Простые упражнения для развития речи детей 2-3х лет

Способы и методики обучения ребенка 2 лет умению говорить

Основной вид деятельности для детей младшего дошкольного возраста – это игра, где даже застенчивые малыши легко могут раскрыться. Игра-учеба, игра-занятие не займет у родителей много времени. Ребенок возраста 2-х лет не может долго сосредотачиваться на одном предмете. Через 10-15 минут подобного занятия ему просто станет скучно, и он начнет баловаться. Как же лучше всего развивать малыша? Для начала необходимо выбрать правильное время, когда его активность более высокая. Это рекомендуется делать утром после завтрака и гигиенических процедур, а также во второй половине дня после дневного сна.

Занятия могут быть следующими.

Одеваем куклу, укладываем ее спать, выкупаем ее в ванной, кукла собирается в гости и т.п. Нужно обсуждать все действия вместе с ребенком. Так, принимая в этом непосредственное участие, он будет учиться говорить и повторять за старшими.
Рассмотреть и описать игрушку, что с ней можно сделать. Взрослые в процессе общения с ребенком обязательно комментируют, что делают и как они играют с тем или иным предметом. Побуждают малыша задавать вопросы и стимулируют его отвечать на них. В случае, если тот в замешательстве, родители помогают ему сформулировать мысль.
«Зоопарк» − простая сюжетная игра, где много плюшевых зверей, которых надо покормить, погулять с ними и т.п. «Путешествие по комнате» − еще одна забавная аналогичная игра, в которой можно ехать на машине, гулять в роще, плавать в реке. Одним словом, стоит обыграть любую ситуацию: подражать голосу животных, мотору машины («гав-гав», «мяу-мяу», «би-би») – воспроизводить звуки.
Речь ребенка связана с его мыслительными процессами. Чтобы ребенок работал мозгами, можно совместно рассматривать книги с картинками, узнавать и называть по именам персонажей, отвечать на простые вопросы о них. Все эти приемы способствуют развитию речевого аппарата.
В своих занятиях очень хорошо использовать народное творчество: считалки, потешки, песенки, загадки, пословицы. Вместе с малышом проговаривать их, стараться заучивать наизусть

При этом важно, чтобы ребенок видел четкую артикуляцию губ мамы или папы, когда они проводят такие занятия.

В течение дня, общаясь с ребенком, давайте ему несложные поручения, побуждая исполнять их, обговаривая по мере необходимости каждое действие ребенка. Если родители будут выполнять все эти легкие рекомендации, то впоследствии у них не возникнет сложностей с формированием речи у своего малыша.

Помочь ребенку скорее освоить разговорную речь какой-либо «волшебной пилюлей» нельзя. Чтобы ребенок быстрее начал разговаривать, при этом чтобы его речь становилась внятной и правильной, с ним необходимо регулярно заниматься. Занятия необходимо проводить в игровой форме, чтобы кроха не уставал слишком быстро и не терял интерес к подобным занятиям.

Когда начинать учить ребенка разговаривать (Возраст)

Родителям важно помнить, что силой ничего не добиться, если ваш кроха не хочет что-то выговаривать, заставлять не надо. Всему свое время, но присматривать все же лишним не будет

Процесс развития речи можно разбить на 4 этапа:

От рождения до 6 месяцев (важно говорить с малышом, который лепечет в ответ).
От полугода до 1 года (воспроизведение малышом коротких сказок).
От 1 года до 1,5 года (называть все окружающие предметы).
От 1,5 года до 3 лет (постановка правильного произношения).

Наибольшее внимание следует уделить на последнем этапе. Если пустить развитие на самотек, проблем с речью в будущем не избежать

Необходимо следовать всем вышеуказанным методикам, и вашему чаду будет проще освоить и развить свой речевой аппарат и способность им управлять.

Маленькие дети не всегда понимают, что от них хотят родители, и иногда следует подождать, пока он сам созреет и заговорит легко и без запинки. Поверьте, такой день настанет, и тогда вы будете убегать от надоедливых вопросов и рассказов.

Рекомендации для родителей

Дети в возрасте трех лет знают большинство предметов или их назначение. Поэтому родителям нужно говорить название малознакомых предметов и объяснять, для чего они нужны. Кроме того, для развития словаря, грамматического строя и связной речи полезно следующее упражнение: выберите один предмет, опишите его. Спустя какое-то время спросите ребенка об этом предмете. Задавать вопросы нужно так, чтобы малыш давал развернутые ответы.

Рассматривайте вместе книги с иллюстрациями, рассказывайте, что там изображено. Можете потренироваться в пересказе коротких сказок − только они обязательно должны сопровождаться картинками. Во время пересказа задавайте наводящие вопросы, в которых уже будет содержаться часть ответа.

После прочтения сказки интересуйтесь мнением: какой герой понравился, почему, о чем была сказка, что больше всего запомнилось. Это хороший способ для развития грамматического строя и связной речи.

Во время прогулок рассматривайте окружающие предметы, тренируйте навыки счета, описаний природы (цветов, деревьев, животных, птиц). Отвечайте на каждый заданный вопрос, но предложения не должны быть сложными для детского восприятия. Речь взрослого должна быть понятной, звуки произносите четко, во время чтения используйте интонацию для передачи характеров персонажей.

В этом возрасте обязательно играйте в сюжетно-ролевые игры. Они не только развивают воображение, но и улучшают связную речь. Во время таких игр можно пополнять словарный запас. Например, изучить новые виды одежд, обуви или мебели. Сюжетно-ролевые игры подходят для тренировки дикции и выразительности речи.

Игры и упражнения

Чтобы научить ребенка говорить, можно использовать всевозможные игры и упражнения.

Артикуляционные игры

С полутора  лет можно выполнять очень занимательную и полезную зарядку для язычка. Все упражнения должна выполнять мама, малышу лишь остается смотреть, и со временем он научится повторять все мамины действия:

  • Погулять язычок собрался: (открываем рот)
  • Он умылся, (кончиком языка проведите по верхним зубам)
  • Причесался, (несколько раз проведите языком между верхними и нижними зубами, высуньте вперед и обратно спрячьте)
  • На прохожих оглянулся, (проведите языкам по губам – «облизнитесь»)
  • Вправо, влево повернулся, (повернуть поочередно язык в указанные стороны)
  • Вниз упал, наверх полез, (опустите язык вниз и поднимите вверх)
  • Раз — и в ротике исчез (спрячьте язык во рту).

Скороговорки для развития речи

Бывает дети, научившись говорить, не произносят некоторые звуки, чаще всего это звуки на буквы р, л (в твердых слогах), ш, ж, с. Следите за тем, чтобы ребенок сразу учился говорить звук правильно, а не заменял его на другой, переучить будет труднее. Вот несколько несложных упражнений:

Данная скороговорка нацелена на выработку звука

В бору бобёр и брат бобра работают без топора.

В грозу от груза арбузов развалился кузов.

В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Федоры – мухоморы..

Скороговорки на звук :

Поезд мчится, скрежеща: жэ, че, ша, ща.

Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу:

Жи, же, жа, жу. У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Скороговорки на звук :

У Сени и Сани в сенях сом с усами.

У осы не усы, не усища, а усики.

Скороговорки на звук :

Смешные шутки у Саши и Мишутки.

Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила — рукав не дошила.

Шакал шагал, шакал скакал. Шашки на столе, шишки на сосне.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Детей очень увлекают звуки животных  и в особенности подражание им. Как весело вместе по: мяукать, мычать, квакать, или рычать как тигр. Эта игра не только способствует развитию речи, но и в добавок обогатит словарный запас малыша, ведь он уже будет иметь представление, кто есть кто в царстве зверей.

Рекомендую вам посетить страничку моего блога sovetmamam.blogspot.ru раздел «Воспитание ребенка», статья посвящена тому, как совместный труд с малышом помогает развить многие его способности.

Обучающий массаж ручек

Игры с пальчиками вносят свой вклад в развитие речевых зон в коре головного мозга.

  • Погладьте тыльную сторону ладошек, приговаривая, гладим «киску».
  • Затем погладьте (с растиранием) ладошки с фразой «Ой, как холодно!».
  • Переверните ладошку малыша и указательным пальчиком другой руки поводите по ней: «Воробушек прилетел, крошек поклевал, поклевал и улетел».
  • Пощипайте ладошки малыша: «Гуси, гуси — травку щиплят».
  • Встряхните кисти рук.

Давайте волю вашей фантазии, придумывайте упражнения сами, удивляйте малыша.

Игра для развития пальчиков

— Кто приехал в гости? (складываем обе руки кончиками пальцев вместе)

— Мама, мама, это ты? (хлопаем кончиками больших пальцев)

— Папа, папа, это ты? (хлопаем кончиками указательных пальцев)

— Братик, братик, тоже с нами? (хлопаем кончиками средних пальцев)

— С нами Дедушка (хлопаем кончиками безымянных пальцев)

— С нами Киска (хлопаем мизинчиками).

Развивающая речь игра «телефон»

Ваш малыш уже не раз видел, как вы совершаете звонки. А значит, представление об игре у него какое-то уже сложилось, только не было возможности ее осуществить. Все меняет дело, если в доме появится детский, точно такой же, как у мамы или папы – телефон.  Имея такой предмет дома, вы сами не заметите, как скоро малыш начнет прикладывать его к уху, и произнесет те долгожданные слова «алло, привет, мама!».

Игра «праздничный пирог»

Данная игра очень полезна  для тренировки губ. Соберите всех друзей, скажите, что поводом служат именины – Пяточка. А вот и долгожданный пирог, который пришли отведать гости. «Так, кто же поможет задуть имениннику свечки?! На раз, два, три – дуем!».

Как проводить логопедические занятия с детьми

Гимнастика для свистящих звуков направлена на отработку произношения «с», «сь», «з», «зь» и «ц». Основой является артикуляция звука «с» — базового для этой группы.

Артикуляционная гимнастика свистящих звуков («с» «з», «ц») — видео

Ставить шипящие обычно начинают со звука «ж», так как для него (в отличие от произношения «ш») нужно участие голоса).

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков («ш», «ж», «щ», «ч») — видео

Артикуляция мягкого звука «л» отличается от твёрдого тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны.

Как развивается речь у детей?

Развитие речи детей происходит постепенно, поэтому выделяют несколько стадий этого важного процесса. Родителям обязательно нужно знать, что должен произносить ребенок в том или ином возрасте

Это позволит своевременно обратиться к врачу и предотвратить возникновения проблем с речью.

Каждый малыш развивается индивидуально, поэтому если первый малыш начал разговаривать в 1 год, это не значит, что второй обязательно должен начать говорить в этом же возрасте.

Но отставание не должно превышать больше, чем на один возрастной период (скажем если кроха не заговорил к трем годам, то следует бить тревогу и срочно искать опытного логопеда). Перед тем, как быстро научить ребенка говорить, следует знать, что должен произносить малыш в первые 3 года жизни.

Развитие речи в первый год

В течение первых месяцев жизни дети уже способны произносить некоторые звуки, реагируя, когда к ним обращаются родители. Даже обычный крик младенца является своеобразным сочетанием гласных букв.

Когда малышу исполняется около 1,5 месяцев, он начинает воспроизводить такие согласные звуки, как к, г, х. При этом он сочетает их с гласными звуками, вследствие чего возникает слово агу.

В 6 месяцев дети начинают лепетать. В этом возрасте уже можно заметить, как малыш произносит слоги: ба, па, ма. Лепет продолжается примерно до 8-11 месяцев.

Со временем эти слоги усложняются, преобразовываясь в длинные цепочки, похожие на слова. В год ребенок способен говорить некоторые простые и короткие слова, а также понимать речь взрослых. Многие дети в этом возрасте умеют говорить свое имя. Требовать от годовалого ребенка говорить слова в более чем три слога не стоит.

Развитие речи во второй год

С года до двух лет дети все лучше понимают, что им говорят родители. Они стараются внимательно слушать речь взрослых и повторять слова. Ребенок в 2 года может общаться с окружающими на своем языке. Иногда может применять простые словосочетания.

Что должен говорить ребенок в 2 года? Нормальной речи детей в данном возрасте ждать не следует. Поэтому не стоит искать способы, как научить говорить ребенка в 2 года. Просто нужно общаться с ним побольше и уделять время для развивающих игр, положенных в этом возрасте.

Развитие речи на третьем году жизни

В этом возрасте уже наблюдается положительная динамика в речевом развитии. Малыш начинает говорить целыми предложениями, задавать вопросы, различать числа и части речи.

Как научить ребенка говорить в 3 года? Необходимо обеспечить максимальное общение со взрослыми, читать книжки, петь песенки. Далее нужно будет наблюдать за тем, как малыш умеет отвечать на вопросы, сколько слов говорит, может ли выстраивать разговор правильно с логической точки зрения, желает ли вообще общаться с окружающими людьми или же пытается всеми силами избегать общества. Если наблюдаются отклонения, то следует проконсультироваться со специалистом о том, как их подкорректировать, и как научить ребенка разговаривать в 3 года без всяких проблем.

6. Дыхательная гимнастика

(примерно с 1,5 лет)

  • Колесо лопнуло. Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.

  • Насос. Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
  • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
  • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
  • Волшебник. Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».

Особенности формирования речи

В возрасте трех лет дети активно познают окружающий мир: они сравнивают предметы, устанавливают между ними взаимосвязь и классифицируют по общим признакам

Внимание становится устойчивее, лучше воспринимается и запоминается содержание коротких сказок, рассказов. Поэтому часто с детьми трех лет учат загадки, потешки, короткие стихотворения

Ребенок активнее познает окружающий мир и все больше задает вопросы взрослым. Недаром 3 года − это период «почемучек». Все это приводит к активному развитию речи. Происходит резкое увеличение словарного запаса (пассивного и активного): к трем годам у ребенка накапливается до 1000-1200 слов. Если раньше в речи малыша преобладали существительные и глаголы, то теперь он чаще использует прилагательные, предлоги, реже − наречия.

Кроме расширения словарного запаса, происходит и усложнение грамматического строя. Преобладает не фразовая речь, а простые предложения с согласованием в роде, числе и падеже. Но в таком возрасте не стоит ожидать абсолютно правильно построенного (с грамматической точки зрения) предложения.

Уровень развития связной речи позволяет малышу делиться своими эмоциями с окружающими, рассказывать, что интересного с ним произошло. В три года речь все больше приобретает социальную направленность − в этом возрасте дети активнее взаимодействуют со взрослыми и другими детьми.

В три года ребенок осваивает произношение новых звуков. В этом возрасте у детей должно быть сформировано звукопроизношение свистящих, шипящих, губных и губно-зубных звуков.

В три года малыш свободно общается с окружающими, активно познает мир через вопросы и начинает осознавать себя как личность

В этом возрастном периоде ребенок развивается более интенсивно, поэтому важно, чтобы развитие всех функций было гармонично. Если вам кажется, что у вашего ребенка есть отставание от нормы, необходимо обратиться за консультацией к логопеду

Связь между развитием мелкой моторики и развитием речи

Мелкая моторика – это точные, скоординированные движения рук. Связь между развитием мелкой моторики и речи – всем известный научно-доказанный факт. Уже с младенческого возраста малыш учится брать предметы и игрушки, перекладывать их из рук в руки. В будущем эти навыки перерастают в умение держать ложку, рисовать карандашом, застегивать пуговицы.

Развитие мелкой моторики пальцев рук просто необходимо для развития речи, памяти, мышления. Дело в том, что зоны в коре головного мозга, отвечающие за речевую функцию и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. В процессе стимуляции зоны мелкой моторики, передаются импульсы в речевые центры, отвечающие за развитие речи.

Тренировать пальцы рук желательно начинать как можно раньше, особенно детям с задержкой речевого развития.

Полезные упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук:

Найти предметы. В глубокую емкость поместите мелкие предметы и игрушки. Насыпьте сверху фасоль, рис или любую крупу. Пусть малыш, погрузив свои ручки в посуду, отыщет все предметы.
Игры с крупами. Все ту же фасоль и горох ребенку будет интересно перемешать в одной посуде, растереть ладошками.
Лепка. Пластилин или тесто отлично разрабатывают гибкость и подвижность пальчиков.
Рисование и аппликация благоприятно воздействуют на развитие движений кисти и пальцев рук.
Мозаика – кроме мелкой моторики, развивает усидчивость, концентрацию внимания, сообразительность и творчество.
Зарядка для пальчиков

Веселые занятия про козу рогатую, Сороку-Ворону, ладушки, которые помнят родители еще со своего детства, положительно влияют на речевое и всестороннее развитие.
Игры со шнурками – формируют навыки шнурования, которые пригодятся малышу в будущем, развивают внимание, укрепляют мышцы пальцев рук.
Перебирание бус, нанизывание пуговиц, застегивание на петли.
Дайте крохе покатать ладонями по столу карандаши. Эти действия дополнительно стимулируют и массажируют внутреннюю часть рук.

Игры на развитие мелкой моторики должны быть незнакомы крохе. Выполняя ежедневно одни и те же приемы, малыш приобретает навык. А это уже никак не способствует развитию речи.

Слова, которые малыш понимает, но не произносит, накапливаются в пассивном словаре до определенного возраста. Задача родителей – помочь пассивную речь сделать «активной».  При общении с ребенком, следите за четким и внятным произношением своих же слов, рассказывайте и описывайте буквально все, происходящее вокруг, показывайте картинки и предметы, читайте книги малышу. Задавайте вопросы крохе, вовлекайте его в диалог. Избегайте употребления «детских словечек» и коверканных слов. Говоря на машинку «бибика», мамы изначально навязывают детям неправильное произношение.

Научить ребенка говорить – кропотливый труд. Родителям стоит запастись терпением и уверенностью, что все получится. Старания всегда вознаграждаются.

Почему дети плохо рычат

Сложность воспроизведения звуков, в том числе «р», в их постоянной звонкости. В речи ребенку бывает трудно справляться именно с соединением сонорных между собой, с гласными, с глухими, с шипящими. Это проблема артикуляционного характера (не может выговаривать звукосочетания) и чаще всего преодолевается тренировкой языка, щек, губ и неба.

Когда же отдельно взятый «р» не удается произнести правильно, то есть порычать, нужно разбираться в причинах. Они могут быть скрыты как в особенностях анатомии речевого аппарата, так и в общих темпах психоречевого развития.

1. Анатомические признаки

  • снижение подвижности языка;
  • слабое развитие мышц губ и щек;
  • неправильный прикус;
  • особенное строение уздечки (подъязычной связки).

Анатомические проблемы решаются массажем, артикуляционной гимнастикой, растяжением уздечки или хирургическим вмешательством. О целесообразности последнего необходимо говорить с врачом-логопедом.

Артикуляционная гимнастика детям обычно нравится. Поскольку на время такого занятия родители вынуждены снять запрет на гримасы, высовывание языка и страшные рожицы. Полезные шалости с мимическими мышцами помогают укрепить артикуляционный аппарат, сделать его более подвижным, и это улучшит чистоту речи в целом.

2. Особенности восприятия звуков

Если в речи дошкольника буквы то и дело запутываются, переставляются местами, выпадают из слов, можно заподозрить нарушения фонематического слуха. С другой стороны, причиной проблем произношения может оказаться банальное подражание кому-то из членов семьи или старших товарищей.

 3. Лор-заболевания

Иногда причиной становится неправильное дыхание (слабый вдох чаще встречается у девочек) или лор-болезни: аллергический насморк, ринит, тонзиллит, ангина, аденоиды, полипы, парезы. В каждом случае должно быть подобрано уникальное индивидуальное лечение и комплекс логопедических упражнений для восстановления функции речевого аппарата.

4. Дизартрия

Отдельным пунктом следует выделить нарушения неврологического характера. От иннервации мышц и связок зависит не только чистота дикции, но и сама возможность произносить звуки.

Дальше — интереснее!

Первые слова малыша вдохновят большинство родителей. Ничего удивительного — ребенок начинает использовать речь, чтобы взаимодействовать с окружающей средой.

КОГДА ребенок начнёт говорить, и КАК он заговорит, зависит от поддержки со стороны взрослых. Правильной речи нужно учиться, как и многим другим навыкам в детском возрасте.

Еще несколько советов

Поощряйте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите!

Дети учатся путем подражания. И в развитии речи подражание играет важную роль. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребенка. Убедитесь, что вы говорите все слова четко и малыш видит Вашу артикуляцию. Тогда Ваш ребенок может лучше всё понять и быстрее заговорить.

Используйте короткие слова, простые и понятные!

Маленький ребенок не в состоянии понять и запомнить длинные и сложные предложения. Поэтому желательно использовать простые термины и короткие фразы (но без «сюсюкания»). Например, давайте малышу простые указания и задавайте простые вопросы, такие как «возьми мишку», «принеси куклу», «где кубик?»

Чем проще будут Ваши слова и фразы, тем быстрее ребёнок начнёт подражать Вам!

Не говорите слишком быстро!

Как ребенок может начать говорить, если он слышит от Вас речь, из которой невозможно выделить что-то конкретное? Когда ваш ребенок сталкивается с быстрым потоком слов, он слышит, но не понимает их.

Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете!

«Сейчас мы наденем ботиночки, куртку, шапку и пойдём гулять». «Я достану тарелку, ложку, и мы будем есть суп».

Рассказывайте обо всём, что Вы делаете постоянно, даже во время приготовления пищи или уборки! Но не говорите слишком много. Существует риск того, что малыш привыкнет вообще «отключаться», чтобы не слышать бесконечного потока слов.

Не говорите и слишком мало! Вы добьетесь успеха, если установите равновесие, поймёте, когда надо говорить, а когда надо слушать. Правильный баланс в этом очень важен!

Читайте ребёнку книги!

Одним из последствий чтения для детей младшего возраста является более быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день, даже больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Задавайте вопросы по прочитанному. Радуйтесь, если ребёнок приносит Вам книжку, и старайтесь сразу почитать ему пару страниц, чтобы поддержать его интерес к литературе.

Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило повторения — главное в речевом развитии. Когда он слышит одни те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.

Ограничивайте просмотр телевизора!

Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка. Вы можете быть очарованы тем, как ваш малыш танцует при показе какой-то рекламы. Но впоследствии обнаружиться, что за короткое время ребёнок и Вы стали зависимы от телевизора.

Почаще включайте музыку и песенки для малышей!

Музыкальные произведения и детские песенки очень полезны для обогащения словарного запаса и развития слухового внимания. Ритм и мелодии песен так же содействуют развитию восприятия ребёнка.

Чередуйте медленные и быстрые мелодии. Особенно подходят те, которые можно сочетать с движением. Так тренируется слухо-моторная координация.

Кроме того, пойте сами, чтобы малыш следил за Вашими губами и мог повторять за Вами слова.

Поощряйте двигательную активность ребёнка!

Замечено, что многие дети с недостатками речевого развития очень неуклюжи. Чтобы быстрее развить речь малыша, больше гуляйте, но не возите его в коляске, а ходите, бегайте с ним, лазайте по лесенкам, играйте в мяч и т. п.

Развивайте мелкую моторику!

О взаимосвязи речи и движений руки знает, пожалуй, каждая мама. Так что давайте вашему ребенку краски, пластилин, безопасные ножницы для вырезания, нанизывайте крупные бусины, пуговицы и покупайте игры, которые требует определенной ловкости пальцев (например, «шнуровки»). Особенно полезна пальчиковая гимнастика!

Исключите любые чрезмерные требования!

Разве это не должно быть очевидным? Обеспечьте своему малышу спокойную, размеренную обстановку, здоровое питание, достаточный сон, много гуляйте на свежем воздухе. Позволяйте малышу играть с другими детьми.

Следуйте этим 10 советам, почаще обнимайте и целуйте ребёнка, и Ваш малыш обязательно хорошо заговорит!

Поделиться статьей с друзьями!

Ребёнок не говорит в 3–4 года: стимулирующие упражнения

Дети-молчуны аналогично встречаются и в три, и даже в четыре года (конечно, гораздо реже, чем двухлетние). Здесь уже малыша нужно обязательно показать специалисту (лору, неврологу, психологу, логопеду), и если со здоровьем всё в порядке, то родители занимаются стимуляцией речи.

Основные рекомендации для родителей следующие:

  1. Постоянный диалог в ребёнком. Даже если он не может полноценно ответить, нужно подталкивать его к выражению мысли. К примеру, перед прогулкой, нужно спрашивать малыша, какие игрушки он хочет с собой взять. Причём игрушки должны находиться далеко, чтобы кроха не указал на них жестом. В беседе с сыном или дочкой нужно задать вопросы, не предполагающие односложного ответа.
  2. Постоянное общение со сверстниками. Малоразговорчивому ребёнку особенно полезно посещать детский сад, ведь это дома родители понимают его с полуслова, в коллективе же, встретив непонимание со стороны окружающих детей, малыш скорее заговорит.

  3. Расширение кругозора. Это посещение новых мест, комментарии взрослых по поводу увиденного.
  4. Игра в ассоциации. Дома или на прогулке мама загадывает предмет в пределах видимости малыша и описывает его признаки, например, «я вижу большую металлическую белую… (машину)». Ребёнок должен назвать предмет.
  5. Продолжается чтение книг (кроха знакомится с новыми словами, понятиями), занятия артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.

Малышу 3–4 лет можно предлагать такие речевые игры:

  1. «Шаги». На каждый шаг ребёнок называет по одному слову на определённую тематику: животные, овощи, фрукты, птицы, съедобное, круглое, летающее, плавающее и пр.

  2. «Третий лишний». Взрослый называет четыре слова, малыша должен выбрать и назвать лишнее (например, тарелка, чашка, ложка, чай или кошка, собака, мышь, ворона).
  3. «Телефон». Мама предлагает ребёнку поговорить по игрушечному телефону: малышу нравится ощущать себя взрослым, и он охотно поддержит игру, отвечая в трубку на вопросы взрослого.

  4. Ролевая игра. Куклу или плюшевого мишку нужно научить правильно произносить какой-то звук, затем слог и, наконец, целое слово.

Что мы можем сделать как родители

Говорите со своим ребенком как можно больше — это один из самых очевидных результатов многочисленных исследований, посвященных развитию детей.

Связь между словами и умом была обнаружена в результате одного весьма экстравагантного исследования. В ходе эксперимента специалисты вторгались в жилища семей каждый месяц в течение трех лет и фиксировали каждый аспект вербальных коммуникаций между родителями и их детьми. Они измеряли величину словарного запаса, его разнообразие, прирост, частоту речевых взаимодействий и эмоциональное содержание речи. Благодаря этому исследованию, в котором участвовало более 40 семей, было сделано 2 важных вывода:

Количество и разнообразие слов имеют значение. Золотой стандарт 2100 слов в час

Разнообразие произносимых слов практически так же важно, как количество произносимых слов
Вы можете усилить языковые навыки следующими итерациями: посмотреть на младенца, подражать его смеху, звукам и выражению лица, поощрять его попытки говорить своим повышенным вниманием. Дети, чьи родители говорили с ними в позитивной манере, богатым языком и регулярно,знали в два раза больше слов, чем дети,с которыми разговаривали только при необходимости! 

Беседа повышает IQ. Если с детьми разговаривают в начале их жизни, это тоже повышает коэффициент их интеллекта, как показывают исследования даже после вычета влияние такого важного фактора, как достаток семьи
К трем годам коэффициент интеллекта выше в 1,5 раза удетей, с которыми активно общались родители.

Пальчиковые игры для развития речи у детей 2-3 лет

Пальчиковые игры – прекрасный и легкий метод для развития мелкой моторики рук, который способствуют развитию речи у детей. Посвящайте пальчиковым играм по 10-15 минут в день, но не более. Также, не пытайтесь разучить все игры сразу, для начала достаточно будет 2-3 игр, после можно поменять игры на новые.

Как пальчиковые игры могут помочь ребенку говорить? Очень просто. Суть игр заключается в том, что родитель по ходу занятий рассказывает стихотворения, где часто повторяются одни и те же слова. Таким образом, ребенок на слух воспринимает слова мамы и понимает, о чем идет речь. А затем и сам пытается повторить звуки.

Можно начать заниматься с ребенком с самых элементарных пальчиковых игр типа «сорока-белобока» или «идет коза рогатая». Предложите малышу еще такую игру: возьмите ручку малыша, и, загибая его пальчики, произносите имена родственников. Например, этот пальчик – папа, этот пальчик – мама и т.д.

Игра «встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики — «Ура!»
В детский сад идти пора!

Пригибайте пальчики малыша, а затем большим пальцем «будите» всех остальных. С восклицанием «Ура!» разожмите полностью кулачок, будто все пальчики проснулись.

Дети познают мир посредством касаний. Можно устроить целый театр пальчиковый, связать или пошить интересных животных для более интересной и красочной игры.

Мягкий «р» — [р’]: [р’]аба, [р’]ис, слова[р’]

Специалисты утверждают, что когда освоен твердый «р», с мягким уже не возникает сложностей. Если на отработку твердого «р» может уйти 5-6 занятий, то для мягкого достаточно и одного

Все остальное время до школы родителям важно работать вместе с чадом, чтобы автоматизировать все звуки алфавита в комплексе

При произнесении мягкого немного изменяется положение языка — спинка его поднимается несколько выше к небу, перемещается вперед к зубному ряду, а уголки губ растягиваются чуть шире, чем при твердом произношении этого же звука. Начать освоение лучше с буквосочетаний и слогов.

  1. Начните со слогов в порядке усложнения: , , , , . Для детей с хорошими музыкальными данными вполне можно эту последовательность петь в гаммах.
  2. Закрепите результат. Кратное повторение на скорость одного слога — отличная игра для развития дикции дошколят: ри-ри-ри, ре-ре-ре.
  3. Найдите слова. Попросите ребенка подобрать слова с этими слогами, например: рифма, репка, рябчик, рева, рюша.
  4. С парными согласными: д/т, б/п, г/к: дрема, дряблый, три, тряпка, трюм, зарядка.

Уже на этом этапе у малыша все будет хорошо получаться, поскольку основной — твердый — звук уже поставлен. Пора переходить к словам и предложениям на автоматизацию произношения. В работе с дошкольником не стоит рассказывать ему о твердых и мягких звуках: просто предложите сравнить «р» в словах «карандаш» и «корешок».

Упражнения для закрепления навыка

Навык — это результат обучения, устойчивое автоматическое выполнение какого-либо действия. Автоматизировать навык, значит путем многократного повторения и тренировки довести его до состояния, когда он выполняется «не задумываясь». Для этого совершенно не обязательно муштровать ребенка одними и теми же упражнениями. Устное народное творчество располагает огромным дидактическим материалом.

Разминка

Для разминки вспомните все слоги: , , , , , , , , , . Повторите для всех них пункты 2, 3, 4 и приступайте к занимательным играм со словами в поговорках, пословицах, скороговорках и чистоговорках!

Применяй рычащие слова

Пословицы и поговорки — прекрасный повод обсудить с малышом вопросы морали и проработать воспитательные темы, а повторение рычащих и шипящих произойдет само собой. Например, предложите обсудить такие народные высказывания:

  • Без тда не вытащить и бку из пда.
  • Где тонко, там и тся.
  • ка с чейка начинается.

Скороговорки

Заставлять дошкольника что-либо делать — неэффективная стратегия, а вот втянуть его в соревнования — замечательная идея. Почему бы не использовать для семейного р-батла заранее заготовленные карточки с заданиями?

Возьмите хотя бы историю про «Карла и Клару» или «Траву на дворе». Скороговорки на «Р» не редкость и в специальной литературе и пособиях для родителей. Используйте любые из них или вот эти примеры о птицах:

  • Пепелка пепелят птала от бят.
  • Т соки-татки татили на гке.
  • Хитю ску поймать — мка, а ск ск — ск мк.

 Чистоговорки

В отличие от скороговорок, методика чистоговорки не предполагает быстроту: нужно произносить так, чтобы не ошибаться в звуках, четко проговаривать каждый слог и звук. Объясните ребенку задание и придумайте вознаграждение за чистую речь. А вот пара примеров для начала:

  • Жует псенок мковку спсонок. Башек банку гзет спозанку.
  • Во дв на ту т пожки совали. Замла вна: «К! зсован ту!»
Ссылка на основную публикацию