Как понять, кем хочешь стать?

Ошибка номер семь: мечтать – вредно или чем «хочу» отличается от «хотелось бы»

Нынче модно читать мотивационные статьи и книги, посещать тематические семинары. Философия их проста, тем и прекрасна: мечтай – и все сбудется; всё, о чем ты мечтаешь – и это есть твои истинные потребности. Здесь есть некая доля правды: мечтая, мы освобождаемся от собственных предубеждений и ограничений – «большой дом только для богатых», «интересная работа – для «своих»», «это не для меня», «ничего не получится». Мечтая, мы приобретаем могущество. Но есть и подвох – увлекаясь мечтой, мы теряем связь с собой и реальностью. (читать полностью)

Надеемся, что сделали ваш выбор немного проще. Успеха в любых начинаниях!

Как найти себя

На каком жизненном этапе вы сейчас находитесь? Перед тем, как начать что-то менять, надо понять, что вы имеете сейчас, каким образом к этому пришли. Оценка своих ошибок, неудач и успехов – нелегкая задача. Придется честно посмотреть на свою жизнь и не бояться критиковать сам себя.

Проанализируйте ситуацию

Ответьте на следующие вопросы:

  • Что вас сейчас окружает?
  • Кто вы – пессимист или оптимист?
  • Какие люди рядом с вами, есть ли те, кто препятствует личностному росту?
  • Как вы пришли к сегодняшнему состоянию?
  • Какие качества вашей личности мешают успеху?
  • Какие качества вашей личности помогают двигаться вперед?
  • Есть ли у вас мечты?
  • По каким причинам вы не стали реализовывать ваши мечты – действительно ли они были настоящими?
  • Есть ли у вас страхи, мешающие двигаться вперед, и действительно ли вы хотите от них избавиться? С некоторыми страхами человеку жизнь удобно – он находит себе оправдания, чтобы ничего не делать.
  • Жалеете ли вы себя и требуете ли проявление жалости от других людей?

Говорите с собой честно и открыто. Ответы на вопросы лучше записать на листе бумаги.

Двигайтесь вперед

Поняв, что надо изменить, можно начинать двигаться вперед.

Первое правило – делать. У вас ничего не получится, если вы будете сидеть в депрессии и даже не пытаться ничего изменить. Если вы поссорились с партнером и хотите его вернуть – не ждите, что он сделает первый шаг, пробуйте мириться сами. Если вас не устраивают отношения, либо пытайтесь изменить их, либо уходите в поисках другого партнера.

11 советов, как найти себя в жизни

Быть активным. Постоянно двигаться.
Учиться, каждый день узнавать что-то новое. Заставляйте свой мозг работать, иначе клетки начнут отмирать за ненадобностью. Читайте книги, научные статьи, ходите на курсы повышения квалификации, получайте новые навыки.
Регулярно заводить новые знакомства – связи всегда пригодятся. Вперед чаще всего продвигаются те, кто общительны, легко контактируют с людьми, умеют найти с ними общий язык.
Избавляться от страхов. Успешные люди борются со своими фобиями, потому что они мешают продвижению вперед. Если хотите сделать успешную презентацию – придется избавиться от страха публичного выступления. Хотите открыть частное предприятие – забудьте про страх неудач.
Уходить оттуда, где не устраивает либо пытаться что-то изменить. Люди часто остаются на нелюбимой работе, держась за мнимую стабильность. А в итоге постоянные стрессы, неврозы, болезни, забытые мечты. Также и с отношениями – они тянут отношения, которые давно не приносят радости и удовлетворения, не решаясь уйти туда, где им будет хорошо и где их ждут.
Общаться с позитивными, умными и успешными людьми. Депрессивные и неудачники тянут вас назад – сведите общение с ними к минимуму

Обратите внимание, насколько меняется ваше настроение, когда вы общаетесь с теми, кто постоянно жалуется на свою плохую жизнь. И как вы отлично себя чувствуете, когда рядом счастливый человек, который настраивает и других людей рядом на позитивный лад

Будьте и сами таким позитивным человеком, чтобы окружающие к вам тянулись.
Меняйте установки, если они препятствуют вашему продвижению вперед.
Ломайте стереотипы, перестаньте действовать по привычным шаблонам – они значительно тормозят развитие.
Пробуйте. От ошибок никто не застрахован. Ошибки – это опыт и этап к очередному продвижению.
Занимайтесь творчеством. Оно помогает развивать мышление, креативность, избавляться от стресса.
Не бойтесь говорить «нет», если вас что-то не устраивает. Люди с удовольствием будут пользоваться вашей добротой, ничего не давая взамен. Вы имеете полное право отказать, даже если просьба исходит от близкого родственника или друга. Не бойтесь, что они обидятся, вы свободны в своем выборе.

Посмотрите, на что вы больше всего обращаете внимание. В чем вы хорошо разбираетесь

Например, у вас есть интересное хобби. Оно может приносить не только удовольствие, но и прибыль.

Упражнение на поиск себя

Определить свои наклонности поможет следующее упражнение.

Представьте, что вы уже полностью состоявшийся человек, в профессии и личной жизни.

  • Кем вы являетесь;
  • Каких успехов добились;
  • Кто рядом с вами;
  • Какой ваш уровень благосостояния;
  • Какими путями вы к этому шли.

Упражнение поможет прояснить направления движения, повысить уровень мотивации.

Противоречивые ответы на насущные вопросы о выборе профессии

Читать: 5 мин.

Мы постоянно отвечаем на вопросы о выборе профессии: в личной беседе со школьниками и родителями, на Профлектории, на тренингах и в профлагере. Поэтому мы решили написать большую статью, где соберем интересные мысли о выборе профессии и образования. В ней вы найдете неординарные рекомендации и практические советы для самостоятельной профориентации. Как правильно выбрать профессию? Как выбрать специальность после 9 и после 11 класса? Есть ли разделение профессий на те, что для девушек, и те, что для молодых людей? Как выбрать профессию по востребованности? Помогают ли тесты в выборе профессии или все-таки бездушная машина не может понять глубины человеческой души? На ваши вопросы отвечают профэксперты:

Кирилл Кузнецов,
кандидат психологических наук,
руководитель отдела профориентационного консультирования.
Стаж – 15 лет.Любит горные лыжи, прошел с экспедицией по Сибири 300 км, по Москве передвигается на мотоцикле.

Екатерина Лукьянова,
руководитель отдела online-консультирования в Центре «Гуманитарные технологии».
Стаж – 18 лет.Говорит по-испански, играет на гитаре, по первому образованию
инженер-радиоэлектронщик.

Вячеслав Высоцкий,
кандидат психологических наук, доцент кафедры развития образования ФГАОУ Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ.
Стаж – 25 лет.Любит путешествия и русскую литературу XX века, участвовал в обсуждении вопросов школьного образования в Совете Европы в Брюсселе.

Как определить, что мне подходит?

Каждый человек мечтает о том, чтобы просыпаться утром в хорошем настроении. С удовольствием идти на любимую работу, которая приносит одни положительные эмоции.

Чтобы добиться этого, важно правильно выбрать сферу деятельности, ориентируясь не только на перспективность. Весьма актуально этот вопрос стоит для представительниц прекрасного пола

Поскольку женщины, согласно статистике, намного хуже переносят нелюбимую и неприятную работу. Чаще задаются вопросом, какая профессия мне подходит?

Весьма актуально этот вопрос стоит для представительниц прекрасного пола. Поскольку женщины, согласно статистике, намного хуже переносят нелюбимую и неприятную работу. Чаще задаются вопросом, какая профессия мне подходит?

Многие не знают, как выбрать профессию. Работа с данной методикой поможет Вам уточнить свой выбор, узнать будущую профессию, увидеть новые варианты.

«Матрица выбора профессии» (Г.В. Резапкина)

Методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи. С помощью 2-х вопросов и таблицы можно выявить профессию наиболее близкую интересам и склонностям опрашиваемого.

Инструкция. Выберите наиболее предпочитаемый вид труда и сферу труда. Если для вас привлекательны несколько «сфер труда» и «видов труда», отметьте не более 3-х:

С КЕМ ИЛИ С ЧЕМ ВЫ БЫ ХОТЕЛИ РАБОТАТЬ? КАКОЙ ОБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАС ПРИВЛЕКАЕТ?

  • Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники и т.д.);
  • Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования);
  • Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты);
  • Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины);
  • Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.);
  • Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые);
  • Растения (сельскохозяйственные, дикорастущие, декоративные);
  • Продукты питания (мясные, рыбные, молочные, кондитерские и хлебобулочные изделия, консервы, плоды, овощи, фрукты);
  • Изделия (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства);
  • Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения).

ЧЕМ БЫ ВЫ ХОТЕЛИ ЗАНИМАТЬСЯ? КАКОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАС ПРИВЛЕКАЕТ?

  • Управление (руководство чьей-то деятельностью);
  • Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей);
  • Образование (воспитание, обучение, формирование личности);
  • Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение);
  • Творчество (создание оригинальных произведений искусства);
  • Производство (изготовление продукции);
  • Конструирование (проектирование деталей и объектов);
  • Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо);
  • Защита (охрана от враждебных действий);
  • Контроль (проверка и наблюдение).

АНАЛИЗ

Найдите в Матрице выбора профессии, соответствующие выбранным предметам труда и видам деятельности.

В каком возрасте нужно начинать задумываться о профессии?

Часто родители с раннего возраста отдают своих детей в разные кружки. Это правильно, нужно давать малышу попробовать себя в различных сферах. Только методом проб и ошибок можно сделать выбор и определить, что ему интересно, с чем захочется связать свою будущую профессию.

Чем шире кругозор ребенка, чем больше интересных дел он попробует, тем проще для него будет выбрать будущую специальность. Однако перегибать палку тоже не стоит. Нельзя заставлять ребенка заниматься музыкой или танцами, перегружая малыша. Есть родители, которые через своих детей реализуют свои несбывшиеся мечты и планы стать художником, музыкантом или геологом. Итогом будет только стойкое неприятие и протест, если не сейчас, то спустя годы.

Осознанные размышления на тему будущей специальности посещают школьников примерно с 7-8 класса. С этого возраста можно начинать изучать информацию о разных профессиях, возможно, знакомиться с ними на практике или во время наблюдения за профессионалами.

Частые ошибки при выборе профессии выпускниками школ

Внешняя привлекательность профессии

За внешней привлекательность профессии может скрываться тяжелая работа и рутина ежедневных дел, которая может быть вам неинтересна. Учтите также, что не всем дано стать звездами. Не забывайте трезво оценивать свои способности и возможности. Мода на профессии также проходит, профессии престижные сегодня, возможно завтра уже не будут пользоваться спросом

Давление родителей

Не принимайте решения о выборе профессии под давлением родительского авторитета, мечты ваших родителей- это не ваши мечты

Прислушиваться к мнению родителей нужно, но выбрать профессию важно самостоятельно

Несерьезный подход

Многие старшеклассники так и не определились со своими желаниями к моменту окончания школы. Поэтому часто выпускники готовы поступать в учебные заведения, просто за компанию или куда скажут родители. Некоторые выбирают учебные заведения в которые проще всего поступить, , кому-то вообще все равно – главное, чтобы поближе к дому.Если вы не готовы серьезно подойти к выбору будущей профессии – то это не самое лучшее начало успешной жизни.

Влияние авторитетов

Подросткам свойственно подражать своим кумирам — музыкантам, спортсменам, актерам, политикам, бизнесменам. Пытаясь подражать своему идеалу легко ошибиться, и выбрать специальность, которая никак не соответствует вашим способностям.

Необъективная оценка своих способностей

Объективно оценить свои способности очень трудно

но важно. Также важно знать свои физические особенности и состояние здоровья, потому что это может быть важно для некоторых профессий (например: военные, летчики, стюардессы и т.д)

Полезные советы родителям от психологов при выборе профессии их детьми

Не ставьте детей перед выбором: любимое дело или заработок. Чем бы не увлекался подросток, какими бы бессмысленными и глупыми не казались вам его увлечения — на каждом из них можно заработать.

Слушайте своего ребенка. Нередко дети сами не знают, что уже определились с будущей специальностью. Так, они могут рисовать все свободное время, совершенствовать свои навыки, изучать литературу и посещать занятия по рисованию, даже не задумываясь о том, что это может стать настоящей профессией, которая может приносить доход.

Ставьте себя на место подростка. Никогда не забывайте о том, что вы стали самостоятельным человеком только потому, что учились на собственных ошибках. Поддерживайте его начинания и утешайте во время неудач.

Дискутируйте. Позвольте ребенку аргументированно доказать, что его выбор взвешенный и обоснованный. Подобная дискуссия позволит вам увидеть, насколько трезво он оценивает свои перспективы и готов ли он трудиться.

ВИДЕО

Кем стать: как школьнику выбрать профессию? 

Хедхантер Алёна Владимирская рассказывает, как выбрать профессию из нескольких увлечений, в каких сферах можно работать удалённо и как получить опыт работы за границей.

Курс «Профориентации подростков» от «Антирабства».

Программа профориентации подростков из трех этапов01Полноценная диагностика02Долгосрочное планирование карьеры03Составление карьерной карты

Как выбрать профессию? 3 простых совета

О выборе профессии и специальности на видеоканале Ozgud Filding lll

Как определиться с выбором профессии?

Советы по выбору профессии для подростков на канале блогера Юлии Никольской

Кем стать? На кого пойти учиться??

О выборе профессии на канале блогера Anastacia Kay

Экономика. Кем стать? Какую профессию выбрать?

О выборе профессии в экономической сфере на видеоканале «Оксфорд Гарвард»

Кем быть? 6 стереотипов о выборе профессии. Подросток и будущая профессия

Как помочь ребенку выбрать профессию на видеоканале «Family is… Советы для Родителей» Психолог Марина Романенко рассказывает, что вы, как родители, можете сделать, чтоб ваш ребенок нашел свое призвание и от каких стереотипов о выборе профессии стоит отказаться.

4.Какие профессии самые востребованные?

Существуют такие профессии, которые будут существовать вечно:

  • врачи;
  • учителя;
  • воспитатели;
  • сфера красоты
  • машинисты (работники железных дорог) и т.д.

Как утверждают некоторые специалисты, грядет появление совершенно новых профессий, например – дизайнер виртуальных миров.

Бытует утверждение, что в ближайшее время будут также востребованы IT-специалисты, менеджеры, строители.

Сейчас активно развивается сфера туризма. Это значит, что, если Вы любите путешествовать, то уже не пропадете!

В скором будущем будут востребованы специалисты, оказывающие персональные услуги, например, личный помощник руководителя.

Быстрыми темпами набирают популярность профессии удаленной работы. Особенно в социальной сети Инстаграм.

Есть и такие профессии, которые могут скоро исчезнуть:

  • юристы;
  • экономисты;
  • менеджеры;
  • бухгалтера.

Работу этих специалистов заменят компьютеры.

Формула выбора профессии «Хочу — Могу — Надо»

ХОЧУ— это ваши желания, интересы и склонности ХОЧУ отвечает на вопросы «Нужно ли это мне?», «Хочу ли я заниматься этим в будущем?», «Нравится ли мне эта профессия?», «Соответствует ли она моим интересам?», «Соответствует ли эта профессия моим жизненным планам?» и т.д. При выборе профессии отталкивайтесь от своих желаний. Не слушайте других, но ищите свою мотивацию. Конечно это сложный вопрос для самостоятельного решения, но от него зависит многое, поэтому стоит приложить максимум усилий.

МОГУ —ваши таланты, способности к тому или иному виду деятельности Вторая ступенька самоанализа — поиск того, что у тебя хорошо получается делать. МОГУ заставляет задуматься о том, «Насколько профессия соответствует моим способностям, чертам характера, психологическим склонностям, темпераменту, а также состоянию здоровья?», «Достаточно ли моих знаний и навыков для того, чтобы обучиться этой профессии?» и др.НАДО – это полезность профессии, востребованность на рынке труда. НАДО отвечает на вопросы: «Пользуется ли данная профессия спросом на рынке труда, перспективна ли она?», «Каковы шансы устроиться на работу после окончания учебного заведения?», «Как оплачивается эта работа?» и т.п.

Используйте эту формулу при выборе профессии и работы. Идеальна та профессия, которая соответствует всем трем параметрам.

Какую специальность выбрать после 9 класса

Есть такой распространенный миф, что, если человек ушел из школы после 9 класса, то будет работать на низкооплачиваемой непрестижной работе. На самом деле среднее профессиональное образование — это просто иной образовательный путь. Екатерина Лукьянова: В профессиональную образовательную организацию (колледж, техникум, училище) нужно идти с ясной идеей. Ты точно решил стать поваром, потом работать в ресторане и учиться на заочном в вузе. Тогда тебе подходит такой образовательный путь. Главное не рассматривать колледж как обход ЕГЭ.
За какими специальностями стоит идти в профессиональные образовательные организации? Творческие (дизайнеры, , ) Практические (, , радиотехники) Военно-спортивные (, )
Колледж помогает раньше начать трудовую деятельность и зарабатывать деньги. Но если цель – стать востребованным специалистом, строить карьеру и расти в доходах, то после колледжа необходимо идти дальше – в вуз. Это означает, что образовательный путь сильно удлиняется. Реалии рынка таковы, что среднего профессионального образования будет постоянно недостаточно. Дизайнер после колледжа, конечно, проиграет дизайнеру после вуза.Кирилл Кузнецов: В колледже будет практика, которой так не хватает, когда учишься в школе. Я рекомендую после 9 класса уходить в колледжи и техникумы, если вы в дальнейшем планируете поступать в вуз, в котором ожидается дополнительное вступительное испытание (ДВИ).Вячеслав Высоцкий: У СПО есть несколько очень существенных минусов. Во-первых, это ранняя профориентация, то есть до 8 класса нужно нарисовать четкий план действий и все 10 раз перепроверить. Во-вторых, бросить колледж почти невозможно, потому что тогда подросток не получит диплом о полном среднем образовании. Без образования невозможно будет трудоустроиться нигде. В-третьих, образовательный путь так удлиняется, что не всем хватает сил продолжать дистанцию еще и в вузе. Редкие колледжи имеют договоры с вузами и предлагают поступление сразу на 2-й курс вуза, но чаще всего абитуриенту после колледжа все равно придется сдать ЕГЭ.
Если вы собираетесь в 9 классе уходить из школы «от безысходности», потому что в школе вам говорят, что вы не сдадите ЕГЭ, лучше остаться и продолжать учиться. У вас останется еще 2 года для профориентации и для размышлений о будущей профессии. Отсрочка сыграет вам на руку. В 11 классе вы сможете взять широкий круг профильных предметов для ЕГЭ и сдать на проходной балл в один из вузов.

Изучение своих интересов

К тому, как выбирать профессию, стоит подойти максимально ответственно. Можно воспользоваться изречением, которое освещает основную суть выбора. Оно гласит: «Какой род деятельности на всю жизнь выбрал бы человек, если бы за это не платили». Таким нехитрым методом можно понять, что будущему профессионалу по душе, а в чем он просто материально заинтересован. Необходимо подумать о своих мечтах и не тратить время на скучное изучение тех дисциплин, которые никак не связаны с любимым делом. В зависимости от призвания можно понять, как выбрать будущую профессию:

  • музыкальное направление – вокалист, автор, звукооператор, аранжировщик, концертный менеджер;
  • география – стюард (на круизном лайнере или самолете), туристический агент, гид, археолог, палеонтолог, работник нефтяной и газовой промышленности;
  • компьютерное направление – программист, создатель видеоигр, графический дизайнер;
  • химия – ученый, лаборант, фармацевт;
  • биология – врач, фармацевт, биолог;
  • черчение – архитектор, инженер, проектировщик;
  • точные науки – изобретатель, рационализатор, экономист, бухгалтер, банковский работник;
  • гуманитарные науки – писатель, поэт, учитель, воспитатель, автор;
  • спорт – спортсмен, военный, моряк, сотрудник правоохранительных органов, МЧС.

На вопрос, что делать, если не можешь выбрать профессию, есть один ответ: прислушаться к своему сердцу. Оно обязательно подскажет и не даст ошибиться.

5.Для чего нужно учиться?

Учиться нужно всегда и всему. Ни одно умение человек не приобретает без обучения. Когда Вы приходите на предприятие по имеющейся вакансии, всегда спрашивают наличие высшего образования

Но так ли оно важно в наше время?!

Расскажу свою историю.

Учась в школе, родители всегда внушали мне, что нужно учиться на «отлично». А после школы нужно окончить высшее учебное заведение, причем, на бюджетной основе.

Так и было. Школу я окончила только с четырьмя четверками, остальные пятерки.

Поступила в университет по специальности «Финансы и кредит». Это абсолютно мне было не интересно. Просто туда прошла на бюджет.

Отучилась 5 лет на очной основе, на бюджете. Параллельно получила профессию «Менеджер социальной сферы».

После окончания университета искала работу по специальности целый год. Так и не нашла…

Устроилась работать на предприятие не по специальности. На эту должность вообще и высшее образование не требовалось…

Проработала физическим трудом 5 лет.

Затем, случайным образом, нашла работу секретарем в школе. Оклад 4200 руб. Следует учесть, что ежемесячный платеж по моей ипотеке составляет 11000 рублей.

Работая секретарем, поступила учиться на курс переподготовки в педагогический университет. Получила диплом учителя истории. Историк требовался в школе, в которой я работала.

Историю терпеть не могу со школьной скамьи.

Работала учителем истории один год. Потом муж отправил в декретный отпуск. Спасибо ему за это!

А вот в декрете я уже почувствовала вкус жизни. Прошла обучение по удаленной работе. Изучила копирайтинг. Мне очень понравилась деятельность копирайтера.

Уволилась со школы. Работаю дома, удаленно. Дочь всегда под моим присмотром. Шикарно же! Мне страшно оглянуться назад, в мое учебное прошлое. Столько сил и времени было потрачено зря! А все потому, что так нужно было родителям!

Вот и делайте вывод, нужно ли высшее образование в наше время?!

Я, конечно, не знаю, что будет через 10 лет в моей жизни. В одном я точно уверена – я не хочу работать ни по одному из моих дипломов о высшем образовании!

Медицина

На втором месте по популярности и востребованности находится медицина. Это сложная и ответственная сфера, не сравнимая с другими, которая всегда будет востребована. Все хорошо знают хирургов, медицинских сестер, фельдшеров, санитаров, дантистов, но есть и другие, менее известные и интересные направления.

  1. Разработчик нейропротезов.

Специалист, создающий импланты, бионические протезы конечностей и внутренних органов. Он изучает не только биологию, химию, но и нейрофизиологию, программирование, робототехнику. Жаль, что это также новая профессия и пока только развивается, поэтому специализированных направлений в России нет.

2. Диетолог.

Человек, который разбирается в сфере питания, разрабатывает диеты и правильные рационы. Работает со спортсменами, людьми, которые хотят набрать или потерять вес, с теми, у кого есть различные заболевания. Он знает, как правильно сочетать еду, разбирается в меню, витаминах и пользе каждого продукта.

3. Сомнолог.

Из названия понятно, что этот врач изучает сон, его отклонения и воздействие на здоровье. Обычно они работают в лабораториях, клиниках или специальных центрах. Сомнологи должны знать основные базовые медицинские науки и физиологию сна.

4. Фониатр.

Его специализация — это голос. Он изучает проблемы голосовых связок. Обычно такой врач наблюдает певцов, актеров, работает в крупных музыкальных учреждениях или медицинских клиниках. Чтобы трудиться в этом направлении, нужно отучиться на отоларинголога и пройти специальные курсы.

Советы для родителей

Иногда мама и папа не дают своему сыну или дочери право выбора, они решают все за него, выбирают ВУЗ. Однако, такое поведение является в корне недопустимым. Давайте рассмотрим, какие рекомендации дают специалисты родителям, взрослеющего подростка.

  1. Почаще общайтесь со своим ребенком, выявляйте его склонности и предпосылки к определенным занятиям.
  2. Если малыш чем-то интересуется, например, ему нравится работа врачей, то можно предложить пообщаться с людьми, которые задействованы в данной профессии или почитать специализированную литературу. Например, ситуация, когда мальчики хотят стать полицейскими, насмотревшись сериалов про следователей, стоит учитывать, что в реальной жизни все не так красиво, как показывают по телевизору. Поэтому, чтоб у ребенка не сложилось ложное впечатление, желательно устроить ему общение с действующим следователем.
  3. Можно найти специальные тесты, определяющие профессиональную ориентацию. Но нужно быть готовым к тому, что в них в большей степени даются ориентиры к будущей профессии, а не полное отражение действительности.
  4. Не нужно заставлять ребенка поступать в высшее учебное заведение. Не стоит думать, что непрестижно оставаться без учебы в ВУЗе. Множеством профессий можно овладеть, окончив техникум и даже специализированные курсы. Также стоит учитывать то, что Ваш ребенок возможно еще не дорос до осознания необходимости получать высшее образование. Не исключено, что, окончив техникум, он сможет поступить на второй курс университета, если этого захочет.
  5. Позвольте подростку самостоятельно принимать решение касательно будущей профессии. Конечно, не исключено, что он наломает дров, наделает ошибок. Однако, при этом он получит ценный урок, не станет обвинять Вас в том, что из-за Вашего желания его жизнь не удалась. Помните о том, что в любом возрасте можно поменять специальность, прийти в новую профессию.
  6. Ребенку, который оканчивает школу, но не может определиться с выбором, можно предложить поработать в местах, не требующих специального образования, например, курьером или официантом, можно и менеджером. Так он сможет выявить свои сильные и слабые качества, у него появятся новые знакомства, возможно ситуация с выбором станет более легкой.

Главные правила выбора будущей профессии

Есть три важных аспекта в выборе будущей специальности, которые нужно учитывать подросткам и обсуждать с родителями, делая выбор:

  • личностные особенности, интересы, склонности ребенка, его способности и хобби;
  • физическое развитие, состояние его здоровья, ограничения;
  • востребованность специальности на рынке труда не только на сегодняшний момент, но и в то время, когда он закончит обучение в вузе.

Учет желаний и возможностей ребенка

В будущей специальности человек должен максимально раскрыть свои способности и таланты. Получать удовольствие от работы можно только тогда, когда делаешь то, что любишь и умеешь. Ходить на работу без желания, и считать минуты до окончания рабочего дня — едва ли радужная перспектива для человека. Только искренняя заинтересованность в деле и ощутимые результаты работы помогут стать профессионалом.

Пусть школьник отталкивается от того, что ему нравится, от предмета, по которому у него лучше успеваемость. Возможно, ему нравятся иностранные языки или литература, это и должно стать отправной точкой при выборе.

Нельзя заставлять подростка

Ребенок – продолжение своих родителей, но он другой человек, со своими талантами и интересами, поэтому необходимо предоставить право выбора ему. Только в случае сомнений в выборе профессии, стоит вместе с ним оценить «за» и «против», помочь разобраться в себе.

Если сейчас он пойдет учиться на специальность, которая не по душе и даже получит диплом, вряд ли ему будет интересна работа. Впоследствии он либо сменит ее, либо будет заниматься нелюбимым делом и останется не реализовавшимся в профессиональной сфере.

Разграничение реальности и мечты

Часто на наше представление о той или иной профессии накладывает отпечаток конкретный человек, фильм, рассказы других людей.

Идеально, если родители замечают желание и способности ребенка к определенному предмету еще в средних классах, таким детям будет легче определиться с выбором будущей профессии

Получение информации о специальностях

Если выбор специальности сделан, можно пообщаться с ее представителями, чтобы иметь максимально полное представление о том, чем именно предстоит заниматься и насколько хорошо оплачивается труд. Можно пойти на курсы подготовки к поступлению в вуз на определенную специальность. Как правило, там бывают практические занятия, где можно пообщаться с представителями данной профессии.

Тест на профориентацию

Ученикам старших классов предлагают пройти тест на профессиональную ориентацию, которая поможет им выбрать профессию. Тест составляется при сотрудничестве психологов, педагогов и кадровых специалистов. После оценки результата молодым людям предложат несколько вариантов специальностей.

ИНТЕРЕСНО: куда можно поступить после 11 класса: советы

Оптимальный вариант, если после теста на профориентацию с ребенком побеседует психолог и поможет ему выбрать нужную профессию. Однако тест можно пройти и в домашних условиях, в интернете. В любом случае он даст пищу для размышлений и развеет сомнения, а кого-то и удивит.

Изучение ситуации на бирже труда

Стоит проанализировать рынок труда на данный момент, оценить какие специальности востребованы и хорошо оплачиваются. Можно попробовать сделать прогноз на будущее – какие профессии станут наиболее востребованы через 5-10 лет, почитать, что говорят об этом специалисты кадровых служб. Ситуация на рынке меняется каждый год, и востребованные сегодня специалисты через определенное время становятся ненужными из-за перенасыщения рынка.

Не могу определиться с выбором профессии, что делать

В европейских странах развитию детей уделяют большое внимание. Ученики в школе сами выбирают интересные им предметы и развивают свои сильные стороны

А то, что не могут объяснить родители, детально рассказывают профессиональные коучеры. Они проводят тренинги и тесты с ребенком, чтобы определить, на каких сферах деятельности ему лучше всего сосредоточиться.

Российская система образования построена иначе. Часто молодые люди к моменту окончания школы не знают, чем хотят заниматься в будущем. В лучшем случае идут по стопам родителей. Хорошо, если выбранное направление соответствует их собственным интересам. На практике это не всегда так.

Советы психологов

  • Стремитесь к переменам. Изменение рынка труда стимулирует появление смежных и новых специальностей. Их освоение сделает вас ценным и востребованным специалистом. Работа в первую очередь должна быть интересной, а потом уже престижной. Иначе есть шанс получить «модную», но не приносящую удовольствия специальность. За легкостью экранного образа скрывается тяжелый труд актера. Это применимо ко всем специальностям. Узнать все особенности работы можно только из “первых рук”. Работа, не соответствующая уровню физического развития, может наносить ущерб организму. У каждого человека есть право на ошибку.

Самые частые ошибки, которые не стоит допускать

Профессия выбирают один раз и на всю жизнь. В любой сфере происходит смена должностей с ростом квалификации. Специалистам, которые хотят развиваться в выбранной области, придется осваивать смежные специальности. Первая профессия может пригодиться в самой неожиданной ситуации. Например, юристу, полученное ранее образование искусствоведа, поможет разобраться в антикварных ценностях.

Выбор специальности под влиянием кого-либо хорошо, если желание продолжить семейное дело, является искренним порывом человека. Ориентируясь на родственников или сверстников, надо понимать, что все люди разные. Если Вася идет служить в пожарную академию, потому что он любит рисковать, то вам, рассудительному человеку, эта профессия может не подойти.

Перенос отношения к специалисту на саму работу. При выборе профессии следует учитывать особенности вида деятельности. Если вам нравится душевный преподаватель по математике, это не значит, что вам нравится предмет сам по себе.

Увлечение внешней стороной профессии. Актеры не только позируют перед фотокамерами и раздают автографы. Они еще долго создают сценический образ. Журналисты тоже не всегда выступают в телепередачах. Сначала они перерабатывают массу информации в архиве и общаются с людьми, чтобы подготовить 10-минутный ролик, который потом озвучит другой диктор.

Нежелание разбираться в личных качествах и физических особенностях. Определить сильные и слабые стороны помогут не только психологи, но и друзья, родственники. Но даже наличие навыков не является гарантией освоение профессии, если у человека имеются прямые противопоказания. Например, в летчики не берут людей со слабым сердцем.

Выбрать три кружка, чтобы два из них бросить: как помогать выбирать

Ребенок, которому разрешали выбирать, осознанно обратится за помощью, если она нужна. Главная задача взрослых в этом случае — дать информационную поддержку, показать, где искать, а не делать выбор за него, уверены эксперты.

«В начальной школе кружки можно менять легко, — считает Кирилл Кузнецов. — Давить на то, что раз поступил в музыкалку — заканчивай все 7 классов, я бы не стал. Я всегда говорю так: надо выбрать три кружка, чтобы два из них потом бросить».

«Любое насилие, требование делать что-то вопреки желанию и возможностям — это стресс для ребенка. Это разрушает психическое здоровье и нарушает социализацию, — уверена Марьяна Безруких, педагог, детский психолог, директор ФГНУ «Институт возрастной физиологии» Российской академии образования. — Так, на первый взгляд безобидное «мало ли чего ты не хочешь, начал заниматься музыкой/теннисом/шахматами — должен продолжать» может стать непреодолимым препятствием в выборе будущей профессии».

В этом возрасте дополнительные занятия — еще не будущая профессия. Но к 16–18 годам они сформируют багаж знаний молодого человека, на основе которого он сделает осознанный выбор учебного заведения.

Родительская информационная поддержка не ограничивается кружками и секциями. Взрослые могут рассказать о своих профессиональных выборах, вспомнить жизненные истории друзей. Если ребенок тянется к какому-то делу, интересуется им — можно найти среди знакомых представителя этой профессии и дать пообщаться с ним.

Однако подростки не всегда готовы обсуждать выбор профессии с родителями. Все зависит от степени доверия, от принятого в семье и сложившегося характера общения. Обижаться или бояться этого не стоит: сегодня подростку несложно узнать обо всех тонкостях профессиональной деятельности, о востребованности специальности, оплате труда, о возможностях профессионального роста и карьеры.

Ссылка на основную публикацию