«игры и упражнения, применяемые при работе с детьми сдвг»

Выключается свет. Дети стоят в кругу. Зажигается свеча, которую дети передают друг другу с пожеланиями, комплиментами и т.п. Дети загадывают про себя желание. Затем на счет: «Раз, два, три», свеча задувается всеми детьми.

Занятие № 2.

Задачи:

  • развитие произвольности и самоконтроля;

  • развитие внимания, наблюдательности и воображения;

  • развитие эмоционально-выразительных движений;

  • развитие и совершенствование коммуникативных навыков;

  • снятие страха закрытого пространства, темноты, состояния тревожности.

Материалы к занятию:магнитофон; кассета с записью спокойной музыкой; мольберт; доска и мел (лист ватмана и фломастеры); палочка (длина-30 см). Ткань, размером с одеяло (желательно зеленого цвета).

1.Упражнение « Йоговская гимнастика» (см. Занятие 1).

2.Игра «Изобрази явление».

Психолог и дети перечисляют предметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идет дождь, образуются лужи.

Психолог показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:

  • «Дует ветер»- дует, вытянув губы.

  • «Качаются деревья»- покачивает вытянутыми вверх руками.

  • «Падают листья» — выполняет плавные движения руками сверху вниз.

  • «Идет дождь»- выполняет движение руками сверху вниз.

  • «Появляются лужи»- смыкает руки в кольцо перед собой.

Когда дети запомнят показанные движения, объясняются правила игры: пока звучит музыка, дети бегают, танцуют, как только музыка прекращается, дети останавливаются и слушают, какое явление назовет психолог. Дети должны выполнить движения, которые соответствуют данному явлению.

3.Игра «Самолеты».

Дети сидят на корточках далеко друг от друга — «самолеты на аэродроме».

Психолог говорит:

-Самолеты загудели, загудели, загудели, поднялись и полетели.

Дети гудят вначале тихо, потом все громче, поднимаются и начинают бегать по залу, разведя руки в стороны.

-Полетели, полетели и сели.

Дети садятся на корточки, ждут команды психолога. Так делается несколько раз. В конце игры «самолеты прилетают к морю»- дети садятся на стульчики или ложатся на ковер так, чтобы не задевать друг друга.

4.Упражнение «Надоедливая муха».

Психолог говорит:

Представьте себе, что вы лежите на пляже, солнышко вас согревает, шевелиться не хочется. Вдруг муха прилетела и на лобик села. Чтобы прогнать муху, пошевелите бровями. Муха кружится возле глаза, поморгайте им, перелетает со щеки на щеку — надуйте по очереди каждую щеку, уселась на подбородок – подвигайте челюстью и т.д.

5.Упражнение «Раз, два, три – говори!».

Дети сидят на стульчиках. Перед ними стоит мольберт с изображением морского берега, волн, чаек, парохода. Психолог вызывает одного ребенка и шепотом предлагает ему внести в рисунок дополнение (изобразить облако, лодку, камешки на берегу, еще одну птицу и т.п.). Мольберт переворачивается, вызванный ребенок выполняет инструкцию, и рисунок вновь демонстрируется детям. Психолог просит детей определить, какая новая деталь появилась на картине, и назвать ее, но только после того, как прозвучит команда: «Раз, два, три – говори!».

6.Упражнение «Одно большое животное».

Дети и психолог встают в круг и берутся за руки.

Психолог говорит:

Представьте себе, что мы — одно большое животное. Будем дышать все вместе: шаг вперед – вдох, шаг назад – выдох.

Упражнение выполняется 3 раза.

7. Упражнение «Подземный мир».

Детям предлагается (2-3 человека) быть подземными животными (червячками). Дети находятся под тканью. Остальные натягивают ткань (это «земля»).

Психолог говорит:

По земле ходят животные (дети с помощью рук изображают следы животных), а под землей червячки живут в своем мире (детям, находящимся под тканью необходимо шевелиться, ползать). Но вот вдруг червячки превращаются в семена и пытаются найти выход на землю (прорости), они начинают искать лазейку, тянуться к солнцу, и вот они уже дают ростки, начинают расти все выше и выше, и наконец становятся большими и чувствуют как уверенно они могут стоять на ногах.

8.Упражнение «Кто сильнее кричит?».

Детям предлагается просто покричать. Это можно делать, прыгая, бегая, под музыку или без нее. Все будет зависеть от желания детей.

9.Релаксация.

Психолог говорит:

Лягте поудобнее, закройте глаза. Глубоко вздохните три раза. Мы идем пешком по улице к месту, где встретим Супермена.

Супермен ждет нас там. Он нам рад и хорошо знает, что сегодня он будет с нами гулять.

Теперь поднимитесь с ним на небольшой холм и почувствуйте, как вы становитесь сильнее. С вершины холма можно оглядеть все дали.

Вы все стали такими же сильными как Супермен. Вы никого не боитесь и спешите всем на помощь. А теперь каждый из вас должен совершить смелый поступок. Совершайте, а когда откроите глаза, то расскажите нам что же вы совершили.

10.Заключительный этап « Свеча».

2. Игры за столом (за партой)

Гиперактивные дети с трудом выдерживают занятие в детском саду, а тем более — школьный урок, поэтому для них необходимо проводить физкультминутки, которые можно выполнять как стоя, так и сидя за партами, по усмотрению педагога.

С этой целью полезно использовать “Пальчиковые игры” (М. Рузина “Страна пальчиковых игр”). Практика показывает, что дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста с удовольствием играют в такие игры как “Лестница в небо”, “Кукольный веер”, “Гонки” и др.

Педагог может начать игры с сообщения о том, что сейчас пальчики детей начнут “превращаться” то в сказочных персонажей, то в забавных зверьков, то в экзотических животных. Затем следует предложить несколько игр, подобных приведенным ниже.

“Многоножки”

Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.

“Двуножки”

Игра проводится аналогично предыдущей, но в вгонках” участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между “двуножками” левой и правой руки, между ^двуножками” соседей по парте.

“Слоны”

Средний палец правой или левой руки превращается в 4хобот”, остальные — в “ноги слона”. Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны также гонки слонов.

Чтобы игра не превратилась в постоянное развлечение учащихся и не мешала проведению других занятий, перед ее началом учитель должен четко сформулировать правила: начинать и заканчивать игру только по определенному сигналу. Одним из сигналов может стать карточка из игры “Кричалки — шепталки — молчалки”.

“Морские волны” (Лютова Е.К., Монина Г. Б.)

Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения. По сигналу педагога “Штиль” все дети в классе “замирают”

По сигналу “Волны” дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д. По сигналу учителя “Шторм” характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой “Штиль”

По сигналу педагога “Штиль” все дети в классе “замирают”. По сигналу “Волны” дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д. По сигналу учителя “Шторм” характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой “Штиль”.

“Ловим комаров” (Лютово Е.К., Монино Г.Б.)

Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.

Скажите детям: “Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс (группу) налетело много комаров. По команде “Начали!” вы будете ловить комаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет “ловить комаров” в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде “Стой!” вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? “Начали!”… “Стоп!” Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь — снова за работу!”

Использованная литература:

— Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, атревожными и аутичными детьми.

— Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.

— Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.

Ссылка на основную публикацию