла – были ошибки при выполнении, но ребенок и справил их самостоятельно
  •  1 балл – задания выполняются лишь при активном участии со стороны взрослых
  • 0 баллов – задания не выполнены даже после дополнительных или повторных инструкций.
  • Изучение воспроизведения тембра голоса – определение возможности изменения окраски голоса для передачи эмоционального состояния или подражания различным звукам окружающего мира, что практически отсутствует при дизартрии у детей.
  • Исследование дыхания во время речевой деятельности и в покое – определение типа дыхания (поверхностное, грудное, диафрагмальное), силы и направленности воздушной струи, ритмичности вдоха-выдоха, дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха, особенностей фонационного дыхания.
  • Изучение особенностей темпо-ритмической организации речи – определение количества произносимых ребенком слогов в заданном временном промежутке, а также восприятие темпа речи на слух.
  • Исследование состояния контроля речи на слух. Ребенок выполняет задания на ритмичность, воспроизведение звуков, слогов, слов и предложений со словами различной структуры и т.п., и сам же оценивает правильность выполнения заданий.

Выполнение подобных заданий позволяет выявить, насколько сильны нарушения звукопроизношения и речи малыша, но еще не указывают на развитие именно дизартрии, для которой свойственны еще и неврологические симптомы, влияющие на качество артикуляционных и мимических движений.

Лечение и коррекция

Лечение назначают совместно невролог и логопед. Первый может рекомендовать медикаменты и физпроцедуры для восстановления функций нервной системы. Восстановить их полностью возможно только в случае легкой дизартрии, при органических поражениях мозга доступна лишь частичная коррекция нарушения.

Посещать логопеда придется часто и регулярно. Он даст рекомендации родителям для занятий с ребенком в домашних условиях, а также будет проводить занятия с малышом самостоятельно.

Ребенку обязательно должен проводиться точечный массаж, ЛФК, не исключено назначение лечебных ванн, иглоукалывания. Хорошие результаты в качестве базового фона для коррекции показывают такие альтернативные терапевтические методы, как , ипотерапия, арттерапия, особенно те ее разделы, которые подразумевают развитие мелкой моторики – занятия с песком, лепка, квилинг.

Пальчиковая гимнастика поможет лечить нарушение речи в большей степени, чем может показаться на первый взгляд – чем лучше ребенок с нормальным психофизическим развитием владеет своими пальчиками, тем лучше развиваются мышцы его речевого аппарата.

Логопед научит родителей проводить и делать вместе с малышом артикуляционную гимнастику, особое внимание придется уделить развитию речевого дыхания. Будут даны разные комплексы для младшего или среднего возраста по технологии коррекции звукопроизношения

Процесс лечения очень длительный, кропотливый, требующий от родителей терпения, исполнительности и обязательности. Прогнозы будут зависеть не только от изначальной степени патологии, но и от того, насколько мамы и папы сумеют быть последовательным и трудолюбивыми в коррекции дизартрии. Добиться благоприятных результатов можно только тогда, когда коррекция началась рано. При запущенной дизартрии прогнозы значительно хуже. Многое зависит в прогнозировании и от того, каково основное заболевание.

Исправить речь почти полностью можно только в случае скрытой дизартрии, и то при условии, что родители будут старательными. Такие дети смогут без проблем учиться в общеобразовательной школе. В остальных случаях возможно не полное выздоровление, а лишь улучшение речевых навыков и функций. Для лучшей адаптации в обществе таким детям рекомендовано посещать специализированные детские сады и общеобразовательные учреждения для учеников и воспитанников с нарушениями речи. Также рекомендуется систематическое посещение логопеда, невролога, психоневролога.

Дизартрия у детей — лечение

Дизартрия у детей – неврологическое заболевание, суть которого выражается в тяжелом нарушении речи, а именно: замене одних звуков другими, нарушении артикуляции, изменении интонации и темпа речи. Кроме того, у таких детей зачастую наблюдаются и нарушения моторики – как мелкой, так и крупной, а также сложности с жевательными и глотательными движениями. Детям с любой степенью и формой этого заболевания чрезвычайно сложно овладеть письменной речью, они всячески искажают слова, допускают ошибки при использовании предлогов и построении синтаксических связей в предложениях. Дизартрия у детей требует лечения и индивидуально педагогического подхода, поэтому школьники с таким диагнозом обучаются в специализированных школах отдельно от других детей.

Как лечить дизартрию?

Лечебная и коррекционная работа при дизартрии должна быть комплексной, в ней, безусловно, должны быть заинтересованы родители больного ребенка, поскольку дизартрия в основном подвергается лечению в домашних условиях. Кроме того, дизартрия у детей требует параллельного медикаментозного лечения, которое назначает невропатолог, и постоянной работы с логопедом.

Рассмотрим методы лечение дизартрии более подробно.

Массаж при дизартрии

Массаж лицевых мышц следует делать ежедневно. Основные движения при массаже:

  • Поглаживания и легкие пощипывания мышц нижней челюсти, губ, щек;
  • Сближение губ пальцами, как горизонтально, так и вертикально;
  • Массаж мягкого неба, но не более 2 минут в день подушечками среднего и указательного пальцев по направлению вперед-назад.

Активные упражнения при дизартрии

Хороший эффект дают и самостоятельные занятия при дизартрии, когда ребенок стоит перед зеркалом и пытается воспроизвести те движения губ и языка, которые он наблюдал при разговоре со взрослыми.

Другие приемы речевой гимнастики заключаются в следующем:

  • Открывание и закрывание рта;
  • Выдергивание изо рта ребенка прикушенной марлевой повязки;
  • Удержание рта в открытом и полуоткрытом положении;
  • Вытягивание губ «хоботком»;
  • Оскал зубов;
  • Ребенок захватывает губами леденец на палочке, а взрослый его достает. Чем меньше диаметр конфеты, тем сложнее ребенку выполнять упражнение;
  • Также леденцом можно попеременно смазывать уголки рта, а ребенок должен слизывать сладкий след.

Логопедическая работа при дизартрии

Задача логопеда заключается в постановке и автоматизации произношения звуков при дизартрии. Это производится постепенно, начиная с несложных для артикуляции звуков и постепенно переходя к более трудным. Ранее изученные звуки постоянно закрепляются.

Также необходимо развивать крупную и мелкую моторику рук, которая тесно связана с речевыми функциями. Для этого можно использовать пальчиковую гимнастику, перебирание и сортировку мелких предметов, собирание конструкторов и паззлов.

Стертая дизартрия — лечение

Стертая дизартрия – это так называемая легкая ее форма, симптомы которой не настолько явны, как при других формах, поэтому диагноз можно поставить только по достижению ребенком пятилетнего возраста после тщательного обследования.

При выявлении стертой дизартрии коррекционная работа ведется в двух направлениях:

  • Медицинское обследование и лечение;
  • Логопедические занятия.

Лечение стертой дизартрии включает в себя массаж, лечебную физкультуру, физиотерапевтические процедуры и, конечно же, индивидуально подобранную медикаментозную терапию.

При том, что методы лечения дизартрии еще разработаны недостаточно и далеки от совершенства, на фоне его проведения ребенок начинает лучше воспринимать и усваивать устную и письменную речь и в итоге вполне способен перейти к обучению в общеобразовательной школе, параллельно находясь под наблюдением специалистов.

Формы дизартрии у детей

В зависимости от места поражения мозга, выделяют следующие формы дизартрии у детей и взрослых:

  • Корковая – возникает вследствие поражения тех отделов коры головного мозга, которые связаны с функцией артикуляционных мышц. Ее отличием от других видов дизартрии у взрослых и детей является сохранение правильной структуры слов, сопровождаемое расстройством произношения слогов;
  • Бульбарная – является следствием периферического пареза и паралича артикуляционных мышц, обусловленных поражением подъязычного, блуждающего и языкоглоточного нервов и их ядер. Сопровождается расстройствами глотания;
  • Псевдобульбарная дизартрия у детей – предпосылкой для возникновения расстройства являются поражения двигательных корково-ядерных путей, из-за чего развивается центральный паралич мышц, связь которых с ЦНС обеспечивают блуждающие, языкоглоточные и подъязычные нервы. Проявлением расстройства является монотонность речи ребенка;
  • Экстрапирамидная – может быть обусловлена как поражением подкорковых узлов, так и их нервных связей. Характеризуется расстройство невнятной смазанной речью с носовым оттенком и резко нарушенной просодикой, темпом и интонационно-мелодической структурой произношения;
  • Паркинсоническая – является видом экстрапирамидной дизартрии у взрослых и детей с болезнью Паркинсона. Проявляется расстройство невыразительной, с нарушением модуляции голоса, замедленной речью;
  • Мозжечковая – предпосылкой для возникновения этой формы дизартрии у детей могут быть как поражения мозжечка, так и его проводящих путей. Распознать данное расстройство у ребенка можно по растянутой, с меняющейся громкостью и нарушением модуляции скандированной речи;
  • Холодовая – проявляется при понижении температуры воздуха в помещении, либо при произношении слов на холоде, в виде затруднения артикуляции;
  • Стёртая дизартрия у детей – является нарушением произношения шипящих и свистящих звуков, как при боковом сигматизме.

Лечение дизартрии

Успех коррекции заболевания во многом зависит от формы дизартрии, степени тяжести и наличия сопутствующей патологии. Легче всего поддается терапии стертая дизартрия. При этой разновидности болезни рекомендуется наблюдение у невролога, а также регулярные занятия с логопедом.

Лечение дизартрии обязательно включает в себя следующие этапы:

  • стимуляция физиологического дыхания;
  • развитие речевого дыхания (дыхательная гимнастика);
  • активизация речевого аппарата (в том числе гимнастика и массаж);
  • стимуляция мелкой моторики;
  • развитие голоса;
  • коррекция произнесения звуков;
  • развитие тональности и выразительности речи;
  • стимуляция речевой коммуникации.

В настоящий момент существует множество секций и кружков для детей с дефектами речи. В некоторых из них занятия проводятся в присутствии родителей. Также возможны индивидуальные занятия с логопедом.

Медикаментозное лечение назначается при выявлении неврологических заболеваний, способствующих развитию нарушений речи. При этом симптомы дизартрии у ребенка сочетаются с различными двигательными и сенсорными расстройствами. Лечение основного заболевания проводит невролог, после чего логопед занимается коррекцией речевых нарушений.

В терапии неврологических заболеваний активно используются ноотропные препараты

Такое лечение стимулирует умственную деятельность, улучшает память и внимание, а также повышает способность к обучению. Из наиболее популярных препаратов стоит отметить глицин, церебролизин, «Фенибут», «Пантогам» и «Энцефабол»

Лечение ноотропными препаратами довольно длительное. Дозировка и кратность приема препаратов определяются врачом.

Лечение дизатрии также включает в себя физиотерапию. Хороший эффект замечен от точечного массажа, ЛФК и лечебных ванн. Массаж ребенку обязательно должен делать специалист, разбирающийся во всех тонкостях терапии. Для лечения нарушений речи у детей также активно применяется иглоукалывание и другие методы воздействия на рефлексогенные зоны.

Большое значение в терапии заболевания придается контакту с родителями. Эффективное лечение дизартрии невозможно в изоляции. Родителям больного ребенка следует как можно больше времени уделять своему малышу и поощрять его попытки говорить правильно. Многие дети, стесняясь своего дефекта, замыкаются и предпочитают просто молчать

Родителям следует мягко и осторожно подвести своего ребенка к тому, что речь необходимо развивать, и вместе с малышом осваивать все упражнения, рекомендованные логопедом

Прогноз заболевания зависит от формы и степени тяжести. Легкой степени дизартрия у детей хорошо поддается коррекции при своевременном обращении к врачу. Чем раньше будет начато лечение, тем больше шансов развить речь ребенка и помочь ему адаптироваться в окружающем мире. У стертой дизартрии достаточно благоприятный прогноз – вплоть до полной коррекции речи.

Профилактика заболевания заключается в предупреждении внутриутробной гипоксии плода, а также защите малыша от травм в процессе родов. Такие меры позволяют предотвратить повреждение головного мозга новорожденного, а значит, уберечь ребенка от дизартрии и других заболеваний нервной системы. При появлении первых признаков нарушения речи следует обратиться к врачу.

Ссылка на основную публикацию