Пластилинография

Особенности лепки с детьми по возрасту

Поделки из пластилина для детей могут стать любимым и полезным занятием, если родители правильно смогут познакомить ребенка с этим материалом и терпеливо научить разным приемам лепки. Обычно, этим начинают заниматься с 1,5-2 лет, но некоторые специалисты считают, что для раннего развития уже с 1 года полезно начать освоение лепки.

Пластилин стоит выбирать наиболее мягкий, например, “Луч Кроха”. Вначале дать ребенку кусок пластилина для знакомства, показать, что его можно мять руками, делать вмятины, расплющивать на доске ладонью или пальцем в виде лепешки. Готовыми пластилиновыми шариками можно добавить на картинки снегопад или яблоки на дереве, лепестки цветка или ягоды на тарелке.

С 1,5 лет можно понемногу усложнять задания. Все должно происходить в игровой форме, например, отщипывание кусочков нужно, чтобы накормить игрушечных птичек, а намазывание пластилина на рисунок медвежонка, чтобы спрятать его в берлоге от зимнего холода. Это у малыша сохранит интерес к лепке.

В 2 года ребенку еще трудно работать одновременно двумя руками, так как не хватает координации движений. Это быстро развивается при следующих процессах лепки: скатывании шариков, раскатывании колбасок и сплющивании их между ладоней. Из этих деталей в дальнейшем собираются простые фигуры, например, гусеница, гриб, пирамидка.

Все действия взрослый показывает на своем куске пластилина, а ребенок за ним повторяет. Изучается соединение деталей и создание разных текстур с помощью надавливания стека, зубочистки и других предметов, дающих интересные отпечатки. Можно попробовать слепить простые овощи, фрукты и символические фигурки животных.

Важно ничего не навязывать ребенку, поощрять его естественное любопытство и эксперименты. В 3 года дети хорошо понимают речь, у них уже развита способность подражать действиям других людей

Они различают геометрические формы, умеют находить сходство и различие. Дети учатся приемам защипывания и примазывания деталей, регулировать нажим, работать указательным и большим пальцем.

Они лепят предметы средней сложности:

  • фрукты и овощи;
  • тарелки и чашки;
  • булочки и торты;
  • башни, домики и животных.

Подойдет осмысленная лепка на картонном шаблоне, в том числе цифр и букв. В этом возрасте уже следует научить ребенка украшать поделки с помощью наложения мелких пластилиновых и других деталей, а также различных предметов. Нужно предлагать ребенку самому выбирать цвет пластилина для поделок, а чтобы ему было легче, ограничить выбор несколькими вариантами.

Полезно сохранять детские изделия и хвалиться ими перед гостями. Дети 3-4 лет играют с игрушками и поделками как с живыми, поэтому слепленные фигурки можно включать в готовые или придуманные сказки. С 4-5 лет можно детей обучать сложной поэтапной лепке, создавать большие панно и объемные композиции в разных техниках. Стоит освоить плавные переходы между соседними цветами.

Подделки из пластилина для детей могут быть разной сложности.

Можно лепить сложных животных и птиц, фигурки людей и машин. Также полезно для творческого развития создавать разные поделки с применением природных материалов. Со временем ребенок научится без шаблонов и пошаговых картинок воплощать сказочных и мультяшных персонажей.

Дети 6-7 лет уже легко справляются с лепкой из пластилина. Их может заинтересовать создание сложных поделок с большим количеством разнообразных деталей.

Девочка Маша

  1. Волосы сделайте из коричневого пластилина подлиннее и губки бантиком.
  2. Тело-кофточка тоже лепится, как у мальчика, но из голубого пластилина. Слепите отдельно фиолетовую юбочку, — скатайте для этого толстую колбаску, приплющьте её с 2 концов и сузьте немного сверху, сформировав усечённый конус.
  3. Ноги слепите из 2 жёлтых колбасок, ботинки — из зелёных огурчиков.
  4. Опояшьте талию жёлтой лентой. Кофту украсьте фиолетовыми пуговицами-шариками.Соедините части так же, как мальчику.Совет! Слепите разных персонажей: клоуна, пожарника, принцессу, рокера, врача, топ-модель и ещё кого придумаете, — в основе всех фигурок лежат шар, огурец и колбаски. На лыжника (рис. 1) наденьте шапку (рис. 2), слепите ему лыжи (рис. 3), — для этого скатайте колбаску и расплющьте её пальцем (рис. 4). В руки лыжнику вставьте лыжные палки-колбаски.

Мальчик Вася

  1. Скатайте шарик-голову из пластилина, составленного из 2-х цветов — белого и оранжевого. Из полученного цвета слепите также шарик-нос.
  2. Слепите рот и волосы из тоненьких колбасок красного и жёлтого пластилина соответственно.
  3. Шарики-глаза вылепите из синего и чёрного пластилина.
  4. Из огурца, приплюснутого с одного края о поверхность стола, сделайте туловище — зелёную рубашку.
  5. Слепите ручки из колбасок и шариков, ноги — из фиолетовой колбаски, согнутой пополам, ботинки — из маленьких синих огурчиков.
  6. Соедините части. Голову соедините с туловищем с помощью спички, — Вася сможет крутить головой.

Занятие лепкой с детьми 3-4 лет

К занятию лепкой с детьми следует заранее подготовиться. Продумать сюжет поделки, обыграть его, приготовить необходимое оборудование. Начинать лучше с простого и постепенно усложнять задания. Для начала лучше делать с детьми объемные фигуры, более напоминающие реальные предметы. Затем, когда рука ребенка достаточно окрепнет можно изготавливать картины из пластилина, то есть плоские сюжеты.

Как же строится занятие лепкой с детьми этой возрастной группы?

Вводная часть:

  • организационный момент;
  • постановка задачи.

Основная часть:

  • предварительное знакомство с предметом;
  • технология лепки;
  • самостоятельная работа детей.

Заключительная часть:

  • анализ детских работ;
  • подведение итогов.

Рассмотрим каждую часть занятия более подробно. Вводная часть помогает настроить ребенка на занятие, заинтересовать его лепкой. Эта часть основана на игре, так как игровая деятельность — ведущий вид деятельности дошкольного детства. Все узнается, всему научаются дети именно через игру.

Основная часть занятия – это непосредственно занятие лепкой. Сначала детям предлагается подробно обследовать предмет, который будут лепить. Уточняется форма, цвет, из каких частей состоит предмет. Затем взрослый показывает способы и приемы лепки. После этого дети пробуют сами повторить действия педагога.

Попутно уточняется, какого цвета взять пластилин, и в каком количестве, а также называется прием, с помощью которого будет изготовлена деталь или все изделие. Затем детям дается время на самостоятельную работу. Каждый ребенок решает сам, как украсит свою работу, как построит композицию поделки.

Заключительная часть занятия позволяет подвести итог: чему научились, что нового узнали. А коллективный анализ детских работ позволяет детям сравнивать свою работу с другими, выявлять, что получилось лучше

На анализ детских работ педагогу следует обратить особое внимание. Следует подчеркнуть то, что особенно удалось, легче всего получилось

Недостатки детских работ педагог фиксирует для себя. В дальнейшем на этом строится индивидуальная работа по лепке из пластилина с ребенком. В ходе анализа дети учатся видеть положительные черты в работах друг друга, подмечают особенности оформления.

Такая структура занятия используется в детских садах, но занимаясь с ребенком дома, тоже следует придерживаться такого плана. Предлагаем несколько подробных инструкций по лепке поделок из пластилина с постепенным усложнением.

Ход занятия.

1 Орг. момент.

Приветствие детей. Объявление темы и цели занятия.

Педагог: Здравствуйте ребята! Давайте с вами познакомимся?

Вы сделали правильный выбор, решив заниматься лепкой. Мы научимся быть маленькими фантазерами и попробуем попасть в страну «Пластилинию». А попасть в нее очень просто, стоит взять коробку с пластилином, закрыть глаза и сказать: «Раз, два, три, четыре, пять в «Пластилинию» хочу попасть! Теперь все вместе!Ура! Вот мы и в стране «Пластилиния».

Так что же необычного в этой стране? Оказавшийся в руках пластилин способен оживать и принимать различные формы, а в голове начинают возникать различные образы и сюжеты, которые можно вылепить из него.

Но, как и в любой стране есть свои секреты и правила.

2. Подготовка к изучению нового материала (тех. безопасности).

Перед тем как начать работу с пластилином мы должны усвоить некоторые правила:

1. Пластилин нельзя брать в рот и пробовать на вкус.

2. Лепку пластилином выполнять только на дощечке или клеенке.

3. Нельзя класть пластилин на стол.

4. Не нужно разминать сразу весь кусок пластилина. Отделите маленькую часть, разомните, потом прибавьте еще и т. д.

5. Не бросайте остатки пластилина на пол.

6. Не размахивайте стеком.

7. После работы протирайте руки салфеткой.

8. Когда закончите работу, уберите рабочее место, протрите стол.

9. Стеки и клеенку нужно хорошо протереть салфеткой.

10. Салфетку (бумажную) использовать один раз.

3. Изучение нового материала.

Показываю детям коробку с пластилином. Обычный пластилин изготавливают из очищенной глины с добавлением жира, воска и др. веществ которые е дают ему высыхать. Повторяем названия цветов.

Педагог: Пластилин бывает разных цветов, он мягкий и пластичный, из него можно лепить разные интересные и красивые поделки. Чем больше у вас цветов, тем ярче будет ваша поделка.

Так же существуют основные приемы лепки: разминание, скатывание, раскатывание, скручивание, сплющивание, прищипывание, вдавливание и вытягивание.

Давайте поиграем с пластилином? Слушайте и повторяйте за мной.

Игра с пластилином

1. Разминание

В руки я комок возьму, хорошо его помну,

Чтоб он теплым, мягким стал, но к рукам не прилипал.

2. Скатывание

На него я посмотрю, что хочу, то и слеплю.

Шарик я сейчас скатаю, с ним немного поиграю.

3. Раскатывание

Шарик в руки я возьму и раскатывать начну –

Вот и столбик получился, столбик в жгутик превратился.

4. Скручивание

Жгутик я в спираль скручу и ракушку получу.

5. Сплющивание

Чтобы с ней случилось что-то, сплющить мне ее охота.

Ну и что же получилось? Она в блинчик превратилась.

6. Прищипывание

Блинчик в трубочку сверну и прищипывать начну.

7. Вдавливание

Можно снова в шар скатать, чтобы пальцем протыкать

8. Вытягивание

Я кусочек прищипну и вытягивать начну.

Хвостик длинный получился, шарик в репку превратился.

4 Практическая часть.

Предлагаю детям выбрать кусочек пластилина, который нравиться.

Педагог: Попробуйте отщипнуть кусочек. Размять его. Сплющить. Предлагаю, самостоятельно скатать шар, цилиндр и конус.

Динамическая пауза:

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик!

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя!

Раз – нагнись, два – нагнись,

Руки кверху все подняли!

И друг другу помахали!

Молодцы. Продолжаем наше занятие.

5. Закрепления нового материала.

Вспоминаем правила техники безопасности. Вспоминаем основные приемы действий: разминание, скатывание, раскатывание, скручивание, сплющивание, прищипывание, вдавливание и вытягивание.

6. Итог.

Приводим свои рабочие места и инструменты в порядок.

— Что нового вы узнали из нашего занятия?

— Какие формы вы запомнили (ответы детей)

— Что мы сегодня с вами делали? (ответы детей)

Вы все постарались. Молодцы! Всем спасибо. Занятие окончено. До свидания.

Суть понятия

Пластилинография — одно из самых «молодых» направлений изобразительного творчества, нетрадиционная техника лепки, которая позволяет создавать выпуклые, барельефные, образы пластилином на твёрдой горизонтальной поверхности.

Рисунки пластилином получаются очень яркими и объёмными

Что нужно для занятий

Исходя из того, что пластилинография подразумевает рисование пластилином, очень важно подобрать удобные материалы и приспособления для работы. В качестве основы лучше брать картон, пластик или оргстекло (например, для витражной пластилинографии)

Пластилин следует подбирать ярких оттенков, хорошо поддающийся лепке, обязательно нежирный, в противном случае на подложке будут оставаться жирные следы.

Для изготовления поделки нужны будут:

  • дощечки для лепки;
  • стеки;
  • ножницы;
  • специальные скалочки для раскатывания пластов пластилина;
  • шприц без иглы;

  • приспособления для выполнения узоров на материале (кондитерский шприц, пустые капсулы от фломастеров, ручек и пр.);
  • бросовый материал для декорирования поделок (бусины, стразы, бисер, природные материалы и пр.).

Цели и задачи занятий пластилинографией с детьми

Миссия уроков по нетрадиционной технике лепки в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) заключается в:

  • развитии внимания, мышления, памяти, восприятия, речи;
  • тренировке ориентации в пространстве, сенсомоторной координации (в работе с пластичным материалом у детей развивается сила рук, их действия становятся более скоординированными и согласованными, а движения пальцев дифференцированными);
  • воспитании эстетических представлений (ребята получают базовые знания о сочетаниях цветов, фактур, учатся давать оценку продукту изобразительного творчества), а также развитии усидчивости, дисциплинированности и аккуратности.

Работа с пластилином развивает мелкую моторику

Таблица: задачи пластилинографии в ДОУ

Возрастная группа Перечень задач
Первая младшая (одно занятие — отработка одного навыка)
  • обучение скатывать «шарики», делать «колбаски» и «блинчики»;
  • освоение приёма размазывания пластилина по шаблонам с крупными элементами;
  • формирование умения работать по образцу (педагог показывает — ребята повторяют).
Вторая младшая
  • развитие умения самостоятельно придумывать сюжеты;
  • освоение основ работы в мини-группах, парах;
  • формирование навыка давать оценку готовому продукту.
Средняя
  • освоение многоцветных образов (малыши учатся выкладывать картины, в которых детали изображаются 2–3 цветами);
  • развитие умения включать в картины крупу, бисер, пуговицы, камешки и пр.;
  • воспитание заинтересованности в групповой работе.
Старшая,подготовительная
  • обучение поэтапному созданию полностью самостоятельной коллективной творческой работы (обсуждение замысла, подготовка основы и фона, деталей, соединение элементов в цельную картину);
  • отработка разных приёмов пластилинографии, их комбинация в одной картине;
  • развитие речи (ребята учатся давать словесные описания образам, созданным из пластилина).

Пластилинография. Рисуем пластилином — Мастер-класс по аппликации с элементами пластилинографии «Приглашаем всех на Масленицу»

Публикация «Мастер-класс по аппликации с элементами пластилинографии «Приглашаем…»
С 24 февраля по 1 марта пройдет Масленичная неделя.Мы начали рассказывать воспитанникам о празднике, его особенностях и детям понравились беседы и игры, которые им предлагали. Поэтому воспитанники специальной группы решили сделать приглашение на праздник. Для изготовления…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Фотоотчет НОД по пластилинографии с использованием торцевания «Подарок для папы» в средней группе
Конспект НОД по пластилинографии с использованием торцевания в средней группе «Подарок для папы» Цель: Изготовление галстука с изображением танка посредством пластилинографии. Задачи: — учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого, скатывать маленькие шарики и…

Пластилинография для детей «Подарок папе к 23 февраля»
Техника этого творчества проста и доступна каждому. Польза этого занятия в том, что дети изучают формы, свойства предметов, развивают движения пальцев, что помогает развитию речи. При изучении предметов развивается наблюдательность и воображение детей, лепка помогает им творить…

Пластилинография. Рисуем пластилином — Фотоотчет «Рисование пластилином»

Статья «Фотоотчет «Рисование…»
Рисование пластилином, как декоративно-прикладное творчество — один из наиболее редко применяемых на практике видов деятельности, так как является необязательным в программе дошкольного образования. В связи с этим отсутствуют развернутые методические рекомендации по проведению…

Конспект занятия по пластилинографии «Русский сувенир. Народные промыслы. Матрешка» (старшая группа)
Семинар — практикум. «Художественно — эстетическое развитие» Тема: «Русский сувенир» (старшая группа …) Программные задачи 1. Закреплять знания детей о народных промыслах: Дымкове, Гжели, Хохломе; совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла…

Пластилинография как средство развития художественного вкуса у детей дошкольного возраста
«Пластилинография – как средство развития художественного вкуса у детей дошкольного возраста» Воспитатель — Гринькова Юлия Павлиновна МБДОУ Детский сад № 13 Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое…

Конспект занятия по пластилинографии во второй младшей группе «Воздушные шары»
Цель: Закрепить умения раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Задачи: Воспитывать умение преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями ладоней, прикреплять готовую форму на плоскости путем равномерного расплющивания по поверхности основы….

Страницы:

Пластилин — мягкий и податливый материал, который способен принимать любую форму. Заниматься пластилином можно уже в младшем дошкольном возрасте, детишки с удовольствием учатся раскатывать, сплющивать и вытягивать. Так же с помощью пластилина можно изучать способность одного цвета влиять на оттенок другого. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают прием «вливания одного цвета в другой».

Интересной и нетрадиционной техникой, которая подробно описана на сайте может стать пластилинография. То есть рисунок с помощью пластилина. Когда главные герои и декорации не нарисованы, а вылеплены, либо объемными фигурками являются лишь некоторые элементы композиции. Педагоги с разных концов России делятся своим опытом и наработками в этой области

Для детей младшего дошкольного возраста такая техника работы с пластилином может показаться сложной, это связано с недостаточным развитием костно-мышечной ткани, а так же с неспособностью концентрировать внимание и быть усидчивыми длительное время. Поэтому привлекать к данной технике лучше детей подготовительной группы

Работая с пластилином, дети могут выплеснуть негативные и закрепить позитивные эмоции через лепку. Как вариант пластинографии, идея раскрашивания черно белых картинок с помощью пластилина. За основу берется любой рисунок или контур из раскраски и вместо фломастеров и карандашей, ребенок использует пластилин нужных цветов. В результате картинка получается очень оригинальная и рельефная. Это приводит детей в неописуемый восторг.

Что понадобится для работы?

Основной рабочий материал – это разноцветный пластилин. Желательно выбирать восковой. Он мягкий, поэтому будет тонко выкатываться, легко размазываться по поверхности и не липнуть к рукам. Также следует запастись:

  • горизонтальным основанием, в качестве которого можно использовать картон, плотную бумагу, пластик или стекло.
  • доской (пластиковой или деревянной) для раскатывания пластилина и лепки деталей;
  • набором стеков (специальных пластмассовых ножичков для работы с пластилином) разной формы;
  • влажными салфетками и емкостью с водой для смачивания рук;
  • различными приспособлениями для придания поверхности задуманной структуры — зубчатыми колесиками, многогранниками;
  • медицинскими и кондитерскими шприцами для выдавливания пластилиновой массы.

Дополнительно для украшения работы можно использовать бисер, пуговицы, цветные нити, лоскутки, природные материалы.

В магазинах продаются наборы для рисования пластилином, включающие необходимый материал и инструменты для работы. Их ассортимент огромен, поэтому подобрать подходящий в соответствии с возрастом и интересами малыша будет несложно.

Лепка из пластилина для детей: фото, видео, инструкции

С самого малого возраста лепка из пластилина для детей играет решающую роль. Это не просто интересное занятие, это мощный инструмент для развития мелкой моторики, мышления, памяти, творческих способностей.

Если вы хотите, чтобы таланты и умения вашего малыша развивались в полной мере, почаще лепите вместе с ним животных, еду, домики и все, что сумеете.

Инструкции поэтапной лепки из пластилина для детей

Если вы давно забыли, что и как лепили в детском садике и школе, просто воспользуйтесь готовыми схемами. Поэтапная лепка из пластилина для детей – это подробные описания шагов, в результате которых у вас получатся симпатичные фигурки. Если любите Смешариков, видео лепки из пластилина для детей поможет вам легко слепить Ежика:

Что лепить из пластилина с детьми 2 лет

В основном лепка из пластилина для детей 2 лет заключается в изготовлении шариков и длинных колбасок. На основе этих элементов можно сделать множество забавных фигур:

  • снеговик – взять белый пластилин, скатать 3 колобка (один поменьше) и соединить столбиком, добавить глазки и нос;
  • крендель и бублик – взять коричневый и желтый пластилин, скатать колбаску, затем у одной соединить края, а у второй перекрестить как у кренделя.
  • конфета – скатать колбаску и два маленьких шарика, присоединить их по краям (либо скатать колбаску и завернуть в бумажный фантик).

Лепим из пластилина с детьми 3 лет

Во время лепки из пластилина для детей 3 лет задачу можно усложнять, добавлять к материалу различные предметы. Для этого пригодятся крупы, бусины и любые мелочи, которые можно вдавить в пластилиновую фигурку.

  • пицца– лепим шарик, расплющиваем его и, придавливая, раскладываем макароны-звездочки, рис, гречку и любые «продукты»;
  • пирамидка – повторяем структуру разноцветной пирамиды, укладывая слоями колечки разных оттенков;
  • ежик – скатать коричневый шарик, взять раскрывшуюся сосновую шишку и к ее хвостику приделать мордочку, вытягивая пальчиками, затем добавить глазки и носик.

Как лепить пластилином детям 4 лет

Лепка из пластилина для детей 4 лет – это задания на сложные композиции. В них должно быть несколько предметов, объединенных одной темой. Например, можно слепить полянку с мухоморами. Для нее понадобится красный, белый, зеленый и коричневый пластилин, а также крышка-закрутка от банки.

Берем крышку, которая будет как песочница с бортиками. По дну распределяем зеленый пластилин, а по бортам – коричневый. Лепим белые ножки для двух грибов, сверху крепим красные шляпки. Ставим грибочки на полянку и добавляем на шляпки белые точки.

Идеи для лепки из пластилина с детьми 5 лет

Увлекательная лепка из пластилина для детей 5 лет уже может менять свои формы и становиться, например, способом создания открыток. Заготовив заранее арбузные семечки, вы можете вместе со своим малышом сделать очень красивое дерево на плоской поверхности.

Создаем открытку «Осеннее дерево»

Вам понадобится лист картона, горсть арбузных семечек, коричневый, зеленый и желтый пластилин.

Сначала подготовьте основу: распределите зеленый пластилин по картону, по краям сделайте рамку из тонких желтых колбасок. Теперь по центру налепите коричневый пластилин в форме широкого ствола и более узких ветвей. Осталось самое интересное: по всем ветвям нужно налепить семечек и раскрасить их желтыми и красными красками, чтобы было похоже на листья.

Темы для лепки из пластилина с детьми 6 лет

Школьники – самые искушенные в сфере творчества ребята. Ежиками и деревьями их уже не удивишь. Поэтому лепка из пластилина для детей 6 лет должна быть посложнее. С ними можно сделать объемное пластилиновое изображение на плоскости.

Делаем объемную композицию «Розы»

Нужен зеленый, розовый и красный пластилин, цветной картон, стека. Сначала укладываем на лист цветного картона стебли – тонкие зеленые колбаски. К ним прилепливаем листья с нарисованными стекой жилками. А для верхушек стеблей делаем бутоны: скатываем колбаски и сворачиваем их спиралью. Должен получиться большой букет больших и маленьких розочек.

Если вам нужна лепка пошагово для детей, когда им задали домашнее задание – сделать пластилиновую поделку по определенной теме, то вам помогут инструкции по популярным мотивам.

Легкая лепка животных из пластилина для детей:

улитка из белого и коричневого пластилина

милый поросенок из розового пластилина

Оригинальная лепка из пластилина, овощи и фрукты:

аппетитный банан из белого и желтого пластилина:

грибы, огурцы, помидоры, морковь

Вкусная лепка из пластилина, еда:

почти как настоящий гамбургер

Черепашка

Сделайте с ребенком маленькую пластилиновую поделку, с пошаговыми инструкциями вы очень быстро освоите весь процесс изготовления. Забавная черепашка дополнит вашу коллекцию поделок.

Как лепить:

  1. Подготовьте несколько кружков различного размера, используя основу коричневого и зеленого цвета.
  2. Из кружка коричневого цвета сформируйте «панцирь» для нашей черепашки.
  3. Расплюсните маленькие кружочки из коричневой основы и прикрепите их к «панцирю», формируя характерный для этого животного окрас.

  4. Вылепите из основы зеленого цвета лапки, голову, прикрепите к подготовленному туловищу.

  5. На мордочке сделайте углубления, где будут размещаться глаза, нарисуйте носик, ротик.
  6. Потом прикрепите и глазки.

Описание конспекта занятия по пластилинографии на тему «Солнышко» во второй младшей группе автора А. Дрынковой

Целью урока педагог ставит создание условий для эстетического развития детей 3–4 лет. Среди задач выделяет:

  • знакомство детей с техникой пластилинографии;
  • обучение детей создавать изображение приёмом размазывания и примазывания одного элемента к другому;
  • развитие эмпатии, воспитание стремления помочь герою, который попал в беду.

В качестве материалов используются:

  • пластилин двух цветов — жёлтый и оранжевый;
  • плотный цветной картон;
  • стеки;
  • доски для лепки;
  • салфетки.

Ход занятия

  1. Предварительная работа: прогулка, обсуждение погоды, тепла, которое дарит солнце; рассматривание иллюстраций к сказке В. Сутеева «Под грибом», чтение, обсуждение текста.
  2. Пальчиковая гимнастика перед началом работы.
  3. Педагог показывает, как отрезать кусочек пластилина стекой. Вместе с ребятами разогревает его, скатывает в шарик, разминает в «блинчик» и вкладывает в контур кружочка на картонной основе.
  4. Воспитатель подводит детей к тому, что солнцу не хватает лучиков. Показывает, как скатать «жгутики» из отрезанного кусочка. Ребята вместе с педагогом делают несколько таких лучиков, крепят их на основу.
  5. Педагог подводит итог занятия, хвалит малышей за работу.

Подготовка занятий по пластилинографии в детском саду

В детском саду темы уроков по нетрадиционной технике лепки, интегрирующих разные области знаний и виды искусства, очень многообразны. В связи с этим методически грамотный подбор идеи заключается в том, чтобы найти тему, которая отражает реалии окружающего мира и/или соответствует времени года, общественно значимым событиям. Например, создание поделок на тему «Зима» в декабре-феврале, «Флаг России» в канун Дня флага России 22 августа или перед Днём народного единства 4 ноября.

Поделки к праздникам могут быть домашним заданием

Примерная тематика

Для подготовки уроков по пластилинографии педагог составляет рабочую программу, в которую включается перечень целей, задач для каждой группы, расписание занятий, описание УМК, а также календарно-тематическое планирование. При этом занятия планируются в виде тематических блоков, то есть темы уроков разных учебно-образовательных направлений пересекаются. Так, перед Днём матери на занятии по развитию речи дети учат стихотворения про маму, на уроке по ознакомлению с окружающим миром рассматривают историю этого праздника, а на пластилинографии делают поделки, связанные с угощениями.

В младших группах дети только знакомятся с пластилинографией, поэтому темы предполагают изготовление поделок с крупными элементами и не слишком изогнутыми линиями:

  • «Сушки»;
  • «Снеговик»;
  • «Украшаем одежду»;
  • «Пасхальное яйцо»;
  • «Пирог для мамы».

Примерами составления тематики занятий по пластилинографии для детей 4–5 лет могут быть такие:

  • «Овощи на тарелке»;
  • «Жучки на цветочной клумбе»;
  • «Грибы»;
  • «Солнце в тучах»;
  • «Веточка рябины»;
  • «Осеннее деревце»;
  • «Рыбка»;
  • «Новогодняя ёлка»;
  • «Ёлочные игрушки»;
  • «Снегирь»;
  • «Снежная баба-модница»;
  • «Теремок»;
  • «Павлин»;
  • «Весёлая ракета»;
  • «Подарок для папы (дедушки)»;
  • «Цветик-семицветик»;
  • «Белая берёза»;
  • «Космос»;
  • «Звёздное небо»;
  • «Одуванчик».

В старшей группе тематику дополняют занятия, посвящённые изучению народного декоративно-прикладного искусства:

  • «Матрёшка»;
  • «Гжель»;
  • «Тело человека. Человек под дождём»;
  • «Расписная тарелка».

В подготовительной группе в тематику включаются также темы, предполагающие усложнение техники пластилинографии:

  • «Кошка» (ребята тренируют навык создания перехода от светлых оттенков к тёмным) ;
  • «Одежда» (дети разрабатывают дизайн одежды, используя разные виды техники — прямой, контурный);
  • «Комнатные растения» (на этой теме дети учатся создавать фактурные изображения);
  • «Моя семья» (эта тема является усложнением изученной ранее темы «Моё тело» — теперь юные творцы учатся соблюдать пропорции между размером человечков разного возраста);
  • «Ландыш» (ребята продолжают работу в фактурной пластилинографии, комбинируя барельеф с контррельефом).

Фотогалерея: образцы работ по пластилинографии на разные темы

Шаблоны для выполнения поделок в технике пластилинографии

Первоначальные навыки изодеятельности в нетрадиционной технике лепки из пластилина дети получают при работе с шаблонами, которые используются, прежде всего, для прямого вида создания рисунков пластилином, но могут применяться и для более сложных разновидностей. Так, создание рисунков, где есть люди, считается одним из самых трудоёмких видов пластилинографии.

Ссылка на основную публикацию