Неврозы у детей

Симптомы неврозов у детей

Проявления неврозов у детей не менее разнообразны, чем у взрослых, хотя и имеют свои особенности. Психологи обычно пользуются нижеприведенной классификацией, хотя большинство из этих названий вы не найдете в МКБ-10, в которой невротические расстройства обозначены совершенно другой терминологией.

Невроз страхов у детей обычно проявляется в определенных обстоятельствах. Более младшие дети боятся «бабайки», шума ветра, пауков или темноты. Когда ребенок подрастает, он может со страхом относиться к публичным выступлениям, большим коллективам, контрольным работам в школе и другим ситуациям, которые либо делают его центром всеобщего внимания, либо требуют совершенного результата (оценки). При этом в маленьком возрасте он может капризничать, истерить, отказываться делать что-либо, а в более старшем – всеми способами избегать неприятной ситуации, прогуливать уроки, сбегать из дома и так далее.

Невроз навязчивых состояний у детей выглядит как постоянное повторение определенных действий. Ребенок может шмыгать носом, дергать шеей, покашливать, грызть ногти, вырывать волосы или испытывать желание бесконечно мыть руки. Проявления этого невроза могут быть очень разными, но причина всегда одна и та же – повышенная тревога.

Астенический невроз или неврастению отличает раздражительность, проблемы с аппетитом, нарушения сна, вялость. Обычно этот вид невроза развивается в ответ на непосильные нагрузки в школе или на дополнительных занятиях, и в настоящее время его часто диагностируют у детей в возрасте 8-9 лет.

Невроз ипохондрического характера у взрослых обычно касается состояния здоровья, а вот маленькие ипохондрики сомневаются не только в своем физическом благополучии, но и вообще – в себе, в своих умениях и умственных способностях. Безусловно, в этих сомнениях большую роль играет родительское воспитание по типу «все дети как дети, а вот мой…». Для чувствительного ребенка сравнения с другими детьми и регулярные порицания могут стать отправной точкой возникновения невроза.

Истерический невроз далеко не всегда проявляется только привычными «приступами» с падениями на пол, криком и прочими капризами

«Задача» истерика – привлечь к себе внимание взрослых, а уж как он это будет делать – другой вопрос. Одни дети действительно валяются по полу в магазине, другие просто жалуются на бесконечные боли и хвори, пытаясь таким образом получить любовь и принятие

Невротические нарушения сна время от времени бывают едва ли не у всех детей. Это связано с тем, что именно во сне перегруженная психика имеет свойство избавляться от напряжения. Например, многие дети и подростки начинают «лунатить» в лагерях отдыха (сказывается смена привычной обстановки), а у детей младшего школьного возраста нередки случаи разговоров во сне.

Недержание мочи невротического характера требуют определенной диагностической осторожности. Дело в том, что отдельные эпизоды недержания по ночам вполне нормальны для детей до 2-3 лет, но если ребенок уже подрос, а все еще случаются «аварии», то можно говорить о невротической природе данного явления, которое можно и нужно вылечить

Кроме всего вышеперечисленного, к признакам и симптомам неврозов у детей могут относиться:

  • тошнота и рвота;
  • расстройства деятельности ЖКТ;
  • головные боли;
  • слабость, вялость, сонливость;
  • депрессивные и тревожные мысли;
  • мутизм (временное отсутствие речи);
  • запоры;
  • боли в различных частях тела;
  • обмороки и предобморочные состояния.

Это довольно короткий список наиболее распространенных признаков детских неврозов, на самом деле их проявления могут быть еще более разнообразными.

Лечение и диагностика неврозов

Чтобы невроз у ребенка не переходил в критические стадии, необходимо обращать внимание на ранние проявления заболевания. Для этого нужно знать о том, что происходит в жизни ребенка

Стоит наблюдать за тем, как он общается с родителями, другими взрослыми, сверстниками и т.д.

Кроме того, необходимо обращать внимание на то, какими играми увлечен ребенок, что рисует и говорит. Родителям нужно подготовить и обсудить в игровой форме некоторые заранее заготовленные вопросы

Не стоит убирать из расчета поведение всех окружающих его лиц, будь то друзья или родственники.
Если психологическое состояние ребенка будет запущено или же будут проявляться какие-либо странности, стоит сразу обратиться к доктору, который сможет понаблюдать за ним и составить индивидуальную программу.

Чтобы вылечить невротическое состояние, необходимо пройти психотерапию. Чаще всего в нее входит улучшение обстановки, в которой живет ребенок: нормализация семейных отношений и коррекция воспитания. Что касается медикаментозного метода и физиотерапии, то при них улучшается психосоматический фон для будущей терапии.

Психотерапия делится на семейную, групповую и индивидуальную

Чтобы справиться с неврозом у ребенка, важно проводить семейную психотерапию. Так врач сможет сам понаблюдать со стороны за обстановкой в семье и отношением к малышу

В процессе общения он увидит то, как воспитывают трудного ребенка и как родители справляются с его состоянием. После этого врач проводит беседу с родителями. В это время малыша помещают в отдельную комнату с игрушками. Пока он играет, психологи пытаются установить с ним контакт и провести беседу.

Следующим шагом лечения детского невроза считаются общие занятия. В это время проводятся совместные игры, если ребенок маленький, с детьми постарше проводятся беседы. Во время терапии присутствуют и дети, и родители. Часто в играх происходит выявление причин семейных конфликтов. Особенно полезны заготовленные сценарии и ролевые игры. Если врач видит, что решение конфликтов неверное, он предлагает оптимальные модели поведения как для детей, так и для родителей.

При индивидуальной терапии помощь оказывается в виде разъяснений и внушения. Сначала психотерапевт объясняет суть заболевания, затем пытается вывести источник переживаний . Затем во время следующих бесед проводятся различные игры, а ребенку даются задания. С помощью различных методик врачу удается решить детские и подростковые проблемы, тревожащие пациента.

Лечить невроз можно групповой терапией. Ее используют, если ситуация слишком тяжелая. Ее назначают, когда доктору удается определить высшую степень невроза. В этом случае группа пациентов и психотерапевтов посещают музеи, выставки и другие виды развлечений. Кроме того, врачи используют специальные игры и занятия. Таким методом лечат самые запущенные стадии неврозов у ребенка.

Медикаментозный способ используют как дополнительную терапию. Препараты могут снять напряжение и снизить раздражение. Иногда все типы невроза могут подвергаться комплексному лечению.

Следует помнить, что лечение эффективно на самой начальной стадии невроза. В это время проще установить причины возникновения неврозов у детей. Поэтому если у сына или дочери наблюдаются некоторые симптомы, то лучше сразу пойти к доктору. Врачу потребуется подробное описание вашей проблемы и первоначальный осмотр, после чего он сможет установить диагноз и лечение. В любом случае нужно понимать, что чаще всего на возникновение неврозов у детей влияют сами родители и их неправильное воспитание. Поэтому стоит пересмотреть свое отношение к ребенку, особенно если вы стараетесь ни в чем ему не отказывать.

После терапии важно не запускать состояние своего сына или дочери. Нужно поддерживать хорошую атмосферу и оказывать правильный уход и помощь своему ребенку, избавляя его от лишних проблем

Причины и особенности подростковых неврозов

Конфликтная ситуация в семье, частые ссоры могут вызвать невротические расстройства у подростка.

Формирование неврозов у подростков происходит при наличии определенных психологических и физиологических факторов (тип нервной системы). У многих детей неврозы возникают еще в раннем детстве в виде нарушения поведения (капризы, агрессия, гиперактивность, упрямство, страхи и др.).

Для возникновения неврозов в современную эпоху есть все условия. Увеличилось число неполных семей, и подростки переживают стресс от развода родителей, жизни с отчимом или мачехой. Значительно выросла загруженность учебой, что также усугубляет психоэмоциональные нагрузки, чрезмерность которых способен перенести организм не каждого подростка.

Невроз подросткового возраста (в 12-16 лет) провоцируется и поддерживается гормональной бурей в организме: депрессии и перемены настроения являются постоянными спутниками этого возраста.

Неврозы подростков разделяют на общие и системные.

К общим относят:

  • невроз навязчивых состояний;
  • астенический;
  • невроз страха;
  • депрессивный;
  • истерический и др. неврозы.

А основными системными, или моносимптомными, неврозами считают невротическое заикание, привычные действия, невротические тики и др.

К факторам, провоцирующим развитие психоневрологических расстройств у детей, относятся:

  • генетические: личностные особенности подростка и черты характера (истеричность, эмоциональная лабильность);
  • церебрально-органические: минимальные мозговые дисфункции, вызванные патологией беременности и родов;
  • психосоциальные: напряженные взаимоотношения в семье, неправильное воспитание, стрессы, неполная семья, алкоголизм родителей и т.д.
  • неправильная система обучения: из амбициозных соображений родители нередко загружают детей непосильными дополнительными занятиями.

Взаимоотношения родителей с подростком имеют огромное значение. Надо быть внимательным к ребенку, любить его, но не «привязывать» к себе: у него должен быть свой круг общения, друзья. Всегда должно находиться время, чтобы выслушать ребенка и при необходимости поддержать его.

Постоянная критика и сравнение с другими детьми (не в пользу ребенка) вызовет негативизм и протест со стороны подростка. Такая тактика воспитания обречена на провал. У каждого ребенка свой темперамент и особенности личности, задача родителей – помочь адаптироваться к жизненным требованиям.

Виды неврозов

Виды неврозов достаточно разнообразны:

  • невроз страха;
  • невроз навязчивых состояний;
  • депрессивный;
  • истерический невроз;
  • ипохондрический;
  • невротическое заикание;
  • дыхательный невроз;
  • неврастения или астеническая форма;
  • анорексия – пищевой невроз;
  • невротические тики;
  • невротические нарушения сна;
  • невротическийэнурез или энкопрез.

Невроз у детей может развиться в любом возрасте – как у ребенка в 2 года, так и у подростков.

Далее будут рассмотрены самые часты формы невротических состояний.

Истерия

Неврозы у детей дошкольного возраста чаще всего наблюдаются в форме истерии. Проявляется данное состояние в падении на пол и ударами ногами или головой о пол, в это время ребенок кричит и плачет.

Не так часто, но встречаются приступы мнимого удушья, которые наблюдаются при отказе выполнять требования малыша или, когда ребенок наказывается. Особенно это распространенное явление у детей 3 лет. В подростковом возрасте истерия может проявляться в сенсорных расстройствах – так называемая истерическая слепота, ухудшение чувствительности рецепторов кожи и слизистых.

Неврастения

Чаще наблюдается у детей 10 лет и подростков. Данное состояние может быть следствием чрезмерных нагрузок в школе, дополнительных занятий, но в большинстве случаев встречается у физически слабых детей. Проявляется в раздражительности, нарушениях сна, плаксивости, неусидчивости, быстрой утомляемости.

Неврозы навязчивого состояния

Этот вид патологии делится на 2 подвида – невроз навязчивых движений и фобии. Однако, встречаются и смешанные формы. Первый подвид чаще возникает у ребенка 4 лет – выражается в непроизвольных вздрагиваниях, шмыганье носом, подергиваниях, движениях кистями, топанье ногами и прочее. Такие явления наблюдаются при психологическом напряжении. Движения непроизвольные и возникают помимо желания малыша. Фобический невроз представляет собой различные страхи – замкнутого пространства, темноты, у детей 7-8 лет могут наблюдаться фобии отвечать у доски и так далее.

Энурез

Ночное недержание мочи. В большинстве случаев этим недугом страдают дети с наследственной предрасположенностью, психотравмирующими факторами, тревогами.

После 5 лет ребенок начинает переживать из-за данной патологии, у него падает самооценка, стараясь не допустить неосознанное мочеиспускание, ребенок старается не спать, в результате чего к этому виду невроза присоединяются и другие – плаксивость, фобии, тики.

Пищевой невроз

Выражается в нарушении аппетита – ребенок может очень медленно принимать пищу, долго жевать, срыгивать, отмечается плаксивость во время еды, а также обильная рвота.

В некоторых случаях может иметь место невроз глотки – ребенок не может проглотить пищевой ком, в результате чего возможна рвота или удушающее состояние.

Общая информация о недуге

Описывая проявления астено-невротического синдрома, доктора дали этой болезни второе название: «раздражительная усталость». Все потому, что невроз детей дает о себе знать противоречивыми симптомами: постоянной усталостью и сильной раздражительностью. Заболевание может возникнуть в любом возрасте.

Если причиной недуга стала наследственная склонность, внутриутробная инфекция или травма, полученная при родах, вы заметите признаки невроза малыша в 2–3 года. У школьников заболевание часто проявляется после затяжного стресса и повышенных умственных нагрузок.

У мальчиков и девочек дошкольного возраста структуры ЦНС находятся в процессе формирования, поэтому признаки невроза детей существенно отличаются от симптомов невротических расстройств взрослого человека. Если вы заметили, что ребенок стал агрессивным, вялым и забывчивым, не следует ругать его. Крики и наказания только усилят эмоциональную нестабильность маленького пациента.

Медикаментозная коррекция

Медикаментозная терапия в лечении неврозов имеет второстепенное значение, при этом она воздействует на те или иные симптомы. Препараты снимают напряжение, излишнюю возбудимость или депрессию, уменьшают проявления астении. Лекарства обычно предваряет психотерапию, но возможно и комплексное лечение, когда психотерапия проводится совместно с физиотерапией и медикаментами

Особенно важно медикаментозное лечение неврозов на фоне энцефалопатии, астении, невропатии:

  • общеукрепляющие препараты — витамин С, группы В
  • дегидратационная фитотерапия — мочегонные сборы, почечный чай
  • ноотропные препараты — ноотропил, пирацетам
  • препараты, уменьшающие астению — в зависимости от причина и типа подберет врач
  • фитотерапия (см. успокоительные средства для детей), настойки из лекарственных трав могут назначаться длительностью до полутора месяцев. Большинство препаратов оказывает седативный эффект – пустырник, валериана.

При астенических проявлениях рекомендуется тонизирующее и общеукрепляющее лечение: препараты кальция, витамины, настойка китайского лимонника или заманихи, липоцербин, ноотропные (ноотропил, пантогам).

При субдепрессивных проявлениях могут быть показаны настойки женьшеня, аралии, элеутерококка.

При раздражительности и слабости хорошим эффектом обладают микстура Павлова и настойки пустырника и валерианы, применяют хвойные ванны, физиотерапию в виде электрофореза с препаратами кальция и магния, электросон.

С антидепрессантами и транквилизаторами будет сложнее, они могут затруднять психотерапию. Их применяют при гиперактивности и расторможенности исходя из особенностей ребенка и диагноза:

  • гиперстенический синдром – препараты с седативным действием (эуноктин, элениум)
  • при гипостении – препараты транквилизаторов с активирующим эффектом (триоксазин или седуксен).
  • при подпороговых депрессиях могут назначаться маленькие дозы антидепрессантов: амитриптилин, мелипрамин.
  • при сильной возбудимости может применяться сонопакс.

Все препараты назначаются исключительно врачом, и применяются строго под его контролем.

Причины

Тяжелая обстановка в семье, частые скандалы — могут стать причиной развития невроза у ребенка

Факторами, которые чаще всего провоцируют невротическое состояние, являются проблемы в семье, в частности, характер взаимоотношений малыша с родителями.

  1. Социальные. К предрасполагающим факторам относятся:
  • проблемные отношения в семье;
  • авторитет одного из родителей (тирана);
  • определение ребенка, как личности.
  1. Биологические. К ним относят:
  • то, как малыш развивался внутриутробно, в частности гипоксия;
  • критический возраст малыша (до трех лет);
  • умственные или физические перегрузки;
  • хроническое недосыпание;
  • плохое питание;
  • наследственная предрасположенность к неврозам;
  • перенесенное заболевание, в частности инфекционного характера.
  1. Психологические. Относится:
  • негативное воздействие психологического характера на детскую психику;
  • частые стрессы;
  • психотравма. Невроз, возникший по такой причине, может перерасти в фобию.

Необходимо также учитывать и индивидуальные особенности организма каждого ребенка, его психологическое состояние. Дело в том, что какой-либо фактор для одного карапуза может стать причиной развития невроза, тогда как для другого — останется незаметным.

К наиболее частым причинам относят:

  • развод родителей;
  • неправильное воспитание;
  • надмерная гиперопека;
  • переезд на новое место;
  • первое посещение детского сада;
  • семейные проблемы бытового характера;
  • сложные взаимоотношения родителей.

Болезнь может протекать по-разному и сопровождаться различными проявлениями, иметь разную продолжительность. Это будет зависеть от воспитания, особенностей темперамента, возраста малыша, его пола, типа конституции.

Наиболее подверженными являются такие детки:

  • с повышенной чувствительностью;
  • эмоциональные малыши;
  • детки из неблагополучных семей;
  • малыши, которые часто болеют, имеют слабый иммунитет;
  • карапузы, которые не умеют защитить себя;
  • ребята с лидерскими задатками;
  • детки с повышенной тревожностью, сильной впечатлительностью;
  • ребята с неустойчивой психикой.

Патогенез

Особенностью детских неврозов считается их развитие у лиц с несовершенной нервной системой. Сам процесс становления собственного «я» и формирование личности в первую очередь определяет тип воспитания ребенка. К нарушениям воспитательного процесса можно отнести:

  • гипер- и гипоопеку;
  • жестокость;
  • неприятие;
  • гиперсоциализацию ребенка.

Подобные влияния способны исказить биологические и психофизиологические особенности детей. В результате возникает преневротическое состояние. Оно характеризуется наличием у ребенка:

  • ощущения неполноценности;
  • фобических нарушений;
  • тревожности;
  • неадекватному восприятию окружающей действительности.

Коррекция факторов риска на этапе оптимизации методов воспитания является главным этапом профилактики детских неврозов.

Классификаци

Существует несколько классификаций невротических расстройств. Согласно традиционным представлениям неврозы у детей и подростков можно подразделить на следующие формы:Невроз навязчивых состояний;

  • Истерия;
  • Неврастения.

В зависимости от возраста пациента выделяют детский невроз (отдельными видами считаются дошкольный невроз, невроз школьников и подростков), невроз взрослых и пожилых людей. Спорным остается вопрос наличия невроза грудничков. Незрелость нервной системы у детей первых лет жизни определяет отсутствие специфичности и фрагментарность невротических признаков. В связи с этим более-менее четкая диагностика болезни возможна у детей, начиная с 24 месяцев.

Этиологические факторы определяют наличие семейных неврозов, неврозов, связанных с профессиональной деятельностью и так далее.

В литературных источниках имеются сведения о классификации неврозов, в основу которой легли соматические проявления болезни – кардионевроз, невроз желудка, вегетоневроз и так далее. В настоящее время в клинической практике подобное деление не используется.

Особенности

Главной отличительной чертой неврозов является обратимость патологии. Вне зависимости от длительности заболевания изменения имеют функциональный характер. Психогенная природа нарушений определяется наличием связи между клиникой невротических проявлений, характерными чертами системы взаимоотношений ребенка и патогенной стрессовой ситуацией.

Специфичность клинических синдромов ограничена появлением эмоционально-аффективных и соматовегетативных расстройств. Однако часто в детском и подростковом возрасте проявления болезни могут быть стерты или протекать под маской другого, чаще всего соматического заболевания.

Несмотря на то, что статистически достоверными являются данные о более высокой частоте встречаемости болезни среди женщин, в детском возрасте гендерные отличия практически отсутствуют. Чаще неврозы распространены среди подростков и лиц молодого возраста.

Клиника

Клинические проявления неврозов определяют характер травмирующей стрессовой ситуации и специфические черты личности больного. Недостаточная сформированность второй и третьей сигнальных систем приводят к отсутствию типичных «классических» видов неврозов у детей. Подобные невротические реакции у детей обычно проявляются в виде моносимптомного или системного течения. Избирательность нарушений обусловлена врожденной и/или приобретенной слабостью одной из функциональных систем. Например, при нарушениях в системе речедвигательного аппарата развивается логоневроз (заикание), при патологии структур, ответственных за регуляцию мочеиспускания – энурез.

Кроме этого, может формироваться патологическая условнорефлекторная активность, при которой в момент воздействия аффекторного фактора возникает наиболее интенсивный вид моторной деятельности (тики, другие навязчивые гиперкинезы, компульсии).

При отсутствии коррекции невротические реакции преобразуются в стойкие неврозы, вылечить которые значительно сложнее. Совместно с продолжающимся воздействием психотравмирующей ситуации закрепляются предпосылки для развития невротического типа личности.

Диагностика и лечение неврозов у детей

После диагностической консультации детский врач психотерапевт определит наиболее оптимальное комплексное лечение, с учётом особенностей личности именно для вашего ребёнка — психологическое, или возможно, медикаментозное и психологическое: это могут быть игровые занятия с предметами, помогающими символически преодолеть внутренний конфликт, занятия с использованием песка, в котором созданные фантазийные «песочные миры» помогают ребёнку символически пережить, переработать психологически травматичный опыт, субъективно-эмоционально значимый для ребёнка, занятия с использованием БОС помогут повысить уровень эмоциональной регуляции, групповые психотерапевтические занятия (психологический театр пантомимы) помогут ребёнку проявить творческий потенциал своей Личности, получить опыт безопасного межличностного общения в группе, и др. мероприятия.

Так же специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы

Типы неврозов

Невроз страха (тревога)

Заболевание имеет приступообразный характер, к его возникновению приводят определенные ситуации. Малышей-дошкольников пугает темнота, некоторые сказочные персонажи.

Усугубить ситуацию могут и сами родители, которые пугают ребенка бабаем, ведьмой или другими персонажами.

Школьники младших классов боятся учителей, плохих отметок, их страшит новый детский коллектив. Чаще страдают дети, которые не были в детском саду. Попадая в новый коллектив, они чувствую себя скованно, становятся раздражительными и капризными.

Ребенка напрягает необходимость посещать школу, он может начать прогуливать уроки, врать.


Этот вид невроза проявляется плохим настроением, изменениями в поведении, возможно недержание мочи.

Невроз навязчивых состояний

Эта разновидность неврозов характеризуется непроизвольными, неконтролируемыми движениями. В состоянии эмоционального напряжения дети вздрагивают, мигают глазами, шмыгают носом, могут совершать характерные движения головой и др.

Фобический невроз – еще одна разновидность подобного состояния. Ребенок начинает испытывать боязнь перед учителями, врачами, не может находиться в замкнутом пространстве, боится высоты или глубины.


Если родители несерьезно отнесутся к такому состоянию, насмехаясь и упрекая малыша, у него может случиться нервный срыв.

Депрессивный психоз

Такому состоянию чаще всего подвержены подростки. Психоз депрессивного характера отличается:

  • Постоянным ощущением подавленности;
  • Негромкой речью;
  • Выражением грусти на лице;
  • Снижением физической активности;
  • Ночной бессонницей и дневной сонливостью;
  • Стремлением к уединению.
  • Такие дети нуждаются в особом внимании, иначе последствия могут быть непредсказуемыми.

Истерический невроз

Неврозами истерического характера в основном страдают дети в дошкольном возрасте. Ребенок падает на пол, стучит руками и ногами, все это сопровождается криками и плачем.

Возможно возникновение мнимых проблем с дыханием, истерического кашля, рвоты. У детей постарше наблюдается истерическая слепота, может нарушиться чувствительность кожи, возникают проблемы с дыханием.

Неврастения

В этом состоянии ребенок становится раздражительным и неусидчивым, у него нарушается сон и аппетит. Провоцируют возникновение этого вида невроза чрезмерные умственные нагрузки.

Наиболее подвержены неврастении слабые, часто болеющие дети.

Ипохондрический невроз

Ипохондрики отличаются мнительностью, во всем сомневаются. Дети тоже этому подвержены, они могут ставить под сомнение свои умственные и физические способности, их беспокоит состояние собственного здоровья.

Невротическое заикание

В основном возникает у малышей 2-5 лет, в период формирования речи. Чаще всего заикаются мальчики. Этому могут способствовать чрезмерные умственные нагрузки, стрессы, психологические травмы.

Это состояние, также, чаще всего встречается у мальчиков. Возникает вследствие психических факторов, а также некоторых заболеваний.

Например, если малыш долго страдал конъюнктивитом, он приобретает привычку постоянно тереть глазки, которая остается и после избавления от болезни. Болезнь может проявляться и в виде непрерывного шмыганья носом или покашливания. Такие движения не причиняют неудобства малышу, но к ним может присоединиться энурез.

Невротические нарушения сна

Почему возникает подобное состояние, пока выяснить не удалось, но психологи предполагают, что оно может быть спровоцировано хождением, разговорами во сне, частыми пробуждениями.

Обычно проявляется в возрасте пяти лет.

Энурез и энкопрез

Невроз у ребенка может проявляться физиологически в виде недержания мочи и кала (энкопрез). Энурезом чаще страдают мальчики до 12-летнего возраста. Энкопрез встречается не часто.


Оба состояния, по мнению врачей, провоцирует слишком строгое воспитание и завышенные требования к ребенку.

Проблемы с аппетитом наблюдаются у детей как дошкольного, так и подросткового возраста. Причина в перекормах или насильственных кормлениях, совпадении приема пищи со стрессовыми ситуациями.


Дети могут отказываться принимать любую пищу или отдельные блюда, капризничают за столом, вид содержимого тарелки может провоцировать возникновение рвотного рефлекса.

Патологические действия привычного характера

Разновидности патологии

Исходя из причин заболевания, разделяют 5 видов неврозов у детей.

  1. Соматогенная астения. Это неврологическая патология идет «рука об руку» со многими соматическими заболеваниями (гастритом, язвенным поражением двенадцатиперстной кишки, воспалением легких).
  2. Дизонтогенетическая астения. Эта разновидность болезни характеризуется умеренной усталостью и рассеянностью ребенка.
  3. Заболевание церебрастенического типа. Если астено-невротический синдром появился у малыша вследствие поражения головного мозга, доктор диагностирует цереброгенную астению. Пациент, изнуряемый болезнью, испытывает дискомфорт, общаясь с незнакомыми людьми. Он быстро устает и не чувствует себя бодрым после сна.
  4. Резидуальная астения. Недуг развивается вследствие врожденной патологии или родовой травмы. У малыша, страдающего этой формой недуга, отмечается плаксивость, скудный словарный запас. Нередко встречаются нарушения мелкой моторики и неврозоподобный энурез детей с резидуальной астенией.
  5. Неврастения. Причиной этого нарушения является недоброжелательная обстановка в семье, а также — неприятие крохи в кругу сверстников. У школьника наблюдается бессонница, головные боли. Заболевание поддается коррекции, в отличие от некоторых других видов неврозов. Когда причина детских страхов исчезнет, эмоциональное состояние юного пациента придет в норму.

В зависимости от преобладающих недомоганий, неврологи выделяют два типа астено-невротического синдрома у детей.

  1. Гипердинамическая астения. Мальчики и девочки, страдающие этой разновидностью заболевания, отличаются повышенной активностью, порывистым нравом.
  2. Гиподинамическая астения. Детей, у которых выявлена эта патология, можно назвать безропотными «тихонями». Углубленность в себя, отсутствие физической выносливости являются главными ее симптомами. Лечение детского невроза должно быть комплексным.

Симптомы детских неврозов

Проявления детских неврозов достаточно разнообразно, это и различные тики (ребенок может подергивать веками глаз, похожими на моргание, но достаточно частые); навязчивые действия какими-либо частями тела, при этом эти действия, как правило, учащаются при дискомфортной для ребенка ситуации; речевые нарушения в виде логоневроза; ночное, а и не редко дневное недержание мочи (энурез), или кала (энкопрез); проявления детских неврозов могут быть в виде навязчивого покусывания губ до крови, или когда ребенок грызет ногти. Часто детские неврозы могут сопровождаться выраженным эмоциональным возбуждением, с рыданием и попытками самоповреждения.
К наиболее частой симптоматике неврозов у детей относятся:

  • тревога,
  • страхи,
  • различные тики,
  • бессонница.

Лечение детских неврозов

Как правило, детские неврозы обратимы, и чем раньше родители заметят, что у их ребенка имеются какие-то проблемы психологического толка и обратятся с ребенком к специалисту, тем выздоровление будет быстрее, а лечение более легкое

Однако, если длительное время не замечать, что у ребенка возникли проблемы, либо не обращать на это внимание, то детский невроз, как и любое другое расстройство, может перейти в хроническую форму, а также могут возникнуть, какие-либо осложнения. И, соответственно, лечение такого нарушения будет более длительным и трудоемким, что отразится на социально-психологических адаптивных функциях ребенка.
Лечение детских неврозов, как правило, проводится амбулаторно, при данных нарушениях терапия необходима комплексная: это медикаментозная терапия и психотерапия, причем акцент в лечении детских неврозов делается на психотерапию, т.е

занятия с психологом. Но, в любом случае, диагностику детских неврозов и рекомендации по лечению должен проводить детский врач-психиатр или психоневролог.

Предупреждение

Умение критически оценивать происходящее, принимать твёрдые решения и преодолевать трудности имеет большое значение в предупреждении детских неврозов.

Ребенок подобен культурному домашнему растению, за которым нужен постоянный уход.

Его необходимо поливать (быть заинтересованными жизнью и чувствами ребенка), удобрять (поддерживать) и подпитывать (удовлетворять его потребности).

Родители, чтобы минимизировать вероятность возникновения невроза у детей, не должны обижаться на них за естественные проявления (кризисы, сопровождающие взросление), потому что вырастить личность со своими индивидуальными особенностями, независимыми от давления родителей – это труд, достойный уважения.

Он не может приносить только радость, но и переживания и всю возможную гамму чувств, сопровождающую детско — родительские отношения.

Таким образом, хочу поддержать родителей на их нелегком, но достойном поприще, потому что «все, что нас не убивает, делает нас сильнее». Детский невроз поддаётся лечению и профилактируем.

Звучит немного пафосно, не так ли? Да, но мы имеем дело с детьми и их детскими неврозами, которые мучают и их и нас.

Детский невроз лечится!

Хотим пожелать успехов, уважения к своим детям и много терпения. Любовь близких, готовность помочь, быть рядом – это та единственная и необходимая для развития почва, на которой можно вырастить зрелого независимого и успешного человека, который будет здоровым, достойным и целостным представителем общества.

Если ваш ребенок страдает от невроза или других психических заболеваний, не тяните — срочно обращайтесь к врачам.

Ссылка на основную публикацию