Как научить ребенка жевать???

Как научить ребенка жевать пищу

Главный вопрос, волнующий всех родителей, — как ребёнка приучить жевать пищу и восстановить его жевательные функции? Ничего невозможного нет, поэтому наберитесь терпения и — начинайте.

  1. Показывайте ему собственным примером, как надо жевать: учите его, дайте ему несколько уроков в игровой форме.
  2. Купите зефир или мармелад, которые нужно обязательно жевать.
  3. Перестаньте перетирать и измельчать пищу: только твёрдые куски. Не съел — не настаивайте: голод в конце концов возьмёт своё.
  4. Не кричите и не раздражайтесь. Старайтесь спокойно общаться с ребёнком во время еды, объясняя ему всё ровным, добрым, спокойным голосом.

Да, не так легко выдержать капризы, но если процесс запущен по вашей вине, тут уж ничего не поделаешь. Иногда можно только собственной выносливостью заставить жевать пищу своё ненаглядное чадо. Всегда помните при этом о результате, которого вы хотите добиться, а не о капризах и слезах своего маленького хитреца. Увидев, какая его мама неуступчивая, вот увидите — он скоро сдастся и уступит вам.

Оптимальный возраст

Пищеварительная система, жевательный аппарат детей 4-5 месяцев не готов ни к какой другой еде, кроме адаптированной смеси или грудного молока. Поэтому до этого возраста педиатры не советуют вводить прикорм, и тем более начинать приучать к твердой пище. У малышей выражен не только сосательный, но и защитный рефлекс: все твердые частицы автоматически выталкиваются из ротовой полости языком.

По мере роста и развития ребенка врожденные рефлексы постепенно угасают. Одновременно с этим совершенствуется пищеварительная система. Одного грудного молока или смесей становится недостаточно для насыщения организма крохи необходимым количеством питательных элементов. Примерно с полугодовалого возраста родители начинают вводить прикорм. Продукты первое время даются в измельченном пюреобразном виде.

Раннее приучение к употреблению твердой пищи может привести к таким последствиям:

  • появление проблем с кишечником (расстройство стула);
  • нарушение функционирования желудка.

Поздний переход к употреблению твердой пищи может повлечь за собой ряд проблем:

  • нарушение речи. Это связано с недоразвитостью жевательных мышц, которые принимают участие в произношении слов;
  • формирование неправильного прикуса;
  • появление проблем в работе пищеварительного тракта;
  • неправильный рост зубов;
  • психологические нарушения. В 2-3 года дети уже осознанно выполняют все действия. Некоторые могут отказываться от приема неизмельченной еды.

Поэтому родителям важно знать оптимальный возраст, когда можно начинать приучать кроху к твердой пище. Давать это разрешается после появления у крохи первых зубов. Это примерно возраст 7-10 месяцев

В это время у малыша возникают зуд, жжение десен.

Твердые частицы пищи помогают уменьшить выраженность дискомфорта. Рекомендуется приучать кроху к пережевыванию еды в то время, когда он будет к этому готов. Тогда процесс пройдет проще и быстрее.

Признаки того, что ребенок готов к употреблению твердой пищи:

  • малыш проявляет интерес к взрослой еде, которая не измельчена до пюреобразного состояния;
  • кроха пытается не сосать предложенную ему пищу, а снимать ее верхней губой и жевать;
  • ребенок засовывает в рот ложку. Это не вызывает у него рвотный рефлекс.

Педиатры считают, то дети старше 10-месячного возраста не должны давиться едой.

Важно, чтобы двухлетние малыши уже умели хорошо пережевывать твердую пищу. Ведь именно в этот период начинает формироваться прикус

Поначалу твердая еда переваривается плохо, может выходить с калом в первозданном виде. Не нужно паниковать, ведь ребенок только учится жевать. Со временем такая проблема исчезнет.

Как научить есть твердую пищу: эффективные методы

Конечно, научиться жевать в 5-7 месяцев сложно, тут вы только поможете ему выработать жевательный рефлекс, для этого давайте силикованные прорезыватели, которые хорошо облегчают боль при прорезывании зубов. Если предложить ему такой аксессуар, то уже к одному году он сможет пережевывать.

Введение в рацион твердой пищи

Переходить на твердую пищу стоит постепенно, если вы используете покупные смеси и пюре, то нужно приобретать продукцию согласно возрасту. Чем старше становится малыш, тем гуще стоит готовить для него еду. Со времен во фруктовые, овощные и мясные пюре добавляются твердые кусочки.

Если вы привыкли кормить младенца пищей, приготовленной в домашних условиях, то переход на твердую еду должен быть постепенным, необходимо делать пищу твердее, отказываясь от блендера. Часть еды можно тереть на крупной терке, раздавливать вилкой или давилкой.

Массаж язычка

Но если ребенок уже большой, а так и не научился жевать, необходимо работать с мышцами языка. Это избавит от рвотного рефлекса при попадании твердой пищи. Необходимо аккуратными движениями массировать язык с помощью марли и деревянного шпателя. Стоит каждый день увеличивать продолжительность массажа, с каждым днем приближаясь к корню языка. Не менее эффективным упражнением является выталкивание языком салфетку, помещенную за щечку.

Использование ниблера

Если вы боитесь, что малыш подавится большими фруктами, начинайте приучение к взрослой пищи с использованием ниблера, куда помещаются фрукты и овощи. Ниблер — очень удобное приспособление, которое можно держать в руках самостоятельно, развивая хватательные навыки. Они бывают силиковаными или тряпочными. Если нет приспособления, стоит помещать еду в простую марлю. С помощью устройств можно не переживать, что младенец подавится крупным кусочком банана или яблока. Если не оказалось ниблера, можно пососать сушку, которая тоже развивает рефлексы.

Привлечение малыша к процессу приготовления еды

Если ребенку уже больше года, то вызвать интерес к взрослой еде можно другими способами, родители могут вовлечь его в процесс готовки. Если он просит измельченную еду, можно сказать, что блендер сломался, и пока что мама будет разминать еду вилкой. Можно ему дать картошку и предложить размять ложкой. Ножи и вилки не рекомендуется давать младенцам, так как они могут пораниться.

Положительный пример

Если ребенок не жует твердую пищу, необходимо продемонстрировать, что все члены семьи кушают вилкой и им нравится такая еда. При раскладывании продуктов на стол необходимо разложить все предметы, не пропуская маленького человека. Ели вы хотите научить его кушать, то относитесь к нему как к взрослому, выделив ему отдельное место за столом.

За употреблением пищи необходимо сделать акцент на том, что еда очень вкусная. Не стоит заглатывать слишком много, чтобы малыш не повторял за вами и не давился. Но насильно заставлять кушать не стоит, нужно пригласить его к столу только тогда, когда он проявит интерес к еде и сам захочет кушать. Необходимо чаще приглашать гостей в дом, ходить самим в гости. Необходимо дать понять, что такая пища очень увлекательна, хоть и требует много времени.

Как правильно научить ребенка жевать?

Постепенное введение прикормов является и первой ступенью в процессе обучения жеванию. Первоначально в меню грудного малыша вводятся жидкие продукты или пюре. В таком виде они быстрее всасываются, а организм ребенка, как правило, не испытывает проблем с их перевариванием. Постепенно, к 8-9 месяцу жизни крохи, консистенция блюд меняется. В привычных овощных блюдах уже присутствуют небольшие кусочки. Обычно размер кусочков оставляют маленьким, чтобы ребенок не мог подавиться.

Многие производители готовой продукции для детей используют такой принцип при приготовлении своих продуктов. Так, пюре для семимесячных малышей имеют более протертую консистенцию, чем аналогичные продукты, предназначенные для кормления годовалых деток. Ребенок, получая пищу с небольшими кусочками, начинает делать первые, даже неосознанные жевательные движения, что способствует его самостоятельному обучению жевания.

Педиатры советуют родителям грудничков постепенно изменять консистенцию блюд, которые они готовят своим малышам. Так, к году в меню у ребенка должны присутствовать блюда, в которых находятся отдельные небольшие кусочки овощей. Постепенно следует изменять и структуру мясного фарша. Чем старше становится ребенок, тем крупнее может быть фарш. Таким образом и происходит постепенное приучение крохи к жеванию небольших кусочков пищи.

Стоит отметить, что даже многие педиатры, в том числе и доктор Комаровский, затрудняются назвать точный возраст, к которому ребенок уже должен отлично жевать, глотать и не давиться при кормлении. Существуют лишь ориентировочные сроки. Например, некоторые врачи считают, что кроха способен научиться хорошо жевать только к возрасту 1,5 лет. Однако у некоторых малышей этот навык хорошо формируется только к двум годам. В любом случае процесс обучению жевания должен происходить постепенно.

Если же, несмотря на все усилия родителей, малыш жевать твердые кусочки пищи категорически отказывается, то эту ситуацию следует обязательно обсудить с доктором. Причины такого поведения могут быть самыми разными — от банального каприза до наличия опасных заболеваний органов желудочно-кишечного тракта или других патологий внутренних органов. Определить их сможет только опытный доктор, который наблюдает за развитием ребенка с момента его рождения.

Как перевести малыша на твердую пищу?

Родителям важно знать, как приучить ребенка к твердой пище. Резко переводить малыша на употребление кусочков продуктов не стоит

Это может вызвать проблемы с пищеварением. Процесс обучения должен проходить постепенно. Если раньше все продукты измельчались в блендере, то теперь можно пропускать их через мясорубку.

Когда кроха привыкнет к такой консистенции пищи, тогда стоит использовать терку: сначала мелкую, а затем – крупную. Годовалым детям овощи просто отваривают и разминают вилкой.

Ребенок будет получать маленькие кусочки пищи, которые он легко сможет прожевать. Специалисты рекомендуют для обучения крохи пережевыванию еды использовать ниблер. Это современный гаджет, который имеет вид небольшого сеточного мешка с ручкой. В него помещается продукт и плотно закрывается.

Ребенок будет учиться откусывать частицы фруктов и овощей через ситечко. В рот будут попадать мелкие кусочки, поэтому кроха не подавится. Большинству детей нравится есть через ниблер. Для детей продается специальное печенье, которое рассыпается сразу после контакта со слюной. Попадая в рот, оно становится мягким.

Малыш не сможет подавиться таким лакомством и легко его съест. Каши (рис, гречку, овсянку) стоит перетирать таким образом, чтобы оставались целые кусочки. Со временем можно будет предлагать крохе такие блюда в неизмельченном виде. Но в этом случае их нужно хорошо проваривать. Дробленый мелкий рис ребенок способен самостоятельно легко переживать.

При приучении малыша к твердой пище специалисты советуют родителям:

  • быть терпеливыми. Это достаточно долгий процесс. Сначала у малыша может не получаться хорошо пережевывать еду. Нельзя кричать, ругать кроху. Это приведет к тому, что ребенок откажется от употребления твердых частиц еды;
  • поощрять стремление малыша к пережевыванию пищи;
  • предлагать крохе любимые блюда. Тогда у него будет хороший аппетит, он быстрее научится пережевывать пищу;
  • купить ребенку прорезыватель. Такое приспособление формирует жевательный рефлекс;
  • предлагать крохе участвовать в процессе приготовления еды: например, дать ему размять отварную морковь или картофель вилкой;
  • усаживать кроху за взрослый стол. Малыш будет смотреть, как употребляют пищу родители и другие члены семьи. Это станет хорошим стимулом для обучения пережевыванию твердых частиц блюда.

Уже с годовалого возраста можно предлагать крохе целые кусочки овощей и фруктов. В это время организм ребенка уже полностью готов к пережевыванию твердой пищи.

Как правильно учить ребенка жевать?

Научиться жевать с минимальным риском подавиться поможет ниблер

Готовое детское питание облегчает для родителей решение вопроса о кормлении ребенка. Оно обеспечивает необходимыми веществами детский организм. Но увлечение питанием из баночек без учета возрастного ценза приводит к тому, что у малыша не сформируется жевательный рефлекс.

На форумах в интернете можно прочесть весьма неадекватные советы «опытных» мам по поводу данной проблемы:

  • Одни из них считают, что проблемы вообще нет: вырастет малыш и сам научится жевать любую пищу.
  • Другие предлагают применить так называемую шоковую терапию. Она заключается в том, что нужно перестать кормить ребенка, но при этом поставить в доступных для него местах еду, потребляемую взрослыми: поест сам, голод заставит.

Ничего хорошего такие советы не сулят, родительские ошибки они предоставляют исправлять самому ребенку, не задумываясь о последствиях. Если следовать первому совету, малыш будет недополучать необходимые вещества, что отрицательно скажется на его физическом состоянии и интеллектуальном развитии.

Использование родителями второго совета вызовет стресс у малыша, что может явиться причиной снижения иммунитета и развития различных заболеваний. Поэтому правильной тактикой родителей будет обращение к педиатру.

Специалисты предлагают для выработки у ребенка навыков жевания твердых продуктов руководствоваться такими советами:

  1. Известный педиатр Е. Комаровский считает, что в неумении малыша жевать и употреблять твердую пищу виноваты родители. Они должны проявлять терпение при формировании навыка. Не стоит ругать дитя и нервничать, если нет быстрого результата. Его и не следует ожидать, если родители упустили время. Кормление должно проходить в спокойной обстановке.
  2. Переход к твердой пище должен быть постепенным. Вначале нужно оставлять в пюре мелкие кусочки овощей, а в суп добавлять небольшие кусочки хлеба. Такая неоднородная пища будет способствовать обучению.
  3. Поможет в обучении использование ниблера – специального приспособления в виде ситечка. В него можно вставить кусочек овоща или фрукта и дать его ребенку, который мог бы не только сосать этот кусочек, но и кусать его без риска подавиться. С года кусочки овощей и фруктов можно давать малышу в ручку, но в присутствии взрослых.
  4. Заинтересовать ребенка новой пищей можно, используя яркую ложечку или тарелочки с картинками. Положительные эмоции будут помощниками в обучении. Но смешить или развлекать малыша за едой нельзя.
  5. Повысить интерес к твердой пище можно и личным примером: родители и старшие братья или сестры едят «взрослую» пищу, не забывая расхваливать ее, рассказывать, как это вкусно.
  6. С ребенком можно посетить детское кафе в развлекательном центре. Увидев, с каким удовольствием поглощают еду другие дети, ребенок может и сам захотеть попробовать ее. К тому же можно ребенку объяснить, что привычного питания из баночек в кафе нет.
  7. Для закрепления навыка можно привлечь дитя к приготовлению блюда, что повысит интерес к нему. Например, дать ему пластмассовую вилку с тупыми зубчиками и предложить самому разминать пюре. Понятно, что кусочки овощей останутся, малыш в процессе приготовления будет есть их.
  8. Доктор Е. Комаровский советует предложить ребенку вначале банан, мармелад или зефир. Малышу придется их жевать, а затем уже перейти к продуктам твердым – баранкам, печенью, мясу. Ощутив приятный вкус, ребенок будет продолжать откусывать кусочки продукта.

Как научить жевать и глотать

Приучать малыша к жеванию можно с помощью простых методов. Выполняйте советы без психологического нажима, регулярно, и все получится:

  1. Вводите в рацион твердую пищу постепенно. Начинайте прикорм с 6–8 месяцев. Сначала попробуйте добавить в кашку кусочки фруктов, потом размельчайте супчик вилкой, без блендера, чтобы получалась неоднородная масса.
  2. В годик смешивайте жидкую еду с твердой в одной тарелке. Идеальный вариант – бульон с овощами, кусочками картофеля. Ребенку будет легче проглотить пережеванную массу с жидкостью. По мере обучения добавляйте бульон все меньше, пока ребенок не будет жевать и проглатывать только овощи, мясо, макароны.
  3. В 12–16 месяцев давайте твердые овощи на полдник целиком: морковь, яблоко. Если ребенку тяжело грызть твердую кожицу, очищайте ее.

А вот, что советует доктор Комаровский:

Еще несколько хитростей

  • Начинайте обучать жеванию на любимых продуктах карапуза. Выбирайте любой, лишь бы процесс наладился. Но будьте осторожны: хлеб, печенье, сухарики, сладкие десерты в больших количествах ежедневно вредны для детского желудка.
  • Показывайте пример поведения за столом и тщательного жевания. Обязательно совмещайте свой обед с приемом пищи крошкой. Демонстративно жуйте, глотайте, пусть поймет, как происходит процесс наглядно. Запретите себе есть на ходу, не жуя. Дети очень наблюдательны.
  • Начинайте есть жесткую еду с маленьких порций. Для первого–третьего раза достаточно добавить в кашку 1 чайную ложку фруктов.
  • Стройте мордочки с малышом возле зеркала, кривляйтесь. Веселье с мамой заменит артикуляционную гимнастику, разминку для мышц лица.
  • Если ребенок хоть немного разговаривает, спросите у него, почему не жует пищу, которая в тарелке. Возможно, малыш сам раскроет тайну, проблема решится быстрее.

Еще много полезных советов вы почерпнете в этом коротком видео:

Как научить ребёнка жевать: практические советы

Под термином «жевание» подразумевают в первую очередь не сам процесс измельчения пищи зубами, а главным образом формирование жевательного рефлекса у ребёнка. Необходимо научить его сознательному проталкиванию пищевого комка по пищеводу. Однако злоупотребление готовыми детскими смесями ведёт к тому, что жевательный навык формируется с запозданием.

Питание, предназначенное для новорождённого, не совсем подходит для ребёнка, у которого вот-вот прорежутся первые молочные зубы. Это как раз тот самый период, когда закладывается механизм полноценного пережёвывания твёрдой пищи. Именно этим объясняется постоянное желание детей тянут в рот всё, что ни попадя. Главное, не проморгать этот момент.

Ребёнок должен понять, как правильно поступать с твёрдыми продуктами питания, поэтому вместо резиновой соски пускай грызёт что-нибудь наподобие бублика. Сформированный в раннем возрасте жевательный рефлекс — гарантия того, что проблемы с переходом на твёрдую пищу будут сведены к минимуму. Не должно смущать, что сухарик или корочка хлеба — отнюдь не самые полезные продукты для детского организма. Для выработки жевательного рефлекса — это незаменимые помощники.

Как помочь ребёнку развить жевательный рефлекс с помощью игры?

Нет ничего проще, чем наглядным примером показать малышу, как нужно жевать пищу. Можно попробовать положить в блюдо несколько разноцветных овощей и фруктов. Ребёнка заинтересуют яркие кусочки банана, киви, яблока, морковки, огурца и помидора. Напевая весёлую песенку, взять одну дольку и закинуть себе в рот. При этом необходимо поддерживать с ребёнком контакт: разговаривать, улыбаться, качать головой.

Малыш должен поверить, что мама в восторге от проглоченного лакомства. Ему сразу же захочется повторить те же самые действия: взять с тарелки еду, положить в рот и попытаться прожевать. Такая поведенческая модель присуща для всех детей: они часто копируют взрослых. Подобная процедура повторяется несколько раз. Ребёнок будет увлечён процессом, поскольку для него это интересная игра, позволяющая лучше познакомиться с окружающим миром, открыть для себя новые вкусы.

Советы логопеда

По мнению логопедов, дети быстрее научаться жевать, если предложить им выполнить специальное упражнение. Оно направлено на преодоление страха попадания в рот грубой пищи. В стерильную марлю заворачивают кусочек фрукта или овоща, после чего кладут в рот ребёнку. Перегоняя в ротовой полости кусочек яблока или груши, малыш подключает к этому процессу, помимо языка и дёсен, ещё и зубы. Несмотря на то что упражнение довольно элементарное, оно даёт хороший результат, так как во время жевательных движений активизируется слюноотделение и жевательный рефлекс.

Советы доктора Комаровского

Популярный педиатр Евгений Комаровский рекомендует всем семейным парам, перед которыми стоит задача научить ребёнка жевать, выполнять следующие приёмы:

  • Молодые родители должны блеснуть навыками актёрского мастерства, объясняя малышу, почему на завтрак вместо привычной жидкой каши густое блюдо. Так, можно заявить, мол, в магазине больше не будут продавать баночки с его любимым пюре. Включить фантазию, чтобы оправдать необходимость осваивания новой пищи.
  • Следует заинтересовать малыша измельчённой пищей. Пусть он попытается разломать на кусочки варёные овощи, используя ложку. Конечно, стоит готовиться к тому, что добрая часть продуктов окажется непригодной, полетев со стола на пол, но зато еда, приготовленная ребёнком самостоятельно, явно заинтересует его.
  • Приветствуется, если обучение проводится с использованием любимых продуктов карапуза. Пусть это будут сладкие пряники, баранки, свежие фрукты. Наверняка причудливая композиция из продуктов разбудит интерес к еде.
  • Многим детям нравится пробовать новую пищу, когда они гуляют со взрослыми по парку или сидят в кафе. Когда под рукой нет бутылочки со смесью или пюре, самое время воспользоваться ситуацией, предложив малышу что-то новенькое. Положительное влияние на формирование жевательного рефлекса оказывает визит в гости к семьям, где есть детки. Наблюдая за ровесниками, поедающими пищу кусками, ребёнок сам захочет перенять этот навык.

Итак, чтобы приучить ребёнка жевать твёрдую пищу, родители должны продемонстрировать изрядную выдержку и настойчивость. Развивать жевательный рефлекс лучше с самого раннего возраста, как только у малыша начнут пробиваться зубы. Тем не менее не случится катастрофы, если поставленная цель будет достигнута в более позднем возрасте. Недопустимо, чтобы приём пищи регулярно сопровождался порицанием. Невзирая ни на что, всегда должен сохраняться дружелюбный настрой, ведь ребёнок не виноват, что ему не даётся всё сразу.

Особенности кормления детей, родившихся с дефектами

Значительно труднее научить жевать детей с выраженными особенностями развития – с ДЦП, болезнью Дауна, умственной отсталостью и т. д. Поможет родителям консультация соответствующего специалиста и такие советы:

  1. Зацикливаться на основном заболевании и считать, что такого ребенка нельзя научить, родителям не следует. Обучить навыку жевания можно, просто для этого придется приложить больше усилий и настойчивости.
  2. Терпение потребуется на более продолжительный период обучения. Ребенку нужно будет и рассказывать, и наглядно демонстрировать с комментариями, как откусывать, жевать и глотать пищу.
  3. Необходимо обеспечить удобство для ребенка во время приема пищи, использовать для этого соответствующую мебель и посуду.
  4. Разрешать малышу рассматривать продукты, трогать их. Следует поощрять проявление интереса (к пище, к посуде или столовым приборам), любопытства, инициативы. Показывать, как пользоваться, например, понравившейся ложечкой, придется неоднократно, к этому родителям нужно быть готовыми.
  5. Обучение следует начинать с продуктов мягких, которые легче жевать (банан, мармелад и др.). Переход к другой, более твердой пище должен быть постепенным.

Почему ребенок не жует пищу

По мнению педиатров, неумение жевать очень распространено. Раньше ребенку давали кусочек жесткого яблока или сушку еще до появления передних зубов. Сейчас зубки начинают расти немного раньше, а сроки прикорма, наоборот, отодвинулись. Первый раз малыш получает пищу, когда у него уже есть пара, а то и 4 зуба. Жевать еду ими еще нельзя, но и массировать десны твердой пищей уже не получается. В итоге первые рефлексы не закрепляются, а полноценно жевать малыш начинает учиться только к моменту обзаведения полным ртом зубов.

Причины неумения жевать пищу:

  1. Физиология: сбои в работе ЖКТ, проблемы в горле и полости рта. Заболевания, которые могут препятствовать жеванию, обнаруживаются в ходе диспансеризаций. Даже если ребенок кажется вам полностью здоровым, не стоит избегать регулярных осмотров врачей.
  2. Неврологические нарушения. Помимо отсутствия жевания, для них характерны и другие признаки, которые обнаруживаются на ранних сроках.
  3. Нежелание бороться с трудностями, как со стороны ребенка, так и его родителей. Маме нужно немало выдержки и времени, чтобы контролировать прием твердой пищи, а затем отмывать и малыша, и все вокруг. Дети же легко манипулируют родителями: если можно покапризничать и тебе выдадут привычное пюре вместо непонятных кусочков, то зачем напрягаться? Если есть подозрение, что малыш и слышать не желает о том, чтобы глотать кусочки или жевать, исключительно из-за лени, придется проявить последовательность и даже строгость. Однако и переусердствовать тоже нельзя, чтобы не сформировать у ребенка боязнь новой пищи.
  4. Резкий переход с пюре на кусочки. Теоретически, малыш после года должен успешно жевать еду, но не стоит забывать, что новые навыки формируются постепенно. Большого ребенка придется учить, как младенца: начиная с добавления в привычное пюре несколько мелких мягких кусочков.
  5. Препятствие формированию навыков жевания в младенчестве. Начиная с 5 месяцев, дети постоянно что-то суют в рот. Они не просто чешут десны, в это время формируются умение прижать предмет челюстью, ощупать и подвинуть языком. Если постоянно вынимать изо рта ребенка его ручки, погремушки, не давать или ниблер, навыки не сформируются.

По мнению педиатра и популярного телеведущего Евгения Комаровского, неумение жевать еду – обычно педагогическая, а не физиологическая проблема.

Ссылка на основную публикацию