Развитие новорожденного ребенка в первый месяц жизни

Режим сна и бодрствования

Первый месяц жизни малыша – «золотое» время для мамы, так как в этом возрасте ребенок почти все время спит, и у нее есть время спокойно заниматься своими делами.

  • Общая продолжительность сна здорового ребенка до 1 месяца составляет 16-18 часов.
  • Периоды дневного и ночного сна при этом распределяются практически равномерно.
  • Ночью малыш может спать около 8-9 часов, просыпаясь на ночные кормления.
  • Днем продолжительность сна зависит от темперамента малыша, окружающих условий, питания и может составлять от 1,5 до 3 часов.
  • Если ребенок спит днем по 1,5-2 часа, ему требуется 3-4 укладывания в дневное время. Дети с длительным дневным сном нуждаются в отдыхе 2-3 раза в день.

Периоды бодрствования в этом возрасте короткие и редко превышают 1,5 часа. Большинство малышей демонстрируют признаки усталости уже через 40-50 минут и легко засыпают после кормления. В периоды, когда ребенок не спит, с ним необходимо много разговаривать, читать ему сказки, петь спокойные песни. Малыш не поймет слов, но к 3-4 неделям он прекрасно разбирается в интонациях, и мамин голос действует на него успокаивающе. Полезно во время бодрствования брать малыша на руки: тактильный контакт положительно сказывается на состоянии мамы и ребенка и способствует укреплению эмоциональной связи между ними.

Режим дня очень важен как для новорожденного так и для детей любого возраста, и начинать приучение к нему необходимо как можно раньше, но не стоит надеяться, что для этого достаточно будет нескольких недель. Большинство малышей привыкают к определенному распорядку только через 2-3 месяца, поэтому родителям следует набраться терпения и не раздражаться, если пока у них что-то не получается.

Правила ухода за малышом в 10 недель жизни: что стоит предусмотреть маме?

Проблем с грудными детьми — вагон и маленькая тележка. То высыпания, то колики, то опрелости, то беспокойство. Всего не перечислить. Остановимся на основных проблемах, возникающих к 10-й неделе жизни карапуза.

  • Красные пятна на щеках
    Им свойственно появляться как раз на 10-й неделе. Они болезненны, покрываются тонкой корочкой, отмечается зуд. Называются они молочными корками, это — проявление неправильного обмена веществ.
  • В этот период начинается и рахитПри появлении залысины, потливости, беспокойства карапуза, мокрых пятен на подушке, резкого запаха мочи сразу обращайтесь к педиатру!
  • Малыш начинает тянуть в рот все, что попадается ему в руки.
    Мамина задача — обеспечить абсолютную гигиену всех предметов, которые карапуз может пихнуть в рот. Будь то уголок одеяла, соска, пальцы или игрушка.
  • Режим сна/бодрствования (и кормлений, конечно) должен соблюдаться мамой и папой неукоснительно. Именно сейчас вы закладываете основу на будущее.
  • Отрастающие ноготки
    Растут они крайне быстро, после чего ломаются либо загибаются.
    Чтобы чадо себя не поцарапало, своевременно отстригайте ноготки.Лучше делать это во время сна — бережно, аккуратно, не оставляя острых кончиков, закругляя (ноготки на ногах закруглять не нужно).
  • Утренний туалет остается прежним — глазки протираем с помощью ватного тампона (прим. — предварительно смачиваем его в кипяченой воде), от внешнего уголка к внутреннему.
    Чистим ушки и носик скрученными из ваты жгутиками. Протираем ватным тампоном личико.
  • Купаем кроху хоть каждый день (температура воды — 36,5 гр.).
    С детским мылом — пару раз в неделю.
  • 30 минут в день выделяем на массаж и гимнастику Разглаживаем тело крохи теплыми ладонями, скрещиваем и разводим ручки в разные стороны, поворачиваем малыша с одного бока на другой, подтягиваем его за ручки.
  • Нервная система
    Ее, как известно, надо беречь. Поэтому не злоупотребляем посиделками с гостями, телевизором, шумной музыкой и вообще всем, что возбуждает крохину нервную систему.
  • Если при рождении (либо в утробе) имела место гипоксия, то в этом возрасте начинают проявляться ее последствия.Симптоматика: плач и раздражительность, дрожащие руки и подбородок при крике/плаче, измененный мышечный тонус — сопротивление чада при попытке развести в стороны ножки или ручки, опирание только на пальчики (не на стопы) при попытке поставить его на ножки. При данных признаках обращайтесь к неврологу!
  • Акне
    Педиатры заверяют, что детское акне — норма (то есть пройдет). Проявляется обычно на шее и спине, на плечах.Протирайте малыша минимум раз в день теплой влажной тканью и обязательно насухо промакивайте тело, прежде чем одеть ребенка.

Каким сон должен быть в идеале

Четырехмесячный ребенок сильно изменился: он подрос и набрался сил, увеличилась познавательная и двигательная активность. Это слишком большая нагрузка на маленький неокрепший организм с незрелой нервной системой. Поэтому ребенку так необходим полноценный отдых. Специалисты исходя из возрастных и психологических особенностей говорят, что:

  • Обычно дети в 4 месяца спят в общей сложности около 16 часов в сутки.
  • Для ночного отдыха достаточно 10 часов, причем малыш лишь единожды просыпается, чтобы перекусить.
  • Рекомендуемое время для укладывания – 20 часов.
  • Утренние пробуждения становятся ранними: в 6, а порой, и в 5 часов кроха уже просыпается и готов познавать окружающий мир.
  • В связи с возросшей активностью младенца, заметно сокращается дневной сон. Теперь это трехразовый отдых по 1,5 – 2 часа, который необходим для эмоциональной разгрузки организма. Оптимальное время для него – после утреннего и обеденного кормления, а также вечером, около 16 часов.

В светлое время суток дети бодрствуют теперь около 2-х часов, и маме предстоит заполнить этот промежуток развивающими занятиями и играми.

Основные этапы развития

Еще во время пребывания в роддоме у ребенка начинается этап адаптации к изменившимся условиям жизни. На этом этапе все системы органов крохи приспосабливаются к новым условиям:

  • Начинают работать легкие, а кровообращение перестраивается на функционирование с включением малого круга.
  • Голова крохи в первые дни жизни довольно часто вытянутая, что связано с податливостью костей черепа и прохождением малютки через родовые пути. Ее форма становится правильной к 2-недельному возрасту. Кроме того, у многих младенцев на голове возникает родовая опухоль, бесследно исчезающая через 1-2 дня.
  • Кожа сразу после родов отличается красноватым оттенком. У многих деток с третьего дня она приобретает желтый оттенок – так проявляется физиологическая (неопасная) желтуха, которая в норме исчезает к 2-недельному возрасту.
  • Нервная система весьма чувствительная и работает активно. Проявляются разные безусловные рефлексы, среди которых основными выступают поисковый и сосательный.

  • Терморегуляция пока несовершенна, поэтому у крохи нередки резкие перепады температуры тела. Младенец легко перегревается и быстро замерзает.
  • У новорожденного отлично развиты слух, обоняние, вкус и осязание. В то же время ребенка слабое, он видит все нечетким и расплывчатым.
  • У многих малышей после родов наблюдается небольшое , вызванное слабостью глазных мышц. Такое состояние со временем проходит самостоятельно.
  • Мочеиспускание в первые сутки происходит 4-6 раз, а затем число мочеиспусканий в сутки достигает 15-20 раз. У многих детей в первый день моча приобретает красноватый оттенок, что является нормой и связано с малым содержанием воды в молозиве.
  • В кишечник крохи, который ранее был полностью стерильным, попадают разные микроорганизмы. Из кишечника начинает выделяться меконий (так называют темный кал, который скопился в пищеварительном тракте младенца к моменту родов), а затем кал светлеет и становится более жидким.

Выпуск программы знаменитого детского врача Е. Комаровского, посвященный новорожденным деткам, смотрите ниже:

На следующем этапе развития, который начинается после выписки, родителям приходится сталкиваться с разными трудностями, например, с коликами, часто беспокоящими младенца со 2-3 недели жизни.

К концу этапа новорожденности младенцы заметно меняются – их черты лица становятся более четкими, послеродовая отечность исчезает, взгляд фокусируется на лицах и предметах.

Мышцы крохи укрепляются, что позволяет ему ненадолго приподнимать голову и двигать конечностями. Кроме того, малыш радует близких «комплексом оживления» – узнаванием их лиц, активными движениями и проявлением положительных эмоций.

Физиологические изменения

Каждый младенец развивается по собственному календарю, что обусловлено личной индивидуальностью грудничка. Существуют средние показатели того, как должно проходить у новорожденного ребенка в 2 недели развитие.

Примерно к 10 дню проходит покраснение или физиологическая желтизна кожи.
Пупочная ранка почти зажила

Уже разрешается купать грудничка, соблюдая меры предосторожности.
Младенец компенсировал потерю веса, которая наблюдалась сразу после рождения, и начал интенсивно прибавлять в весе.
Голова стала правильной формы, исчезла отечность личика.
Легкое косоглазие или схождение глазок. Это вызвано слабостью глазных мышц

Как правило, проходит к 1 месяцу.
Начинается шелушение кожи, обычно оно проходит к 2 месяцам.
Заметен рост ногтей. Первый раз их стригут на второй неделе.
Грудничок еще не умеет держать головку.
Сильно выражен гипертонус мышц: полусогнуты ножки, ручки, крепко сжаты кулачки.
Практически неразвита терморегуляция организма. Как следствие, можно наблюдать переохлаждение или резкое повышение температуры.
Новорождённый ребенок стал бодрствовать днем. Этот период может достигать получаса.
Рефлекторные, хаотичные движения.
На ладошках и ступнях кожица сухая, с трещинками.

Что ощущает, чувствует и как общается ребенок 3 недель?

  • Держит головку 5-15 секунд, изучая окрестности.
  • После короткого отдыха снова может поднять головку.
  • Лежа на спинке, хватает пальцы взрослого.
  • Схватив пальцы, пытается подтянуться.
  • Способен лежать на животике.
  • Начинает срыгивать.
  • На улице спит долго и спокойно.
  • Оборачивается на звук.
  • Издает первые звуки, они чмокающие, воркующие, булькающие.
  • Реагирует на звуки.
  • Неосознанно улыбается.
  • Фиксирует (на некоторое время) взгляд на ярком и движущемся, или на неподвижном предмете.
  • От резкого незнакомого звука замирает, моргает и вздрагивает. При повторении звука не обращает внимания.
  • Улавливает эмоции мамы и папы.
  • Заметны движения мимики.
  • Фиксирует взгляд на лице и смотрит в глаза на расстоянии ближе 0,5 м.

Осязание малыша: что приятно ребенку 3 недель?

Для трехнедельного малыша крайне важна функция осязания.

Что нужно помнить маме?

  • Наиболее чувствительны лицо, ступни, ладошки.
  • Наиболее приятны нежные поглаживания, легкий массаж, процедуры в теплой воде.
  • Ребенок сейчас нуждается в тесном телесном контакте, поэтому можно смело укладывать чадо к папе на голый живот.
  • У малыша на этом этапе остро развито обоняние: запах мамы он «чует» за несколько метров. Соответственно, не используйте средства с отдушками и сильными запахами для уборки/стирки.

Прикосновения ко всей поверхности тела крохи становятся стимуляцией развития осязания. Чем разнообразнее стимулы, тем быстрее процесс развития.

Поэтому…

  • Не ограничивайте кроху туго стянутыми пеленками. Но и полной свободы не давайте во избежание испуга от ничем не ограниченной свободы. Рекомендовано свободное пеленание, тут пеленка создает иллюзию опоры, но не ограничивает движения.
  • Ручки и ножки малыша должны постоянно «натыкаться» на различные поверхности — пеленку, ткани свободной одежды, мамины руки.
  • Носите ребенка чаще на руках, согревайте своим теплом.
  • Укутывая кроху методом свободного пеленания, оставляйте на нем минимум одежды.
  • Чем быстрее малыш привыкает к своим рукам и ножкам, тем увереннее проходит развитие координации движений. И пусть он сосет палец, тянет ручки к лицу, болтает ножками и пр.
  • Препятствуют развитию осязания распашонки с зашитыми рукавами, тугое пеленание, отсутствие пеленания вообще, «капуста» из одежек.

Правила общения с ребенком трех недель от рождения

  • Когда кроху ничего не беспокоит, он активно следит за каждым движущимся предметом. Если предмет заинтересовал его, то взгляд он фокусирует на более длительное время. Играя с младенцем, старайтесь передвигать предметы на расстоянии не более 20 см (это максимальное расстояние для фокусировки взгляда ребенка до 1 месяца).
  • Ребенку нравятся человеческие голоса. Мамин для него всегда самый любимый. Поэтому чаще общайтесь с ребенком. В ответ он будет активно двигать ручками/ножками и невольно улыбаться.
  • Незнакомый звук пугает кроху только в первый раз. На повторный звук он, скорее всего, даже не отреагирует.
  • Эффект замирания (развивается как раз на 3-й неделе). Если звук приятен, кроха замирает и сосредотачивается на нем. Используйте этот момент для развития малыша.
  • Наклоняясь над кроваткой, вы можете заметить, что ребенок уже не блуждает взглядом, а фиксирует его на вашем лице.
  • При появлении мамы чадо оживает, проявляет активность, издает звуки, так выражая свою радость.
  • Начинает расти «лексикон» малыша, то есть появляется лепет, гуление, агуканье. Для правильного развития речи маленького человечка чаще разговаривайте с ним, отчетливо произнося слова и выделяя ударные слоги.
  • Сопровождайте слова интонацией. Сюсюкать не стоит, строгость сейчас тоже лишняя. Говорите ласково, чтобы малыш к вам прислушивался.
  • Детям нравится ритмичная речь. Чаще читайте стихи, сказки в стихах, пойте песенки.

Врождённые рефлексы и приобретённые навыки: что должен уметь делать полуторамесячный и двухмесячный малыш

Многие рефлексы у ребёнка в этом возрасте ещё ярко выражены, некоторые угасают к 2 месяцам.

Основные рефлексы месячного ребёнка

  1. Сосательный рефлекс — малыш начинает активно сосать, когда в его ротик попадает либо грудь, либо соска. Угасание рефлекса происходит к концу года.
  2. Поисковый рефлекс — если провести рукой по щеке грудничка, то его головка поворачивается в ту же сторону, а ротик ищет грудь матери. Рефлекс может ослабевать к трём месяцам, полное исчезновение происходит к году.
  3. Рефлекс Бабинского — если провести по наружному краю стопы к пальцам, то происходит расхождение пальцев. Некоторые врачи считают наличие этого рефлекса нормой до года, но есть мнение, что такая реакция стопы на раздражитель — это признак патологии, и требуется консультация специалиста.
  4. Ладонно-ротовой рефлекс — когда происходит нажатие большим пальцем на ладонь ребёнка, он поворачивает головку и открывает рот. Угасание рефлекса должно происходить к трём месяцам.
  5. Рефлекс Галанта — если провести вдоль позвоночника, малыш изгибает спину. Рефлекс не проявляется после 4 месяцев.
  6. Хватательный рефлекс — при прикосновении к ладони чем-либо, ребёнок захватывает и удерживает предмет. Рефлекс пропадает примерно в 4 месяца.
  7. Рефлекс Робинсона — малыш постоянно стремится что-нибудь захватить и удержать в ручках. К 3–4 месяцам формируется условный рефлекс, выражающийся в том, что ребёнок берёт игрушки целенаправленно.
  8. Рефлекс ползанья Бауэра — если сделать упор на стопы ребёнка, находящегося на животе, он попытается ползти. Рефлекс исчезает к 4 месяцам.
  9. Хоботковый рефлекс — при лёгком прикосновении к губам ребёнка они вытягиваются в форме хоботка. Рефлекс угасает к 3 месяцам.
  10. Рефлекс опоры — если малыша поставить на стол, он плотно упирается в него стопами. Рефлекс сохраняется до 2 месяцев.
  11. Шаговый рефлекс — когда ребёнка, «стоящего» на опоре, слегка наклоняют вперёд, появляются шаговые движения. После 2 месяцев рефлекс не проявляется.

Шаговый рефлекс ещё называют автоматической походкой новорождённых

Если рефлекс отсутствует у малыша, когда он в норме должен наблюдаться, необходимо проконсультироваться со специалистом.

Главная задача малыша в первый месяц — это адаптация и налаживание работы всех систем организма

Поэтому до двух месяцев грудничок не может похвастаться какими-то значимыми достижениями, но всё же ребёнок подходит к первому важному этапу в своём развитии — самостоятельному удержанию головки. А ещё этот период часто радует родных первой осознанной улыбкой малыша

Достижения и умения ребёнка в 2 месяца

  • начинает осознанно улыбаться, видя взрослого и в ответ на улыбку и слова, обращённые к нему;
  • фиксирует взгляд на предмете, может какое-то время следить за его медленным перемещением;
  • узнаёт лицо мамы и внимательно рассматривает его;
  • реагирует на громкий звук поворотом головы;
  • с интересом смотрит на яркие игрушки;
  • оживляется при виде взрослого;
  • различает звуки, узнаёт голос мамы;
  • в положении на животе приподнимает головку и удерживает её несколько секунд;
  • непродолжительное время держит головку, находясь на руках у мамы;
  • произносит отдельные звуки: «а», «и», «о», «у»;
  • рефлекторно удерживает в руках предмет (постепенно это действие перерастает в условный рефлекс);
  • плачем зовёт маму при любом дискомфорте.

Плачем малыш зовёт маму

В этом возрасте ребёнок ещё очень мал, и родителям необходимо относиться к его действиям с особым вниманием. Не нужно переживать, если малыш освоил пока ещё не так много из возможного

Главное, чтобы мама наблюдала прогресс в его развитии. Когда что-либо в жизни малыша настораживает родителей, или кажется, что за прошедшее время ребёнок не проявил никаких навыков и умений, необходимо проконсультироваться со специалистом.

Что должен уметь ребенок в 1 месяц

Новорожденный должен уметь сжимать пальчики, а ножки подгибать. Маме нужно аккуратно разжимать пальчики и ножки на протяжении первых недель. Ножки малыша будут естественно скручиваться в позу эмбриона, в которой он находился до рождения. Пройдет несколько первых недель, как кроха научится выпрямляться с позы эмбриона. Еще больше времени потребуется на произношение своеобразных звуков, называемых «речью младенцев». Это будет громким занятием на начальных этапах. Помимо плача в не комфортных ситуациях, месячный ребенок начинает издавать целое разнообразие звуков.

К началу второго месяца ребенок умеет:

  • пищать,
  • визжать,
  • хрюкать,
  • вздыхать,
  • кряхтеть,
  • икать,
  • чихать.

Малыш в основном издает звуку на внешние и внутренние раздражители.

Физическое развитие и рост ребенка четырех недель

В формировании организма эта неделя играет большую роль. Именно сейчас кроха начинает приспосабливаться к окружающему миру, и ваша задача в том, чтобы помочь ему в этом, заложив на будущее надежный фундамент здоровья.

Физическое развитие малыша

  • Движения крохи пока еще не координированы, кулачки сжаты, ручки-ножки находятся в согнутом состоянии.
  • Недовольство малыш выражает плачем и резкими движениями, при коликах сучит ножками, при болях в ушках крутит головой.
  • Если коснуться щеки малыша, он начинает искать ртом грудь.
  • Глазки пока еще голубого цвета (как и у всех новорожденных из-за отсутствия меланина в радужке). При выделении «своего» пигмента по мере взросления цвет, конечно, поменяется.
  • Зрению еще не хватает полноценности, видимость нечеткая, сконцентрировать взгляд сложно.
  • Появляются первые слезы.

Сколько прибавляет в весе и росте ребенок за 4-ю неделю?

  • К концу недели вашей крохе исполнится месяц, это период, за который новорожденный должен вырасти на 3 см и поправиться на 600-800 г.
  • Девочки к 1 месяцу обычно вырастают до 47,8-59,5 см, поправляются на 2,7-6,2 кг, окружность груди меняется до показателей 33-39 см, а головы на 33-40,1 см.
  • Мальчики «толстеют» на 2,9-6,6 кг, вытягиваются на 48,9-60,6 см. Изменения в окружности головы составляют до 33,8-40,8 см, а груди — до 33,3-40,2 см.

Сколько спит малыш. Нужна ли соска и укачивание?

Спит младенец на 4-й неделе около 17-19 часов в сутки. Из них около 8 часов попадает на ночной сон (не менее 4) и 3-4 на дневной.

Более всего для крохи сейчас важен процесс сосания, с которым он встает и ложится. Многих мам интересует, нужна ли вообще соска? И стоит ли укачивать малыша?

Конечно, соска малыша успокаивает. Он постоянно должен сосать либо палец, либо грудь, либо пустышку, то есть хоть что-нибудь. Это и рефлекс, и целый мир для крохи.

Пустышка в этой ситуации, безусловно, помогает успокоить чадо. Но если малыш ее не требует, или же она выпадает в процессе сна, то смысл в ней отпадает.

Не стоит приучать ребенка постоянно спать с соской, потом отучать от нее будет очень сложно. Пустышка является скорее помощью маме, но не малышу. Правда, от сосания пальца будет отучить еще сложнее.

Что касается укачивания, то тут нет смысла обсуждать то, не привыкнет ли малыш к рукам в этом возрасте. От рождения и до 3 месяцев он, как никогда, нуждается в материнском внимании и ощущении вашего тепла.

Вреда от укачиваний не будет никакого, а будет одна польза. А вот уже после 3 месяцев можно постепенно приучать к «самостоятельности».

Укачивание становится основной потребностью новорожденного. Оно позволяет окрепнуть детской нервной системе, синхронизировать биоритмы мозга и работу внутренних органов, а также способствует тренировке пространственной координации и развитию вестибулярного аппарата.

Сколько кушает ребенок 4 недель? Что делать, если грудного молока не хватает?

На 4-й неделе кроха съедает (в среднем) 100-130 мл за один прием при 6-7-разовом кормлении. В сутки малышу требуется около 750-800 г молока (1/5 веса малыша является нормой молока на сутки для крохи возрастом до 2 месяцев). При нехватке молока педиатр рекомендует докорм смесью.

Что делать маме при дефиците молока для повышения лактации?

  • Увеличить число прикладываний чада к груди (самый эффективный способ). Даже, если прикладывать придется каждый час (и каждые 2 часа по ночам). Такой режим следует установить на неделю-полторы. Как только малыш станет писать чаще, а после кормлений будет более спокоен, можно возвращаться к прежнему режиму.
  • Принимать лактогонные средства (после консультации с врачом) в виде лакто-чаев, чая с молоком, млекоина.
  • Не забывать кормить поочередно, то есть одной грудью, а в следующее кормление давать другую.
  • Помнить, что невысосанное из груди молоко «перегорает». Чем больше кроха съест, тем больше прибудет молока.

Cколько раз в день должен какать новорожденный четырех недель: нормы стула

Стул новорожденных на этой неделе не имеет какой-либо суточной нормы. Малыш 1-го месяца жизни может пачкать подгузники 7-10 раз в сутки (по числу кормлений, плюс/минус).

Причем искусственники оправляются реже крох, которые находятся на грудном вскармливании. При неправильном выборе смеси задержка стула бывает и до 2 дней.

Режим дня ребенка в 1 месяц от рождения

К концу 4-й недели большинство крох уже определяются со своим режим сна и кормления. Хотя отдельные из них могут и в течение нескольких месяцев поднимать маму до 4-5 раз за ночь, в целом за сутки требуя молочка по 10-12 раз.

4-недельный ребенок обычно выдерживает 2-3 часа между кормлениями, засыпая/просыпаясь примерно в одно и то же время.

Что касается бодрствования, то это время (после кормления) увеличивается на 15-20 минут.

Правила ухода за новорожденным 6 недели жизни: что должна знать мама?

О купании

Для холодного времени года купание ограничивают 1-2 раза в неделю с мылом и ежедневно — простой водой. А летом купать младенца можно столько раз, сколько мама посчитает нужным — лишь бы малышу нравилось. Добавлять в воду марганцовку уже не нужно, и вытирать тельце спокойно, не переживая о пупочной ранке.

Кишечные колики: причины и способы избавления от них

Причины кишечных колик у 1,5-месячного крохи те же, что и в другом периоде новорожденности

  1. Незрелость ферментной системы и неполное расщепление жиров/углеводов. Как следствие, газообразование, раздувание тонкой кишки и появление колик. Спазм участка кишечника сопровождается плачем, покраснением личика, сучением ножек и общим беспокойством.
  2. Неграмотное питание мамы (или неграмотно выбранная смесь).

Как бороться с коликами у грудничка? Основные правила

  • Грудное вскармливание (оно ускоряет созревание внутренних систем малыша).
  • Правильное кормление (см. выше профилактику срыгиваний).
  • Утепление животика. На время кормления карапуза прижимаем животиком к своему животу.
  • Положение тела и шеи ребенка во время кормления: они должны быть на одной линии для легкого поступления молока в желудок.
  • Долгое сосание. Чем дольше, тем лучше. Не менее 30 минут с передышками/остановками для дозирования порций.
  • Рациональное питание матери. То есть, ограничение всех продуктов, компоненты которых способны вызвать вздутие живота.
  • Изменение вида смеси. Например, выбрать такую смесь, в которой отсутствуют животные жиры и кисломолочные компоненты, а присутствуют олигосахары с пробиотическим действием.
  • Использовать Плантекс — чай для стимуляции пищеварения, быстрого расщепления пищи, смягчения спазмов кишечника.
  • Массаж животика (по часовой стрелке).
  • Регулярное выкладывание на животик.
  • Применение газоотводной трубочки.

Что делать, если повышается температура у младенца? Возможные причины

В первую очередь, отметим, что для крохи до полугода температура в 37,2 может считаться нормой (конечно, при отсутствии симптомов заболевания). Зависит она от многих факторов, включая индивидуальные особенности, температуру в помещении и пр.

Также стоит помнить, что температура грудничков имеет свойство очень быстро повышаться при болезни. Будьте внимательны, но не поддавайтесь панике.

Возможные причины повышения температуры в 6 недель

  1. Тепловой удар либо перегрев малыша.
  2. Какое-либо заболевание (стоматит и ОРВИ, одна из кишечных инфекций и пр.).
  3. Реакция аллергическая, на прививку либо на стресс.
  4. Причины неврологического характера.
  5. Дисбиоз и диатез.

Что делать при повышении температуры у грудничка?

  • Осмотреть ребенка на предмет проявления аллергии, появления иных симптомов (все изменения, сопутствующие повышению температуры).
  • Вспомнить, что вы ели за последние сутки.
  • Проверить, не слишком ли укутали вы ребенка. При перегреве лицо карапуза краснеет, тело пышет жаром, а дыхание становится частым. В этом случае проветриваем комнату до 21-22 гр., а ребенка прикладываем к груди.
  • При дисбиозе (прим. Нарушение микрофлоры кишечника) температура поднимается до 37,5. Токсины вредных микробов попадают в кровь, от этого и повышается температура. А с ней приходит плохой аппетит и неустойчивый стул.
  • Сдаем анализ на дисбактериоз, консультируемся с врачом.
  • Диатез. Да, и он тоже может сопровождаться температурой (+ высыпание на щеках, покраснение кожи, зуд). Пересмотрите свой рацион.
  • Кишечная инфекция. Она обычно начинается с высокой температуры, и после проявляет себя рвота и тошнотой, диареей. Вызывайте врача.
  • Вирусная инфекция. Новорожденные болеют ОРВИ реже, и при болезни показывают совсем другую (нежели у взрослых) симптоматику. Температура при гриппе обычно высоко не поднимается, и вирусную инфекцию нередко путают с простудой. Как быть? Ответ один — вызывайте врача во избежание тяжелых осложнений.

Симптомы, сопровождающие подъем температуры и побуждающие родителей обязательно и срочно вызвать скорую помощь

  1. Рвота, диарея, продолжительный плач, беспокойство, отсутствие аппетита.
  2. Сыпь на теле, судороги, редкое мочеиспускание.
  3. Вялость, мутная моча, безуспешные попытки сбить температуру.
  4. Кроха не дает пригнуть к груди подбородок и напрягает шею.
  5. Частый пульс, тяжелое шумное дыхание.
  6. Сучение ножками, закатывание глаз.

Что умеет, чувствует, воспринимает, видит, слышит и ощущает ребенок в первую неделю после рождения: ответы на популярные вопросы

Что умеет кроха на 1 неделе жизни?

  1. Фокусировать взгляд на расстоянии 5-15 см.
  2. Держать головку до нескольких секунд.
  3. Смыкать ручки и пальчики (непроизвольно).
  4. Непроизвольно улыбаться.
  5. Проявлять оживление при появлении мамы, папы.
  6. Различать свет и темноту. Реакция на слишком яркий свет выражается в моргании или закрывании глаз.

Что видит ребенок в 1 неделю?

  • Зрение крохи в 20 раз слабее, чем у родителей, то есть нечеткое и расплывчатое. Малыш может видеть только очертания предметов, и то, не дальше 30 см от глаз.
  • Он уже отличает красные или блестящие предметы, способен следить глазами за их движением.
  • Более всего новорожденного 1 недели привлекают овальные формы и предметы в движении с обилием блестящего или красного.
  • Людей «в лицо» кроха пока не узнает, маму «чует» по запаху и голосу.

Что слышит новорожденный в первую неделю жизни?

  • Слух младенца развит в этом возрасте сильнее зрения. С учетом «практики» внутриутробной жизни, его не пугают близкие и далекие шумы, которые он уже способен отличать.
  • При шепоте, звучащем над постелью спящего ребенка, он ворочается и моргает.
  • Ребенок узнает речь близких людей, к голосу матери остается более чувствительным. Хотя голос отца узнает лучше из-за его низкого звучания.

Что ощущает и воспринимает новорожденный на 1 неделе?

  1. Чувство вкуса появляется с рождения. Сладкое успокаивает, горькое/соленое действуют возбуждающе.
  2. Обоняние. Запахи ребенок начинает различать сразу после рождения. Яркий пример — мгновенный поворот головы, когда рядом мамина грудь с молочком.
  3. Осязание. Малыш чувствителен к обращению с собой, касаниям. Жестами и касаниями его можно возбудить и успокоить.

О чем думает новорожденный: предположения и факты

Согласно исследованиям по изучению деятельности мозга новорожденных детей, он активен и далек от состояния абсолютного покоя. Электрическими сигналами в процессе отдыха охватываются те области мозга, которые вовлечены в моторику, слух и зрение.

Конечно, независимо от того, что вы говорите крохе 2-3 дней от роду, он не поймет смысла ваших слов. Но вот интонацию вычислит предельно четко.

Более того, чем чаще и интенсивнее с малышом общаться, показывая, рассказывая и объясняя все, что происходит, тем быстрее он будет развиваться.

Еще в животике у мамы ребеночек все слышит и чувствует, а к концу беременности и появлению на свет запас понимаемых им слов уже существенно шире. Тесное общение с малышиком до и после родов ускоряет развитие его мозга и усиливает мыслительный процесс.

Сколько должен спать малыш в 1 неделю жизни?

У малышей 0-7 дней график сна примерно одинаков. Если ребенка не беспокоят проблемы со здоровьем или внешние раздражители, то общая длительность его сна в сутки составит 16-18 часов.

Сон в этом возрасте прерывист, не более 3 часов подряд. Чередуется он с паузами на кормление и бодрствование.

Прогулки с новорожденным ребенком

Гулять с малышом необходимо при любой погоде. Ребенок, часто бывающий на свежем воздухе, реже болеет, ест с большим аппетитом и лучше усваивает пищу. Под действием солнечных лучей в организме крохи образуется витамин D, который препятствует развитию рахита.

  • Первый раз на улице с грудничком не стоит находиться дольше 10 минут, но постепенно прогулки будут проходить все дольше и дольше – до 1,5-2 часов и желательно несколько раз в день.
  • В осенне-зимний период гулять более 2 часов не рекомендуется. Помните, что кроху нужно защищать от ветра. Поначалу личико малыша лишь слегка приоткрывают на прогулке. Спустя пару недель ребенок может дышать воздухом в коляске или на руках с открытым лицом.
  • Летом на улице можно находиться практически весь день, за исключением самых жарких часов. Во время прогулок младенца нужно периодически поить водой или предлагать ему грудное молоко.
Температура воздуха Восприятие Список одежды

(для прогулки на улице)

от -10 до – 6°C Морозно Теплый комбинезон-слип, пинетки, зимний комбинезон, утепленный меховой конверт, теплая шапка
от -5 до -1 °C Теплый комбинезон-слип, зимний комбинезон, утепленный конверт на флисе, теплая шапка
от 0 до 4 °C Холодно Теплый комбинезон-слип, зимний комбинезон, теплая шапка
от 5 до 9°C Легкий комбинезон-слип, зимний комбинезон, теплая шапка
от 10 до 13°C Прохладно Легкий комбинезон-слип, демисезонный комбинезон, межсезонная шапка
от 14 до 16°C Легкий комбинезон-слип, демисезонный комбинезон, межсезонная шапка
от 17 до 18°C Тепло Теплый комбинезон-слип, легкая тонкая шапка
от 19 до 20°C Легкий комбинезон-слип или боди с укороченными рукавами, легкая тонкая шапка
свыше 21-22°C Жарко Боди с укороченными рукавами, косынка, тонкая шапка или панамка

Как способствовать развитию?

Ребенок 1 месяца изучает окружающие предметы, как недвижимые, так и перемещающиеся, так и звуки окружающего мира. Какие же доступны в этом возрасте? Во-первых, общение с малышом для развития его эмоционально-психической сферы. Во-вторых, стимуляция зрения, тактильных рецепторов и слуха ребенка. И, в-третьих, способствование удержанию головки, для чего малыша часто выкладывают на животик и держат столбиком.

Вот какие действия помогут в развитии месячного малыша:

  • Чтобы помочь крохе фокусировать взгляд, покажите младенцу крупную игрушку, дождитесь, чтобы малыш посмотрел на нее, а затем медленно отведите в сторону, добившись, чтобы взгляд малютки оставался сфокусированным на игрушке.
  • Повторите такие же действия с , которая издает негромкие звуки. Занимайтесь таким образом с крохой 1-2 раза в день до 2 минут за одно занятие.
  • Также можете включать малютке классическую музыку или записи различных музыкальных инструментов. Пусть кроха слушает музыку до 10 минут ежедневно.
  • Повесьте в кроватке мобиль с крупными игрушками (3-4 штуки) и приятной мелодией. Также можете выкладывать кроху на .
  • Постоянно разговаривайте с крохой. Причем делайте это так, чтобы малыш видел вашу мимику. Так вы будете стимулировать и слух ребенка, и развитие речи малыша. В ответ на мамину ласковую речь младенец быстрее начнет отвечать комплексом оживления и осознанной улыбкой.

Ссылка на основную публикацию