Консультация «переучивать или не переучивать ребенка, если он левша»

Цена переучивания

Конечно, можно приложить немалые усилия и заставить леворукого малыша работать правой рукой. Но изменить его биологическую суть нельзя. И тем не менее до недавнего времени леворуких детей в семье и в школе пытались переучивать. Один из мотивов, которым руководствовались родители и учителя, таков: весь бытовой мир приспособлен под правую руку, и, переучив малыша, они помогут ему избежать многих проблем и неудобств. Понять родителей можно, но вот правы ли они?

Произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов.

Наиболее частым негативным последствием является астенический невроз, при котором отмечается повышенная утомляемость, быстрое истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Появляются головные боли, неспокойный сон, раздражительность, несдержанность, снижается аппетит. Отмечаются аффективные реакции: бурные взрывы недовольства, отказ от работы.

У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. Довольно часто леворуких детей беспокоят страхи перед неудачами, порицаниями со стороны воспитателей и родителей. Описаны даже ночные кошмары, которые преследуют их при переучивании. Во сне такие малыши часто переживают дневные неприятности в преувеличенном виде. Утром они встают вялыми, не отдохнувшими, капризными. Состояние страха усугубляется замечаниями взрослых или насмешками со стороны сверстников над леворукостью. Добавляется страх темноты, боязнь оставаться одному в комнате (страх одиночества) и даже страх смерти. У некоторых детей страхи кратковременны, и если нет новых стрессов, они могут исчезнуть.

Нередко у леворуких детей при переучивании возникают неврозы навязчивых состояний, особенно в семьях, где родители тревожно относятся к этому «недостатку». Когда взрослые при помощи угроз и запугивания заставляют детей выполнять все действия правой рукой, малыши обычно стараются, но это им плохо удается, а родители расценивают такое поведение как непослушание, каприз, упрямство и наказывают. В итоге у детей появляется тревожное ожидание неудачи. Напряжение, замкнутость, недоверие к окружающим остаются на долгие годы. Выходит, что старания взрослых облегчить жизнь своему чаду могут попросту исковеркать ее. Бывает у переученных леворуких и невротическое заикание, и невротическое недержание мочи (энурез) и тики — навязчивые непроизвольные движения (мигание, облизывание губ, наморщивание лба с подергиванием носом). Подобные проявления редко вызывают беспокойство взрослых, чаще всего их принимают за кривляние, дурачество. Насмешки и передразнивания сверстников, раздражение воспитателя, замечания родителей делают свое дело. Нарушения закрепляются. Ребенок начинает стесняться сам себя, становится раздражительным. Как правило, тики не связаны непосредственно с выполнением каких-либо заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребенок устает, нервничает. Кроме того, у детишек могут проявиться истерические неврозы

Перед уходом в детский сад или накануне какого-нибудь важного, волнующего события у малыша может возникнуть рвота, возможны и психомоторные припадки: ребенок с громким плачем падает навзничь, беспорядочно колотя по полу руками и ногами. Для крохи это безвыходная ситуация

Образуется тот порочный круг, разорвать который по силам только взрослым.

Как научить левшу писать?

За написание букв и цифр отвечает левое полушарие, слаборазвитое у левшей. Поэтому ребенок может испытывать трудности во время обучения. Чтобы малыш не отставал от сверстников, работу с прописями лучше начинать в дошкольном возрасте. Научить ребенка красиво и аккуратно писать могут и родители.

Девочки и мальчики с ведущей левой рукой являются более чувствительными, не терпят жесткого регламента и строгого подчинения. Если есть возможность, не стоит отдавать ребенка в детский сад. Воспитывать левшу лучше самостоятельно или с помощью близких для него людей (бабушек, дедушек и т. д.).

Важные рекомендации:

  1. родители должны следить за тем, чтобы постановка руки при письме была правильная (кисть с ручкой находилась под строкой). Ребенку не следует выворачивать кисть, т. к. в этом случае он перестанет видеть образец и будет смазывать написанное. Единственным недостатком правильного положения руки является наклон букв в левую сторону, что противоречит требованиям каллиграфии;
  2. при работе за столом, источник света должен находиться с правой стороны. Поза – стандартная: ноги согнуты в коленях под углом 90 градусов и стоят на полу, спина выпрямлена, плечо ведущей руки немного выдается вперед. Тетрадь нужно располагать так, чтобы верхний левый угол находился напротив груди, а верхний правый – лежал с наклоном вправо;
  3. при поступлении в школу следует предупредить учителя о леворукости ребенка. Школьника можно посадить слева от правши, чтобы дети не сталкивались локтями и не мешали друг другу. При этом доска должна находиться справа от ребенка.

Если левша не может запомнить, как пишется та или иная буква, нужно вложить его руку в свою и несколько раз повторить требуемое действие. Также записи можно обводить под копирку или с помощью трафарета.

Не стоит заставлять левшу писать безотрывно или с наклоном вправо. Задача родителей – правильно поставить руку и организовать рабочее место, чтобы ребенку было максимально комфортно.

Группы левшей

Доказано, что леворукость можно получить по наследству, в том числе через поколение. Отдельно можно выделить группу «подражательные» левши – они по природе могли вырасти праворуким, но скопировав навыки родителей, такими же и стали. Интересен тот факт, что оба родителя могут быть праворукими, но ребенок не копирует их поведение, а выбирает леворукость.

Есть левши «компенсаторные» – люди стали таковыми вследствие травмы левого полушария или правой руки, особенно, случившейся в детстве, когда праворукость не была усвоена полноценно. К этой группе относится тяжелое протекание беременности или трудные роды, вредные привычки будущей матери или сильный стресс, а также гипоксия плода может повлиять на перестройку полушарий новорожденного.

Возможные проблемы в школе, жизни

Весь мир подстроен под правшей, поэтому левше приходится трудно. По статистике, такие дети испытывают трудности при адаптации в школе и общении.

Типичные проблемы:

Трудно запоминать направление хода часовых стрелок.
Трудно ориентироваться в пространстве (право-лево). При переходе дороги, правша сначала посмотрит налево, а затем направо. У левши все наоборот, сначала он посмотрит направо, а только потом налево

Поэтому родителям важно учитывать эти нюансы, при обучении малыша правилам дорожного движения.
Зачастую при рисовании малыш не может правильно распределить пространство листа, части рисунка «наплывают» друг на друга, причина — особенности зрительного восприятия.
Левша с трудом воспринимает и запоминает конфигурацию букв и цифр. У него страдает техника чтения и письма

Он может путать сходные по форме буквы и цифры, может писать лишние элементы, с трудом различает и выделяет геометрические фигуры.
Зеркальное написание букв и цифр, зеркальное чтение, рисование, восприятие объемных предметов. При письме ребенок левша пишет текст, таким образом, что прочитать его можно поднеся к зеркалу. Тоже касается и рисования.

Но, несмотря на все это, левши зачастую показывают просто феноменальное способности к адаптации.

Если после 10 лет зеркальное восприятие сохраняется, ребенок нуждается в специальных занятиях, которые корректируют этот недостаток.

Пытаться переучивать леворукого ребенка на праворукого не стоит. Маленькие глаза, цвет волос, смуглая кожа, веснушки, ведь эти особенности внешности никто же не пытается изменить. Также и с леворукостью — это особенность ребенка, не более.

Как правило, переучивание левшей приводит к нежелательных последствиям. Малыш становится капризным, раздражительным, у него нарушается сон, пропадает аппетит, появляются головные боли и повышенная утомляемость. В некоторых ситуациях, могут развиться такие осложнения, как заикание, нервный тик, энурез (недержание мочи), невроз.

Левую руку ребенка рекомендуется развивать, так как иногда она развивается слабо, хоть и является ведущей. Для этого достаточно ежедневно выполнять несложные задания левой рукой:

  • завязывать, развязывать узелки на веревке;
  • собирать палы, мозаику;
  • собирать, разбирать конструктор, например, Лего;
  • крутить, вертеть карандаш в руке.

Министерство здравоохранения с 1985 года приняло постановление о запрете переучивания левшей на правшей. Также запрещено снижать им оценки в школе за почерк.

Итак, если ваш ребенок левша, знайте, он очень ранимый, чувствительный. Для него губительны излишние нагрузки, он склонен к самоедству и чувству вины. Это особенный ребенок, которому требуется больше внимания. Вы должны принять его таким, какой он есть. Помните, что леворукость — это просто особенность тела, не недостаток и не патология, это нормально.

2253.

Левше – быть!

Переучивать ребенка-левшу нельзя. В случае если воспитатель или педагог придерживаются иной точки зрения, родителям необходимо обсудить с ними вопрос невмешательства в данную особенность личности вашего сына или дочери.

Ведь если насильственно «скорректировать» работу детского мозга, тем более в раннем возрасте, могут  возникнуть непредсказуемые последствия. И что опасно, они могут проявиться не сразу, а спустя годы. Поэтому пусть ребенок пишет, играет, ест и рисует той рукой, какой ему удобнее.

В спорте левшей часто называют southpaw. Принято считать, что термин появился в США среди игроков в бейсбол. Бейсбольные поля обычно проектируются так, что отбивающий стоит лицом на восток, чтобы полуденное или вечернее солнце не светило ему в глаза. Поэтому левши имеют преимущество при игре в бейсбол.

Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог: «Ориентация ведущей руки развивается еще до рождения ребенка. Первоначально руку доминирования можно диагностировать  исходя из того, какую руку (кулачок) малыш чаще берет в рот.

Дети-левши более нетерпеливы, но очень общительны и контактны. Они часто выбирают творческие  профессии. Левши особенно ценятся в боксе и фехтовании, так как они имеют фактор неожиданности в бою.

Сейчас уже никто не принуждает детей к праворукому письму в школе, не переучивает левшей. Конечно, леворукий ребенок будет сталкиваться с неудобствами окружающего пространства, так как вокруг нас все обустроено под праворуких. Но это не основание для беспокойства, а еще одна возможность проявить заботу о вашем особенном малыше».

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

Почему возникает леворукость?

Леворукость не диагноз, а особенность развития, индивидуальный вариант нормы. Левши прибегают к помощи левой руки намного чаще, чем правой, однако это не единственное их отличие от правшей. Мозг леворуких людей тоже устроен по-другому. У правшей превалирует левое полушарие, отвечающее за правую сторону тела, а также логику и анализ. У левшей же всё наоборот: более сильно развита правая часть мозга, ответственная за левую сторону тела, образное мышление и воображение.

Исследователи выделяют несколько причин леворукости. Во-первых, это может быть генетическая особенность, наследственный признак. Во-вторых, леворукость «случается» как результат компенсации, возникшей из-за родовой травмы или патологии беременности на последних сроках. Также к развитию леворукости может привести травма правой руки, полученная в раннем детском возрасте. В ряде случаев леворукость – дело привычки: ребёнок повторяет за одним из родителей-левшей и постепенно привыкает к главенству левой руки.

Леворукость не следует путать с левшеством – специфическим типом нервной системы (прежде всего головного мозга), при котором ведущими являются левая рука, левая нога, левый глаз и левое ухо.

Еще по теме «Психологические особенности леворуких детей, или Школьные проблемы левшей»:

по следам многих тем о трудностях в обучении:)

Разговор в нижней теме как то не заладился, а вернее пошел не в то русло, что пришлось свои сообщения удалить, а некоторые мои сообщения пришлись не ко двору и удалил сам автор темы 🙂 Да считаю, что домашнее, индивидуальное, заочное, семейное обучение это кому какое нравится на выбор 🙂 решением многих проблем с нашими детьми, тяжело первый год-два потом привыкаешь. и видишь только плюсы и основной плюс, что ребенок не приносит из школы всякую мерзость и не учиться этой мерзости, что…

О шариковых ручках (перед первым сентября:)) от маньяка.

Скажу сразу, ни экспертом, ни специалистом себя не считаю, на истину не претендую. Но так как: — являюсь мамой двух школьников, у которых проблемы с письмом были/есть…:( — являюсь организатором по канцелярке и ручек успела попробовать много:) — вопросы часто задают именно мне хочу попробовать сделать миниобзор и ответить на часто задаваемые вопросы. К сожалению, в наличии сейчас не все популярные/частозаказываемые ручки, пока о том что есть, позже — обещаю дополнить. Начну с НЕСТИРАЮЩИХСЯ…

Мамы левшей откликнитесь, пожалуйста 🙂

и у меня левша. особенностей с чтением не было никаких. Буквы выучил лет в пять, читал в пять с половиной плохо, к школе подтянулся. В классе сына были проблемные дети — все оказались скрытыми левшами. Проблемы примерно такие же, как вы описываете.

Что делать с плохим почерком у левши?

Конференция » Школьное и дополнительное образование детей «. Раздел: Школьные проблемы (репетитор для левшей по письму сам левша ). Мы поняли, что проблема психологическая. И я нашла психолога, специалиста именно по нашей проблеме, который…

Опять по чтению вопросы

Психологические особенности леворуких детей, или Школьные проблемы левшей. Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета.

Мамам левшей

Так или иначе, имея ребенка — левшу ,полезно знать особенности его развития, организации его мышления

Вот здесь общая статья про то, как должен быть организован процесс обучения леворукого ребенка и на какие проблемы следует обратить внимание:http..

Хотелось бы узнать про леворуких детей

Хотелось бы узнать про леворуких детей. Ребенок — левша. Детская психология

Мне кажется надо меньше на это обращать внимание- раньше леворуких ругал учитель, заставлял переучиваться- дети окружающие смеялись- вот и были проблемы и комплексы

Мой ребенок скрытый левша

Воспитание ребенка от 10 до 13 лет: образование, школьные проблемы, отношения Сейчас после всех тестирований и проверок у психолога мне сообщают, что мой ребенок левша. 3. Медлительность леворуких детей, так как для полного восприятия или понимания им…

Вопрос к мамам леворуких школьников

Вопрос к мамам леворуких школьников. Школа. Ребенок от 7 до 10. Еще когда-то слышала, что в Москве существует школа для леворуких детей, но найти не могу. Вопрос в том, стоит ли «усугублять» таким образом (отдельные прописи, школа ) дочкину особенность ?

!!! Проблемы с чтением

Психологические особенности леворуких детей, или Школьные проблемы левшей. Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета.

Вынужденный левша

Ребенок — левша. Детская психология. Вынужденный левша. Прочитала статью про левшей, о том какие неврологические проблемы бывают у переученных левшей ..

Я в панике!

Психологические особенности леворуких детей, или Школьные проблемы левшей. Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета.

Нужно ли переучивать ребенка-левшу?

Переучивать не стоит. Главное правило – не заставляйте ребенка делать, то что ему не нравится. Главное понять, что сдерживает ребенка и как ему помочь. Все люди разные и осваивание навыков, чтения, письма и т.д., идет у каждого по-своему

Конечно, прекрасно, что сейчас пристальное внимание отводится одаренным детям, но что делать остальным, особенно тем у кого что-то не получается?

Зачастую ребенок остается один со своими недетскими проблемами, т.к. родители, а иногда и специалисты, тоже не знают как ему помочь. Отсюда пререкания к ребенку «Тупица!», «Да ты ничего не можешь», либо просто родители стараются не замечать данных признаков, опуская руки. Отсюда начинаются у ребенка проблемы и в отношениях, поведении, учебе.

Так например, бабушка привела ребенка с жалобами на поведение и неуспеваемость в школе, со словами «Все время отвлекается», «Ничего не слышит». У ребенка наблюдалось дважды заикание, в 2 и 4 года. Когда он начал рисовать правой рукой, то бумага порвалась от сильного нажима карандаша, а в речи проявилось небольшое заикание. Когда ребенок взял карандаш в левую руку речь стала намного спокойнее, линии плавные. Бабушка, тут видя ситуацию, призналась, что ребенка с раннего детства, еще с ложки, стали переучивать.

Вмешательство в природные данные не заставило себя ждать. Это не прихоть ребенка выбирать ту или иную руку, это его данность, это отражение мозговой организации психической деятельности человека. В данном примере правая рука не сумела развиться, а левая была заторможена, что отразилось на речи.

Вывод. Дети с левшеством требуют постоянного контроля со стороны специалистов – психологов, нейропсихологов, дефектологов и участия родителей. Вопросы левшества и праворукости решаются у детей к более позднему возрасту, примерно к 7 годам. А в более раннем возрасте, лучше ребенку давать карандаши и в правую и в левую руку.

При соответствующих формирующих занятиях для левшей, они не только догоняют сверстников, но и благодаря своим особенностям они могут преуспеть в решении поставленных задач, предлагая наиболее интересные выходы. Ведь среди левшей множество гениальных личностей: математиков, художников, спортсменов и других.

Главной отличительной чертой у левшей является интуиция и изобретательность. К сожалению, без помощи родителей и специалистов, развитие выдающейся личности не всегда удается, а мы видим картину школьной дезадаптации.

Данными примерами я сделала попытку показать, что пристальное внимание к детям с левшеством должно быть оказано, но это требует направленного обучения. В последующей информации вы сможете извлечь практическую пользу для оказания поддержки и сопровождения ребенка-левши

Надо ли переучивать?

Хотелось бы, что дойдя до этой главы, вы бы сами ответили на этот вопрос. Устои прошлых лет требовали каких-то одинаковых качеств, стандартизации и следования общепринятым правилам. Всех «чесали под одну гребенку», чуть выделяешься из толпы, то тут же клеймят «белой вороной», травят, угнетают твои особенности. Это порождает миллион комплексов, неуверенность в себе, ненависть к людям и к своему телу. Это стресс, хронический и тяжелый. Говоря ребенку, что пользоваться левой рукой плохо и неправильно, вы самостоятельно взращиваете комплексы, проблемы с самооценкой, неврологические и психические проблемы.
 
В современном мире все проще, слава богу. Индивидуальность, непохожесть на серую массу однотипных людишек, наличие пусть маленькой, но особенности, поощряется и оборачивается из недостатка в достоинство. Зачем лишать своего чада уникальности? Хотя, лично мне, к примеру, леворукость не кажется чем-то из ряда вон выходящим, требующим коррекции или какого-либо вмешательства. Это действительно, как цвет волос, как веснушки, как тонкие «музыкальные» пальчики на руках. Это просто особенность тела, это ни порок, ни патология, ни недостаток. ЭТО НОРМАЛЬНО.

 
Но, никакие аргументы не действуют на любителей «старой школы» и следования стандартам. В их жизни все должно быть «как у людей», и, встречаясь с левшеством у своего ребенка, они по привычке или, может, в силу авторитарного воспитания, или под давлением старших родственников, или еще черт знает почему, стараются переучить ребенка работать только правой рукой. Бывает, что родители вовсе не против такой особенности, но педагоги в школе, воспитатели в садике думают иначе.
 
Так вот переучивать ребенка не только бессмысленно, но и чревато. Нет, можно впоследствии переучить ребенка писать только правой рукой. Но он писать будет правой, а делать все равно по-своему. Или станет правшой, но какой ценой! Научно доказано, что насильное переучивание крайне негативно сказывается на детской психике и является прямым следствием появления:
 

 ✓ нервного тика;
 

✓ заикания;
 

✓ дислексии;
 

✓ ночных недержаний (энурез);
 

✓  проблем с ориентацией во времени и пространстве;
 

✓  трудностей в учебе;
 

✓ раздражительности и упрямости;
 

✓  психосоматических заболеваний и т.д.
 
А теперь представьте, что всего этого можно избежать, просто отпустив какие-то свои представления об «идеальном ребенке» и о том, что «так правильно, а так не правильно». Зачем калечить психику малышу по причине своих убеждений? Он сам без вас разберется.

Плюсы и минусы леворукости

У левшей ведущее правое полушарие, у правшей-левое. Ученые обнаружили в левом полушарии центры, которые отвечают за письмо, счет и чтение.

Запоминание стихов, иностранных слов-это заслуга левого полушария. А правое отвечает , например, за  восприятие музыки, за способность различать  интонации.  Поэтому   часто левши обладают хорошим музыкальным слухом,  у них развит талант к танцам, рисованию, у них хорошая память. И еще интересно, что дети-левши часто бывают фантазерами.

Что еще говорят психологи? Что леворукие люди чаще бываю пессимистами, а правши-оптимистами.

Определение леворукости

Психологи говорят, что ведущую руку у  детей целесообразно определять в 4-5 лет. Существуют различные тесты для определения ведущей руки.

»Переплетение пальцев.»

Предложите ребенку сложить пальцы в замок. Тест выполняется быстро. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей-левой.

‘‘Поза Наполеона». 

Сложить руки на уровне груди. У правшей кисть правой руки обычно ложится сверху на левую руку.

»Одновременное действие обеих рук.»

Предложите ребенку нарисовать круг, квадрат, треугольник. Рисование ведущей рукой более точное, линии фигур ровные. Можно попробовать нарисовать фигуры   с закрытыми глазами.

Тестовые задания.

Чтобы результаты были более объективными, не говорите ребенку заранее о заданиях, что вы его будете проверять. Скажите просто-давай поиграем. Нужные предметы положите перед ребенком посередине стола, на одинаковом расстоянии от правой и левой руки.

Задание 1.

Рисование. Положите перед ребенком бумагу и карандаш.Предложите нарисовать то, что он захочет. А потом попросите нарисовать то же самое , но другой рукой. И сравните качество рисунков.

Задание 2. 

Открываем  и закрываем коробочки. Ведущей считается рука, которой ребенок открыл или закрыл коробочку.. использовать можно спичечные коробки, прятать фигурки, а ребенок будет находить.

Задание 3.

Играем в мяч. Взять маленький, например, теннисный мячик, и попросить ребенка бросить мячик в корзинку, ведерко одной рукой.

Задание 4.

Вырезаем по контуру. Вырезать картинки с открытки. Но форма ножниц должна соответствовать руке ребенка, чтобы получить более верный ответ, какая рука ведущая.

Задание 5.

Нанизываем пуговицы, бусинки на нитку.

Задание 6. 

Строим домик из кубиков. Ведущей считается рука, которой ребенок укладывает кубики.

Если в результате заданий и тестов вы уверились, что малыш-левша, то вот несколько советов психологов по его воспитанию и обучению.

Советы родителям леворуких детей-дошкольников

  1. Нельзя переучивать ребенка-левшу! Это отражается на ребенке. Он может стать нервным., раздражительным, станет плохо учиться. Могут случиться серьезные нарушения здоровья.
  2. Научите ребенка-левшу правильно сидеть. держать ручку. В этом случае свет должен падать с правой стороны.
  3. Не стоит подгонять ребенка-левшу, например, когда он читает, не ставьте перед ним каких-либо ограничений.
  4. Если ваш малыш идет впервый класс,то скажите обязательно учителю, что он левша. Пусть его посадят с левой стороны у окна, чтобы ему не мешали и не толкали его . когда он пишет.
  5. Поддерживайте вашего ребенка, никогда не говорите, что правая рука лучше левой, не сравнивайте его с другими детьми.
  6. Ребенок-левша очень нуждается в вашем внимании и поддержке.

И напоследок приведу примеры знаменитых людей, которые были левшами. 

Александр Македонский, Аристотель, Наполеон, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеладжело, Л. Бетховен, Моцарт, Андерсен, А. С. Пушки, М. Твен, Чарли Чаплин.

Может быть и ваш ребенок-левша станет знаменитым художником, музыкантом или ученым. Верьте в него, поддерживайте и развивайте его творческие способности. И все у вас получится!

Посмотрите видео-советы психолога .

Пишите ваши комментарии, мне всегда интересно читать и слышать ваши отзывы. Делитесь с друзьями информацией, нажимайте на кнопочки соц. сетей.

Ребенок левша. Причины

Самая частая причина – наследственная, когда один из родителей – левша. Леворукость в этом случае является нормой, индивидуальностью развития. Оба полушария мозга здоровы, выполняют свои функции, но доминирует правое полушарие, отвечающее за левую часть тела. Никаких проблем нет, кроме той, что мир ориентирован на правшей. Родителям надо учитывать особенности ребенка, помогать ему, и он сам быстро приспособится к праворукому миру. Такие дети ничем не отличаются от правшей ни по психике, ни по развитию.

Вторая причина леворукости – поражение левого полушария мозга во внутриутробном периоде или в связи с какой-либо болезнью во младенчестве, или во время тяжелых родов. Левое полушарие не может нормально функционировать, и правое берет на себя его функцию. Следствием этих причин является леворукость. Организм пытается компенсировать недостающие функции левого полушария и делает правое доминирующим. У такого ребенка часто бывают проблемы с развитием речи, обучаемостью, моторикой. Правое полушарие работает «за двоих». Ребенку и так трудно, а, если еще начать его переучивать, может случиться катастрофа. Это может повлечь за собой психические расстройства, энурез, нервные тики, заикание, проблемы с пищеварением, ослабление иммунитета и т.д. К счастью, сейчас в школах не борются с леворукостью, не переучивают как еще 30-40 лет назад.

Третья причина леворукости бывает вынужденной, например, связанной с травмой правой руки. И даже не у ребенка, а у его родителя. Много тому примеров, когда дети вернувшихся с войны отцов, потерявших правую руку, смотрели на них и все делали левой рукой «как папа». Если же у самого ребенка травмирована рука, и он бережет ее, все делая левой, то по выздоровлению правой руки ненавязчиво побуждайте ребенка использовать ее. Постепенно праворукость вернется. Переучивать ребенка с левой на правую руку следует только при подражании леворукому родственнику. В двух других случаях переучивать ребенка-левшу нельзя категорически.

Бывают случаи псевдолеворукости, когда не выявлено доминирующее полушарие мозга. Тогда ребенок использует обе руки одинаково. Это происходит из-за несформировавшейся связи между левым и правым полушариями мозга. В этом случае необходимо проконсультироваться с нейропсихологом. Специалист проведет занятия, в ходе которых выявится доминантное полушарие мозга, в большинстве случаев правое. Специалист владеет техниками, позволяющими сделать это довольно быстро, всего за несколько занятий. К десяти годам у многих детей доминирующее полушарие определяется без чьей-либо помощи. Но иногда этого не происходит и нужна дополнительная помощь, поэтому лучше раньше выявить статус ребенка.

Признаки

Формирование ведущей руки завершается у малыша в возрасте 4-5 лет. До этого периода допустимо использование им обоих рук. На данном этапе развития доминантность полушария мозга не определена. После 5 лет основной признак леворукости — выполнение бытовых действий левой рукой (чистка зубов, прием пищи, рисование, письмо, складывание кубиков, конструктора, расчесывание и т.д).

Диагностировать данную особенность несложно. Обычно родители сами определяют, что их малыш левша, наблюдая за его действиями.

Существуют задания, позволяющие диагностировать леворукость:

  • Рисование. Перед малышом кладут лист бумаги, карандаш и просят его нарисовать все, что ему захочется. Затем предлагают нарисовать то же самое, но другой рукой. После чего сравнивают качество выполненных рисунков.
  • Открывание коробочки. Положить в коробку любую игрушку, закрыть крышкой и попросить ребенка ее достать. Если преобладает левая рука, то соответственно, ей и будет открываться коробка. Для более достоверных данных задние следует повторить несколько раз.
  • Игра в мяч. Мама и ребенок бросают мяч друг другу, используя при этом только одну руку. Понаблюдайте, какой рукой он бросает и ловит мяч.
  • Вырезание. Ребенку предлагают вырезать любую картинку из открытки или журнала, при этом наблюдают за активностью левой и правой руки.
  • Мозаика или пазлы. Ребенку предлагается сложить картинку из несложных фрагментов, рассчитанных на его возраст. При выполнении задания отчетливо видно, какую руку он использует активнее. Именно ведущей рукой он будет брать фрагменты и укладывать их на нужное место.

Во время проведения заданий на леворукость, ребенок не должен знать об этом. Это обеспечит чистоту эксперимента.

Ссылка на основную публикацию