Консультация «задержка психического развития у детей»

Симптомы отставания в развитии

Чем раньше выявить признаки проявления заболевания, тем больше надежда на успешное лечение и благополучный исход. Часто случается, что малыш с проявлением ЗПР в раннем возрасте почти ничем не отличается от своих сверстников, но чаще всего происходит так, что признаки отставания заметны с самых ранних лет.

Родителям лучше не дожидаться пока отклонения дойдут до неразрешимых проблем в школе со сверстниками и педагогами, а обратить внимание на странности в психическом развитии детей, как можно раньше. К тревожным симптомам относятся следующие:

К тревожным симптомам относятся следующие:

  • В возрасте до года уже могут быть заметны некоторые признаки в отставании. Такие дети позднее других начинают держать головку, говорить и делать первые шаги, испытывают затруднения при еде из-за неспособности научиться пользоваться ложкой.
  • С самого раннего возраста подобные дети излишне замкнуты и погружены в себя, не заинтересованы в общении с друзьями. В некоторых случаях отличаются вялостью и слабой подвижность, ограниченным интересом к окружающему миру. Они задают мало вопросов, не разговорчивы и нелюдимы, настороженно относятся к посторонним. Другие, наоборот страдают повышенной тревожностью и агрессивностью, плохо спят по ночам, стучат ногами, до позднего возраста мочатся в кровать.
  • Дети с ЗПР заметно отстают от других в приобретенных навыках и умениях. Испытывают затруднения, одеваясь. При попытке обуться, путают правый ботинок с левым, не умеют завязывать шнурки.

Но окончательный диагноз ребенку может поставить только квалифицированный специалист при регулярном наблюдении и постоянных осмотрах.

Задача родителей состоит в том, чтобы вовремя заметить похожие признаки и своевременно обратиться за консультацией к врачу. Даже если специалист не выявит никаких отклонений, лучше перестраховаться, ведь методы коррекции хороши и эффективны тогда, когда вовремя обнаружена проблема.

Терапия отставания речевого и психического

Любой специалист скажет, что лечение ЗПРР должно проводиться комплексное, и начинаться оно должно как можно раньше. Если отставание от нормы невелико, то практически в 100% случаев удается достичь отличных результатов. Ребенок получает все шансы, чтобы обучаться в обычной общеобразовательной школе и нормально общаться со своими сверстниками.

В настоящее время специалисты знают, как лечить ЗПРР, обычно методы используются следующие:

  1. Лекарственная терапия.
  2. Рефлексотерапия.
  3. Занятия с логопедом.
  4. Работа с психологом и психотерапевтом.
  5. Стимулирующая терапия.

Использование только одного направления в терапии не даст желаемого результата, поэтому грамотный специалист всегда составляет терапевтический план лечения, который обязательно учитывает особенности каждого малыша, тяжесть патологии, сопутствующие заболевания.

Некоторые родители поступают опрометчиво, когда отказываются давать малышу прописанные лекарства, считая, что от них не будет никакой пользы. Но уже доказано, что только в комплексе методы терапии дадут положительный результат в лечении ЗПРР. Инвалидность при ЗПРР, кстати, не положена, если только нет сопутствующих серьезных патологий, например, ДЦП, гидроцефалии.

Медикаментозные средства должны назначаться только неврологом, который делает это после комплекса обследований и назначает индивидуальную схему терапии. Чаще всего врачи назначают ноотропные лекарства, которые непосредственно оказывают воздействие на ЦНС, улучшают память и стимулируют умственную деятельность. Ноотропы также хорошо справляются с задачей по защите мозга от гипоксии и воздействия токсических веществ

Данные лекарственные средства воздействуют на интегративные и когнитивные функции головного мозга — память, внимание, мышление, речь, эмоционально-волевые функции, восприятие информации

В настоящее время для детей с отставанием в психическом и речевом развитии назначают:

  • «Пирацетам».
  • «Энцефабол».
  • «Пикамилон», «Фенибут».
  • Препараты, которые усиливают холинергические процессы в мозговой ткани: «Церебролизин», «Цераксон», «Глиатилин».
  • Нейропептиды: «Актовегин», «Кортексин».
  • Цереброваскулярные средства: «Винпоцетин», «Циннаризин».
  • Средства для предотвращения гипоксии и антиоксиданты: «Мексидол», «Цитофлавин».
  • Средства общетонизирующие: «Элькар», «Лецитин».
  • Витаминные препараты: «Нейромультивит», «Магне В6».

Необходимо учитывать, что при повышенной возбудимости надо выбирать средства, не оказывающие возбуждающего эффекта, или сочетать лекарства с приемом седативных препаратов.

Ответы на вопросы

Сыну 3 года и 3 месяца. Очень скудная речь и плохое понимание обращенной речи. Есть агрессия. Истеричность. Плохой сон.
Мила: Здравствуйте. Сыну 3 года и 3 месяца. Очень скудная речь и плохое понимание обращенной речи.
Есть агрессия. Истеричность. Плохой сон. Временами боится новых мест. Со взрослыми контактирует неплохо. Может даже поцеловать посторонних. Если, конечно, в настроении

Нет усидчивости и рассеяно внимание. Аппетит изменчивый.

Ответ врача: 

Добрый день! Конечно, количество и частоту посещений без осмотра установить не получится. Но, думаю, достаточно будет посещать остеопата 1 раз в 2-3 недели.  Может быть, 1 раз в мес. Как долго? Это зависит от многих факторов и очень индивидуально. Может быть несколько лет, с перерывами, разумеется. А может, меньше, несколько раз. Нужно посмотреть ребенка, даже одна процедура способна многое изменить!

Просмотров статьи: 46007

Роль чувства защищенности и безопасности у ребенка в развитии ЗПР, ЗРР и ЗПРР

Мама — самый близкий человек для ребенка, и самый важный. Она дает ему чувство защищенности и безопасности. Это является обязательным условием для развития психики малыша. Мама сохраняет его жизнь и психологический комфорт. Тогда ребенок способен развить свойства в своих векторах максимально.

Потеря чувства защищенности и безопасности чревата для него остановкой в развитии. Тогда в ребенке начинают проявляться еще незрелые свойства векторов, некоторые из которых распознаются как симптомы и признаки ЗПР, ЗРР и ЗПРР.

До 6-7 лет бессознательная связь ребенка с мамой абсолютна — он перенимает ее внутреннее состояние без слов. Если мама раздражена, подавлена, расстроена, сама подвержена частым стрессам, то и ребенок не будет чувствовать себя защищенным. Когда мама приводит свою психику в порядок, состояние малыша улучшается. Спокойная, уравновешенная мама способна не совершать ошибок в воспитании, правильно реагировать на любое поведение ребенка и не срываться на него.

Когда мама узнает, что ребенку поставили диагноз ЗПР, ЗРР и ЗПРР, ее накрывает волной страха за его будущее. Нарастает внутреннее напряжение, чувство вины. Она стремится дать ему самое лучшее, и если результата нет, наступает отчаяние. Такое тревожное состояние мамы влияет на ребенка негативно. Маме необходимо знать, что делать, обрести уверенность в своих действиях, повысить стрессоустойсивость.

Получить знания на тренинге «Системно-векторная психология» — лучший совет, какой можно дать в этой ситуации.

Педагогическая и социальная запущенность — следствие незнания правил воспитания

Когда ЗПР, ЗРР или ЗПРР у ребенка появляется вследствие неправильных методов воспитания и воздействия неблагоприятных условий, таких как унижение, физическое и психологическое насилие, гиперопека или беспризорность в семье, отсутствие воспитания эмоциональной сферы, трудовых, гигиенических навыков и неумение преодоления лени — говорят о педагогически запущенном ребенке.

Часто это социально неблагополучные семьи, но даже в примерных семьях находятся педагогически запущенные дети.

Когда к человеку применяют то, что противоречит его природе, когда не знают особенностей его психики — это вопрос психологической грамотности родителей.

Каждый рождается с определенными задатками, которые можно как развить, так и погубить. Любого малыша легко вовлечь в ту деятельность, которая предназначена ему природой, если знать, к чему он склонен.

Диагнозы ЗПР, ЗРР и ЗПРР включают в себя много состояний, каждое из которых имеет свою векторально обусловленную причину возникновения. Если ребенку поставили диагноз ЗПР, ЗРР или ЗПРР, это не приговор. Как снять диагноз ЗПРР — необходимо знать, какой ребенок с диагнозом ЗПРР. Разобравшись в особенностях психики ребенка, получится правильно его развивать.

Если Вы мама маленького сына или дочери с диагнозом ЗПР, ЗРР или ЗПРР, приходите на бесплатные онлайн-лекции тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Смотрите и читайте отзывы мам, у детей которых ушла проблема задержки психического и речевого развития на тренинге:

Ребенку хотели поставить диагноз аутизм. Тренинг помог справиться с задержкой речи.

Моему ребенку ставили диагноз раннего детского аутизма.

Автор Екатерина Крестникова, врач – психиатр-наркологКорректор Ирина Щербакова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

12 Авг, 2018

Просмотров:

6491

Теги: психология эксклюзив

Особенности ЗПР

Психологические особенности развития – это индивидуальные понятия, как результат – личностный подбор коррекционных занятий и разная скорость восстановления. Многие родители воспринимают диагноз ЗПР как приговор по причине недостаточности информации.

Заболевание находится между нормальным психическим развитием и серьезными патологическими отклонениями. Под данную категорию не относятся дети с патологиями речевого и слухового аппарата, а также маленькие пациенты с синдромом Дауна или иными серьезными генетическими заболеваниями, связанными с развитием и полноценной функциональностью мозга.

Основные признаки ЗПР – это:

неустойчивое внимание;
отсутствие способности концентрировать внимание;
повышенный уровень отвлекаемости;
низкое восприятие и запоминание речевой информации (проще воспринимается наглядная информация);
отсутствие навыка воспринимать и анализировать информацию.

Причины и классические методы лечения ЗРР и ЗПРР

Как правило, задержка речевого и психоречевого развития является следствием нарушений работы мозга, центральной нервной системы, генетических или психических расстройств. Но почему они возникают, а главное, почему все чаще в последнее время, классическая медицина объяснить не может.

В качестве терапии чаще всего назначаются лекарственные препараты, которые улучшают обменные процессы в клетках мозга, микроциркуляцию крови и проведение импульса в нервных волокнах. Такие препараты, как кортексин, актовегин, когитум, нейромультивит, лецитин, действительно способствуют восстановлению нормальной работы центральной и периферической нервной системы.

Нередко используется магнитотерапия, электрорефлексотерапия для восстановления определенных зон мозга, отвечающих за психическое и речевое развитие. Иногда подключаются и нетрадиционные методы: иппотерапия (лечение с помощью верховой езды и занятий с лошадьми), дельфинотерапия.

Важную роль играет работа дефектолога (психолога), которая направлена на повышение психического уровня развития ребенка. При этом может использоваться арттерапия (лечение с помощью рисования), музтерапия (лечение с помощью музыки), предметно-сенсорная терапия: в коре головного мозга центр речи и центр ручной моторики расположены близко, и при развитии тонкой ручной моторики, происходит развитие и речевого центра. И, конечно, необходима работа с логопедом.

Комплексное лечение у невролога, логопеда и психолога, как правило, помогает значительно улучшить основные показатели речи и психического развития в целом. Тем не менее, классические методы не выявляют и, соответственно, не устраняют ряд изначальных нарушений, которые и приводят к недоразвитию речи. Другими словами, этих методов недостаточно.

Особенности речевого развития

В зависимости от возраста и степени ЗПРР, встречаются различные варианты нарушений различных речевых процессов.

 ЗВУКОВОЙ СТРОЙ

  — Звукопроизношение соответствует норме (в пределах возрастной нормы)

— Звукопроизношение сформировано недостаточно. У ребёнка наблюдаются фонетические дефекты звукопроизношения (пропуски, отсутствие, искажения) звуков, фонологические дефекты (замены, вариативные замены, простой звук заменяется сложным, смешения).

 ФОНЕТИКО — ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Способность слышать и различать звуки в своей речи и речи окружающих, а также способность правильно воспроизводить услышанное.

Фонематический слух

— фонематический слух развит недостаточно; дифференциация звуков, слогов, слов нарушена незначительно, ребёнок не всегда различает и правильно   употребляет сходные звуки, слоги и слова;

— фонематический слух не развит, дифференциация звуков, слогов, слов грубо нарушена; путает сходные звуки, слоги, слова.

 Звуковой и слоговой анализ

   — сформированы недостаточно (развиты в недостаточной степени), трудность представляет определение места звука в слове;

— не сформированы (неразвиты)

 СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

 — недостаточен, ограничен (в пределах обихода);

— значительно ограничен, не соответствует биологическому возрасту ребёнка, беден.

Строение слов

—  нарушено незначительно (сохраняется ритмический контур, ударение, число слогов);

—  грубо нарушено.

 ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

— грамматический строй речи сформирован недостаточно. Ребёнок отвечает с аграмматизмами, наблюдается нарушение порядка слов, использование аморфных частей слов, взаимозамены.

грамматических категорий; действует методом проб и ошибок, допускает аграмматичные предложения, пользуется словами с правильным и неправильным оформлением их окончаний, владеет конструкциями типа: И.П.+ согласованный глагол, но в его речи отсутствуют оформленные предложные конструкции;

— грамматический строй речи не сформирован.

 СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

 — пользуется развернутой фразой, связная речь логична, последовательна, но не выразительна, схематична, недостаточно сформированы  грамматические  формы  языка (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении, слоговая структура слов не нарушена, синтаксические конструкции фраз бедные.

— пользуется простой фразой, структурно нарушенная, аграмматичная фраза, активный словарь состоит из существительных, реже — глаголов, прилагательных. предлоги употребляются редко (предлоги понимает не все.), слоговая структура слов нарушена;

— не сформирована, полное отсутствие звуковых и словесных средств общения, произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания; произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражаний; использование паралингвистических средств общения (выразительной мимики, жестов).

ЗАДЕРЖКА ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ – ЭТО ДИАГНОЗ, В КОТОРОМ МОГУТ БЫТЬ ОТРАЖЕНЫ СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГЕНЕТИЧЕСКОГО, НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, ТАКИЕ КАК ДЦП, СИНДРОМ ДАУНА, СДВГ, АЛАЛИЯ, АУТИЗМ И Т.Д.

Возможно, вам будет интересно Как учить детей говорить – Инструкция для родителей

Особенности психологии детей с задержкой психического развития

Ввиду сугубо индивидуальных черт в развитии каждого ребенка, подчас бывает очень трудно отличить норму от патологии. Признаки этого заболевания могут иметь самые разнообразные проявления, в зависимости от темперамента, врожденных черт характера и стечения жизненных обстоятельств.

Ребенок-флегматик, например, тоже бывает вял, малоподвижен и апатичен, но при этом не иметь ничего подобного с признаками задержки психического развития. А вот если уделать развитию малыша мало времени, то и гиперактивный холерик будет иметь «пробелы» в навыках и умениях.

Во многом страдает эмоционально-волевая сфера. Подчас ребенку с проявлениями ЗПР трудно принимать активные решения. Он не в состоянии заставить себя заняться необходимым и нужным делом, совершив над собой усилие

Внимание его рассеянно и малоэффективно, он постоянно ноет и отвлекается. При этом ерзает на стуле, стучит ногами и мнет что-то руками, беспрестанно разговаривает без всякой цели и смысла

Целостность восприятия ребенка нарушена. Он не в состоянии узнавать знакомые предметы в незнакомой обстановке. Осознание им мира ограничено, он плохо ориентируется на местности, медленно соображает, если оказывается в сложной ситуации. Ему трудно представить предмет по его словесному описанию.

Дети с проявлениями ЗПР страдают слабой памятью, нередко испытывают проблемы с развитием речи (не выговаривают буквы, переставляют слоги в словах, их лексикон скуден и беден, дети могут вообще не уметь разговаривать). Они плохо решают задачи, связанные с анализом, сравнением и обобщением, отличаются отсутствием образного мышления или затруднениями в областях, связанных с применением абстрактной памяти.

Успеваемость в школе у таких детей – хуже некуда. И дело не только в том, что они не готовят домашнее задание, им просто сложно запомнить и осознать выученный материал, прочитанное, что называется, влетает в одно ухо и вылетает из другого.

Что нужно знать родителям?

  • ЗПР – не окончательный диагноз, а временное состояние, но требующее грамотной и своевременной коррекции, чтобы ребенок смог догнать сверстников до нормального состояния интеллекта и психики.
  • Для большинства детей с ЗПР коррекционная школа или класс станет отличной возможностью ускорить процесс решения проблемы. Коррекция должна проводиться вовремя, иначе время будет упущено. Поэтому позиция «я в домике» здесь не является правильной: проблему игнорировать нельзя, ее нужно решать.
  • При обучении в коррекционной школе ребенок уже к началу средней школы, как правило, готов вернуться в обычный класс, и сам по себе диагноз ЗПР не скажется на дальнейшей жизни ребенка.
  • Крайне важна точная диагностика. Диагноз не могут ставить врачи общей практики – только специалисты по психическим/интеллектуальным нарушениям.
  • Не сидите на месте — обращайтесь к специалистам. Вам будут нужны консультации психолога, логопеда, невролога, дефектолога и психоневролога.
  • Подбирайте специальные дидактические игры, соответственно способностям ребенка, развивайте память и логическое мышление.
  • Посещайте с ребенком занятия по ФЭМП — и приучайте к самостоятельности.

Ну и среди главных рекомендаций – классические советы: создайте ребенку благоприятные условия для развития без стрессов, приучайте к режиму дня — и любите свое чадо!

Сайт Colady.ru благодарит вас за внимание к статье — надеемся, что она была для вас полезна. Просим поделиться отзывами и советами с нашими читательницами!

Кто и когда может поставить ребенку диагноз ЗПР или ЗПРР?

Сегодня на просторах интернета можно прочитать немало историй о постановке диагноза ЗПР (а то более сложных диагнозов) обычным невропатологом из поликлиники.

Мамы и папы, запомните главное: врач-невропатолог не имеет права единолично ставить такой диагноз!

  • Диагноз ЗПР или же ЗПРР (прим. – задержка психического и речевого развития) может быть поставлен только по решению ПМПК (прим. – психолого-медико-педагогическая комиссия).
  • Главная задача ПМПК – поставить или снять диагноз ЗПР либо «умственная отсталость», аутизм, ДЦП и проч., а также определить – какая нужна ребенка программа обучения, нужны ли ему дополнительные занятия, и проч.
  • В составе комиссии обычно присутствуют несколько специалистов: дефектолог, логопед и психолог, психиатр. А также учитель, родители ребенка и администрация образовательного учреждения.
  • На основании чего комиссия делает выводы о наличии либо отсутствии ЗПР? Специалисты общаются с ребенком, проводят проверку его навыков (включая письмо и чтение), дают задания на логику, математику, и проч.

Как правило, подобный диагноз появляется у детей в медицинских картах в 5-6 лет.

Профилактика

Задержка речевого развития у ребенка 3-5 лет — это крайне неприятно для всей семьи. Самой эффективной работой по профилактике описанной проблемы является постоянное общение с мамой, взрослыми, создание хороших условий для развития малыша в целом, постоянное общение со своим ребенком, чтение ему книг, заучивание стихотворений. Немаловажную роль в развитии речи играет мелкая моторика рук — рисование, лепка из пластилина, пальчиковые и дидактические игры. Все эти методы доступны для реализации дома. Даже если признаки задержки речевого развития у детей до 3 лет полностью отсутствуют, все равно необходимо максимум общения, чтобы избежать проблем в будущем.

Методы лечения ЗРР

Медицинские

При отставании малыша в развитии речи часто невролог или невропатолог назначает такие медикаменты:

  1. Когитиум – стимулирует нормальное функционирование работы зон головного мозга, отвечающие за развитие речи;
  2. Лецитин, Энцефабол, Кортексин, Актовегин, Нейромультивит – ноотпропные препараты, что используются для питания головного мозга. Это ускоряет формирование нейронов.

Педагогические

Лекарственная терапия – не панацея от ЗРР. С детьми должны заниматься дефектолог и логопед. Перед дефектологом стоит задача повысить интеллектуальный и социальный уровень ребенка. Педагог использует систематические игры, которые корректируют негативные факторы развития и восстанавливают речевую функцию. Это сказкотерапия, подражание звуков, гимнастика языка и лица, развитие мелкой моторики и т.д. Занятия с врачом-дефектологом начинаются после двух лет. Медицинские центры разрабатывают целые программы для детей с патологией речи.

Логопед работает с малышами 4-5 лет. Врач учит ребенка правильно выговаривать буквы, строить предложения и формировать рассказы.

Но вы и сами должны освоить навыки, как научить ребенка выговаривать буквы.

Коррекционные

Методика заключается в физиотерапии, которая восстанавливает части головного мозга, речевую функцию и умственные способности. Самыми эффективными методами считаются:

  • Магнитотерапия

    С помощью низкочастотных волн стимулируется течение химических и психических процессов в организме. Противопоказана детям до 2 лет.

  • Электрорефлексотерапия

    Врач специальным аппаратом воздействует на части мозга, которые отвечают за развитие речи. Метод применяется у малышей с полугода, но имеет противопоказания: эпилепсия, судороги, психический разлад.

Альтернативные

Вспомогательными методами могут быть:

  • Дельфинотерапия – лечение с участием дельфинов;
  • иппотерапия – лечебная верховая езда;
  • развивающие уроки;
  • арт терапия – лечение рисованием;
  • остеопатия – ручной метод воздействия на структуру тела ребенка, который позволяет восстановить различные нарушения.

Мы уже говорили о причинах и признаках задержки речевого развития (ЗРР) у двухлеток, а также рассматривали методы лечения у детей, доступные в домашних условиях. Если же, несмотря на все ваши усилия, к трем годам кроха так и не начал хорошо говорить, стоит задуматься о полноценной диагностике задержки речи и ее профессиональном лечении.

В конце статьи мы подготовили для вас доп.материал. Скачайте чек-лист «Задержка речевого развития у ребенка» и узнайте нормы развития речи у детей, признаки ЗРР и алгоритм действий при ЗРР!

Коррекционная работа

Коррекция детей с ЗПР направлена на изменение структуры психической деятельности, чтобы исправить или хотя бы уменьшить задержку в развитии. Она требует постоянной диагностики для понимания, насколько успешно проходит реабилитация. В зависимости от полученных результатов составляется эффективная коррекционная программа работы для детей с ЗПР.

Другой важный принцип коррекции – совместная работа психолога, педагога, логопеда и медицинского работника. Крайне необходима обратная связь с родителями.

Должна быть создана эффективная среда вокруг малыша с задержкой психического развития, в которой его возможности и особенности проявятся в полной мере

Важно поддерживать положительный фон общения не только с педагогом, но и в семье

Общие требования к программам

Программы коррекции детей с ЗПР составляются педагогами-дефектологами. Единой формулы устранения психической задержки не может быть, ведь она у всех проявляется по-разному. При создании подходящей программы реабилитации детей ЗПР учитывается:

  • Вид дефекта,
  • Уровень текущего развития,
  • Индивидуальные особенности,
  • Насколько вовремя применяется коррекция.

Программа коррекции ЗПР у дошкольников должна включать в себя важные компоненты:

  • Диагностику уровня развития основных психических процессов.
  • Основное развитие (сенсорика, мышление, восприятие, интеллект).
  • Коррекцию эмоционально-волевой сферы.
  • Развитие речи, исправление ее дефектов.
  • Коммуникации среди сверстников и взрослых.

План коррекционных занятий для детей с ЗПР ориентирован на исправление основных психических процессов:

Психический процесс
Точка развития при коррекции
Внимание

Увеличение объема внимания и его концентрации.
Распределение между разными типами деятельности и переключение.
Поддержание большей устойчивости за счет мыслительной и творческой работы.
Повышение наблюдательности и произвольности.

Восприятие

Улучшение предметно-исследовательской деятельности.
Формирование целостного восприятия.
Овладение сенсорными эталонами.
Совершенствование мелкой моторики, координации.
Улучшение восприятия пространства и ориентировки в нем.

Память

Развитие образности.
Улучшение словесной произвольной памяти.

Мышление

Формирование наглядно-действенного, наглядно-образного мышления.
Освоение сравнения, обобщения.
Развитие понимания причинно-следственных связей.

Речь

Устранение дефектов произношения.
Расширение словарного запаса.
Совершенствование смысловой стороны речи.

Методики коррекционной работы с дошкольниками

Методики диагностики и коррекции задержки психического развития подбираются индивидуально, их существует большое количество. Они классифицируются в зависимости от направленности и возраста. Так, существуют методики коррекции:

  • Эмоционально-волевой сферы.
  • Внимания.
  • Восприятия.
  • Речи и пр.

В качестве примера можно привести  упражнения при задержке психического развития на коррекцию мышления в старшем дошкольном возрасте:

  • Упражнение «Найди тайник». Малышу выдается карта помещения, на которой отмечено местонахождение «клада». Он должен отыскать его, опираясь на предоставленную схему.
  • Игра «Угадай предмет». Педагог загадывает предмет. Дети задают вопросы о его свойствах и пытаются отгадать, что это.
  • Игра «Маски». На одного из участников одевают маску животного. Задача остальных — без слов показать этого зверя, а тот, на ком надета маска, должен его отгадать.

Для коррекции сферы воображения:

  • Упражнение «Сказочные звери». Ведущий вспоминает животное из сказки, но не называет, а рассказывает своими словами о нем. Остальные должны отгадать зверя.
  • Упражнение «Завершение рисунка». Дошкольнику выдается незавершенный рисунок. Его задача – дорисовать на свое усмотрение.
  • Игра «Лепестки». Педагог выдает участникам лепестки разного цвета, каждый выбирает понравившийся. Задача – рассказать, что произойдет с этим лепестком дальше.
  • Игра «Необыкновенное животное». Дети рисуют вымышленных зверей. После воспитатель просит назвать имя необычного зверя и рассказать историю о нем.

В коррекции следует уделять большое внимание всем видам деятельности, связанным с мелкой моторикой рук. Сюда относятся лепка, рисование, аппликация, мозаика и пр

Повышение чувствительности кончиков пальцев способствует формированию всех психических процессов. Дидактические игры направлены на коррекцию задержки развития эмоционально-волевой сферы, личностного развития.

Ссылка на основную публикацию