Как научить детей писать сочинения?

Как научить ребёнка писать сочинения

  1. Всегда напоминайте ребенку, что прежде чем начать писать, он должен выстроить для себя план сочинения. План работы нужен для того, чтобы не сбиться с мысли и правильно выстроить структуру текста в соответствии с теми требованиями, которые выдвигает учитель. Иногда дети просто очень невнимательно слушают задание, а потом не могут вспомнить, как оформлять текст.
  2. Никогда не делайте работу вместо ребенка. Пусть вам написать сочинение гораздо проще, чем ему, да и времени немного займет. Лучше пусть сидит над заданием целых три часа, но добьется качественного исполнения, чем привыкает к тому, что вы сделаете за него. Когда ребенку приходится самому доходить до решения сложной задачи, это укрепляет его веру в себя, формирует чувство ответственности и прилежания.
  3. Приучите ребенка начинать работу всегда в черновике. Только после того, как черновой вариант сочинения будет просмотрен, выверен, ошибки исправлены и отредактирован стиль, можно переписать его набело. Конечно, это займет дополнительное время, но зато в тетради у ребенка будет гораздо чище. Мысль писать сразу на чистовик вызывает чувство неуверенности в себе, нервозности, мешает излагать мысли свободно, поскольку ребенок внутренне боится сделать ошибку и это мешает ему сосредоточиться на выполняемой работе.
  4. В случае, если ребенок испытывает затруднения в написании текста, помогите ему. Но ваша помощь должна заключаться лишь в том, что вы поможете ему выстроить последовательность шагов, которые нужно сделать для создания качественного сочинения.
  5. Больше читайте вместе с ребенком. Чтение тесно связано с написанием текстов. Постоянно видя изящные построения фраз, ребенок вскоре и сам овладеет красивым слогом. У великих классиков есть чему поучиться! Когда по литературе «проходят» всем классом какое – то произведение, включайтесь в этот процесс: читайте вместе с ребенком, рассуждайте о происходящих там событиях, спрашивайте его мнение, как бы он поступил на месте героя.
  6. Не позволяйте ребенку списывать и переписывать чужие работы. Сейчас в продаже есть множество популярных брошюр «Готовые домашние задания». Но если ребенок, не думая, просто перепишет то, что там изложено, он не научится думать и рассуждать самостоятельно.

Постепенно, работая над слогом, ребенок станет писать грамотнее, аккуратнее, сделается дисциплинированнее.  Когда он будет знать, что никто другой не выполнит за него задание, станет рассчитывать только на свои силы и возможности.

Таким образом, чтобы научить ребенка писать сочинения, нужно только организовать ему систематическую работу, постоянно читать произведения, по которым пишутся работы. Даже если ребенок не обладает в достаточной мере литературными способностями, написать текст по прочитанному материалу он сможет. Ребенку очень полезно научиться выражать свои мысли как вслух, так и в письменной форме.

Также прочитайте:

Еще по теме «Дисграфия. Как научить ребенка грамотно писать»:

Дисграфия? Как проверить?

Дочь в 3 классе. Пишет… господи Боже мой! Это не «плохо», это ужас кошмарный! Ошибка на ошибке, причем самые элементарные… Когда заставляю переписывать — чуть лучше, но не 5 точно. Занимаемся, конечно… Сейчас стала заниматься в репетитором по англ. (Тоже нужно, т.к. иначе даже школьную программу не осилим…). В общем репетитор стал проверять как она «выучила слова» в письменном виде, ага… Ну как-как — никак!! Половину слов не знает как писать.

Непроизносимые согласные

Добрый день! Подскажите неучу, а есть ли какое-то логичное и действенное объяснение и правило для проверки написания непроизносимых согласных?
В учебнике совсем муть, да и я с ужасом поняла, что не могу объяснить ребенку.

Как научить ребенка писать?

Начало сентября пропустили -болели. Прописи странные — почти сразу надо писать буквы и слоги. На дом и в классе пишут в тетрадях. А моя даже ручку неправильно держит. Она очень много рисует, и рисовала все детство именно ручкой, рисунки как в комиксах, но оказывается ручку она держит неправильно.

дисграфия и английский

У дочки ФФНР вылилась в дисграфию (диагноз подтвержден). У логопеда отвечает идеально, но как начнет писать… Ошибки классические для дисграфиков: Напотолке висит льйустра, катонок играет клупком, Вова тарит цветы.
Со второго класса у них английский. Я вот не знаю, в шок впадать, или нет? Человечек фигово пишет по русски, а тут еще и английский.

Дисграфия у подростка

Ищу логопеда/репетитора по русскому для мальчика почти 13-ти лет. Проблема — дисграфия. Нужен специалист именно в таком сочетании логопед и преподаватель русского/литературы, который возьмется работать с подростком. Если кто-то имеет положительный опыт, поделитесь пожалуйста. Сколько нужно заниматься по времени, какое количество раз в неделю и пр. Ценна любая информация. Ну а если у кого-то найдутся координаты такого специалиста, тоже поделитесь. Буду благодарна.

Ошибки при списывании

Ребенок списывает из книжки. 3 строчки (примерно 2 предложения) — в них 8-10 ошибок….В духе «шЫть» и т.д., пропускает буквы, полслова, даже часть предложения. При это фактически каллиграфический почерк. Что это? Элементарная невнимательность? Мы сегодня переписывали этот несчастный текст 7(!!!!!!!!!) раз — и каждый раз с ошибками. Они иногда повторяются, иногда — новые, но я так и не добилась того, чтобы списала нормально. Она ревет, я валерьянки напилась…

дисграфия

девочки, написал нам логопед дисграфию. что теперь мне с ней делать:)? что я могу извлечь из диагноза в рамках школы? есть какие-то льготы при написаниях контрольных срезов, экзаменах? и чем она для нас чревата?

Про дислексиков и дисграфиков

Докладываю по ситуации. На данный момент (разговаривала с сотрудником министерства образования, юристом и дефектологом) инструкций регламентирующих обучение и оценку успеваемости дислексиков и дисграфиков в общеобразовательных школах, обнаружить не удалось. Из этого следует две новости: одна хорошая, другая плохая.

Как научить проверять свои ошибки

Ребенок совершенно не умеет проверять свои работы: диктанты, контрольные, изложения, да и просто домашку. НЕ видит своих ошибок вообще. Хотя ошибки элементарные, причем в тех словах, которые он раньше писал правильно.

Про помарки и исправления.

Я окончательно поняла, что мой сын(4 класс) не может писать без помарок. Или не хочет? И что делать? Ведь трояк по русскому будет. Главное знает ведь, что пишется понЕдельник, так нет — пишет понИ, после чего следует:»Ой!», и И исправляется на Е. Можно вырвать лист. Тогда Одиннадцатое будет с одной Н.

дисграфия и комп.:-)

может быть такое- что ручками пишешь- всё нормально,а вот когда на клаве- всё.. выносите всех святых… дисграфия- цветёт и пахнет… я не говорю сейчас про орфрографию. а именно про замены букв,пропуск и всё такое пр… это вообще то как то лечится?

Как научить грамотно писать

Написали мы четвертной диктант на 3\3.
И вообще не грамотно пишет, переписывает плохо. Учимся во стором классе. Может порекомендуете пособия,что бы он и сам мог по ним заниматься по русскому языку? А мне что диктовать ему больше заставлять переписывать тексты. Что еще?

Дисграфия излечима?

Отходили неделю в новую школу, 2-й класс (1-й был на базе детсада). 2 двойки по русскому языку 🙁 Кроме невнимательности и трудностей с почерком, главное — учительница сказала, что у дочки, скорее всего дисграфия — пропускает буквы, пишет некоторые зеркально… Направила в психолого-педагогический центр. У кого такие проблемы — поделитесь, удалось ли справиться и как.

Как работать с материалами из интернета

Списывать или присваивать чужие работы нельзя по двум причинам: во-первых, это натуральный плагиат, а это и само по себе не хорошо, и преподаватель сразу распознает обман, а во-вторых, мысли, изложенные в чужой работе, принадлежат другому человеку. Во втором случае ни стилистика, ни точка зрения, ни знание материала не будут совпадать с авторскими.

Если есть задача переработать текс из какого-то источника, помогите ребенку освоить этот метод. Для этого просто покажите, как можно выразить одну и ту же мысль в нескольких разных вариантах. Так вы поможете ученику научиться передавать чужие мысли своими словами

Не важно, работает ребенок с какой-то статьей или готовым сочинением, суть будет одна – прочитать материал, понять структуру, найти наиболее интересные мысли и перефразировать их

В начале своего творчества, связанного с написанием сочинений, успехи ребенка могут быть небольшими и даже мало ощутимыми. Но с практикой его навык обязательно улучшится, и со временем он научится (если будет заниматься прилежно, естественно) писать шикарные для его возраста тексты.

И, подытоживая, хочется сказать, что не каждый ребенок хочет стать писателем, поэтом или журналистом, однако уметь четко и грамотно излагать свои мысли он уметь обязан, и обязан в первую очередь самому себе. Именно с этой целью в школе и пишутся сочинения, с этой же целью и вы занимайтесь домашним обучением.

Несмотря на то, что основной материал по теме обучения ребенка письму уже изучен, есть еще один важный навык, который непременно пригодится в жизни вашему чаду – это навык письма на иностранном языке. О его развитии мы и побеседуем в следующем уроке.

Экзамен по литературе — все в ваших руках. Как подготовиться…

….. нравимся мы ей!».
Попробуйте сами продолжить цитату, без которой не обходится ни одно сочинение по роману «Евгений Онегин»: «Но я другому отдана…» Даже Достоевский в известной «Пушкинской речи» допустил в этом месте ошибку. Поэтому в печатном варианте речи всегда делается сноска: «Не совсем точная цитата».
Всегда поражает наивность абитуриентов, когда они просят научить их писать сочинения, подготовить к экзамену по литературе за короткий срок, но при этом заявляют, что читать произведения они не станут – нет времени, искать ответы на вопросы им тоже некогда. Абитуриентам кажется, что курсы или репетитор «вложат» в их головы необходимые знания, забывая при этом простую истину: научить нельзя, можно только научиться.

— Допустим, времени на подготовку осталось мало. Можно отдельные произведения перечитать в кратком содержании?
— Дефицит времени – это серьезная проблема, но все же медленное…

Чему научиться в зимнем лесу. Зимняя прогулка в лесу

Совершим прогулку в заснеженный лес!

Как же мне не нравится такой подход к лесу и вообще к природе! Подготовка к банальной прогулке как к научной экспедиции или дальнему походу; априори предполагается, что городской ребенок ходит в лес раз в месяц в лучшем случае «как в сказку», специально чтобы «послушать тишину» и т.д…Совершенно не обязательно «вспомнить заранее самим животных и птиц нашего края, виды деревьев, кустарников, которые здесь «обитают»». Ибо детям, которым это интересно, не меньшее удовольствие доставит самим «раскопасть» названия увиденных животных, а которым неинтересно — все равно не запомнят. Я, имея разных детей, и почти живя в лесу, знаю совсем не много названий птиц-деревьев, только самые основные. А когда мой биологический ребенок поступал в биокласс, у них был «экзамен», в банальном парке совсем недалеко от нашего дома, в который мы ходили всю жизнь минимум раз в неделю — так вот, бОльшую часть растений я не знала и знать не хотела. И, как я понимаю, и дети знали не много. А понадобилось — выучили как миленькие *-)»Подберите стихи, загадки, пословицы, книги по теме «родной край»»… Неужели кто-нибудь реально будет в лесу «массовиком-затейником»? Мы ж идем туда, даже по-Вашему, «слушать тишину», а не развлекаться?»все остальное придумается на месте» — единственная, имхо, верная фраза *-)Лично я в лес хожу за свободой. И часто. И вожу туда детей. И вообще переехала «поближе к природе» — ну это ладно, это «экстрим».В лесу можно носиться, орать, валяться, играть в палки-шишки, зимой кататься на лыжах, делая свою лыжню. Можно развести костер — между прочим, на снегу это небанально, надо уметь.В общем, относится к лесу как к хрупкой и редкой сказке имхо неразумно *-)
03.01.2012 12:21:57

Этап 4. Собираем материал

Самый сложный этап работы, который позволяет составить основу будущего сочинения.

Искать материалы можно в разных источниках:
книгах, критических статьях, статьях и отзывах в интернете

Для начала стоит обговорить с учениками, что разные типы сочинений имеют свои языковые особенности. Так, для сочинения-описания важны прилагательные, причастия и существительные. В таком виде сочинения все строится в ответе на вопрос «Какой…»

Для сочинения-повествования важны глаголы и существительные, так как часто эти сочинения посвящены описанию какого-либо события, действия.

Один из методических приемов предлагает собирать материал в таблицу.

Например, для сочинения по картине заполняем такую таблицу:

Пункты плана Что? Кто? Какой? Что делает? Варианты предложений
1. Вступление Художник ФИО Знаменитый, русский, популярный Написал картину в … году  
2. Передний план картины

1. Время года — зима

2. Береза

3. Пень

1. Суровая, холодная

2. Тонкая, кудрявая

3. Старый, рассохшийся

1. Наступила, вошла в свои права

2. Дрожит от холода, пригорюнилась

3. Укутался снегом

1. На картине изображена суровая зима.

1. Художник изобразил ненастный зимний день.

3. Задний план, детали картины        
4. Заключение        
  • Прием «Кластер» также помогает выбрать ключевые понятия, события, явления, о которых пойдет речь в сочинении. Например, для сочинения по теме «Зимний лес» учащиеся составляют кластер ключевых слов: Зимний лес — деревья, животные, небо, поляна, погода. Затем первичные понятия дополняются характеристиками: деревья — скинули листья, с голыми ветками, стоят, укутавшись в снежные шубы, и т.д.
  • Работа по вопросам. В младших классах учитель может воспользоваться заранее составленными вопросами, ответы на которые и будут в итоге представлять сочинение.

Например, для сочинения на тему «Мой лучший друг», ученикам можно заранее предложить заполнить анкету:

  1. Как зовут твоего друга?
  2. Где вы с ним познакомились?
  3. Как он выглядит? (высокий, низкий, худенький, мощный, сероглазый, с карими глазами и т.д.)
  4. Твой друг учится с тобой в одном классе? Вы — соседи?
  5. Какое у твоего друга хобби?
  6. Как вы любите проводить время? И т.д.

Прием «Дневник памяти». При работе над сочинением у детей нередко возникает «страх чистого листа» (есть в психологии и такое понятие). Вроде все понятно, тема объяснена, но работа так и не идет на лад. В этом случае можно предложить заполнить своеобразный «дневник памяти». Берется чистый лист и в него записывается все, что приходит на ум в связи с темой: обрывки мыслей, ассоциации, сравнения, начало фраз, цитат, имена, события и пр. То есть, работаем по принципу: «Писательство не в голове, а на кончиках пальцев». Естественно, что весь этот хаос потом нужно проанализировать, «раскидать» по пунктам плана. Главное, что уже нет чистого листа — работа началась!

Как ваши дети пишут сочинения ? — ребенок плохо пишет …

Они вообще способны сделать это достойно и без помощи родителей? Вот у меня проблема с дочкой — то ли им не объясняют, как это делается и для чего, то ли моя не писатель, но процесс этот — просто мучение. Максимум напишет пересказ текста. Причем подробный. Кратко не может. Тут как-то надо было сжатое изложение написать — мучались. Не может! Уж наизусть этот текст выучился, а она смотрит в книгу, видит фигу. Я уж ей на примере репки и колобка объясняла, что такое _краткий_ пересказ. Вроде…

Я в ужасе от того, как мой ребенок пишет сочинения. Проблем с фантазией у него нет, проблема в том, что ее слишком много.Иногда такой триллер напишет!, причем чувства меры нет, и сюжетных поворотов у триллера столько, что не вспомнить, с чего все начиналось. Ну и когда полет фантазии, про грамотность он не вспоминает.
22.02.2015 10:36:00

Мой пишет кратко прямо по схеме, ничего лишнего. Ему не интересно вообще, никакой фантазии. Правда учитель говорит, что так и надо. Ну и ладно, нам то что…
21.02.2015 01:57:44

Изложение и его типы

Изложение является таким видом работы, при котором ребенок пересказывает услышанный материал в письменной форме.

Различают такие виды:

  • творческое – ребенок проявляет фантазию и придумывает концовку;
  • сжатое – пересказываются все основные детали, упоминаются ключевые слова;
  • выборочное – передается основная суть услышанного произведения или пересказывается материал по заданному направлению;
  • подробное – максимальная приближенность к услышанному тексту, пересказ с учетом всех деталей.

Работы оцениваются с учетом следующих моментов:

  • соблюдение последовательности в пересказе;
  • отсутствие видимых искажений;
  • стилистическое, а также грамматическое оформление;
  • отсутствие или наличие орфографических ошибок.

Как написать сравнительную характеристику двух героев?

Вам может быть предложено написать сочинение, в котором вы сравниваете двух героев одного произведения (Наташа Ростова и Мари Болконская, Пьер Безухов и Андрей Болконский) или героев разных произведений (Анна Каренина и Наташа Ростова, Евгений Онегин и Григорий Печорин).

Сначала сравните самые простые, «очевидные», характеристики героев: возраст, происхождение, образование, социальный статус, материальный достаток.

Обратите внимание на черты характера. Один герой — веселый, романтичный, честный

Другой -циник, любит приврать.

Обязательно остановитесь на отношении к жизни и к людям, например, к окружающим. Один — «устал от жизни» (Евгений Онегин), другой до самого конца не устает ее познавать, действовать (Евгений Базаров). Один герой готов понять каждого человека (князь Мышкин), другой — думает только о себе (Раскольников).

Очень важно сравнить, как ведут себя герои произведений в одной и той же ситуации. Война: Андрей Болконский отправляется в действующую армию, Пьер Безухов уходит в ополчение

Пример. Татьяне Лариной 18 лет, она родилась в помещичьей семье, выросла в деревне. Татьяна воспитана няней, которая ее очень любила. Татьяна красива, романтична, задумчива, наивна, так как мало знает жизнь, но много читает французских романов. Княжна Мери — молодая девушка аристократического происхождения. Ей доводилось бывать в свете, встречаться с разными людьми, но она также наивна и доверчива. Обе девушки быстро влюбляются, стоит им только встретить человека, непохожего на тех, что они привыкли видеть в своем окружении. Обе не скрывают своей любви и готовы идти за своим избранником.

Вы также можете сравнить как ведут себя герои в похожих ситуациях. Татьяна Ларина осталась верна своему мужу, даже когда Евгений Онегин предложил ей свою любовь: «Но я другому отдана; Я буду век ему верна». Этот выбор помог ей сохранить честь и достоинство. Анна Каренина посчитала любовь важнее супружеской верности нелюбимому мужу и это сгубило ее. Катерина не выдержала жизни с человеком, которого не любила и покончила с собой.

Важно не упустить сравнения убеждений героев, их философской позиции. Раскольников рассуждает о том, имеет ли он права на поступок и идет на преступление

Базаров считает, что человек сам хозяин своей судьбы и главное — труд.

Стоит обратить внимание и на отношения героев с другими персонажами. Исследуйте, как автор произведения относится к героям, описывает их с любовью, с удивлением, с пренебрежением? Какие чувства он хочет вызвать у читателя этими описаниями?

Исследуйте, как автор произведения относится к героям, описывает их с любовью, с удивлением, с пренебрежением? Какие чувства он хочет вызвать у читателя этими описаниями?

Наконец определите, как к этим героям относитесь вы.

Основные виды

Различают три основных направления данного типа творческих работ.

  1. Рассуждение. Данный тип сочинения считается одним из самых сложных. Ребенок должен правильно сформулировать главную идею и тезис, после этого предоставить свои доказательства и подвести итог в виде заключения. К такому типу относят такие жанры:
  • обзоры;
  • отзывы;
  • сочинение на свободную тему;
  • эссе.

Описание. Такой тип сочинений представляет собой переход от общих моментов к частным

Важно правильно подобрать художественные средства. Данный тип в себя включает:

  • описание пейзажа, героев;
  • сочинение по картине;
  • описание интерьера.
  1. Рассказ или повествование. Обязательным условием является присутствие завязки, за ней следуют кульминация, а заканчивается все развязкой. Такие работы представляют собой описание какого-то действия или события.

Варианты написания

Если вам интересно, как научить ребенка писать сочинение (2 класс), то можно пойти разными путями. Главное, это регулярные тренировки и использование для своих целей различных источников для написания работы. А какие вообще могут быть способы написания и типы сочинений, независимо от возраста ребенка?

Сочинение – миниатюра. Является тренировочным вариантом, потому как писать ее недолго и не нужно много думать над темой. Такие сочинения представляют собой тезис, за которым следует ответ. То есть ребенок должен написать главную идею произведения, и в чем она проявлялась. Для ученика 4 класса достаточно написать полстранички текста.
Сочинение – описание. Представляет собой характеристику какого-то образа, например, персонажа, с детальным описанием внешности и личных качеств. Включает три части, каждая начинается с новой строки.
Сочинение – изложение. Всегда состоит из двух частей. Первая включает приблизительный, краткий пересказ текста, а вторая – мнение ребенка о прочитанном. Обязательно присутствие вывода.
Сочинение по рисунку. Такой вид идеально подходит для ученика 1 класса
Ребенку предоставляется возможность описать все предметы на переднем и заднем плане, с одного боку и с другого, обратить внимание на детали, высказать свои эмоции на основании увиденного, передать свои чувства

Важно, чтоб в сочинении присутствовало введение, потом следовала основная часть, и заканчивалось оно заключением.
Сочинение по литературе
Мама может взять любую книгу, лучше такую, какая может заинтересовать сына или дочь. Читает ребенку произведение и предлагает поработать над ним

Но не забывайте о составлении плана и приведении цитат из текста.
Сочинение – рассуждение. Состоит из вступления, в котором приводятся тезисы и аргументы, в основной части – примеры, подтверждающие вышеизложенные предположения, в заключении – мысли школьника касательно темы, представленной в работе.

Требования

Какие навыки и умения должно в себя включать написания данного вида работ?

  1. Способность ребенка осмыслить материал, необходимый для создания сочинения.
  2. Умение выделять важную информацию из большого потока.
  3. Знания о том, как подбирать подходящее словосочетание или слова с учетом заданной темы и жанра.
  4. Способность писать план и понимание необходимости его составления.
  5. Умение правильно составлять предложения с учетом основ грамматики.
  6. Понимание того, как необходимо писать сочинение, основываясь на пунктах плана.
  7. Навык письма без ошибок.

Интерес

Это залог успеха не только в написании сочинений, но и в любой другой сфере деятельности. Если человек заинтересован в том, что он делает, навык придёт сам собой. Речь идёт не о меркантильном интересе, сам процесс деятельности должен расцениваться человеком как значимый и увлекательный.

Это подразумевает воспитание у ребёнка определённой системы ценностей, в которой творчество, самовыражение, интеллектуальный труд занимают главенствующие позиции.

У ребёнка должен быть воспитан пиетет перед писательским искусством, великие литераторы должны быть для него образцами, заслуживающими уважения. И самое главное — он должен понимать, почему они заслуживают уважение. То есть он должен осознавать эстетическую ценность литературы, красоту языка.

Например, в исследованиях утверждается Teaching Composition: Research on Effective Practices

, что важно показать учащемуся, что одно длинное предложение звучит красивее нескольких коротких. Необходимо научить его комбинировать предложения, рассказать, какими средствами это может быть достигнуто

То же самое касается и других художественных аспектов языка.

Вероятные трудности, способы их решения

Подробный тип изложения нуждается во внимательности ко всем мелочам. У ребенка могут возникнуть трудности с их запоминанием. Для этого необходимо тренировать память и логику

Важно, чтобы ученик осознавал связь между причинами и последствием. Большую ценность имеет предоставление педагогами сложных и непонятных слов с их разъяснением.
На первый взгляд, написать краткое изложение не составляет особого труда

Однако, данное мнение обманчиво. Дело в том, что малышу необходимо из услышанного выбрать, что важное, главное, а что второстепенное. Это необходимо, чтобы изложение материала получилось целостным. Ваша задача тренироваться дома на несложных текстах.
Больше всего деткам нравится творческий вид изложения. Тут главную роль играет воображение и фантазия ребенка. Однако, далеко не всем детям это по силам. Для того, чтобы малышу со временем было легко писать такие виды работ, читайте ему начало каких-то сказок и предлагайте самостоятельно придумать концовку. Наверняка, у ребенка это будет получаться.

Ссылка на основную публикацию