Обучение плаванию в домашних условиях консультация на тему

Плавательные очки

Вам требуется приучить ребенка к плавательным очкам. У детей пяти лет это обычно проблем не вызывает, у более младшего возраста на этом этапе могут возникнуть капризы.

Попробуйте пройти этот этап в игровой форме. Восхищайтесь ребенком, когда он в очках. Объясните и покажите, что в них можно веселиться и брызгаться. Показывайте на личном примере.

Сами очки по возможности также лучше выбрать интересной формы или расцветки, но в первую очередь они не должны протекать – о том, как правильно их подобрать, я подробно писал здесь.

Можно, конечно, и вообще без очков обойтись – но тогда вам нужно выбрать такой бассейн, в котором, если находиться под водой с открытыми глазами, в глазах не будет неприятных ощущений (проверьте это сначала на себе).

С чего начать освоение

Существует общая схема, которая применима для любого возраста обучающихся.

Она включает в себя следующие начальные шаги:

  • дыхание,
  • работа ног, достижение слаженности их работы и дыхания,
  • работа рук,
  • приучение организма к скоординированной работе ног и рук и дыхания.

Весь процесс – это постепенное прохождение вышеперечисленных пунктов

Важно изучить каждый из них и переходить к следующему только после полного освоения предыдущего.. Не стоит торопиться, следуя представленной схеме, кроме этого важно подходить к изучению комплексно – ведь освоение работы ног, например, не означает, что о правильном дыхании можно на время позабыть, или позволить рукам полностью бездействовать

Не стоит торопиться, следуя представленной схеме, кроме этого важно подходить к изучению комплексно – ведь освоение работы ног, например, не означает, что о правильном дыхании можно на время позабыть, или позволить рукам полностью бездействовать. Торопливое пробегание всех пунктов схемы может привести к формированию изначально неправильного стереотипа

Торопливое пробегание всех пунктов схемы может привести к формированию изначально неправильного стереотипа.

Пример: если начать сразу учить ноги, но при этом плавать с высоко поднятой головой – человек может очень быстро начать передвигаться в воде таким образом, однако основной элемент – дыхание – останется неосвоенным.

Далее по цепочке неверно будут работать при плавании ноги – ведь они в первую очередь координируются с дыханием и если эта связь не отработана должным образом, скорее всего, при плавании ноги будут почти бездействовать, либо их движение будет малоэффективным. Кроме того, по правилам равновесия при поднятой голове ноги будут далеко от поверхности воды и будут работать менее эффективно.

Если человек не научился комфортно дышать при плавании, выдыхать в воду, не привык спокойно держать лицо в воде, он будет инстинктивно уворачиваться от брызг, что увеличит не только физическую, но и психологическую нагрузку при плавании, особенно при длительных заплывах.

Физическая нагрузка при плавании является большой – при плавании работают практически все мышцы человека, поэтому потребность в кислороде будет только возрастать, и отсутствие выработанной привычки ритмично вдыхать и выдыхать может превратить заплыв в самоистязание.

Поэтому с самого начала следует осваивать все без спешки и не стремиться поплыть как можно быстрее.

Правильно поставленное ритмичное дыхание в конечном итоге сделает человека пловцом, способным чувствовать себя «как рыба в воде», даже если поначалу он будет двигаться не слишком скоординированно.

Стоит ли проводить обучение малышей плаванию?

Начну статью сразу с самого главного. Возможно, Вам это не понравится, но учить именно плавать в таком возрасте не следует.

Дело в том, что плавание – это набор двигательных навыков.

Дети в возрасте от нуля до трех лет еще не в состоянии правильно освоить эти навыки.

Потому результатом занятий в таком раннем возрасте становится привитие ребенку неправильных навыков, от которых в будущем будет очень трудно или даже невозможно избавиться!

Вы хотите, чтобы ребенок потом всю жизнь плавал неправильно? Если нет, то не стоит прививать ему неправильные навыки.

Если говорить конкретно, вот два примера неправильных навыков, которые получает ребенок:

  1. Положение тела в воде.

    Правильный навык: тело должно быть вытянутым, находиться в воде горизонтально (по плоскости воды).

    Неправильный навык, который получают дети из-за занятий: в результате использования нарукавников, кругов и т.д. ребенок учится неправильному балансу тела, теряет плавучесть и чувство воды, не вытягивается в воде, держит задранной голову.

    Переучивать потом ребенка будет очень тяжело. Умение держаться на воде – в будущем самая большая сложность для таких детей, по сравнению с детьми, которых после 3-4 лет будут сразу учить правильному плаванию.

  2. Движения ногами.

    Правильный навык: ноги почти выпрямлены, работают за счет движений бедра, а не за счет сгибаний (подробнее про правильную технику см. здесь).

    Неправильный навык, который получит ребенок: “велосипедная” техника – малыш “бултыхает” ногами, сгибая и разгибая их. По личному опыту скажу, что полностью переучиться в дальнейшем на правильную работу ног потом почти невозможно, они периодически будут сбиваться на излишние сгибания.

Таким образом, обучение в столь раннем возрасте может “испортить” ребенка, лишить его возможности научиться действительно правильному плаванию в 3-6 лет.

Как учить плавать ребёнка 5–6 лет и старше

Более взрослые дети эффективнее воспринимают процесс обучения. Они осознанно выполняют задания и отрабатывают упражнения, поэтому в таком возрасте можно учить ребёнка плавать как взрослого.

Делается это по стандартному алгоритму, который подробно описан в нашей статье, или с помощью экспресс-методов. Например, система тренера Дениса Тараканова позволяет научиться плавать за одно-два занятия. Просто просите ребёнка выполнять следующие упражнения по порядку. Каждое примерно по 10 раз.

1. На ступеньках у бассейна или в детском водоёме, где глубина достигает 30–40 см, попросите ребёнка упереться руками в дно и вытянуться во весь рост. Всё тело погружено, над водой лишь голова, шея расслаблена. Пловец должен задержать дыхание и пролежать так 5–10 секунд, а затем плавно поднять лицо, вдохнуть ртом и повторить упражнение.

YouTube-канал «Денис Тараканов»

2. Пусть ребёнок делает всё то же самое, но опустит лицо в воду и поднимет одну из рук, опираясь только на вторую.

YouTube-канал «Денис Тараканов»

3. Снова повторите изученный приём, но теперь объясните малышу, что он должен убрать обе руки и повисеть так в воде, считая про себя до пяти.

YouTube-канал «Денис Тараканов»

4. Попросите ребёнка вытянуть руки перед собой в момент зависания и пробыть в таком положении 5–10 секунд на задержке дыхания. После пусть упрётся руками в дно, поднимет голову для вдоха ртом и повторит упражнение.

YouTube-канал «Денис Тараканов»

5. Пусть малыш отойдёт от края бассейна на 50–70 см и, развернувшись к нему лицом, выполнит новую вариацию упражнения. После вдоха нужно мягко оттолкнуться от дна и скользить с вытянутыми вперёд руками, не поднимая лицо из воды.

YouTube-канал «Денис Тараканов»

6. Подключите ноги: после толчка ребёнок должен мягко поболтать ногами, не вытаскивая стопы из воды.

YouTube-канал «Денис Тараканов»

7. Теперь в работу включаются руки: пусть малыш гребёт ими по-собачьи или брассом. Главное двигать ими под водой на уровне лица, но не под животом.

YouTube-канал «Денис Тараканов»

8. Попросите малыша повторить предыдущее упражнение, но при движении мягко поднять голову над водой на пару секунд. Вдыхать при этом не нужно, просто закрепите действие для понимания, что это несложно.

YouTube-канал «Денис Тараканов»

9. И наконец пусть малыш оттолкнётся и поплывёт, двигая ногами и руками, а затем попытается приподнять голову над водой и сделать вдох ртом.

Подробности, как правильно выполнять каждое упражнение, можно посмотреть в видео:

Работа ногами

Следующий этап – подключаем ноги.

Академический вариант – на первых порах учить работать ногами в стиле кроль – то есть совершать попеременные махи вверх-вниз.

Вместе с этим, некоторым детям от природы ближе не махи, а “лягушачьи толчки”. Тогда не нужно заставлять их делать махи – пусть работают ногами в “лягушачьем стиле”.

Для проверки того, к какому стилю изначально предрасположен ребенок, попросите его попробовать проплыть любым способом и посмотрите, как он интуитивно начнет двигать ногами. Очень подробно и наглядно это показано в видео тренера Дениса Тараканова, у которого я и позаимствовал эту идею:

Если мы говорим о классическом варианте (махи-удары ногами, а не лягушачьи толчки), то далее имеет смысл показать ребенку их правильную технику.

Важно следить, чтобы ноги не сгибались сильно в колене. Маленькие дети интуитивно начинают бултыхать ногами, сгибая их в колене – а вместо этого должна идти работа от бедра – почти прямые ноги бедром двигаются вверх-вниз

Рекомендуется, чтобы взрослый сначала показал движения на суше – садимся на край бассейна, вытягиваем ноги и двигаем ими вверх-вниз, затем просим то же самое повторить сидящего рядом ребенка.

Затем переходим в воду, где есть два варианта упражнений:

  1. Ребенок отталкивается стрелочкой и скользит к вам (как в предыдущем упражнении), подключая при этом ноги.

    Сначала плывем с опущенной головой на задержке дыхания (или на выдохе).

    Затем учимся поднимать и опускать голову. Мне здесь очень нравятся упражнения уже упомянутого выше Дениса Тараканова:

    Подъем головы – “задумчивая рыбка” -> “любопытная рыбка”:

    Подъем головы со вдохом – “Задумчивая рыбка” -> “Восхищенная рыбка”:

  2. Упражнения с плавательной доской (если не получается первый вариант).

    Ребенок берет в руки плавательную доску и плывет с ней:

    • руки вытянуты вперед с доской,
    • ноги делают махи,
    • голова опускается для выдоха и поднимается для вдоха (не давайте плавать с поднятой головой, иначе затем без доски ничего не получится).

    Выглядит это вот так:

В целом, этот этап (приучение плавать с опущенной головой за счет ног) может занять длительное время – наберитесь терпения. Чем меньше малыш, тем больше занятий потребуется для того, чтобы научиться этим навыкам. Например, в 3 года можно полгода, а то и год прозаниматься таким плаванием – вашему сыну или дочери потребуется время, чтобы закрепиться на этой ступени.

Занимайтесь таким образом до тех пор, пока ребенок не сможет хотя бы какое-то расстояние проплыть без доски (руки стрелочкой) только за счет ног.

Первые шаги – привыкание к воде

Если мы говорим про совсем маленького ребенка, то самый первый шаг – это привыкание к воде. Пусть ваш сын или дочь сначала с познакомятся – посидят, постоят в ней, поиграют в игрушки.

В этой связи, очень важно проводить привыкание и первичное обучение там, где:

  • очень мелко (где ребенку по пояс);
  • прозрачная теплая вода, желательно 27-28 градусов;
  • вода не должна резать глаза.

Самый оптимальный вариант – мелкий бассейн с теплой водой.

Море нежелательно из-за волн, соленой и более холодной воды. Реки и озера нежелательны, так как требуется прозрачная среда.

Не всем маленьким детям нравится пребывание в воде, потому проявите терпение и первые разы дайте ему без всяких заданий, упражнений, плавательных очков и т.д. просто возможность вдоволь наиграться в теплой, мелкой, прозрачной воде, полюбить ее.

Для развития интереса у совсем маленьких отлично подходят игрушки для водных игр, лейки, мячи, игрушки из любимых мультиков.

Можно также пробуждать интерес посредством просмотра мультиков, видео-роликов на морскую тематику.

Как приучить ребёнка к воде.

/все упражнения выполняются в форме весёлой игры/

Игра в мяч.
Взрослый стоит неглубоко в воде лицом к берегу, ребёнок – на берегу.
Оба перебрасывают мяч друг другу.
Взрослый иногда «нечаянно» чуть не добрасывает мяч до берега — малыш вынужден достать игрушку из воды, чтобы продолжить игру.
Так он сам, без страха научится заходить в воду.

Шаг 2.

Войдите с ребёнком в воду так, чтобы она доходила ему до пояса. Ребёнок стоит лицом к берегу.
Малыш приседает в воде так, что касается подбородком её поверхности.
Не меняя положения тела (под руководством взрослого), ребёнок делает глубокий вдох ртом и дует на воду.
Затем научите малыша умывать лицо водой так, чтобы он не закрывал при этом глаза.

Шаг 3.

Ребёнок стоит по пояс в воде.
Приседает, касается подбородком её поверхности, делает полный вдох ртом, задерживает дыхание, приседает глубже и на несколько секунд погружается в воду с головой, затем выпрямляется — выныривает. Глаза открыты.

Шаг 4. (выполняется с детьми школьного возраста)

Ребёнок находится в воде по грудь.
Делает полный вдох, задерживает дыхание, приседает и погружается с головой в воду.
Сгибает ноги, обхватывает их руками и подтягивает к груди. Голову нагибает к коленям, глаза открыты.
Не изменяя положения тела, ребёнок мысленно считает до десяти, в это время его тело поплавком всплывает на поверхность.
После этого он выпрямляется, выныривает и становится ногами на дно.
До начала этого упражнения взрослый объясняет ученику технику его выполнения.

Шаг 5.

Это упражнение научит ребёнка плавать (лежать без движения) на спине.
Поняв, что вода сама выталкивает расслабленное тело на поверхность, дети быстро осваивают остальные навыки плавания.
Ребёнок стоит в воде по грудь, спиной к берегу. Приседает, касается подбородком воды, делает ртом глубокий вдох, задерживает дыхание, отклоняет голову назад и спокойно ложится на спину (взрослый поддерживает его рукой снизу), вытягивает руки и ноги, запрокидывает голову назад так, чтобы рот и нос были на поверхности воды.

Не стоит пугаться, если вода на секунду покроет лицо ребёнка.
Тело ребёнок должен держать ровно, расслабленно, не прогибая позвоночник. Если ноги ученика «не всплывают», пусть он поднимет пальцы рук над водой – тогда ноги поднимутся к поверхности.

Шаг 6.

Ребёнок стоит по грудь в воде лицом к берегу. Приседает, касается подбородком воды, вытягивает руки перед собой, делает полный вдох ртом, задерживает дыхание, опускает лицо в воду и, оттолкнувшись ногами от дна, скользит по воде к берегу. Глаза открыты.
Описанное упражнение включено в тренировки как начинающих, так и опытных пловцов.
Постепенно научите ребёнка выполнять скольжение по воде, поднимая голову для вдоха: подбородок приподнять над водой – вдох ртом – подбородок погрузить в воду и выдохнуть, чуть приоткрыв для этого рот. Глаза всегда открыты.

Что это дает для здоровья?

О том, как именно воздействует плавание на организм, у меня написана отдельная статья по этой ссылке.

Она касается полезности занятий в бассейне для взрослых, здесь я воспроизведу в том же порядке основные плюсы плавания, с комментариями об их актуальности для детей.

1. Аэробная нагрузка

Детям менее актуально тренировать сердечно-сосудистую систему, чем взрослым, для которых это является важной частью профилактики риска сердечно-сосудистых заболеваний. Тем не менее, аэробная нагрузка – это развитие выносливости и общее укрепление организма, а это очень актуально и для детей

Тем не менее, аэробная нагрузка – это развитие выносливости и общее укрепление организма, а это очень актуально и для детей.

2. Развитие легких и грудной клетки

Плавание очень сильно отличается от других видов спорта особенностями дыхания: вдох делать сложнее, так как на грудную клетку давит вода, а выдыхать еще сложнее, так как при правильной технике выдох делается после погружения в воду лица.

Дышать в воде не легко!

Этому же начинают учить и детей с самого начала занятий плаванием: малыши учатся пускать в воду пузырики носом и ртом, у детей постарше одним из первых упражнений является плаванhttps://iplav.com/?p=2748&preview=trueие с доской за счет работы ногами, в котором они, держась руками за доску, поднимают голову для вдоха и затем опускают лицо в воду, плывя на выдохе.

Такие “сложности” способствуют тому, что у детей, занимающихся в бассейне, улучшается развитие легких и грудной клетки, что благоприятно сказывается как на общем развитии организма, так и на профилактике заболеваний дыхательных путей.

Если у ребенка не хватает сил легких для того, чтобы надуть воздушный шарик – отдайте его в бассейн ))

3. Укрепление мышц, суставов. Рост организма

Для детей этот пункт особенно актуален, с этого я и начал данную статью. Плавание – это возможность укрепить мышцы и суставы спины, плеч, рук, груди, ног без каких-либо вредных нагрузок на них.

При этом во время плавания ребенок вытягивается, при регулярных занятиях это может благоприятно сказаться и на его росте

В части роста, конечно, здесь главенствующее значение имеют генетика, питание и другие факторы, однако общее укрепление позвоночника и суставов тоже важно

Плавание укрепляет и физически, и морально!

4. К вопросу об избавлении от лишнего веса

В уже упомянутой статье о пользе плавания для взрослых также говорится про снижение лишнего веса. Для детей это чаще всего не актуально – потому в отдельный пункт не выношу.

Однако если у ребенка появился лишний вес, то это еще один очень значимый повод для того, чтобы начать ходить в бассейн. За счет постоянной физической активности в воде можно в том числе и похудеть без вреда для организма.

5. Закаливание и иммунитет

Вода в детских бассейнах не должна быть такой холодной, как во взрослых (подробнее про то, какой должна быть температура, я писал здесь).

Тем не менее, для детского организма пребывание в воде с температурой 29-32 градуса по Цельсию все равно является приличным охлаждением.

Такое охлаждение, если регулярно посещать занятия, является хорошим закаливанием организма, способствует укреплению иммунитета.

От теории к практике

Освоить плавание можно абсолютно в любом возрасте. Единственными преградами для взрослого человека к достижению желаемой цели могут стать предрассудки и страхи. Избавиться от них позволяет четкое понимание того, что плавание и в бассейне, и в открытом водоеме приносит не только удовольствие, но и благоприятно воздействует на здоровье.

Занятия плаванием на регулярной основе способствуют:

  • развитию дыхательной системы;
  • тренировке сердца и кровеносных сосудов;
  • стимуляции обменных процессов;
  • укреплению мускулатуры, иммунитета и нервной системы.

Начинать учиться плавать следует в неглубоком бассейне или открытом водоеме. Ноги должны чувствовать твердую опору, голова и плечи — находиться над водой. Ощущать себя в полной безопасности и обрести уверенность позволяет присутствие умеющего хорошо плавать человека.

Альтернативой могут стать занятия с квалифицированным тренером. Посещение специальных занятий не является обязательным условием, постичь азы плавания можно и самостоятельно.

Тренеру нужно быть психологом

Когда я была ребёнком, и плавательная карьера могла бы только начинаться, мне запретили плавать по медицинским показаниям. Четыре года назад я начала с нуля и вернулась в этот вид спорта.

Есть один важный момент, который я заметила: в зрелом возрасте, научившись чему-либо, можно гораздо результативнее объяснить это другому.

Проще научить того, кто тренируется вместе с тобой. Восприятие процесса, который увлекает на 200%, становится более глубоким. Дети плавают «поверхностно», и в этом есть свои плюсы — есть задание, они его выполняют. Специфика работы со взрослыми иная — большинство из них совершает слишком много мыслительных операций прежде, чем поплыть. Так что тренер — это еще и психолог.

***

Научить ребенка плавать можно и самостоятельно, опираясь на опыт профессиональных тренеров. Самое сложное здесь — не объяснить технику, а дотерпеть до момента, когда у ребенка получится. Без криков и упрёков

Потому что даже в таком деле, как плавание, важно следить за настроением ребёнка и слушать его

Полезные советы

  • Ни в коем случае нельзя применять широко распространенную манеру «бросить в воду – сразу плавать научится». Тот, кто придумал это, точно заслуживает сам подобного наказания, ибо не каждый в такой стрессовой ситуации сможет собраться и выплыть. Естественно, что вы спасете свое чадо, но ваш авторитет будет подорван, как вам можно доверять в дальнейшем, если сейчас вы подвергаете его смертельной опасности. Получив такой урок лишь однажды, можно обрести страх перед водой на всю жизнь.
  • Занимаясь с ребенком, следите, чтобы ваш пловец всегда был повернут лицом к берегу, шея не касалась воды, так меньше шансов захлебнуться. Пренебрегать правилами безопасности – ставить под угрозу не только здоровье, но и жизнь. Задумайтесь, уместен ли здесь риск.
  • Не ссылайтесь на авось, самостоятельно правильно научиться плавать у ребенка не получится, техника должна быть верной, начиная с первых минут. Не нужно большого ума, чтобы научиться плавать по-собачьи, но много ли пользы от этого стиля?
  • Накапливайте опыт: интересуйтесь новыми методиками обучения, просматривайте видеоуроки в интернете, посещайте соревнования, знайте героев в лицо, покажите свою заинтересованность, и ваш ребенок подхватит с энтузиазмом ваше увлечение.
  • Занимайтесь гимнастикой на воде вместе с детьми, получите не только заряд бодрости и позитива, но и проведете профилактику остеохондроза шейного отдела позвоночника, сердечно-сосудистых заболеваний, повысите защитные свойства иммунной системы.

Как быстро и правильно начать обучение?

Работа ног

Правильнее всего сначала освоить движения ногами и общее скольжение по воде. Уже после этого вы сможете добавить к ним работу руками.

Для обучения вам потребуется досочка для плавания.

Заранее узнайте, есть ли доска для плавания в бассейне и можно ли ее беспрепятственно брать. Если нет – то вам стоит ее приобрести, для обучения это обязательный инструмент.

Делайте следующее упражнение:

  1. Вытяните руки с досочкой вперед (руки должны быть прямыми).
  2. Положите между ними голову, чтобы она выдыхала в воду
  3. Толкнитесь ногами от бортика бассейна и начнитескользить по воде.
    Тело должно быть вытянуто, как стрела – от ног до выпрямленных рук.
  4. Голова находится между руками и выдыхает в воду. Когда воздух заканчивается – поднимайте голову, делайте вдох и опускайте ее обратно.
  5. Начинайте делать махи ногами. При этом ноги нельзя сгибать в коленях – движения ног за счет работы бедер, а не за счет сгиба коленей.
  6. Так доплывите до конца бассейна. Если требуется, передохните. Затем плавайте так вперед и назад – чем больше бассейнов проплывете, тем лучше освоите работу ног.

Конечно, небольшой сгиб в колене будет происходить, но главное, что вы должны понимать: мы делаем попеременные махи в выпрямленными ногами от бедра (которые лишь за счет маха слегка сгибаются), а не сгибаем ноги в коленях.

Работа рук и дыхание

После того, как вы освоили работу ног согласно вышеописанному, отложите в сторону досочку и сделайте то же самое упражнение, но уже без нее: руки вытягиваются вперед стрелочкой, вы плывете за счет работы ног. При сильной и правильной работе ног у вас должно получаться плыть с вытянутыми вперед руками без помощи доски.

Если это получается, то вы подошли к следующему этапу – обучение гребкам.

На первых этапах здесь можно вновь взять доску и делать следующее упражнение:

  • одной рукой вы держите досочку, другой – делаете гребок;
  • затем кладете вторую руку также на доску;
  • затем вновь делаете ей гребок и так далее.

Движение руки во время гребка

В бассейне можно в одну сторону делать гребки одной рукой, в обратную – другой.

Про саму технику гребков мы рекомендуем почитать нашу отдельную статью, более углубленно посвященную обучению технике кроля.

Одновременно с работой рук начинайте практиковать вдох на бок:

  • в момент гребка ваша грудная клетка вслед за рукой разворачивается;
  • в этот момент в связи с поворотом корпуса вбок поворачивается (но не поднимается!) и голова, которая делает вдох ртом;
  • затем голова возвращается в исходное положение и делает выдох.

Затем отложите досочку и делайте то же самое, но без нее: одна рука будет вытянутой вперед, другая рука будет делать гребок и возвращаться в исходное положение “руки стрелочкой”.

Наконец, освоив по очереди движения каждой из рук, вы сможете перейти к плаванию в полной координации, когда задействованы обе руки.

Ссылка на основную публикацию