Как научить ребенка одеваться самостоятельно? (консультация для родителей детей 3 — 4 лет) консультация (младшая группа) по теме

Удобная одежда для маленьких модников

При выборе детской одежды главное следовать принципу «удобно, практично, экологично»:

1) вещи должны быть из натуральных тканей, приятными на ощупь;

2) горловина на свитерах или футболках должна хорошо растягиваться;

3) заранее подобранные комплекты одежды, избавят гардероб от лишних вещей; покупать обновки лучше с ребенком, чтобы примерять одежду и обувь;

4) подойдет обувь на «липучках» и на молнии;

5) даже в 2-3 года маленькие модники будут делить вещи на любимые и не очень, если какую-то вещь ребенок не хочет носить, не заставляйте, стоит прислушаться к его желанию;

6) надо научить ребенка последовательно надевать все предметы одежды, для этого проще разложить вещи на диване или коврике, чтобы малыш брал их сам;

7) особенно нравится наряжаться девочкам, но мальчикам это умение тоже необходимо. Мама или папа должны показать разные хитрости, которые помогут не перепутать зад и перёд на футболке или штанах. Для этого детские вещи украшены яркими аппликациями.

Умение одеваться и раздеваться, пользоваться одеждой и обувью – это еще одна ступенька в развитии маленького человека. Заботливые и терпеливые родители помогут малышу на нее подняться.

Ошибки родителей

Хвалите ребёнка за успехи и мягко объясняйте ошибки

Очень часто родители, обучая ребёнка одеваться самостоятельно, допускают досадные ошибки, которые замедляют этап усвоения навыка. Конечно, основной причиной таких промахов является отсутствие терпения. Поэтому старайтесь избегать некоторых типичных ошибочных ситуаций.

  • Если вы торопитесь, а малыш медленно натягивает на себя колготки, не стоит ругать его и бросаться ускорять процесс одевания, делая всё вместо ребёнка. Лучше приучите себя и кроху вставать на 30 минут раньше.
  • Не останавливайтесь на достигнутом. Если ребёнок успешно справляется с надеванием колготок, майки, пусть учится надевать кофты, брюки, верхнюю одежду.
  • Не требуйте всё и сразу. Нельзя заставлять и настаивать на том, чтобы малыш всё делал сам. Помогайте ему обязательно. Но только тогда, когда видите, что сам не справляется и уже готов отчаяться. В остальных же случаях лучше подождать, пока сам не попросит помощи.
  • Не скупитесь на похвалу. Если карапуз оделся сам, обязательно похвалите. И пусть пуговицы застегнул не так или перепутал левый и правый ботинок, главное, он сделал это САМ. И ещё: всегда объясняйте, как правильно надевать ту или иную вещь, а лучше – показывайте на себе.

Возможные трудности

Будьте готовы к тому, что ребенок не сразу научится различать, где левый, а где правый ботинок

Родители должны понимать, что в процессе обучения у карапуза, скорее всего, еще не все будет получаться. Не исключены и следующие ситуации:

  • малыш способен путать последовательность процесса одевания, например, он наденет колготки, потом только вспомнит про трусики;
  • карапуз может надевать футболку задом наперед;
  • нередки случаи, когда кроха начинает засовывать обе ножки в одну штанину;
  • ребенок может даже начать плакать, если вы дадите ему одежду с неудобным воротником, из-за чего у крохи возникнут серьезные трудности;
  • малышу может быть сложно застегивать пуговицы или змейку, поэтому рекомендуется заранее начинать знакомство с этими объектами;
  • у вашего карапуза обязательно возникнут трудности с непониманием, где левый ботинок, а где правый;
  • нередкими будут и случаи, когда кроха перепутает и наденет вещи наизнанку.

Особенности обучения в раннем возрасте

Учим одеваться в первый год жизни

При одевании совсем маленьких детей нужно обязательно комментировать действия, говорить названия всех элементов гардероба, описывать их качество и свойства. Cледует называть части тела ребенка: рука, нога; просить дать ручку карапуза, объяснить, что нужно просунуть ее в рукав кофточки

Совершенно не важно, может малыш это сделать или нет, умеет ли разговаривать, все запоминается в пассивном словаре

Комментарии во время одевания делятся на несколько этапов:

  • Предупредить кроху о своих действиях;
  • Комментировать действия и объяснять их;
  • Подводить итоги при достижении результата.

Не стоит от крохи требовать только самостоятельного одевания, следует показать, как делать это правильно. В таком трудном деле помогут игры, совместные действия с карапузом. Они могут включать помощь в направлении движения ладоней малыша, демонстрацию на игрушках. Как только становится видно, что ребенок начал действовать и у него все получается, это становится дополнительным стимулом для продолжения занятий. Взрослый может оказать помощь, только если у крохи возникают затруднения. Если все идет гладко, то не стоит отбивать охоту ребенка к самостоятельным действиям. Нужно обязательно хвалить малыша за любые достижения и успехи.

Важно! Можно давать малышу различные предметы для развития моторики: пуговицы, шнуровки. Такие манипуляции помогают не только развивать логическое мышление, но и формируют навыки одевания

Учим одеваться в раннем возрасте 1 — 3 года

После года ребенок в состоянии самостоятельно подавать взрослому нужные вещи, протягивать руки при надевании кофточки или футболки, поднимать голову при надевании шапочки. Обязательно следует продолжать комментировать все свои действия, привлекать ребенка к разговору со взрослым. В полтора года карапуз способен раздеться без помощи родителей.

Важно! Рекомендуется устраивать соревнования, кто быстрей оденется: дети или взрослые. Родителям обязательно показать свою заинтересованность в игре

К двум годам малыш поднимает две ручки для надевания свитера или платья, просовывает руки в рукава пальто или курточки, ножки в колготки с помощью взрослого, снимает практически все элементы одежды

Родителям важно не упустить момент, когда карапуз станет требовать для себя самостоятельных действий, ему захочется все делать самому. В это время нужно приступать к активному обучению, процесс будет происходить легко и интересно

Естественно, нужно приобрести наиболее простую одежду. Следует как можно чаще хвалить малыша за самостоятельность, тогда можно будет заметить существенные успехи к трем годам.

При обучении одеванию нужно учитывать микропроцессы. Например, до трех лет кроха учится надевать конкретные элементы одежды. Он не в состоянии полностью переодеться после пробуждения, но способен натянуть на себя трусики и колготки, брюки и носочки без помощи взрослых. Это и называется овладением микропроцессами. Одеться полностью на прогулку является целостным процессом, а надевание отдельных элементов одежды — микропроцессами.

Как избежать капризов?

Педагоги советуют: главное — одевайтесь без слез! Маленьким деткам необходимо постоянно двигаться, у них куча нерастраченной энергии, они не могут усидеть на одном месте. В итоге одевание и раздевание кажется им слишком утомительным и скучным занятием. Они выворачиваются, изгибаются, отказываться подчиняться взрослым и не желают выполнять самостоятельные действия. Если взрослый будет проявлять нетерпение, раздражительность, слезы неизбежны

Важно перевести обучение в игровую форму! Например, сказать, что штанишки волшебные, ножки являются поездом, который движется по тоннелям

Совсем маленького можно отвлечь яркими игрушками, которые обязательно привлекут его внимание. В этот момент нужно разговаривать, читать стишки и потешки, чтобы удержать внимание крохи

Не стоит из одевания делать проблему. По мере подрастания кроха стремится сделать что-то самостоятельно, он не может постоянно отказываться подчиняться. В 5 – 6 лет дошколята обязательно научатся справляться самостоятельно.

То, каким вырастет чадо, полностью зависит от родителей. Умение самостоятельно одеваться является не только процессом самообслуживания, но и важнейшим шагом в будущую жизнь.

Родительские ошибки

Продолжая одевать и раздевать ребенка старше трех лет, вы не даете ему становится самостоятельным

Некоторые родители, то ли по незнанию, то ли по неопытности, умудряются вести себя ненадлежащим образом, чем только оттягивают время, когда карапуз сможет сам надеть на себя штанишки или шапочку.

  1. Нельзя запрещать малышу примерять вашу одежду или просто переворачивать вещи в ящике. Так вы отобьете у ребенка интерес. А ведь это первые попытки что-то на себя надеть, в большинстве случаев продиктованные желанием быть похожим на маму или на папу.
  2. Нельзя продолжать одевать ребенка старше трех лет. В этом возрасте малыш должен пытаться сам себя обслуживать.
  3. Не стоит останавливать процесс обучения, если вы видите, что ребенок умеет сам раздеваться. Это не показатель того, что теперь он с легкостью и оденется.
  4. Нельзя подгонять малыша, он только учится. Конечно, он еще не расторопен, медлителен. Когда наловчится — все будет значительно быстрее, а пока главное не отбить его желание.
  5. Никогда не пытайтесь застегнуть карапуза, если видите, что он сам пытается это сделать. Если нужно будет, ребенок сам попросит о помощи.
  6. Если вы видите, что малыш не справляется, не кричите на него, лучше объясните, что именно он делает не так.

Главное о чем, должны помнить родители — не торопите малыша, всему свое время. Помните о том, что процесс приобретения нового навыка может оказаться длительным. Никогда не кричите на карапуза, относитесь ко всему спокойно. Желаю, чтобы ваш малыш быстро научился одеваться и этот процесс предоставлял ему только удовольствие.

Возможные причины

Ребенок может противиться одеванию, когда плохо себя чувствует, болен

Нередко родители сталкиваются с истерикой у малыша в процессе надевания одежды, часто наблюдается ситуация, когда ребенок в 2 года не хочет надевать одежду. Влиять на подобное поведение могут две категории причин:

  • отсутствие желания одеваться, которое продиктовано ошибками родителей;
  • причины, несвязанные с поступками взрослых.

Давайте рассмотрим, почему малыш способен устроить истерику при одевании в случае, когда родители сами ее провоцируют.

  1. Критика. Ситуация, когда мама поначалу хвалила малыша за то, что он пытается сам что-то надевать, а теперь, когда ребенок наловчился, мама перестала его поощрять своими словами. Малышу это не нравится, он отказывается выполнять данное действие самостоятельно, при этом может нарваться даже на материнскую ругань, ведь отказывается делать то, что уже умеет. Неудивительно, если карапуз при этом начнет еще и плакать.
  2. Неадекватные запросы. Ситуация, когда родитель требует от ребенка того, что еще не соответствует его возрасту. Например, взрослый может требовать, чтобы малыш быстро оделся или обулся.
  3. Уговоры и давление. Ситуация, когда женщина пытается заставить малыша одеться, шантажирует его тем, что, не выполнив требования, в следующий раз он останется дома. Или же наоборот начинает его упрашивать, чуть ли ни на колени становится, говоря «уже сильно опаздываем, нам нужно поторопиться». Проблема в том, чтобы эти методы вводят малыша в состояние стресса. Мама должна поставить себя на место карапуза. А если муж будет торопить ее во время сборов, как она будет себя чувствовать. Необходимо понимать, что подавленный карапуз может начать собираться гораздо медленнее, чем при обычной обстановке, из-за чего мама психанет, сама начнет его одевать.
  4. Подкрепление саботажа ребенка. Ситуация, когда мама просит карапуза одеться, а тот начинает баловаться, например, просит почитать, залазит на комод или просто убегает. Если женщина радостно реагирует на его игру, поддается, то у малыша формируется причинно-следственная связь между его поведением и ответной реакцией мамы, а значит, одеваться не нужно.
  5. Непоследовательное поведение. Ситуация, когда сегодня мама просит ребенка, чтобы он оделся сам и малыш выполняет эти действия, завтра — она сама начинает его одевать, послезавтра — говорит карапузу, чтоб он начал самостоятельно справляться, вот только ребенок отказывается и начинает истерить. А все потому, что малышу сложно понять, какие его действия являются верными, ведь мама постоянно меняет правила. Карапузу сложно ориентироваться, вследствие чего он ожидает, когда мама сама его оденет.

Давайте рассмотрим причины, не связанные с поведением родителей.

Ранний возраст. Ребенок недостаточно самостоятелен, чтоб выполнять подобный навык. По мере взросления малыш учится помогать маме в процессе одевания, начинает протягивать ножки, ручки в штанину или рукав. Не исключено, что Ваш карапуз еще не достиг необходимого возраста для того, чтоб начать самостоятельно одеваться. К тому же, стоит быть готовым к тому, что малыш перестанет делать то, что еще день назад совершал с удовольствием.
Недостаточная мотивация. Малыш может отвлекаться на вещи, которые в данный момент интересуют его больше

В такой ситуации желательно, чтоб мама координировала ребенка в процессе одевания, концентрируя его внимание на одежде, замещая внутренний контроль внешним.
Высокая чувствительность. Возможно, малыш остро реагирует на некомфортную одежду, он ощущает швы ткани, она может казаться колючей.
Кожные недуги

У ребеночка имеются аллергические высыпания, кожные раздражения, атопический дерматит — все это может вызывать сильный дискомфорт во время одевания.
Недостаточность самоконтроля. Необходимо понимать, что у деток, которые еще не ходят в школу, навык самоконтроля находится в процессе формирования.
Когда карапуз голодный, не выспавшийся, приболевший или уставший.

Категории:

  • Контакты
  • Блоги пользователей (33)
  • Взгляды педагогики (39)
  • Воспитание (250)
  • Деятельность (65)
  • Диагностика (17)
  • Дидактика (24)
  • Компьютеризация (19)
  • Личность (71)
  • Методология (69)
  • Методы обучения (69)
  • Методы организации (39)
  • Образование (90)
  • Образовательные статьи (19)
  • Обучение (129)
  • Общение (49)
  • Организация обучения (32)
  • Педагогика (661)
  • Педагогический материал (335)
  • Проза (3)
  • Содержание обучения (13)
  • Творческий дом (18)

    • Живопись (3)
    • Кинематограф (4)
    • Музыка (4)
    • Поэзия (3)
  • Технологии (12)
  • Технологии контроля (7)
  • Технологии обучения (22)
  • Успешность обучения (14)
  • Учитель (23)
  • Цели (13)
  • Школы личностей

    Школа Сухомлинского (1)

    (1)

  • Эвристическое обучение (12)

Рекомендации по обучению ребенка самостоятельному одеванию

  1. Начинайте учить ребенка самостоятельно одеваться с раннего возраста.
  2. Поощряйте инициативу ребенка, хвалите за каждое проявление самостоятельности.
  3. Наберитесь терпения, не мешайте ребенку, выдержите темп одевания, не подгоняя его. При необходимости скорректируйте режим дня так, чтобы начинать утренние сборы заранее.
  4. Учите ребенка правильным действиям с одеждой.
  5. При нежелании самостоятельного одевания подтолкните ребенка совместной деятельностью — начните действие и предложите закончить самостоятельно.
  6. Не приобретайте для ребенка одежду со сложной конструкцией (молнии, шнурки, косые швы и т.д.). Покупайте малышу удобную и понятную одежду. Лучше всего, если она будет иметь подсказки (аппликации впереди, разноцветные пуговицы и застежки).
  7. Показывайте пример в одевании. Одевайтесь одновременно: вместе надели колготки, костюм, теплые вещи и т.д.
  8. Используйте развивающие игры с пуговицами, молниями, шнурками, которые помогут освоить манипуляции с этими предметами. Полезно иметь дидактических кукол с вариантами одежды на разные сезоны. Это поможет детям усвоить порядок одевания.
  9. Подсказывайте ребенку особенности и порядок одевания.
  10. Придерживайтесь принципа единства требований. Дети должны одеваться самостоятельно везде и всегда независимо от времени суток и местонахождения (дома, детский сад, гости).
  11. Указывайте на неопрятность в одежде и поощряйте попытки контроля над собственным внешним видом.
  12. Не провоцируйте негативное отношение к одежде. Не наказывайте и не ругайте ребенка за отсутствие навыков, а при необходимости, помогите ему.
  13. Поощряйте проявление вкуса в одежде.

То, каким вырастет ребенок, во многом зависит от родителей. Умение самостоятельно одеваться — это не только навык самообслуживания, но и важный шаг в будущее.

Светлана Садова

Ваш стиль воспитания

Ответив на вопросы теста, вы сможете узнать, какой стиль воспитания характерен для вас, о его особенностях, преимуществах и недостатках, а также получите информацию об альтернативных стилях воспитания и их специфике.
Пройти тест

Оптимальное время

Два — три года -самое оптимальное время для приобретения нового навыка (самостоятельного одевания одежды)

Молодые родители интересуются, когда ребенок начинает одеваться сам? Это зависит от того, сколько времени вы уделяете своему карапузу. Если малышом не заниматься, не показывать ему, как правильно и что нужно делать, этот процесс может затянуться. Естественно, рано или поздно он все-таки научиться быть самостоятельным. Однако, вы должны понимать, что запоздалый навык может повлиять на определенные трудности в общем развитии малыша

Поэтому очень важно, чтоб родители прикладывали свои усилия и начинали знакомство ребенка с самостоятельным одеванием не позже, чем в 3 года

Не стоит забывать и о том, что все детки индивидуальны и об их готовности к самостоятельности можно говорить, заметив определенные проявления в их действиях, в поведении.

Если вы замечаете, что малыш пытается сам раздеться — это повод задуматься, что наступило оптимальное время.
Обратите внимание, возможно, ваш карапуз, отправляясь на горшочек, уже самостоятельно спускает штанишки. Если он пытается потом одеться, не подгоняйте, не пытайтесь помешать, сделать все за ребенка, пусть сам пробует.
Если ваш карапуз пытается самостоятельно надевать курточку, не забывайте его похвалить, не спешите всунуть руку в рукав

С первого раза карапуз сам не справится, но очень постарается.
Знакомство с липучками можно начинать уже с полуторогодовалого возраста. Если у вашего карапуза это легко получается, то можете переходить к шнуркам.
А вот знакомство с кнопками не рекомендуется ранее возраста, приближенного к двум годам. Дело в том, что у ребенка будет недостаточно развитый лучезапястный сустав.
Знакомить карапуза с молнией необходимо после двух лет. Тут речь идет о возможности самостоятельно вставить бегунок в застежку, а не водить собачкой туда-сюда (последняя манипуляция может выполняться ребенком и младшего возраста).
В два с половиной года приучайте ребенка к застегиванию пуговиц.

Основные тезисы:

1.Сложите домашнюю одежду в доступное ребенку место. Сначала малыш просто будет вытаскивать ее, заворачиваться, прятаться в куче вещей. Но примерно к полутора годам он, по примеру родителей, начнет надевать на себя шапки, носки. А потом и другую одежду.

2.Если http://mam2mam.ru/search/?tags=%F0%E5%E1%E5%ED%EE%EA пытается что-то надеть сам (даже не очень удачно) боритесь с собственной нетерпеливостью. Не помогайте ему, пока он сам не попросит.

3.Часто первыми вещами, которые надевает на себя малыш, оказываются папина футболка или мамины носки. Эти вещи надевать, во-первых, проще, во-вторых, интересней. А в-третьих, в них http://mam2mam.ru/search/?tags=%F0%E5%E1%E5%ED%EE%EA удовлетворяет свою потребность быть похожим на родителей. Поэтому не запрещайте такие эксперименты, наверняка у вас есть одежда, которую можно пожертвовать для игр.

4.Покупайте ребенку удобные вещи – обувь на липучке, кофты с широким воротом и без застежек, свободные носочки и трусики.

5.Придумайте хитрые способы и http://mam2mam.ru/search/?tags=%E8%E3%F0%FB для одевания, заинтересуйте ими ребенка. Вот интересный способ надевания куртки.

В книге http://www.fictionbook.ru/author/adler_bill/perehitrim_maliysha/adler_perehitrim_maliysha.html я нашла совет, позволивший моему трехлетнему сыну за несколько минут научиться надевать куртки, кофты, рубашки.

Положите детскую куртку на плоскую поверхность (диван, табурет, пол), расправьте рукава; расстегнутая молния должна быть сверху. Поставьте ребенка лицом к воротнику или капюшону куртки. Одежда лежит как бы «вверх ногами по отношению к ребенку.

Попросите малыша, чтобы он наклонился к куртке и продел руки в рукава. Пока http://mam2mam.ru/search/?tags=%F0%E5%E1%E5%ED%EE%EA находится в такой позе, возьмитесь за нижний край куртки и быстро перекиньте ее через голову малыша. Такая помощь нужна только в начале. потом http://mam2mam.ru/search/?tags=%F0%E5%E1%E5%ED%EE%EA будет сам “нырять” под край куртки одновременно натягивая рукава.

6.Если http://mam2mam.ru/search/?tags=%F0%E5%E1%E5%ED%EE%EA оделся сам, не критикуйте его и, по возможности, не переодевайте (даже если все вещи надеты задом наперед и наизнанку). Наоборот, обязательно похвалите малыша. А ребенку постарше ставьте метки на одежду и обувь, чтобы ошибок было меньше.

7.Начинайте http://mam2mam.ru/search/?tags=%E8%E3%F0%FB и упражнения с одеванием до двух лет, чтобы использовать период “Я сам”.

8. Не забывайте о том, что игра, интеллектуальное http://mam2mam.ru/search/?tags=%F0%E0%E7%E2%E8%F2%E8%E5 и усвоение новых навыков — неразрывно связанные процессы. Позаботьтесь о том, чтобы у малыша были подходящие http://mam2mam.ru/search/?tags=%E8%E3%F0%F3%F8%EA%E8, которые помогут ему быстрее освоить искусство одевания. Прежде всего, это, конечно, куклы с их кукольными одежками. Кроме того, очень полезны разного рода развивающие пособия-http://mam2mam.ru/search/?tags=%E8%E3%F0%FB-шнуровки и всё что можно застёгивать и расстёгивать (тканевые панно, тряпичные книжки, мягкие http://mam2mam.ru/search/?tags=%E8%E3%F0%F3%F8%EA%E8 с карманами и клапанами, на которые нашиты пуговицы, молнии, липучки, завязки). Но если http://mam2mam.ru/search/?tags=%F0%E5%E1%E5%ED%EE%EA не хочет заниматься с такой игрушкой – не переживайте. Просто развивайте его мелкую моторику другими способами. И придет время, когда http://mam2mam.ru/search/?tags=%F0%E5%E1%E5%ED%EE%EA, без всяких тренировок научиться застегивать пуговицы и соединять половинки молнии.

9.Когда вы сами одеваете ребенка, постарайтесь привлечь его внимание к процессу. Проговаривайте все свои действия, просите подержать какую-то вещь или самостоятельно выполнить простое действие

10.Даже если вам кажется, что http://mam2mam.ru/search/?tags=%F0%E5%E1%E5%ED%EE%EA уже умеет одеваться сам, не лишайте его поддержки и внимания. Подсказывайте, что за чем надевать (для многих детей это трудная задача), раскладывайте одежду по порядку. Можно одеваться одновременно с ребенком, предлагая ему соревнования.

11. Планируйте своё время таким образом, чтобы Вы могли чувствовать себя спокойно, осваивая с малышом сложную науку одевания. Лучше встать с утра на полчаса раньше, чем лишить ребёнка возможности вовремя овладеть новыми навыками.

12. Предлагайте ему самому снимать ту одежду, которую действительно легко снять.

Как быть, если нет желания одеваться без мамы?

Девочкам можно предложить игру в одевание куклы, а мальчикам — в паровозик, где ручки и ножки будут паровозиком, а штанины и рукава — тоннелями. Игра увлечет кроху, и он начнет проявлять самостоятельный интерес к одеванию.

Самостоятельное одевание — важный период в жизни малыша, поэтому к нему нужно подойти как можно внимательнее

Важно также дать ребенку понять, что важно одеваться по сезону. Это очень трудно объяснить на первых порах, но помочь в этом смогут карточки с зимней и летней одеждой

Процесс обучения может затянуться, что потребует больше терпения. Обучайте ребенка в игровом формате, чтобы он не терял интерес и не устраивал панику, когда вы куда-то собираетесь.

С какого возраста необходимо обучать ребенка одеваться и раздеваться самостоятельно?

Уже с 1,5-2 лет детки начинают активно проявлять любопытство. Они хотят узнавать все больше информации, помогать маме по хозяйству, и, конечно же, одеваться и наряжаться. Не ограждайте малыша от этих знаний, это самый подходящий возраст для начала обучения самостоятельному одеванию.

Светлана Андреевна, 27 лет, мама 2 детей

«После купания позвольте малютке самостоятельно надеть нижнее белье. При сборах на прогулку или в гости пускай сам пробует просунуть ножки в колготочки и надеть носочки. Старайтесь без необходимости не помогать ему в этом. Пусть одевает криво, косо, не на ту сторону — зато будет пытаться одеться сам.

То же самое касается и раздевания. Скажите малышу, чтобы снимал, к примеру, колготки или носочки. Также перед купанием попросите самостоятельно раздеться».

Если у малыша получается плохо или вовсе не получается, то помогите ему, пока он не стал плакать.

Негативные воспоминания о том, что у него не получается что-то сделать будут пагубно отражаться на дальнейшем обучении.

Ольга Сергеевна, 34 года, мама троих детей

«Естественно, не заставляйте ребенка в этом возрасте одеваться или раздеваться самому, если он категорически того не хочет. Переведите все в игровую форму. Например, скажите: «Давай поиграем, кто быстрей снимет носочек — ты или я?» Дети очень стараются победить в конкурсе, даже в таком маленьком возрасте».

7 важных советов

Оказывается, научить ребенка раздеваться самостоятельно значительно проще, чем одеваться. Начните с раздеваний — пускай годовалый малыш сам снимает головные уборы, стягивает носочки и выворачивает на лицевую сторону колготки. Не стоит бросаться сразу же на помощь, позвольте детям самим справляться с трудностями. Если же кроха застопорился на середине, слегка подтолкните, но не выполняйте всю работу за него. Что еще необходимо учитывать?

  1. Некоторые малыши пугаются большого количества одежды. Поделите вещи на две части: одну надевает мама, а вторую — ребенок. Постепенно передавайте в детские руки по одному предмету — сначала брюки, кофту, затем комбинезон. Делайте так до того времени, пока он не начнет одеваться самостоятельно полностью.
  2. Чтобы дети сумели запомнить очередность, подготовьте «шпаргалку». Сделайте плакаты, изобразив, что за чем следует надевать, и разместите их в детской. Разложите на ковре вещи в требуемом порядке. Приучите малыша проверять правильность выполнения задания.
  3. Готовьте одежду на завтрашний день с вечера. Особенно этот пункт актуален в холодное время года. Вместе подберите утренний костюм, разложите кофточку, штанишки или платье по порядку на кровати или в той части комнаты, в которой никто не ходит.
  4. Часто у детей не получается запомнить, где передняя, а где задняя стороны у вещи. Чтобы облегчить запоминание, приобретайте одежду с кармашками, принтами, расположенными спереди. Если вас привлекает рукоделие, попробуйте сделать вышивку, аппликацию на футболке и платье.
  5. Детям проще надевать майки и носочки, если они им чуточку великоваты. Это же относится и к кофтам с горловиной. В процессе обучения навыку покупайте одежду на размер больше, тогда двухлетке станет легче продевать голову и натягивать рукава.
  6. Подходите гибко к одеванию, не превращая его тягостную обязанность. Порой обычная замена красной футболки на зеленую, платья на сарафан помогает избежать капризов, истерик и плохого настроения. Не настаивайте, если сын или дочка не желает сегодня одеться самостоятельно. Возможно, он заболел, не выспался, встал не с той ноги. Договоритесь сделать это вместе. Мама станет одевать правую половинку, а малыш — левую.
  7. Приобщайте детей к выбору гардероба. Покупайте одежду вдвоем, анализируйте содержимое шкафов, интересуйтесь, что сегодня юный модник наденет в детский сад. Не ругайте и не отвергайте его идеи, даже если наряд подобран неудачно. Постарайтесь объяснить причину: цвета не сочетаются, слишком жарко или холодно.

Источником отказа малыша одеваться самому зачастую является неудобство одежды. К примеру, она неприятна на ощупь, излишне тугая, колючая шерсть, жесткие швы. Если кроха капризничает, отталкивает какую-либо вещь, попробуйте узнать, что с ней не так, и подберите более приятный вариант.

Не забывайте хвалить за каждую успешную попытку. Сын сам натянул носочки — умница, дочка завязала шнурки на ботинках — замечательно, надели кепку (пусть задом наперед) — очень неплохо. Хвалите за любое маленькое достижение, и тогда вопрос, как научить ребенка одеваться самостоятельно, не будет стоять перед вами не так остро.

Одежда в помощь

Большинство родителей выбирают одежду детям, исходя из личных вкусовых пристрастий. Однако стоит помнить о том, что одежда малыша должна быть не только удобной, но и красивой. Не лишним будет приобретать вещи с запоминающимся внешним видом, поскольку их будет легче одевать. Купите не однотонную водолазку, а кофту с большим принтом спереди. Тогда ребенок будет знать, что мишкина мордашка должна быть спереди. Стоит также помнить и о том, что ребенку в 2 года пока сложно справляться с такими предметами, как шнурки. Поэтому обувь лучше выбирать с липучками, а штаны лучше всего купить просто на резинке, без молний и пуговиц. Все кофты и водолазки должны легко надеваться, чтобы голова не застревала в горловине. В ином случае малыш не только не сумеет надеть вещь самостоятельно, но и испугается.

Правила одевания

Чтоб ребенку было легче справляться, необходимо объяснять все этапы процесса.

  1. Начиная знакомство с обувью, выбирайте пару на липучках:
  • давайте обувь ребенку в руки;
  • показывайте, как она растягивается;
  • просите повторить ваши действия;
  • обязательно хвалите карапуза за его успехи.
  1. Учим малыша самостоятельно развязывать шапочку. Для этого покажите, что необходимо тянуть за крайние кончики, а не за бантик. Иначе узелок только сильнее затянется, и ребенок не сможет избавиться от шапки.
  2. Когда начинаете знакомить карапуза с кнопками:
  • покажите на себе, своей куртке, как происходит данный процесс;
  • пусть ребенок одной рукой придерживает основание кнопочки, а второй ручкой прикладывает другую часть кнопки (поверьте, звук защелкивание ему понравится);
  • теперь покажите, как разъединять кнопки. Только не забудьте сказать о том, что слишком резкие движения могут привести к поломке.
  1. Чтобы объяснить, как застегивать молнию необходимо:

показать на примере;
предложить самому попробовать водить ползунком со стороны в сторону;
когда ребенок освоит это движение, необходимо обратить внимание на то, как именно застегивается молния;
позаботьтесь о том, чтоб объекты его исследования имели достаточно крупные детали.

  1. Чтобы научить застегивать пуговицы, необходимо начинать знакомство не с одежды, а с отдельной игрушки для развития. Тут можно использовать простой кусок ткани, на который были нашиты пуговицы, а на другой тряпочке будут петельки. Первый раз покажите ребенку, как необходимо действовать, потом он и сам справится с этой задачей. Не забывайте, что данное действие положительно влияет на развитие мелкой моторики.
  2. Обучая надевать штанишки покажите, что удобнее всего это делать в положении сидя:
  • пусть ребенок вытянет перед собой ноги;
  • засунет каждую конечность в соответствующую штанину;
  • когда ступни покажутся – встанет и подтянет их.
  1. Когда малыш учится надевать на себя футболку или свитер, выбирайте такие изделия, у которых будет достаточно широкий вырез, без горловины:
  • первый раз покажите, как вы надеваете футболку;
  • потом наденьте ребенку кофту;
  • и только потом предложите сделать это самому.
  1. Знакомство со шнурками также необходимо начинать с обучающих игрушек. Покажите, как можно завязать узелки разными способами. Когда кроха самостоятельно справиться с игрушкой — можно переходить к обуви.

Как себя вести

Помните о необходимости сохранения полного спокойствия

Сохраняйте спокойствие. Примите тот факт, что процесс одевания и раздевания является обыденным. Со временем карапуз к нему привыкнет. Рано или поздно навыки будут закреплены. Поэтому не стоит угрожать ребенку, ставить перед ним ультиматумы, шантажировать. С таким поведением результаты будут нулевыми. Лучше, если Ваши действия будут постепенными.
Заранее обдумывайте то, как будут происходить сборы

Подготавливайте вещи, определяя порядок того, что нужно одевать сначала, что в последнюю очередь.
Действовать нужно осторожно, исключая резкие движения. Вы должны быть аккуратны и внимательны
Важно не причинить боль ребенку в процессе одевания.
Перед тем, как одевать карапуза, убедитесь в том, что размер одежды подходящий, что отсутствуют выпуклые швы, внутренняя сторона неколючая

Убедитесь в том, что ребенок нормально себя чувствует, у него отсутствуют кожные высыпания
Если были обнаружены «дефекты» одежды, смените вещи, если проблемы со здоровьем – обратитесь к врачу.
Разделяйте труд. Пусть какие-то вещи надевает малыш, а с чем-то помогает мама. При этом можно сказать карапузу, что «он — мамин помощник».
Можно прибегнуть к игре. Например, ручка малыша, входящая в рукав — это поезд, который въезжает в тоннель. А, надевая свитер, в момент, когда голова ребенка еще не вылезла через ворот – «игра в прятки». Кроме этого, предлагайте ребенку одевать кукол или мягкие игрушки.
Недопустимо сравнивать своего карапуза с другими, произнося это вслух. Подобное поведение не только огорчит малыша, но и снизить его самооценку.

Ссылка на основную публикацию