Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с общим недоразвитием речи i уровня (онр i ур.) старшая группа

Прогноз и профилактика

Коррекция ОНР – длительный процесс, продолжительность которого зависит от тяжести заболевания, осложнений и других физиологических особенностях ребенка. Начинать эту работу необходимо как можно раньше, в этом случае возрастают шансы на полное избавление от нее либо минимальные проявления. В качестве профилактических требований является выполнение всех предписаний во время беременностиАлексеев И.А., and Сырьева А.В.. «Возможность преодоления общего недоразвития речи III уровня посредством развития психомоторной сферы у детей старшего дошкольного возраста» Вестник Шадринского государственного педагогического университета, no. 3 (39), 2018, pp. 96-102..

Формирование грамматических категорий у детей с ОНР

Грамматические формы у детей с ОНР появляются в том же порядке, как и здорового ребенка, но с наличием некоторых особенностей. Они могут медленнее усваивать, может наблюдаться дисгармония между морфологией и синтаксисом речи. Нарушения в грамматическом строе объясняются недоразвитием именно этих речевых составляющих. Такие нарушения приводят к большому количеству грамматических ошибок, проявляющиеся в неправильном соотнесении морфем, суффиксов, окончаний, падежей.

Коррекция фонематических нарушений у детей с ОНР

Фонетические нарушения приводят к непониманию ребенком звуков, близких по своему звучанию. Словарный запас ребенка испытывает трудности с увеличением, формируется неправильный грамматическая структура словообразования и общей речи. Также могут неправильно восприниматься падежи, рода, окончания.

Уровень 2

ОНР 2, 3 уровня характеристики имеет в чем-то схожие, но есть и существенные отличия. На 2 уровне происходит повышение развития речи. Усваивается большее количество общих слов, используются простейшие фразы, словарный запас постоянно пополняется новыми, чаще искаженными словами. Дети уже осваивают в простых словах грамматические формы, чаще с ударными окончаниями, различают множественное, единственное число. К особенностям 2 уровня относятся следующие:

  • звуки произносятся с большим трудом, часто заменяются более простыми (звонкие – глухими, шипящие – свистящими, твердые – мягкими);
  • грамматические формы осваиваются спонтанно, не связываются со смыслом;
  • речевое самовыражение бедное, словарный запас скуден;
  • разные предметы и действия обозначаются одним словом, если они как-то схожи (сходство в назначении или внешне);
  • незнание свойств предметов, их названий (размера, формы, цвета);
  • прилагательные и существительные не согласованы; замена или отсутствие в речи предлогов;
  • невозможность слаженно отвечать без наводящих вопросов;
  • окончания употребляются беспорядочно, заменяются одно другим.

Коррекционная работа

Посещение логопеда необходимо произвести, если к трем-четырем годам у малыша не происходит формирование речи. В таком случае диагностика, подробная характеристика и коррекция ОНР формируется не одним специалистом.

С помощью невропатолога определяется причина. При необходимости проведения лечения или назначения витаминов, специалист может назначить специальные препараты, которые окажут стимулирующее действие на речевые центры и нервную систему ребенка. Чаще всего рекомендуется пройти МРТ головного мозга. В некоторых случаях врачу будет достаточно проведения беседы с родителями.

После того, как была проведена консультация с невропатологом, необходимо посетить логопеда. Чаще всего специалист определяет ребенка в специальную группу, но при определенных обстоятельствах могут использоваться индивидуальные занятия.

Главной целью коррекционной работы является развитие активной речи, улучшение ее понимания, а также формирование фраз и их верное звукопроизношение. В качестве подкрепления некоторые логопеды обращаются к родителям с просьбой о проведении дополнительных занятий в кругу семьи, ведь два-три занятия в неделю может быть недостаточно.

В качестве примера можно привести простое упражнение, в котором ребенку необходимо произносить определенные слова нараспев, а родители после этого должны ответить ему таким же способом. Это упражнение не только поможет избавиться от речевых дефектов, но и сблизит семью.

Основные направления коррекционной работы:

  • улучшение произношения трудных слов для ребенка в протяжной манере, для лучшего звучания всех букв и звуков;
  • необходимость в распределении слов на группы, которые объединяются в зависимости от тематики, например, при демонстрации картинки с домашними животными ребенок должен четко назвать всех. Такой подход помогает детям осуществлять систематизацию;
  • сравнительные формы разных форм, которые принадлежат одной части речи, например, мы гуляли: по парку, по полю, по саду и так далее;
  • такой же подход с глаголом, например, мама рисовала — мама рисует -мама нарисует;
  • отработка понимания разницы между единственным и множественным числом;
  • улучшение восприятия разницы между глухими и звонкими звуками.

В манере общения детей со взрослыми и со своими сверстниками существует огромная разница. И если при разговоре со взрослым человеком малыш может чувствовать себя зажато, то при беседе с ребенком он будет более спокоен и открыт, особенно если у них будут совпадать интересы.

Однако, при достаточно большом развитии дефекта в начале коррекционной работы применяются индивидуальные занятия, которые со временем перетекают в групповые, тем самым медленно подготавливая ребенка ко входу в социум.

Общее недоразвитие речи 2 уровня

Основным ярким отличием от 1 уровня становится постоянное присутствие в речи ребенка определенного количества общеупотребительных слов, хоть пока и не очень правильно произнесенных. При этом заметны зачатки формирования грамматической связи между словами, хотя еще непостоянные.

На что обратить внимание:

  1. Ребенок всегда использует одно и то же слово, обозначающее конкретный предмет или действие в искаженном виде. К примеру, яблоко всегда будет звучать как «лябако» в любом контексте.
  2. Активный словарь довольно беден. Ребенок не знает слов, обозначающих признаки предмета (форму, отдельные его части).
  3. Нет навыка объединения предметов в группы (ложка, тарелка, кастрюля — это посуда). Предметы, близкие по каким-либо признакам, могут называться одним словом.
  4. Звукопроизношение тоже сильно отстает. Ребенок плохо произносит многие звуки.
  5. Характерным признаком ОНР 2 уровня становится появление в речи зачатков грамматического изменения произносимых слов в зависимости от числа. Однако ребенок справляется только с простыми словами и в том случае, если окончание находится под ударением (идет — идУт). Причем этот процесс нестойкий и проявляется не всегда.
  6. Простые предложения активно используются в речи, но слова в них не согласованы между собой. Например, «папа питя» — папа пришел, «гуяй гокам» — гулял на горке и т. д.
  7. Предлоги в речи могут быть пропущены совсем или использоваться неправильно.
  8. Связный рассказ — по картинке или с помощью вопросов взрослого — уже получается, в отличие от состояния при 1 уровне ОНР, однако он очень ограничен. В основном ребенок использует двусложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого. «Гуяй гокам. Видей сег. Ипий сегика.» (Гулял на горке, видел снег, лепил снеговика).
  9. Нарушена слоговая структура многосложных слов. Как правило, слоги не только искажаются из-за неправильного произношения, но и переставляются местами, и просто выбрасываются. (Ботинки — «бокити», человек — «тевек»).

Клинические признаки

Ребенок с ОНР 3 степени общается с помощью развернутых фраз. Предложения носят простой характер и состоят из трех-четырех слов. Более сложные предложения отсутствуют либо носят единичный характер. Фразы не структурированы и неграмотны. Дети часто ошибаются в правильном склонении слов по лицам, родам, падежам и не согласуют слова друг с другом, при этом наблюдаются сложности со словообразованием. Если попросить ребенка пересказать какой-либо речевой отрывок, то последовательность изложения меняется, а сам рассказ приобретает сокращенный характер.

Дети с третьей степенью ОНР воспринимают речь окружающих в соответствии со своим возрастом. В восприятии нарушено понимание логических конструкций, связанных с пространственными, временными или причинно-следственными взаимоотношениями предметов. Кроме того, особенностью ОНР 3 степени является обеднение словарного запаса, которое выявляется только при логопедической диагностике.

Несмотря на общий связный характер речи, имеются фонетические дефекты − преобладание простых по артикуляции звуков, нарушение смягчения и озвончения отдельных букв. Если слово состоит из сложных слогов, то при разговоре ребенок может их переставлять местами или вовсе редуцировать.

Основные особенности ОНР 2 уровня

Главным отличием ОНР 2 степени от ОНР 1 степени является использование в общении ребенком не только характерного лепета, жестов и совсем простых словоформ, но и элементарных слов, которые используются в обиходе. Однако все фразы могут быть искажены, поэтому не каждый сможет уловить точную формулировку, например, «матик» чаще всего означает слово «мальчик», но можно подумать и о «мячике».

При постановке ударения положительный результат наблюдается только в тех словах, в которых ударение падает на последний слог. Все остальные попытки построить грамотную речь терпят неудачу.

Чаще всего от такого малыша можно услышать простое перечисление предметов, которые находятся вокруг него, а также он может объяснить свои простые действия. Если его попросить составить рассказ по картинке, то удастся это осуществить лишь с помощью наводящих вопросов. В конечном итоге получится простой ответ, который состоит из двух-трех слов, однако построение предложения будет в более правильной форме, чем у ребенка с первым уровнем ОНР.

На этом уровне развития у детей наблюдается употребление личных местоимений, а также простых предлогов и союзов. Дети с ОНР второго уровня способны рассказать небольшой рассказ о себе, своей семье или о друзьях. Однако в произношении будет слышно неправильное употребление некоторых слов. При незнании правильного названия предмета или действия ребенок будет пытаться заменить его объяснением.

Если малыш не сможет заменить слово синонимом, то он обратится к помощи жестов.

На заданные вопросы такие дети отвечают существительным в именительном падеже, то есть при вопросе «С кем ты сегодня ходил по магазинам?» можно услышать короткое «Мама или папа».

ОНР 2 степени проявляется также отсутствием распознания среднего рода, а также незначительным количеством прилагательных.

При ОНР 2 уровня малыш пытается найти правильную грамматическую форму, поэтому может пробовать подобрать правильную структуру слова несколько раз: «Не было…была…дождь…дождя».

При таком уровне дети чаще всего способны различить единственную и множественную форму существительных, времена глаголов. При позднем начале речи характерна замена согласных: мягких на твердые – «моль» — «мол».

Обычно диагноз ОНР 2 уровня не ставят детям младше 4 лет.

Характеристика ОНР 2 степени:

  • происходит расширение словарного запаса не только благодаря новым существительным и простым глаголам, но и из-за использования прилагательных и наречий;
  • обогащение речи наблюдается благодаря внедрению измененных форм слова, так, например, ребенок осуществляет попытки в изменении слова по родам, падежам, но в большинстве случаев произношение звучит неверно;
  • в общении дети используют простые фразы;
  • происходит расширение не только пассивного, но и активного словаря, благодаря чему ребенок понимает больше информации;
  • звуки и многие слова все еще звучат неправильно и резко.

Основные грамматические ошибки, которые осуществляют дети:

  • Неверное использование окончаний при склонении слова по падежам, например, «ил у бабука» — «был у бабушки».
  • Отсутствие разницы между единственным и множественным числом, например, «пицца ела» — «птицы ели».
  • Отсутствие практики в изменении существительного при смене количества предметов, например, «ти ига» — «три книги».
  • Неправильное применение предлогов в разговоре либо их полное отсутствие, например «папа одил магазин» — «папа ходил в магазин» или замена одного предлога на другой «мама ела из куни» — «мама пела в кухне».

Психолого-педагогическая характеристика детей с 2 уровнем речевого развития.

    Начатки общеупотребительной речи.

Положительные изменения в речи по сравнению с 1 уровнем речевого развития:

  1. Появляется простая фразовая речь ( «Матики датики каках — мальчики катаются на санках», » Исёк Усик иит асапи — Щенок Урзик сидит на цепи»).
  2. Расширяется объём понимания речи( расширяется пассивный словарный запас).
  3. Активно формируется активный словарный запас.Появляются слова:

      -сллова- предметы( дом,мама, кукла , хлеб и т.д.);

       -слова-действия ( иду, мою , ем и т.д.);

       -личные местоимения( я, мы);

      4.Улучшается произносительная сторона речи, но увеличивается количество неправильно произносимых звуков, т.к. увеличивается словарный запас.

    5.Улучшается произносительная сторона речи, появляются 3-4-сложные слова.

 Недостатки речевого развития со 2 уровнем развития речи:

Предложения состоят из 3-4 слов, но даже нет попыток использовать сложные конструкции.
Нарушение порядка слов в предложение — инверсия.
Наблюдаются пропуски, как главных, так и второстепенных членов предложения.
Отсутствуют навыки словообразования.
В самостоятельных высказываниях наблюдается грубый аграмматизм: отсутствуют сочетания числительных и существительных, прилагательных и существительных

Наблюдаются пропуски предлогов и существительных( при этом слова даются в начальной форме).
Страдает внимание, а также общая и мелкая моторика ребёнка.. Психолого-педагогическая характеристика детей с 3уровнем речевого развития

Психолого-педагогическая характеристика детей с 3уровнем речевого развития.

  Развёрнутая фразовая речь с выраженными элементами фонетико- фонематического и лексико -грамматического недоразвития.

Положительные изменения в речи по сравнению со 2 уровнем речевого развития:

  1. Довольно большой словарный запас.
  2. Наличие правильно построенных предложений.
  3. Меньшее количество дефектов в звукопроизношении.
  4. Нет заметных, грубо выраженных фонетико- фонематических  и лексико-грамматических нарушений.

 Недостатки речевого развития с 3 уровнем развития речи:

  1. Неточное употребление слов («Положить похлёбку , вместо «Налить похлёбку»; «длинный кувшин, вместо» высокий кувшин»).
  2. Аграмматическое построение фраз:

         опускаются предлоги;

        -неправильное согласование слов в роде ,числе и падеже («мухи кусал, журавль пришла, посадила… клетку»);

       3.Ребёнок нередко старается обойти сложные слова, пропуская их или находя им замену. При этом многих слов дети вообще не называют.

      4.Ряд предметов обозначается неверно ( вместо «гребень» у петуха говорится» грива»).

      5.На уровне развёрнутой речи у детей довольно большой глагольный словарь, но более редкие действия они называют неправильно (вместо» вырезать» бумагу -» рвёт»).

      6. В свободной речи преобладает простое предложение. Часто встречается аграмматизм:

           -неправильное употребление глаголов;

            -неправильное согласование в роде (» две ягода», » две стула» и т.д.);

           -нарушение согласования в числе (» красненький флажки»);

          -неправильное употребление падежных окончаний;

           -дети не могут образовывать форму множественного числа от единственного и наоборот.

       7.Понимание речи характерезуется тем, что дети плохо понимают значение почти всех предлогов и падежных окончаний ( трудности вызывают творительны и винительный падежи. С трудом понимают средний род у существительных и глаголов.

        8.Недостатки звукопроизношения: 

         -отсутствие звука или его замена;

         -неправильное произношение звуков( горловое , межзубное произношение свистящих и шипящих звуков):

         9.Нарушение слоговой структуры слова и его звуконаполняемости:

         -неправильное использование звуков (» телепаха-черепаха», «конвета-конфета»);

          -опускание слогов и перестановка звуков(» кобалса-колбаса», «сетка-беседка»);

          -добавление  слогов(» тырава- трава»).

 Все эти проблемы вызывают ошибки на письме и при чтении. Недостаточно развитые способности к восприятию и воспроизведению слоговой структуры слова делает невозможным для ребёнка манипуляции со словесным образом, имеющим стойкий порядок звуков.

Симптомы ОНР

  • Речь формируется позднее, чем у здоровых детей. В норме первые слова ребенок начинает говорить до года, а при ОНР – в 3-4, а иногда и в 5 лет.
  • Ребенок может хорошо понимать речь других, но не в состоянии выразить собственные мысли.
  • Наличие в речи грамматических и фонетических ошибок.

Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями.

Лучшие врачи по лечению общего недоразвития речи

9.4

Мануальный терапевт
Невролог
Рефлексотерапевт
Логопед
Врач высшей категории

Лампси Александр Сергеевич

Стаж 23
года

Кандидат медицинских наук

Евромедклиник 24 Жулебино

г. Москва, Люберцы, м-н Городок Б, ул. 3-е Почтовое Отделение, д. 102

Котельники
930 м

Жулебино
1 км

8 (499) 969-25-84

10

Психолог
Логопед

Кузнецова Галина Викторовна

Стаж 31
год

Кандидат психологических наук

Кузнецова Галина Викторовна

г. Москва, ул. Новомарьинская, 36 к. 1

Братиславская
1.7 км

Люблино
2.1 км

Марьино
2.3 км

8 (495) 185-01-01

9

Логопед
Дефектолог
Врач высшей категории

Денисова Нелли Евгеньевна

Стаж 37
лет

Центр речи Каркуша на Бабушкинской

г. Москва, ул. Лётчика Бабушкина, д. 32, корп. 3

Бабушкинская
1 км

8 (495) 185-01-01

8.3

Логопед
Дефектолог

Володина Софья Сергеевна

Стаж 7
лет

СМ-Клиника на Симферопольском бульваре

г. Москва, Симферопольский б-р, д. 22

Каховская
960 м

Севастопольская
1 км

Чертановская
930 м

8 (495) 185-01-01

8.7

Логопед
Врач высшей категории

Филаткина Мария Михайловна

Стаж 25
лет

ABC медицина в Ромашково

г. Москва, ул. Никольская, д. 10, ЖК Западное Кунцево

Молодежная
8 км

8 (495) 185-01-01

8.7

Логопед
Врач первой категории

Ларкина Лидия Ивановна

Стаж 28
лет

Ларкина Лидия Ивановна

г. Москва, ул. Митинcкая, д. 48

Митино
690 м

Пятницкое шоссе
730 м

8 (495) 185-01-01

9.1

Логопед
Нейропсихолог

Ильичева Алина Николаевна

Стаж 13
лет

Ильичева Алина Николаевна

г. Москва, 1-й Колобовский пер., д. 25, стр. 1

Трубная
290 м

Цветной бульвар
450 м

Чеховская
900 м

8 (495) 185-01-01

8

Логопед
Дефектолог
Врач высшей категории

Харитонова Елена Анатольевна

Стаж 6
лет

Центр детского коррекционного развития и нейропсихологии

г. Москва, Ватутина, д. 11

Славянский бульвар
2.3 км

8 (495) 185-01-01

8.6

Логопед

Гарифуллина Татьяна Петровна 

Стаж 21
год

Буду Говорить на Фрунзенской

г. Москва, Фрунзенская наб., д. 40

Фрунзенская
1 км

8 (495) 185-01-01

8.6

Логопед

Винярская Екатерина Николаевна

Стаж 21
год

Буду Говорить на Фрунзенской

г. Москва, Фрунзенская наб., д. 40

Фрунзенская
1 км

8 (495) 185-01-01

Лечение и система коррекции общего недоразвития речи

ОНР в большинстве случаев поддается лечению, целью которого является:

  • ликвидация неправильного произношения звуков;
  • развитие правильного восприятия слов по звукам;
  • обогащение словарного запаса;
  • правильность построения длинных предложений;
  • умение разбирать слова по звукам.

Для устранения ОНР используются следующие методики:

Методы коррекции речи
Суть метода
Примеры
Логопедические упражнения
Метод направлен на развитие памяти и мышления, умение управлять мышцами лица и языка, а также на правильность дыхания при произношении звуков.
для 1 уровня. У детей развивают мелкую моторику, учат произносить правильно звуки и соединять их в слоги, а потом в слова. Например, ребенку дают бусинки и каждое действие с ними озвучивают (катаем бусинку, прячем бусинку, складываем бусинки в банку). Или по звуку музыкальных инструментов/игрушек ребенок должен уметь их распознать;
для 2 уровня. Детей учат правильно разделять слова по звукам и слогам и правильно произносить. Например, мама произносит несколько слов, а ребенок должен отреагировать хлопком на слова, в которых есть загаданный звук («А», «Р», «Ж» и иные). Или игра в словообразования (слон-слоненок, кошка-котенок);
для 3 уровня. Специалист должен научить правильно произносить звуки, слова и строить предложения. Например, логопед, показывая на лисий хвост спрашивает — «Чей хвост?». Ребенок должен ответить – «Лисий». Далее – «Какой он?». Ответ ребенка должен быть – «рыжий или пушистый» и так далее. Далее из данных слов можно составить предложение – «У лисы рыжий и пушистый хвост».
для 4 уровня. Специалист учит ребенка правильно составлять длинные предложения на примере картины или прослушанного рассказа.

Логопедический массаж
Массаж направлен на укрепление мышц речевого аппарата, формирование правильного прикуса, а также восстанавливает кровоснабжение к тканям, которые отвечают за развитие речи

Важно, массаж имеет противопоказания.
Для проведения массажа специалист может использовать специальную щетку, вибромассажер или зондовый массаж. Проводить процедуры рекомендовано только у специалиста со стажем и с наличием сертификатов.
Медикаментозный метод
Специалистом назначаются лекарственные средства для улучшения кровообращения в головном мозге

При выборе препаратов важно учитывать наличие противопоказаний у пациента.
Цераксон
Гаммалон;
Когитум
Витамины группы В.

Посещение психолога
Врач проводит беседу с ребенком и учит не стесняться дефекта, не замыкаться в себе. А также выявляет не является ли ОНР следствием психологического расстройства. Психолог, для результативности может назначить детские успокоительные.
Беби спокойствие
Эдас 306
Глицин.

Для быстрого и успешного результата рекомендовано данные методы использовать комплексно.

Обучение детей 1 степени ОНР

Важно помнить, что коррекционный процесс – это длительный и сложный путь, который поможет детям с ОНР сформировать речевые средства, полностью избавив от застенчивости. Для детей, которые страдают первым уровнем ОНР необходимо развить понимание речи, сформулировать самостоятельный словарный запас, с помощью которого они смогут составлять простые предложения

Для детей, которые страдают первым уровнем ОНР необходимо развить понимание речи, сформулировать самостоятельный словарный запас, с помощью которого они смогут составлять простые предложения.

Лучше всего, если занятия с такими детьми будут практиковаться в небольших группах, используя игровую форму обучения. После этого наступает процесс, когда логопеду необходимо помочь детям расширить их понимание речи. Дать верное понятие о различных предметах, действиях и явлениях, которые их окружают. Каждое словосочетание необходимо подкреплять наглядным примером. Фразы должны состоять из двух-четырех слов, попутно склоняясь и употребляясь с предлогами, тем самым позволяя детям почувствовать разницу в звучании.

В качестве материала для работы можно использовать игрушки, одежду, различную посуды или продукты питания.

Следующим этапом коррекции ОНР 1 степени станет развитие самостоятельной речи. Логопеду необходимо создать ситуации, которые вызовут не только интерес, но и коммуникативно-познавательную необходимость в применении речи. Первым делом можно попробовать научить малышей называть правильно всех членов семьи, после этого перейти на простые имена (например, Маша, Саша, Оля).

Далее наступает более сложный период, когда ребенку необходимо выразить свою просьбу, при этом прикрепив слово жестом (например, слово «дай» можно сопроводить жестом руки).
Как только у малыша появляется способность к подражанию взрослого необходимо перейти на правильное воспроизведение ударного слога, после которого переключаются на более сложные слова ( машина, рука, ручка).
После правильного вовлечения ребенка в процесс коррекции специалист вводит игру краткий ответ на поставленный вопрос, что способствует формированию простой формы диалога.
После того, как ребенок преодолеет первую ступень речевого развития наступает следующие этапы корректировки, которые основываются на :

  • внедрении интенсивной работы по пониманию речи, с помощью которой развивается способность к пониманию различных форм слова;
  • расширении словарного запаса;
  • коррекции правильного произношения каждого слова, верного понимания всех звуков.

В последующем логопед обучает детей понимать различие при применении приставок к словам, определять разницу в роде, объединять предметы, которые связывает что-то общее.

Исправление дефектов речи может занять не один год, ведь с каждым шагом ребенок будет переходить на новый уровень развития, благодаря чему в конечном итоге полностью сформулирует правильную форму слова, повысит свой словарный запас.

После посещения логопеда ребенок начинает чувствовать себя комфортно к окружающей среде, добросовестно относится к процессу познания мира, тем самым проходит полную социальную адаптацию.

3 уровня речевого развития при общем недоразвитии речи

Компонет языковой системы

I уровень

II уровень

III уровень

Словарный запас

  1. Резко отстает от нормы. Активный словарь: использует
    небольшое количество слов–корней;
  2. слова не имеют точного соотношения с
    реальными предметами и действиями.
  1. Отстает от нормы – ограниченный запас общеупотребляемых
    слов;
  2. не знает слова обозначающие части тела, животных, их детенышей, одежды,
    мебели, цвета, формы, размеры.
  3. в состав словаря входят: существительные,
    глаголы, предлоги, местоимения, союзы.
  1. Приближен к норме. В словаре преобладают существительные и
    глаголы;
  2. неточное употребление многих слов.

Фразовая речь

Отсутствует.

В речи использует лепетные элементы, которые
отражают ситуацию, при этом активно использует мимику, жесты,
звукоподражание.

  1. пользуется простой фразой 2-3 слова. Активно использует
    мимику, жесты;
  2. высказывания бедны,
    ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых
    предметов и действий.

Развернута.

Использует многословные предложения из 4-5
слов. Сложные предложения даются трудно.

Понимание речи

Носит ситуативный характер. Трудности понимания
грамматического оформления речи, при понимании речевого обращения основной
упор делается на лексическое значение слов.

Понимание обращенной речи осуществляется за счет
различения некоторых грамматических форм: ед. ч. и мн. ч., муж. и жен. рода.
Трудности в понимании форм числа и рода прилагательных.

Приближено к норме.

Недостатки понимания изменений
значения слов, выражаемых приставками, суффиксами, нарушение понимания
логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные связи,
временные и пространственные отношения

Грамматический строй речи

Использует в речи корневые слова, грамматические категории
отсутствуют

Грубо нарушена:

  1. замены  падежных окончаний;
  2. ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов;
  3. при изменении существительных по чис­лам;
  4. отсутствие согласования прилагательных и существительных,
    числительных и существительных;
  5. пропуски предлогов, их замена;

Наблюдаются аргамматизмы: ошибки в согласовании
числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде,
числе, падеже.

Звукопроизношение

Произношение звуков носит диффузный характер, в силу
неустойчивой артикуляции

Не сформировано.

Может быть нарушено произношение всех
групп звуков, в речи присутствуют искажения, замены, смешения

Искажено.

  1. нарушено произношение нескольких групп звуков;
  2. нестойкие замены, смешения, пропуски.

Слоговая структура слова

Грубо нарушена.

Слово часто сокращается в речи до одного
слога

Нарушена.

При произнесении слова, контур остается, а
звуконаполняемость страдает: перестановка, добавление, замена слогов, звуков

Ошибки в звуконаполняемости слова: сокращение слогов,
перестановка и замена звуков, сокращение при стечении согласных в слове.

Фонематическое восприятие

В зачаточном состоянии, слуховое восприятие нарушено.

Не сформирован звуковой анализ и синтез.

  1. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия;
  2. у детей самостоятельно не формируется готовность
    к звуковому анализу и синтезу слов.

Коррекцию ОНР требуется проводить на ранних этапах развития ребенка. Если упустить момент, не научить ребенка дошкольного возраста говорить правильно, то последствия в школьной жизни могут быть очень серьезными: личностные нарушения, вторичные нарушения чтения и письма, трудности в овладении школьной программой.

Если вы заметили, что постоянно поправляете речь своего ребенка, а он не перестает делать ошибки, произносит слова неправильно, не может четко и ясно выразить свои мысли, воспользуйтесь услугами логопеда. Он продиагностирует вашего ребенка, проанализирует причины речевого недоразвития, и даст рекомендации по поводу возможной коррекционной работы. Сочетание Вашего стремления и профессиональные знания и умения логопеда принесут свои положительные плоды! Удачи!

Записаться на консультацию Вы можете по телефону 8-909-282-50-83

Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу в логопедический центр «Хуторок»

Диагностика ОНР логопедом

Диагностика речевых отклонений при любом типе ОНР на начальных этапах не различается. До осмотра врач-логопед собирает анамнез болезни, в котором указываются все особенности течения состояния в конкретном случае:

  • длительность состояния;
  • момент возникновения;
  • основные симптомы;
  • речевая характеристика детей с ОНР;
  • степень выраженности;
  • возможные речевые патологии, связанные с деятельностью речевых центров мозга  (дизартрия, алалия и т. д.);
  • особенности проявления ОНР на ранних этапах;
  • перенесенные ребенком заболевания в прошлом.

Для точной диагностики состояния необходима предварительная консультация с врачом-педиатром и невропатологом, занимающимся нарушениями детской психической деятельности.

Непосредственное обследование речевой функции включает в себя проверку всех компонентов гармоничной, связной речи. Обычно исследуются:

  • способности формирования связных мыслей (при описании изображений, пересказе и рассказе);
  • степень развитости грамматической составляющей (грамотность согласования слов в предложении, способность к изменению и образованию словоформ);
  • степень правильности звуковой передачи мысли.

На изображениях для детей с ОНР 3 уровня предлагается разделить понятие предмета и его части (ручка – чашка), соотнести профессии и соответствующие атрибуты (певица – микрофон), животных с их детенышами (кошка — котенок). Таким образом выявляется соотношение активного и пассивного запаса и их обширность.

При подтверждении диагноза ОНР проводится исследование способности к запоминанию посредством слуховой памяти. Анализируется степень правильности произношения слов, грамотность построения слогов, фонетическая составляющая речи и особенности моторики речевой деятельности ребенка. Оцениваются также навыки ребенка в сфере речевого этикета.

ОНР 3 типа предполагает:

  • незначительное изменение звукового произношения и слоговой передачи слов;
  • наличие негрубых грамматических ошибок при построении предложений;
  • избегание произношения сложных предложений;
  • упрощенность речевого отражения мыслей.

По результатам обследования врач-логопед делает заключение о наличии или отсутствии ОНР, при необходимости назначая ряд профилактических или лечебных мер для коррекции состояния. Составляется характеристика речи детей с ОНР.

Ссылка на основную публикацию