Статья » воспитание без наказания»

Наказание «постой подумай» не работает, ребенок не понимает длинных логических цепочек

Проверяется элементарно: накажите ребенка, а потом попросите его рассказать о том, понял ли он причину наказания? Чаще всего ребенок выдавит из себя, что я больше не буду, но объяснить причину наказания просто не сможет, а если будет пытаться это сделать, то будет путаться в логической связи.

Например, ребенок что-то сломал или испортил, вы ему можете долго объяснять, что он нанес материальный ущерб, что теперь папе придется много работать, чтобы заработать деньги на новую вещь. Для ребенка в определенном возрасте это будет очень сложно понять, так как у него нет жизненного опыта взрослого человека, он не умеет складывать длинные логические цепочки.

В итоге до ребенка дойдет только то, что если делать вот так, то его могут ругать и наказать. Истинные причины наказания он понять просто не сможет.

Виды наказаний ребенка

В зависимости от многих обстоятельств проступка, выделяют несколько возможных видов наказания ребёнка.

Наказание запретом

Этот вид наказания считается самым мягким, но при этом довольно эффективным. Работает он так: если малыш не хочет выполнять какие-то мелкие поручения, за это его ограничивают в чём-то, что он любит делать (запрещают гулять, смотреть телевизор и т. д.). В абсолютном большинстве случаев желание встретиться с друзьями или увидеть новую серию мультфильма оказывается сильнее лени, и ребёнок старается как можно быстрее выполнить свои обязанности, чтобы снять ограничение

Грамотно воспитывая ребёнка с помощью этого наказания, обращайте внимание, чтобы он понимал связь между запретом и своим проступком. Если логическая связь между ними не прослеживается, воспитательный эффект будет минимальным

Например, если малыш разбросал игрушки и отказывается убирать их по местам, логично будет на какое-то время запретить ему ими играть. При этом обозначенный период должен быть адекватным, чтобы наказание не казалось чрезмерным.

Наказание трудом

С помощью такого наказания воспитывают не только дома, но и в школе, и даже взрослые люди иногда ему подвергаются. Смысл его в том, что провинившийся выполняет какую-то работу по дому, будь то мытьё посуды или уборка комнаты.

Как и в случае с наказанием запретом, наилучшего эффекта вы достигнете в том случае, если наказание связано с проступком. То есть, если ребёнок где-то намусорил, и вы заставите его убраться в этой комнате – это будет вполне справедливо. В следующий раз он не захочет повторять своих действий, чтобы снова не нарваться на «отработку».

Словесное наказание

Здесь речь идёт о любых грубых выражениях, оскорблениях, угрозах. С этим видом наказания нужно быть очень осторожным, поскольку любое плохое слово, услышанное от родителей, может очень глубоко повлиять на детское сознание. Регулярные словесные наказания приводят к тому, что ребёнок замыкается в себе, у него падает самооценка, накапливается обида. Чтобы воспитывать детей таким образом, но при этом не травмировать их, попробуйте построить свои высказывания от первого лица.

Не говорите так: «Опять ты получил двойку по математике! Вчера весь вечер занимались, а ты ничего не запомнил!». Скажите лучше следующим образом: «Мне так обидно, что я стараюсь помочь тебе с уроками, а в итоге всё зря. Я ведь знаю, что ты всё это можешь запомнить, попробуй сделать это ещё раз».

Наказание изоляцией

Это стандартные воспитательные методы: поставить ребёнка в угол или запереть в комнате, и какое-то время не идти с ним на контакт. При правильном использовании этот метод наказания может быть эффективен и безвреден для психики.

Обратите внимание, что с изоляцией нельзя перебарщивать. Если вы будете постоянно воспитывать ребёнка таким образом, не удивляйтесь, что он вырастет замкнутым и необщительным

Также подобные наказания под запретом, если малыш боится замкнутых пространств.

Наказание игнорированием

Для самых маленьких игнорирование со стороны родителей может стать настоящей трагедией. Вы – самые главные люди в его жизни, его защита и опора, и вдруг ребёнок видит, что вы от него отвернулись. Из-за этого у него формируется ощущение одиночества и ненужности.

Старайтесь воспитывать детей, не применяя наказание игнорированием слишком часто.

Моральное наказание

Здесь речь идёт о том, чтобы вызвать у ребёнка чувство вины за то, что он сделал что-то плохое. А поскольку вина – это очень сильное переживание, после подобных наказаний формируется довольно устойчивая модель поведения. То есть, однажды подвергнувшись осуждению родителей за какой-то поступок, в дальнейшем малыш будет сознательно избегать подобных действий.

Моральные санкции – стандартный метод, с помощью которого детей воспитывают и в садике, и в школе. Естественно, что наказание в таком случае должно быть соизмеримо с проступком, а также соответствовать возрасту и психологическим особенностям провинившегося.

Телесное наказание

В педагогике до сих пор не утихают споры о том, можно ли воспитывать детей «ремнём». При этом в большинстве стран запрет на насилие в семье закреплён законодательно. Например, в России подобные статьи есть в Семейном Кодексе.

Однако некоторые специалисты в вопросах воспитания, в частности известный отечественный педагог Антон Макаренко, в исключительных случаях допускали физическое наказание детей в самых разных проявлениях. Того же мнения придерживается и ряд современных психологов. И всё-таки, можно ли воспитывать ребёнка без физических наказаний?

Конструктивные методы наказания ребёнка

Итак, основные правила применения дисциплинарных мер воздействия известны. Теперь осталось разобраться, как правильно наказывать ребенка и какие лояльные методы наказания можно включить в свой родительский арсенал.

  1. Лишение привилегий. Этот метод особенно подходит для подростка. В качестве наказания можно использовать ограничение доступа к компьютеру или телевизору.
  2. Исправление совершённого. Если ребёнок намеренно разрисовал столешницу фломастером, вручите ему тряпку и моющее средство – пусть исправляет свой проступок.
  3. Тайм-аут. Маленького «хулигана» отсаживают в отдельное помещение на несколько минут (одна минутка на каждый год). В комнате не должно быть игрушек, ноутбука, мультиков.
  4. Извинение. Если ваше чадо кого-либо обидело, нужно заставить его извиниться и по возможности исправить ситуацию. Например, нарисовать рисунок вместо разорванной картинки.
  5. Игнорирование. Подойдёт больше для маленьких детей, однако слишком часто применять этот метод нельзя. Откажитесь от общения с вредничающим ребёнком, выйдите из комнаты.
  6. Получение негативного опыта. В некоторых ситуациях нужно разрешить ребёнку сделать то, чего он хочет. Естественно, нужно следить, чтобы ребёнок не навредил себе.
  7. Ограничение общения с ровесниками. В случае серьёзного проступка стоит на короткий срок ввести «комендантский час», ограничив общение ребёнка с приятелями.
  8. Наделение обязанностями. В ответ на проступок родители назначают ему «общественные работы». Это может быть внеочередное мытьё посуды, уборка в гостиной и т.д.

Не стоит забывать и об ещё одном эффективном методе – порицание и осуждение. С учётом возраста и тяжести проступка родители рассказывают о том, почему детское поведение неправильно и какие неприятные чувства оно вызвало.

Воспитание детей: понятие и психология

Кто-то под воспитанием подразумевает набор не всегда одобряемых нормальными педагогами приемов для ограничения свободы личности, применяемых с целью вылепливания из маленького человека субъекта, удобного для окружающих его взрослых.

Но на самом деле результатом процесса должно быть получение ребенком навыков встраивания в социум таким образом, чтобы пользу от этого получал как новый член общества, так и оно само.

В идеале эти навыки желательно транслировать в самой гуманной форме, с поволокой мудрости на глазах педагога, подпитывающейся теплом от огня в очах воспитываемого из-за желания узнать как можно больше. На деле же выходит далеко не так сказочно.

И порой родителям, несколько успокоившимся после очередного преподавания урока жизни, даже становится стыдно за свои педагогические потуги донести до чада суть чего-то там.

Но не всем. Как же перейти в категорию пап и мам, способных воспитывать детей без крика и затяжных нравоучений?

Что делать, если ребенок кричит, не хочет делать, что требуется? Если случилась истерика.

Первое, что необходимо сделать, – это определить для себя степень важности причины каприза. Одно дело, если ребенок не хочет выполнять действие, которое ему крайне необходимо, а бездействие опасно для жизни, развития или здоровья, а другое дело, когда каприз входит в границы нормы детских желаний и поведения

Если ребенок не хочет делать то, что является действительно важным, то придется искать подход, в крайнем случае, придется перейти от уговоров к твердой позиции, нет и все тут. Вы же ответственны за его здоровье и благополучие, поэтому ваша любовь и заключается в том, что не пасовать перед трудностями и капризами, а сделать все в интересах ребенка, даже если он хочет иначе.

Первое, что нужно сделать, – необходимо успокоиться самому. Самый лучший способ начать считать вслух или про себя до 30. Раз, два, три…. Когда счет дойдет до 30, первые ваши эмоции остынут, и голова будет соображать гораздо лучше.

Потом вспомнить о том, что перед вами ребенок, а не взрослый, что он в какой-то мере ваш учитель, послан вам не для того, чтобы трепать нервы, а для того, чтобы в таких ситуациях вы стали лучше и научились выходить из них.

Далее у вас несколько вариантов.

Дать ребенку то, что он хочет, чтобы он перестал кричать. Самый простой выход, бывает, что и самый правильный, а бывает, что и нет. От силы или от слабости вы действуете. Во благо ребенка или чтобы спасти свою нервную систему? Осознанно ли?
Договориться на что-то среднее, предложить что-то взамен или поставить дополнительные условия, для получения желаемого. Например, мы пойдем на площадку, если ты уберешь игрушки или ты смотришь мультик, но только один. Не хочешь суп? Давай добавим туда что-то, чтобы он стал вкусным. Множество вариантов.
Твердая позиция, что данное условие не может быть изменено. Объяснить почему, после чего стоять на своем. Возможно, придется переждать истерику

После чего обязательно обнять, поцеловать, проявить любовь и внимание, но позиции не сдавать и снова повторить, почему нельзя, ведь действительно есть вещи, которые опасны для здоровья, например, игры в неположенных местах, игры, которые могут привести к переохлаждению или к перегреву, розетки, игра с газовой плитой… Тысячи разных ситуаций, когда требуется твердость.
Отвлечь ребенка, проявить хитрость. Такое далеко не всегда срабатывает, но все-таки

Например, наша дочь бывает не хочет идти гулять, но мы знаем, что стоит ей пройти по улице 50 метров, как потом её домой не загонишь. Рассказами, играми, отвлекаем её и потихоньку вытаскиваем на улицу, а потом она уже сама рада прогулке.
Ожидание. Иногда нужно просто подождать. Желательно, чтобы ребенок в момент каприза не чувствовал себя брошенным. Показать, что вы понимаете его боль, принимаете ёё, вместе переживаете. Ребенок может посидеть на руках, поплакать, выстрадать свои переживания, выразить свои эмоции, после чего успокоиться.

Никакого физического насилия, углов и прочее. Любовь + твердая позиция. Твердая позиция может содержать элементы ограничений, когда это требуется, но никакого ремня и других варварских методов, которые, несомненно, сработают, но принесут множество нежелательных последствий для психики и мировоззрения ребенка.

КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА: Вопрос № 2 от Мадины, 28 лет

У меня ребенок гиперактивный, совсем не слушается, я его наказываю и даже бью ремнем. Моя мама говорит, что я монстр и бить детей нельзя. Что вы думаете: бить или не бить?

В психопедагогической литературе до сих пор огромное количество споров о том, хорошо это или плохо; можно бить ребенка или нельзя. Мое мнение таково, что это зависит от самого ребенка, семьи, образования, от типа нервной системы, его темперамента, культуры.  Ведь, если в Японии до 5 лет ребенку позволено делать все, что он хочет и его нельзя наказывать, то это, на мой взгляд, нельзя соотнести с нашей культурой, мы потом просто не соберем такого ребенка. В Японии даже такого понятия как «семейный конфликт» не существует, все регламентировано, все роли четко прописаны и в рамках самой культуры ребенок усваивает впоследствии что «можно», а что «нельзя».  

На одних детей даже голос повысить нельзя, настолько тонкая и ранимая у них психика, а другие могут понимать существование границы между «можно» и «нельзя» только посредством прикосновения к заветной кнопке сзади, особенно когда дело касается опасностей, могущих привести к гибели (совать пальцы в розетку, бежать в опасное место и пр.)

Но и в этом случае, если это особенность вашего воспитания, важно делать это не в порыве гнева, разрушающих эмоций, и не чем попало. Богословы утверждают, что рукой бить нельзя, рука, по их мнению, для того, чтобы благословлять, а не для того, чтобы наказывать

Да и само слово наказание от слова «наказ». Важен смысл сего «священнодействия», а не факт физического воздействия. Важно разделить проступок и ребенка. Важно понять мотивы его проступка, соотнести с возрастом. Ведь если ребенком двигала присущая возрасту любознательность, интерес к развитию, наказание может навсегда отбить охоту к учебе, познавательной деятельности. Ребенку важно понимать за что его наказывают. Объяснять нужно спокойно и доходчиво, осуждая поступок, но не ребенка. Часто вспоминаю слова одного мудрого родителя «ведь ты такой умный ребенок, как ты мог сделать это?». 

Наказание должно быть своевременным, по факту проступка, а не тогда, когда ребенок о нем забыл, ложится спать и т.д.  Оно не должно быть необоснованным, как у М. Горького, который писал, как дед их, виноват — не виноват, порол детей каждую субботу для профилактики. Страшно также, когда ребенок исполняет роль «груши для битья» в отместку партнеру, или делающей замечание маме

Объяснять ребенку причину наказания важно до и после. Поинтересоваться, как он понял причину своего наказания

Часто бывает, что ребенок интерпретирует это по-своему, и это разрушительно.

Даже если чрезмерное наказание случилось, вы причинили боль ребенку, нанесли рану его душе, найдите в себе силы признать ошибку, помириться с ребенком, попросить прощения за свою жестокость, чрезмерность, необоснованность, несправедливость. Дети удивительны в своей способности прощать, любить и принимать родителей такими, какие они есть, и думать о них даже лучше, чем они есть на самом деле.

Английская пословица справедливо учит: «Не воспитывайте детей, они все равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Проанализируйте, обладаете ли вы сами подлинной взрослостью, нравственными характеристиками, которые требуете от детей, ответственны ли вы, нет ли у вас двойных стандартов? Посмотрите принципы позитивного воспитания: «20 истин о современных детях от доктора Джона Грея», чтобы воспитывать ребенка правильно.

Вступление

Начала писать эту статью и вспомнила интересную историю таксиста, который вёз меня после работы домой. Я мечтала немного вздремнуть по дороге, но когда прислушалась, поняла, что эта история стоит внимания. Думаю, она может даже претендовать на роль 2-го эпиграфа к статье и будет очень уместно привести её прямо в начале статьи.

Как Вам рассказ? Впечатляет? Старик сделал вывод о выгоде «капиталовложений» в детей с точки зрения получения потом благополучной и беззаботной старости.

Но это, как раз, просто побочный (но приятный) продукт общего результата «правильного» воспитания с использованием мудрого секрета еврейских семей.

Этот мудрый секрет передаётся из поколения в поколение. Думаю, именно благодаря этому секрету воспитания, дети евреев гораздо чаще становятся успешными и счастливыми.

Хотите узнать секрет и применить в воспитании своих детей?

Секрет этот заключается в безграничной любви к своим детям, в творческой свободе, в постоянном нахваливании ребёнка по любому поводу (ты у нас самая умная, самая красивая!), а также в любви и уважении в отношениях между отцом и матерью. Такое воспитание неизбежно ведёт к уверенности в себе, в своих знаниях, к отсутствию комплексов, к лидерству, к завышенной самооценке (в хорошем смысле этого понятия).

Роль наказания в воспитании провинившихся детей

Роль наказания в воспитании детей заключается в формировании у них правильного представления об окружающей действительности. Но не стоит применять наказание провинившихся детей повсеместно и постоянно.

Приведем некоторые советы по поводу наказания:

  1. Родители должны установить границы дозволенного, а затем требовать их соблюдения. Сначала взрослые должны для себя четко определить, что они разрешают ребенку, а что нет. Малыш, в свою очередь, тоже должен знать эти рамки. Лишь в этом случае наказание будет восприниматься им справедливо.
  2. Если ребенок ведет себя неподобающим образом, то отвечать на него стоит уверенно и решительно. Если малыш демонстрирует открытое неповиновение или идет на конфликт, родители должны быть к этому готовы. В противном случае, проявляя мягкость или беспомощность, взрослый лишается авторитета в глазах ребенка.
  3. Нужно четко отличать своеволие от безответственности. За непреднамеренный поступок ребенка лучше не наказывать. Если малыш забыл выполнить просьбу родителей или просто ее не понял, наказывать его нежелательно. Безответственность ребенка и злостное непослушание – разные вещи, первая требует более терпеливого отношения взрослых.
  4. Когда конфликт исчерпан, надо успокоить малыша и все ему объяснить. Зачастую ребенок тяжело переносит наказание, чувствует себя виноватым, растерянным и покинутым. По истечении срока наказания нужно помириться с малышом, обнять его, сказать, как сильно вы его любите и как вам неприятно наказывать его. Можно еще раз объяснить, почему он был наказан и как в следующий раз ему лучше поступить.
  5. Нельзя требовать от ребенка невозможного. Перед тем как попросить малыша что-то сделать, родители должны четко отдавать себе отчет в том, что он сможет это выполнить.
  6. Родители должны в первую очередь в общении с ребенком руководствоваться любовью. Прежде чем наказать малыша, стоит разобраться в ситуации, оставаясь при этом спокойным. В процессе воспитания не избежать ошибок и конфликтов. Но родители в отношениях с детьми в первую очередь должны проявлять любовь, заботу и теплоту.

Несколько таких ситуаций, которые полностью не приемлют наказания как метода влияния или воспитательной меры:

нельзя наказывать ребенка за естественную познавательную активность;
за возрастные и физиологические особенности ребенка (плохую память, неусидчивость, невнимательность, плохой аппетит, не засыпает и др.);
за отсутствие опыта поведения в какой-либо жизненной ситуации (ребенок не попросился на горшок, дерется, кусается, при условии, что раньше ему не объяснили, что так поступать нельзя);
за проявление естественных чувств (ребенок ревнует к младшему брату или сестре, соответственно обижает их);
за неосторожность (ребенок упал на прогулке, испачкался в луже, порвал штанишки, случайно пролил на себя сок или чай).

В заключение необходимо сказать и о том, что нельзя оставлять детские проступки совсем без внимания. Это также вредит детям, как и излишне строгое наказание. Если ребенку не объяснять, что хорошо, а что плохо, как можно поступать, а как нельзя, он будет усваивать нормы поведения слишком медленно или вообще посчитает, что подобное поведение является нормальным. Родителям надо помнить, что сначала должна идти разъяснительная беседа и только если она не подействовала на ребенка, может следовать наказание.

Как воспитывать дошкольников не прибегая к наказаниям и крику

Примеры в данной статье самые обыденные и взяты из повседневной жизни

Чтобы осознать, как воспитывать ребенка без крика, взрослым важно посмотреть на проблему со стороны. И, главное, уяснить, что детей нельзя ругать и наказывать по трем важнейшим причинам:

  1. Дошкольник ведет себя так, как ему подсказывает его малый опыт.
  2. В основе недоразумений с ребенком могут лежать веские, не зависящие от него обстоятельства.
  3. Ругая и наказывая детей, взрослые их ограничивают, но не обучают другим вариантам поведения, подходящим с социальной и нравственной точки зрения.

Очевидно, что наказывать детей нельзя и в связи с тем, что нарушаются их права. Однако привычный нам менталитет больше внимает аргументам «какая польза», нежели «имеют ли родители право…».

Знание принципов и методов, заложенных в основу воспитания, подскажет взрослым, как эффективно общаться с детьми дошкольного возраста.

Основные принципы воспитания

Каким бы маленьким ни был ребенок, воспринимайте его как равноправную личность со своими чаяниями и потребностями.

Помните, что взрослые всегда и во всем являются примером для детей. Крича и раздражаясь, родители задают соответствующую модель поведения детям

Проявляя внимание и понимание по отношению к окружающим, взрослые учат своим примером эффективному взаимодействию

Придерживайтесь единой точки зрения в воспитании ребенка. Если мать считает, что в 10 вечера дети должны быть в постели, то отец не должен сдвигать этот порог. Недопустимо практиковать ненужную лояльность: «Пусть поиграет, пока я досмотрю матч».

Объясняйте дошкольнику, почему вы ему что-то запрещаете. Возможно, его действия нанесут ущерб (нельзя бросать чашку, нельзя рвать книжку) или являются опасными для здоровья (нельзя толкать деток, нельзя прикасаться к горячему утюгу).

Акцентируйте внимание ребенка на том, как следует себя вести, а не на том, чего не нужно делать: «Давай свои игрушки поиграть другим деткам, если они попросят. Спрашивай разрешения, когда хочешь взять чужую игрушку

Можно брать только в том случае, если разрешат».

Как объяснить ребенку его неправильное поведение

Если ребенок обижает сверстников или младших братьев и сестер, необходимо немедленно прекратить это, отдалив хулигана от других. Только после этого стоит выяснять причины. Прежде всего, дайте знать маленькому обидчику, что вы понимаете, что он чем-то сильно расстроен. Выяснив, что так рассердило ребенка, вместе обсудите, как можно было бы найти выход, не пускаясь в драку.

Когда вы сталкиваетесь с капризничаньем дошкольников, обратитесь с вопросом к себе, чем могут быть вызваны капризы. Только найдя ответ, предпринимайте объяснения с ребенком. Возможно, его утомил поход в магазин. Может быть, его обидело то, что родители забыли о своем обещании

А может, малыша злит, что вы опять все внимание направили на младшего брата

Не допускайте угроз и наказаний, когда поймали ребенка на обмане. Расспросите, почему он говорит неправду (Боится? Чувствует себя виноватым?). Поясните, что неправда сразу заметна. Подключите примеры народной мудрости. Заверьте, что любую проблему можно решить, если правдиво о ней рассказать.

В любом случае, объясняя детям их ошибочное поведение, поддержите своим пониманием их горечи или обиды

Только после этого постарайтесь совместно найти лучшие варианты поведения, переключить внимание ребенка на новое занятие, увлечь интересным делом

Во что могут вылиться телесные наказания ребенка

Убеждая нас в необходимости рукоприкладства как метода воспитания, некоторые родители могут сказать, что розгами, ремнями и тапками испокон веков наказывали наших далёких предков. Но не стоит забывать, что в прошлом было и много других интересных традиций, в частности рабовладение, преследование «ведьм», пытки и казни. Но ведь сейчас мы отказались от подобных практик и не желаем их возвращения. Современные специалисты утверждают, что если воспитывать ребёнка с использованием физических наказаний, это может привести к целому ряду негативных последствий:

  • Формирование страха перед родителями, который затем трансформируется в страх перед авторитетным человеком. Поскольку родитель сильнее ребёнка, он может использовать эту силу как аргумент в споре, тем самым приучая ребёнка к тому, что все конфликты решаются именно так. Естественно, куда легче управлять запуганным ребёнком через его страх, чем объяснять каждую ошибку и прорабатывать каждую проблему. Но прибегая к подобным методам, родители сами расписываются в своём неумении воспитывать детей цивилизованными способами. При этом они должны понимать, что физические наказания ломают личность ребёнка.
  • Накопление агрессии, которая способствует появлению садистских наклонностей. Есть много примеров того, как люди, которых воспитывали в атмосфере жестокости, сами вырастали не менее жестокими. Так, доподлинно известно, что приверженцем агрессивного воспитания был отец Адольфа Гитлера: он постоянно кричал на сына, унижал, бил и наказывал за любую провинность. Когда родители ведут себя подобным образом, ребёнок усваивает простую истину, что все права получает тот, кто сильнее. Иногда психика подростков просто не выдерживает насилия со стороны родителей: это подтверждают известные истории современных детей-убийц. Взрослые должны осознать, что жесткость может породить только жестокость. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок вырос психически здоровым человеком, чтобы он был способен на адекватное общение, чтобы он любил вас, этого можно добиться только любовью и пониманием, но никак не кулаками.
  • Нарушение психики, возникновение психических отклонений. Всем известно, что в основе большинства нарушений поведения лежит психологическая травма из детства. И любой эпизод, связанный с ударами и болью, сказывается на неокрепшей психике ребёнка. Человек, которого воспитывали ремнём, может вырасти садистом или мазохистом. Так что можно сказать, что, пуская в ход кулаки, родители собственными руками калечат психическое здоровье и дальнейшую судьбу своих детей.

Правильно воспитывать ребёнка – это не значит добиваться послушания и примерного поведения через страх. Это значит заботиться о том, чтобы он вырос здоровым человеком, полноценной личностью, и умел отвечать за свои поступки. А чтобы этого добиться, у родителей есть огромный арсенал методов, помимо физических наказаний: личный пример, поощрение, объяснение логической связи между проступками и негативными последствиями.

Почему дети шалят и капризничают?

Есть несколько основных причин, почему малыши могут вести себя плохо. С ними легко разобраться, если немного подумать, а не действовать второпях.

  • Привлечение внимания. Все дети боятся одиночества, поэтому стоит больше присматриваться к их жизни, успехам, хвалить, интересоваться делами.
  • Чрезмерная опека. Свобода столь же важна, как и забота. Задумайтесь, если все попытки самостоятельности малыша вас злят, значит, вам пора вздохнуть и перестать излишне подчинять жизнь ребенка своим взглядам.
  • Месть. Дети могут отомстить за нанесенную обиду. Причем вы не всегда сможете точно понять за что именно. Но обычно, причину не сложно выяснить. Сами раньше сорвались на малыша? Будет вам достойный ответ.
  • Неуверенность. Дети могут отказываться что-либо делать, если до этого их задели или оскорбили чужие слова, действия. Поддержите чадо, придайте ему уверенности в его возможностях, не забывайте про чудодейственную силу похвалы, хотя и не переборщите с ней.

Что необходимо знать родителям о воспитании детей без наказания — как научиться этому искусству?

  • Упрямство и капризы – способ самовыражения ребенка, когда ему не хватает свободы. Часто они возникают в кризисные периоды жизни — кризис 3 лет, переходный период. С каждым годом добавляйте ребенку свободы и личного пространства, а не обязанностей. Ведь свобода — это принятие решений.
  • Допускать естественные последствия – истинные наказания.
  • Прочувствовать вместе выход из проблемы. Например, ребенок взял без спроса чужую вещь. Нужно пояснить, что хозяин вещи расстроится, если не найдет ее на месте. Ведь она ему так дорога. Надо вернуть ее хозяину!
  • Взрослый должен задавать интерес у ребенка к нужному поведению, а не зацикливаться на нежелательных действиях. Т.е. родитель не предупреждает, если тронешь цветок, выпорю. А говорит, сиди, играй с куклой, пока я не приду.
  • А как же быть с маленькими детьми? Они не понимают неправильности своих действий, и объяснить им это практически невозможно. Тогда нужно просто физически удалить малыша из опасной обстановки и создать для него безопасную среду. Если лезет к дворовой собаке, то надо унести кроху в другой двор и отвлечь игрушкой.
  • Много разговаривать с ребенком. Объяснять, что такое хорошо и что такое плохо. Моделировать ситуации на куклах и решать проблемы в игре.
  • Не накладывать запреты на необходимые действия. Ребенок не может сидеть тихо на стуле около 40 минут в очереди. Детям полезно бегать, играть, прыгать и резвится. На то они и дети, а желание иметь удобного ребенка – это требование родительского эгоизма.

Воспитание без наказаний не приводит к эгоизму. Ведь эгоисты — это недолюбленные дети, которые во взрослом состоянии пытаются наверстать упущенное.

Воспитание без наказаний — большая и тяжелая работа. Главным образом, это работа над собой – ведь, что бы мы ни делали, дети все равно будут похожими на нас.

За что нельзя наказывать ребёнка?

И родителям, и детям стоит понимать, за что можно, а за что нельзя наказывать собственного ребенка.  Список так называемых проступков должен быть ясным и понятным, дабы малыш все время понимал, что совершает оплошность. Нередко родители совершают ошибку.

За одно и то же действие сегодня могут наказать, а завтра даже и не обратят внимание. Именно грамотное и четко спланированное поведение родителей поможет детям разграничивать свои поступки

Наказывать ребенка не рекомендуют за:

Любознательность (прыжок в лужу может означать желание померить её глубину и понять, что находится под водой; разбор предметов помогает понять, из чего они состоят).
Возрастные особенности (неумение говорить, ходить вовремя на горшок, быстро мыслить, бегать).
Психологическое состояние во время болезней (дети в это время становятся особенно плаксивыми, раздражительными, нервными и требующими повышенного внимания).
Неосторожность (пролил стакан с водой, упал на улице, наступил в грязь).
Естественные эмоции (ревность, зависть, обида).

Таким образом, родители должны изначально поговорить с малышом, а потом уже делать выводы. Например, ребенок мог разбить дорогое блюдце из любимого маминого сервиза. Но позже выяснится, что малыш хотел испечь торт и положить его на это блюдце. Соответственно, подобное действие уже не требует серьезного наказания.

Ссылка на основную публикацию