Конспект занятия по фэмп в старшей группе «геометрические фигуры»

Двигательная активность

  • Ходим по

    массажному коврику

  • Учимся ходить по линии или по следам, наклеенным на полу скотчем;
  • Учимся подпрыгивать вверх, стараясь коснуться предмета, находящегося чуть выше вытянутых рук;
  • Учимся перепрыгивать через веревочку или препятствие шириной 10-20 см.
  • Учимся стоять на одной ноге;
  • Учимся ходить на носочках;
  • Бросаем небольшие мячики или камушки одной рукой вдаль, бросаем мяч двумя руками из-за головы;
  • Бросаем мячики в горизонтальную цель (например, корзину, стоящую на полу);
  • Привыкаем делать зарядку по утрам;
  • Учимся действовать по сигналу. В этом пригодятся, например, такие двигательные игры:

Игра «Светофор». Взрослый говорит «Зеленый» (или показывает зеленую карточку) — ребенок идет или изображает, что едет на машине. Взрослый говорит «Красный» (показывает красную карточку) — ребенок стоит.

Игра «Самолеты». По команде заводим моторы (вращаем руки перед грудью, говорим «р-р-р»), взлетаем (руки в стороны), идем на посадку (медленно останавливаемся, опускаем руки).

Игра «День-ночь». Когда взрослый говорит «день», ребенок бегает, когда «ночь» — замирает, «спит».

Ход выполнения: выполнить задания, данные на рисунках:

А)Сравни предметы. Назови сходства между предметами и их различия (Приложение 1, рис. 13)

Б)Раздели предметы на три группы. Что между ними общего и чем они отличаются (Приложение 1, рис. 14)

В)Найди лишний предмет в каждом ряду (Приложение 1, рис. 15).

Г)Нарисуй фигуры, которые получатся после знака равно (Приложение 1, рис. 16).

Д)Дорисуй в каждом ряду фигуры

Обрати внимание на их последовательность (Приложение 1, рис. 17)

III Блок. Развитие способности к обратимости мыслительных процессов.

3.1. Игра-головоломка «Пифагор».

Цель: развитие мыслительной деятельности; также игра способствует развитию пространственного представления, воображения, смекалки и сообразительности.

Материал: Квадрат размером 7X7 см разрезан так, что получается 7 геометрических фигур: 2 разных по размеру квадрата, 2 маленьких треугольника, 2 — больших (в сравнении с маленькими) и 1 четырехугольник (параллелограмм) (Приложение 1, рис. 3).

Инструкция: Посмотри на образец (Приложение 1, рис. 4) и расскажи о способе расположения фигур. Попробуй выложить такие же фигуры. (По мере освоения детьми способов составления фигур-силуэтов уместно предлагать им задания творческого характера, стимулировать проявления смекалки, находчивости.)

3.2. Игра «Танграм».

Цель: учить детей анализировать способ расположения частей; также игра способствует составлению фигуры-силуэта, ориентируясь на образец (А); рассказывать предположительный способ расположения частей в составляемой фигуре, планировать ход ее выполнения (Б); развитию способности осуществлять предположительный зрительно – мыслительный анализ способа расположения фигур, проверяя его практически (В).

Материал: набор фигур к игре «Танграм» (Приложение 1, рис. 5, карточка – образец, фланелеграф, доска, мел.

Изучение фигур по методике Монтессори

Знакомство ребенка с формами складывается из двух компонентов: отношение родителей и правильный подбор материалов. Мария Монтессори предлагает малышам узнавать геометрию в игровой форме:

  • Из непрозрачного пакета или сумки ребенок берет в руки какой-то предмет, спрятанный взрослым, и пытается определить его форму не глядя.
  • Дошкольнику можно придумать слово-определение. Например, попросите ребенка назвать формы, которые могут кататься.
  • Называет фигуры с углами и без.
  • Попросите малыша представить свои ассоциации. Пусть кроха скажет или нарисует, на что похож треугольник, круг, овал и другие геометрические фигуры.

Кроме того, родители могут вырезать или купить трафареты, которые малыш будет обводить. С одной стороны, он сможет уверенно держать ручку или карандаш в руке. С другой – быстрее запомнит названия и очертания геометрических фигур.

Не стоит забывать и о важности рисунков. Во время совместного создания картин не забывайте проговаривать фигуры предметов

Например, «мы нарисуем квадратную коробку, в которой лежат круглые яблоки».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

— Ребята, вы любите читать рассказы и смотреть фильмы про отважных моряков, коварных пиратов, поиски кладов?

— Сегодня мы сами отправимся в волнующее путешествие, будем искать сокровища, которые спрятал капитан Флинт. Это будет морское путешествие. Для начала нам надо проверить, все ли в порядке с нашим кораблем.

— Посмотрите на него (педагог открывает панно)

2. «Найди нужную фигуру»

— Ребята, оказывается, морские разбойники — пираты совершенно не хотят, чтобы мы отыскали их сокровища. Они решили нам помешать отправиться в путь и повредили наши паруса с корабля. Посмотрите внимательно. На парусах наших дырки. А с такими парусами мы не сможем отправиться в путь. Нам нужно их зашить. Посмотрите на первый парус.

— В виде какой геометрической фигуры на нем дырка? (ответы детей)

— Правильно. У меня на столе лежат заплатки, вам нужно найти нужную и назвать ее цвет. Потом прикрепить магнитом на дырку в парусах.

— Какие еще дырки вы увидели в виде геометрических фигур? (ответы детей)

— Мы с вами зашили наши паруса и можно отправляться в путь. — Мы будем стараться попасть на остров сокровищ (включается фонограмма — шум моря)

2 Гимнастика для глаз.

Мы плывем по морю закроем глазки. Послушаем как шумит море. Открываем глазки. Посмотрим все ли у на борту корабля. Каждый смотрит на своего соседа по парте. Посмотрели вокруг на всех пассажиров. А теперь посмотрим вдаль, .далеко, далеко. Что мы там видим? (остров)

Но там большая гора. Вход закрыт камнем. Какую фигуру вам напоминает дверь?

Внутри горы есть маленькие пещеры, только пройдя через них, мы найдем сокровища.

Чтобы открыть вход в пещеру нужно выполнить задание.

3. Физкульминутка

Треугольник–прошагай,

Квадрат–приседай,

Ну, а если круг – дружок,

Выполняя скорей прыжок.

4. «Отгадай»

Сейчас мы попали в загадочную пещеру. На какую фигуру она похожа?

Чтоб прийти дальше нужно отгадать загадки.

Эта форма у клубка,

У планеты, колобка,

Но сожми ее, дружок,

И получится. (кружок)

Если взял бы я окружность,

С двух сторон немного сжал,

Отвечайте дети дружно —

Получился бы. (овал)

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны, —

Ну, пожалуй, и довольно! —

Что ты видишь? -.

(Треугольник)

Четыре угла на окошко я похож из далека (квадрат)

Если встали все квадраты

На вершины под углом бы,

То бы видели ребята

Не квадраты мы, а.

(ромб)

Идем в следующую пещеру.

На какую фигуру она похожа?

Чтоб идти дальше нужно выполнить задание.

5 Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять!

В пещере спрятались опять.

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять!

Побежали задание выполнять опять.

6 «Собери из геометрических фигур рисунок»

Вот мы с вами пришли в следующую пещеру.

Я, весёлая лиса, у меня больна сестра,

Ей вцепилась в хвост оса,

Она бедняжка, так вертелась,

Что на части разлетелась!

Помогите! Помогите!

Из фигур ее сложите.

Молодцы ребята движемся дальше по пещере.

7 «Найди фигуру»

Вот мы и оказались в следующей пещере.. На что похожа дверь?

Нам нужно найти в мешочке фигуру, которую написал пират на листе, чтобы запутать путешественников. Задание предоставляется выполнять каждому индивидуально (круг, квадрат, овал, треугольник, многоугольник)

8 «Нарисуй фигуру»

А теперь вам нужно нарисовать фигуру которую вы нашли в мешочке.

Молодцы. Теперь мы вами пришли в последнюю пещеру и нашли сокровища. И теперь отправляемся домой.

9 Итог занятия

Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу. Зачем мы отправились в путешествие? Что мы делали во время нашего путешествия? Какие задания выполняли? Какие задания вам понравились? Молодцы, вы сегодня хорошо поработали. Наше путешествие-занятие закончилось. Отдыхайте.

5 правил обучения геометрическим фигурам

Стоит помнить, что вся информация, которая нам кажется элементарной, для детей является новой и часто непонятной. С геометрическими фигурами это правило работает почти всегда. Поэтому, если ребенок путает круг с квадратом и не желает исправляться, будьте терпеливы и не ругайте кроху за промахи.

Для более быстрого и легкого усвоения знаний крохой следуйте простым советам.

  1. Указывайте малышу на геометрические формы в повседневной жизни. Показав чаду книгу, скажите, что она прямоугольная, продемонстрировав блюдце, дайте ему определение «круг».
  2. Пытайтесь получать обратную связь. Осведомитесь у малыша, к какой категории относится дом, стол, подушка. Посмотрите обучающее видео и попросите ребенка рассказать, что он увидел.
  3. Используйте игрушки правильных геометрических форм. Купите крохе круглые и треугольные формочки, кубики, мяч.
  4. Играй те в игры, где требуется знание названий фигур (см. ниже).
  5. Смотрите видео и мультики, рассказывающие о формах (например, «Беби Эйнштейн»).

Как проводятся развивающие занятия с детьми 3-4 лет дома

Домашнее обучение – трудоёмкий процесс, требующий определённой подготовки родителя и правильного настроя. Для эффективной работы нужно не только продумать содержание занятий, но и пробудить интерес ребёнка к обучению. Что нужно знать?

Принципы организации домашних занятий

Любое обучение, домашнее или профессиональное, должно проводиться в соответствии с основными принципами педагогики и учитывать возрастные особенности дошколёнка. Что нужно знать?

  1. Во-первых, для детей 3 лет ведущей деятельностью является игра. Только играя, малыш может полностью погрузиться в обучающий процесс и прочно усвоить необходимые знания.
  2. Во-вторых, все занятия с ребёнком должны носить системный характер. Ежедневные уроки, задания которых планируются заранее, усложняются по мере их усвоения.
  3. В-третьих, деятельность ребёнка должна постоянно меняться – чередуйте умственную нагрузку с физическими упражнениями и заданиями творческого характера. 

Условия проведения «уроков» для дошколят

В 3 года дети уже умеют подолгу концентрироваться на интересующем их объекте, и всё же не стоит планировать слишком много заданий. Длительность занятия с детьми 3 лет должно быть не более 25 минут, с обязательной динамической паузой.

Тематический материал:

  • Развивающие игры для мальчиков 3 лет
  • Игры для девочек 4 лет — развивающие

Приступать к работе лучше, когда ребёнок успел отдохнуть и пребывает в хорошем настроении, обычно занимаются после завтрака или дневного сна, каждый день в одинаковое время.

Во время работы ничто не должно отвлекать внимание крохи – уберите всё лишнее со стола и с поля зрения. Используйте яркий реквизит, раздаточные материалы и пособия

Их можно купить или сделать самостоятельно. Чтобы интерес к данным средствам обучения не пропал, старайтесь не играть с ними вне занятий

Используйте яркий реквизит, раздаточные материалы и пособия. Их можно купить или сделать самостоятельно. Чтобы интерес к данным средствам обучения не пропал, старайтесь не играть с ними вне занятий.

Хорошо, если все упражнения занятия объединены одним сюжетом

Так будет проще удержать внимание ребёнка

Задачи и планирование

Результативность любой работы, в том числе и педагогической, зависит от правильно поставленных задач и чёткого плана их реализации.

К  основным задачам развивающих занятий для детей 3-4 лет можно отнести следующие:

  • формирование мыслительных навыков;
  • развитие моторики, воображения и творческих способностей;
  • совершенствование звуковой и смысловой сторон речи, расширение словарного запаса;
  • формирование представления о явлениях и свойствах предметов, окружающем мире;
  • воспитание личностных качеств, обучение нормам поведения.

Составлять план развивающих занятий для детей от 3 лет нужно так, чтобы различные виды деятельности чередовались. Еженедельное планирование поможет понять, какое упражнение стоит оставить, какое усложнить, а что вовсе отложить на некоторое время.

Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков

Что нового в этом возрасте:

Играем с прищепками (прицепляем прищепки к шаблонам, перекладываем с помощью прищепок кусочки поролона);

Игры-моталочки;

Делаем мыльную пену (учимся взбивать венчиком, надуваем пузыри через трубочку);

Отыскиваем предметы в мешке на ощупь;

Учимся упорядочивать предметы, ориентируясь одновременно на цвет и размер, либо на цвет и форму;

Пример подходящей для этого игрушки — цилиндрики (Лабиринт, My-shop, KoroBoom)

Играем с орехами (запоминаем их названия, сортируем по видам, достаем из мешка на ощупь);

Играем с пинцетом;

Пример детского пинцета и других полезных инструментов для развития моторики

Играем с сенсорными коробками;

Играем со стучалкой (с гвоздиками);

Пример стучалки: Ozon, My-shop, Babadu

Собираем матрешку, совмещая рисунок на ее частях;

Пример матрешки: Лабиринт, My-shop, Дочки & сыночки

Собираем пазлы из 4-20 частей;

Пример пазла: Ozon, Лабиринт, My-shop

Находим недостающие фрагменты на самодельном пазле;

Делаем упражнения для пальчиков с пальчиковыми игрушками;

Пример пальчиковых игрушек: Ozon, My-shop, KoroBoom

Подбираем болты и гайки по размерам, прикручиваем;

Подбираем ключики к замочкам;

Выкладываем макароны/пуговицы по линиям;

Играем с пипеткой, разливая воду по ячейкам; играем с резиновой грушей и дозатором;

Пример пипетки

Вырезаем ножницами;

Пример тетрадей для вырезания — Kumon: Лабиринт, My-shop, Ozon

Играем с конструкторами;

Вот здесь можно найти подборку конструкторов для детей от 2 лет; а здесь — варианты первых построек из кубиков.

Конструируем из счетных палочек;

Играем со шнуровкой-планшетиком;

Пример шнуровки: Ozon, KoroBoom, My-shop

Играем с кинетическим песком;

Пример кинетического песка (Ozon, My-shop)

Уже знакомые игры:

Строим дорожки из домино;

Переливаем воду из одной миски в другую при помощи губки;

Составляем картинку на кубиках-пазлах;

Пробуем варианты из 4 кубиков: Ozon, Лабиринт, My-shop

и из 9 кубиков: Ozon, Лабиринт, My-shop

Играем с двух-трехслойными рамками-вкладышами;

Пример трехслойного и двухслойного пазлов

Играем в рыбалку с колечками от пирамидки;

Подбираем крышки к баночкам;

Играем с рамками-вкладышами без фоновых картинок;

Примеры рамок: Лабиринт, My-shop, KoroBoom

Играем в магнитную рыбалку;

Примеры рыбалок: Ozon, KoroBoom, My-shop

Играем в мозаику;

Примеры первых мозаик: Ozon, Лабиринт, My-shop

Открываем и закрываем коробочки с разными вариантами закрывания / защелкивания;

Учимся открывать закрывать замочки, щеколды и т.п.;

Пример доски с замочками (My-shop, KoroBoom) или бизиборда

Разливаем воду из чайничка по стаканчикам;

Просеиваем крупу через ситечко;

Режем овощи и фрукты;

Пример набора овощей (Ozon, My-shop, Лабиринт)

Играем в лото;

Собираем грибы / ягоды;

Одеваем кукол, накладывая одежду;

Примеры наборов для одевания кукол (Ozon, My-shop)

Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;

Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Чистим вареное яичко;

Учимся расстегивать липучки, молнии, откручивать и закручивать крышки от бутылок;

Примеры полезных в этом деле игрушек: 

Развивающий коврик своими руками

Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)

Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)

Играем с сортером

Примерно в возрасте 1 года ребенок начинает замечать, что выбранную им фигурку сортера (Озон, Лабиринт, My-shop) можно протолкнуть далеко не в каждое отверстие

Поэтому во время игры необходимо акцентировать на этом внимание: «Так, вот у нас круг – сюда он не подходит, сюда не подходит, а куда же подходит?». Поначалу повернуть фигуру под правильным углом малышу может быть тяжеловато, но это не страшно, это вопрос практики

Главное, не забывайте вовремя увлекательного процесса «проталкивания» все время произносить названия фигур, и ребенок незаметно их все запомнит.

Важно! При выборе сортера обратите внимание на то, чтобы там были представлены все основные геометрические фигуры, а не только сердечки и полумесяцы

Развитие речи

  • Делаем ариткуляционные упражнения;
  • Делаем дыхательные упражнения;
  • Рассказываем вместе специальные стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов;
  • Игры на развитие речи

Например:

Игра «Повторялки». Взрослый произносит слова громко, тихо или шепотом. Ребенок повторяет с соответствующей степенью громкости.

Игра «Для чего это нужно». Взрослый спрашивает зачем нужен тот или иной предмет (стол, стул, шкаф, кровать). Ребенок отвечает.

Игра «Неправильная сказка». Взрослый рассказывает какую-нибудь хорошо знакомую сказку (колобок, например) с ошибками. Ребенок исправляет   и др.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас. Возьмитесь за руки, подарите друг другу улыбку. А теперь подарите свою улыбку мне. Отлично! Сейчас у нас начнется занятие — математика, на котором мы с вами будем работать с геометрическими фигурами. Давайте все сядем на свои места.

Дети рассаживаются на свои места.

Воспитатель: Как я уже сказала, мы с вами будем работать с геометрическими фигурами. А вот с какими, вам предстоит отгадать.

Игра «Узнай меня»

Три моих стороны

Могут разной быть длины.

Где стороны встречаются –

Угол получается.

Что же вышло? Посмотри!

Ведь углов-то тоже три.

На меня вы посмотрите,

Мое имя назовите. Треугольник.

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

Прикатилось колесо,

Ведь похожее оно,

Как наглядная натура

Лишь на круглую фигуру.

Догадался, милый друг?

Ну, конечно, это … круг.

Не овал я и не круг,

Треугольнику не друг.

Прямоугольнику я брат,

А зовут меня. квадрат.

Вы подумайте, скажите.

Только помнить вы должны:

Стороны фигуры этой

Противоположные равны. Прямоугольник

Чуть приплюснутый квадрат

Приглашает опознать:

Острый угол и тупой

Вечно связаны судьбой.

Догадались дело в чем?

Как фигуру назовем? Ромб

Он похожий на яйцо

Или на твое лицо.

Вот такая есть окружность —

Очень странная наружность:

Круг приплюснутым стал.

Получился вдруг…. овал

Шесть тупых углов внутри

На фигуре рассмотри

И представь, что из квадрата

Получили его брата.

Слишком много здесь углов,

Ты назвать его готов? Многоугольник

Треугольник подпилили

И фигуру получили:

Два тупых угла внутри

И два острых – посмотри.

Не квадрат, не треугольник,

А похож на многоугольник. Трапеция

Воспитатель: Молодцы, все фигуры назвали правильно. Давайте еще раз перечислим, с какими геометрическими фигурами мы будем работать (отвечают несколько детей).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что геометрические фигуры можно нарисовать, начертить в тетради, вырезать из цветной бумаги. А еще их можно выложить из счетных палочек. И не одну, а сразу несколько. Давайте попробуем.

— отсчитайте три палочки и сделайте треугольник

— отсчитайте еще две палочки и сделайте еще один треугольник

— сколько треугольников получилось? (два)

— сколько палочек вы отсчитали?

— отсчитайте четыре палочки и сделайте квадрат.

— отсчитайте еще три палочки и сделайте еще один квадрат

— какая фигура у вас получилась? (прямоугольник)

— сколько четырехугольников получилось? (три)

— а сколько многоугольников получилось? (три)

— назовите их (два квадрата и один многоугольник)

— отсчитайте еще три палочки и сделайте еще один квадрат.

— сколько палочек вы отсчитали?

— какие фигуры у вас получились?

Физминутка

Поработали, ребятки,

А теперь все на зарядку!

Столько раз ногою топнем (показываю цифру 6)

Столько раз руками хлопнем (показываю цифру 10)

Мы присядем столько раз (показываю цифру 7)

Мы наклонимся сейчас (показываю цифру 4)

Мы подпрыгнем ровно столько (показываю цифру 8)

Ай да счёт! Игра и только.

Воспитатель: А сейчас мы будем работать с карточками. У каждого на столе лежит карточки с изображением геометрических фигур. Вы должны внимательно рассмотреть свою карточку и точно рассказать, как расположены фигуры на вашей карточке.

Воспитатель: — Где находиться прямоугольник?

Ребенок: — Прямоугольник находится посередине.

Воспитатель: — Где находится овал?

Ребенок: — Овал находится справа от прямоугольника

Воспитатель: — Где находится круг?

Ребенок: — Круг находится внизу, под прямоугольником

Воспитатель: — Где находится квадрат?

Ребенок: — Квадрат находится слева от прямоугольника

Воспитатель: — Где находится треугольник?

Ребенок: — Треугольник находится сверху, над прямоугольником.

(При этом карточку можно поворачивать в разные стороны, изменяя расположение фигур, и задавать те же вопросы.)

Игра «Чудесный мешочек» В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру, которую хочет показать. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру.

Воспитатель: Подошло к концу наше занятие. С чем мы сегодня работали на занятии (с геометрическими фигурами). Чему вы научились на занятии? (выкладывать геометрические фигуры из счетных палочек)

А теперь оцените свою работу на занятии. Если у вас хорошее настроение, вам было интересно на занятии, у вас все получалось, то поднимите руки вверх, а если вы чувствовали себя неуютно, у вас что-то не получалось, тогда опустите руки вниз.

Рисуем

Во время совместного рисования с ребенком также не забывайте произносить названия форм. «Так, нарисуем квадрат, теперь треугольник – получился домик», «Нарисуем круг, овал, палочку, палочку – получился человечек».

Примерно с 1,5 лет малышу уже можно предлагать обводить фигуры по трафаретам. Первые трафареты с геометрическими фигурами вы можете сделать самостоятельно из плотного картона, т.к. готовые трафареты, как правило, очень малы для самых первых опытов рисования. Первые трафареты для Таисии я сделала из не очень удачного набора карточек (картинки были не очень, а вот картон отличный), четырех основных фигур нам хватило за глаза (размер наших трафаретов 8×8 см).

Года в 2 Таисия полюбила рисовать по небольшим трафаретам (еще вариант), а также в этом возрасте мы начали обводить с наружной стороны блоки Дьенеша, это было не менее интересно, хотя и потруднее.

Ход работы:

Организационный момент.

Здравствуйте дети! Я вас рада вновь встретится с вами на занятии. Сегодня к нам в гости пришёл робот Вася. Робот Вася знает, что он сделан из разных фигурок, но какой формы эти фигурки он никак не может запомнить. Давайте, дети поможем в этом Васе.

Он приглашает нас на сказку.

Заглянем вместе в мир фигур.

Треугольник, круг, квадрат

Представить вам он буду рад.

Сегодня на занятии робот Вася познакомит нас со своими друзьями треугольником, кругом, квадратом.

Дети скажите, как можно назвать квадрат, круг, треугольник? (геометрические фигуры).

Робот Вася сейчас расскажет нам, о том, как он познакомился со своими друзьями.

Рассказ робота Васи.

Гулял как-то раз Я по городу. Вижу, стоит дворец необычной формы и красоты. Мне стало интересно узнать, кто же живёт в этом дворце.

Постучался Я в дверь: кто, кто здесь живёт?

Смотрите – это круг.

Немало есть кругов вокруг.

Монетка круг и блюдце круг

И солнце на картинке круг».

Дети, давайте познакомимся с кругом. Он похожий на солнышко, такой же гладкий, ровный, без углов. Возьмите в руки фигурки кругов, потрогайте их, хорошо осмотрите, изучите.

Постучался Я вновь в дверь: кто, кто ещё живёт в этом дворце?

Треугольник, три угла. Посмотрите детвора.

Меня не сложно описать,

Я как подобие крыла:

Три стороны и три угла.

1, 2, 3 ты посмотри».

Дети, давайте познакомимся с треугольником.

Возьмите в руки фигурки треугольников, хорошо осмотрите, изучите,

потрогайте три уголочка.

Постучался Я вновь в дверь: кто, кто ещё живёт в этом дворце?

Квадрат – очень рад,

Что, сложен, словно на парад,

Красив и строг: ведь у меня

Равны все стороны, ура!

Дети, давайте познакомимся с квадратом.

Возьмите в руки фигурки квадратиков, хорошо осмотрим, изучим их,

потрогаем руками четыре уголка.

Круг, треугольник и квадрат – это геометрические фигуры.

Круг, квадрат и треугольник

Вместе весело живут.

Круг, квадрат и треугольник

В гости вас к себе зовут.

Роботу Васе понравились необычные жители царства, и он решил познакомить с ними нас.

Физкультминутка.

Встанем, ребята и отдохнем. Повторяйте за мной. «Посмотрите-ка вокруг,

Пальчиком рисуем круг.

Треугольник, три угла.

Посмотрите, детвора.

А вот квадрат.

Он встрече рад».

Садимся на места.

А сейчас Вася предлагает всем вместе поиграть в игры.

Игры.

Первая игра «Назови ласково друзей робота».

Круг – … (кружок).

Треугольник – … (треугольничек).

Квадрат – … (квадратик).

Вторая игра «Волшебный мешочек».

Робот Вася приготовил для нас «Волшебный мешочек», в котором спрятал своих друзей. Мы будем на ощупь их брать по одному и определять кто же это.

(Друзья робота – геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат – отличаются по форме).

Третья игра «Один – много».

Наш гость Вася хочет, чтобы у него таких необычных друзей было много и просит нас помочь ему в этом.

Круг – … (круги).

Треугольник – … (треугольники).

Квадрат – … (квадраты).

Четвёртая игра «Назови на кого (круг, треугольник, квадрат) из друзей похож предмет».

Весь мир устроен из фигур,

Лишь присмотритесь – я не лгу

Дома, машины, люди, звери,

Столы, картины, окна, двери,

Пруды, каналы и поля

И в целом вся наша Земля.

Мяч похож на круг, значит он (круглый).

Ёлочка похоже на треугольник, значит она (треугольная).

Дом похоже на квадрат, значит он (квадратный).

Робот Вася внимательно нас слушал, всё изучал, и наконец, понял, из фигурок какой формы он состоит.

Дети, а вы нарисуйте портрет Робота Васи и подарите ему для того, чтобы он никогда не забывал форму своего тела.

Итог занятия.

Наше путешествие в сказку подошло к концу. Робот Вася вместе со своими друзьями прощается с нами. Он хочет всех нас поблагодарить за помощь, оказанную ему.

Когда нибудь он приедет к нам в гости снова.

Что нового и интересного вы узнали?

С какими геометрическими фигурами познакомились?

Я думаю, что у вас появилось больше друзей, о которых вы расскажете своим родителям.

Ход занятия:

(Дети стоят на коврике)

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг.

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

— Давайте пожелаем друг другу доброе утро называя имя рядом стоящего ласково.

Ребята, сегодня утром на столе я нашла письмо, которое адресовано детям старшей группы «Солнышко». Интересно, от кого оно?

Хотите узнать?

Тогда отгадайте загадку:

Три вершины в нем видны,

Три угла, три стороны,

С ним знаком даже дошкольник

Ведь фигура – (треугольник).

Давайте прочтём его: «Здравствуйте, милые ребята, прошу помочь нам. В нашей стране происходят, какие-то странные вещи. Все перепуталось. Помогите,пожалуйста». Поможем?

-Давайте,ребята послушаем что-же произошло в стране Геометрия. (чтение или рассказ сказки «Важные фигуры».)

-Теперь все понятно. Я знаю как им помочь. Давайте отправимся в страну Геометрия, повторяйте за мной:

«Ножкой топнем-в ладоши хлопнем

Вокруг себя повернемся, дружно за руки возьмемся

Глаза закроем –скажем «Ах»-и окажемся в гостях»

Д/и «Чудесный мешочек»

Цель:закрепить название геометрических фигур, умение определять их на ощупь.

Ребята садитесь за столы.

(На столах стоят тарелочки с раздаточным материалом).

Проводится д/и «Выставка фигур». Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие мелкой моторики.

Дети из счетных палочек выкладывают геометрические фигуры, по выбору воспитателя называют фигуру, количество углов и сторон.

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте сделаем массаж счетными палочками (несколько палочек положить между ладошками и проводить массаж около минуты).

Воспитатель: Итак ребята, продолжаем наше путешествие посмотрите на какой улице мы с вами находимся (вывешиваем карточки с изображением геометрических домов с окошками и дорожками разной длинны).Предлагаем детям отвечать на вопросы показывая карточки с цифрами (раздаточные). Задаем вопросы:

-Сколько окошек в круглом(4, овальном(4, треугольном(2, прямоугольном(3, квадратном(3) доме?

— Как вы думаете, в каком доме живет какая геометрическая фигура?

— Чей дом самый высокий (низкий?

— Чей дом самый широкий (узкий?

— К чьему дому ведет самая длинная (короткая) дорожка?

Воспитатель: А сейчас, ребята, нам надо немного размяться, выходим на коврик и повторяем за мной:

-цифра 6-6хлопков,

-цифра 5- 5 прыжков,

-цифра 3- 3 приседания,

-показывается цифра 2 -2хлопка.

Садятся на свои места.

Посмотрите, что появилось на наших столах?

-Правильно, кубики. Но это не просто кубики, возьмите кубик в руки и проведите по нему рукой, что вы чувствуете?

-? Это кубы, они объёмные, у них есть углы, ребра, грани. Одна грань куба – квадрат.

— Чем куб отличается от квадрата? (квадрат плоский, куб объемный)

— Чем куб отличается от шара? (есть углы, не может катиться).

— Какое общее свойство у куба и шара? (они оба объемные)

Воспитатель: — Почему из кубов удобно строить? (они не катятся, объемные).

— Из каких фигур мы строили дом? (ответы детей).

-Вот ребята мы и помогли жителям страны «Геометрия», а в знак благодарности они прислали нам вот эту игру «Объемные и геометрические фигуры»,что бы мы помнили о нашем путишествии.

— Ну что ж, как не грустно, но нам пора возвращаться домой, все тропинки одолели без запинки.

— Закройте все глаза, а мы сосчитаем обратным счётом от 3 до 1. Вот мы и в группе, но я думаю, что мы ещё не раз побываем в замечательной стране геометрических фигур.

. Подведение итогов:

Вы сегодня побывали в гостях у сказки, где все связано с математикой. Все вы старались, внимательно слушали, поэтому и справились со всеми заданиями.

— Какие задания вам показались интересными? Какие сложными? С какими заданиями вы справились быстрее.

— Занятие закончилось, спасибо Треугольнику за наше сказочное путешествие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов

Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов

Формирование представлений детей дошкольного возраста о геометрических фигурах и форме предметов посредством развивающих игр в рамках ФГОС ДОО

Консультация для родителей на тему «Особенности формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у дошкольников».

Развитие представлений детей о геометрических фигурах и форме предметов для разновозрастных групп

Развитие представлений о геометрических фигурах и форме предметов детей дошкольного возраста.

Статья «Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр»

Ход ООД

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришла в гости собачка. Ее зовут Ласка. Давайте поздороваемся с ней (дети здороваются). Ласка хочет с вами поиграть, и поэтому она принесла с собой вот такую красивую коробку. Давайте посмотрим, что лежит в этой коробке (воспитатель заглядывает в коробку и начинает загадывать загадки). Только тот, кто будет внимательным, сможет поиграть с Лаской.

Знакомство с геометрическими человечками.

Итак, слушайте первую загадку:

— Нет углов у меня и похож на блюдце я.

На тарелку и на крышку,

На кольцо и колесо.

Угадайте, друзья, кто же я?

Дети: Круг.

Воспитатель: Верно, молодцы. А кто это у нас (воспитатель достает круглого человечка). Это круглый человечек. У него есть ручки. Какие они?

Дети: Круглые.

Воспитатель: У него есть ножки. Какие они?

Дети: Круглые.

Воспитатель: А что еще есть у круглого человечка?

Дети: Глазки, ротик. Они тоже круглые.

Воспитатель: Совершенно верно. А какого цвета человечек?

Дети: Человечек – желтый.

Воспитатель: А теперь найдите в нашей группе что-нибудь круглое.  (Дети называют предметы круглой формы).

Воспитатель: Слушайте следующую загадку от Ласки

— Три вершины, три угла, три сторонки у меня. Кто же я?

Дети: Треугольник.

Воспитатель:(показывает треугольного человечка). Познакомьтесь, это треугольный человечек. Какого он цвета? Что у него есть?

Дети: Человечек красного цвета, у него есть ручки, ножки, глазки, ротик. Они все треугольные.

Воспитатель: А что похоже на треугольник?

Дети: Флажок, пирамидка, крыша домика.

Воспитатель:

Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я….

Дети: Квадрат.

Воспитатель: Познакомьтесь – это квадратный человек. А почему он называется так?

Дети: Человек похож на квадрат.

Воспитатель: Что еще есть у квадратного человечка?

Дети: Ручки, глазки, ножки, ротик. Они квадратные.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на нашу группу и найдите что-нибудь квадратное.

Дети: книжка, окно, кубик.

Воспитатель: Ласка спрашивает у вас, какого цвета квадратный человечек?

Дети: Синего.

. Физкультминутка

Во дворе щенок играл,

Прыгал, бегал и считал:

«Раз – прыжок и три кивка,

Два – направо голова,

Три – налево поворот» –

И помчался до ворот,

А потом вздохнул и сел:

Он устал и присмирел.

Воспитатель: У Ласки тоже есть маленькие щенята, они очень любят играть, и они порвали все коврики дома. Ребята давайте поможем ласке — залатаем коврики. Игра «Залатай коврик»

Воспитатель: с этим заданием справились, молодцы.

Воспитатель: Ребята, а давайте маленьким щенятам Ласки построим домики. Кто знает как называются домики у собак?

Дети: Конура.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Давайте изгеометрических фигур и построим конуру для щенят. Ребята, перед каждым из вас лежат геометрические фигуры. Давайте с вами еще раз их назовем.

Дети: круг, квадрат, треугольник.

Воспитатель: — Как вы думаете, из какой фигуры мы с вами сделаем стены будки?

Дети: Из квадрата.

Воспитатель: А из какой крышу будки?

Дети: Из треугольника.

Воспитатель: Но нашему щенку ведь нужно как-то попасть в свою будку, нужно сделать для него вход, поэтому возьмите круг и приклейте его в центре квадрата.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

— Щенята вам очень благодарны будут, что вы сделали для него будку.

— Давайте попрощаемся с Лаской, скажем ему «До свидания!»

— Я думаю он еще когда-нибудь захочет к нам прийти на занятие.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, о каких фигурах мы с вами сегодня говорили?

Дети: О круге, квадрате и треугольнике

Воспитатель: Молодцы, ребята. — Смотрите, ребята Ласка ушла и оставила для вас свое угощение.

Ссылка на основную публикацию