2-й месяц развития ребенка

Физическое развитие

Так как двигательная активность 4-месячного малыша еще невысокая, прибавка в массе в этом возрасте довольно большая и составляет около 750 грамм. Рост крохи становится больше на 2,5 см, а окружности головы и грудной клетки в этом возрасте становятся одинаковыми (к пятому месяцу грудная клетка становится больше обхвата головы).

Хотя все детки развиваются по-разному, средние показатели для большинства младенцев этого возраста и границы норм помогают выявить, нормально ли растет младенец и не следует ли обратить внимание педиатра на превышение или уменьшение какого-то из параметров физического развития. Нормы для 4-месячных малышей мы представили в таблице:

Показатель

Среднее значение в 4 месяца

Мальчики в 4-5 месяцев

Девочки в 4-5 месяцев

Вес

6400-7000 г

5600-8700 г

5000-8200 г

Рост

62,1-63,9 см

59,7-68 см

57,8-66,4 см

Окружность головы

40,6-41,6 см

39,2-44 см

38,1-43,1 см

Окружность грудной клетки

41-41,6 см

38,6-44,6 см

38,9-43 см

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Калькулятор роста и веса

Уход

Ежедневными процедурами для ребенка 9-месячного возраста остаются умывание, подмывание, купание, чистка зубов, высаживание на горшок, очистка ушей, стрижка ногтей, расчесывание и прочие гигиенические манипуляции. Чистить зубки малыша рекомендуют дважды в день, используя для этого специальную резиновую щеточку.

Ребенка девяти месяцев продолжают закаливать, не забывая о постепенности и систематичности процедур. Следует проветривать помещение перед сном ребенка, а если кроха спит при открытой форточке, ее следует закрывать за полчаса до пробуждения. По-прежнему актуальны такие виды , как солнечные ванны, обтирания, воздушные ванны и купание.

Мама: «Я не железная!»

На третьем месяце женщина может почувствовать, что в ней копится раздражение. Оно приходит из-за усталости, из-за неопытности, из-за отсутствия помощи и ощущения потери того мира, в котором она жила раньше. Третий-четвертый месяц — это период, когда молодые мамы достаточно часто обращаются за помощью к психологу, чтобы понять, что с ними происходит.

Раздражительность иногда приводит к тому, что мы кричим на собственных детей, даже на грудничков. За криком следует чувство вины, которое потом может преследовать долгие годы. Некоторые мамы на консультации признавались мне, что и через десяток лет продолжают корить себя за то, что когда-то в раннем детстве накричали на свою кроху. Надо сказать, что такое непроходящее чувство вины крайне непродуктивно. Ребенку наше самоедство ровным счетом ничего не дает, более того, оно может сильно исказить детско-родительские отношения. Родитель, чувствующий себя виноватым, задабривает ребенка, а это уже совсем никуда не годится.

Так что же делать с раздражительностью? Как с ней справляться?

Прежде всего, помните: если вы злитесь на своего ребенка, это не значит, что вы его не любите. Раздражение — совершенно нормальная эмоция, возникающая на фоне недосыпа, хронической усталости, больших нагрузок, отсутствия помощи и прочее. Есть у него и физиологическое объяснение. Счастливы те, кто по-прежнему не испытывает проблем с кормлением грудью, но статистика показывает, что именно на третьем-четвертом месяце количество молока часто начинает сокращаться, а вместе с ним — и количество серотонина и эндорфинов, которые выделяются организмом женщины. В результате мама начинает острее переживать свои неудачи, больше тревожиться за ребенка. Могут даже случаться приступы беспричинной грусти, когда женщина просто сидит и плачет, непонятно почему.

Если раздражение подавлять, копить и не признаваться себе в нем, то рано или поздно оно прорвется наружу в виде крика на ребенка, крика на мужа

Поэтому очень важно не обманывать себя, не отворачиваться от неприглядной реальности, а осознать свои чувства и честно сказать себе: «Я раздражена». Ничего постыдного в этом нет

Просите о помощи.

Да, это действительно замкнутый круг. У раздраженной, уставшей мамы и младенец будет уставшим и раздраженным. В этот момент вы не в состоянии его успокоить, вам самой нужна помощь. Срочно отдавайте ребенка на руки мужу, бабушке. Может помочь любой человек, к которому ребенок уже привык, — ваша сестра, тетя, дядя. Отдали — сами ушли в ванную, отдышались, успокоились. Одна моя знакомая называла это так: «Пойду делать для ребенка маму!» Вам действительно нужно немного передохнуть и прийти в себя. Проще всего включить кран с водой. Вода очень хорошо снимает напряжение. Умойте лицо, помойте руки, выпейте стакан воды, посмотрите на себя в зеркало (это помогает вернуться к себе из хаоса бурных эмоций). А дальше — возвращайтесь в комнату, выключайте свет, ложитесь на кровать вместе с малышом. Никаких активных действий! Дышите медленно и размеренно, пусть он почувствует спокойный ритм вашего дыхания. Иногда это срабатывает.

Главная причина вашего напряжения — не сам по себе крик ребенка, а беспокойство за него и чувство своего бессилия. Найдите какие-нибудь слова или действия, которые бы вас успокаивали в ситуации, когда вы ничего не можете сделать. Мне, например, помогала фраза: «Все пройдет. И это тоже». Кто-то начинает про себя напевать определенную мелодию. Это называется «концентрация на простых действиях». Повторение этих действий помогает нам сосредоточиться на них, обрести опору и успокоиться.

Одна из причин раздражительности — повышенная тревожность.

Тревога свойственна любой матери. Иногда она принимает гипертрофированные формы, и мамы начинают придумывать различные ужасы. Тем не менее материнская тревога — это совершенно нормальное чувство.

Но как сделать так, чтобы тревога не «зашкаливала»? Прежде всего, больше спать, больше гулять и осваивать больше навыков. Если вы чего-то боитесь, нельзя бездействовать. Не позволяйте страху завладеть вами и не становитесь его пассивной жертвой. Осознайте свой страх и начинайте работать. Боитесь, что младенец простудится, — займитесь закаливанием. Боитесь отитов — прочитайте как можно больше об их профилактике. Боитесь, что в подростковом возрасте ребенок попадет в дурную компанию, — читайте литературу о том, как помочь ребенку найти друзей. Чем больше мы знаем, тем меньше боимся.

Рост и развитие ребенка 1 месяца жизни

В месяц кроха быстро растет, хорошо кушает и набирает вес. За последнюю неделю жизни длина его тела увеличилась в среднем на 1,2 см, а масса тела на 250-270 г (на основе данных ВОЗ). Нижняя граница веса для малышей мужского пола в 1 месяц составляет 3,6 кг, верхняя – 6 кг. Для девочек показатели немного ниже: это 3,5 кг (нижняя граница) и 4,6 кг (верхняя граница). Окружность головы увеличивается примерно на 1,5 см за месяц.

Таблица показателей развития ребенка в 1 месяц

Параметры развития Средние показатели нормы в первый месяц жизни
девочки мальчики
Рост, см 51 – 56 55 – 60
Вес, кг 3,5 – 4,6 4,5 – 6
Окружность головы, см 36 37
Окружность груди, см 35 36

Если вес или рост месячного ребенка значительно отличаются от нормы, то причинами могут быть следующие факторы:

  • выбранный способ вскармливания (грудное/искусственное кормление);
  • наличие проблем при кормлении малыша (отказ ребенка от груди, аллергия, недостаточная лактация молока);
  • особенности протекания беременности и процесса родов (к примеру, ребенок родился раньше срока);
  • наличие у ребенка заболевания, влияющего на параметры роста/веса;
  • наследственность;
  • экология (наличие у матери вредных привычек, опасные факторы окружающей среды).

Физическое развитие ребенка в 1 месяц

Первые недели жизни ребенка можно назвать периодом адаптации к самостоятельной жизни вне маминой утробы. Рассмотрим самые основные особенности физического развития ребенка, которые происходят в организме малыша в возрасте одного месяца.

  • После появления на свет перестраивается система кровообращения малыша. Происходит интенсивное кровоснабжение печени и головного мозга.
  • Иммунная система учится вырабатывать специфические иммуноглобулины для борьбы с инфекциями.
  • Почки адекватно выполняют свои первые функции, но еще до полугода они будут незрелыми, и только спустя это время начнут полностью функционировать.
  • Дыхательная система грудничка обеспечивает ткани организма кислородом и выводит углекислый газ.
  • Движения ребенка становятся все более уверенными: он уже может плавно подносить ручку ко рту или своему лицу.
  • На носике, щечках и лбу малыша исчезают белые «песчинки» – милиумы, которые можно было наблюдать у ребенка после его появления на свет.
  • Лежа на животе, малыш поворачивает голову и ненадолго пытается поднимать ее от поверхности, примерно на 45 градусов. Некоторые младенцы способны в месяц держать голову под прямым углом и немного поворачивать ее. Самые активные груднички в этом возрасте делают попытки приподнять голову в положении лежа на спине.
  • Клиновидный и задний роднички на головке ребенка начинают затягиваться. Это очень медленный процесс, на их закрытие понадобится, по меньшей мере, еще несколько недель. Большой родничок обычно закрывается позже, на процесс его окостенения уходит около года.
  • Кожа крохи в первый месяц продолжает немного облазить, особенно между пальчиками. Она уже не такая сухая, какой была после рождения. При необходимости можно увлажнять кожу малыша специальным гипоаллергенным детским молочком или кремом с маркировкой 0+.
  • Важным показателем здоровья у крохи является благоприятное заживление пупочной ранки. В месячном возрасте она покрыта корочкой и не кровоточит. В процессе ухода за младенцем мама должна следить за состоянием пупка, проводить его обработку перекисью водорода или зеленкой, а в воду для купания для обеззараживания добавлять слабый раствор марганцовки.

Развитие психики и эмоциональной сферы (психическое развитие в три месяца)

Психическое и эмоциональное развитие к 3 месяцам тоже набирает обороты. В первую очередь очень активно развиваются органы чувств и базовые психические функции.

Зрение

Значительно изменилось зрение. Теперь ребенок умеет следить взором за движущейся игрушкой, способен всматриваться в объект. Это значит, что у малыша развивается предметное восприятие: он начинает воспринимать предмет как комплекс свойств, и чем большим количеством органов чувств он может воспринять предмет, тем большую информацию о предмете наблюдения он получит. Именно поэтому малыши так любят не только рассматривать, но и пытаться укусить или облизать все, что попадает в ручку.

Слух

Слух ребенка тоже развивается и совершенствуется. В возрасте 3 месяцев малыш уже прекрасно вычленяет разные звуки из общего фона, безошибочно может определить источник звука, и, конечно, уже очень хорошо знает родные голоса. На мамин голос малыш поворачивает головку в ее сторону и улыбается.

Ощущение и восприятие для ребенка в 3 месяца являются главными психическими процессами, благодаря которым происходит изучение окружающего мира. Эти два процесса происходят во всех сферах чувствования: зрение, слух, обоняние, осязание. Малышу очень нравится трогать пальчиками разные поверхности и предметы, облизывать погремушки, рассматривать картинки и лица людей, наслаждаться разными звуками.

Огромный прогресс наблюдается и в эмоциональной сфере. В 3 месяца дети начинают дарить свои первые осознанные улыбки, самые искренние и открытые. Главной новацией этого возраста является «комплекс оживления» — яркая эмоциональная реакция, которую демонстрирует ребенок при появлении близкого взрослого. «Комплекс оживления» проявляется не только в улыбках. Малыш начинает активно гулить, шевелить ручками и ножками, всеми способами показывая, как он рад видеть родного человека.

Что должен уметь делать малыш в два месяца жизни

В норме грудничок по прошествии 4-6 недель после родов должен самостоятельно научиться следующим вещам:

  1. Уверенно удерживать в руках различные предметы, размахивать ими в воздухе. В 2 месяца активно работает безусловный хватательный рефлекс, поэтому ребенок может непроизвольно схватить подвернувшуюся под ладонь пеленку, собственные пальцы другой руки, игрушки. Часто дети бессознательно тянут взятые предметы в рот, подносят к глазам, чтобы рассмотреть вещь поближе.
  2. В положении лежа на животе он должен научиться приподниматься на руках, ненадолго отрывая верхнюю часть туловища от кроватки. Это помогает развиваться его скелетной мускулатуре, поддерживать тонус мышц. В этот период родителям не следует пеленать младенца во время бодрствования, надевать стесняющую движения одежду.
  3. Уметь отличать близких родственников от незнакомцев. При виде матери или отца он улыбается.
  4. Держать голову в вертикальном положении, поворачивать ее для рассмотрения объектов. Если его придерживают взрослые, он может покачивать головой.
  5. Самостоятельно приподнимать голову от кровати в горизонтальном положении на 10-30 секунд в зависимости от уровня развития скелетной мускулатуры.
  6. Грудничок осознает, что движущиеся вокруг него длинные объекты — его собственные руки и ноги. Он учится координировать движения, осознанно управляет конечностями, шевелит пальцами для развития мелкой моторики.

Социальные навыки 2 месячного малыша

Во второй месяц жизни новорожденного, развитие которого идет стремительными темпами, наблюдается формирование социальных навыков. Грудничку нравится, когда с ним разговаривают. Во время общения он смеется, улыбается, поворачивает голову к собеседнику и издает спонтанные звуки. Они напоминают буквы «с», «в», «ф».

Малыши пристально смотрят на родителей, следят за подходящими к ним людьми. С матерью ребенок общается спокойно. Рядом с ней он становится радостным. При ухудшении самочувствия или при возникновении чувства одиночества малыш начинает хныкать и тянуться к родителям.

Динамика в эмоциональном развитии младенца

Ребёнку 2 месяцев легче выражать свои эмоции относительно близких людей и любимых вещей. Если родители уходят, он выражает протест с помощью плача. Часто капризничает, когда его укладывают спать после интересной игры.

На этом этапе развития плач, смех и улыбки являются основным методом общения с окружающими людьми. В 7-8 недель у грудничка расширяется спектр эмоций. Он пытается выразить более сложные чувства, такие как гнев, обиду, раздражение. Например, если взрослый пытается отобрать у него захваченную в кулачок вещь, ребенок начинает кричать, сильно размахивать рукой.

Коммуникативное развитие ребёнка на 2 месяце жизни

В начале 4 недели главным способом коммуникации является лепет. В моменты получения удовольствия малыши издают гортанные звуки, которые постепенно трансформируются в лепет на 2 месяце жизни. Дети произносят гласные буквы, шипящие согласные. К концу 8 недели они могут связывать гласные со звуком, напоминающим букву «х». Гортанный смех сопровождается активными движением мимических мышц.

В 2 месяца ребенок может общаться с помощью криков. Пока он чувствует всем телом, не разделяет органы чувств, эмоции и полученные ощущения. Поэтому старается выразить всю эту непонятную массу одним криком. Если он сильно обрадовался или чувствует раздражение, то начинает издавать громкие звуки. Эмоции, вложенные в крик, становятся более ясными для понимания:

Голод. Носят повелительный характер. После визга ребенок начинает совершать сосательные движения, активно поворачивает голову в поисках бутылочки или груди. Кричат дети за 15-30 минут до обычного времени кормления.
Дискомфорт: мокрые пеленки, жар, яркое освещение. Вопль не прекращается, он громкий, неприятный.
Кишечные колики. Малыши издают пронзительные крики, сгибают ноги в коленях. Наблюдается беспокойное поведение, метеоризм

Приступы боли проходят ближе к концу 3 месяца.
Желание играть, общаться или просто привлечь к себе внимание. Ребенок выглядит довольным

Обычно дети для призыва матери кричат вечером в один и тот же промежуток времени. Если взять малыша на руки, он успокоится.
Тревога, страх. Появляется внезапно. Крик приобретает высокую тональность, продолжается, пока в легких у малыша не кончится воздух. Некоторое время истерика продолжается даже в присутствии взрослых.

К 5 неделе ребенок начинает отвечать матери в ответ на ласку улыбкой. По началу она будет казаться гримасой, но ближе к 6 неделе жизни сформируется в настоящую улыбку. Она является хорошим признаком психологического развития.

Осмотр у врача и вакцинация на втором месяце

Новый порядок осмотра несовершеннолетних в 2019 году регулируется Приказом Минздрава России от 10.08.2017 N 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних». Согласно ему, в два месяца малыша нужно показать педиатру, сдать общий анализ крови и общий анализ мочи. В предыдущих правилах в два месяца сдавать анализы не требовалось. Но, при необходимости, врач может выписать направления на внеплановое посещение других узких специалистов и проведение различных обследований.

За последние несколько лет календарь прививок претерпел некоторые изменения. Теперь в 2 месяца детей стали прививать от пневмококка. Ее еще называют вакциной от пневмонии. Но мало кто знает, что эта прививка спасает ребенка не только от тяжелых пневмоний, вызванных стрептококком. Микроорганизм поражает многие органы вызывая:

  • отит;
  • риносинусит;
  • приводит к развитию тонзиллита, бронхита, трахеита;
  • пневмококк является причиной развития менингита, заражения крови или сепсиса, поражает почки.

Вакцинация от пневмококка в России проводится с 2014 года. Но несмотря на «молодой» возраст она себя неплохо зарекомендовала. Препарат вводят подкожно либо внутримышечно.

Кроме того, предстоит третья вакцинация против вирусного гепатита B (группы риска).

Кстати, уже с 2020 года в России станут обязательными еще две прививки.

Физиологические особенности грудничка на втором месяце жизни

Вес малыша на 2 месяце жизни составляет около 4,9-5,2 кг., а рост 57 — 58 см

На втором месяце жизни, малыш должен набрать в весе около 800 граммов. А вырасти малыш должен на 2-3 сантиметра. В общей сложности разница в весе при рождении должна составлять около 1400 граммов, а разница в росте – 6 см. Но эти показатели являются средними, ведь каждый ребенок индивидуален и может набрать как меньше, так и больше.

Новорожденный в 2 месяца уже начинает поднимать головку, если его положить на животик, и грудь, упираясь на ручки. Так укрепляются его мышцы. К этому времени исчезает рефлекс ползания, ручки свободны в движении. А вот ножки еще сжаты и согнуты в коленках (повышенный тонус), это говорит о наличии симптома Кернига (невозможность разгибания суставов нижних конечностей в то время, когда они согнуты в тазобедренном).

Слух. В 2 месяца ребенок уже способен узнавать и реагировать соответствующим образом на знакомые звуки: речь родителей, погремушку, музыкальную няню. Малыш вертит головкой, пытаясь понять, с какой стороны звук доносится. Развиваются глазные мышцы крохи, его взгляд становится сфокусированным. Он начинает различать формы, цвета, активно интересуется движущимися яркими предметами.

Зрение. Но внимательнее всего рассматривается им человеческое лицо. Лица родных становятся такими близкими, узнаваемыми. Дальность зрения малыша в 2 месяца составляет 40-50 см. Игрушки, подвешенные на этом расстоянии, попадают в его зрительное поле, и он уже будет пытаться схватить их ручкой. Но окончательно сформируется координация «глаз-рука» чуть позже, в течение 3-го месяца жизни.

Также формируется координация работы рук и зрения – когда ребенок видит какой-либо предмет, он не только смотрит на него, но и тянет к нему свои ручки. Он начинает следить за яркими движущимися предметами

Если во время кормления ему показать яркую игрушку, он переключит свое внимание на нее и перестать сосать грудь

Другими важными физиологическими особенностями развития грудничка в два месяца являются:

  • пищеварительная система уже практически налажена, за счет чего ребенка реже начинают беспокоить колики, вздутия и спазмы живота;
  • повышается иммунная система – организм малыша, столкнувшись с «незнакомыми» инфекциями, начинает активно вырабатывать специфические антитела;
  • центральная нервная система развита не до конца, поэтому в этом возрасте малыши склонны к генерализации болезненных процессов, которые могут протекать судорогами, менингоэнцефалитом или менингитом;
  • температура тела превышает температуру взрослого человека на 0,3 – 0,4 С;
  • снижается тонус рук;
  • формируется координация глаз – теперь малыш не только слышит звук, но и фокусирует свое зрение на предмете, который его издает.

Речь. На втором месяце жизни, ребенок начинает осознанно пробовать свои голосовые связки. Когда малыш сыт, но не спит, он может выдавать различные звуки: от «а-о», до «гу» и рокочущих гортанных раскатов. Конечно, это еще далеко не речь, но уже дополнительное средство общения. Продолжительность «гуления» и «лепета» грудничка зависит от его настроя, самочувствия и реакции взрослых. Если вы будете поддерживать его «начинания», разговаривая с ним на «его языке», обучая новым звукам, то ребенок радостно поддержит «диалог».

Сон. В этом возрасте сон крохи занимает уже меньше времени, нежели как на первом месяце его жизни. Дневной сон по своей продолжительности уменьшается, теперь малыш дважды спит по несколько часов, и несколько раз по несколько минут (от 5 до 20). Зато увеличивается время ночного сна до 12 часов, естественно, что кроха просыпается несколько раз, чтобы подкрепится, но потом легко засыпает, и чаще всего это возникает во время кормления.

Первое посещение участкового педиатра

В первый день, сразу после выписки из роддома вас навестит участковый педиатр, затем через день, на 10 и 21 день.  Прием в районной поликлинике ведется по полису обязательного медицинского страхования (ОМС), который вы должны получить сразу после рождения ребенка. Как только ребенку исполнится месяц, вы должны посетить доктора.

Он проверит, соответствуют ли нормам вес и рост ребенка, окружность черепа. Оценит физиологическое состояние.

Гармоничное развитие ребенка в 1 месяц – важнейший показатель его здоровья. Пульс у малыша быстрый 120-150 ударов в минуту. За это же время он совершает 35-50 дыхательных движений, но дышит только носом, ртом он дышать еще не умеет.

Затем каждый месяц, до года вы должны посещать участкового педиатра. Для этого узнайте, когда в вашей поликлинике «дни здорового ребенка».

На первом приеме педиатр выносит заключение о группе здоровья, к которой относиться ваш ребенок.

Разделяют 5 групп здоровья:

 группа – здоровые дети, которым не требуется специальное внимание врачей.
 группа – здоровые дети у которых имеются незначительные проблемы, поддающиеся лечению.
 группа – дети у которых присутствуют хронические заболевания. Нуждаются в наблюдении специалистов.
 группа – дети с врожденными пороками и хроническими заболеваниями, которые могут обостряться

Требуется постоянное лечение.
 группа – дети инвалиды, нуждающиеся в постоянном лечении.

Также, в 1 месяц посещают узких специалистов – невропатолога, офтальмолога, хирурга и ортопеда.

Невропатолог выяснит, как развивается нервная система ребенка в 1 месяц, проверит рефлексы малыша. Именно в первый месяц часто находят нарушения в центральной нервной системе возникшие из-за осложненной беременности и родовых травм. Если будет нужно, доктор может назначить малышу массаж, парафиновые прогревания или плавание в бассейне.

Ортопед оценивает развитие костно-мышечной системы. Осмотрит ребенка на наличие косолапости или вывиха тазобедренного сустава.

Офтальмолог проверит состояние глазного дна у малыша, чтобы убедиться, что ребенок видит.

Многие родители не уделяют должного внимания психическому и физическому развитию ребенка в 1 месяц, думая, что малышу интересно только кушать и спать

На самом деле, для крохи очень важно, когда о нем заботятся и проявляют любовь, сколько месяцев ему бы не было

Ссылка на основную публикацию