Мой ребенок левша консультация (подготовительная группа) на тему

Психологические особенности леворуких, праворуких детей и амбидекстров

Разные полушария мозга по-разному воспринимают информацию, что объясняет некоторые особенности и отличия в поведении праворуких и леворуких людей, а также  амбидекстров.

Психологический портрет левшей, правшей, амбидекстров

  • Правши — консервативны, принципиальны, последовательны, предсказуемы. Они отличаются эмоционально стабильным поведением, обладают  аналитическим, абстрактным мышлением, практически никогда не спорят и не ссорятся, им свойственны точность и аккуратность.
  • Левши — импульсивные, эмоциональные, упрямы и замкнуты, стремятся к переменам, прогрессу, плохо ориентируются в пространстве, обладают  творческой натурой.
  • Амбидекстр — универсален, интеллектуально развит, при хорошей интуиции имеет высокий творческий потенциал, мышление аналитическое со склонностью к гениальности, высоких результатов добивается во всем.

Дети амбидекстры и левши часто испытывают сложности в обучении, поэтому требуют особого внимания к себе. Воспитывать любого ребенка необходимо с учетом его особенностей. Однако, если у вас возникают сложности при воспитании леворуких детей и амбидекстров, то необходимо обратиться к психологу, который поможет раскрыть потенциал вашего чада.

Стоит ли переучивать левшей?

Раньше владение левой рукой считалось патологией, отклонением от нормы, поэтому детей переучивали в правшей. Это сопровождалось психологическими травмами у  маленьких левшей, да и применяемые для переучивания методы не всегда можно было назвать гуманными. Сейчас психологи и педагоги не рекомендуют переучивать левшей на правшей, так как это  может стать причиной тревожности, страхов, неврозов и протестов у ребенка. Вмешательство в природное распределение функций между полушариями способствует развитию у ребенка замкнутости, неловкости в движениях и заниженной самооценки.

Совет от специалиста

Педагогический и клинический психолог, психолог-психоаналитик Людмила Владимировна Алтыева  (Санкт-Петербург) дает родителям левшей, правшей, амбидекстров следующий совет:

Заметить, что ребенок предпочитает пользоваться той или иной рукой, родители могут уже на самом раннем этапе. Так, младенец будет чаще манипулировать предметом ведущей рукой (сосать кулачок, хватать игрушку, бутылочку и т.п.). К 1,5 — 2 годам эта тенденция приобретает более постоянный характер. Например, ребенок берет ложку только правой или левой рукой. Именно в это время родители/воспитатели делают попытку приучить ребенка пользоваться «правильной» рукой. Однако основной помощью для малыша будет предложить ему самому определиться в этом вопросе — не вкладывать предмет в ручку, а положить его так, чтобы можно было взять его и той, и другой рукой. В детском саду/школе можно и нужно предупредить педагогов, что ребенок предпочитает пользоваться левой рукой. Сейчас педагоги относятся к таким детям с пониманием.
И, пожалуй, самое главное. Прочитав о психологическом портрете правшей, левшей и амбидекстров, нужно улыбнуться, принять к сведению и прийти к выводу, что интуиция, творческий потенциал и умение выстраивать отношения — это не только физиологическая данность, но и то, что можно и нужно активно развивать в ребенке.

Переучивание опасно(!)

Принудительное переучивание леворуких детей, как правило, приводит к нежелательным последствиям. Ребенок становится раздражительным, капризным, плохо ест и спит. Нарушения эмоциональной сферы нередко сопровождаются другими осложнениями: заиканием, нервным тикам, энурезом, кожными заболеваниями, и прочим нарушениям психики.Малыш начинает жаловаться на усталость в правой руке, головные боли, снижение работоспособности и повышенную утомляемость.

Некоторые дети могут легче переносить переучивание, но статистика неумолима: переученные левши редко преуспевают в жизни, обучение в школе и ВУЗ-ах дается им гораздо сложнее, чем тем левшам, которых родители и педагоги оставили в покое. А что до переученных спортсменов, то у них даже замедляется рост и физическое развитие.

Поэтому родителям леворукого ребенка лучше вообще ничего не предпринимать и найти правильные методы воспитания, которые решат имеющиеся проблемы.

Имей в виду, что с 1985 года Минздрав не рекомендует менять физиологическую «привычку» быть левшой, что подразумевает снижение требовательности к почерку левшей в школах.

Простой тест, который расскажет о вашем характере

Определите сначала свои ведущие палец, глаз и ладонь. 

1. Ведущий палец. Если при переплетении пальцев рук в замок сверху окажется левый палец – отмечаем Л, если правый – П. 

2. Ведущий глаз. Вытяните вперед руку с поднятым большим пальцем. Посмотрите обоими глазами, зафиксируйте его положение. Затем закройте левый глаз, снова его откройте и закройте правый. Ваш палец «сместится» в сторону в тот момент, когда вы будете смотреть на него ведущим глазом. Если ведущим окажется левый глаз, ставим Л, если правый – П. 

3. Поза Наполеона. Если при переплетении рук на груди, сверху окажется левая рука, ставим Л, если правая – П. 

4. Аплодирование. Если вы совершаете хлопки левой ладонью, пишем Л, если правой – П. 

Таким образом, у вас должна получиться комбинация из четырех букв, которая и расскажет кое-что о вашем характере (Батаршев А. Организаторские и коммуникативные качества личности, 1998). 

ПППП – ориентирован на общепринятые нормы, консерватор, стабильное поведение 

ПППЛ – неуверенный, консервативный, нерешительный 

ППЛП – кокетлив, с чувством юмора, активный, энергичный, темпераментный, артистичный 

ПЛПП – аналитик, осторожный, медленно привыкает ко всему новому, не конфликтный. Расчетлив, терпим, несколько холоден в отношениях 

ППЛЛ – самостоятельный, находится в противоречии между нерешительностью и твердостью характера, редкий тип личности. Высокая степень контактности сочетается с медленным привыканием 

ПЛЛП – склонен к новым впечатлениям, неконфликтен, непостоянен, кокетлив. Томный, эмоциональный и медлительный. При всем этом прост и достаточно смел в общении 

ПЛЛЛ – непостоянный и независимый характер, высокая степень аналитичности 

ЛППП – часто встречающийся тип, высоко адаптивный, эмоциональный, но не настойчивый. Сильно подвержен чужому влиянию. Легко контактирует с окружающими, но мужчины этого типа часто флегматичны. 

ЛППЛ – мягкий, уступчивый, наивный, требует внимания и бережного обращения с собой, это тип «маленькой принцессы» 

ЛПЛП – очень сильный тип характера, трудно поддается убеждению и влиянию. Проявляет настойчивость, которая может переходить в зацикленность на второстепенном. Индивидуалист, энергичен, трудности его не пугают 

ЛПЛЛ – сильный, но ненавязчивый характер, не поддается влиянию и убеждению извне. Важная черта – внутренняя агрессивность. 

ЛЛПП – дружелюбие и простота, разбросанность интересов 

ЛЛПЛ – простодушный, мягкий, доверчивый. Редкий тип, у мужчин практически не встречается. 

ЛЛЛП – основная черта – эмоциональность в сочетании с решительностью, энергичность, такие люди склонны принимать эмоциональные, непродуманные решения. 

ЛЛЛЛ – такие люди очень эмоциональны, способны по-новому взглянуть на привычные вещи. Они эгоистичны, упрямы, часто замкнуты, но при этом способны ослепительно улыбаться.опубликовано econet.ru.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet

Советы родителям левшей

Знайте, что ребенок все равно подсознательно переживает свою особенность, то, что он не такой, как все. Поэтому первое правило – не подчеркивать леворукость и лишний раз не напоминать о ней, и тогда со временем никаких психологических проблем с этим не будет.

Хотя левши – самые обыкновенные дети, определенные особые условия для них все же следует создавать.

  1. Левше лучше побыть дома, а не в детском саду по крайней мере до трех лет: строгая дисциплина и большой коллектив им могут быть в этом возрасте в тягость. (Впрочем, это часто верно и для правшей.)
  2. В раннем возрасте не стоит что-то жестко требовать от малыша-левши и нагружать его различными заданиями: левши очень ранимы, и в результате может пропасть желание обучаться.
  3. Ребенку-левше может понадобиться помощь ориентироваться в пространстве, нужно понаблюдать за ним и помочь, если требуется.
  4. На рабочем месте левши свет должен падать справа.
  5. За школьной партой левша должен сидеть слева от одноклассника.
  6. Нельзя требовать от левши правильного наклона при письме.
  7. Следует вовлекать ребенка в игры, развивающие координацию движений рук: вязание, плавание, игры с мячом.

Какие советы можно дать родителям?

Ни в коем случае не пытайтесь переучивать левшу, это может привести к категорическому отказу ребенка от обучения

Также не стоит акцентировать внимание на непохожести и неправильности малыша. Попытайтесь убедить его, что он вовсе не ненормальный, а уникальный и особенный.
Поговорите с учителем или воспитателем и предупредите об особенности, также скажите, что вы против того, чтобы вашего ребенка насильно заставляли писать правой рукой.
Купите специальные принадлежности для левшей (качественные выпускаются фирмой Mamped).
Для письма приобретите ребенку ручки лайнеры или рапидографы, они имеют стойкие чернила, которые не будут размазываться рукой, что сделает почерк аккуратнее.
Если вы узнаете, что учитель занижает оценки из-за почерка или неправильного наклона букв — сразу идете в школу, обговаривайте ситуацию с учителем, либо с директором.
Вероятно и такое, что ваше чадо будет подвергаться насмешкам со стороны сверстников

Не советуем сразу бежать разбираться с детьми. Какой бы нравоучительный и воспитательный разговор вы бы с ними ни провели, ситуации это вряд ли поможет, а возможно и наоборот, одноклассники лишь пуще начнут смеяться. Лучше всего поговорить с самим ребенком, объяснить ему, что он должен уметь постоять за себя, либо же обговорить ситуацию с родителями на собрании, но не с детьми.
Больше разговаривайте с ребенком, обсуждайте с ним все на свете, он должен видеть в вас друга и не бояться вам довериться, так будет легче узнавать о проблемах, с которыми он сталкивается.
В некоторых, запущенных случаях, когда, например, ученику так и продолжили снижать оценки за почерк и пытаться переучить его, а сверстники и дальше пускают шутки и издевки в его сторону, малыш может превратится в очень нервного, замкнутого, необщительного и неконтролируемого подростка. В таких случаях нужно без промедления идти к психологу за профессиональным советом.

25 августа, 2018 —

Полезные материалы:

  1. Первые шаги ребенка: когда детки начинают ходить и как научить малыша передвигаться самостоятельно без поддержки?
  2. Как научить ребенка 4-5 месяцев переворачиваться со спины на живот и обратно: упражнения, массаж и видео-урок
  3. Нужны ли ходунки для ребенка: с какого возраста можно сажать детей в тренажер, польза и вред от покупки
  4. Как быстро научить ребенка ездить на трехколесном и двухколесном велосипеде: крутим педали с удовольствием
  5. Коррекционные игры, упражнения и занятия для гиперактивных детей дошкольного и младшего школьного возраста

Как определить: правша или левша?

Проведите несколько простых тестов:

Диагностика ведущей руки

  1. Сомкнуть руки в замок с переплетением пальцев. Палец ведущий руки окажется сверху.
  2. Порезать бумагу ножницами.
  3. Намотать нитку на катушку. Наматывать нитку будет ведущая рука.
  4. Сложить мелкие детали в коробку.
  5. Закрыть-открыть застежку молнию.
  6. Поймать одной рукой мяч.

Все действия делаются  легче ведущей рукой.

Диагностика ведущей ноги

  1. Встать со стула, сделать шаг вперед/назад – ведущая нога выполнит движение первой.
  2. Прыгнуть в длину – ведущая нога будет толчковой.
  3. Прыгать на скакалке – ведущая нога поднимается первой.
  4. Закинуть ногу на ногу – «главная» нога будет сверху.

Диагностика ведущего глаза

  1. Посмотреть в калейдоскоп одним глазом. Дети и взрослые всегда в этом случае выбирают ведущий глаз.
  1. Попросите ребенка вытянуть карандаш в руке и смотреть на его кончик обоими глазами. Затем по очереди закрыть правый и левый глаз. При закрытии какого глаза «мишень» смещается сильнее? Этот глаз – ведущий.

Диагностика ведущего уха

  1. Дайте ребенку часы и попросите послушать, как они тикают. Ребенок поднесет часы к ведущему уху.
  2. Скажите, что сейчас расскажете ребенку секрет «на ушко». Ребенок подставит ведущее ухо. Не забудьте, действительно, рассказать какой-нибудь секрет J

ПримечаниеВыберете и проведите по 2 любых задания для диагностики каждого показателя (2 упражнения – для определения ведущей руки, 2 –для ведущей ноги, 2 – для уха, 2 – для глаза). Запишите результаты теста.

Если оба упражнения показывают, например, что движения легче делать левой рукой, то считаем, что ведущая рука – левая. Если одно упражнение ребенок делает правой рукой, другое левой, то считаем, что одинаково владеет обеими руками.

Для удобства можете записать следующим образом:

Алексей, 4 года:  Рука – Л (левая)

Нога – Л (левая)

Ухо – П (правое)

Глаз – одинаково

Оцениваем результаты теста:

– Если 4 или 3 показателя (ведущие рука, нога, ухо, глаз) – левые, значит, перед нами 100% левша (или ребенок с преобладанием правого полушария)

– Если у каждого параметра абсолютно одинаковые значения (то есть обе руки, ноги, уха, глаза –ведущие, ребенок хорошо владеет ими в одинаковой степени) – перед нами амбидекстр (человек, который способен включать и использовать левое и правое полушарие одновременно). Считается, что Леонардо да Винчи был амбидекстром.

– Если получились смешанные показатели (два левых и два правых) – обратите внимание на ведущую руку, она подскажет, какое полушарие преобладает. В случае с Алексеем из нашего примера выше, можно сказать, что у него преобладает правое полушарие, хотя левое тоже хорошо развито

– Если 3 или 4 показателя – правые, перед нами правша.

Что делать, если ребенок – левша?

Ученые давно не считают леворукость и праворукость факторами, которые следует пытаться поменять. Не имеет значения правша или левша ребенок – это его личная особенность, а не недостаток.

Важно:

  1. Левшу нужно воспитывать в доброжелательной и спокойной атмосфере, чтобы не провоцировать развитие неврозов из-за повышенной чувствительности и впечатлительности ребенка.
  2. При поступлении в школу желательно найти педагога, который знаком с методиками обучения левшей.
  3. Для облегчения жизни малыша сейчас можно приобретать ручки, ножницы и другие инструменты для леворуких.

Нужно ли переучивать ребенка левшу?

Канули в лету те времена, когда ответ на вопрос стоит ли переучивать ребенка-левшу был положительным. Можно вынудить ребенка-левшу писать и есть правой рукой, но никакие ухищрения не сделают ведущим другое полушарие мозга. Переучивание левши может привести к нарушению психологического равновесия у ребенка – он станет нервным, плаксивым, капризным. Другие возможные негативные последствия переучивания левши – появление навязчивых движений, тиков, энуреза, заикания, нарушения сна, памяти, аппетита.

У левшества есть некоторые недостатки, но они с лихвой компенсируются положительными моментами. К примеру, ребенок-левша часто осваивает речь позднее правши, зато он говорит сразу развернутыми осознанными предложениями. Читать левши тоже начинают несколько позднее – навык развивается только тогда, когда ребенок осваивает чтение слова целиком, а не по слогам. Развитие левши идет не линейно, а скачками – после застоя наблюдается резкий скачок.

Как учить писать ребенка левшу?

Ответ на вопрос как научить ребенка левшу писать должен давать педагог, который будет его обучать

Поэтому очень важно выбрать для ребенка-левши такого первого учителя, который отнесется к этой нестандартности спокойно, не будет как-то выделять малыша, и при этом будет обладать навыками работы с леворукими детьми. Левшу очень важно правильно посадить за партой, выставить ему свет, научить держать ручку и писать так, чтобы не свозились уже написанные буквы

Ребенок-левша долго путает написание похожих букв, отображает буквы зеркально – к этому нужно относиться терпеливо.

Основная задача родителей при подготовке к письму – заниматься развитием мелкой моторики ребенка, тогда ему будет легче научиться этому навыку

Крайне важно поддерживать маленького левшу, которому часто умение писать дается труднее, чем правше. При выполнении домашних заданий нельзя проявлять нетерпение из-за медлительности ребенка – он не способен физически писать быстро

Зато через 2-3 года, когда первые трудности будут позади, ребенок начнет радовать своих родителей и учителей необычным подходом к решению школьных и жизненных задач.

Как определить леворуких, праворуких и одинаково владеющих обоими руками детей по тестам?

Определить является ли ребенок правшой, левшой или амбидекстром можно при помощи специальных тестов. Обычно доминирование какой-либо руки устанавливается после 4 лет. В этом возрасте и рекомендуется проводить тестирование. Для достоверности результатов все тестовые задания должны выполняться быстро и без подготовки. Ребенок не должен даже догадываться об истинной цели мероприятия.

Тесты для определение левшей и правшей

Тест М. Озьяс

Попросите ребенка сделать следующие действия:

  1. Прикрутить крышку на бутылку.
  2. Ножницами разрезать бумагу.
  3. Продеть нить сквозь бусины.
  4. Очистить обувь щеткой.
  5. Намотать на катушку нить.
  6. Стереть ластиком нарисованные детали.
  7. Перелить воду из стакана в стакан.
  8. Разложить картинки (карточки).
  9. Сделать дыроколом отверстия.
  10. Вдеть нить в иголку.
  11. Открутить рукой и с помощью ключа гайку.
  12. Очистить от пыли вещи.
  13. Пипеткой капнуть в горлышко бутылки.
  14. Ложкой достать бусину из стакана.
  15. Застигнуть и расстегнуть молнию.
  16. Сделать несколько глотков из стакана.
  17. Взять в руку колокольчик и позвонить в него.

Тест Ф. Кречмера

При прохождении теста Ф. Кречмера для определения ведущей руки детям предлагается выполнить следующие действия:

  • почистить зубы;
  • полить цветы;
  • шарик толкнуть палкой;
  • лопаткой перемешать песок;
  • сложить мелкие игрушки в коробочку;
  • вынуть из ванной пробку;
  • достать с полки книжки.

Какую руку больше задействует ребенок при выполнении вышеприведенных тестовых заданий, та рука и является доминирующей у малыша. Желательно, чтобы ребенок выполнял все действия без подготовки и объяснений сути данного тестирования, только так можно получить наиболее точные данные.

Другие тесты:

Рисование. Суть метода в том, чтобы ребенок нарисовал то, что он хочет. После того, как работа выполнена, необходимо предложить ребенку нарисовать тоже самое только другой рукой и затем оценить результат. Рисунок, сделанный доминирующей рукой, будет более четким и аккуратным

Также обращают внимание на напряжение рук во время рисования. Ведущая рука будет расслаблена, а движения ею будет четкие и скоординированные.

Тест со спичечным коробком. Подготовьте несколько коробков

В одном из них должна быть спичка с обломанным концом. Ребенку необходимо открывать коробки с целью найти спичку. Главной является та рука, которой малыш будет выдвигать и задвигать подвижную часть коробка.

Тест с палочками. Ребенку необходимо построить домик из палочек. Рука, выполняющая более активно действия, и есть доминирующая.

Мячик. Предложите малышу поочередно каждой рукой бросить вам маленький мячик (например, теннисный), подкидывать и ловить его. Данное задание ребенку легче будет выполнить ведущей рукой.

Вырезание ножницами. Ребенку необходимо вырезать какую-нибудь картинку, например, из журнала. Посмотрите, какая рука будет делать больше движений. Возможно, малыш будет держать ножницы в правой руке, но они будут неподвижны, а двигаться будет картинка в левой руке. Следовательно, малыш является левшой.

Раскладывание карточек. Предложите вашему чаду разложить карточки (например, лото). Раскладывать ребенок будет ведущей рукой.

Тестов на определение ведущей руки у детей существует очень много. Проведя проверку по ним, можно определить является ваш ребенок правшой или левшой. Стоит иметь ввиду, что если в семье есть левши, то вероятность, что ребенок будет леворуким значительно увеличивается. Если у ребенка не удается выявить ведущую руку, то скорее всего он амбидекстр, то есть свободно владеющий обеими руками.

Как определить амбидекстра: тест для детей

Существует специальный тест, который позволяет  определить является ли ребенок амбидекстром. Он заключается в том, что ребенку предлагают написать один и тот же текст одновременно двумя руками. Правша или левша при одновременном письме двумя руками будет писать разборчиво ведущей рукой, а вторая рука будет просто рисовать волнистую линию. А вот если ребенок является амбидекстром, то при выполнении данного текста у него практически сразу или максимум через несколько минут тренировки получатся  два идентичных текста, написанные разными руками. Причем эти тексты могут быть написаны как в одну сторону, так и в разные.

Ребенок правша или левша ребенок: от чего зависит?

Мозг образуют два полушария, к каждому из которых проведено огромное количество нервных путей от органов. Левая половина тела управляется правым полушарием, правое – левым.

Левое отвечает за речевые центры, рационально-логическое мышление,  анализ и классификацию полученной информации. Правое  – за эмоции и интуицию, пространство и образы. Те дети, чье левое полушарие развито больше, проявляют математические  способности. Фантазеры и мечтатели, поражающие окружающих творчеством, развили больше правую часть мозга. Тем не менее, в зависимости от того, ребенок правша или левша, не всегда предрекает в будущем судьбу художника или артиста, инженера или конструктора. Малыши тянутся к тому, что у них получается лучше всего. 

Если начать переучивать левшу, то можно получить в ответ неврозы, повышенную утомляемость и некоторые расстройства психики, особенно в детском возрасте.

Нужно ли переучивать

Окружающие всегда задевают главный родительский нерв: надо во что бы то ни стало учить ребенка писать правой рукой! Будет ли ребенку удобно жить в мире правшей, зависит от того, как родители отнесутся к нормальной особенности своего чада. Нет ничего дурного в том, чтобы держать столовые приборы или письменные принадлежности в другой руке.

Если ребенок вырастет с уверенностью, что он такой же, как все, у него не возникнет трудностей в спорте, быту или вождении автомобиля.

Давление праворуких правил требует от ребенка больших психических сил, которые он мог бы потратить более эффективно — на адаптацию к окружающему миру.

Важно последовательно формировать у ребенка уверенность в себе. Он не должен стесняться своей уникальности

Помогите ему осознать возможности и полностью приспособиться к жизни. Вскоре он увидит, что более успешен в том, что другим дается со скрипом.

В большинстве случаев природа мудрее, и переучивать левшу как минимум некорректно:

  1. Организм генетического левши изначально устроен так, чтобы работать зеркально. Переучивание приведет к появлению неврозов и навязчивых состояний у ребенка, который и без того живет по не совсем обычным правилам.
  2. Переучивание компенсаторного левши – вторжение в естественный процесс реабилитации и адаптации психики и физиологии маленького человечка, который родился генетически праворуким. Он вынужден прикладывать усилия, чтобы достичь комфорта после травмы. Зачем же идти против этого?

Восстановление функций левой части мозга в случае травмы требует не перекладывания карандаша в другую руку, а целого комплекса мероприятий.

Если генетически праворукий ребенок стремится действовать левой рукой и успешен в этом, пусть действует. Такая тренировка помогает открывать небывалые возможности мозга. Левополушарные дети, владеющие левой рукой, более успешны в спорте и школьном обучении, их умственные и физические способности универсальны.

Последствиями переучивания левши могут быть:

  • невротического характера энурез;
  • двигательные расстройства;
  • нарушения сна;
  • утомляемость;
  • тики;
  • сбои аппетита и пищеварения;
  • заикание;
  • низкая адаптация;
  • нарушения внимания и памяти;
  • снижение воли;
  • колебания веса;
  • головокружения и боль;
  • нарушения эмоциональности.

Это лишь часть возможных последствий того, что родители и педагоги попытаются подогнать ребенка-левшу под общепринятые стандарты.

Посмотрите сюжет, в котором подробно и интересно рассказывается об особенностях развития ребенка-левши.

Тесты на определение ведущей руки

  • Попросите малыша сплести пальцы рук «в замочек». Та рука окажется основной, большой палец которой будет сверху.
  • Попросите его сложить руки на груди крест-накрест. Основной будет рука, которая окажется сверху.
  • При хлопках в ладошки основная рука будет наиболее активной.
  • Если малыша попросить нарисовать 2 круга обеими руками одновременно с завязанными глазами, то основной рукой будет нарисован более четкий рисунок.
  • Попросите ребенка посмотреть на кончик своего пальца, закрыв один глаз. Он будет делать это основным глазом.
  • Вырезать фигурки из бумаги, откручивать крышечку с бутылочки лимонада он тоже будет основной рукой. Но многие левши работают ножницами, держа их в правой руке, им так удобнее. Помните об этом.
  • При закидывании ноги на ногу основная будет вверху.
  • Дайте малышу теннисный мячик и попросите бросить его в вас. Бросать он будет основной рукой. Вы должны находиться прямо перед ним, а не с какой-либо другой стороны.

Переучивать или нет ребенка левшу?

Процесс установления доминантного полушария продолжается до 4-5 лет. Бывает, что дети еще в 6 лет используют равноценно обе руки. Когда учатся писать, делают выбор (или за них решат взрослые). Большая ошибка родителей и воспитателей – настаивать, заставлять ребенка «быть правшой». Доминирующее полушарие рано или поздно выявится, определится ведущая рука, которую надо будет развивать. Все должно произойти естественным образом, без стресса для малыша.

Бывает, что к 5-6 годам ребенок не создает ведущую руку. В этом случае пригодиться помощь нейропсихолога

Специалист проведет специальные тесты, на основании результатов обследования рекомендует на какие моменты обратить внимание в обучении и воспитании ребенка

Когда дело доходит до занятий физкультурой, то ребенок левша еще с первого года жизни будет пробовать обе руки. Так он интуитивно определит, как ему удобнее и естественнее действовать. Переучивать не надо, хотя спортивное снаряжение и правила создавались в расчете на правшей. В истории спорта есть немало случаев, когда левши выходят на лидирующие позиции, особенно в боксе, теннисе, фехтовании. В гимнастике, игровых видах шансов на успех у леворуких меньше.

Правша, левша или амбидекстр

Амбидекстры и «двурукие», это не одно и тоже, хотя близкие понятия. Люди могут быть правши-левши по движениям глаз, по ведущему глазу (при стрельбе, например).

Хоть мне вроде и подтвердили его графическую леворукость на тестировании его общего развития (графический задания), но как бы мимоходом. И при этом речи не шло о том, что это относится только к графике.

Кроме того, существуют степени праворукости и леворукости, а у отдельных людей одинаково развиты как правая, так и левая рука. Они называются амбидекстры. Это свойство может быть как врожденным, так и приобретенным в результате тренировок. Ведь леворукость – это не просто преобладание левой ведущей руки у ребенка, а еще и другое распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга, которое нужно учитывать.

Можно выделить три типа людей с предпочтением того или иного полушария:первый тип – правши. Это люди, у которых, как правило, доминирует левое полушарие;второй тип– левши. У таких людей, как правило, доминирует правое полушарие;третий тип – амбидекстры. Это люди, у которых не выражено предпочтение какой-либо руки. Они могут одинаково хорошо пользоваться и левой, и правой.

Степень леворукости у человека с возрастом может уменьшаться. Количество левшей в последние годы увеличивается, в связи с тем, что прекращаются попытки их переучивать в правшей и приходит понимание нормальности леворукости. Различного рода «нервности и особенности», приписываемые левшам, скорее всего, есть результат влияния на них ошибочных представлений о «нормальности правшей и ненормальности левшей»

Поэтому к нежеланию ребенка рисовать или писать правой рукой и его словам «мне левой удобнее» нужно относиться с вниманием и пониманием

Как пройти тест на леворукость?

Моторика:

  • завяжите несколько ярких атласных лент в несложные узлы и предложите детке их распутать, затем проведите обратное: попросите ребенка завязать узлы на лентах;
  • предложите малышу на скорость успеть открыть несколько бутылочек;
  • положите в спичечные коробки различную мелочь (монету, кнопку, пуговицу и т.д.), в некоторые не кладите ничего и предложите малышу на скорость найти нужные предметы, открывая коробки.

Ловкость:

  • предложите малышу поиграть в ловлю мяча, который обязательно должен быть маленьким, чтобы при ловле не задействовались обе руки;
  • бросайте мяч так, чтобы поймать его было не слишком легко, но и не слишком сложно, а также поощряйте каждый пойманный бросок жетоном, чтобы ребенок был максимально заинтересован и старался поймать его изо всех сил (в таких случаях скрытый левша инстинктивно проявляет себя).

Веселые игры и другие занятия помогут определить ведущую руку ребенка

Рутина:

предложите малышу убраться в комнате, помыть посуду и т.д.

Креативность:

дайте малышу лист бумаги, карандаши и попросите нарисовать что-нибудь, лучше всего, если вы не будете наблюдать за процессом и поторапливать его. Достаточно лишь проследить, какой ручкой малыш начал рисовать (если следить за ребенком во время процесса, он начнет нервничать, переживать и, возможно, стесняться, поэтому пристально наблюдать за его действиями не стоит). Когда ребенок закончит, предложите ему, чисто интереса ради, попробовать нарисовать что-нибудь другой рукой. Рисунок, выполненный рабочей рукой, будет значительно опрятней и аккуратней.

Во время выполнения малышом заданий, внимательно наблюдайте за его рабочей рукой (не исключено, что некоторые вещи ребенок может делать и правой, и левой), разумеется, одного проведения теста недостаточно, чтобы убедиться в праворукости или леворукости человека, поэтому постарайтесь проводить такие игры с малышом как можно чаще, а в идеале нужно каждый раз добавлять в тест что-то новое, либо менять порядок игр. Результаты лучше фиксировать.

Ваш ребенок – левша

Что делать, если ваш малыш оказался леворуким? В прежние времена считалось, что от подобного состояния нужно обязательно избавляться. Левшей переучивали, создавая маленькому человечку множество проблем. Современные педиатры и психологи не разделяют эту точку зрения. Специалисты считают, что левша – это вариант нормы. Нет никакого смысла переучивать ребенка и ломать его истинную природу в угоду социальным нормам прошлого столетия.

Узнав о том, что ваш малыш – левша, не спешите его переучивать. Даже привыкнув все делать правой рукой, ребенок будет тратить на это гораздо больше сил и времени, чем его сверстники. У переученных левшей по-прежнему доминирует правая половина мозга, и все действия проходят через правое полушарие. В результате большие ресурсы организма тратятся на то, чтобы выполнить простое действие. Не по той ли причине левши, следующие своей природе, зачастую обгоняют в развитии своих переученных сверстников?

Доминирование левой руки, несомненно, может создавать определенные сложности в адаптации ребенка к окружающему миру. Все устройства на этой планете, начиная от простейших бытовых приборов и заканчивая сложной техникой, рассчитаны на правшей. Ели ваш малыш – левша, ему придется привыкать жить в не слишком комфортных для себя условиях. К счастью, сейчас для леворуких людей создано множество вещей, существенно упрощающих жизнь в мире правшей. Стоит ли переучивать ребенка, если можно создать вполне удобные условия для его существования?

Леворукость и праворукость: краткая характеристика

Кем будет ваш ребенок — правшой или левшой — закладывается уже в момент зачатия. Ученые давно относят этот фактор к наследственным, ведь шансы рождения леворукого малыша у таких же родителей увеличивается до сорока пяти процентов. Хотя, когда оба родители являются правшами, эта цифра не превышает два процента. Однако ученые утверждают, что истинными левшами в мире являются не более двадцати процентов населения. Причем это количество практически всегда остается стабильным.

В научном мире существует четкое определение праворукости и леворукости. Например, правшой считается человек, у которого доминирующей является деятельность правой руки, уха, глаза и ноги. При этом первичная обработка информации и большинство мыслительных процессов проходит в левом полушарии мозга. У левшей все процессы протекают иначе, их мозговая деятельность связана с правым полушарием.

К счастью, сегодняшний мир весьма благосклонно относится к любым проявлениям индивидуальности. И левши считаются абсолютно нормальными детьми, которые от природы чуть более талантливы, чем большинство их сверстников.

Ссылка на основную публикацию