Особенности развития детей с задержкой психического развития

Профилактика ЗПР

Можно ли предотвратить формирование отклонений психического развития детей? Конечно, да, если следовать простым правилам. Среди них:

  • создание благоприятных условий для течения беременности и прохождения родов;
  • постоянный мониторинг состояния здоровья ребенка с первых дней его жизни, прохождение регулярных обследований у медицинских специалистов;
  • создание благоприятных условий для проживания малыша, отсутствие конфликтов в семье;
  • своевременное лечение детей, у которых возникли симптомы любого рода заболеваний;
  • развитие ребенка с самого раннего возраста;
  • постоянное общение и взаимодействие с ребенком, развитие его способностей и особенностей, формирование требуемых навыков.

Профилактика задержки развития психических навыков, главным образом, заключается в постоянном контакте мамы и младенца. Не бойтесь проявлять свою любовь – объятия и поцелуи действуют на малыша успокаивающе, они помогают ему научиться правильно воспринимать окружающий мир, не бояться новой обстановки.

Не проявляйте безразличие или гиперопеку, которые тормозят развитие личности. Ребенок не будет развиваться, если вы относитесь к нему, как к маленькому, даже если он уже школьник. В свою очередь, равнодушие отберет у него стимул развиваться и чему-либо учиться

Поэтому важно найти золотую середину

Если у ребенка все-таки обнаружены отклонения психического развития, не нужно отчаиваться. Сегодня для детей с такими особенностями существуют специальные школы. Они работают по коррекционно-развивающей модели и успешно обучают ребят с отклонениями психического развития. Дети с таким диагнозом могут обучаться в общеобразовательных школах по индивидуальным программам.

Крайне важно вовремя обнаружить отклонения психического развития у малыша. Если вы не будете отрицать проблему и своевременно обратитесь к специалистам, вполне возможно, что они смогут полностью скорректировать эмоциональные и когнитивные особенности ребенка

Своевременная коррекция позволит исключить будущие психологические травмы, которые так или иначе возникнут после того, как ребенок осознает свою несостоятельность и беспомощность.

Ребенку с ЗПР будет необходима профессиональная помощь логопедов и психологов. Специалисты центра НЕАПЛ всегда готовы помочь маленьким пациентам в коррекции нарушений. Обращайтесь!

Признаки и симптомы ЗПР у ребенка — особенности развития детей, поведения, привычек

Распознать ЗПР или хотя бы присмотреться и обратить особое внимание на проблему родители могут по следующим признакам:

  • Малыш не способен самостоятельно мыть руки и обуваться, чистить зубки и проч., хотя по возрасту уже должен делать все сам (либо ребенок все умеет и может, но просто делает это медленнее, чем остальные дети).
  • Ребенок замкнут, сторонится взрослых и сверстников, коллективы отвергает. Данный симптом может говорить и об аутизме.
  • Ребенок часто проявляет тревогу или агрессию, но в большинстве случаев остается боязливым и нерешительным.
  • В возрасте «грудничка» малыш запаздывает с умением держать головку, произносить первые слоги, и др.

Причины задержки психического развития

У некоторых пациентов предпосылки для ЗПР возникают еще на этапе внутриутробного развития. К таким относят фетоплацентарную недостаточность, гипоксию, врожденные пороки развития головного мозга и других органов. Они возникают под воздействием негативных факторов, влияющих на нормальное течение беременности. В этот список входят:

  • вредные привычки матери, прием медикаментов;
  • инфекции и хронические болезни женщины;
  • неблагоприятная атмосфера, в которой пребывала мать, будучи в положении.

Проблемы на этапе родоразрешения тоже приводят к ЗПР у детей. К таким относят:

  • родовые травмы;
  • продолжительный безводный период;
  • затяжные роды, сопровождающиеся гипоксией;
  • экстренное кесарево сечение;
  • асфиксию в родах.

Не менее распространенными причинами задержки развития считаются социально-бытовые и психологические факторы. К таковым относят:

  • дефицит внимания родителей;
  • напряженную атмосферу в семье, постоянные скандалы;
  • обучение под психологическим давлением;
  • физическое насилие над малышом;
  • редкие прогулки на улице;
  • недостаток общения со сверстниками.

На развитии речи плохо сказывается нечеткое произношение слов взрослыми. ЗРР часто диагностируют у детей, которые живут в семьях, где разговаривают на нескольких языках. На скорость психического развития влияют зрительные нарушения, плохой слух, проблемы с моторными функциями.

К редким причинам относят:

  • приобретенные поражения головного мозга, спровоцированные опухолями, травмами, инфекциями;
  • сердечно-сосудистые нарушения;
  • нарушение мозгового кровообращения и др.

Распространенной проблемой считается увлечение гаджетами. Когда малыш слушает сказку и рассматривает картинку, его мозг сам дорисовывает недостающую информацию, например, «котик побежал», «птичка полетела» и т. п. Это отлично развивает детскую психику. Когда ребенок сидит перед монитором, этого не происходит.

Занятия при диагнозе ЗПР проводятся совместно с логопедом, детским психологом или психотерапевтом

Симптомы задержки психического развития у ребенка

Диагностировать у новорожденных наличие заторможенности развития невозможно при отсутствии явных физических у них дефектов. Нередко сами родители приписывают собственным чадам надуманные достоинства или несуществующие успехи, что также затрудняет диагностику. Родителям малышей следует внимательно наблюдать за их развитием и бить тревогу, если они начинают позже ровесников сидеть или ползать, если к трехлетнему возрасту, они не в состоянии самостоятельно выстраивать предложения и владеют слишком маленьким словарным запасом. Часто первичные нарушения формирования отдельных процессов психики замечают воспитатели в детском дошкольном заведении или педагоги в школьном учреждении, когда обнаруживают, что одному школьнику сложнее ровесников дается обучение, письмо или чтение, наблюдаются трудности с запоминанием и с речевой функцией. В таких ситуациях рекомендуется родителям показать малыша специалисту, даже если они уверены, что его развитие соответствует норме. Так как раннее выявление симптомов задержки психического развития детей способствует своевременному началу коррекционного воздействия, что ведет к дальнейшему нормальному развитию малышей без последствий. Чем позже родители забьют тревогу, тем сложнее детям будет в учебе и в адаптации в среде ровесников.

Симптомы задержки психического развития детей нередко связывают с педагогической запущенностью. У таких малышей отставание развития обуславливается, прежде всего, социальными причинами, например, обстановкой в семейных связях.

Дети с задержкой психического развития часто характеризуются наличием разных видов инфантилизма. У таких малышей выходит на передний план незрелость эмоциональной сферы, а дефекты формирования интеллектуальных процессов уходят на задний план и проявляются не так заметно. Они подвержены многократным изменениям настроения, на уроках или в игровом процессе они характеризуются неугомонностью, стремлением выплеснуть в них все свои выдумки. Одновременно с этим их довольно сложно увлечь умственной деятельностью и интеллектуальными играми

Такие малыши быстрее ровесников утомляются и не способны сконцентрироваться на выполнении поручения, их внимание рассредоточивается на более занимательные, по их мнению, дела

Дети с задержкой психического развития, наблюдающейся, прежде всего, в эмоциональной сфере, часто имеют проблемы с обучением в школьном учреждении, а их эмоции, соответствующие развитию малышей младшего возраста, нередко доминируют над послушанием.

У детей с преобладанием незрелости развития в интеллектуальной сфере все происходит наоборот. Они практически неинициативны, нередко чрезмерно стеснительные и застенчивые, подвержены целому ряду различных страхов. Перечисленные особенности тормозят выработку самостоятельности и формирование личностного становления крохи. У таких малышей также превалирует игровой интерес. Часто они довольно тяжело переживают собственные неуспехи в школьной жизни или в учебном процессе, нелегко уживаются в незнакомой обстановке, в школьном заведении или дошкольном учреждении, долго привыкают к педагогическому коллективу, однако в тоже время примерно ведут себя там и слушаются.

Диагностировать задержку психического развития у детей, установить его тип и скорректировать детское поведение могут квалифицированные специалисты. В ходе проведения комплексного обследования и осмотра крохи следует учитывать следующие факторы: темп его деятельности, психоэмоциональное состояние, моторику и особенности ошибок в процессе обучения.

Диагностируют задержку психического развития у малышей, если наблюдаются следующие характерные особенности:

— они не способны к коллективной деятельности (учебной или игровой);

— их внимание развито слабее, чем у ровесников, им проблематично сконцентрироваться для усвоения сложного материала, также тяжело не отвлекаться в ходе объяснений педагога;

— эмоциональная сфера малышей весьма уязвима, при малейших неуспехах такие дети склонны замыкаться в себе.

Отсюда выходит, что поведение малышей с задержкой психического развития можно опознать по их нежеланию брать участие в групповой игровой или учебной деятельности, нежеланию следовать примеру взрослого, достигать заданных целей.

В диагностировании данного заболевания существует риск ошибки, вследствие того, что можно спутать незрелость развития крохи с его нежеланием выполнять задачи, которые не соответствуют его возрасту, или заниматься неинтересной деятельностью.

Развитие детей с ЗПР

Примерно 50% неуспевающих детей-школьников составляют дети, имеющие в анамнезе диагноз ЗПР.

Особенности развития детей с ЗПР ведут их к школьной неуспеваемости. Именно поэтому для обучения таких детей создаются специализированные учебные учреждения-школы и особые классы выравнивания или коррекционно-развивающего направления классы.

Особенности детей с ЗПР чаще обнаруживаются после начала обучения в дошкольной организации или школе. Она характеризуются замедленной скоростью развития некоторых процессов психики, незрелостью личности, негрубыми расстройствами когнитивной сферы.

ЗПР у детей отличается устойчивой интеллектуальной недостаточностью легкой степени и обратимостью развития с неярко выраженной устремленностью к компенсации, возможного только в обстоятельствах специализированного обучения и грамотного воспитания. Вследствие нарушений на протяжении довольно продолжительного периода у детей наблюдается незрелость нервной системы, функционального характера. Это, в свой черед, выражается в слабости таких процессов психики, как возбуждение и торможение, трудностях образования сложных связей.

Большинство функций психики (например, пространственные представления, когнитивные процессы и др.) характеризуется непростым комплексным строением и базируются на согласованности действий нескольких функциональных систем. Вследствие этого формирование подобного рода действий у малышей с ЗПР замедлено и проистекает иначе, если сравнивать с нормально развивающимися. В результате чего соответствующие функции психики формируются не таким образом, как у здоровых малышей.

Комплекс мероприятий и программа для детей с ЗПР, сконцентрирована на развитии и направлена на выработку умственных способностей детей, имеющих в анамнезе задержку развития психики, поддержку обучающего процесса в школе. Современная практика воспитания и специализированного обучения малышей с ЗПР предоставляет возможность получения положительного прогноза в усвоении детьми учебной программы общеобразовательного учреждения при надлежащей методической организации и психолого-педагогической работе.

Умственное развитие детей с ЗПР базируется на способствовании им в овладении собственной умственной деятельностью, ее стержневыми структурными элементами (например, регуляционным или мотивационно-ориентировочным). Общая направленность работы с малышами сводится изначально к групповой деятельности, в которой инициатива их организации принадлежит учителю, переходящей к действиям индивидуальным, где инициатива принадлежит ребенку; сводится к постановке цели педагогом и созданию им настроения для реализации.

Работа с детьми с ЗПР направлена на образование навыка коллективной постановки целей, а затем – навыка выработки индивидуального целеполагания с соответственным эмоциональным настроем к данному процессу, практической деятельности и ее плодам. Вначале работа детей оценивается непосредственно педагогом. Задачей учителей является выработка навыка коллективного оценивания, а затем и индивидуального самооценивания.

Разнообразный труд детей, посильного характера, различные манипуляции с природной материей обеспечивают существенные возможности для систематизации, углубления и расширения детских знаний о ближнем окружении, выработки общих представлений и обычных житейских понятий.

Мыслительная деятельность с детьми с ЗПР формируется на фундаменте из практических действий. Большой акцент делается на подборе подвижных игр с постепенным их усложнением, которое происходит следующим образом. Вначале увеличивается число правил, затем правила усложняются. Сначала правила выполняет каждый член группы, а затем – только представитель группы.

Также немаловажным являются и творческие занятия для детей с ЗПР, на которых особый акцент делается на продуктивные виды искусства, например, на лепку, рисование, аппликацию и др. Базируясь на практической деятельности, при целенаправленной работе педагога, быстрее можно развить умственную деятельность, которая будет основываться на общих представлениях и рассуждениях словесно-логического характера.

Тесты на выявление ЗПР — 6 способов определить задержку психического развития у ребенка

Если у родителей появляются сомнения относительно умственного развития их ребенка,  то существую некоторые тесты, которые помогут определить нарушения психического развития.

Не стоить трактовать результаты этих тестов самостоятельно, поскольку этим должен заниматься только специалист.

Тест №1 (до 1 года)

Физическое  и психологическое развитие ребенка должно соответствовать его возрасту. Начать держать головку он должен не позже, чем в 1,5 месяца, переворачиваться со спины на живот — в 3-5 месяцев, сидеть и вставать — в 8-10 месяцев

Стоит также обратить внимание на развитие речевых способностей. Ребенок в 6-8 месяцев должен лепетать, а к 1 году проговаривать слово «мама»

Шкала KID-R для оценки развития ребенка в возрасте от 2 до 16 месяцев — скачать бланк анкеты в формате PDF и инструкцию для родителей по заполнению

Тест №2 (9-12 месяцев)

В таком возрасте у ребенка начинают формировать простые мыслительные навыки. К примеру, вы можете на глазах у ребенка спрятать под коробочку игрушку и с удивлением спросить «Где игрушка?», малыш в ответ должен убрать коробочку и с восторгом показать, что он нашел игрушку. Ребенок должен понимать то, что игрушка не может исчезнуть бесследно.

Тест №3 (1-1,5 года)

В таком возрасте у малыша проявляется интерес к окружающему миру. Ему интересно познавать что-то новое, пробовать новые игрушки на ощупь, проявлять радость при виде мамы. Если такой активности за малышом не наблюдается, это должно вызвать подозрение.

Шкала RCDI-2000 для оценки развития ребенка в возрасте от 14 месяцев до 3,5 лет — скачать бланк анкеты в формате PDF и инструкцию для родителей по заполнению

Тест №4 (2-3 года)

Существует детская игра, где нужно вставлять фигуры в соответствующие им отверстия. В возрасте двух-трех лет малыш должен это делать без проблем.

Тест №5 (3-5 лет)

В таком возрасте у ребенка начинает формироваться кругозор. Он называет вещи своими именами. Ребенок может объяснить, что такое машина или какую роботу делает доктор. Не стоит в таком возрасте требовать от малыша много информации, но тем не менее, узкий словарный запас и ограниченный кругозор должны вызвать подозрения.

Тест №6 (5-7 лет)

В этом возрасте малыш свободно считает до 10 и делает вычислительные операции в пределах этих цифр. Он свободно называет названия геометрических фигур и понимает, где один объект, а где много. Также ребенок должен четко знать и называть основные цвета

Очень важно обратить внимание на его творческую деятельность: дети в таком возрасте должны рисовать, что-то лепить или конструировать

Можно ли помочь ребенку с ЗПР

Тот факт, что ЗПР означает лишь пограничное состояние между нормой и необходимостью коррекции и ни в коем случае не подразумевает умственной отсталости говорит о том, что справиться с задержкой развития вполне можно. При усердной работе и объединенных усилиях специалистов, самого ребенка и родителей можно добиться того, что учеба выправится, а сам ученик вполне догонит своих товарищей.

Первым делом необходимо пройти обследование. Помимо педиатра, следует посетить нейропсихолога, который сможет разобраться в проблеме и назначить коррекционные мероприятия.

Коррекция ЗПР подразумевает принятие комплексных мер. Медикаментозное лечение сочетается с работой логопеда-дефектолога и нейропсихолога. Не стоит уповать только лишь на лекарственные препараты. Сами по себе они не смогут исправить ситуацию. Прописанные в данной ситуации ноотропы, витамины и средства, улучшающие мозговое кровообращение, лишь стимулируют активность работы мозга, но необходимы и занятия по психологической коррекции.

Данные мероприятия направлены на улучшение эмоциональной и познавательной сферы

Ведь ребенку необходимо развивать память, внимание, строить логические связи.
Родители должны помнить, что ЗПР можно и нужно исправить. Главное, приложить усилия и работать всем в комплексе

Особенности детей с задержкой психического развития

Что у ребенка присутствуют какие-то отклонения в психическом развитии родители впервые узнают примерно в 3-4 года. До этого возраста трудно судить об опережении или отставании малыша от развития сверстников, поскольку оно происходит волнообразно

Даже если еще вчера подруга хвасталась, что ее ребенок выучил все цифры или запомнил названия цветов, а ваш ребенок продолжал путаться в них, то уже завтра он внезапно может разобраться с оттенками не только на русском, но и на английском языке.
При поступлении в детский сад и под пристальным вниманием профессиональных педагогов, логопеда, психолога особенности наконец могут быть выявлены. Там же начнется первая коррекционная развивающая работа, основанная на результатах диагностики всех сфер психического развития

Среди общих особенностей детей с ЗПР можно выделить несколько основных:

Во-первых, задержка сказывается на запоминании новой информации, ее усвоении и применении. Чтобы запомнить простое четверостишие такому ребенку потребуется больше времени, чем его одногруппникам, слова будут путаться. Правила игры приходится постоянно напоминать, просто потому что даже усвоенная информация быстро теряется, объем долгосрочной памяти значительно ограничен.

Во-вторых, проблемы с памятью влияют на восприятие общей картины мира и окружающих ребенка вещей. Восприятие строится в основном на зрительных представлениях, поэтому важным принципом работы становится наглядность.

В-третьих, у детей с ЗПР сильно страдает внимание. Дошкольникам в принципе тяжело долго заниматься одним делом, удерживать свое внимание на одном предмете, а когда дело касается задержки, то отвлечения становятся еще более частыми

Такие дети нуждаются в постоянной смене деятельности и в полном отсутствии отвлекающих факторов. Если речь идет о домашнем образовании, то следует полностью исключить из жизни ребенка компьютер, телевизор, телефон. В школе и детском саду необходима особенная учебная среда.

В-четвертых, образное и абстрактное мышление практически отсутствует или работает только при наставлении взрослого, впрочем, как и логическое. Найти возможное решение проблемы, разобрать причину события и его последствия, проанализировать информацию, полученную в прошлом – все это тяжело для детей с ЗПР.

Что касается эмоций и чувств, то ЗПР повлияет и на них. Настроение может резко и часто меняться, ребенок может проявлять агрессию, или напротив, быть тревожным и неуверенным в себе.
Представленная картина особенностей детей с ЗПР не может целиком охарактеризовать конкретного ребенка. Каждая задержка развития индивидуальна: некоторые сферы страдают сильнее, другие меньше. Поэтому при возникновении подозрений ребенок должен быть тщательно обследован целой комиссией специалистов, для составления наиболее полной картины.

Детский аутизм

Что делать, если вашему ребенку поставлен диагноз «аутизм»?

За этим определением скрывается широчайший спектр расстройств. В зависимости от симптомов и степени их выраженности, различают несколько типов аутизма и целый ряд расстройств аутистического спектра, при которых симптомы выражены в более мягкой степени.

Дети с аутизмом могут испытывать сложности в самых разных сферах жизни, чаще всего родителей беспокоит, что:

— ребенок не говорит или говорит плохо, с трудом понимает обращенную к нему речь;

— ребенок испытывает трудности при взаимодействии с другими людьми, старается избегать общения, предпочитает одиночество;

— часто развитие ребенка отстает от норм, принятых для его возраста;

— ребенок проявляет агрессию и/или самоагрессию, и может причинить вред себе или окружающим;

— ребенок с трудом осваивает бытовые навыки — не может самостоятельно умыться, одеться или посещать туалет.

Это означает, что ребенку требуется помощь для развития коммуникативных и других навыков, которых ему не хватает. В этом и может помочь психолог, который поможет ребенку развить навыки социального взаимодействия и эмоционального восприятия. Кроме того, психолог обучает родителей, как обращаться с аутичными детьми и реагировать на те или иные ситуации. 

Задачу психолога в том, чтобы помочь ребенку, страдающему аутизмом, приспособиться к реальности, приобрести необходимые навыки социального взаимодействия и самообслуживания, и в конечном итоге, улучшить качество жизни и ребенка, и его семьи.

 Если Вам и Вашему ребенку необходима помощь — теперь Вы знаете, где можно ее получить.

Скрининг и тесты

Диагностика ЗПР может быть выполнена только сертифицированным психологом, способным управлять, подсчитывать и интерпретировать тест интеллекта или познания.
Скрининг заболевания включает тесты для анализа интеллектуального и адаптивного развития ребенка, в том числе аномального теста на развитие Денвера и тестирования IQ (эти тесты проводятся с детьми и подростками до 18 лет.)


Дети с IQ менее 70 и с ограничениями в двух или более областях адаптивного поведения (например, двигательные навыки, коммуникативные способности, самопомощь и независимые жизненные навыки и другие повседневные навыки), как правило, могут считаться интеллектуально ограниченными.

Виды ЗПР

Программа коррекции подбирается в зависимости от вида ЗПР, который диагностирован у ребенка. Принято выделять 4 вида этого нарушения.

ЗПР конституционального происхождения

Такие дети отличаются небольшим весом и ростом. В школе и садике они очень любопытны, быстро обзаводятся друзьями, так как характер у них обычно мягкий и веселый. Учителя постоянно делают им замечания за непоседливость и разговоры на уроках, опоздания. У них плохо развиты мышление и память, поэтому их успеваемость оставляет желать лучшего.
При этом типе ЗПР прогноз, в целом, благоприятный. При обучении необходимо больше использовать наглядно-действенный принцип. Полезны занятия для развития внимания, памяти, мышления, они должны проходить под руководством психолога и дефектолога.

ЗПР соматогенного происхождения

Данный тип ЗПР возникает вследствие перенесенных тяжелых инфекций или черепно-мозговых травм в раннем детстве. Интеллект сохранен, но присутствует психический инфантилизм и астения. Дети привязаны к родителям, без них сильно скучают, плачут, становятся беспомощными. На уроках они не проявляют никакой инициативы, быстро устают, крайне неорганизованны, учеба им неинтересна, нередко отказываются отвечать на вопросы учителя, тем не менее они тяжело переживают неудачи и низкие оценки.
Детям с соматогенной формой ЗПР необходимо обучение в школе санаторного типа, где они смогут получить круглосуточную медицинскую и педагогическую помощь. Если соматические причины будут устранены, то в дальнейшем коррекция психического развития пройдет быстро и успешно.

3. ЗПР психогенного происхождения

Дети с данным видом ЗПР испытывают недостаток внимания и тепла со стороны близких родственников, особенно матери. Часто они растут в неблагополучной семье, среди скандалов, их социальные контакты однообразны. Дети испытывают постоянную тревогу, забитые, им сложно принимать самостоятельные решения. Плохо развита способность к анализу, они живут в собственном мире, часто не различают плохое и хорошее, имеют небольшой словарный запас. Дети с психогенной формой ЗПР отлично реагируют на коррекционные занятия и быстро нагоняют сверстников.

4. ЗПР церебрально-органического происхождения

Нарушение вызвано органическими поражениями мозга, возникшими во время беременности, тяжелых родов или из-за перенесенных болезней. В результате астении дети быстро утомляются, плохо запоминают информацию, с трудом сосредотачиваются на одном занятии. Примитивное мышление, заторможенные эмоциональные реакции, внушаемость, быстрая потеря интереса, неумение выстраивать взаимоотношения с людьми, проявление агрессии и страха, смешение понятий «хочу» и «надо» – вот характерные черты детей с ЗПР данного типа. Прогноз при данной форме ЗПР не очень благоприятный, до конца скорректировать состояние не удается. При отсутствии коррекции ребенок начинает регрессировать.

Особенности детей с ЗПР

Диагностика ЗПР основывается на объективной оценке состояния эмоционально-волевой сферы, степени интеллектуального и межличностного развития.

Дети с ЗПР не чувствуют ответственности за свои поступки и не контролируют их, не видят себя со стороны, не подчиняются установленным правилам, в большинстве случаев они не могут наладить хорошие отношения с взрослыми и сверстниками. Основная их деятельность – игровая. Они не проявляют интереса к учебе, не задают вопросов об окружающем мире и т. д.

Слабое место детей с ЗПР – это усидчивость и внимание. Они быстро теряют интерес, нетерпеливы, им сложно высидеть на одном месте более 20 минут

В плане речевого развития и познавательной деятельности они заметно отстают от других детей, так как у них плохая память, снижено внимание, слабо развито абстрактное мышления, они смешивают понятия, не могут выделить основные признаки предметов, явлений и другое. Их основная цель – получить удовольствие, поэтому, как только им что-то надоедает, они сразу переключаются на другое занятие или предмет.
У детей с ЗПР немного друзей – как среди сверстников, так среди учителей и взрослых. Они часто очень одиноки, играют одни или с взрослыми, поскольку с трудом усваивают правила и нуждаются в том, чтобы кто-то их постоянно направлял. Их поведению свойственны страх, агрессия, замедленная реакция, неспособность вести нормальный диалог.

Полная диагностика всегда включает беседу с ребенком, тесты на восприятие, память, способность к анализу информации, а также оценивается уровень развития эмоционально-волевой сферы и способности к межличностному общению. Диагноз «ЗПР» всегда ставится только психолого-медико-педагогической комиссией.

Гиперактивность у детей (СДВГ)

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) сегодня встречается у 7-18% детей, то есть практически у каждого пятого ребенка.

Родители гиперактивных детей знают, что воспитывать такого ребенка непросто:

— ребенок все время в движении, не способен сосредоточиться на каком-то одном занятии и постоянно отвлекается;

— у ребенка серьезные проблемы с обучением, он мгновенно забывает все, чему его учили, не усваивает информацию. При ярко выраженных симптомах СДВГ ребенок вообще не может обучаться в общеобразовательной школе;

— его практически нельзя оставить одного, потому что совершенно невозможно предсказать, что он сделает в следующую минуту;

— ребенок непослушный, ему сложно следовать правилам, из-за чего возникают сложности при посещении детского сада, а позже — и школы.

Что делать, если у ребенка выявлен синдром дефицита внимания с гиперактивностью?

Прежде всего, необходимо обратиться к врачам. Но кроме этого, при СДВГ ребенку нужна помощь психолога, который поможет гиперактивному ребенку развить те качества, которых ему не хватает: усидчивость, внимание, память, способность целенаправленной деятельности, умение слушать и многое другое. В результате ребенок научится контролировать себя, усваивать информацию, ему станет проще учиться и легче заводить отношения со сверстниками

Кроме того, психолог проводит работу и с родителями: обучает родителей методам взаимодействия с гиперактивным ребенком, подсказывает, как вести себя в общении с ним.

Диагностика и лечение ЗПР

Выявить нарушения в психомоторном развитии ребенка можно уже в 4 года. Для этого требуется комплексное обследование узкопрофильными специалистами – логопедом, детским психологом, невропатологом, психиатром. В процессе обследования выполняется тестирование интеллектуальных способностей и мыслительных процессов, компьютерная томография, электроэнцефалография, МРТ мозга, исключается диагноз аутизма и олигофрении.

В нашем Центре реабилитации детей мы сталкиваемся с клиническими случаями различной степени тяжести, однако всегда работаем по простой схеме, которая доказала свою эффективность:

  • На первой встрече с ребенком и родителями выбираем подходящие методы диагностики и оценки состояния маленького пациента.
  • Определяем список проблем и ставим перед собой задачи, которые решаем поэтапно.
  • Устанавливаем ключевые цели реабилитации и подробно объясняем родителям – что и зачем будем выполнять на коррекционных занятиях.
  • Оцениваем результаты работы с пациентом по индивидуальным критериям.

Стоит понимать, что универсального во всех отношениях реабилитационного комплекса для детей с ЗПР нет, и не будет. Каждый случай уникален, поэтому и программа коррекции должна быть строго индивидуальная, разработанная с учетом особенностей и потребностей пациента. То, что помогло Мише, не обязательно будет эффективным для Маши.

Мы не ставим эксперименты над детьми и их родителями, потому что знаем, как дорого время в детском возрасте, когда любые патологии в развитии исправляются намного легче и быстрее. В Центре работают специалисты с богатым практическим опытом, которые используют передовые европейские методики терапии ЗПР. Занятия направлены на:

  • Развитие памяти, интеллекта, мышления.
  • Улучшение моторики и двигательной активности.
  • Устранение дефектов речевого развития.
  • Приобретение необходимых навыков общения и социализации.

Огромный плюс в том, что мы комплексно подходим к вопросу реабилитации, поскольку понимаем тесную связь между психическим и моторным развитием детей. Здоровое психо-эмоциональное развитие невозможно без моторной активности ребенка, поэтому помимо занятий с дефектологом, логопедом и психологом, мы проводим занятия ЛФК и упражнения на виброплатформе Галилео. Программа занятий разрабатывается строго индивидуально, с учетом физиологического и психологического состояния ребенка.

Терапия должна носить системный характер, так как ЗПР имеет высокую опасность регресса. Поэтому мы активно привлекаем родителей к реабилитационному процессу: делимся с ними собственными наработками, методиками лечения и рекомендациями. Мы твердо уверены, что заметных результатов можно добиться, только работая вместе.

Какие могут быть осложнения?

Психическое развитие малышей тесно связано с физическим здоровьем и моторными навыками. Нарушения в психоэмоциональном состоянии ребенка оказывают прямое влияние на развитие моторики, устной речи, процессов мышления и, наоборот. Диагноз ЗПР – это прямая угроза речевому развитию, а без своевременного вмешательства это предвестник дисграфии или дислексии.

Катастрофически низкая степень успеваемости в учебе – это еще не самое страшное. Адаптация детей с ЗПР в социуме проходит крайне медленно и сложно. Ровесники не принимают деток с диагнозом ЗПР, провоцируя их на замкнутость, а иногда и проявления агрессии.

Специалисты и родители деток с синдромом ЗПР отмечают следующие осложнения:

  • Развитие серьезных расстройств психики
  • Нарушение самых простых навыков общения и поведения
  • Тяжелые проблемы с адаптацией в социальной среде
  • Развитие сопутствующих синдромов – задержки речевого, психомоторного развития

Очень часто задержка психо-речевого развития сопровождается некоторыми признаками аутизма. На данный момент в медицинской практике нет результативных методик терапии этой болезни, вылечить аутизм нельзя. Родителей должны насторожить следующие симптомы у ребенка: слабая мимика, отсутствие речи и интереса к окружающему миру, регулярное выполнение бессмысленных действий.

Ссылка на основную публикацию