Период новорожденности. особенности периода

Подготовим аптечку для новорожденого

Перед рождением малыша родители должны позаботиться о присутствии всех необходимых лекарственных форм на разные случаи. Первая аптечка для новорожденного должна иметь все необходимое для экстренной помощи.

Перечень лекарственных средств, необходимых для новорожденного:

  • Витаминный комплекс. Он не может быть любым, а исключительно детским, чаще всего это витамин группы D.
  • Ребенка в первые дни жизни больше всего мучают колики и желудочный дискомфорт. В этом случае лучше иметь сборы лекарственных трав или специальные препараты типа «Эспумизана».
  • Жаропонижающее средство. Лучше несколько видов, но только не в суспензии. Более эффективны в возрасте новорожденности – это свечи парацетамола. Покупать их лучше по возрастной категории.
  • Если у малыша нет стула, можно использовать микроклизмы, однако это делать стоит очень аккуратно, чтобы не повредить прямую кишку, которая еще слишком эластична.
  • Капли против воспалений должны быть обязательно, Аквамарис, Нафтизин, Квикс.
  • Мази от опрелостей, Бепантен, Д-пантенол, БороПлюс.

Описание младенца в неонатальный период

Описание новорожденного малыша имеет ряд основных особенностей:

1) У новорожденного младенца можно наблюдать отличия в пропорциях тела в сравнении со взрослым человеком. Голова ребенка намного больше в соотношении с телом (у доношенного младенца масса головы составляет около 25% от всего тела, у недоношенного — до 30-35%, тогда как у взрослого человека – около 12%). Такая особенность обусловлена тем, что развитие головного мозга в период новорожденности опережает остальные органы и системы.

2) Окружность головы у доношенных младенцев составляет около 32-35 см.

3) Форма головы может быть разной, и зависит она от родового процесса. При рождении путем кесаревого сечения голова младенца круглая. Прохождение через природные родовые пути ребенка предусматривает подвижность костей черепа, поэтому голова младенца может быть сплющена, вытянута или ассиметричной формы.

4) Сверху черепа у младенца есть мягкое темечко (от 1 до 3 см) – место головы, где нет черепной кости.

Уход за новорожденным ребенком

Полная беспомощность малыша в ранний период жизни требует особого внимания как от педиатров (неонатологов), так и отродителей.

Сразу после рождения проводятся такие процедуры:

  1. перерезание пуповины;
  2. отсасывание слизи из носовых ходов специальным приспособлением;
  3. осмотр врачом (шкала Апгар, шкала Баллард для недоношенных детей);
  4. показ ребенка матери и прикладывание к груди (выкладывание на живот).

Современная акушерская практика предполагает немедленный контакт «кожа к коже» матери и младенца. Если родоразрешение выполняется путем кесарева сечения или в процессе возникла необходимость оперативного вмешательство другого рода и роженица не в сознании, этот пункт пропускают или заменяют объект контакта (отец, другой родственник).

Далее проводят обработку и одевание малыша, его выкладывают на столик с подогревом на два часа, пока осуществляется медицинское наблюдение за ним и роженицей (чтобы предотвратить послеродовой кризис). Если новорожденному нужны реанимационные процедуры, его переводят в специальное отделение.

Одежда

Как уже было сказано, период новорожденности характеризуется сниженным иммунитетом у ребенка и повышенной чувствительностью кожи. Раньше для надежной защиты всегда использовались пеленки. Малыша крепко пеленали. Так он был в безопасности, у него не было возможности поцарапать себя собственными ногтями.

Тем не менее с развитием общества на смену пеленкам пришла детская одежда. Сегодня новорожденных одевают в боди, распашонки или ползунки. В некоторых роддомах разрешается приучать ребенка к одежде с первых дней. Это не совсем удобно, учитывая частоту смены подгузников/пеленок.

На прогулку новорожденных необходимо одевать как можно теплее, но без излишеств. Как правило, малышу надевают комбинезон, шапочку, царапки. После этого грудничка помещают в теплый конверт. Последний атрибут, как правило, еще долго присутствует в качестве элемента защиты кожи ребенка. Главное, чтобы малышу не было холодно. Переохлаждение может вызвать болезнь.

Желтуха

Нередко в роддоме у ребенка возникает желтоватый оттенок кожи. Это явление пугает неопытных мам. Нормально ли, что кожа здорового ребенка меняет свой цвет?

Не совсем. Дело в том, что это явный признак желтухи периода новорожденности. Она появляется у большинства недавно родившихся малышей. Врачи подчеркивают, что это явление связано с уязвимостью крохи.

Пугаться ли желтушки новорожденных? Нет. Это не общепринятая желтуха, которая несет в себе опасность. Детская желтушка лечится без особого труда. Обычно детей помещают под специальную ультрафиолетовую лампу на несколько часов. В зависимости от степени желтизны кожи малыша меняется и количество подобных процедур.

Недоношенные дети и особенности их неонатального периода

Недоношенные дети – это дети, рождённые раньше 37–й недели и имеющие массу тела 2500 грамм и менее.

Степень недоношенности определяется гестационным возрастом. Чем он меньше, тем тяжелее состояние новорождённого.

Недоношенный ребёнок имеет:

  1. Морщинистую кожу с не выраженным подкожно-жировым слоем.
  2. Обильные пушковые волосы по телу.
  3. Незаращённые черепные швы и открытый малый родничок.
  4. Отсутствие яичек в мошонке у мальчиков и недоразвитые большие половые губы у девочек.
  5. Мягкие хрящевые ткани ушных раковин.
  6. Ногти не закрывающие концевые фаланги пальцев.

Общая характеристика периода новорождённости недоношенных детей:

  1. Период адаптации к внеутробной жизни заканчивается к концу первого месяца жизни.
  2. Незрелость клеточного, гуморального и местного иммунитета предрасполагает к развитию различных инфекций вплоть до сепсиса.
  3. Незавершённость строения гематоэнцефалического барьера, его повышенная проницаемость обусловливает большую чувствительность к гипербиллирубинемии.
  4. Отмечается быстрая истощаемость и нестойкость физиологических рефлексов, в т. ч. сосательного и глотательного рефлексов у глубоко недоношенных.
  5. Адаптационный период часто осложняется электролитными нарушениями, т. к. слаборазвита концентрационная способность почек, преобладает ещё анаэробный обмен веществ.
  6. Незрелость ЦНС и малые запасы жировой ткани способствуют выраженному нарушению терморегуляции. Первый этап выхаживания проходит в условиях кювеза с температурой от 32 градусов и выше.
  7. Долгий процесс формирования микробиоциноза кишечника, который длится дольше 1 месяца. На его формирование часто оказывает влияние госпитальная флора и применение антибиотиков. Из-за незрелости иммунитета часто развиваются инфекции, вызванные условно-патогенной флорой.
  8. У недоношенных, рождённых раньше 34 недели, развивается транзиторный гипотиреоз. Реже встречается половой криз из-за недоразвития половых органов.
  9. Более выраженная первоначальная убыль массы тела, чем у доношенных малышей.
  10. Дыхательной системе частот ребуется респираторная поддержка из-за незрелости лёгочной ткани и недоразвития грудной клетки: искусственная вентиляция лёгких, введение сурфактанта, адекватная оксигенотерапия.
  11. Кормление осуществляется грудным молоком или специальными смесями для недоношенных. Их отличает более высокая калорийность, более высокий уровень белка, наличие казеина и комплекса витаминов для зрения.

Правила ухода за ребёнком в первые месяцы жизни

Как в роддоме, так и после выписки домой при уходе следует обращать внимание на следующие моменты:

  • личную гигиену (маме необходимо перед контактом с ребёнком мыть руки, ежедневно принимать душ);
  • поддерживать оптимальный микроклимат в помещении (температура 24 градуса, проветривание, влажная уборка ежедневно);
  • если ребёнок на искусственном вскармливании или смешанном, необходимо следить за чистотой бутылочек, ложек, качеством приготовленной смеси. При грудном вскармливании мыть часто грудь не рекомендуется, достаточно пары раз в день принятого душа;
  • уход за глазами и кожей ребёнка. В роддоме производят двукратное, с интервалом 2 часа, закапывание в конъюнктивальный мешок 20 % раствора альбуцида (профилактика гонобленореи) и однократное его закапывание в половую щель девочек. В дальнейшем достаточно умывать ватными дисками с кипячёной водой, направляя их от внешнего края глаза к внутреннему. Кожу после физиологических отправлений лучше обмывать проточной тёплой водой. Влажные салфетки оставлять для экстренных случаев. Ванны для купания должны быть с кипячёной водой пока не заживёт пупочная ранка;
  • пупочный остаток и пупочная ранка. В роддоме культю пуповины обрабатывают спиртом или крепким раствором перманганата калия. После отпадения на 4-6 день остатка пуповины, пупочную ранку ежедневно 2-3 раза в день обрабатывают 3 % перекисью водорода и раствором бриллиантовой зелени. Также можно использовать антибактериальную присыпку «Банеоцин»;
  • закаливание: самое нужное и простое – это воздушные ванны между кормлениями и сном, прогулки (их начинать после выписки в холодное время года лучше с 20 минут за один выход, постепенно увеличивая время нахождения на свежем воздухе. Летом гулять до или после сильной жары);
  • массаж. Родителям можно использовать лёгкие поглаживания и разминания. Обязательное выкладывать ребёнка на живот;
  • своевременная смена подгузников после каждой дефекации. При мочеиспускании одноразовый подгузник меняют не реже чем через 2-3 часа.

Физиологические состояния неонатального периода

Особенности периода новорожденности – это так называемые физиологические состояния, о которых каждая молодая мама должна знать, чтобы не допустить патологий и заболеваний.

1) Эритема кожи (на кистях и стопах она выглядит красноватой с синеватым оттенком из-за расширения сосудов, вследствие снижения температуры от 37 градусов в утробе до 20-24 и изменения водной на воздушную среду обитания). При этом физиологическом процессе температура тела, аппетит и общее состояние малыша остаются неизменными. Через 3-4 дня кожа начинает шелушиться в местах покраснения. Такой процесс не требует лечения и специального ухода.

2) Реакции сосудов в период новорожденности. Чаще всего такой физиологический процесс проявляется у недоношенных детей. Можно наблюдать:

– неравномерное покраснение кожных покровов, когда одна часть тела приобретает красноватый оттенок, а другая – наоборот, бледная и даже с синюшным оттенком вследствие сна или лежания на одном боку;

– мраморные, синюшные проявления на коже возникают из-за незрелости сосудистой системы.

Такие процессы обычно проходят через несколько дней после рождения, но требуют врачебного наблюдения.

3) Желтуха новорожденных проявляется из-за незрелости функции печени и неспособности обезвредить повышенное количество билирубина в крови. Физиологическая желтуха обычно сопровождает новорожденных в первые дни их жизни и проходит спустя неделю после рождения. Недоношенные дети требуют более пристального внимания, ведь данный процесс затягивается и длится около 1,5 месяца. Если желтизна остается, то потребуется обращение к специалисту.

4) Закупорка сальных желез. Часто у новорожденных малышей на носу, лбу или щеках можно обнаружить маленькие белые прыщики, их нельзя трогать. Через несколько недель все пройдет само собой.

5) Акне. К концу первого месяца жизни ребенка могут появиться маленькие прыщики с белым оттенком на лице. Данный процесс не требует лечения и проходит после сбалансирования в организме малыша гормонов – через 2-3 месяца. Соблюдение гигиены и нанесение тонкого слоя «Бепантена» 1 раз в 3 дня – единственное, что разрешено делать в таком случае.

Краткая характеристика периодов детского возраста

Особенности каждого периода детского возраста определяются различными анатомо-физиологические характеристиками в данный период. От них зависит состояние иммунитета, появление той или иной патологии и характер течения различных заболеваний.

Период новорожденности, в течение которого ребенок адаптируется к новым условиям жизни, характеризуется наиболее высоким уровнем смертности, что свидетельствует о недостаточности защитных сил и незрелости центральной нервной системы. В этот период на первый план выступают заболевания, связанные с врожденными уродствами, дефектами развития, родовыми травмами, асфиксией во время родов. Только в этом возрасте встречаются болезни пупочной ранки, которые могут привести к сепсису. Физиологическая желтуха новорожденного, эритема и пузырчатка новорожденных, физиологическая убыль веса — эти состояния встречаются только в период новорожденности.

Самые частые болезни у детей грудного возраста — заболевания желудочно-кишечного тракта и органов дыхания. Груднички также подвержены экссудативному диатезу и рахиту. А вот острые инфекционные заболевания: корь, скарлатина, ветряная оспа, свинка, дифтерия — обходят малыша стороной. Во-первых, его защищают материнские антитела, циркулирующие в кровяном русле, а во-вторых, недостаточное развитие коры головного мозга делает организм нечувствительным к возбудителям и их токсинам, и младенец просто не замечает агрессоров, игнорируя их атаки.

Дети раннего и дошкольного возраста наиболее подвержены инфекционным заболеваниям, чему способствуют многочисленные контакты в детских учреждениях и при посещении массовых мероприятий. Довольно часто дети переносят заболевания желудочно-кишечного тракта из-за повышенной подвижности, любознательности и несоблюдения правил личной гигиены.

Каждая мама должна знать особенности организма малыша, иметь представление о характеристике определенного периода детского возраста и создавать наилучшие условия для его всестороннего развития и наибольшей устойчивости по отношению к вредным факторам. Сейчас мы остановимся подробно на двух особенно важных периодах детства, во время которых закладывается основа будущего здоровья

Педиатры говорят, что самое ответственное время в жизни ребенка — это первая неделя, первый месяц и первый год, когда от матери и здравоохранения требуется повышенное внимание к его здоровью

Кормление

Грудное молоко — настоящий эликсир здоровья для ребёнка.

Шансы успешно выкормить ребёнка грудью у женщины существенно повышаются при совокупности условий:

  • психологической настроенности самой матери. Ей следует знать, что даже самая адаптированная смесь значительно уступает по качеству и многообразию составляющих материнскому молоку. Достаточно только учесть наличие ферментов, антител, клеток иммунной системы и гормонов;
  • помощи медперсонала роддома, в силах которых обеспечить круглосуточное пребывание матери с ребёнком, помощь при прикладывании к груди, объяснение техники кормления;
  • отказ от устройств, имитирующих материнскую грудь (пустышек, бутылочек), дополнительного питья без медицинских показаний;
  • кормлении по требованию без соблюдения часовых интервалов;
  • в случае, когда ребёнок не находится вместе с матерью, нужно как можно раньше начинать сцеживание молока;
  • если нужен докорм или есть запрет на прикладывание ребёнка к груди, нужно использовать вместо сосок специальные ложечки, шприцы, систему дополнительного кормления. Последняя даёт возможность ребёнку одновременно сосать грудь, стимулируя лактацию у матери, и получать кормление из бутылочки.

Если же естественное вскармливание невозможно, то для кормления должны применяться специальные адаптированные смеси. Смесь подбирает врач, который учитывает индивидуальные особенности ребёнка.

Правила приготовления смеси:

  1. Точно следовать инструкции по соотношению воды и смеси.
  2. Использовать чистую кипячёную воду и стерилизованную посуду.
  3. Готовить смесь на один раз, непосредственно перед кормлением.
  4. Смесь должна быть тёплой, температура 36-37 градусов.

Кризис новорожденности и феномен привязанности

Рождение – момент сильнейшего физического и психологического кризиса. Переход от внутриутробной к внеутробной жизни, полное изменение обстановки, разрыв непрерывного контакта с матерью – все это считается первой и самой значимой травмой человека. Однако наличие безусловных врожденных рефлексов (сосательный, дыхательный, защитный и ориентировочный) помогают справиться с физической стороной проблемы.

Психологическая составляющая кризиса новорожденности преодолевается с помощью взаимной привязанности. Зависимость ребенка от взрослого (матери, отца, другого близкого человека) непосредственно связана с не всегда осознаваемым взрослым чувством ответственности за ребенка.

Характеристики новорожденного

Состояние младенца характеризуется пятью параметрами шкалы Апгар. Каждый параметр может оцениваться от 0 до двух баллов.

  1. Цвет кожных покровов. 0 – генерализированный цианоз или бледность; 1 – естественная (розовая) окраска туловища и синюшность конечностей; 2 – естественный цвет кожи ребенка.
  2. Пульс. 0- отсутствует; 1 – число ударов менее 100 в минуту; 2 – частота сокращений более 100 в минуту.
  3. Реакция на раздражители (рефлекторная). 0 – отсутствует; 1 – выражена слабо (незначительные движения, гримасы); 2 – ребенок громко кричит, чихает, кашляет, активно двигается.
  4. Активность мышц. 0 – тело неподвижно, конечности свисают; 1 – подвижность слабая, конечности согнуты; 2 – активное движение, конечности согнуты.
  5. Дыхательная активность. 0 – дыхание не отслеживается; 1 – есть, но крик слабый, гиповентиляция легких; 2 – отчетливое дыхание, громкий крик.

Характеристика состояния новорожденного по шкале Апгар проводится с первой по пятую минуту жизни. Если показатели низкие (менее пяти), оценивание проводится еще раз позднее. Считается, что число баллов 3 и менее означает критическое состояние младенца, более 7 – нормальное, от 4 до 6 – требует наблюдения.

Помимо оценки по шкале Апгар, в медицинскую карту записывают и сообщают родителям рост и вес младенца.

Характеристика новорождённого ребёнка

На свет дети могут появляться:

  • доношенными (после беременности сроком от 37 до 42 недель);
  • недоношенными (при разрешении беременности раньше 37 полных недель);
  • переношенными (срок беременности затягивается дольше 42 недель).

Также новорождённые рождаются:

  • зрелыми (они быстро приспосабливаются к новым условиям);
  • незрелыми (их период адаптации сопряжён с трудностями).

Зрелыми чаще всего бывают доношенные дети, а незрелыми — недоношенные. Но бывают и исключения.

Идеальный зрелый доношенный ребёнок имеет:

  • массу тела от 2600 до 5000 грамм;
  • длину тела от 48 до 54 см;
  • громкий крик;
  • хорошо выраженные рефлексы новорождённого;
  • хороший аппетит и сосание;
  • физиологическую сгибательную позу, что говорит о хорошем мышечном тонусе;
  • хорошую двигательную реакцию на внешние раздражители;
  • способность удерживать постоянную температуру тела при адекватном микроклимате внешней среды.

Не словом единым, или Какие игрушки должны быть в арсенале ребёнка

Каждый родитель пытается дать своему чаду всё самое лучшее. Это касается и игрушек. Развитие ребёнка до года зависит от многих факторов, в том числе и от правильно выбранных дидактических материалов.

Не все родители знают, какие игрушки нужны для определённого возраста. Поэтому покупают всё без разбора.

Итак, какими должны быть игрушки малыша до года:

Новорождённому понадобятся такие предметы, которые фокусируют зрение и развивают слух. Конечно, речь идет в первую очередь о погремушках. Это также могут быть красочные электромобили, которые вешают над кроваткой.
В два–три месяца можно покупать разных зверушек и кукол с яркой внешностью и крупными чертами лица (глаза, нос, рот). Их малыши любят подолгу разглядывать.
А вот полугодовалому ребёнку уже нужно разнообразие. Его игры приобрели более осознанный характер. Поэтому всяческие кубики, пирамидки, разные по форме и цвету, будут ему в самый раз. Принцип, по которому выбирают игрушки для этого возраста, заключается в том, что они должны иметь как можно больше разных деталей. Это поможет развить мелкую моторику. Кстати, подобные предметы можно изготовить самостоятельно. Достаточно в яркую ткань зашить всякую всячину: пуговицы, зёрнышки, бусинки и т. п. Малыш охотно будет всё это перебирать пальчиками (но только под присмотром!).
Детям постарше необходимы более сложные предметы для игр. Они начинают повторять многие действия взрослых. Поэтому стоит приобрести набор посудки, инструментов, различных кукол и принадлежности к ним.
С 9–10 месяцев презентуйте ребёнку книги. Нужно выбирать литературу с большими яркими картинками. Сейчас много книг с 3D-рисунками, которые увлекут любого «читаку». Знакомить с книжкой обязательно должен взрослый, хотя малыш и сам уже вполне может рассматривать картинки.
Не стоит забывать и о музыкальных инструментах. Программа развития ребёнка до года предусматривает знакомство с бубном, ксилофоном, барабаном, пианино

Такие предметы не только развивают слух, но и концентрируют внимание малыша.

Все детские игрушки стоит покупать в специализированных магазинах. Пусть они будут хорошего качества и из натуральных материалов.

Стул

Чем еще выделяется новорожденность? Характеристика периода обычно подчеркивает образование особого стула у недавно родившихся детей. Как правило, в первые дни после родов ребенок ходит в туалет темной каловой массой. Обычно она имеет черный оттенок. Это нормальное явление, которое не должно пугать маму.

Дело в том, что в период новорожденности у детей устанавливается так называемый «грудной стул». Изначально он черный, со временем каловая масса меняет окраску. В идеале она должна быть желтого цвета. Стул новорожденного жидкий.

Черные каловые массы, как правило, сохраняются во время новорожденности ребенка. Поэтому не нужно пугаться, что они не стали желтыми после выписки из роддома — это произойдет постепенно. Что касается привычного нам стула, то он появится приблизительно к году, когда ребенок начнет есть не только грудное молоко, но и взрослую пищу.

Частота стула у ребенка разная. В первое время после родов малыш ходит в туалет крайне часто. Это тоже нормальное явление. ЖКТ новорожденного формируется на протяжении года. Именно к этому моменту частота стула более-менее устанавливается. Поэтому в роддоме и в первые дни дома придется использовать много пеленок или подгузников. Они должны меняться после каждого опорожнения.

Развитие детей до года: методики

Ни для кого не секрет, что чем раньше начать обучение малыша, тем легче сложится его дальнейшая жизнь. Маленькие дети значительно проще и быстрее усваивают новую информацию. Схватывают буквально на лету.

Специалисты рекомендуют использовать разные методики развития детей до года: Монтессори, Зайцева, Глена Домана, Никитиных. Каждая из них по-своему хороша, однако выбор — за отдельно взятым родителем.

Методика Глена Домана. Доман – американский врач, который создал специальные способы обучения детей с отклонениями. Позже эти методы применили и к здоровым малышам. Суть развития по Доману состоит в использовании карточек, на которых могут изображаться как предметы, люди, животные, так и буквы, цифры. Другими словами, весь мир — в карточках. Такой материал можно изготовить и самостоятельно. Врач также сделал акцент на звуках и слогах. Чем больше потешек, сказок, песен ребёнок слышит с рождения – тем больше он запоминает.

Методика Монтессори. Построена на индивидуальности каждого ребёнка. Дети сами должны решать, как и чем им заниматься

Роль взрослого – создать определённые условия для игры, а также развить внимание малыша. Важным инструментом обучения является коллективное творчество, где, кроме общения, дети могут поделиться собственным опытом

Методика Зайцева. Представляет собой кубики для изучения букв, звуков и целых слогов. Конечно, до года ребёнка вряд ли получится научить читать, но некоторые буквы и их написание он запомнит. Развитие ребёнка до года по этой методике нерезультативное. Она больше подойдёт детям после двух лет.

Методика Никитиных. Основана на совместной деятельности взрослого и ребёнка. Взрослый призван раскрыть детские способности и талант. Малышей не нужно принуждать к занятиям, а лишь пробуждать интерес. Стены детской комнаты можно украсить разными познавательными плакатами, картами, буквами, цифрами. Рано или поздно малыша заинтересуют они и то, что на них изображено.

Методика Сесиль Лупан. Цель – пробудить желание познавать мир. Во многом метод похож на метод Г. Домана, только Сесиль учитывает особенности развития детей до года. По её мнению, задания нужно подбирать по возрасту малыша. Не стоит требовать от него сверхъестественного. Занятия с ребёнком не должны быть похожими на каторгу, они должны вызывать интерес.

Проверка слуха и зрения новорождённого

Оценка зрения новорождённого

Особенностью зрения новорождённого является способность фокусировать взгляд на предмете только на расстоянии 30-35 см. Лучше видят движущиеся предметы.

Оценивается зрение по реакции на свет: при внезапном появлении яркого света ребёнок зажмуривается, отворачивает голову, кричит.

Зрачки ребёнка на свету сужаются, при затемнении – расширяются.

При появлении движущегося объекта ребёнок может кратковременно следить за ним, фокусируя взгляд. Могут быть при этом лёгкие подёргивания глазных яблок (нистагм). К концу месяца жизни достигается содружественность движения глаз.

В периоде новорождённости ребёнок обращает внимание чаще всего на глаза людей.

Оценка слуха

Слух исследуют инструментально, используя прибор аудиометр. Проводят аудиоскрининг новорождённым перед выпиской из роддома, в возрасте 1, 4 и 6 месяцев. С 2008 года аудиоскрининг проводят всем новорождённым с целью раннего выявления тугоухости.

Действие прибора основано на способности волосковых клеток во внутреннем ухе в ответ на внешние звуковые раздражители генерировать собственные импульсы. Аудиометр их регистрирует. Для полноценного обследования ребёнок должен быть спокоен и со свободным от жидкости и смазки слуховым проходом.

Пренатальный период

Как мы уже сказали ранее, пренатальный период – это развитие малыша в утробе матери. Как правило, он длится двести шестьдесят шесть дней. Весь пренатальный период можно разделить на три стадии:

  • зародышевая (длится порядка двух недель с момента зачатия);
  • эмбриональная (длится пять недель, с третьей по восьмую; это довольно ответственный этап, ведь именно сейчас закладываются жизненно важные органы, и начинает биться сердечко);
  • плодная (длительность – с девятой недели до самого рождения; на данном этапе ребенок быстро растет, и начинают функционировать все системы).

Многие мамы (в том числе и будущие) знают, что все время беременности делят на триместры. Краткую характеристику вы можете увидеть в таблице.

Триместр

Характеристика

Первый

Он длится 13 недель (с самого момента зачатия). В результате развития в первом триместре при помощи ультразвукового исследования уже можно определить даже пол ребенка. Сейчас активно развиваются костная, мышечная и нервная система. Уже на десятой неделе беременности плод начинает шевелиться, только мама этого пока не чувствует (длина его составляет порядка 12 миллиметров).

Второй

На данном этапе ребенок приобретает человеческие черты. Эта стадия характеризуется быстрым ростом и набором веса. Если на 14 неделе его длина составляла 15 миллиметров, а вес всего 35 граммов, то к 27 (конец второго триместра) длина равна приблизительно 35 сантиметров, а вес – 1 килограмм. На шестой неделе беременности у малыша уже хорошо развиты органы чувств и нервная система. Сейчас с крохой можно разговаривать, читать сказки и так далее. Знайте, что громкая музыка его сейчас пугает. Именно в данный момент многие родители начинают обучение малыша, как это делать вы узнаете дальше.

Третий

Длится с 28 по 40 недели. Это завершающий этап беременности и развития малыша. Сейчас у ребенка уже есть режим (сон и бодрствование), он открывает глазки и даже может дышать. Сейчас ребенок очень восприимчив к прикосновениям, звукам и яркому свету.

Купание и подмывание

Уход за новорожденным требует особого внимания родителей. Среди ежедневных процедур должно числиться подмывание и купание. Первые подобные процессы проводятся еще в роддоме.

Подмывают детей под проточной водой. Делается это после каждого испражнения. В ванне или тазике подмывать детей не рекомендуется. Связано это с тем, что детские мочеполовые пути в таком случае могут быть поражены инфекцией.

Девочек правильно подмывают рукой в направлении спереди назад. Делается это под теплой струей воды. Сушить кожу необходимо на пеленальном столике. Остатки воды промакивают чистой пеленкой или специальным детским полотенцем. Складочки протираются ватными тампонами, смоченными в растительном масле/детском креме.

Купание — это процесс, который обязателен для всех людей. Рекомендуется купать малышей утром и перед сном, вечером. В ванночку разрешается набирать кипяченую воду, не слишком горячую. Проверять температуру можно локтем. В первое время разрешается добавлять немного марганцовки в целях дезинфицирования. Купание в период новорожденности не должно быть слишком долгим. Достаточно 10-15 минут.

Рефлексы новорождённого малыша

По наличию и активности рефлексов оценивают работу нервной системы малыша. Жизнеспособность новорождённого обеспечивают безусловные рефлексы. Их делят на 3 группы:

  1. Стойкие.
  2. Транзиторные.
  3. Установочные.

Стойкие рефлексы

Они сохраняются всю жизнь.

К стойким относятся:

  • глотательный;
  • сухожильные рефлексы (постукивание по сухожилию мышцы приводит к её сокращению);
  • роговичный (прикосновение к роговице вызывает смыкание век);
  • надбровный (постукивание над бровью — смыкание век);
  • конъюнктивальный (прикосновение к конъюнктиве — смыкание век).

Транзиторные рефлексы

Проявляются на протяжении некоторого времени, затем исчезают. Они подразделяются на группы в зависимости от уровня их замыкания:

  • оральные (замыкаются в продолговатом мозге);
  • спинальные (центр в спинном мозге);
  • миелоэнцефальные позотонические (их центры в структурах среднего и продолговатого мозга).

Оральные

  1. Поисковый (при поглаживании кожи около рта губы раскрываются и происходит поворот головы в сторону раздражителя). Он существует до 4 месяцев.
  2. Хоботковый (губы складываются в трубочку, как хоботок, при постукивании по ним). Время проявления до 3 месяцев жизни.
  3. Сосательный. Он существует до года.
  4. Ладонно-рото-головной рефлекс Бабкина (проявляется при нажатии на возвышение большого пальца на ладони, ребёнок в ответ открывает рот и наклоняет голову).

Спинальные

К спинальным рефлексам относятся:

  • Защитный (когда ребёнка кладут на живот, он поднимает голову, освобождая дыхательные пути).
  • Рефлекс опоры (в вертикальном положении ребёнок сгибает ножки, а при опускании его на опору выпрямляет их, упираясь в поверхность).
  • Рефлекторная автоматическая ходьба. Проверка начинается также как при опорном рефлексе, только дополнительно ребёнка наклоняют вперед, и он «шагает» по опоре.
  • Хватательный рефлекс (новорождённый хватает предмет, вложенный в его ладонь, и крепко удерживает). Существует до 3 месяцев.
  • Рефлекс Моро. Состоит из двух фаз. Его можно вызвать несколькими способами.

1 фаза — ребёнок широко расставляет руки, как будто летит, и разгибает пальцы (для этого достаточно хлопнуть по поверхности, на которой лежит ребёнок, поднять его или опустить вниз, похлопать по бедру).

2 фаза – ребёнок опускает руки. Вызывается до 4 месяцев.

  • Рефлекс ползания: в положении на животе ребёнок старается ползти. Проявляется до 4 месяцев.
  • Рефлекс Кернига. Используется для оценки состояния оболочек мозга и корешков спинного мозга. Проверяется так: если ногу согнуть одновременно в тазобедренном и коленном суставе, то потом разгибание в коленном суставе станет невозможным. Существует до 4 месяцев.
  • Рефлекс Бабинского: при штриховом растирании внешнего края стопы по направлению от пятки вверх, пальцы разгибаются. Рефлекс помогает в оценке пирамидной системы. Исчезает к 6 месяцам.
  • Рефлекс Переса: проверяется когда ребёнок лежит на спине. Пальцем проводят по середине позвоночника снизу вверх. Реакция ребёнка: крик, спина выгибается, голова и таз поднимаются. Этот рефлекс вызывает боль. Проверяется когда требуется оценить состояние пирамидной системы. Проявляется до 3-4 месяцев.
  • Рефлекс Галанта: ребёнок на боку. Двумя пальцами проводят сверху вниз с двух сторон вдоль позвоночника. Реакция — выгибается спина в сторону давления. Рефлекс угасает к 4 месяцам.

Миелоэнцефальные позотонические рефлексы

Симметричный шейный тонический рефлекс: существует до 2 месяцев.

Проверка: при сгибании головы ребёнку, который лежит на спине, происходит вытягивание ног и сгибаются руки в локтях.

Ассиметричный шейный тонический рефлекс: существует до 2 месяцев

Проверка: ребёнок на спине. Его голову поворачивают вбок до плеча. В результате конечности на этой стороне расслабляются и разгибаются, а на противоположной сгибаются.

Установочные рефлексы

Они появляются не после рождения, а спустя время.

К ним относятся:

  1. Верхний рефлекс Ландау. Появляется в 4 месяца. Проявляется тем, что ребёнок, находясь на животе, поднимает голову и грудь, опираясь на руки.
  2. Нижний рефлекс Ландау. Возникает в 5-6 месяцев. В положении на животе ребёнок поднимает и сгибает ноги.

При проверке рефлексов оценивается:

  • их наличие;
  • их симметричность;
  • соответствие рефлексов своему времени появления и исчезновения.

Рефлексы должны появляться и исчезать в положенное время. В этом случае ребёнок развивается нормально.

Правила проверки рефлексов:

  1. Ребёнок должен быть сухим и сытым (через час после кормления).
  2. В помещении должно быть тепло и спокойно.
  3. Оценка рефлексов начинается с положения на животе, затем на спине, потом вертикально и в последнюю очередь проверяются болезненные рефлексы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Период новорожденности охватывает
первый месяц жизни ребенка. Человеческое
дитя принадлежит к числу незрело
рождающихся существ. К моменту рождения
ребенка ни один из его органов и систем
не заканчивает своего развития. Появившись
на свет, младенец продолжает быстро
расти и развиваться.

В период новорожденности идет
интенсивная перестройка всех
жизнеобеспечивающих систем на их
деятельность в условиях вне утробы
матери. Благополучное течение периода
зависит от степени развития ребенка,
наличия или отсутствия воздействия
различных вредоносных факторов во время
беременности, от течения родов.

Ребенок от рождения обладает
потребностью не только в физиологическом
комфорте (в пище, тепле, продолжительном
сне, сухих пеленках и пр.), но и в
психологическом (в ощущении близости
и внимания матери или другого взрослого).
Ни одну из своих потребностей новорожденный
не в состоянии удовлетворить самостоятельно,
но природа наделила его способностью
сигнализировать о своих нуждах криком.
Мать устраняет причины дискомфорта, и
малыш успокаивается, чаще всего засыпает.
Внимательная, чуткая мать быстро
научается распознавать причину плача
малыша, предвосхищать ее, тем самым,
налаживая гармоничные взаимоотношения
с самых первых дней жизни.

Итак, к концу периода новорожденности
нормально развивающийся ребенок
характеризуется умением сосредоточивать
внимание на воздействиях взрослого и
предметов, смотреть в глаза взрослому
и улыбаться ему. Новорожденность
выступает как подготовительный этап в
развитии общения ребенка и взрослого4

Ссылка на основную публикацию