3-й месяц развития ребенка

Ручной малыш. Как приучить к самостоятельным занятиям

Одним из вопросов, часто встречаемых на форумах, является отучение ребенка от постоянного ношения на руках. В возрасте 4-5 месяцев это кажется еще не такой большой проблемой, ведь карапуз еще не так много весит. Но задуматься над ним лучше уже сейчас. Пройдет еще немного времени и малыш будет уже весить намного больше и его привычка изучать мир с маминых рук окрепнет. Отучать от такого времяпровождения детей постарше достаточно сложно. Стоит предпринять попытки научения самостоятельной игре уже сейчас.

Чтобы кроха не просился на руки, стоит дать ему интересное занятие. К 4-5 месяцам уже отчетливо видно, каким видам малыш отдает предпочтение, у него появляются любимые игрушки. Как можно чаще давайте ему возможность заниматься любимым делом.

Еще один способ занять ребенка – предоставить ему новый предмет для изучения. Так как долговременная память еще не созрела, малыш очень быстро забывает о старых игрушках. Не стоит выкладывать перед ним все сразу. Положите от трех до пяти погремушек, а остальные спрячьте. Через неделю произведите полную замену предметов. Вы удивитесь, но малыш станет изучать старые игрушки с таким увлечением, как будто никогда их не видел.

Хорошо помогает отучать от постоянного ношения на руках упражнения на артикуляцию. В течение 5-10 минут поговорите с крохой лицом к лицу, четко выговаривая разнообразные звуки. После этого малыш некоторое время будет обдумывать увиденное, тренируя собственные способности.

Используйте современные технические новинки и приспособления: качели, манеж, специальные стульчики для не сидящих детей. Малыш будет видеть окружающие предметы без необходимости использования маминых рук. Можно предложить ему дополнительно поиграть и игрушками, послушать музыку, полистать книгу для младенца.

Физиологические изменения

Вес и рост

Если до 3 месяцев кроха должен был набирать около 800 гр. за 4 недели, то теперь эта цифра составляет всего 600 гр. Норма набора массы будет снижаться на протяжении всех последующих месяцев благодаря увеличивающейся двигательной активности. Рост будет по-прежнему увеличиваться от 1 до 3 см в месяц. По достижении 3-месячного возраста некоторая разбежка в еженедельном наборе отмечается в большинстве случаев. Измерять вес уже не обязательно раз в неделю, достаточно однократного взвешивания по истечении 4 недель после предыдущего.

Ногти

Отдельно стоит упомянуть об изменениях, происходящих с ногтями младенца. После 3 месяцев они становятся более твердыми и ускоряют свой рост. С 12 недели жизни необходимо проводить процедуру по обрезанию выросших ногтей минимум раз в неделю. Наиболее подходящее время для этого занятия – гигиенические процедуры после вечернего купания. Не используйте щипчики, чтобы не обрезать лишнего. Рекомендуются специальные ножницы с закругленными концами.

Волосы

Кроме изменения структуры волос, замечается их интенсивный рост. За первые 3 месяца жизни на голове крохи образовались небольшие залысины на затылке и по бокам волосистой части головы. Между 3 и 4 месяцем на этом месте появятся новые волосы. Некоторые детки порадуют своих родителей хорошей прической уже к году, но большинство будут иметь еще достаточно редкие, хотя и более качественные волосы. Чтобы помочь росту волос, хорошо вечером, после купания, разглаживать волосы специальной щеткой. Это промассирует кожу головы, простимулирует рост, уберет ненужные частички кожи. Использование щетки для волос с 3 месячного возраста приучает карапуза к использованию этого предмета.

Внутренние системы организма

Внутренние системы малыша прошли первую стадию становления:

  • площадь слизистой желудка увеличилась в три раза, позволяя крохе больше есть. В среднем объем потребляемой пищи составляет 1 литр;
  • центральная нервная система окрепла. Благодаря этому кроха учится менять интонацию, произносить новые звуки, успешно выстраивать нервные связи в головном мозге;
  • кишечник заселен полезной микрофлорой. Если у малыша наблюдались кишечные колики ранее, то в норме к 3,5 месяцам болевые ощущения полностью проходят. Стул становится постоянным;
  • головной мозг усиленно развивается, обрабатывая и запоминая поступающую информацию. Развитие отделов, отвечающих за речь, слух, зрение, обоняние и сенсорику, можно заметить в усовершенствованных навыках;
  • легкие увеличились в два раза с рождения. Частота дыхания уменьшилась, глубина увеличилась, кроха стал громче кричать;
  • поджелудочная стала больше в 1,5 раза. При рекомендации педиатра малыш уже может употреблять некоторые продукты: соки и фруктовые пюре.
Нижняя граница нормы веса Верхняя граница нормы веса Нижняя граница нормы роста Верхняя граница нормы роста Средний обхват груди Средний обхват головы
Мальчик 5,1 7,9 57,6 65,3 38,5 40,5
Девочка 4,6 7,4 55,8 63,8 38 39

Психоэмоциональное развитие

Кроме двигательных навыков, важную роль на этом этапе играют развитие отделов головного мозга, отвечающих за обработку информации от органов чувств, и дальнейшее совершенствование нервной системы.

Освоив первичные приемы обработки информации, поступающей от глаз, ушей, рук, носа и рта, карапуз стремительно учится полученные данные увязывать в прочные цепочки. На первое место в этом процессе выходит звуко-зрительное, зрительно-сенсорное и звуко-двигательное развитие. Малыш учится ассоциировать услышанное с предметом, самостоятельно извлекать звуки при помощи простых движений, произносить первые буквы, различать звучание различных по текстуре вещей. Пока это простое изучение. Но на его базе в будущем будут развиваться мышление, логика, речь и многие другие сложные умения.

Звуки и речевое развитие

Уже сейчас можно заметить, как выросло количество звуков, произносимых крохой. К гласным стали добавляться согласные, образуя первичные слоговые цепочки. На четвертом месяце жизни большинство детей вслед за мамой могут сказать «агу» или «гу».

Рефлексы

Врожденные рефлексы практически исчезли. Им на смену постепенно приходят условное поведение или освоенные движения. Теперь малыш двигает телом осознанно, с определенной целью. В норме к концу третьего месяца жизни полностью должен исчезнуть рефлекс ходьбы. Если поставить кроху на ножки он не будет пытаться ими передвигать, а просто будет висеть на руках. Рефлекс ползанья становится едва различимым. Если положить кроху на живот и дать его ножкам опору, он постарается ползти, если будет видеть перед собой интересный предмет.

Практически все движения малыша зависят от ситуации. Даже видя мамину грудь, малыш будет двигаться в ее направлении не под действием рефлекса, а анализируя зрительную информацию. Поэтому в этом возрасте многие дети, когда не хотят есть, даже приложенные к груди не открывают рот.

Улыбка и смех малыша становятся осознанными. Их вызывают приятные вещи: лицо мамы, игры, знакомые игрушки. Между 3 и 4 месяцами многие малыши начинают проявлять предпочтение определенным предметам.

Развитие ребенка на 4-м месяце жизни — Психология

     Самая главное особенность психологического плана, которая присутствует у ребенка в таком возрасте это то, что он постоянно нуждается в том, чтобы с ним общались. Теперь вы уже не сможете отделаться только тем, что ребенка нужно покормить и потом уложить спать, нужно еще и поиграть с ним. Когда вы что-то будете говорить малышу, он обязательно будет пытаться ответить вам на своем языке. Этот процесс на самом деле доставляет родителям очень много удовольствия. Если вам нужно куда-то отлучиться, то вы вполне можете его оставить, только ненадолго потому, что общения для ребенка сейчас стоит на первом месте, и от вас зависит очень многое.

Что умеет ребенок в 4 месяца

   Теперь ваш малыш уже кое-что умеет делать самостоятельно. Например, он с легкость может со спинки перевернуться на животик, и с животика на спину. В то время, когда он лежит на животике, он с огромным удовольствием поднимает головку и поворачивая ее из стороны в сторону пытается понять, что такого интересного происходит в комнате. Малыш уже понимает, что такое форма предмета. К тому же, он может узнать свою маму, даже если она сменит прическу. Хотя стоит заметить, что еще недавно он мог немного испугаться этого.

Когда четвертый месяц уже подходит к концу, малыш начинает имитировать некоторые слоги: ма, па, например. Игрушки, которые будут находиться рядом с малышом обязательно должны быть чистыми. Ведь сейчас он будет пытаться потянуть в ротик все, что будет находится рядышком с ним. Поделать с эти абсолютно ничего нельзя. Именно так малыш начинает познавать окружающий его мир.

Играем вместе с ребенком

     Играть с ребенком продолжайте так же, как вы делали это раньше. Используйте яркие игрушки. Так же очень рекомендуется приобрести для малыша небьющееся зеркало. От того, что он будет на него смотреть – действительно получит большое удовольствие.

 Учимся и познаем мир

     Когда гуляете с малышом по улице, то обязательно показывайте ему все, что есть вокруг, называйте предметы своими именами, чтобы малыш запоминал все. Обязательно продолжайте повторять за ним те звуки, которые у него будут получиться. Кроме того, пытайтесь научить его чему-то новому для него. Малышу действительно нравиться, когда с ним общаются. Ему нравиться, что он может произносить разные звуки. В том случае, если этого с ним не делать, то малыш будет просто агукать.

Физическое развитие

Темпы роста ребенка несколько снижаются, за восьмой месяц малыш набирает примерно 500 – 600 г и подрастает на 1.5 – 2 см. К концу месяца дети набирают вес до 8 – 9 кг (± 1 кг) и рост 67 – 71 см (±3 см).

В 8 месяцев у ребенка могут вырасти уже 4 зуба: два нижних и два верхних центральных резца. Но если у крохи нет еще зубов, то это тоже является нормальным и не должно волновать родителей (о прорезывании зубов).

Чему научились?

  1. Ребенок из положения лежа умеет сам присаживаться, а также лечь обратно из положения сидя.
  2. Все дети умеют переворачиваться в разных направлениях (учим переворачиваться).
  3. Может встать, держась за перила кроватки и передвигаться при этом бочком, делая маленькие шажки. Если вы возьмете ребенка за руку, то он пытается пройтись.
  4. Малыш может играть в «ладушки», помахать ручкой.
  5. Некоторые дети могут хорошо ползать (как научить ползать ребенка?). Также могут ползти, удерживая в одной руке предмет.
  6. Может захватывать маленькие предметы двумя пальчиками.
  7. Выполнять различные действия с игрушками: катать мяч, нанизывать кольца, качать куклу.
  8. Может узнавать себя на фотографиях и в зеркале.
  9. Показывает пальцем на объект, о котором говорят.
  10. Может пить из чашки, ест небольшие кусочки пищи. «Угощает» маму.
  11. Умеет стаскивать носочек с ноги.
  12. Не сопротивляться при высаживании на горшок.
  13. Узнавать маму, папу, другого близкого человека среди взрослых.

Подробно: навыки ребенка в 8 месяцев

Как помочь малышу развиваться

Продолжайте носить малыша на руках. Холдинг (ношение на руках) остается важным элементом в психологическом развитии ребенка.
Пополняйте словарный запас крохи, читая ему книжки, рассказывая об окружающем мире. Разговаривайте с ребенком ласковым тоном, называйте его по имени

Привлекайте внимание малыша ко всему новому. Ученые утверждают, что количество слов, которое слышит ребенок в течение дня на прямую влияет на интеллектуальный уровень в будущем

Чем больше вы общаетесь с крохой, тем шире его потенциал когда он вырастет. К 8 месяцам малыши понимают до 100 слов.

Не сюсюкайтесь с ребенком, не искажайте слова, разговаривайте с малышом как с человеком, который понимает все, что вы говорите. Даже если ребенок произносит что-то неправильно, использует первый слог слова, то вы все равно говорите так, как нужно. Чаще говорите крохе, что вы любите его.

Обеспечьте безопасность в доме, так как малыш теперь всем интересуется и тянет в ротик: уберите лекарства и химические средства в недоступные для ребенка места, установите заглушки в розетки, купите насадки на углы для мебели, уберите все шнуры и провода с пола, переставьте с пути ребенка все неустойчивые предметы, поставьте повыше растения.

Полезные игрушки для ребенка 8 месяцев

  • Резиновые мячики: укрепите мячик у ног малыша в кроватке, он с радостью будет его пинать;
  • Молоток с пищалкой: покажите малышу как нужно стучать по столу. По кубикам. Это занятие разовьет координацию и укрепит мышцы рук;
  • Продолжайте давать ребенку мешочки или подушечки с наполнителями (горох, фасоль, бусинки), для развития мелкой моторики;
  • Музыкальные игрушки: всем детям нравятся игрушки с кнопочками, при нажатии на которые играет музыка или раздаются звуки. Такие игрушки хорошо развивают логическое мышление, а также моторику и сообразительность;
  • Мягкие текстильные или картонные книжки: малыш уже может сам переворачивать странички;
  • Игры в ванне: научите ребенка передвигать игрушки в воде, хлопать по воде ладошкой, набирать в формочку воду, переливать из одной баночки в другую.

Занятия с ребенком в 8 месяцев

  • «Оркестр»: для игры подойдут деревянные ложки или палочки от барабана, маракасы. Расставьте перед малышом кастрюльки, коробочки, миски и покажите, как по ним ударять.
  • «Повторюшки»: сначала малыш повторяет за вами, вы машете рукой, и он машет, вы смеетесь и хлопаете в ладоши, затем – он. После этого вы повторяете за ребенком.
  • Постройте из кубиков пирамидку и покажите малышу, как нужно кинуть шарик, чтобы пирамидка развалилась.
  • Покажите ребенку кухонную утварь: контейнеры, ложки, поварешки, в общем все, что безопасно. Маленькие дети обожают играть с предметами для взрослых.
  • К девяти месяцам можно начать перекатывать мячик друг другу по полу.

Во время купания, постепенно набирайте воду в ванну, когда малыш уже находится там, лежа на животике. Когда вода наберется, то ребенок приподнимется и начнет вставать на четвереньки. Следите, чтобы малыш не нахлебался воды.

«Ходьба на руках»: возьмите малыша за ножки, приподнимите и начните легонько раскачивать назад и вперед. Ребенок начнет упираться ручками и перебирать ими.

Устраивайте ребенку «карусель» на руках, раскачивайте в разные стороны в вертикальном и горизонтальном положении. Качайтесь вместе с ним на качелях. Это хорошо развивает вестибулярный аппарат.

Чувство равновесия хорошо развивают ходунки, их уже можно применять. Но помните, что держать в них ребенка можно не больше 1 часа за день и не более 15 минут подряд, так как это может отрицательно влиять на позвоночник и на походку. (О ходунках — ЗА и ПРОТИВ)

Гуляйте с ребенком не менее 2-х часов день. Дома продолжайте делать ежедневно гимнастику, устраивать воздушные ванны и массаж.

Когда вы выбираете занятия для ребенка, учитывайте его предпочтения и темперамент. В этом возрасте дети уже имеют личностные особенности. Если ваш малыш непоседливый, то обеспечьте ему активные игры с ползанием, поворотами и другими движениями. Спокойным детям скорей понравится рассматривать книжку, слушать сказку или строить пирамидку из кубиков. Уважайте интересы вашего ребенка, не заставляйте его что-то делать, если чувствуете, что малышу это не нравится, не получается и он тянется совсем к другому.

Режим сна и бодрствования остается такой же, как в прошлые месяцы: ночью малыши спят до 10 часов, некоторые даже не просыпаясь. Днем остаются два сна по 1.5 – 2 часа.

← 7 месяц развития                                             9 месяц развития →

Занятия с ребенком 3 месяцев

Из бумажной тарелки смастерите двустороннюю куклу: на одной стороне нарисуйте веселую рожицу, на другой – печальную. Подержите тарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, затем другой. Пусть он увидит и печальное и веселое лицо. Вы обнаружите, что ребенку нравится смотреть на игрушку, и очень скоро он начнет с ней разговаривать. Интерес к кукле сохранится надолго, поскольку рожицы будут постоянно сменить одна другую.

Знакомьте младенца с картинками. Показывая их сынишке или дочурке, четко называйте изображенные предметы, картинки с изображениями животных сопровождайте звуками, которые эти животные издают. На стене около детской кроватки можно также повесить картинки или рисунки и менять их время от времени.

Для развития тактильных ощущений, вкладывайте в ручки малыша различные виды ткани. Лучше всего подойдут для этой цели лоскутки мешковины, шелка, бархата и вельвета. Кусочки различных тканей можно скрепить деревянной прищепкой для белья. Такая игрушка будет способствовать развитию хватательных навыков.

Для развития зрения сделайте крохе цветные манжеты или купите яркие детские носочки. Попеременно надевайте манжетку или носок на правую и левую ручку младенца, или на обе сразу. Двигая руками перед глазами, малыш постепенно научится управлять ими, так чтобы они оставались в поле его зрения.

Попробуйте подражать звукам, которые произносит ваш ребенок. Послушайте, как он это делает, и повторите. Во время «разговора» старайтесь смотреть чаду в глаза. Пойте, занимайтесь с малышом. Выучите несколько простых стишков и, используя знакомую мелодию, напевайте во время кормления, купания и упражнений.

Режим дня

Одних родителей раздражает то, что режим никак не складывается, другие не понимают, зачем он вообще нужен. Образ жизни по принципу «как сложилось, так и хорошо» обычно ведут те мамы, которые кормят по требованию и все время носят ребенка с собой. Если и маме, и ребенку это удобно, то можно жить и без режима.

Но мне намного чаще приходится сталкиваться с противоположной проблемой: «Ни до чего руки не доходят. Хочу уже, наконец, точно знать, когда он ест, когда спит, чтобы жизнь вошла в свой ритм, и можно было как-то планировать день». Лично мне такая позиция ближе. Мир устроен таким образом, что человеку приходится подчинять свою жизнь каким-то условиям. Мы выходим на работу в одно и то же время, мы возвращаемся с работы в одно и то же время. Хорошо, если мы получаем пищу в одно и то же время — для здоровья это полезнее. Иногда мы сами себе придумываем какие-то ограничения, которые дают нам возможность чувствовать себя спокойнее. Например, в одно и то же время ложимся спать. Или смотрим по вечерам одну и ту же передачу. И ребенку наличие режима также дает уверенность в каждом следующем дне

Пусть в три месяца это еще не важно, но пройдет совсем немного времени, и вы заметите: он соглашается есть только из одной бутылочки — и никак иначе. Потом он в сотый раз захочет послушать одну и ту же сказку

«Якоря» стабильности нужны всем — и детям, и взрослым.

Одним из таких «якорей» у малыша может стать ритуал укладывания. Казалось бы, какие ритуалы могут быть на третьем месяце? Это с детьми постарше можно пойти помыть ручки, уложить кукол. На самом деле с маленьким ребенком ритуализировать жизнь еще проще. Если мы будем совершать одни и те же действия, допустим, задергивать шторы, включать одну и ту же музыку, менять освещение, ребенок постепенно привыкнет к тому, что в это время пора засыпать.

Для чего это нужно? Дело в том, что рано или поздно возникнет необходимость выйти из дома, оставить малыша на другого человека. И ритуал вам поможет: исчезновение одного источника стабильности (мамы) будет компенсировано присутствием всех остальных. Если вы таким образом тщательно выстроите весь режим дня, то ваш выход на работу пройдет безболезненно, — разумеется, при условии, что малыш будет доверять тому человеку, который с ним останется.

Частые проблемы

  1. . Несмотря на созревание пищеварительного тракта, многие малыши двухмесячного возраста еще страдают от колик. Чтобы предотвратить дискомфорт и боли, педиатры рекомендуют применять физические методы – держать кроху столбиком после кормления, выкладывать младенца на живот перед едой, делать перерывы в сосании, давая возможность карапузу срыгнуть воздух.
  2. . Эта проблема может появиться у грудничка вследствие заражения кандидой от мамы или при сниженном иммунитете. Заметив во рту младенца, следует показать кроху врачу.
  3. . К ее возникновению приводит перегрев ребенка, а профилактикой такой проблемы будет служить правильная гигиена и одежда по погоде. Чтобы быстрее устранить появившуюся потницу, в воду для купания добавляют настой ромашки или отвар дубовой коры.
  4. Опрелости. Их появление связано с редкой сменой подгузника, плохим подмыванием и редкими воздушными ваннами.
  5. Сыпь на личике. В 2-месячном возрасте она зачастую связана с выведением из тела младенца материнских гормонов, поступающих с молоком. Такая сыпь проходит самостоятельно к 3 месяцам и лечить ее не требуется, рекомендуют лишь купание в отварах трав.

Для уменьшения повышенного тонуса мышц на руках в 2 месяца рекомендуем делать массаж, который показывает в следующем видео Николай Никонов – ведущий врач и массажист России.

Учимся понимать друг друга

К 4 месяцу у ребенка устанавливаются контакты с окружающими людьми. Маленький человечек готов улыбнуться каждому, но самые радостные улыбки предназначаются родителям

Он реагирует на их внимание, радуется играм и разговорам, активно подает голос и лепечет. Все это – признаки желания и готовности к общению

Ошибочно полагать, что ребенок не понимает обращенную к нему речь. Всю «необходимую» информацию он черпает в ваших интонациях. В ответ на обращенные к нему слова кроха начинает «гулить» и улыбаться. Со стороны иногда даже трудно понять, кто – взрослый или малыш – более активен. В результате между ребенком и родителями устанавливается более тесная, чем когда бы то ни было, связь. В этот период происходит очень быстрое развитие речевых навыков. Малыш проводит много времени, тренируя свои новые способности.

К концу 4 месяца в речи ребенка легко различить гласные и согласные, среди которых наиболее часто встречаются грубым «м», «б», «п». Их появление в активной речи малыша одними из первых неслучайно: из-за того, что кроха сосет материнскую грудь, у него уже хорошо развиты мышцы губ, благодаря работе которых мы впоследствии и наслаждаемся первыми «ма-ма-ма». Теперь становится очевидным, почему в различных языках, слово «мама» имеет почти одинаковое звучание.

И хотя «разговоры» являются важным стимулом в развитии ребенка, это далеко не единственный способ общения с ним. И взрослым, и детям доступен язык мимики, жестов, различных действий. К примеру, малыш может всем своим видом демонстрировать нежелание укладываться спать.

Уже говорилось о том, что не стоит бояться «избаловать» младенца, постоянно укачивая его на руках. Не стоит беспокоиться по этому поводу и сейчас, однако трехмесячному человечку необходимо помочь научиться засыпать самостоятельно. Проявите фантазию и терпение. Чтобы делать ритуал отхода ко сну приятным и понятным для ребенка. Кладя малыша в кроватку, будьте спокойны, веселы и уверенны в себе, старайтесь говорить и улыбаться.

Эмоции

  1. Комплекс оживления, появившийся на третьем месяце жизни, сейчас проявляется все ярче. При вашем появлении в комнате или разговоре с младенцем, он начинает улыбаться, лепетать и двигать всеми конечностями. Четырехмесячные дети осмысленно радуются появлению знакомых взрослых, а также новым игрушкам.
  2. Спектр эмоций, которые испытывает четырехмесячный малыш, значительно расширяется, он может испытывать любопытство, страх, радость и обиду, — и все это будет очень ярко проявляться на его лице.
  3. Между младенцем и родителями возникает тесная эмоциональная связь, дети чувствуют настроение взрослых и, подобно зеркалу, отражают его на своем лице. Малыши начинают капризничать и расстраиваться, когда близкие люди куда-то уходят. Психология четырехмесячного ребенка заставляет их требовать постоянного общения со взрослыми.

Психическое развитие

Ребенок все лучше понимает вашу речь. Он даже может выполнять некоторые просьбы: дай мячик, возьми кубик.
К матери привязанность становится еще сильнее. Тяжелее переносит расставания, спокоен только рядом с мамой. Но быстрее идет на контакт, если незнакомый человек проявляет к малышу дружелюбие.
Обостряется восприятие громких звуков (пылесос, фен). Многие младенцы в этом возрасте боятся этих приборов (что делать если ребенок боится громких звуков?).
Ребенок не только хватает, трогает и щупает новые предметы, а также гладит их пальчиком или ладошкой.
Малыш жестами просит поднести его к объекту, который ему интересен. Тянется к окошку, к холодильнику, шкафчикам и пытается открыть их.
Улыбается своему отражению в зеркале.
Понимает запрет, обижается, когда с ним строго разговаривают.
Глаза ребенка привыкают видеть предметы под разным углом. Малыш узнает знакомые вещи на расстоянии в любом расположении: в профиль, вверх ногами. Теперь малыш четко осознает качества вещей: цвет, текстуру, мягкость, форму и умеет манипулировать с предметами, учитывая их свойства: катать мячик, рвать бумажку, дергать за веревочку.
Малыш может более 10 минут самостоятельно заниматься чем-то. Более того, если ребенка отвлечь от занятия, то после небольшой паузы он может вспомнить о своей игре и продолжить ее.
Для ребенка становится важным научиться и достигнуть чего-то, поэтому кроха уже реагирует на удачу и неудачу радостью или огорчением

Очень важно теперь хвалить малыша и поддерживать в начинаниях.
Может проявлять первые попытки манипулировать вами. Не идите на поводу, давайте малышу понять, что нельзя, а что можно.
Стремится к эмоциональным контактам с другими детьми: смотрит на другого ребенка, улыбается ему и может потянуться, чтобы потрогать.

Читать также: о воспитании ребенка до года

Тест на развитие малыша в 8 месяцев

  • Когда ребенок лежит, покажите ему игрушку на расстоянии, пусть он за ней потянется. Малыш должен суметь сесть без вашей помощи;
  • В положении сидя, малыш должен уметь снять с себя пеленку, которой вы его накрыли;
  • Протяните ребенку игрушку и когда он схватит ее, попытайтесь отнять. В 8 месяцев ребенок должен оказывать реакцию сопротивления: отнять, потянуть на себя, оттолкнуть вашу руку, если он протестует;
  • Играя в прятки, малыш смехом приветствует ваше появление;
  • Узнает знакомые лица на фотографии, может назвать: «па», «ма»;
  • Положите на стол небольшой предмет. Малыш должен уметь взять его при помощи двух пальчиков;
  • Ребенок в 8 месяцев начинает копировать ваши действия: покажите малышу как катать мячик по полу, он попытается повторить;
  • Назовите 2 — 3 предмета около малыша, которые он знает. Ребенок должен найти их взглядом или показать пальчиком.

Что должно насторожить

  • Ребенок не садится, не пытается встать, не переворачивается, не пробует ползать;
  • Не может стоять у опоры или при поддержке;
  • Не хватает предложенную игрушку. Не перекладывает игрушку из одной ручки в другую;
  • Не лепечет. Не произносит слоги;
  • Не проявляет никаких эмоций.

Маленькие достижения для будущих больших побед

Период между 4 и 5 месяцами жизни наполнен новыми открытиями. Развитие идет семимильными шагами и практически каждый день отмечается новым совершенством навыков. К 5-ти месяцам карапуз может:

  • Поднимать голову, лежа на спине. Кроха понимает, что мир огромен и чтобы его изучить нужно поменять положение тела. Желая быстрее подняться вертикально, он усиленно тренирует мышцы спины и шеи. В итоге к 5-ти месяцам начинает поднимать голову, лежа на спине в попытке сесть. Предлагайте малышу упражнения на тренировку этого умения. Дайте захватить два пальца и попытаться поднять корпус. Если выполнять это действие по несколько раз в день, то прогресс будет очевиден. С каждым днем малыш будет с большей уверенностью поднимать свое тело вверх от поверхности, стараясь занять удобное положение сидя.
  • Начинает выбирать наиболее интересный предмет. Развитие зрения дает малышу возможность принимать решение о наиболее желанной игрушке для изучения. Еще месяц назад он брал в руки то, что предложат, а сегодня уже может отпихнуть вашу руку и потребовать другой предмет, находящийся в поле зрения. Хорошо в этот период предлагать малышу на выбор несколько игрушек, выкладывая их по кругу в поле зрения крохи. Для стимуляции двигательной активности можно положить малыша на твердую поверхность и по кругу от него разложить различные игрушки. Стремясь дотянуться, малыш будет тренировать умение ползать.
  • Точно руководить движениями своих рук. К 4-м месяцам кроха уже практически полностью подчинил свои руки. Он знает, как схватить и удержать, поднести к глазам и отпихнуть от себя предмет. Осмысленность действий конечностями – важный этап становления нового человека. Чтобы стимулировать развитие ловкости, можно предложить карапузу разнообразные игры. Положите кроху лицом к краю стола и перед ним разместите несколько погремушек. Позвольте ему скинуть предложенные предметы. Он увидит, как они падают и издают звук. Благодаря такому простому упражнению будут закрепляться различные причинно-следственные связи в головном мозге, малыш будет лучше ориентироваться в возможностях своего тела.
  • Гулить и лепетать. Развитие речи ребенка проходит несколько стадий. Умение издавать различные звуки и соединять их в слоги – первый этап. Тренируя эти умения, малыш закладывает базу будущей речи. Чтобы помочь крохе более чисто произносить звуки можно повторять за ним произнесенное, показывая ему, как при этом изменяется положение ваших губ. Дети – подражатели. Речь зарождается на стремлении повторить за мамой или другими взрослыми. Чем больше малыш будет видеть, как вы разговариваете, тем лучше.

Психоэмоциональное развитие

Наряду с физическими успехами малыш на 5-м месяце развития показывает крупные достижения в психоэмоциональном становлении. Кроха хорошо знает и узнает самых близких людей: маму, папу, бабушку, дедушку(если они часто находятся рядом). Именно в этот период дети начинают опасаться посторонних людей. Некоторые карапузы позволяют незнакомцам взять себя на руки, но при этом ведут себя настороженно, другие начинают капризничать и всеми силами пытаются вернуться в знакомое окружение. Формирование разделения людей на «своих» и «чужих» свидетельствует о зарождении базового доверия к окружающему миру, формировании основных психоэмоциональных установок.

Мир малыша

Мир ребенка состоит из тех людей, кого он видит достаточно часто. Мозг еще не может надолго удерживать образ, поэтому при редких визитах и общении даже близкие родственники переходят в разряд малознакомых людей, и потребуется некоторое время для признания ребенком в них родного человека.

Развитие органов чувств, в первую очередь, зрение и слух, позволяет крохе постепенно понимать значение разных интонаций. Сохранение психологического комфорта крохи в этот период требует от взрослых, находящихся рядом, контролировать свои эмоции и форму выражения своих чувств. Не стоит ругаться или злиться рядом с карапузом. Даже, если ваш гнев направлен не на него, он будет чувствовать себя не комфортно и обязательно отреагирует плачем. Эмоциональная стабильность крохи в этот период является важным элементом для равномерного и стабильного развития.

Социальный контакт

Все большую роль в развитии ребенка играет социальный контакт

Внимание со стороны взрослых, игры и диалоги способствуют многим важным психическим процессам. Малышу не просто нравится, когда с ним беседуют, он нуждается в общении, как в основном способе развития умственных способностей

Идет активное запоминание основных речевых форм, артикуляционных движений, возможностей передачи эмоции при помощи мимики и движений. Кроха уже уверенно произносит много звуков, стремится выстраивать слоговые цепочки. Находясь в приподнятом настроении, ваш малыш может издавать целые звуковые монологи на несколько минут.

До 4-х месяцев в большинстве случаев малыш прибегал к негативным эмоциям под воздействием физического дискомфорта. Холод, голод, сонливость, боль были стимулом для плача. Но теперь спектр эмоциональных проявлений стал шире, малыш может плакать от грусти, желания что-то получить или сделать. К плачу с разной интонацией прибавляются активные движения руками, жесты. Часто детки протягивают ручки к маме, когда хотят, чтобы их взяли.

Показателем развития нервной системы ребенка является умение крохи самостоятельно заняться игрушками на 5-10 минут. Возросшие двигательные способности и врожденная любознательность заставляют карапуза трогать, трясти и пробовать на вкус все, что находится в пределах видимости.

Развитие речи

Чтобы помочь малышу развить психоэмоциональную сферу стоит уже в этом возрасте перестать сюсюкать и коверкать слова. Речь, направленная на ребенка, должна быть чистой и внятной. Идеально разговаривать с ребенком лицом к лицу, чтобы кроме звуков карапуз видел вашу артикуляцию, мимику.

Постарайтесь называть своего ребенка только по имени. Всевозможные зайчики, котики и лапушки можно использовать, но стараться прибегать к ним, как можно реже. Между 4 и 5 месяцами происходит формирование речевого базиса, малыш начинает привыкать к своему имени и запоминать названия чаще всего встречаемых предметов.

Ссылка на основную публикацию