Картотека чистоговорок и скороговорок для детей картотека по развитию речи

Современные скороговорки

Детские наиболее современные скороговорки для общего развития речи. Предполагают не только заучивание наизусть, но и произношение на скорость.

Кто хочет разговаривать

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Кокос

Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

Газель

На бобра из-за ели глазеют глаза газели.

Лото

Граф Тото играет в лото,
а графиня Тото знает про то,
что Граф Тото играет в лото,
если бы граф Тото знал про то,
что графиня Тото знает про то,
что граф Тото играет в лото,
то б граф Тото никогда бы в жизни
не играл бы в лото.

Новые чистоговорки.

Чистоговорки на букву «А».

— Али, в Рабат гони арбу, —Но раб Али был глуховат,Арбу пригнал он на Арбат.

А у нас — ананас,А у нас — арбуз как раз,А у нас — в горах Алтая —Алыча как на заказ…

А у нас в Аравии,Что ни час, аварии:То верблюд толкнёт барана,То баран собьёт варана…

Дом побежал,Все сказали: — Автобус!Дом полетел.Все кричат: — Аэробус!

Аты-баты, акробатыВыбегали из ворот —Аты-баты, бородаты,Аты-баты, без бород.Аты-баты, в полминутыЗабирались на батуты.Акробату акробатПридвигал покатый мат.На батутах, аты-баты,Кувыркались акробыты.Дружно прыгали на матыИ садились на шпагат!

Чистоговорки на букву «Б».

Куда бычку податься?Перевернул бычок бачок:Потом улёгся на бочок:Лежит бычок на бочке —Лежит бачок на бычке.

— Вот бутон. А вот бидон.Вот бидон. А вот питон.В печке выпечен батон.А в петлицу вдет бутон.По траве ползёт питон,А на стройке есть бетон.Повтори и ты мне в тон:Где бутон, а где батон,Где бидон, а где питон,Ну а где, бетон.- Раз-два-три-четыре-пять,Начинаю повторять:В печке выпечен бутон,А в петлицу вдет батон,По траве ползёт бидон,Молоко течёт в бетон,А на стройке есть питон.- Нет, не так! Нет, не так!Подскажите сами: как?Разберитесь сами в том,Где бутон, а где батон,Где бидон, а где питон,Ну, а где бетон.

Как правильно работать со скороговорками

Сейчас скороговорки в своей работе активно используют логопеды. Но это совсем не значит, что родители не могут заниматься с ребёнком самостоятельно. И при этом совсем не обязательно, чтобы у ребёнка наблюдались проблемы с речью. В любом случае дополнительная тренировка речевого аппарата лишней не будет.

Когда уже можно начинать учить скороговорки? Да практически в любом возрасте. Как только ребёнок научился более-менее говорить, ему уже можно зачитывать эти короткие и весёлые стишки. Сначала все слова надо проговаривать очень чётко и медленно, чтобы ребёнок понял, как правильно нужно произносить слова. Постепенно малыш втянется в процесс и начнёт повторять скороговорки за мамой или папой, а потом уже будет рассказывать их без особого труда, причём по памяти.

Кстати, заставлять маленького человечка повторять скороговорки не стоит. Он и сам это начнёт делать, как только поймёт суть игры. При этом задача родителей создать весёлую атмосферу. Тогда малыш быстрее втянется в процесс. А чтобы ребёнку было ещё интереснее, его можно попросить делать хлопок после произнесения каждого слога или «отстукивать» слоги мячиком.

Но это всё общие правила. Если же перейти от слов к практике, то работу со скороговорками можно разбить на несколько отдельных этапов:

Выучить скороговорку. Для этого её надо произносить медленно, чётко проговаривая как гласные, так и согласные звуки

Важно, чтобы ребёнок не просто запомнил все слова стишка или фразы, но и научился повторять их абсолютно правильно.

Правильная артикуляция. После завершения процесса заучивания можно переходить к следующему – безголосому этапу

Для этого надо также медленно и чётко повторять скороговорку, но беззвучно. При этом артикуляционный аппарат (язык, губы и зубы) должны работать. Задача данного упражнения добиться правильной артикуляции.

Шептание. Этот этап тоже не требует быстрого произношения. В данном случае проговаривать скороговорку нужно шёпотом. При этом задача родителей – отследить, чтобы ребёнок именно шептал, а не «шипел». Все слова должны произнеситься чётко и разборчиво.

Медленное повторение. Теперь можно и приступить к повторению скороговорки по памяти в полный голос. Однако торопить ребёнка не следует. Пусть сначала научится проговаривать заданную фразу медленно, но качественно.

Интонационные изменения. Это один из самых весёлых этапов. Ребёнку надо предложить проговаривать скороговорку с разными интонациями, например: в вопросительной или восклицательной формах, весело или грустно, задумчиво или агрессивно, напевая или на разные голоса. Детям нравится такая игра. Кстати, на этом этапе скорость произношения тоже не важна. Главное, научить ребёнка пользоваться своим голосом.

Непосредственно скороговорка. И вот только теперь можно приступать к быстрому проговариванию. Тут заданий можно придумать очень много, например: кто быстрее проговорит скороговорку без ошибок или повторить фразу без запинки три-четыре раза подряд и т.д.

Как заинтересовать занятиями?

Вот несколько советов о том, как превратить «скучные» занятия в увлекательные:

  1. Превратить все в игру, в которой интересно и взрослому, и ребенку. 
  2. Использовать карточки с картинками и/или рифмованные строчки.
  3. Интонировать произнесение, читать артистично, «по ролям». 
  4. Начинать разучивать фразы в неспешном темпе: произносить протяжно, негромко. Можно даже спеть вместе с ребенком, если произносить сложные слова совсем трудно.
  5. Если с речевым дыханием все в порядке, добавлять скорость. На то они и скороговорки, чтобы их тараторить, не сбиваясь. 
  6. Уместным будет соревнование между детьми одного возраста: кто произнесет быстрее и чище.

Скороговорки для детей на звук Р

Прежде, чем начинать работу со скороговорками на звук Р, важно выяснить, имеются ли проблемы у ребенка вообще с выговариванием этой буквы. Когда ребенок начинает говорить букву Р? Однозначного ответа логопеды не дают, все зависит от развития конкретного ребенка

Так, например, двухлетний малыш, который ходит в детский сад и имеет старших брата или сестру, с легкостью может «тарабанить барабан». А карапуз на домашнем воспитании может не выговаривать этот сложный звук и до 4-5 лет.

Однако, 5 лет — предел и если ребенок не выговаривает звук Р до этого возраста, значит, у него имеются какие-то проблемы. Следовательно, к логопеду ребенка сводить стоит. Логопед подберет не только артикуляционную гимнастику, но и скороговорки на звук Р. Обычно скороговорки для детей 5 лет на звук Р — это простые фразы из 1-2 предложений.

Ехал Грека через реку, Видит Грека — в реке рак. Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Грека — цап!
На дворе трава, на траве дрова Не руби дрова на траве двора.
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Расскажите про покупки, Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, Про покупочки мои.
Грач с горяча осерчал на грача
Проворонила ворона вороненка
В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.
Рыла свинья, тупорыла, белорыла, Полдвора рылом изрыла, Вырыла, подрыла, До норы не дорыла. На то хавронье и рыло, Чтобы она рыла.
И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.
Триста тридцать три корабля Лавировали, лавировали, Да и не вылавировали.
Рубили дроворубы сыры дубы на срубы
Кричал Архип, Архип охрип. Не надо Архипу кричать до хрипу.
Три сороки тараторки тараторили на горке.
Варвара караулила цыплят, а ворона воровала.
У тридцати трёх полосатых поросят Тридцать три хвостика висят.
Как на горке, на пригорке Стоят тридцать три Егорки: Раз Егорка, Два Егорка, Три Егорка … (И так до тридцати трёх Егорок.)
На дворе трава, На траве дрова: Раз дрова, два дрова, три дрова. Отвори, Варвара, ворота, у двора на траве коли дрова.
Брат сестре твердит три дня. Скоро праздник у меня. Третий день рожденья. Будем есть варенье.
Бородач боронил бороной борозду
Разъярённый крокодил Раздражён и нелюдим.
У репки да редьки корень крепкий
Тридцать три трубача трубят тревогу
Красный краб кричит «УРА!». Резать торт пришла пора.
Выдра в тундре В недрах тундры Выдры в гетрах Тырят в вёдра Ядра кедров!
Бык тупогуб тупогубенький бычок, У быка была тупа губа.
Киска у крыски украла ириску.

Скороговорки с буквой «Р» для маленьких детей и постарше

После освоения чистоговорки на «Р», произносят звук в стихах:

Приготовила актриса

Тридцать три и три ириса.

Подарила все ириски

Грише, Мише и Бориске.

За веселыми стишками следуют легкие скороговорки с «Р».

Морковку на терке растирает Артем.

Все бобрята — добрые ребята.

Протрубили в трубы трое трубачей.

Иришка — сестра Маришки.

Рыбы — в аквариуме, а кобры — в террариуме.

Для детей школьного возраста полезно запоминать скороговорки «Р» более длинные и сложные. Пример:

Ворота, Варвара, отвори,

У двора дрова поколи.

Или другая известная скороговорка с буквой «Р»:

Украл у Клары Карл кораллы,

А Клара украла у Карла кларнет.

Для развития дикции, изучив легкие скороговорки «Р», попробуйте освоить вместе с ребенком сложные варианты:

Скороговорил скороговорун, выскороговаривал, что не перескоровыговариваешь не перескороговоришь всех скороговорок. Но заскороговорившись, перескоровыговорил, что скоро перескороговоришь все скороговорки. И вот они прыгают как караси на сковородке.

Постепенно, изо дня в день, дикция будет улучшаться. И может быть, скоро ребенок освоит звук «Р» идеально. Главное, не перестараться. Не перетруждайте его, чтобы занятия оставались радостными и приносили не только пользу, но и удовольствие.

Юлия Мазнина

Все статьи автора

Увлеченная мама двух сыновей: Андрея 9 лет и Максима 2 года. Стараюсь сделать так, чтобы не только наши занятия, но и вся жизнь были развивающими. При общении с детьми, и не только с ними, стараюсь придерживаться правила: «Не можешь рассказать — покажи».

Предыдущие записи рубрики

  • Сценарий детского праздника «Новый год у ворот»
  • Осенние игры для изучения признаков осени
  • 50 игр по сказке В.Г. Сутеева «Дядя Миша»
  • Игры на прогулке. Часть 2
  • Игры на прогулке. Часть 1

Вам будет интересно:

Игры с пазламиВесёлые игры с шарфами для детей от 1,5 летИгры с втулками для детей50 игр по сказке В.Г. Сутеева «Дядя Миша»

— Рекомендуемые правила для занятий скороговорками

_______

1) Вначале слова надо произносить медленно, по слогам, четко их выговаривая, следя за ритмичностью произношения, затем, по мере совершенствования, ускорять темп.

2) Обращайте особое внимание на резкое подчеркивание в словах окончаний, это улучшает дикцию, но опять-таки надо помнить правило: согласные не тяжелить, а активизировать. 3) Постепенно старайтесь произносить скороговорки на одном дыхании

3) Постепенно старайтесь произносить скороговорки на одном дыхании.

4) Вы можете произносить их перед зеркалом беззвучно, а затем шёпотом, но звуки должны быть понятны и слышны.

5) Пробуйте произносить знакомый текст разными голосами: детским, женским, мужским, пропеть слова.

6) Не плохо было бы не просто читать скороговорку, а поставить задачу. Например: дать задание, поругать кого-нибудь, удивиться, возмутиться, задать вопрос, выразить печаль, т.е. использовать разные интонации при чтении.

7) Для вашего разнообразия можно произнося скороговорку, подключить движение: поприседать, попрыгать, побоксировать, потанцевать и т.д.

8) Как вариант, слова трудноговорки можно наложить на музыку какой-нибудь народной песни, например «Во поле березка стояла» и распевать с удовольствием.
Итак, главное правило хорошего произношения: чтобы говорить быстро – надо научиться говорить медленно.

______

Что нужно делать перед тем, как заучивать скороговорки с буквой «Р»

Итак, приступим к практической части. Этот звук наверняка тревожил многих родителей

Если следовать рекомендациям логопеда, и уделять упражнениям со скороговорками на букву «Р» должное внимание, ребенок научится не только правильно выговаривать звук, но даже сможет зарычать, как львенок!

Занятие начинают с разминки — чистоговорки на «Р». Пример:

  • ру-ру-ру, скачет кенгуру;
  • ра-ра-ра, у лисы нора;
  • ры-ры-ры, летают комары;
  • ре-ре-ре, новый год ждем в декабре;
  • рю-рю-рю, кушать я тебе варю;
  • ря-ря-ря, новый день календаря;
  • ро-ро-ро, в том углу стоит ведро.

Закончив чистоговорки на «Р» с двумя буквами, слегка усложняют задачу:

  • арь-арь-арь, в парке том горит фонарь;
  • ары-ары-ары, как поют гитары;
  • уры-уры-уры, просят пшена куры;
  • оры-оры-оры, мы увидим горы.

Трудные скороговорки

Можно использовать, когда уже несложные скороговорки получается у ребенка проговаривать быстро и легко. Их не обязательно заучивать. Достаточно прочитать несколько раз в быстром темпе и без запинок.

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.

Петр Петрович, по имени Перепелович, поймал перепелку, понес по рынку, просил полтинку, подали пятак, а он продал и так.

Сшит колпак не по-колпаковски. Вылит колокол не по-колоковски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоковать, перевыколоковать.

Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Везет Сеня Саню с Соней в санках. Санки скок, Сеню с ног. Саню в бок, Соню в лоб. Все в сугроб хлоп.

Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь, но заскороговошившись, выскороговорил — что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

Проговаривание скороговорок — это классическое упражнение для развития речевого аппарата ребенка. Не стоит им пренебрегать. Особенно полезно проговаривать любую из понравившихся скороговорок перед чтением, тем самым разогревая речевой аппарат ребёнка. Ошибок во время чтения ребенок будет делать намного меньше. Не верите? А вы проверьте!

Надеюсь, что этот широкий подбор лучших детских скороговорок для развития речи будет вам полезен. Выбирайте. Скороговорка должна быть интересной ребёнку. Но, конечно же, не стоит обходить стороной скороговорки на отработку нужных звуков. В этом вам также могут помочь чистоговорки. Также можно играть в игры, развивающие речь ребёнка. Желаю удачи!

Ребенок дошкольного возраста

Когда вы только будете учить своего ребенка дошкольного возраста выговаривать скороговорки, вы должна проговаривать все слова очень медленно. Так вы сможете объяснить малышу, что все слова должна выговариваться очень четко и ясно, что торопиться не следует и фразу нужно произносить очень медленно. Выполняя эти простые правила, малыш 4-6 лет научится произносить слова полностью, не глотая окончания и не торопясь.

Детские скороговорки

Разучивание чистоговорок также имеет значение в обучении детей 4-6 лет слушать то, что им говорят взрослые

Фраза завладеваем вниманием ребенка, и малыш учится концентрироваться. Это очень полезный навык, который понадобиться чуть позже в школе, а также и в дальнейшей жизни

Постоянное произнесение то одной, то другой чистоговорки позволяет научить ребенка не отвлекаться в процессе обучения, концентрироваться на отдельном слове, воспринимать смысл произнесенных слов, а также развивать образное мышление и придумывать ассоциации к каждому виду скороговорки. Постарайтесь превратить для ребенка дошкольного возраста разучивание скороговорки в развлечение или смешную игру для всей семьи.

Приведем в пример несколько вариантов чистоговорных фраз для детей-дошкольников:

Школьники

Детки в рамках школьного образования иногда разучивают несколько чистоговорок. Но школьных знаний в этом вопросе обычно не хватает, поэтому, возможно, стоит заниматься со школьником дополнительно, разучивая разные интересные и забавные скороговорки. Это очень полезно для развития дикции и речи у детей школьного возраста.

Чистоговорки про одежду

Если ваш школьник будет проговаривать чистоговорки, то у него очень быстро будет развиваться речевой аппарат, фонетическая и артикуляционная память. Вы увидите изменения в словарном запасе малыша, у него будет хорошо развито речевое дыхание, а также он будет правильно употреблять интонации.

Все это полезно для ребенка 7-12 лет, так как в рамках школьного образования развития этих функций происходит по минимуму. И очень зря, так как обычно у детей 7-12 лет совершенно не возникает проблем с диктантами, если они производят тренировки дикции при помощи скороговорки.

Все скороговорки состоят из слов, которые имеют в себе много одинаковых звуков и из-за этого фразу очень трудно выговорить. Практически все чистоговорки имеют какой-то забавный сюжет или же просто насмешливо-веселую форму.

Как правильно разучивать скороговорки с детьми возраста 7-12 лет:

  1. Сначала очень медленно прочитайте текст фразу малышу.
  2. Обсудите все ли понятно по смыслу, попробуйте использовать разные интонации для произнесения фразы.
  3. Попробуйте вместе произнести фразу. Если она короткая – произносите на одном дыхании.
  4. Как только малыш усвоил текст, просите его повторять произносимое чуть быстрее.
  5. Можете устроить соревнование, кто произнесет текст правильно.

Можете не переживать, что школьник не захочет учить ту или иную скороговорку. На самом деле это увлекательное и простое занятие, дети 7-12 лет любят делать что-то, чего не умеют другие. Возможно, ваш школьник один из всего школьного коллектива сможет быстро и правильно произносить чистоговорную фразу, которую все учат в рамках школьной программы. Это будет результатом вашего развития речевого аппарата своего малыша.

На букву Л

Вы можете найти интересные и простые скороговорки, которые подходят для деток 5-12 лет, в которых происходит тренировка произнесения буквы «Л». Каждая их этих фраз интересна по своему.

Скороговорки на букву Л.

https://youtube.com/watch?v=JkGQvS-Gnss

На букву Р

Начинать правильно произносить буквы «Р» нужно начинать учить деток как можно раньше, можно даже начать с 2-3 лет. Ранее развитие речевого аппарата будет очень полезно малышу и поможет избежать в будущем, в 7-12 лет проблемы косноязычия.

Итак, интересные и полезные скороговорки для развития речи и дикции у детей на букву «Р».

Скороговорки на букву Р

https://youtube.com/watch?v=Ban7KqO0pKI

Смешные скороговорки

Развитие речи у детей 5-7 лет должно стать приоритетным заданием родителей, но не все дети хотят разучивать скороговорки, поскольку считают их скучными. В таком случае нужно брать на вооружение смешные развивающие скороговорки и превращать весь процесс в интересную игру, наподобие считалок. При этом необходимо помнить, что скороговорки должны соответствовать возрасту малыша, ведь они помогают формированию восприятия внешнего мира.

Маме с папой можно начинать проговаривать скороговорки в виде стишков на ночь деткам до года, тогда они с интересом будут стремиться их повторять, как только начнут разговаривать.

Английские скороговорки с переводом

Чтение скороговорок на английском развивает речь в плане произношения необычных для русского языка сочетаний букв. Скороговорки на английском языке с переводом рассчитаны на детей старше 6 лет, изучающих иностранный язык.

Сурок

How much wood would a woodchuck chuck
if a woodchuck could chuck wood?

Сколько дров бросил бы сурок,
если бы сурок мог бросать дрова?

Зоопарк

Can you imagine an imaginary menagerie manager
managing an imaginary menagerie?

Ты можешь вообразить воображаемого руководителя зоопарка,
который руководит воображаемым зоопарком?

Устрица

Any noise annoys an oyster
but a noisier noise annoys an oyster most.

Любой шум раздражает устрицу,
но более шумный шум раздражает устрицу ещё больше

Ракушки

She sells sea shells at the sea shore,
the shells she sells are the sea-shore shells, I’m sure.

Она продаёт морские ракушки на берегу моря,
ракушки, которые она продаёт — это морские ракушки, я уверен.

Развитие речи у малышей 3−4 лет

У детей этого возраста уже накоплен довольно большой словарный запас, и обычно они как раз начинают его реализовывать. То есть очень много разговаривать, что может вызывать некоторые неудобства для взрослых. Самое время начинать разгадывать загадки и учить стихи, направляя энергию ребенка в продуктивное русло.

Загадки прекрасно помогают расширить словарный запас. Особенно те, в которых идет перечисление свойств предмета:

Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Остренькие зубки.

Или же перечисление функциональных признаков:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

(Дерево)

А для развития фонетического слуха и навыка правильно строить фразы отлично подойдет прекрасно знакомая всем игра «Доскажи словечко»:

Три мудреца в одном тазу.

Пустились по морю в грозу.

Будь попрочнее старый таз.

Длиннее был бы мой (рассказ).

Для того чтобы ребенок овладевал связной речью, нужно просить его пересказывать сказки, которые были ему накануне прочитаны. Каждый выученный стих тоже можно превратить в представление. Уделяя немного времени на прослушивание такого мини-спектакля, можно быть спокойными не только за речь ребенка, но еще и за его психическое здоровье и творческие способности.

Логопедические упражнения на шипящие звуки

  1. «Открытые двери» — в состоянии улыбки приоткрыть рот. Ширина между зубами должна равняться 1-1,5 см. Через 5 сек. рот можно закрывать и снимать улыбку. И так несколько раз.
  2. «Заяц» — из положения, в котором зубы и губы сомкнуты и расслаблены, растянуть губы, так чтобы показать зубы (оба ряда).
  • После чего расслабить нижнюю губу, поднять верхнюю губу так сильно, чтобы наморщился нос.
  • Расслабить верхнюю губу.
  • Максимально опустить нижнюю губу.
  • Расслабить.
  1. «Блин» — в улыбающемся состоянии положить язык на расслабленную нижнюю губу. Верхняя губа должна быть в положении «Заяц» поднята. Если не получается, необходимо помассировать язык палочками или ребром ложки. Потом сказать «ва-ва-ва». После чего расширить язык, подуть, так чтоб посередине языка получилась ямка.
  2. «Кот умывается» — широким языком лизать верхнюю губу сверху вниз.
  3. «Лопнувший шар» — в улыбающемся положении с оголенными обоими рядами зубов, раздвинуть их на 1-1,5 см.
  • Расширить конец языка, завести его за верхние зубы с наружной стороны.
  • Боковые части языка прижаты к зубам.
  • В этом положении дуть. Получится звук похожий на звук воздуха, который выходит из шара.
  • В том случае, если упражнение не получается, можно помочь тыльной стороной ложки.
  • Когда будут достигнуты положительные результаты, язык в таком же положении приложить к зубам со стороны рта.
  • Потом дотронуться языком до неба, сомкнуть зубы, губы сделать круглыми.
  1. «Сдуть перо» — легко прикоснуться широким языком ко всей поверхности верхней губы. В центре посередине приоткрыть маленькое отверстие. Через него дуть на нос, сдувая с него перо.

Учебный процесс

Итак, малыш научился правильно дышать, а его лицевые мышцы натренированы, теперь можно приступать и к изучению чистоговорок. Добиться наибольшего эффекта помогут следующие рекомендации:

  1. Нужно запастись терпением. Это главное. Рекомендуется постараться воспринимать занятия как игру и способ провести время вместе. Не нужно ждать быстрого успеха, следует помнить, что чистоговорки только кажутся простыми. Для малыша они требуют довольно серьезных усилий, и, скорее всего, первое время у него будет плохо получаться. Не следует раздражаться и повышать голос, чем спокойнее будут чувствовать себя родители в процессе занятий, тем легче ребенку будет учиться. Все обязательно получится, просто нужно дать маленькому человеку время.
  2. Требуются регулярные занятия. Следует постараться не делать больших перерывов между уроками, ведь для любого навыка необходима регулярность. Чистоговоркам стоит уделять хотя бы десять минут в день. Если нет возможности организовать специальное время, то стоит проговаривать упражнения по пути в детский садик, школу, к врачу. Это поможет занять ребенка в ожидании и одновременно будет работать на его развитие.
  3. Нагрузки должны распределяться. Детям может быть тяжело концентрироваться длительное время. Если родитель видит, что малыш устал или заскучал, рекомендуется сделать паузу, следует дать ребенку отвлечься и отдохнуть. Занятие можно продолжить через несколько часов.
  4. Уровень сложности. Следует повышать сложность чистоговорок постепенно. Начинать нужно с самых простых, они должны медленно проговариваться. Если ребенок хорошо справляется, не проглатывает звуки, не путает слова и произносит фразу выразительно, можно повышать скорость. После того как малыш сможет произнести четко и выразительно простую чистоговорку в быстром темпе, можно переходить к более сложным.
  5. Не нужно скупиться на похвалу. Сложно переоценить значение положительного закрепления в обучении. Стоит замечать успехи малыша, обязательно отмечать их похвалой, и он будет с удовольствием стремиться к новым свершениям. Если не выходит сделать все правильно, не нужно огорчатся и разочаровываться: на все нужно время. Ни в коем случае не стоит сердиться на ребенка за неудачи, это подорвет его интерес к занятиям и получению знаний в принципе.
  6. Требуется общение. У ребенка могут быть затруднения с речью просто оттого, что он не чувствует необходимости разговаривать. Для удовлетворения базовых потребностей достаточно десятка слов, тогда как в общении на разные темы задействуется не в пример больше. Родители должны находить время для разговоров с малышом, интересоваться его мыслями и чувствами. Тогда появится мощная мотивация говорить как можно более доступно.
  7. Следование инструкциям специалиста. Если ребенок занимается с логопедом, то при домашних занятиях родители обязательно должны следовать рекомендациям доктора. Есть большая вероятность, что, если домашние упражнения пойдут вразрез со стратегией работы логопеда, то общий прогресс ребенка сойдет на нет. Рекомендуется проконсультироваться с врачом, как лучше заниматься дома, тогда ребенок начнет демонстрировать отличные результаты.

Звук Щ

Щи-щи-щи – мы вчера доели щи.

Ща-ща-ща – сварит мама нам борща.

Ощ-ощ-ощ – очень вкусный мамин борщ.

Ощ-ощ-ощ – за окном льет сильный дождь.

Ащ-ащ-ащ – дома брат забыл свой плащ.

Ща-ща-ща – брат промок весь без плаща.

Ща-ща-ща – но за то принес леща.

Щё-щё-щё – и ерша принёс ещё.

Щу-щу-щу – полотенце поищу.

Щу-щу-щу – брата в дождь не отпущу.

Ще-ще-ще – ходят под  дождем в плаще.

Скачайте во вложениях чистоговорки для развития речи детей в виде картинок-карточек на каждый отельный звук, распечатайте их на цветном принтере, вырежьте по отдельности и приступайте к занятиям. А можете приклеить их скотчем на холодильник (например по одной в день) и ребенок должен целый день повоторять чистоговорки с приклеенной картинки. На следующий день — другая картинка и т.д.

Значение чистоговорок для ребенка

По статистике, сейчас каждый четвертый ребенок имеет проблемы с речевым развитием. А логопеды с сожалением констатируют: с каждым годом детей с проблемами речи становится все больше. А ведь трудности с речью не только мешают общаться с окружающими, но и не дают развиваться образному мышлению и тормозят творческий потенциал. Не говоря уже о том, что малыш не может доступно выразить свои мысли и желания.

Конечно, чтобы помочь маленькому человеку правильно заговорить, лучше всего обратиться к специалисту. Однако домашние занятия с родителями тоже чрезвычайно важны. Именно упражнения на чистоговорки считаются самыми доступными и эффективными для домашних занятий. Они не только помогают в преодолении речевых проблем у ребенка, но и увеличивают его словарный запас, тренируют извлечение звуков и могут стать прекрасной игрой, за которой дети и взрослые отлично проведут время вместе.

Для чего нужны скороговорки

Сегодня много обучающих методик, интерактивных игрушек и прочих «штучек» для развития. Судя по статистике, нельзя с уверенностью говорить, что они помогают преобладающему количеству детей. У каждого четвертого ребенка фиксируют задержку речевого развития. Как быть и что делать, чтобы ребенок не попал в эту статистику?

Успех в жизни зависит от коммуникативных навыков. Речь — важная составляющая при впечатлении, которое человек оказывает на окружающих. В число недостатков речи входит следующее:

  • слишком монотонные или экспрессивные нотки интонации;
  • беспрерывная «болтовня»;
  • недоразвитая дикция;
  • чересчур быстрый или, наоборот, медленный темп речи;
  • громкий или тихий голос.

Почти все недостатки речи исправимы.

Необязательно использовать раскрученные методики, разработанные за границей, чтобы устранить недостатки. Несправедливо забытые скороговорки (на букву «р» в нашем случае), способны сослужить добрую службу.

Игры для детей — естественное занятие. Поэтому, изучая в такой форме скороговорки с «р», у родителей появляются шансы на успех занятия. В игре, словесный материал и изучаемый звук, запоминаются сами собой. Ребенок даже не заметит, как автоматизация скороговорки «Р», приведет к приобретению новых нужных навыков. Постепенно они станут частью его речи. Затем лягут в основу быстрого восприятия и развития чтения.

Варианты заданий и игр со скороговорками на звук Л для детей

— Игра «От черепахи до ракеты» ,»Радио»- описание игр см. в статье «Автоматизация звука Р: игры и задания для детей»

— Найти в скороговорке слова со звуком Л и со звуком Ль.

— Найти в скороговорке слова, в которых звук Л (или звук Ль) стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова.

— Придумай свое смешное предложение с данным словом (небылицу — путаницу).

— Какое слово  заблудилось?(Взрослый заменяет слово из скороговорки другим неподходящим по смыслу словом,  дети отгадывают, какое слово заблудилось и какое слово нужно поставить в скороговорку).

— Взять из скороговорки два слова со звуком Л и соединить их в одно предложение.

— Сказать скороговорку весело, грустно, изумленно, восхищенно, устало и с другими интонациями. Можно поиграть в «Скажи, как я» — ребенок повторяет интонацию, паузы ведущего — взрослого в произнесении скороговорки.

— Отгадать, с какой интонацией произнес скороговорку партнер по игре.

— Сказать скороговорку вслух правильно сначала медленно (так бы ее произнесла черепаха Тортилла), потом в среднем темпе (так бы ее сказал бы Артемон), затем быстро -быстро (так говорит скороговорки Торопыжка).

— Поймать мяч от ведущего и в ответ ему повторить скороговорку и перебросить мяч дальше либо ведущему, либо следующему ребенку.

Ссылка на основную публикацию